Решение по делу № 2-1189/2020 от 28.09.2020

Дело в„– 2-1189/2020                 УИД: 69RS0006-01-2020-002757-34

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

27 октября 2020 Рі.                                Рі. Вышний Волочек

Вышневолоцкий межрайонный суд Тверской области в составе председательствующего судьи Емельяновой Л.М.

при секретаре Сычевой И.В.,

с участием прокурора Румянцевой А.А.,

истца Кукановой К.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Вышневолоцкого межрайонного прокурора, действующего в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в интересах Кукановой Ксении Константиновны, к администрации Вышневолоцкого городского округа Тверской области, Министерству социальной защиты населения Тверской области о внесении в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, возложении обязанности обеспечить финансирование расходов на приобретение благоустроенного жилого помещения, предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения,

установил:

Вышневолоцкий межрайонный прокурор, действующий в интересах Кукановой Ксении Константиновны (в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), обратился в суд с заявлением к администрации Вышневолоцкого городского округа Тверской области, Министерству социальной защиты населения Тверской области о внесении в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, возложении обязанности обеспечить финансирование расходов на приобретение благоустроенного жилого помещения, предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.

В обоснование исковых требований указано, что Вышневолоцкой межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований законодательства о защите прав детей, оставшихся без попечения родителей, по обращению Кукановой К.К., <дата> года рождения. В результате проведенной проверки установлено, что Куканова Ксения Константиновна, <дата> года рождения, является лицом из числа детей - сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей. Её мать – ФИО2 умерла <дата>, отец – в свидетельстве о рождении отсутствует. Распоряжением ТОСЗН г.Вышний Волочек от 28 декабря 2016 г. в отношении Кукановой К.К. установлено попечительство, попечителем назначен ФИО3 место жительства Кукановой К.К. определено по месту жительства попечителя по адресу: <адрес>. Куканова К.К. зарегистрирована по адресу: <адрес> Согласно справке начальника ОНД по г. Вышний Волочек и Вышневолоцкому району от 10 января 2012 г. №9 в жилом доме по адресу: <адрес>, 23 декабря 2011 г. произошел пожар. На основании решения Вышневолоцкого городского суда от 19 декабря 2017 договор найма жилого помещения №32 от 21 июня 2007 г., заключенный между администрацией г.Вышний Волочек и ФИО3., Кукановой К.К., ФИО10., расторгнут, на администрацию г.Вышний Волочек возложена обязанность предоставить ФИО3., Кукановой К.К. и ФИО10 жилое помещение на основании договора найма и заключить с ними договора найма в отношении предоставленного жилого помещения. До настоящего времени указанное решение суда не исполнено, жилое помещение администрацией Вышневолоцкого городского округа не предоставлено. Куканова К.К. проживает по месту жительства своего попечителя ФИО3 по адресу: <адрес>. Сотрудниками ГКУ ТО "ЦСПН" г. Вышний Волочек и Вышневолоцкого района Тверской области проведено обследование жилого помещения по адресу: <адрес> по результатам которого дана оценка о невозможности проживания в квартире, в связи с тем, что она непригодна для проживания. 27 ноября 2017 г. Куканова К.К. обратился в ГКУ ТО "ЦСПН" г. Вышний Волочек и Вышневолоцкого района с заявлением о включении ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. Министерством социальной защиты населения Тверской области принято решении о включении Кукановой К.К. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. В связи с достижением Кукановой К.К. восемнадцатилетнего возраста, у нее возникло право на предоставление жилого помещения в соответствии с положениями статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Определением судьи от 1 октября 2020 г. к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Министерство финансов Тверской области, Правительство Тверской области.

В судебном заседании участвующий в деле прокурор Румянцева А.А. поддержала исковые требования по основаниям, указанным в исковом заявлении.

Истец Куканова К.К. в судебном заседании поддержала исковые требования по основаниям, указанным в иске, пояснила, что является лицом из числа детей - сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей; обратилась в органы социальной защиты населения с заявлением о предоставлении жилья; закончила обучение в ГБПОУ «Вышневолоцкий колледж» в июне 2020 г., по решению суда от 19 декабря 2017 г. администрацией Вышневолоцкого городского округа жилье ей так и не было предоставлено; не возражает, чтобы она была включена в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которым в 2021 г. будет приобретено жилье за счет средств областного бюджета, поскольку соответствующий список на 2020 г. уже сформирован.

Представитель ответчика администрации Вышневолоцкого городского округа в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие, ранее в судебном заседании представитель Новикова М.К. поддержала доводы ране направленного отзыва, в котором против удовлетворения исковых требований ответчик не возражал, просили учесть, что до момента заключения договора найма специализированного жилого помещения ответчику необходимо провести: торги в соответствии с Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»; регистрацию права муниципальной собственности на жилое помещение за муниципальным образованием; обследование жилого помещения на предмет его пригодности для проживания. С учетом изложенного, просили установить срок для исполнения обязанности по предоставлению истцу жилого помещения в течение 6 месяцев с момента выделения Министерством социальной защиты населения Тверской области денежных средств.

Представитель ответчика Министерства социальной защиты населения Тверской области в судебное заседание не явился, ходатайствовали о рассмотрении дела в свое отсутствие, представлен отзыв, в котором полагали заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению, при этом указали, что список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которым в 2020 г. будет приобретено жилье, уже сформирован и утвержден; названный список составляется на год и не ограничивается датами, кроме 31.12 соответствующего года; в этой связи полагали целесообразным возложить на администрацию Вышневолоцкого городского округа Тверской области обязанность по приобретению Кукановой К.К. жилого помещения в 2021 г., а на Министерство социальной защиты населения Тверской области – обязанность по финансированию расходов органа местного самоуправления по приобретению жилого помещения Кукановой К.К. в 2021 г. В удовлетворении требования о включении Кукановой К.К. в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, просили отказать, указав, что Куканова К.К. уже включена в соответствующий список. О времени и месте судебного заседания извещались по правилам статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Государственного казенного учреждения Тверской области «Центр социальной поддержки населения» Вышневолоцкого городского округа Тверской области в судебное заседание не явился, направили ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя, просили удовлетворить заявленные исковые требования с уточнением на приобретение жилого помещения для Кукановой К. в. 2021 г., поскольку соответствующий список на 2020 г. уже сформирован.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства финансов Тверской области в судебное заседание не явился, поступило заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя. О времени и месте судебного заседания извещался по правилам статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Представитель третьего лица Правительства Тверской области в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие; согласно представленному отзыву считают заявленные требования подлежащими удовлетворению в части возложения на администрацию Вышневолоцкого городского округа обязанности по предоставлению истцу жилого помещения, возложении обязанности на Министерство социальной защиты населения Тверской области по обеспечению финансирования приобретения жилого помещения Кукановой в 2021 г., отказать в части включения истца в список детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку Куканова К.К. уже включена в данный список в 2018 г.; в случае удовлетворения исковых требований ходатайствовали об установлении срока принятия организационных мер и предоставления жилого помещения Кукановой К.К. в 2021 г. О времени и месте судебного заседания извещались по правилам статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

В силу положений части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.

Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Куканова Ксения Константиновна, <дата> года рождения, уроженка <адрес>, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Куканова К.К., <дата> рождения, зарегистрирована по месту жительства по адресу: <адрес>.

Согласно свидетельству о рождении № от <дата> матерью Кукановой К.К., <дата> года рождения, является ФИО2, в графе отец стоит прочерк.

Из свидетельства о смерти № от <дата> следует, что ФИО2 умерла <дата>

Наследственное дело к имуществу ФИО2, умершей <дата>, не заводилось, что подтверждается ответами нотариусов: Вышневолоцкого городского нотариального округа ФИО8 от 23 октября 2020 г. и Вышневолцкого районного нотариального округа ФИО9 - от 26 октября 2020 г.

Распоряжением ТОСЗН города Вышний Волочек и Вышневолоцкого района Тверской области от 28 декабря 2016 г. попечителем Кукановой К.К. назначен ФИО3, определено место проживания несовершеннолетней Кукановой К.К. по месту жительства попечителя по адресу: <адрес>.

По сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости, собственником данного жилого помещения является ФИО4.

Согласно справке ОНД по г.Вышний Волочек и Вышневолоцкому району Тверской области от 10 января 2012 г. в жилом доме по адресу: <адрес> произошел пожар, уничтожена кровля и повреждены стены жилого дома.

Решением Вышневолоцкого городского суда Тверской области от 19 декабря 2017 г., вступившим в законную силу 23 января 2018 г., ФИО10, ФИО3 и Куканова К.К. признаны утратившими право пользования жилым помещением по адресу: <адрес>, на администрацию г. Вышний Волочек Тверской области возложена обязанность предоставить ФИО10, ФИО3 и Кукановой К.К. жилое помещение на основании договора найма и заключить договор найма в отношении предоставленного жилого помещения.

Как следует из сообщения заместителя главы администрации Вышневолоцкого городского округа Тверской области от 26 октября 2020 г. Кукановой К.К., <дата> рождения, жилое помещение на основании договора найма в рамках исполнения решения Вышневолоцкого городского суда Тверской области от 19 декабря 2017 г. не предоставлялось.

Исполнительный документ №2-1266/2017 в отношении администрации г.Вышний Волочек (администрации Вышневолоцкого городского округа) по иску ФИО3 о предоставлении жилого помещения на исполнение в ОСП по Вышневолоцкому, Спировскому и Фировскому районам не поступал.

Актом об установлении факта невозможности проживания детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, от 22 декабря 2017 г. подтверждена невозможность проживания Кукановой К.К. по адресу: <адрес>.

Согласно сообщению заместителя главы администрации Вышневолоцкого городского округа Тверской области от 15 октября 2020 г. Куканова К.К. на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, не состоит, с соответствующим заявлением не обращалась.

В Едином государственном реестре недвижимости сведения о зарегистрированных правах Кукановой К.К., <дата> года рождения, на имеющиеся у неё объекты недвижимости отсутствуют.

Куканова К.К. включена в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, что подтверждается выпиской из протокола №13 от 20 июля 2018 г. Комиссии по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

Статьей 2 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданам права на жилище.

Общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установлены Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – Федеральный закон № 159-ФЗ).

В соответствии со статьей 1 Федерального закона № 159-ФЗ к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

В силу пункта 1 статьи 8 указанного Федерального закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Аналогичные положения закреплены в статье 2 Закона Тверской области от 6 февраля 2013 г. № 2-ЗО «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (п. 9 ст. 8 Федерального закона № 109-ФЗ).

В силу статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 4 Закона Тверской области от 07 декабря 2011 г. № 78-ЗО «О наделении органов местного самоуправления Тверской области государственными полномочиями Тверской области по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан» (далее – Закон Тверской области № 78-ЗО) органы государственной власти Тверской области в пределах компетенции при осуществлении органами местного самоуправления государственных полномочий обязаны обеспечивать органы местного самоуправления необходимыми финансовыми и материальными средствами.

В силу статьи 6 Закона Тверской области № 78-ЗО финансовые средства, необходимые для осуществления органами местного самоуправления государственных полномочий, предусматриваются в областном бюджете Тверской области на очередной финансовый год и на плановый период и предоставляются в форме субвенций, размер которых определяется по каждому муниципальному образованию.

Субвенции носят строго целевой характер и не могут быть использованы на другие цели, а также на дополнительные выплаты, предусмотренные нормативными правовыми актами органов местного самоуправления сверх установленных федеральными, областными нормативными правовыми актами.

Порядок расходования субвенций, представленных из областного бюджета Тверской области бюджетам муниципальных образований Тверской области на реализацию переданных государственных полномочий Тверской области по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан утвержден постановлением Правительства Тверской области от 5 апреля 2012 г. № 142-пп (далее – Порядок).

Согласно пункту 2 Порядка субвенции из областного бюджета Тверской области на реализацию переданных органам местного самоуправления государственных полномочий Тверской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, лиц из числа детей-сирот предусматриваются ежегодно в областном бюджете Тверской области на очередной финансовый год и плановый период в соответствии с Законом Тверской области от 7 декабря 2011 г. № 78-ЗО «О наделении органов местного самоуправления Тверской области государственными полномочиями Тверской области по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан» и предоставляются местным бюджетам в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований Тверской области, возникающих при выполнении государственных полномочий на основании муниципальных контрактов, заключенных в установленном порядке органами местного самоуправления в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Главным распорядителем субвенции является Министерство социальной защиты населения Тверской области (п.3).

Согласно пункту 3 Постановления Правительства Тверской области от 26 февраля 2013 г. № 62-пп «Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» уполномоченным органом по обеспечению предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений определено Министерство социальной защиты населения Тверской области.

В соответствии со статьей 2 Закона Тверской области № 78-ЗО органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями по обеспечению благоустроенными применительно к условиям соответствующего населенного пункта жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, а также лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет.

Предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированного жилого помещения категориям лиц, указанным в настоящей статье, осуществляется в порядке, установленном Правительством Тверской области (абз. 4 ст. 8 Закона Тверской области от 9 декабря 2005 г. № 150-ЗО «О реализации дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Тверской области»).

Такой порядок установлен Постановлением Правительства Тверской области от 26 февраля 2013 г. № 62-пп «Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Данный порядок (приложение № 6 к Постановлению Правительства Тверской области от 26 февраля 2013 г. № 62-пп) предусматривает ведение Министерством социальной защиты населения Тверской области учета лиц названной категории, направление в органы местного самоуправления списков данных лиц, утвержденных комиссией по формированию таких списков; представление Министерством социальной защиты населения Тверской области по сведениям органов местного самоуправления в Министерство финансов Тверской области сводного отчета о приобретении жилых помещений и расходовании средств на обеспечение жилыми помещениями (п. п. 6, 7, 10, 11).

По смыслу вышеприведенных положений закона реализация органами местного самоуправления переданных им государственных полномочий неразрывно связана с исполнением возложенных функций Министерством социальной защиты населения Тверской области.

Судом установлено, что сведений о включении Кукановой К.К. в список лиц из числа детей-сирот и лиц, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, за счет субвенций областного бюджета на следующий год не имеется.

Согласно статье 5 Федерального закона № 159-ФЗ предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

Согласно утвержденному постановлением Правительства Тверской области от 26.02.2013 № 62-пп Порядку предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда, государственные казенные учреждения Тверской области - центры социальной поддержки населения, осуществляющие полномочия по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству, за 3 месяца до утверждения списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений в очередном году (далее - «бюджетный» список), проводят проверку документов лиц, ранее включенных в список, а также устанавливают их фактическое место жительства. Результаты проверок направляются в Министерство социальной защиты населения Тверской области не позднее чем за 20 рабочих дней до утверждения списка комиссией по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений (далее - комиссия), которая формируется в порядке, утвержденном Правительством Тверской области.

Ежегодно в срок до 15 сентября текущего года комиссия формирует список указанных категорий граждан, которым в очередном финансовом году будут приобретаться жилые помещения (пункт 6 Порядка).

Министерство направляет в органы местного самоуправления муниципальных образований Тверской области список, сформированный комиссией (пункт 7 Порядка).

Установленный законом субъекта Российской Федерации порядок предоставления специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений определяет процедуру формирования соответствующего списка с целью определения требуемых объемов ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем указанной категории лиц.

Согласно пункту 8 Порядка органы местного самоуправления муниципальных образований Тверской области приобретают жилые помещения по стоимости в пределах средств из областного бюджета Тверской области, предоставляемых в виде субвенций бюджетам муниципальных образований Тверской области на реализацию государственных полномочий Тверской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Жилые помещения приобретаются органом местного самоуправления в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе» в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», то есть в соответствии с процедурой, предполагающей определенные временные затраты.

После определения победителя аукциона, в течение 10 дней подписывается муниципальный контракт, который в дальнейшем направляется в Министерство социальной защиты населения Тверской области для перечисления денежных средств на счет органа местного самоуправления. Затем денежные средства направляются продавцу жилого помещения. По завершению процедуры оплаты по муниципальному контракту, документы на приобретенное жилое помещение сдаются на регистрацию права собственности за муниципальным образованием.

По окончании процедур связанны с приобретением жилого помещения документы выносятся на заседание жилищной комиссии, на которой принимается решение о предоставлении жилого помещения, после чего осуществляется подготовка и подписание договора найма специализированного жилого помещения.

Таким образом, предоставление жилого помещения лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, с учетом требований действующего законодательства, связано с его приобретением путем проведения аукциона, регистрацией права на данное жилое помещение и отнесением его к специализированному жилищному фонду.

Как установлено в ходе судебного разбирательства, субвенции на обеспечение жильем лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на 2020 год выделены без учета приобретения жилого помещения для Кукановой К.К., что в свою очередь, с учетом вышеприведенных законоположений, исключает возможность предоставления истцу жилого помещения в текущем году.

Судом установлено, что Куканова К.К., <дата> рождения, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включена в список лиц из числа детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями; во исполнение решения Вышневолоцкого городского суда от 19 декабря 2017 администрация Вышневолоцкого городского округа жилое помещение по договору найма Кукановой К.К. не предоставляла; обязанность предоставить жилое помещение истцу возникла по достижении последней 18-летнего возраста, в связи с чем она имеет право на получение жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения на территории Вышневолоцкого городского округа Тверской области, и подлежит включению в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которым в 2021 г. будет приобретено жилье за счет средств областного бюджета,

В связи с изложенным, обязанность по предоставлению истцу жилого помещения в данном случае должна быть возложена на двух ответчиков: администрацию Вышневолоцкого городского округа, как орган местного самоуправления, непосредственно обязанный обеспечивать жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, а также на Министерство социальной защиты населения Тверской области, которое в пределах возложенных на него полномочий, обязано решать вопросы предоставления жилых помещений лицам указанной категории.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований об обеспечении Кукановой К.К., как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения, а обязанность по предоставлению указанного жилого помещения подлежит возложению на администрацию Вышневолоцкого городского округа.

Вместе с тем, реальное осуществление делегированных муниципальному образованию полномочий возможно только при наличии необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств, предоставляемых из областного бюджета (субвенции).

Таким образом, учитывая, что главным распорядителем средств областного бюджета Тверской области, выделяемых на финансирование обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей возложено на Министерство социальной защиты населения Тверской области, суд находит исковые требования о возложении на Министерство социальной защиты населения Тверской области обязанности по выделению денежных средств на приобретение истцу жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения подлежащими удовлетворению.

С учетом обстоятельств дела, принципа разумности, необходимости обеспечения баланса интересов сторон, суд считает необходимым установить администрации Вышневолоцкого городского округа срок для предоставления истцу жилого помещения 6 (шесть) месяцев с момента выделения денежных средств Министерством социальной защиты населения Тверской области.

Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

иск Вышневолоцкого межрайонного прокурора, действующего в порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в интересах Кукановой Ксении Константиновны, к администрации Вышневолоцкого городского округа Тверской области, Министерству социальной защиты населения Тверской области о внесении в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, возложении обязанности обеспечить финансирование расходов на приобретение благоустроенного жилого помещения, предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, удовлетворить.

Обязать Министерство социальной защиты населения Тверской области внести Куканову Ксению Константиновну, <дата> года рождения, уроженку <адрес>, в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которым в 2021 г. будет приобретено жилье за счет средств областного бюджета, обеспечить в 2021 г. финансирование расходов администрации Вышневолоцкого городского округа Тверской области на приобретение Кукановой Ксении Константиновне благоустроенного жилого помещения.

Обязать Администрацию Вышневолоцкого городского округа Тверской области предоставить Кукановой Ксении Константиновне, <дата> года рождения, уроженке <адрес>, жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения в пределах норм (технических, санитарных, норм площади), установленных действующим законодательством, в течение 6 (шести) месяцев с момента выделения Министерством социальной защиты населения Тверской области денежных средств на приобретение жилого помещения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Вышневолоцкий межрайонный суд Тверской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий                            Р›.Рњ.Емельянова

<данные изъяты>

Дело в„– 2-1189/2020                 УИД: 69RS0006-01-2020-002757-34

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

27 октября 2020 Рі.                                Рі. Вышний Волочек

Вышневолоцкий межрайонный суд Тверской области в составе председательствующего судьи Емельяновой Л.М.

при секретаре Сычевой И.В.,

с участием прокурора Румянцевой А.А.,

истца Кукановой К.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Вышневолоцкого межрайонного прокурора, действующего в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в интересах Кукановой Ксении Константиновны, к администрации Вышневолоцкого городского округа Тверской области, Министерству социальной защиты населения Тверской области о внесении в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, возложении обязанности обеспечить финансирование расходов на приобретение благоустроенного жилого помещения, предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения,

установил:

Вышневолоцкий межрайонный прокурор, действующий в интересах Кукановой Ксении Константиновны (в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), обратился в суд с заявлением к администрации Вышневолоцкого городского округа Тверской области, Министерству социальной защиты населения Тверской области о внесении в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, возложении обязанности обеспечить финансирование расходов на приобретение благоустроенного жилого помещения, предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.

В обоснование исковых требований указано, что Вышневолоцкой межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований законодательства о защите прав детей, оставшихся без попечения родителей, по обращению Кукановой К.К., <дата> года рождения. В результате проведенной проверки установлено, что Куканова Ксения Константиновна, <дата> года рождения, является лицом из числа детей - сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей. Её мать – ФИО2 умерла <дата>, отец – в свидетельстве о рождении отсутствует. Распоряжением ТОСЗН г.Вышний Волочек от 28 декабря 2016 г. в отношении Кукановой К.К. установлено попечительство, попечителем назначен ФИО3 место жительства Кукановой К.К. определено по месту жительства попечителя по адресу: <адрес>. Куканова К.К. зарегистрирована по адресу: <адрес> Согласно справке начальника ОНД по г. Вышний Волочек и Вышневолоцкому району от 10 января 2012 г. №9 в жилом доме по адресу: <адрес>, 23 декабря 2011 г. произошел пожар. На основании решения Вышневолоцкого городского суда от 19 декабря 2017 договор найма жилого помещения №32 от 21 июня 2007 г., заключенный между администрацией г.Вышний Волочек и ФИО3., Кукановой К.К., ФИО10., расторгнут, на администрацию г.Вышний Волочек возложена обязанность предоставить ФИО3., Кукановой К.К. и ФИО10 жилое помещение на основании договора найма и заключить с ними договора найма в отношении предоставленного жилого помещения. До настоящего времени указанное решение суда не исполнено, жилое помещение администрацией Вышневолоцкого городского округа не предоставлено. Куканова К.К. проживает по месту жительства своего попечителя ФИО3 по адресу: <адрес>. Сотрудниками ГКУ ТО "ЦСПН" г. Вышний Волочек и Вышневолоцкого района Тверской области проведено обследование жилого помещения по адресу: <адрес> по результатам которого дана оценка о невозможности проживания в квартире, в связи с тем, что она непригодна для проживания. 27 ноября 2017 г. Куканова К.К. обратился в ГКУ ТО "ЦСПН" г. Вышний Волочек и Вышневолоцкого района с заявлением о включении ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. Министерством социальной защиты населения Тверской области принято решении о включении Кукановой К.К. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. В связи с достижением Кукановой К.К. восемнадцатилетнего возраста, у нее возникло право на предоставление жилого помещения в соответствии с положениями статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Определением судьи от 1 октября 2020 г. к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Министерство финансов Тверской области, Правительство Тверской области.

В судебном заседании участвующий в деле прокурор Румянцева А.А. поддержала исковые требования по основаниям, указанным в исковом заявлении.

Истец Куканова К.К. в судебном заседании поддержала исковые требования по основаниям, указанным в иске, пояснила, что является лицом из числа детей - сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей; обратилась в органы социальной защиты населения с заявлением о предоставлении жилья; закончила обучение в ГБПОУ «Вышневолоцкий колледж» в июне 2020 г., по решению суда от 19 декабря 2017 г. администрацией Вышневолоцкого городского округа жилье ей так и не было предоставлено; не возражает, чтобы она была включена в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которым в 2021 г. будет приобретено жилье за счет средств областного бюджета, поскольку соответствующий список на 2020 г. уже сформирован.

Представитель ответчика администрации Вышневолоцкого городского округа в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие, ранее в судебном заседании представитель Новикова М.К. поддержала доводы ране направленного отзыва, в котором против удовлетворения исковых требований ответчик не возражал, просили учесть, что до момента заключения договора найма специализированного жилого помещения ответчику необходимо провести: торги в соответствии с Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»; регистрацию права муниципальной собственности на жилое помещение за муниципальным образованием; обследование жилого помещения на предмет его пригодности для проживания. С учетом изложенного, просили установить срок для исполнения обязанности по предоставлению истцу жилого помещения в течение 6 месяцев с момента выделения Министерством социальной защиты населения Тверской области денежных средств.

Представитель ответчика Министерства социальной защиты населения Тверской области в судебное заседание не явился, ходатайствовали о рассмотрении дела в свое отсутствие, представлен отзыв, в котором полагали заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению, при этом указали, что список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которым в 2020 г. будет приобретено жилье, уже сформирован и утвержден; названный список составляется на год и не ограничивается датами, кроме 31.12 соответствующего года; в этой связи полагали целесообразным возложить на администрацию Вышневолоцкого городского округа Тверской области обязанность по приобретению Кукановой К.К. жилого помещения в 2021 г., а на Министерство социальной защиты населения Тверской области – обязанность по финансированию расходов органа местного самоуправления по приобретению жилого помещения Кукановой К.К. в 2021 г. В удовлетворении требования о включении Кукановой К.К. в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, просили отказать, указав, что Куканова К.К. уже включена в соответствующий список. О времени и месте судебного заседания извещались по правилам статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Государственного казенного учреждения Тверской области «Центр социальной поддержки населения» Вышневолоцкого городского округа Тверской области в судебное заседание не явился, направили ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя, просили удовлетворить заявленные исковые требования с уточнением на приобретение жилого помещения для Кукановой К. в. 2021 г., поскольку соответствующий список на 2020 г. уже сформирован.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства финансов Тверской области в судебное заседание не явился, поступило заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя. О времени и месте судебного заседания извещался по правилам статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Представитель третьего лица Правительства Тверской области в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие; согласно представленному отзыву считают заявленные требования подлежащими удовлетворению в части возложения на администрацию Вышневолоцкого городского округа обязанности по предоставлению истцу жилого помещения, возложении обязанности на Министерство социальной защиты населения Тверской области по обеспечению финансирования приобретения жилого помещения Кукановой в 2021 г., отказать в части включения истца в список детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку Куканова К.К. уже включена в данный список в 2018 г.; в случае удовлетворения исковых требований ходатайствовали об установлении срока принятия организационных мер и предоставления жилого помещения Кукановой К.К. в 2021 г. О времени и месте судебного заседания извещались по правилам статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

В силу положений части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.

Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Куканова Ксения Константиновна, <дата> года рождения, уроженка <адрес>, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Куканова К.К., <дата> рождения, зарегистрирована по месту жительства по адресу: <адрес>.

Согласно свидетельству о рождении № от <дата> матерью Кукановой К.К., <дата> года рождения, является ФИО2, в графе отец стоит прочерк.

Из свидетельства о смерти № от <дата> следует, что ФИО2 умерла <дата>

Наследственное дело к имуществу ФИО2, умершей <дата>, не заводилось, что подтверждается ответами нотариусов: Вышневолоцкого городского нотариального округа ФИО8 от 23 октября 2020 г. и Вышневолцкого районного нотариального округа ФИО9 - от 26 октября 2020 г.

Распоряжением ТОСЗН города Вышний Волочек и Вышневолоцкого района Тверской области от 28 декабря 2016 г. попечителем Кукановой К.К. назначен ФИО3, определено место проживания несовершеннолетней Кукановой К.К. по месту жительства попечителя по адресу: <адрес>.

По сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости, собственником данного жилого помещения является ФИО4.

Согласно справке ОНД по г.Вышний Волочек и Вышневолоцкому району Тверской области от 10 января 2012 г. в жилом доме по адресу: <адрес> произошел пожар, уничтожена кровля и повреждены стены жилого дома.

Решением Вышневолоцкого городского суда Тверской области от 19 декабря 2017 г., вступившим в законную силу 23 января 2018 г., ФИО10, ФИО3 и Куканова К.К. признаны утратившими право пользования жилым помещением по адресу: <адрес>, на администрацию г. Вышний Волочек Тверской области возложена обязанность предоставить ФИО10, ФИО3 и Кукановой К.К. жилое помещение на основании договора найма и заключить договор найма в отношении предоставленного жилого помещения.

Как следует из сообщения заместителя главы администрации Вышневолоцкого городского округа Тверской области от 26 октября 2020 г. Кукановой К.К., <дата> рождения, жилое помещение на основании договора найма в рамках исполнения решения Вышневолоцкого городского суда Тверской области от 19 декабря 2017 г. не предоставлялось.

Исполнительный документ №2-1266/2017 в отношении администрации г.Вышний Волочек (администрации Вышневолоцкого городского округа) по иску ФИО3 о предоставлении жилого помещения на исполнение в ОСП по Вышневолоцкому, Спировскому и Фировскому районам не поступал.

Актом об установлении факта невозможности проживания детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, от 22 декабря 2017 г. подтверждена невозможность проживания Кукановой К.К. по адресу: <адрес>.

Согласно сообщению заместителя главы администрации Вышневолоцкого городского округа Тверской области от 15 октября 2020 г. Куканова К.К. на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, не состоит, с соответствующим заявлением не обращалась.

В Едином государственном реестре недвижимости сведения о зарегистрированных правах Кукановой К.К., <дата> года рождения, на имеющиеся у неё объекты недвижимости отсутствуют.

Куканова К.К. включена в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, что подтверждается выпиской из протокола №13 от 20 июля 2018 г. Комиссии по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

Статьей 2 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданам права на жилище.

Общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установлены Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – Федеральный закон № 159-ФЗ).

В соответствии со статьей 1 Федерального закона № 159-ФЗ к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

В силу пункта 1 статьи 8 указанного Федерального закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Аналогичные положения закреплены в статье 2 Закона Тверской области от 6 февраля 2013 г. № 2-ЗО «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (п. 9 ст. 8 Федерального закона № 109-ФЗ).

В силу статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 4 Закона Тверской области от 07 декабря 2011 г. № 78-ЗО «О наделении органов местного самоуправления Тверской области государственными полномочиями Тверской области по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан» (далее – Закон Тверской области № 78-ЗО) органы государственной власти Тверской области в пределах компетенции при осуществлении органами местного самоуправления государственных полномочий обязаны обеспечивать органы местного самоуправления необходимыми финансовыми и материальными средствами.

В силу статьи 6 Закона Тверской области № 78-ЗО финансовые средства, необходимые для осуществления органами местного самоуправления государственных полномочий, предусматриваются в областном бюджете Тверской области на очередной финансовый год и на плановый период и предоставляются в форме субвенций, размер которых определяется по каждому муниципальному образованию.

Субвенции носят строго целевой характер и не могут быть использованы на другие цели, а также на дополнительные выплаты, предусмотренные нормативными правовыми актами органов местного самоуправления сверх установленных федеральными, областными нормативными правовыми актами.

Порядок расходования субвенций, представленных из областного бюджета Тверской области бюджетам муниципальных образований Тверской области на реализацию переданных государственных полномочий Тверской области по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан утвержден постановлением Правительства Тверской области от 5 апреля 2012 г. № 142-пп (далее – Порядок).

Согласно пункту 2 Порядка субвенции из областного бюджета Тверской области на реализацию переданных органам местного самоуправления государственных полномочий Тверской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, лиц из числа детей-сирот предусматриваются ежегодно в областном бюджете Тверской области на очередной финансовый год и плановый период в соответствии с Законом Тверской области от 7 декабря 2011 г. № 78-ЗО «О наделении органов местного самоуправления Тверской области государственными полномочиями Тверской области по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан» и предоставляются местным бюджетам в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований Тверской области, возникающих при выполнении государственных полномочий на основании муниципальных контрактов, заключенных в установленном порядке органами местного самоуправления в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Главным распорядителем субвенции является Министерство социальной защиты населения Тверской области (п.3).

Согласно пункту 3 Постановления Правительства Тверской области от 26 февраля 2013 г. № 62-пп «Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» уполномоченным органом по обеспечению предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений определено Министерство социальной защиты населения Тверской области.

В соответствии со статьей 2 Закона Тверской области № 78-ЗО органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями по обеспечению благоустроенными применительно к условиям соответствующего населенного пункта жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, а также лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет.

Предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированного жилого помещения категориям лиц, указанным в настоящей статье, осуществляется в порядке, установленном Правительством Тверской области (абз. 4 ст. 8 Закона Тверской области от 9 декабря 2005 г. № 150-ЗО «О реализации дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Тверской области»).

Такой порядок установлен Постановлением Правительства Тверской области от 26 февраля 2013 г. № 62-пп «Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Данный порядок (приложение № 6 к Постановлению Правительства Тверской области от 26 февраля 2013 г. № 62-пп) предусматривает ведение Министерством социальной защиты населения Тверской области учета лиц названной категории, направление в органы местного самоуправления списков данных лиц, утвержденных комиссией по формированию таких списков; представление Министерством социальной защиты населения Тверской области по сведениям органов местного самоуправления в Министерство финансов Тверской области сводного отчета о приобретении жилых помещений и расходовании средств на обеспечение жилыми помещениями (п. п. 6, 7, 10, 11).

По смыслу вышеприведенных положений закона реализация органами местного самоуправления переданных им государственных полномочий неразрывно связана с исполнением возложенных функций Министерством социальной защиты населения Тверской области.

Судом установлено, что сведений о включении Кукановой К.К. в список лиц из числа детей-сирот и лиц, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, за счет субвенций областного бюджета на следующий год не имеется.

Согласно статье 5 Федерального закона № 159-ФЗ предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

Согласно утвержденному постановлением Правительства Тверской области от 26.02.2013 № 62-пп Порядку предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда, государственные казенные учреждения Тверской области - центры социальной поддержки населения, осуществляющие полномочия по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству, за 3 месяца до утверждения списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений в очередном году (далее - «бюджетный» список), проводят проверку документов лиц, ранее включенных в список, а также устанавливают их фактическое место жительства. Результаты проверок направляются в Министерство социальной защиты населения Тверской области не позднее чем за 20 рабочих дней до утверждения списка комиссией по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений (далее - комиссия), которая формируется в порядке, утвержденном Правительством Тверской области.

Ежегодно в срок до 15 сентября текущего года комиссия формирует список указанных категорий граждан, которым в очередном финансовом году будут приобретаться жилые помещения (пункт 6 Порядка).

Министерство направляет в органы местного самоуправления муниципальных образований Тверской области список, сформированный комиссией (пункт 7 Порядка).

Установленный законом субъекта Российской Федерации порядок предоставления специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений определяет процедуру формирования соответствующего списка с целью определения требуемых объемов ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем указанной категории лиц.

Согласно пункту 8 Порядка органы местного самоуправления муниципальных образований Тверской области приобретают жилые помещения по стоимости в пределах средств из областного бюджета Тверской области, предоставляемых в виде субвенций бюджетам муниципальных образований Тверской области на реализацию государственных полномочий Тверской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Жилые помещения приобретаются органом местного самоуправления в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе» в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», то есть в соответствии с процедурой, предполагающей определенные временные затраты.

После определения победителя аукциона, в течение 10 дней подписывается муниципальный контракт, который в дальнейшем направляется в Министерство социальной защиты населения Тверской области для перечисления денежных средств на счет органа местного самоуправления. Затем денежные средства направляются продавцу жилого помещения. По завершению процедуры оплаты по муниципальному контракту, документы на приобретенное жилое помещение сдаются на регистрацию права собственности за муниципальным образованием.

По окончании процедур связанны с приобретением жилого помещения документы выносятся на заседание жилищной комиссии, на которой принимается решение о предоставлении жилого помещения, после чего осуществляется подготовка и подписание договора найма специализированного жилого помещения.

Таким образом, предоставление жилого помещения лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, с учетом требований действующего законодательства, связано с его приобретением путем проведения аукциона, регистрацией права на данное жилое помещение и отнесением его к специализированному жилищному фонду.

Как установлено в ходе судебного разбирательства, субвенции на обеспечение жильем лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на 2020 год выделены без учета приобретения жилого помещения для Кукановой К.К., что в свою очередь, с учетом вышеприведенных законоположений, исключает возможность предоставления истцу жилого помещения в текущем году.

Судом установлено, что Куканова К.К., <дата> рождения, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включена в список лиц из числа детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями; во исполнение решения Вышневолоцкого городского суда от 19 декабря 2017 администрация Вышневолоцкого городского округа жилое помещение по договору найма Кукановой К.К. не предоставляла; обязанность предоставить жилое помещение истцу возникла по достижении последней 18-летнего возраста, в связи с чем она имеет право на получение жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения на территории Вышневолоцкого городского округа Тверской области, и подлежит включению в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которым в 2021 г. будет приобретено жилье за счет средств областного бюджета,

В связи с изложенным, обязанность по предоставлению истцу жилого помещения в данном случае должна быть возложена на двух ответчиков: администрацию Вышневолоцкого городского округа, как орган местного самоуправления, непосредственно обязанный обеспечивать жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, а также на Министерство социальной защиты населения Тверской области, которое в пределах возложенных на него полномочий, обязано решать вопросы предоставления жилых помещений лицам указанной категории.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований об обеспечении Кукановой К.К., как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения, а обязанность по предоставлению указанного жилого помещения подлежит возложению на администрацию Вышневолоцкого городского округа.

Вместе с тем, реальное осуществление делегированных муниципальному образованию полномочий возможно только при наличии необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств, предоставляемых из областного бюджета (субвенции).

Таким образом, учитывая, что главным распорядителем средств областного бюджета Тверской области, выделяемых на финансирование обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей возложено на Министерство социальной защиты населения Тверской области, суд находит исковые требования о возложении на Министерство социальной защиты населения Тверской области обязанности по выделению денежных средств на приобретение истцу жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения подлежащими удовлетворению.

С учетом обстоятельств дела, принципа разумности, необходимости обеспечения баланса интересов сторон, суд считает необходимым установить администрации Вышневолоцкого городского округа срок для предоставления истцу жилого помещения 6 (шесть) месяцев с момента выделения денежных средств Министерством социальной защиты населения Тверской области.

Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

иск Вышневолоцкого межрайонного прокурора, действующего в порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в интересах Кукановой Ксении Константиновны, к администрации Вышневолоцкого городского округа Тверской области, Министерству социальной защиты населения Тверской области о внесении в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, возложении обязанности обеспечить финансирование расходов на приобретение благоустроенного жилого помещения, предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, удовлетворить.

Обязать Министерство социальной защиты населения Тверской области внести Куканову Ксению Константиновну, <дата> года рождения, уроженку <адрес>, в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которым в 2021 г. будет приобретено жилье за счет средств областного бюджета, обеспечить в 2021 г. финансирование расходов администрации Вышневолоцкого городского округа Тверской области на приобретение Кукановой Ксении Константиновне благоустроенного жилого помещения.

Обязать Администрацию Вышневолоцкого городского округа Тверской области предоставить Кукановой Ксении Константиновне, <дата> года рождения, уроженке <адрес>, жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения в пределах норм (технических, санитарных, норм площади), установленных действующим законодательством, в течение 6 (шести) месяцев с момента выделения Министерством социальной защиты населения Тверской области денежных средств на приобретение жилого помещения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Вышневолоцкий межрайонный суд Тверской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий                            Р›.Рњ.Емельянова

<данные изъяты>

1версия для печати

2-1189/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Куканова Ксения Константиновна
Вышневолоцкий межрайонный прокурор
Ответчики
министерство социальной защиты населения
Администрация Вышневолоцкого городского округа
Другие
ГКУ Тверской области "ЦСПН"Вышневолоцкого городского округа Тверской области
Министерство финансов Тверской области
Правительство Тверской области
Суд
Вышневолоцкий межрайонный суд Тверской области
Дело на сайте суда
vyshnevolocky.twr.sudrf.ru
28.09.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
28.09.2020Передача материалов судье
01.10.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
01.10.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.10.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.10.2020Судебное заседание
27.10.2020Судебное заседание
27.10.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее