Решение по делу № 2а-176/2018 от 16.02.2018

Дело № 2а-176/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Шумихинский районный суд Курганской области в составе

председательствующего судьи Зуевой Т.В.,

при секретаре Кадыровой А.Т.,

с участием представителя административного истца Ивановой Н.Г.,

представителя административного ответчика Евдокимова Б.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Шумиха 12 апреля 2018 года административное дело по административному исковому заявлению Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курганской области в Щучанском, Шумихинском, Альменевском, Сафакулевском районах к Администрации Птичанского сельсовета Шумихинского района Курганской области о возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курганской области в Щучанском, Шумихинском, Альменевском, Сафакулевском районах (далее Управление Роспотребнадзора по Курганской области) обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с требованиями к Администрации Птичанского сельсовета Шумихинского района Курганской области о возложении обязанности.

В обоснование исковых требований указал, что в Управление Роспотребнадзора по Курганской области из прокуратуры Шумихинского района Курганской области поступило обращение гражданина с жалобой на плохое качество питьевой воды в с. Птичье. По фактам, изложенным в обращении Управлением Роспотребнадзора по Курганской области выдано предписание ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Курганской области в Щучанском, Шумихинском, Альменевском, Сафакулевском районах» о проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы по вопросу проверки соблюдения федерального законодательства в сфере качества подаваемой населению питьевой воды с. Птичье Шумихинского района Курганской области. Согласно экспертного заключения по результатам лабораторных испытаний от 15 января 2018 года № 268 проба воды из источника централизованного водоснабжения с. Птичье Шумихинского района Курганской области в объеме проведенных испытаний по санитарно-химическим показателям не соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы» по содержанию бора, зафиксировано превышение в 4,2 раза. В связи с тем, что вода в источнике водоснабжения не проходит какой-либо очистки, предусмотренной дополнительными фильтрующими элементами, то сразу попадает в употребление граждан, что отрицательно влияет на состояние здоровья и противоречит пунктам 1, 2 и 3 статьи 19 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», которыми установлено, что питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Питьевой водой из источника водоснабжения с. Птичье Шумихинского района Курганской области пользуется население с. Птичье. Кроме того, вода из скважины поступает в Филиал МКДОУ «Детский сад № 1» - Птичанский детский сад, ФАП с. Птичье, МКОУ «Птичанская общеобразовательная школа» - филиал МКОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3». Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечивать соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям. Население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей. В соответствии с пунктом 2.2. СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы» качество воды, подаваемой системой водоснабжения, должно соответствовать требованиям настоящий санитарных правил. Пунктом 3.1. указанных правил установлено, что питьевая вода должна быть безопасной в эпидемическом и радиационном отношении, безвредна по химическому составу и иметь благоприятные органолептические свойства, при которых допустимая концентрация бора в воде составляет не более 0,5 мг/л. Пунктом 3.4. Правил установлено, что безвредность питьевой воды по химическому составу определяется ее соответствием нормативам. Федеральным законом от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях в том числе относятся: организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, городского округа гарантирующей организации; согласование вывода объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения в ремонт и из эксплуатации (статья 6). Органы местного самоуправления поселений, городских округов, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевое воды, соответствующей установленным требованиям (статья 23). Полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные частью 1 статьи 6 вышеназванного закона на территории сельского поселения осуществляются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации. За сельскими поселениями Курганской области закреплены вопросы местного значения: организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения. Администрацией Птичанского сельсовета не определена гарантирующая организация для оказания услуг по подаче воды населению на территории села, не решены вопросы по организации водоснабжения населения села в соответствии с установленным санитарным законодательством требованиям, что создает угрозу жизни и здоровью граждан, поскольку может повлечь вспышки массовых инфекционных и не инфекционных заболеваний, отравлений. Просит обязать Администрацию Птичанского сельсовета прекратить противоправные действия в отношении неопределенного круга лиц, выразившиеся в предоставлении населению некачественного питьевого водоснабжения, путем обеспечения качества питьевой воды, подаваемой населению с. Птичье Шумихинского района Курганской области по содержанию бора в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы» в срок до 01 февраля 2019 года.

В судебном заседании представитель административного истца Управления Роспотребнадзора по Курганской области по доверенности Иванова Н.Г. заявленные исковые требования поддержала, по доводам, изложенным в иске. Дополнительно пояснила, что со стороны территориального отдела по качеству воды никаких мер не предпринималось, использование воды из водопровода не запрещалось, решение о приостановлении деятельности водопровода не принималось, к административной ответственности ответчик не привлекался.

Представитель административного ответчика глава Администрации Птичанского сельсовета Шумихинского района Курганской области Евдокимов Б.Б. в судебном заседании с предъявленными исковыми требованиями не согласился. Пояснил суду, что вопросом местного значения является организация водоснабжения, а не обязанность по поставке воды потребителям, совмещать функции хозяйствующего субъекта запрещено. Указал, что фактически эксплуатирует и обслуживает водопровод население с. Птичье. Администрацией Птичанского сельсовета Шумихинского района Курганской области в село организована поставка бутилированной воды.

Заслушав лиц, участвующих в деле, изучив обстоятельства дела и исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что по факту обращения гражданина с жалобой на плохое качество питьевой воды в с. Птичье Шумихинского района Курганской области Управлением Роспотребнадзора по Курганской области было выдано предписание ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Курганской области в Щучанском, Шумихинском, Альменевском, Сафакулевском районах» о проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы по вопросу проверки соблюдения федерального законодательства с фере качества подаваемой населению питьевой воды с. Птичье Шумихинского района Курганской области.

По результатам проведенных лабораторных испытаний 15 января 2018 года протокол № 268 проба воды из источника централизованного водоснабжения с. Птичье Шумихинского района Курганской области в объеме проведенных испытаний по санитарно-химическим показателям не соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы» по содержанию бора (фактическое содержание 2,1±0,08 мг/дм? при допустимом уровне не более 0,5 мг/л), что нарушает пункт 3.4.1. Таблицы 2 СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы».

В Конституции Российской Федерации закреплено право граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду (статьи 41 и 42).

Приведенной норме корреспондируют положения пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и статья 8 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Пунктами 1 и 3 статьи 19 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.

В силу пункта 2 указанной статьи организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.

Конституцией Российской Федерации закреплено, что местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью (часть 1 статьи 130).

В силу статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения не отнесен вопрос об организации в границах поселения водоснабжения и водоотведения. Вместе с тем определено, что законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи) (часть 3).

В соответствии со статьей 1 закона Курганской области от 25 декабря 2014 года № 108 «О закреплении за сельскими поселениями Курганской области вопросов местного значения городских поселений» за сельскими поселениями Курганской области закреплены вопросы местного значения из числа предусмотренных частью 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросов местного значения городских поселений - организация в границах поселения водоснабжения населения, водоотведения.

Как следует из части 2 статьи 23 Федерального закона от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» органы местного самоуправления, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям.

Статьей 6.1. Устава Птичанского сельсовета Шумихинского района Курганской области за Птичанским сельсоветом Шумихинского района Курганской области закреплены вопросы местного значения, в том числе, организация в границах Птичанского сельсовета водоснабжения населения и водоотведения.

Из материалов дела следует, что во исполнение решения Шумихинской районной Думы от 08 декабря 2005 года № 79 «О передаче имущества из собственности муниципального образования «Шумихинский район» Курганской области в собственность муниципального образования «Птичанский сельсовет» 10 января 2005 года был составлен акт приема-передачи объектов: водонапорной башни БР-15 в с. Птичье, 1985 года выпуска, водопровода в с. Птичье, протяженностью 6,5 км, 1979 года выпуска, скважины в с. Птичье, 1985 года выпуска, центрального водопровода в д. Сажино, протяженностью 7 132 м, скважины 2 шт., водонапорной башни, водоразборных колонок – 8 шт., гидроколонок – 10 шт.

На основании решения Птичанской сельской Думы Шумихинского района Курганской области от 16 мая 2017 года № 56А утверждены расценки по тарифу за использование воды с июня 2017 года 70 руб. с человека, 100 руб. полив. Вместе с тем, указанная система водоснабжения в с. Птичье отнесена к общественному водопроводу.

Как пояснил представитель административного ответчика в судебном заседании система водоснабжения в с. Птичье эксплуатируется населением села, так как жителями избран человек, которому производится оплата за услуги водоснабжения. Полученные денежные средства идут на оплату электроэнергии, зарплату сборщику денежных средств, слесарю, приобретение расходных материалов и других работ и материалов, связанных с функционированием водопровода.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» потребитель имеет право получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества (пункт33 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов), а исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг (пункт 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов).

Коммунальные услуги – это осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса (холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, газ, тепловая энергия, теплоноситель в виде горячей воды в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения), бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления) в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме в случаях, установленных настоящими Правилами, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений) (пункт 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов).

При этом исполнителем коммунальной услуги является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги (пункт 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов).

В силу статьи 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.

Пунктом 1.3. СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы» предусмотрено, что санитарные правила предназначены для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, деятельность которых связана с проектированием, строительством, эксплуатацией систем водоснабжения и обеспечением населения питьевой водой, а также для органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

В ходе рассмотрения дела установлено, что договор на водоснабжение на территории с. Птичье ни с кем не заключен, жители села самостоятельно выбирают лицо, осуществляющее сбор денежных средств, которые распределяются на электроэнергию, ремонт системы водоснабжения, зарплату слесарю и казначею, приобретение расходных материалов и оплату работ связанных с функционированием водопровода.

Самостоятельно эксплуатировать систему водоснабжения Администрация Птичанского сельсовета Шумихинского района Курганской области не может, так как не имеет права заниматься хозяйственной деятельностью, связанной с извлечением прибыли.

Согласно представленного договора от 30 декабря 2014 года заключенного между Администрацией Птичанского сельсовета Шумихинского района Курганской области (заказчик) и Каменским потребительским обществом (поставщик), заказчик организовал поставку бутилированной воды в магазины с. Птичье и д. Сажино (пункт 1). Поставщик обязан следить за качеством поставляемой бутилированной воды и соответствия ее ГОСТам и иметь необходимые сертификаты качества (пункт 4).

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных административных требованиях, так как действующим законодательством обязанность по обеспечению соответствия качества питьевой воды систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения санитарными правилами и нормами прямо возложена на индивидуальных предпринимателей и юридических лиц независимо от организационно правовых форм, деятельность которых связана с эксплуатацией систем водоснабжения и обеспечением населения питьевой водой.

Доказательств в обоснование довода представителя административного истца об имеющейся угрозе здоровью жителей муниципального образования Птичанский сельсовет Шумихинского района Курганской области суду не представлено. Вместе с тем, представитель административного истца в судебном заседании пояснил, что со стороны территориального отдела по качеству воды никаких мер не предпринималось, использование воды из водопровода не запрещалось, решение о приостановлении или прекращении деятельности водопровода не принималось, к административной ответственности ответчик не привлекался.

Руководствуясь статьями 175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении административного искового заявления Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курганской области в Щучанском, Шумихинском, Альменевском, Сафакулевском районах к Администрации Птичанского сельсовета Шумихинского района Курганской области о возложении обязанности отказать.

Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Шумихинский районный суд Курганской области.

Судья                                         Т.В. Зуева

Мотивированное решение изготовлено 17 апреля 2018 года.

Судья                                        Т.В. Зуева

2а-176/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
ТО Управления Роспотребнадзора
Ответчики
Администрация Птичанского с/с
Суд
Шумихинский районный суд Курганской области
Дело на сайте суда
shumihinsky.krg.sudrf.ru
16.02.2018[Адм.] Регистрация административного искового заявления
16.02.2018[Адм.] Передача материалов судье
22.02.2018[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
22.02.2018[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.03.2018[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.05.2020Регистрация административного искового заявления
03.05.2020Передача материалов судье
03.05.2020Решение вопроса о принятии к производству
03.05.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.05.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.05.2020Судебное заседание
03.05.2020Судебное заседание
03.05.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.05.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.05.2020Дело оформлено
03.05.2020Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее