Решение по делу № 2-1273/2018 от 16.10.2018

Дело № 2-1-1273/2018

УИД 64RS0010-01-2018-001638-71

Решение

Именем Российской Федерации

18 декабря 2018 года г. Вольск

Вольский районный суд Саратовской области в составе

председательствующего судьи Строгановой Е.В.,

при секретаре Визгаловой А.Д.,

с участием представителя истца Вологина А.Б.,

представителя ответчика ГКУ СО «Управление социальной поддержки населения Вольского района» Яцык И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Пахомова А. В. к Фонду социального страхования Российской Федерации, ФКУ «Главное бюро МСЭ по Саратовской области» Министерства труда и соцзащиты Российской Федерации, Министерству социального развития Саратовской области, ГКУ СО «Управление социальной поддержки населения Вольского района», ГУ Саратовское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о понуждении к выполнению обязательств по обеспечению инвалида средствами реабилитации, санаторно-курортным лечением, компенсации морального вреда,

установил:

Пахомов А.В. обратился в суд с иском к Фонду социального страхования Российской Федерации, ФКУ «Главное бюро МСЭ по Саратовской области» Министерства труда и соцзащиты Российской Федерации, Министерству социального развития Саратовской области, ГКУ СО «Управление социальной поддержки населения Вольского района», ГУ Саратовское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о понуждении к выполнению обязательств по обеспечению инвалида средствами реабилитации, санаторно-курортным лечением, компенсации морального вреда, мотивируя свои требования тем, что он является <данные изъяты> в связи с чем пользуется льготами и гарантиями в соответствии с положениями Федерального закона РФ «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24.11.1995 года № 181-ФЗ. В нарушение требований закона Фонд социального страхования РФ, Министерство социального развития Саратовской области, ГКУ СО «Управление социальной поддержки населения Вольского района» произвольно лишили его санаторно-курортного лечения, необходимых лекарственных средств, следующих средств реабилитации: <данные изъяты>.

ФКУ «Главное бюро МСЭ по Саратовской области» Министерства труда России произвольно не включило в его индивидуальную программу реабилитации сведения о необходимости получения <данные изъяты>.

Указанными выше действиями, нарушающими права <данные изъяты>, ответчики причинили истцу моральный вред, выражающийся переживаниями, эмоциональным стрессом, потерей благоприятных условий жизни, угнетениями, связанными с открытым произволом и дискомфортом.

Просит обязать ответчиков к выполнению государственных обязательств по обеспечению его, <данные изъяты>, санаторно-курортным лечением, необходимыми лекарственными средствами, следующими средствами реабилитации: <данные изъяты>; обязать ФКУ «Главное бюро МСЭ по Саратовской области» Минтруда России включить в его индивидуальную программу реабилитации сведения о необходимости получения <данные изъяты>; взыскать с каждого из ответчиков в его пользу компенсацию морального вреда в размере 1 000 000 руб.

В последующем к участию в деле в качестве соответчика было привлечено ГУ Саратовское региональное отделение Фонда социального страхования РФ.

В ходе судебных заседаний истец отказался от исковых требований об обязании ответчиков к выполнению государственных обязательств по обеспечению истца <данные изъяты>.

Определением Вольского районного суда Саратовской области от 04.12.2018 года производство по делу в данной части было прекращено.

С учетом уточненных исковых требований просил обязать Фонд социального страхования РФ, ГУ Саратовское региональное отделение Фонда социального страхования РФ обеспечить его санаторно-курортным лечением; обязать ГКУ СО «Управление социальной поддержки населения Вольского района» обеспечить его <данные изъяты>; обязать Министерство социального развития Саратовской области обеспечить его <данные изъяты>. Остальные требования оставил прежними.

Истец о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился, имеется ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, обеспечив явку в судебное заседание своего представителя.

Представитель истца Вологин А.Б., действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования истца поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Ответчик Фонд социального страхования РФ о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, явку в судебное заседание своего представителя не обеспечил, представил в суд возражения в которых исковые требования истца считает не обоснованными и не подлежащими удовлетворению, указывая, что с 2009 года в полномочия Фонда не входит обеспечение инвалидов и отдельные категории граждан из числа ветеранов, проживающих на территории Саратовской области техническими средствами реабилитации и путевками на санаторно-курортное лечение на основании распоряжений Правительства РФ от 31.12.2009 года № 2104-р и от 28.12.2017 года № 2972-р. Личное дело по обеспечению Пахомова А.В. по его обеспечению техническими средствами реабилитации ( далее ТСР) и путевками на санатороно- курортное лечение в Фонде отсутствует. В Фонд Пахомов А.В. с заявлением об обеспечении его ТСР и путевками на санаторно-курортное лечение не обращался, никаких документов не предоставлял, Фонд в отношении Пахомова А.В. никаких решений не выносил и приказов не принимал, в связи с чем не мог нарушить права и законные интересы истца.

Ответчик ГУ Саратовское региональное отделение Фонда социального страхования РФ о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, представитель в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, в предыдущих судебных заседаниях представитель ответчика Арсеньева А.Е. исковые требования истца не признала, полагала их необоснованными и не подлежащими удовлетворению, пояснила, что Пахомов А.В. является <данные изъяты>, в связи с чем, имеет право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг в соответствии со ст. 6.1, 6.7 Федерального закона от 17.07.1999г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи». На основании Соглашения от 01.12.2017г. № 460 между Министерством социального развития Саратовской области и Государственным учреждением - Саратовским региональным отделением Фонда социального страхования РФ с 01.01.2018 г. отделению переданы полномочия по оказанию отдельным категориям граждан государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно. Переданный в установленном порядке реестр, подтвержденный
копиями заявлений граждан и справками медицинских организаций формы
№ 070/у (070/у-04), содержал более 7 тыс. неисполненных заявлений на
предоставление путевок на санаторно-курортное лечение от граждан
льготных категорий, диапазон подачи которых варьировался с 2010 по 2017
годы. В рамках указанного Соглашения отделению Фонда были переданы
сведения и документы Пахомова А.В. - копия заявления о предоставлении
путевки от 20.03.2017 года и справка о нуждаемости в санаторно-курортном
лечении формы 070/у-04. В настоящее время Пахомов А.В. поставлен на учет в отделении Фонда с сохранением переданной очередности обеспечения санаторно-курортным лечением, установленной исходя из последовательности, определяемой датой регистрации заявления от 20.03.2017 года. По состоянию на 27.11.2018 года номер очереди Пахомова А.В. в реестре граждан - получателей государственной социальной помощи в виде социальной услуги по санаторно-курортному лечению по Саратовской области .

Ответчик Министерство социального развития Саратовской области о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, имеется ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя Министерства, в материалы дела представлены возражения, в которых ответчик исковые требования Пахомова А.В. считает необоснованными и не подлежащими удовлетворению, указывает, что постановлением РФ от 07.04.2008 года № 240 утверждены Правила обеспечении инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями. В соответствии с указанными правилами право на обеспечение техническими средствами реабилитации у инвалида возникает с момента подачи им заявления в уполномоченный орган. В период с 2016 года по 2018 годы в Министерство не поступало заявлений от Пахомова А.В. с требованием обеспечить его в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида корсетом жесткой фиксации, аппаратом на нижние конечности туловища, тутором на голеностопный сустав, тутором на коленный сустав, обувью на аппарат.

Ответчик ФКУ «Главное бюро МСЭ по Саратовской области» Министерства Труда и соцзащиты РФ о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, представитель ответчика просит рассмотреть дело в его отсутствие, в предыдущих судебных заседаниях представители ответчика Сергеева Т.Г. и Кузина О.А. исковые требования Пахомова А.В. не признали, считают их необоснованными и не подлежащими удовлетворению, в предыдущих судебных заседаниях дали пояснения аналогичные изложенным в письменных возражениях, дополнительно пояснив, что корсет жесткой фиксации - это ортопедическое изделие, сделанное из полимерного материала, который нужен для фиксации туловища в правильном положении. Данный корсет был рекомендован истцу после аварии. Сейчас у истца все переломы срослись. И ему в соответствии с ИПР от 20.11.2018 года рекомендован реклинатор. Реклинатор - это корректор осанки, он формирует правильное положение позвоночника. Аппарат на нижние конечности нужен для разработки подвижности ног, он облегчает передвижение. Туторы, как правило, сделаны из мягкой ткани, и нужны для правильного формирования стоп. Обувь на аппарат - это специальная обувь, она рекомендована истцу согласно ИПР от 20.11.2018 года. Противопролежневая подушка нужна для профилактики пролежней в районе ягодичной области, поскольку истец постоянно находится в коляске. Согласно исковым требованиям, истцу рекомендовано все в ИПР от 20.11.2018 года, кроме корсета жесткой фиксации и памперсов. Поэтому, в порядке контроля было произведено переосвидетельствование Пахомова А.В., в результате чего в его программу реабилитации были включены памперсы в количестве 1 шт. в день. Согласно общему порядку, инвалиду разрабатывается ИПР, если человек с ней не согласен он вправе ее обжаловать в течении 1 месяца в ФКУ «Главное бюро МСЭ по Саратовской области» Министерства труда и соцзащиты Российской Федерации, а далее и в Главное Бюро МСЭ.

Представитель ответчика ГКУ СО «Управление социальной поддержки населения Вольского района» Яцык И.В. в судебном заседании исковые требования Пахомова А.В. не признала полностью, считает из незаконными и не обоснованными, в судебном заседании дала пояснения из которых следует, что техническими средствами реабилитации, а именно противопролежневой подушкой и металлической опорой в кровать Пахомов А.В. обеспечен.

Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора Филиала № 24 ФКУ «Главное бюро МСЭ по Саратовской области» Министерства труда и социальной защиты РФ, филиала № 7 Саратовского регионального отделения Фонда социального страхования РФ о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, возражений не представили, ходатайств не заявляли.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (далее - Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ).

В соответствии со ст. 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют указанные в ней категории граждан, в том числе инвалиды.

В состав набора социальных услуг включается, согласно пп. 1.1 ч. 1 ст. 6.2 названного федерального закона, предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, в санаторно-курортные организации, определенные в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год (ч. 2 ст. 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ).

В силу ч. 5 ст. 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ порядок предоставления гражданам социальных услуг устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 328 (с последующими изменениями) утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, который регулирует в том числе предоставление гражданам при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение (далее - Порядок).

Пунктом 3.1 Порядка предусмотрено, что обеспечение санаторно-курортным лечением осуществляется путем предоставления гражданам при наличии медицинских показаний санаторно-курортных путевок в санаторно-курортные организации, расположенные на территории Российской Федерации и включенные в Перечень, который утверждается Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Организация приобретения путевок на санаторно-курортное лечение осуществляется Фондом социального страхования Российской Федерации и органом, уполномоченным высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на осуществление части полномочий Российской Федерации по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению отдельным категориям граждан при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно в случае их передачи на основании соглашений, заключенных между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и высшими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее - уполномоченный орган) (п. 3.3 Порядка).

Согласно п. 3.6 Порядка граждане при наличии медицинских показаний и отсутствии противопоказаний для санаторно-курортного лечения получают в лечебно-профилактическом учреждении по месту жительства справку для получения путевки по форме N 070/у-04, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации России от 22 ноября 2004 г. N 256.

Заявление о предоставлении путевки, к которому должны быть приложены все необходимые документы, в том числе справка по форме N 070/у-04, подается гражданином в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации или органы социальной защиты населения, с которыми территориальный орган Фонда заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение (далее - органы социальной защиты населения), по месту жительства до 1 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в территориальные органы Фонда либо в уполномоченный орган (п. 3.7 Порядка).

Территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации и органы социальной защиты населения, а также уполномоченные органы не позднее 10 дней с момента поступления заявления о предоставлении санаторно-курортной путевки и справки для получения путевки сообщают гражданину (в том числе в электронном виде, если заявление было представлено в форме электронного документа) о регистрации его заявления с указанием даты регистрации и регистрационного номера (п. 3.8 Порядка).

Санаторно-курортные путевки должны быть выданы не позднее чем за 18 дней (для детей-инвалидов, инвалидов с заболеваниями и последствиями травм спинного и головного мозга - за 21 день) до даты заезда в санаторно-курортное учреждение (п. 3.9 Порядка).

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27 марта 2012 г. N 271н утвержден Административный регламент предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, государственной социальной услуги по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно (далее - Административный регламент).

Документами, необходимыми для предоставления территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации заявителю путевки на санаторно-курортное лечение, а также бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту санаторно-курортного лечения по путевке, предоставленной территориальным органом Фонда, и обратно, являются заявление о предоставлении государственной услуги и справка для получения путевки по форме N 070/у-04, выданная заявителю лечащим врачом в лечебно-профилактическом учреждении, с рекомендацией санаторно-курортного лечения (п. 13 Административного регламента).

Пункт 19 Административного регламента содержит исчерпывающий перечень оснований для приостановления или отказа в предоставлении государственной услуги по предоставлению территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации путевок на санаторно-курортное лечение, а также бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту санаторно-курортного лечения по путевке и обратно. Согласно данному перечню к таким основаниям относятся: отсутствие у гражданина статуса, дающего право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, непредставление заявителем необходимых документов либо представление документов, оформленных с нарушением требований законодательства Российской Федерации, отказ гражданина от получения соответствующей государственной услуги.

Частью 3 ст. 6.5 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ предусмотрено, что порядок финансирования расходов по оказанию гражданам государственной социальной помощи в виде социальных услуг устанавливается Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 1, 4 Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 864, финансовое обеспечение по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг (в него входит предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение) является расходным обязательством Российской Федерации.

Финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением отдельным категориям граждан мер социальной поддержки в виде обеспечения путевкой на санаторно-курортное лечение и проездом на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, осуществляется за счет денежных средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год, которые направляются в виде межбюджетных трансфертов Фонду социального страхования Российской Федерации.

Фонд социального страхования Российской Федерации распределяет указанные денежные средства по территориальным отделениям Фонда на основании представленных ими бюджетных заявок и перечисляет их санаторно-курортным учреждениям в соответствии с заключенными с ними договорами (п. п. 4, 11, 19 - 21 Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 864).

Путевки на санаторно-курортное лечение приобретаются территориальными отделениями Фонда социального страхования Российской Федерации за счет и в рамках выделенных бюджетных денежных средств в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

Таким образом, из содержания приведенных нормативных положений, регулирующих отношения по предоставлению отдельным категориям граждан меры социальной поддержки в виде предоставления путевки на санаторно-курортное лечение, следует, что они закрепляют механизм реализации права на санаторно-курортное лечение, определяют источник и объемы финансирования государственной социальной помощи в виде предоставления путевки на санаторно-курортное лечение, а также порядок реализации гражданами права на получение путевки на санаторно-курортное лечение.

Обращение гражданина, имеющего право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг, с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение, к которому приложены необходимые документы, подтверждающие нуждаемость в санаторно-курортном лечении по состоянию на соответствующий календарный период, является юридическим фактом, обусловливающим начало правоприменительной процедуры, в рамках которой путевки на санаторно-курортное лечение должны предоставляться таким гражданам в последовательности, определяемой датой регистрации их заявлений. Иными словами, не исключается установление очередности обеспечения граждан путевками на санаторно-курортное лечение, что - при условии соблюдения указанной последовательности - согласуется с конституционными принципами справедливости и равенства, а также с требованиями ст. 17 (ч. 3) Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 3 апреля 2014 г. N 686-О).

Право на получение государственной социальной помощи в виде предоставления при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение имеют в равной степени все указанные в ст. 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ категории граждан, внеочередное или первоочередное обеспечение путевками на санаторно-курортное лечение кого-либо из этих категорий граждан данный закон не предусматривает.

Положение ч. 2 ст. 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ о том, что периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год, само по себе не регулирует порядок и не устанавливает сроки предоставления им путевок на санаторно-курортное лечение как в рамках указанного периода, так и за его пределами.

Соответственно, если гражданин в установленном порядке обратился в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации либо органы социальной защиты населения, либо иные уполномоченные органы с заявлением о предоставлении ему путевки на санаторно-курортное лечение, подтвердив свое право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, наличие показаний и отсутствие противопоказаний для санаторно-курортного лечения, но в течение календарного года не был обеспечен такой путевкой, данная услуга не считается предоставленной и гражданин сохраняет за собой право на ее предоставление.

В судебном заседании установлено и не оспаривалось сторонами, что Пахомов А.В. является <данные изъяты>. С заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение по индивидуальной программе реабилитации от 10.10.2017 г., выданной ФКУ ГБ МСЭ по Саратовской области №24 Пахомов А.В. обратился в ГАУ СО ЦСЗН Вольского района (ныне ГКУ СО «Управление социальной поддержки населения Вольского района») 20.03.2017 года. Истец на основании вышеуказанного заявления был принят на учет для обеспечения санаторно-курортным лечением. Путевкой на санаторно-курортное лечение Пахомов А.В. до настоящего времени не обеспечен.

На основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 28.12.2017 года № 2972-р «Об утверждении соглашения между Минтрудом России и Правительством Саратовской области о передаче Правительству Саратовской области осуществления части полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов» с 01.01.2018 г. полномочия по обеспечению вышеуказанных категорий граждан, а также список необеспеченных граждан санаторно-курортными путевками, переданы в Саратовское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (том 1, л.д. 49-53).

По реестрам передачи документов документы Пахомова А.В. на получение путевки на санаторно-курортное лечение значатся за .

В настоящее время Пахомов А.В. поставлен на учет в ГУ Саратовское региональное отделение Фонда социального страхования РФ с сохранением переданной очередности обеспечения санаторно-курортным лечением, установленной исходя из последовательности, определяемой датой регистрации заявления от 20.03.2017 года. По состоянию на 27.11.2018 года номер очереди Пахомова А.В. в реестре граждан - получателей государственной социальной помощи в виде социальной услуги по санаторно-курортному лечению по Саратовской области – .

ИПРА инвалида от 07.09.2018 года (том 1 л.д. 197), ИПРА инвалида от 15.11.2018 года (том 1, л.д. 217 об.), ИПРА от 20.11.2018 года (том 2, л.д. 17 об.) Пахомову А.В. также рекомендовано санаторно-курортное лечение.Учитывая установленные в судебном заседании обстоятельства, а также что предоставление путевки на санаторно-курортное лечение во внеочередном порядке до определенной календарной даты, а именно до окончания соответствующего календарного года, ни Федеральным законом от 17.07.1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", ни Федеральным законом от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" не предусмотрена, суд не находит правовых оснований для удовлетворения исковых требований истца к ГУ Саратовское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о понуждении к выполнению обязательств по обеспечению инвалида санаторно-курортным лечением.

Кроме того, в судебном заседании установлено и не оспорено истцом и его представителем, что в Фонд Социального страхования РФ Пахомов А.В. с заявлением об обеспечении его ТСР и путевками на санаторно-курортное лечение не обращался, никаких документов не предоставлял, Фонд в отношении Пахомова А.В. никаких решений не выносил и приказов не принимал, в связи с чем не нарушал права и законные интересы истца. При таких обстоятельствах, суд также не находит оснований для удовлетворения требований истца о понуждении данного ответчика к выполнению обязательств по обеспечению Пахомова А.В. санаторно-курортным лечением.

Статьей 10 Федерального закона от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» предусмотрено, что государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.

Согласно ст. 11 ФЗ № 181-ФЗ от 24.11.1995 года, индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида - комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных функций организма, формирование, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности. Федеральные учреждения медико-социальной экспертизы могут при необходимости привлекать к разработке индивидуальных программ реабилитации или абилитации инвалидов организации, осуществляющие деятельность по реабилитации, абилитации инвалидов. Порядок разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида и ее форма определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.

Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Индивидуальная программа реабилитации или абилитации имеет для инвалида рекомендательный характер, он вправе отказаться от того или иного вида, формы и объема реабилитационных мероприятий, а также от реализации программы в целом. Инвалид вправе самостоятельно решить вопрос об обеспечении себя конкретным техническим средством реабилитации или видом реабилитации, включая кресла-коляски, протезно-ортопедические изделия, печатные издания со специальным шрифтом, звукоусиливающую аппаратуру, сигнализаторы, видеоматериалы с субтитрами или сурдопереводом, другими аналогичными средствами.

Если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации или абилитации техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за собственный счет, ему выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых в порядке, установленном частью четырнадцатой статьи 11.1 настоящего Федерального закона. Порядок выплаты такой компенсации, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.

Отказ инвалида (или лица, представляющего его интересы) от индивидуальной программы реабилитации или абилитации в целом или от реализации отдельных ее частей освобождает соответствующие органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности от ответственности за ее исполнение и не дает инвалиду права на получение компенсации в размере стоимости реабилитационных мероприятий, предоставляемых бесплатно.

    Согласно ч. 14 ст. 11.1 ФЗ № 181-ФЗ от 24.11.1995 года, обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации или абилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.

    Постановлением Правительства РФ от 07.04.2008 года № 240 утверждены правила реабилитации отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно - ортопедическими изделиями.

    Пунктом 2 Правил предусмотрено, что обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации или абилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (далее - программа реабилитации).

Подпунктом «а» п. 3 Правил установлено, что обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими средствами и изделиями осуществляется путем предоставления соответствующего технического средства (изделия).

    Пунктом 4 Правил определено, что заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана) или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана), уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации соглашением полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов (далее - уполномоченный орган).

    Таким образом, исходя из положений п. п. 2-4 Правил обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется на основании заявления и в соответствии с индивидуальными программами реабилитации путем предоставления соответствующего технического средства (изделия). Право на соответствующее обеспечение возникает с момента подачи заявления.

    Согласно приложению № 2 к приказу Министерства социального развития Саратовской области от 22.10.2010 года № 1025 «Временный порядок взаимодействия Министерства социального развития Саратовской области, территориальных органов министерства и государственных учреждений социальной поддержки населения» при предоставлении инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, не являющихся инвалидами, протезов, протезно- ортопедических изделий, заявления на выдачу указанных средств технической реабилитации подаются непосредственно в Министерство социального развития Саратовской области.

    Впервые индивидуальной программой реабилитации или абилитации (далее – ИПРА) Пахомова А.В. такие технические средства реабилитации как <данные изъяты> были предусмотрены ИПРА от 09.12.2016 года, а затем нуждаемость Пахомова А.В. в названных средствах реабилитации сохранила свое действие и в ИПРА .24.64/2017 от ДД.ММ.ГГГГ, ИПРА .24.64./2016(2) от ДД.ММ.ГГГГ, ИПРА .24.64/2018 года от ДД.ММ.ГГГГ, ИПРА года от 15.11.2018 года, ИПРА от 20.11.2018 года.

    Нуждаемость Пахомова А.В. в корсете жесткой фиксации с 2017 года ИПРА не предусмотрена (ИПРА от 10.10.2017 года и последующие), по состоянию здоровья Пахомову А.В. ИПРА рекомендован реклинатор-корректор осанки, что подтверждается письменными доказательствами, также объяснениями представителя ответчика ФКУ «Главное бюро МСЭ по Саратовской области» Кузиной О.А.

Между тем, как установлено в судебном заседании, и не оспаривалось стороной истца, с заявлением о предоставлении реклинатора, аппарата на нижние конечности и туловище (ортез), туторов на голеностопный сустав, туторов на коленный сустав, обуви на аппарат Пахомов А.В. в Министерство социального развития Саратовской области не обращался ( том 2, л.д.43, 47).

     Оценивая представленные доказательства, учитывая, что право на обеспечение техническими средствами реабилитации возникает у истца в заявительном порядке, суд не усматривает в действиях ответчика Министерства социального развития Саратовской области нарушения законных прав и интересов истца, в связи с чем оснований для удовлетворения требований истца к данному ответчику о возложении на него обязанности обеспечить Пахомова А.В. корсетом жесткой фиксации аппаратом на нижние конечности и туловище, тутором на голеностопный сустав, тутором на коленный сустав, обувью на аппарат, не имеется.

Согласно Правилам обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и услугами, а также отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденными Постановлением Правительства Саратовской области от 28.01.2010 N 29-П "О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и услугами, а также отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями" (далее – Правила).

Согласно Правилам, для постановки на учет на получение технического средства инвалид, либо лицо, представляющее его интересы, подает в УСПН заявление о предоставлении технического средства с предоставлением паспорта инвалида и индивидуальной программы реабилитации, разрабатываемой федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации. В случае обращения через представителя предъявляются документы, удостоверяющие личность и полномочия представителя.

На каждое техническое средство инвалид ставится в отдельную очередь (в соответствии федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. N 2347-р).

Специалист УСПН регистрирует заявление в Журнале учета заявлений граждан, нуждающихся в получении технических средств и заносит информацию в базу данных.

УСПН рассматривает заявление, в 15-дневный срок с момента его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида о постановке на учет по обеспечению техническим средством либо об отказе в постановке на учет в случае, если: техническое средство не предусмотрено индивидуальной программой реабилитации; документы, указанные предусмотренные Правилами представлены не в полном объеме. Заявление действительно и не теряет силы по истечению календарного года до момента предоставления технического средства.

Инвалид, получивший техническое средство, подлежит снятию с учета по обеспечению техническим средством.

В целях определения потребности УСПН формирует и направляет в Министерство социального развития Саратовской области заявку о потребности в технических средствах в соответствии с количеством инвалидов, вставших на учет. На основании информации о потребности в технических средствах, представленной УСПН, и с учетом заключенных государственных контрактов (договоров) Министерство направляет в УСПН разнарядки.

На основании разнарядки Министерства, одновременно с уведомлением, УСПН высылает (выдает) направление инвалиду на получение технических средств, в организациях, отобранных Министерством по итогам конкурса, аукциона, и т.д., проведенных в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сферах закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - отобранная организация).

Техническое средство, в отобранных организациях, может быть получено инвалидом либо лицом, представляющим его интересы на основании выданного УСПН направления.

В соответствии с ИПРА от 26.09.2016 года заявления Пахомова А.В. о его нуждаемости, в том числе в противопролежневой подушке гелевой, опоре в кровать металлической приняты 27.09.2016 года (том 1 л.д. 90, 102, 148, 149). В этот же день Пахомов А.В. был уведомлен о постановке на учет по обеспечению техническим средством, о чем в электронной базе технических средств реабилитации зарегистрировано уведомление.

Согласно ИПРА от 26.09.2016 года, данные технические средства реабилитации предусмотрены для проведения реабилитационных мероприятий в период с 26.09.2016 года по 01.10.2018 года и нуждаемость в указанных средствах реабилитации не отменялась последующими ИПРА.

Заявки на технические средства реабилитации были направлены в Министерство социального развития Саратовской области 07.10.2016 года (том 1, л.д. 105).

Согласно Государственному контракту № 65, заключенному 30.05.2017 года между Министерством социального развития Саратовской области и ООО «Унтеменен», и разнарядке к данному контракту Пахомову А.В. отправлено направление от 04.10.2017 года на получение противопролежневой подушки (гелевой) в количестве 1 шт. Данное средство получено инвалидом, о чем свидетельствует личная подпись Пахомова А.В., в отрывном талоне к направлению (Том 1, л.д. 85).

Согласно Государственному контракту , заключенному 18.10.2018 года между Министерством социального развития Саратовской области и ООО «ТИФЛО МАРКЕТ», и разнарядке к данному контракту Пахомову А.В. отправлено направление от 24.10.2018 года на получение опоры в кровать металлической (поручень комбинированный) в количестве 1 шт. Данное средство получено инвалидом, о чем свидетельствует личная подпись Пахомова А.В., в отрывном талоне к направлению (Том 2, л.д. 66).

Учитывая вышеизложенные обстоятельства, суд полагает требования истца о возложении на ГКУ СО «Управление социальной поддержки населения Вольского района» обязанности обеспечить его противопролежневой подушкой, металлической опорой в кровать не обоснованными и не подлежащими удовлетворению.

В судебном заседании установлено и подтверждено письменными материалами дела, что впервые Пахомов А.В. освидетельствован бюро МСЭ №24 г. Вольска 26.09.2016г. По результатам проведенной медико-социальной экспертизы Пахомову А.В. установлена <данные изъяты> с причиной <данные изъяты> сроком до ДД.ММ.ГГГГ. Разработана ИПРА с указанием нуждаемости, том числе и в обеспечении ТСР за счет средств федерального бюджета, в том числе корсетом жесткой фиксации и абсорбирующим бельем <данные изъяты>

В ноябре 2016 года Пахомов А.В. обратился в бюро №24 с целью коррекции ранее разработанной ИПРА.

По результатам проведенной ДД.ММ.ГГГГ заочно медико-социальной экспертизы с учетом результатов проведения реабилитационных мероприятий в РНЦ ВТО им академика П.А. Илизарова (октябрь 2016г.) и ФСНКЦ ФМБА России г. Красноярска (октябрь-ноябрь 2016 г.) и рекомендаций специалистов центров Пахомову А.В. разработана ИПРА

ДД.ММ.ГГГГ Пахомов А.В. вновь освидетельствован на дому бюро №24 с целью коррекции ИПРА. Согласно предоставленным на освидетельствование медицинским документам за межкомиссионный период проведены два курса реабилитационного лечения в НМХЦ им. НИ. Пирогова (ДД.ММ.ГГГГ). На фоне проведённого лечения в реабилитационном статусе отмечена положительная динамика. По результатам освидетельствования разработана ИПРА с указанием нуждаемости в проведении мероприятий медицинской и социальной реабилитации. Определена нуждаемость в обеспечении ТСР для сохранения достигнутого социально-средового статуса и ведения активного образа жизни: средства ухода: <данные изъяты>

В связи с несогласием Пахомова А.В. с разработанной ИПРА в части отказа в обеспечении абсорбирующим бельем и корсетом жесткой фиксации, экспертным составом Главного бюро проведена проверка обоснованности решения бюро №24 заочно по документам. Специалистами экспертного состава изучены материалы экспертизы и имеющиеся медицинские документы, согласно которым Пахомов А.В. регулярно проходит лечение в реабилитационном центре, на фоне лечения отмечается положительная динамика: <данные изъяты> Необходимости в рекомендации абсорбирующего белья нет. По рекомендации специалистов НМХЦ им. Н.И. Пирогова требуется корректор осанки (реклинатор), в ношении корсета жесткой фиксации не нуждается. Согласно заключению специалистов экспертного состава Главного бюро от 12.01.2018г. решение бюро №24 в части рекомендованных ТСР принято обоснованно в рамках требований действующего законодательства.

По имеющимся медико-экспертным документам Пахомов А.В. 06.09.2018 года обратился в Бюро с заявлением о проведении ему медико-социальной экспертизы с целью установления инвалидности и разработки ИПРА.

По результатам проведенной медико-социальной экспертизы Пахомову А.В. установлена <данные изъяты>. Разработана ИПРА с указанием нуждаемости, в том числе, в обеспечении ТСР за счет средств федерального бюджета, в том числе: <данные изъяты>

Согласно заключению НМХЦ им. Н.И. Пирогова у Пахомова А.В. имеется <данные изъяты>. Технические средства реабилитации, в том числе абсорбирующее белье и подгузники рекомендуются в соответствии с Приказом Минтруда России № 888н от 28.12.2017г. Согласно разделу 22 вышеуказанного приказа данные средства реабилитации рекомендуются при стойких выраженных или значительно выраженных нарушениях мочевыделительной функции, в связи с вышеизложенным, памперсы и пеленки Пахомову А.В. не были рекомендованы в ИПРА. По заключению НМХЦ им. Н.И. Пирогова, где Пахомов А.В. проходил реабилитацию с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в рекомендованных видах ТСР корсет жесткой фиксации отсутствует, но в ИПРА указана нуждаемость в реклинаторе-корректоре осанки.

ФКУ «Главное бюро МСЭ по Саратовской области» Министерства труда и соцзащиты Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ была проведена медико-социальная экспертиза в отношении истца в порядке контроля обоснованности решения бюро № 24 в части разработки ИПРА по разделу «Технические средства реабилитации». По результатам освидетельствования в перечень технических средств реабилитации были внесены изменения, а именно, ИПРА инвалида к протоколу от ДД.ММ.ГГГГ истцу дополнительно рекомендованы катетер <данные изъяты> Таким образом, на основании внесенных изменений, истцу было выписано абсорбирующее белье – подгузники. Согласно последним уточнениям корсет жесткой фиксации истцу не положен.

В судебном заседании установлено, что Пахомов А.В. с заявлениями о несогласии с решением бюро от 06.09.2018 года и последующих в части рекомендованных ТСР в адрес Главного бюро МСЭ не обращался, в установленном порядке решения бюро не обжаловал.

На основании исследованных доказательств, суд приходит к выводу, что заявленные истцом требования о возложении на ФКУ «Главное бюро МСЭ по Саратовской области» Минтруда России обязанности включить в его индивидуальную программу реабилитации сведения о необходимости получения корсета жесткой фиксации является необоснованным, поскольку данное ТСР не рекомендовано Пахомову А.В. медицинскими учреждениями, в которых он проходил лечение, по состоянию его здоровья.

Кроме того, истцом было заявлено требование о включении в его ИПРА сведений о необходимости получения памперсов и пеленок.

Памперсы и пеленки являются абсорбирующим бельем. ФКУ «Главное бюро МСЭ по Саратовской области» Минтруда России в порядке контроля произвело переосвидетельствование Пахомова А.В. в результате чего в его программу реабилитации были включены памперсы в количестве 1 шт. в день <данные изъяты> ( том 2, л.д. 28). Нуждаемость Пахомова А.В. по состоянию его здоровья в пеленках в судебном заседании не установлена.

Поскольку нарушение законных интересов и прав истца действиями ответчика ФКУ «Главное бюро МСЭ по Саратовской области» Минтруда России не нашло своего подтверждения в судебном заседании, суд не находит оснований для удовлетворения требований истца к данному ответчику в полном объеме.

Истцом заявлено требование о взыскании с каждого из ответчиков в его пользу компенсации морального вреда в размере 1 000 000 руб. Данное требование производно от основного требования. Поскольку в основном требовании истцу отказано в отношении всех ответчиков, следует отказать в удовлетворении требований о взыскании морального вреда.

На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 193-198 ГПК РФ, суд

решил:

Пахомову А. В. в удовлетворении исковых требований к Фонду социального страхования Российской Федерации, ФКУ «Главное бюро МСЭ по Саратовской области» Министерства труда и соцзащиты Российской Федерации, Министерству социального развития Саратовской области, ГКУ СО «Управление социальной поддержки населения Вольского района», ГУ Саратовское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о понуждении к выполнению обязательств по обеспечению инвалида средствами реабилитации, санаторно-курортным лечением, компенсации морального вреда, отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через Вольский районный суд путем подачи апелляционной жалобы.

Судья                                     Строганова Е.В.

2-1273/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Пахомов Андрей Валерьевич
Ответчики
ФКУ "Главное бюро МСЭ по Саратовской области" Минтруда России
Министерство социального развития Саратовской области
ГКУ СО "Управление социальной поддержки населения Вольского района"
ГУ Саратовское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации
Фонд социального страхования Российской Федерации
Другие
Вологин Алексей Борисович
Филиал № 7 Саратовского регионального отделения Фонда социального страхования РФ
Филиал № 24 ФКУ «ГБМСЭ по Саратовской области» Министерства труда и соцзащиты РФ
Суд
Вольский районный суд Саратовской области
Дело на сайте суда
volsky.sar.sudrf.ru
03.05.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
03.05.2020Передача материалов судье
03.05.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
03.05.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.05.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
03.05.2020Предварительное судебное заседание
03.05.2020Судебное заседание
03.05.2020Судебное заседание
03.05.2020Судебное заседание
03.05.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.05.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.01.2020Дело оформлено
30.01.2020Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее