Дело №
Р Е Ш Е Н И Е СУДА
Именем Российской Федерации
29 июля 2021 года, Ногинский городской суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Зубова А.Г.,
при помощнике Баньщиковой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Филяковой А. Н. к администрации Богородского городского округа, управлению земельно-имущественных отношений о признании действий должностного лица незаконными,
установил:
Филякова А.Н. обратилась с указанным иском и просила суд:
Признать незаконными действия администрации Богородского городского округа по факту проведения проверки органом муниципального земельного контроля физического лица и недействительными документы, составленные по результатам проверки:
- акт проверки № от ДД.ММ.ГГГГ;
- предписание № от ДД.ММ.ГГГГ об устранении выявленного вкушения требований земельного законодательства.
Иск обосновывала тем, что ДД.ММ.ГГГГ органом муниципального земельного контроля администрации Богородского городского округа был составлен Акт проверки № земельного участка с кадастровым номером: №,принадлежащего истцу на праве собственности, по адресу: <адрес>, сельское поселение Аксено-Бутырское, вблизи д. Ельня.
Основанием для проведения проверки явилось распоряжение администрации Богородского городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-р «О проведении внеплановой, документарной, выездной проверки соблюдения земельного законодательства Филяковой А. Н.».
О том, что такая проверка в отношении истца будет проводиться, ей известно не было, что также следует из текста Акта проверки, где указано, что при проведении проверки ни истец, ни ее представитель не присутствовали, так как письмо о проведении проверки в мой адрес доставлено не было.
При этом, лицо, проводившее проверку Дубровин Н. А. - муниципальный земельный инспектор по использованию и охране земель на территории Богородского городского округа, со ссылкой на пункт 3 постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Порядка осуществления муниципального земельного контроля на территории <адрес>», указывает, что выездная проверка в случае отсутствия гражданина или его уполномоченного представителя может быть проведена при условии своевременного извещения о необходимости прибытия заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телеграммой и т. д., обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручения адресату.
Таким образом, считает, что проведенная проверка не соответствует требованиям нормативных актов, в связи с чем, считает ее проведение незаконным.
Следует отметить, что акт проверки № от ДД.ММ.ГГГГ и предписание № от ДД.ММ.ГГГГ об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства были ею получены после ДД.ММ.ГГГГ года, поэтому срок на обжалование не пропущен.
В судебное заседание административный истец Филякова А.Н. не явилась, извещена, обеспечил явку представителя адвоката Крылышкиной В.Г., которая доводы административного иска поддержала в полном объеме.
Представитель административного ответчика Администрации Богородского городского округа Гальцова О.Е. иск не признала, привела доводы аналогичные изложенным в письменных возражениях, доводы которых сводятся к тому, что нарушений действующего законодательства органом муниципального земельного контроля администрации Богородского городского округа не допущено. Просила в иске отказать.
Представитель административного ответчика Управления земельно-имущественных отношений в судебное заседание не явился, извещен.
Выслушав лиц участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Частями 9, 11 статьи 226 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 названной статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 статьи 226 КАС РФ, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Согласно ст. 264 Гражданского кодекса РФ, земельные участки могут предоставляться их собственниками другим лицам на условиях и в порядке, которые предусмотрены гражданским и земельным законодательством. Лицо, не являющееся собственником земельного участка, осуществляет принадлежащие ему права владения и пользования участком на условиях и в пределах, установленных законом или договором с собственником.
В соответствии со ст. 26 Земельного кодекса РФ, права на земельные участки подлежат государственной регистрации и удостоверяются документами в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
На основании ст.39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9-11 настоящего Кодекса.
Согласно ч.2 ст.3.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» и п.3 ч.2 ст.2 Закона Московской области от 24.07.2014 г №107/2014-03 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области отдельными государственными полномочиями в области земельных отношений» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа.
Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относит осуществление муниципального земельного контроля в границах городского округа к вопросам местного значения городского округа (п. 26 ч 1 ст. 16).
Согласно ст. 72 Земельного кодекса РФ под муниципальным земельным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления по контролю за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации, законодательства субъекта Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации, законодательством субъекта Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность.
В случае выявления в ходе проведения проверки в рамках осуществления муниципального земельного контроля нарушения требований земельного законодательства, за которое законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, в акте проверки указывается информация о наличии признаков выявленного нарушения. Должностные лица органов местного самоуправления направляют копию указанного акта в орган государственного земельного надзора.
В срок не позднее чем пять рабочих дней со дня поступления от органа местного самоуправления копии акта проверки, указанного в пункте 5 настоящей статьи, орган государственного земельного надзора обязан рассмотреть указанный акт и принять решение о возбуждении дела об административном правонарушении или решение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении и направить копию принятого решения в орган местного самоуправления (пункты 5,6 ст. 72 Земельного кодекса РФ).
Данной статьей Земельного кодекса РФ также установлено, что муниципальный земельный контроль осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления с учетом положений настоящей статьи (п. 2).
Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден Порядок осуществления муниципального земельного контроля на территории <адрес>.
Порядок предусматривает, что целями муниципального земельного контроля являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений земельного законодательств, а также осуществление контроля за рациональным и эффективным использованием земель на территории <адрес> (п. 1.2).
Муниципальный земельный контроль в отношении объектов земельных отношений осуществляется органом местного самоуправления, уполномоченным в соответствии с законодательством Российской Федерации на организацию и проведение на территории муниципального образования <адрес> проверок соблюдения обязательных требований.
Перечень должностных лиц, осуществляющих муниципальный земельный контроль, устанавливается в соответствии с уставом муниципального образования и иными муниципальными правовыми актами (п. 1.4).
Основанием для проведения внеплановой проверки является:
- истечение срока исполнения гражданином ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами;
- поступление в орган муниципального земельного контроля обращений и заявлений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о признаках нарушения земельного законодательства или фактах неустранения ранее выявленных нарушений;
- мотивированное представление должностного лица по результатам проведения планового (рейдового) осмотра, обследования земельных участков без взаимодействия с правообладателями земельных участков о выявленных нарушениях земельного законодательства;
- приказ или распоряжение руководителя, заместителя руководителя органа муниципального земельного контроля, изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям (п. 3.8 в ред. постановления Правительства МО от 23.08.2017 N 690/28)
О проведении внеплановой проверки гражданин уведомляется не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа муниципального земельного контроля заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или направления факса, телефонограммы, телеграммы в адрес местонахождения проверяемого лица или посредством его размещения на официальном сайте муниципального образования в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, в официальном печатном издании (п.3.9).
Выездная проверка в случае отсутствия гражданина или его уполномоченного представителя может быть проведена при условии своевременного извещения о необходимости прибытия заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телеграммой либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручения адресату (п.3.14).
В соответствии с п. 2 ст. 11 Устава Богородского городского округа <адрес> органы местного самоуправления Богородского городского округа организуют и осуществляют муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных муниципальными правовыми актами, принятыми по вопросам местного значения, а в случаях, если соответствующие виды контроля отнесены федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления, также муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных федеральными законами, законами Московской области.
Пунктом 17 статьи 2 Положения об администрации Богородского городского округа Московской области установлено, что к полномочиям администрации Богородского городского округа относится, в том числе, осуществление муниципального контроля с соблюдением требований Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.
Порядок организации и осуществления муниципального земельного контроля, организации и проведения мероприятий по профилактике нарушений требований законодательства Российской Федерации, законодательства Московской области при использовании земель, за нарушение которых законодательством Российской Федерации, законодательством Московской области предусмотрена административная и иная ответственность, установлен Постановлением администрации Богородского городского округа Московской области от 29.10.2019 № 3547 «Об утверждении административного регламента о порядке осуществления муниципального земельного контроля на территории Богородского городского округа».
В соответствии с п. 1 указанного регламента, непосредственное осуществление муниципального земельного контроля на территории Богородского городского округа возложено на отдел муниципального земельного контроля Управления земельно-имущественных отношений администрации.
Указанным регламентом также определены меры, принимаемые уполномоченным органом в отношении фактов нарушений, выявленных при проведении проверки, и установлены права и обязанности муниципальных земельных инспекторов при осуществлении муниципального земельного контроля.
Пунктом пп. 1 п. 16 регламента установлено, что по результатам проведения мероприятий по муниципальному земельному контролю должностным лицом составляется акт проверки.
Акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается гражданину или его уполномоченному представителю под расписку об ознакомлении или об отказе в ознакомлении с актом проверки. В случае отсутствия гражданина или его уполномоченного представителя, а также в случае отказа проверяемого лица от подписания акта проверки акт направляется гражданину или его уполномоченному представителю заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.
Кроме того, установлена обязанность должностных лиц, осуществляющих муниципальный земельный контроль, выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок нарушений земельного законодательства, а также осуществлять контроль за исполнением указанных предписаний в установленные сроки.
Таким образом, федеральное законодательство, законодательство субъекта Российской Федерации, а равно действовавшие в период возникновения спорных правоотношений нормы актов органа местного самоуправления предусматривает осуществление земельного контроля в отношении граждан с обязательным составлением актов проверки, а также выдачей предписаний об устранении выявленных нарушений требований земельного законодательства.
Судом установлено, что Распоряжением администрации Богородского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ №-р в отношении Филяковой А.Н. назначена внеплановая, документарная, выездная проверка соблюдения земельного законодательства на земельном участке с кадастровым номером №, площадью 6728 кв.м., категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - "размещение зданий, строений и сооружений, используемых для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции", расположенном по адресу: <адрес>. Срок проведения проверки назначен с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Извещение о проведении проверки направлено администрацией в адрес Филяковой А.Н. по ее месту регистрации заказным почтовым отправлением ДД.ММ.ГГГГ (почтовый идентификатор №) путем направления Уведомления от ДД.ММ.ГГГГ и Распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ №-р.
В соответствии с п.3.9 Порядка осуществления муниципального земельного контроля на территории <адрес>, утв. Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № о проведении внеплановой проверки гражданин уведомляется не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа муниципального земельного контроля заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или направления факса, телефонограммы, телеграммы в адрес местонахождения проверяемого лица или посредством его размещения на официальном сайте муниципального образования в информационнотелекоммуникационной сети Интернет, в официальном печатном издании.
Таким образом, процессуальные требования извещения о проведении проверки администрацией Богородского городского округа не нарушены.
С учетом положения пункта 2 статьи 165.1 ГК РФ юридически значимое сообщение, адресованное гражданину, осуществляющему предпринимательскую деятельность в качестве индивидуального предпринимателя или юридическому лицу, направляется по адресу, указанному соответственно в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей или в едином государственном реестре юридических лиц либо по адресу, указанному самим индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом.
При этом необходимо учитывать, что гражданин, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо несут риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресам, перечисленным в абзацах первом и втором настоящего пункта, а также риск отсутствия по указанным адресам своего представителя. Гражданин, сообщивший кредиторам, а также другим лицам сведения об ином месте своего жительства, несет риск вызванных этим последствий (пункт 1 статьи 20 ГК РФ). Сообщения, доставленные по названным адресам, считаются полученными, даже если соответствующее лицо фактически не проживает (не находится) по указанному адресу.
Если лицу, направляющему сообщение, известен адрес фактического места жительства гражданина, сообщение может быть направлено по такому адресу.
С учетом изложенного, суд соглашается с доводом административного ответчика, что административный истец был своевременно, надлежащим образом извещен о проводимой проверке.
В ходе проверки установлено, что земельный участок с кадастровым номером №, площадью 6728 кв.м., категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - "размещение зданий, строений и сооружений, используемых для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции", расположенном по адресу: <адрес>, используется собственником Филяковой А.Н. не по целевому назначению.
Согласно Акту проверки от ДД.ММ.ГГГГ № установлено, ДД.ММ.ГГГГ проведено обследование земельного участка, в результате которого установлено, что на вышеуказанном земельном участке расположены капитальное административное нежилое здание, 3 объекта капитального строительства, представляющие собой ангары, 4 металлических строения и 3 хозяйственных постройки. На обследуемой территории осуществляется стоянка, ремонт и обслуживание автомобильной, строительной техники, складируются строительные материалы (дерево, блоки). Земельный участок частично замусорен остатками строительных материалов.
Согласно Правилам землепользования и застройки (части территории) Богородского городского округа, утвержденным решением Совета депутатов Богородского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок с кадастровым номером №, расположен в территориальной зоне СХ-3 зона сельскохозяйственного производства. Зона сельскохозяйственного производства СХ-3 установлена для ведения сельскохозяйственного производства, обеспечения деятельности фермерских хозяйств, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, хлебных и иных, связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыболовства), в том числе, для размещения объектов капитального строительства, необходимых для сельскохозяйственного производства.
В основных, вспомогательных и условно-разрешенных видах разрешенного использования зоны сельскохозяйственного производства отсутствует вид "Ремонт автомобилей".
Таким образом, актом проверки №-ф/л-с/х от ДД.ММ.ГГГГ установлен факт использования Истцом земельного участка не по целевому назначению, Филяковой А.Н. вынесено предписание № от ДД.ММ.ГГГГ об устранении выявленных нарушений до ДД.ММ.ГГГГ.
На основании вышеизложенного, Акт проверки № от ДД.ММ.ГГГГ, а также Предписание № от ДД.ММ.ГГГГ вынесены уполномоченным органом в установленном законом порядке при наличии соответствующих правовых оснований.
Акт проверки № от ДД.ММ.ГГГГ и Предписание направлены в адрес Филяковой А.Н. по ее месту регистрации заказным почтовым отправлением ДД.ММ.ГГГГ (почтовый идентификатор №).
Таким образом, доводы административного истца о нарушении действующего законодательства при проведении земельного контроля в части не уведомления ее о проведении мероприятия, а также несвоевременного направления в ее адрес Акт проверки № от ДД.ММ.ГГГГ и Предписания, не нашел свое подтверждение в судебном заседании, а потому иск Филяковой А. Н. к администрации Богородского городского округа, управлению земельно-имущественных отношений о признании действий должностного лица незакон Руководствуясь ст.ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд
РЕШИЛ
В удовлетворении административного иска Филяковой А. Н. к администрации Богородского городского округа, управлению земельно-имущественных отношений о признании действий должностного лица незаконными - отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Ногинский городской суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
В окончательном виде решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья:подпись