2а-1602/2018 |
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Воркута |
19 сентября 2018 года |
Воркутинский городской суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Екимовой Н.И., при секретаре судебного заседания Запорожской В.Ю., с участием представителя административного истца Ситиковой В.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ИФНС России по г.Воркуте Республики Коми к Ревякину Станиславу Анатольевичу о взыскании задолженности по налогам,
установил:
ИФНС России по г.Воркуте Республики Коми обратилась в суд с иском к Ревякину С.А. о взыскании недоимки по транспортному налогу за 2016 год в размере 26 780 руб. и пеней в размере 6 732 руб. 78 коп., недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2016 год в размере 437 руб. и пеней в размере 108 руб. 03 коп., ссылаясь на то, что ответчик в указанный период являлся собственником транспортных средств: ..., а также квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, однако в установленные сроки соответствующие налоги не оплатил в связи с чем образовалась задолженность.
Представитель административного истца в судебном заседании поддержала исковые требования в полном объёме.
Административный ответчик, извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился, возражений по иску не представил, заявив ходатайства о назначении времени для досудебного урегулирования спора и об истребовании сведений о гражданстве судьи.
С учетом требований ч.2 ст.289 КАС РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика, поскольку его явка не признана судом обязательной. Ходатайства административного ответчика отклонены судом, как не предусмотренные законом.
Выслушав объяснения представителя административного истца, исследовав письменные материалы дела, обозрев материалы судебного приказа Горного судебного участка № 2а-695/2018, суд приходит к следующему.
Статья 57 Конституции РФ и пункт 1 статьи 23 НК РФ обязывают каждого платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии со ст. 1 Закона РФ "О налогах на имущество физических лиц" N 2003-1 (действовавшего до 01.01.2015) плательщиками налогов на имущество физических лиц признаются физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения. Если имущество, признаваемое объектом налогообложения, находится в общей долевой собственности нескольких физических лиц, налогоплательщиком в отношении этого имущества признается каждое из этих физических лиц соразмерно его доле в этом имуществе.
В силу ст. 5 указанного Закона исчисление налогов производится налоговыми органами, налог исчисляется на основании данных об инвентаризационной стоимости по состоянию на 01 января каждого года.
Согласно ст. 2 Закона РФ объектами налогообложения по налогу на имущество физических лиц признаются следующие виды имущества: жилые дома, квартиры, комнаты, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения, а также доля в праве общей собственности на указанное имущество.
Федеральным законом №2003-1 от 09.12.1991 (утратил силу 01.01.2015) уплата налога на имущество физических лиц производится не позднее 1 ноября года, следующего за годом, за который исчислен налог.
Пунктом 1 статьи 409 НК РФ установлено, что налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 01 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом (в редакции ФЗ от 05.10.2015 №179-ФЗ).
Частью 1 статьи 358 НК РФ к объектам налогообложения отнесены автомобили, мотоциклы.
В соответствии со статьей 356 НК РФ транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса (статья 357 НК РФ).
В силу п. 4 ст. 57 Налогового кодекса Российской Федерации в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления, которое согласно ст. 52 Налогового кодекса Российской Федерации не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговым органом направляется налогоплательщику.
Законом Республики Коми от 26.11.2002 №110-РЗ «О транспортном налоге» установлены налоговые ставки транспортного налога в зависимости от мощности двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства.
В соответствии с п.2 ст.4 Закона Республики Коми от 26.11.2002 №110-РЗ «О транспортном налоге» налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог не позднее 15 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом, на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом (исключена с 01.01.2015).
Пунктом 1 статьи 363 НК РФ установлено, что налог подлежит уплате налогоплательщиками – физическими лицами в срок не позднее 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом (в редакции ФЗ от 05.10.2015 №179-ФЗ).
В силу пункта 1 части 1 статьи 359, части 1 статьи 361, части 1 статьи 360 НК РФ в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, налоговая база определяется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах, налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, а налоговым периодом признается календарный год.
Налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления (часть 3 статьи 363 НК РФ).
В соответствии с п. 2, п. 4 ст. 52 НК РФ в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
Налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.
Форматы и порядок направления налогоплательщику налогового уведомления в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Согласно п. 1 статьи 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 2.2 Определения Конституционного Суда РФ от 17 февраля 2015 года N 422-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Галимова Эмиля Георгиевича на нарушение его конституционных прав пунктом 5 части первой статьи 23 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, положениями пунктов 1, 2 и абзацем первым пункта 3 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации", к сумме собственно не внесенного в срок налога (недоимки) законодатель вправе добавить дополнительный платеж - пеню как компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок в случае задержки уплаты налога.
В соответствии со ст.75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме (пункт 5 статьи 75 НК РФ).
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса (п.3 ст.75 НК РФ).
Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (п.4 ст.75 НК РФ).
По сведениям Управления ГИБДД России, за ответчиком зарегистрированы транспортные средства: с ...
В 2016 году в собственности ответчика имелось недвижимое имущество: квартира, расположенная по адресу: <адрес>.
Приказом ФНС России от 27.02.2017 N ММВ-7-8/200@ утвержден Порядок направления налогоплательщику требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи.
Датой направления налогоплательщику требования в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи считается дата, зафиксированная в подтверждении даты отправки (пункт 10 Порядка).
Согласно п. 2 ст. 11.2 НК РФ личный кабинет налогоплательщика используется налогоплательщиками - физическими лицами для получения от налогового органа документов и передачи в налоговый орган документов (информации), сведений в электронной форме с учетом особенностей, предусмотренных настоящим пунктом.
Налогоплательщики - физические лица, получившие доступ к личному кабинету налогоплательщика, получают от налогового органа в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах.
Документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, налогоплательщикам - физическим лицам, получившим доступ к личному кабинету налогоплательщика, на бумажном носителе по почте не направляются, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Для получения документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, на бумажном носителе налогоплательщики - физические лица, получившие доступ к личному кабинету налогоплательщика, направляют в любой налоговый орган по своему выбору уведомление о необходимости получения документов на бумажном носителе.
Из материалов дела следует и не оспаривалось административным ответчиком, что Ревякин С.А. имеет личный кабинет налогоплательщика.
С учетом сведений об объектах права собственности ИФНС сформировано налоговое уведомление № 60900008 от 20.09.2017, в котором административному ответчику предложено оплатить в срок до 01.12.2017 транспортный налог за 2016 год в сумме 26780 руб. и налог на имущество физических лиц за 2016 год в сумме 902 руб.
Указанное налоговое уведомление направлено в адрес Ревякина С.А. через личный кабинет налогоплательщика 27.09.2017, то есть более чем за 30 дней до наступления срока платежа, что подтверждается сведениями электронного документооборота базы данных налогового органа.
В связи с неуплатой транспортного налога и налога на имущество физических лиц в установленные сроки, требованием № 5737 от 20.10.2017 Ревякину С.А. предложено в срок не позднее 21.11.2017 оплатить пени по налогу на имущество физических лиц в сумме 96,11 руб.; пени по транспортному налогу в сумме 6017,78 руб.
Из представленного налоговым органом расчета сумм пеней следует, что пени в размере 96,11 руб. начислены в связи с неуплатой в установленной срок недоимки по налогу на имущество физических лиц, а именно: 48,54 руб. за период с 12.12.2016 по 19.10.2017 от недоимки по налогу за 2015 год в размере 496 руб.; 47,57 руб. за период с 09.11.2016 по 26.03.2017 от недоимки по налогу за 2014 год в размере 437 руб. Кроме того, в указанном требовании выставлены пени в размере 6017,78 руб., которые начислены в связи с неуплатой в установленной срок недоимки по транспортному налогу, а именно: 2538,26 руб. за период с 12.12.2016 по 19.10.2017 от недоимки по налогу за 2015 год в размере 25936 руб.; 2951,69 руб. за период с 09.11.2016 по 19.10.2017 от недоимки по налогу за 2014 год в размере 27113 руб.; 527,84 руб. за период с 09.11.2016 по 03.05.2017 и с 04.05.2017 по 19.10.2017 от недоимки по налогу за 2011 год в размере 4875 руб., уплаченной ответчиком 05.12.2017 (10.05.2017 произведена частичная уплата транспортного налога в размере 57,33 руб., и 05.12.2017 оставшаяся сумма налога в размере 4817,67 руб.).
Требованием № 6995 от 29.11.2017 Ревякину С.А. предложено в срок не позднее 22.01.2018 уплатить пени по налогу на имущество физических лиц в сумме 10,34 руб. и пени по транспортному налогу в сумме 641,36 руб.
Из представленного налоговым органом расчета сумм пеней следует, что пени в размере 10,34 руб. начислены в связи с неуплатой в установленной срок недоимки по налогу на имущество физических лиц, а именно: 4,85 руб. за период с 20.10.2017 по 28.11.2017 от недоимки по налогу за 2014 год в размере 437 руб.; 5,50 руб. за период с 20.10.2017 по 28.11.2017 от недоимки по налогу за 2015 год в размере 496 руб. Кроме того, в указанном требовании выставлены пени в размере 641,36 руб. которые начислены в связи с неуплатой в установленной срок недоимки по транспортному налогу, а именно: 53,41 руб. за период с 20.10.2017 по 28.11.2017 от недоимки по налогу за 2011 год в размере 4875 руб., уплаченной ответчиком 05.12.2017 (10.05.2017 произведена частичная уплата в размере 57,33 руб., 05.12.2017 оставшаяся сумма 4817,67 руб.); 287,46 руб. за период с 20.10.2017 по 28.11.2017 от недоимки по налогу за 2015 год в размере 25936 руб.; 300,50 руб. за период с 20.10.2017 по 28.11.2017 от недоимки по налогу за 2014 год в размере 27113 руб.
Требованием № 8035 от 12.12.2017 Ревякину С.А. предложено в срок не позднее 23.01.2018 уплатить недоимку по налогу на имущество физических лиц за 2016 год в сумме 437 руб. и пени по указанному налогу в сумме 1,58 руб., а также недоимку по транспортному налогу за 2016 год в сумме 26780 руб. и пени по указанному налогу в сумме 73,64 руб.
Из расчета следует, что сумма налога на имущество физических лиц за 2016 год составляла 902 руб., однако в связи с частичной уплатой налога 05.12.2017 в размере 465 руб., сумма недоимки составила 437 руб., сумма пени в размере 1,58 руб. начислена за период с 05.12.2017 по 11.12.2017.
Указанные требования №№5737, 6995 и 8035 направлены в адрес Ревякина С.А. через личный кабинет налогоплательщика 20.10.2017, 29.11.2017 и 12.12.2017, что подтверждается сведениями электронного документооборота базы данных налогового органа.
Расчет налогов и пеней по налогам проверен судом и является верным, сумма пеней исчислена на основании ст.75 НК РФ, налог и пени заявлены в пределах сумм, указанных в требованиях. Принимая во внимание, что недоимка по транспортному налогу за 2011 год в размере 4875 руб. уплачена ответчиком в полном объёме 05.12.2017, право на взыскание пени, начисленной за период с 09.11.2016 по 28.11.2017 в размерах 527,84 руб. и 53,41 руб. не утрачено.
В соответствии со статьей 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций, может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
Статья 286 КАС РФ подлежит применению в совокупности со специальными нормами НК РФ (статья 48), устанавливающими порядок взыскания обязательных платежей и санкций с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями.
Согласно п. 2 ст. 48 НК РФ (в редакции Федерального закона от 04 марта 2013 года N 20-ФЗ) заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Иное предусмотрено абзацами 2 и 3 вышеприведенного пункта 2 ст. 48 НК РФ.
В соответствии с абзацем 2 п. 2 ст. 48 НК РФ, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
В соответствии с абзацем 3 п. 2 ст. 48 НК РФ, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Из вышеприведенных положений НК РФ, действующих с 04 апреля 2013 года, следует, что если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования общая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган вправе в течение шести месяцев обратиться в суд с заявлением о взыскании лишь со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей. Если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица не превысила 3 000 рублей, налоговый орган вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения трехлетнего срока исполнения самого раннего требования.
При этом под общей суммой налога, пеней понимается сумма, указанная во всех требованиях об уплате определенного налога, по которым истек срок исполнения. Суммы различных налогов, даже если они включены в одно требование об уплате налога, суммированию не подлежат. Для разных налогов установлены различные правила, определяющие порядок и сроки их уплаты; соответственно, и право налогового органа на обращение в суд с заявлением о взыскании недоимки за счет имущества физического лица по каждому из налогов возникает самостоятельно.
Статья 48 НК РФ в редакции Федерального закона от 29 ноября 2010 года N 324-ФЗ, действующей с 03 января 2011 года до 04 апреля 2013 года, содержала аналогичные положения, за исключением того, что установленная законом сумма составляла не 3 000 рублей, а 1 500 рублей.
Анализ положений ст.48 Налогового кодекса Российской Федерации свидетельствует об ограничении срока, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд за взысканием налога, сбора, пеней, штрафов.
Названные положения в силу пункта 10 статьи 48 Кодекса применяются также при взыскании пеней, в отношении которых досудебный порядок урегулирования спора состоит в направлении налоговым органом требования об их уплате.
Принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, осуществляться не может (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 22 марта 2012 года N 479-О-О).
Пропуск без уважительных причин установленного федеральным законом срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении заявленных в суде требований.
Как следует из указанных ранее требований, общая сумма недоимки по налогам и пеням превысила 3000 рублей – 21.11.2017, в этой связи при исчислении срока на обращение в суд с заявлением о взыскании подлежат применению положения абзаца 2 п. 2 ст. 48 НК РФ, с учетом которых налоговый орган вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня когда общая сумма недоимки по налогам и пени превысила 3 000 рублей, т.е. до 21.05.2018.
Как следует из материалов дела, 16.03.2018 ИФНС по г.Воркуте РК обратилась в Горный судебный участок г.Воркуты с административным заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с Ревякина С.А. недоимки по транспортному налогу за 2016 год, пеней за 2015-2017 гг. и налогу на имущество с физических лиц за 2016 г., пеней за 2015-2017 гг., т.е. в установленный законом срок.
21.03.2018 мировым судьёй Горного судебного участка г.Воркуты вынесен судебный приказ №2а-695/2018 о взыскании с Ревякина С.А. недоимки по транспортному налогу (2016) в сумме 26780 руб., пени за 2015-2017 гг. в сумме 6732,78 руб. и по налогу на имущество физических лиц (2016) в сумме 437 руб., пени (2015-2017) в сумме 108,03 руб.
В связи с поступившими от Ревякина С.А. возражениями, определением мирового судьи от 08.05.2018 судебный приказ №2а-695/2018 был отменен.
31.07.2018 налоговый орган обратился в Воркутинский городской суд с административным иском, т.е. в пределах предусмотренного законом срока (в шестимесячный срок со дня отмены судебного приказа).
Поскольку, как установлено судом, ответчик в установленный законом срок не уплатил налоги за 2016 год, требование административного истца о взыскании с должника недоимки по транспортному налогу за 2016 год из расчета налоговой базы и налоговой ставки на общую сумму 26780 руб. и требование о взыскании недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2016 год из расчета налоговой базы и налоговой ставки на общую сумму 437 руб., а также требование о взыскании пеней, начисленных с 2016 по 2017 гг., основаны на законе и подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст.ст.114 КАС РФ, ст.333.19 НК РФ с административного ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход федерального бюджета в размере 1221,73 рублей.
Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ,
решил:
административное исковое заявление Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Воркуте Республики Коми удовлетворить.
Взыскать с Ревякина Станислава Анатольевича задолженность по транспортному налогу за 2016 год в размере 26 780 руб., пени за несвоевременную уплату транспортного налога в размере 6 732 руб. 78 коп., задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2016 год в размере 437 руб., пени за несвоевременную уплату налога на имущество физических лиц в размере 108 руб. 03 коп.
Взыскать с Ревякина Станислава Анатольевича в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 1221 руб. 73 коп.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Коми через Воркутинский городской суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме – 19.09.2018.
Председательствующий |