1 инстанция №2-1306/2024
Апелл. дело №33-2662/2024
Судья Осмоловская А.Л.
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Салехард 17 сентября 2024 года
Судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего судьи Байкиной С.В.,
судей коллегии Козловой М.В., Курманова Э.Р.,
при ведении протокола секретарем Меняйло С.Е.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ответчика прокуратуры Ямало-Ненецкого автономного округа Губайдулиной Гульнары Альфритовны на решение Новоуренгойского городского суда от 27.05.2024 года по иску Заики Александра Александровича к прокуратуре Ямало-Ненецкого автономного округа о признании незаконным решения, возложении обязанности, которым постановлено:
Исковые требования Заики Александра Александровича удовлетворить.
Признать незаконным и отменить решение жилищной комиссии прокуратуры Ямало-Ненецкого автономного округа № 11 от 27 ноября 2023 года об отсутствии оснований для внесения прокурору Ямало-Ненецкого автономного округа предложения о согласовании и направлении в жилищную комиссию Генеральной прокуратуры Российской Федерации материалов для признания Заики Александра Александровича составом семьи 3 человека: супруга Заика Ольга Владимировна, сын ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ г.р. нуждающимися в жилых помещениях в целях предоставления единовременной социальной выплаты, принятии его на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях;
Обязать жилищную комиссию прокуратуры Ямало-Ненецкого автономного округа внести прокурору Ямало-Ненецкого автономного округа предложение о согласовании и направлении в жилищную комиссию Генеральной прокуратуры Российской Федерации материалов для признания Заики Александра Александровича составом семьи 3 человека: супруга Заика Ольга Владимировна, сын ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ г.р. нуждающимися в жилых помещениях в целях предоставления единовременной социальной выплаты, принятии его на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Заслушав доклад судьи Курманова Э.Р., пояснения представителя ответчика - Еремина О.Г., судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа,
у с т а н о в и л а:
Истец Заика А..А. обратился в суд с иском к прокуратуре Ямало-Ненецкого автономного округа о признании незаконным решения, возложении обязанности, в котором с учетом уточнения иска просил: признать незаконным и отменить решение жилищной комиссии прокуратуры Ямало-Ненецкого автономного округа №11 от 27 ноября 2023 года об отсутствии оснований для внесения прокурору Ямало-Ненецкого автономного округа предложения о согласовании и направлении в жилищную комиссию Генеральной прокуратуры Российской Федерации материалов для признания его составом семьи 3 человека: супруга Заика О.В., сын ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ г.р. нуждающимися в жилых помещениях в целях предоставления единовременной социальной выплаты, принятии его на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях; обязать жилищную комиссию прокуратуры Ямало-Ненецкого автономного округа внести прокурору Ямало-Ненецкого автономного округа предложение о согласовании и направлении в жилищную комиссию Генеральной прокуратуры Российской Федерации материалов для признания его составом семьи 3 человека: супруга Заика О.В., сын ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ г.р. нуждающимися в жилых помещениях в целях предоставления единовременной социальной выплаты, принятии его на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В обоснование исковых требований указал, что 04 июля 2023 года он обратился с заявлением в Генеральную прокуратуру РФ о признании его нуждающимся в жилых помещениях в целях предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений и принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. На основании ответа заместителя председателя жилищной комиссии прокуратуры Ямало-Ненецкого автономного округа Колчевой Т.Ф. от 27 ноября 2023 года ему было фактически отказано в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях. Данный ответ был следствием решения жилищной комиссии прокуратуры Ямало-Ненецкого автономного округа №11 от 27 ноября 2023 года которое вынесено незаконно и подлежит отмене, а он подлежит принятию на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, поскольку все предусмотренные законом правовые основания для этого имеются. В настоящее время он постоянно проживает в городе Новый Уренгой Ямало-Ненецкого автономного округа. Отказывая ему в признании нуждающимся в жилых помещениях в целях предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья и постановке на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, жилищная комиссия указала, что им были совершены действия по ухудшению жилищных условий, которые выразились в снятии с регистрационного учета его самого и его сына - ФИО4 из жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, а также в снятии с регистрационного учета его супруги - Заика О.В. из жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. Истец, а также члены его семьи - супруга Заика О.В., сын ФИО4 не являются собственниками каких-либо жилых помещений, а также не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, следовательно, действий по ухудшению жилищных условий не совершали и не могли совершить. При таких обстоятельствах истец подлежал безусловному признанию нуждающимся в жилых помещениях и постановке на соответствующий учет.
Протокольным определением суда от 16.04.2024 года, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, привлечена супруга истца - Заика О.В., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего сына ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (т.1 л.д.125-130).
В судебном заседании истец Заика А.А. участия не принимал, извещён надлежащим образом.
Представитель истца по доверенности Гудимов Е.В. в судебном заседании на исковых требованиях настаивал, по изложенным в иске основаниям.
Представитель ответчика заместитель начальника гражданско-судебного отдела прокуратуры ЯНАО Губайдулина Г.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований по основаниям, изложенным в письменных возражениях.
Судом постановлено решение, резолютивная часть которого приведена выше, с которым не согласен представитель ответчика Губайдулина Г.А.
В апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда и принятии нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает, что суд уклонился от оценки последовательной, нормативно обоснованной позиции ответчика. Выводы суда обоснованы лишь по тем основаниям, что истец и члены его семьи не обеспечены жильем на территории г. Нового Уренгоя, жилищной комиссией прокуратуры округа неправомерно учтено наличие прав пользования жилыми помещениями в иных муниципальных образованиях по причине непроживания в них. Данные выводы противоречат фактическим обстоятельствам дела и требованиям законодательства, регулирующего спорные отношения - федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», Жилищного кодекса РФ, приказа Генерального прокурора РФ от 02.10.2018 года №624. При изучении представленных истцом в жилищную комиссию документов установлено, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по 23.06.2023 года он был зарегистрирован в жилом помещении по адресу: <адрес>, общей площадью 79,1 кв.м., где в период с 07.06.2014 года по 23.06.2023 года имел постоянную регистрацию и его сын - ФИО4 Собственником указанного дома является мать истца - Заика Р.А., в связи с чем, вселение истца и его сына осуществлялось на правах членов семьи собственника. Полагает, что проживание истца по иному адресу, на момент обращения в жилищную комиссию, в ином населенном пункте, не свидетельствует об утрате права пользования жилым помещением, принадлежащим его матери и обусловлен характером трудовой деятельности истца. Выезд истца и членов его семьи в Ямало-Ненецкий автономный округ не является основанием для признания их нуждающимися в жилье и предоставлении субсидий. Также судом не учтено, что истец сохранил бессрочное право пользования указанным жилым помещением после заключения договора его приватизации в силу отказа от участия в таковой. Также супруга истца - Заика (Зданович) О.В. с 05.03.2002 года по 23.06.2023 года была зарегистрирована по адресу: <адрес>. в жилом помещении общей площадью 77,6 кв.м., находящимся в собственности ее матери - Зданович А.В. Полагает, что это должно учитываться жилищным органом при определении уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения. Иное толкование может привести к сверхнормативному обеспечению граждан жильем за счет государства. 27.11.2023 года жилищной комиссией произведено суммирование общих площадей жилых помещений, находящихся в Брянской области с учетом зарегистрированных в них лиц, на каждого члена семьи истца приходилось по 22,3 кв.м. (156,7/7), что превышает установленную норму нуждаемости в 15 кв.м., даже при расчете применительно к жилому помещению, находящемуся в собственности матери истца (79,1/4=19,77).
Представителем истца Заика А.А. - Гудимовым Е.В. представлены письменные возражения на апелляционную жалобу ответчика, в которых выражается мнение об обоснованности вынесенного решения суда.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика Еремин О.Г. доводы апелляционной жалобы поддержал.
Иные лица участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о дате и месте рассмотрения дела, участия в судебном заседании не принимали.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, заслушав пояснения представителя ответчика, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Как следует из материалов дела, истец Заика А.А. проходит службу в органах прокуратуры с 20.07.2010 года, в том числе: с 20.07.2010 года по 22.10.2015 года в должности помощника прокурора Дубровского района Брянской области; с 29.10.2015 года по настоящее время в должности помощника прокурора г. Новый Уренгой Ямало-Ненецкого автономного округа. Общий стаж службы Заики А.А. в органах прокуратуры более 13 лет.
На основании договора найма жилого помещения в общежитии № 912 от 31.12.2015 года, Заике А.А. предоставлено жилое помещение - 1 комната в 2-х комнатной квартире, расположенное по адресу: <адрес> на время трудовых отношений (т.1 л.д. 25-26).
На основании дополнительного соглашения №1 от 28.06.2023 года к договору найма жилого помещения в общежитии №912 от 31.12.2015 года, вместе с Заикой А.А. проживают следующие члены семьи нанимателя - Заика Ольга Владимировна - жена, ФИО4 - сын (т.1 л.д. 27).
Согласно адресных справок истец Заика А.А. зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес> 22.06.2023 года по настоящее время, ранее был зарегистрирован по данному адресу по месту пребывания - с 10.05.2016 по 10.05.2017, с 01.06.2017 по 01.06.2022, с 10.08.2022 по 10.08.2027 (ошибочно указано 2017) (т.1 л.д. 28); Заика О.В. зарегистрирована там же по месту пребывания с 16.02.2017 по 16.02.2018 года, с 02.04.2021 по 01.04.2026 года, с 22.06.2023 года по настоящее время - по месту жительства (т.1 л.д. 29).; ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ г.р. зарегистрирован по месту пребывания - с 02.04.2021 по 01.06.2022 года, с 10.08.2022 по 10.08.2027 года, с 22.06.2023 года по настоящее время - по месту жительства (т.1 л.д. 30).
Также истец был зарегистрирован по месту пребывания по адресу: <адрес> 13.11.2015 по 13.11.2016 года.
04.07.2023 года Заика А.А. обратился с заявлением в Генеральную прокуратуру РФ о признании его нуждающимся в жилых помещениях в целях предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений и принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в соответствии с федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» (т.1 л.д. 19-20).
Жилищной комиссией прокуратуры Ямало-Ненецкого автономного округа 27.11.2023 года Заике А.А. было отказано в признании его нуждающимся в жилых помещениях в целях предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений и принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях (т.1 л.д.21-23).
В качестве основания принятого решения, комиссией указано, что истцом были совершены действия по ухудшению жилищных условий. Заика А.А., Заика О.В., ФИО4 проживают по адресу: <адрес>. на основании договора найма жилого помещения в общежитии от 31.12.2015 № 912, заключенного с Департаментом городского хозяйства Администрации города Нового Уренгоя, а также дополнительного соглашения к указанному договору от 28.06.2023 №1. Зарегистрированы по указанному адресу с 22.06.2023. Ранее Заика А.А. и ФИО4, были зарегистрированы по адресу: <адрес>, Заика О.В. была зарегистрирована по адресу: <адрес>. С учетом зарегистрированных по указанным адресам на семь человек приходилось 156,7 кв.м. общей площади, то есть на каждого члена семьи - по 22,3 кв. м. Также осуществлена ссылка на обзор Генеральной прокуратуры от 14.12.2022 года «О практике представления органами прокуратуры Российской Федерации документов по вопросам жилищного обеспечения прокуроров и лиц, указанных в п.17 ст. 44.1 федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», где указано, что перерегистрация в другие жилые помещения из квартир, принадлежащих членам их семей согласно ЖК РФ (родителям и (или) детям) является ухудшением жилищных условий.
Материалами дела подтверждено, сторонами не оспаривалось, что истец Заика А.А. и члены его семьи в собственности какого-либо недвижимого имущества из числа жилых помещений не имеют.
С 05.03.2002 года по 23.06.2023 года истец Заика А.А. был зарегистрирован в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес> (т.1 л.д. 97), там же в период с 07.06.2014 по 23.06.2023 года был зарегистрирован сын истца - ФИО4 (т.1 л.д.96).
Собственником указанного жилого дома является мать Заики А.А.- Заика Р.А., право собственности было приобретено в порядке наследования на основании свидетельства о праве на наследство по закону и договора дарения.
Указанная квартира была предоставлена отцу истца - Заике А.Т. в порядке приватизации на основании договора на передачу квартиры (дома) в собственность №15 от 14.08.2008 года (т.2 л.д. 42). Заика А.А. отказался от участия в приватизации данной квартиры, о чем имеется письменное заявление (т.2 л.д. 39).
Супруга истца - Заика (Зданович) О.В. с 28.08.1992 по 22.06.2023 была зарегистрирована по адресу: <адрес>. (т.1 л.д.96 оборот).
Данное жилое помещение общей площадью 77,6 кв. м. находится в собственности матери Заики О.В. - Зданович А.В. на основании типового договора от 22.10.1986 года (т.2 л.д. 30-31).
Разрешая заявленный спор, суд первой инстанции, установив указанные фактические обстоятельства, пришел к выводу о том, что исковые требования истца подлежат удовлетворению, поскольку установлен факт необеспеченности Заика А.А. жилым помещением, также установлены обстоятельства, что со стороны истца и его супруги какого-либо злоупотребления правом, намеренного ухудшения жилищных условий, не имелось.
Судебная коллегия считает необходимым указать следующее.
Жилищное обеспечение прокуроров осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 17 января 1992 года N 2202-I "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Закон о прокуратуре), постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2008 года N 192 "О порядке обеспечения судей, прокуроров и сотрудников Следственного комитета Российской Федерации, нуждающихся в улучшении жилищных условий, отдельными жилыми помещениями" и приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 2 октября 2018 года N 624 "О порядке обеспечения прокуроров жилыми помещениями".
В соответствии с пунктом 1 статьи 44.1 Закона о прокуратуре обеспечение прокуроров жилыми помещениями с учетом совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется в порядке и на условиях, которые установлены данным федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных прокуратуре Российской Федерации, путем предоставления прокурорам единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений (далее - единовременная социальная выплата).
Единовременная социальная выплата предоставляется прокурорам, имеющим стаж службы в органах и организациях прокуратуры не менее 10 лет в календарном исчислении на должностях прокуроров, работников научных и образовательных организаций, по которым предусмотрено присвоение классных чинов, и признанным нуждающимися в жилых помещениях, один раз за весь период государственной службы, в том числе службы в органах и организациях прокуратуры (пункт 3 статьи 44.1 Закона о прокуратуре).
Приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 16 ноября 2018 года N 769 утверждено Положение о жилищной комиссии Генеральной прокуратуры Российской Федерации.
В соответствии с п.2.1 Положения задачами комиссии является, в том числе своевременное, всестороннее и объективное рассмотрение вопросов: признания прокуроров (граждан) нуждающимися в жилых помещениях в целях предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений (далее - единовременная социальная выплата), принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в целях предоставления единовременной социальной выплаты (далее - учет нуждающихся в жилых помещениях) (пп. «б» п.2.1); наличия оснований для предоставления: единовременной социальной выплаты (занимаемого жилого помещения в собственность) прокурорам (гражданам), состоящим на учете нуждающихся в жилых помещениях (пп. «в» п.2.1).
В соответствии с п. 3.1 указано, что комиссия для реализации возложенных на нее задач осуществляет следующие полномочия: принимает решения: о признании прокуроров (граждан) нуждающимися в жилых помещениях в целях предоставления единовременной социальной выплаты, принятии их на учет нуждающихся в жилых помещениях, об отказе в принятии на этот учет либо о снятии с такого учета (пп. «б»); о наличии оснований для предоставления: прокурорам (гражданам) единовременной социальной выплаты (занимаемого жилого помещения в собственность) (пп. «г»).
Также комиссия вносит Генеральному прокурору Российской Федерации предложения о наличии оснований для предоставления: единовременной социальной выплаты (занимаемого жилого помещения в собственность) прокурорам (гражданам) (п. 3.3); рассматривает вопросы: о признании прокуроров (граждан) нуждающимися в жилых помещениях в целях предоставления единовременной социальной выплаты, принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях и снятии с этого учета (пп. «б» п. 4.4.); о наличии оснований для предоставления: прокурорам (гражданам) - единовременной социальной выплаты (занимаемого жилого помещения в собственность) (пп. «г» п. 4.4.); вносит предложения Генеральному прокурору Российской Федерации о наличии оснований для предоставления: единовременной социальной выплаты (занимаемого жилого помещения в собственность) прокурорам (гражданам) (пп. «б» п. 4.11).
Таким образом, проверка нуждаемости прокуроров, рассмотрение вопросов о признании их нуждающимися в жилых помещениях в целях предоставления единовременной социальной выплаты и принятия на соответствующий учет относится к компетенции жилищной комиссии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, жилищные комиссии прокуратур субъектов Российской Федерации такими полномочиями не наделены.
Данная позиция отражена в Определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2023 № 77-КГПР23-3-К1.
Согласно Типового положения о жилищной комиссии прокуратуры субъекта Российской Федерации, приравненной к ней специализированной прокуратуры, утвержденного приказом Генпрокуратуры России от 19.11.2018 N 770, на основании которого действовала жилищная комиссия прокуратуры Ямало-Ненецкого автономного округа (что следует из приказа прокурора Ямало-Ненецкого автономного округа №59-Д от 09.04.2020 года, утвердившего Положение о жилищной комиссии прокуратуры Ямало-Ненецкого автономного округа), жилищная комиссия в пределах своих полномочий выполняет следующие функции: осуществляет прием заявлений с приложенными к ним необходимыми документами: прокуроров (в том числе руководителя органа прокуратуры) о признании не имеющими жилых помещений по месту службы (нуждающимися в жилых помещениях в целях предоставления единовременной социальной выплаты) и принятии на учет нуждающихся в служебных жилых помещениях (учет нуждающихся в жилых помещениях) или о снятии с соответствующего учета (пп. «а» п.4.1); проверяет достоверность содержащихся в представленных заявлениях и документах сведений, в том числе подтверждающих наличие оснований и условий для признания: прокуроров (граждан) нуждающимися в жилых помещениях в целях предоставления единовременной социальной выплаты. При выявлении недостоверной информации, содержащейся в представленных заявлении и документах, возвращает их заявителю с указанием причин возврата (п.4.2); рассматривает вопросы: (в том числе) наличия оснований для внесения руководителю органа прокуратуры предложений: о согласовании и направлении в жилищную комиссию Генеральной прокуратуры Российской Федерации материалов по вопросам: признания прокуроров (граждан) нуждающимися в жилых помещениях в целях предоставления единовременной социальной выплаты и принятия их на учет нуждающихся в жилых помещениях (пп. «б» п.4.4); вносит руководителю органа прокуратуры предложения о наличии оснований: согласования и направления в жилищную комиссию Генеральной прокуратуры Российской Федерации материалов: для признания прокуроров (граждан) нуждающимися в жилых помещениях в целях предоставления единовременной социальной выплаты, принятия их на учет нуждающихся в жилых помещениях либо снятия с этого учета (абз. второй пп. «в» п. 4.10); направляет в жилищную комиссию Генеральной прокуратуры Российской Федерации материалы в отношении: прокуроров (граждан) по вопросам, указанным в абзацах втором и третьем подпункта "в" пункта 4.10 Типового положения (после согласования с руководителем органа прокуратуры) (п.4.11).
Приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 2 октября 2018 года N 624 утверждено Положение о предоставлении прокурорам и лицам, указанным в пункте 17 статьи 44.1 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений (жилого помещения в собственность) (далее - Положение), которым предусмотрена процедура признания прокурора нуждающимся для постановки на учет в целях предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений (предоставления жилого помещения в собственность).
Пунктом 3.4 раздела 3 (Порядок предоставления единовременной социальной выплаты (занимаемого жилого помещения в собственность) прокурорам (гражданам) Положения предусмотрено, что жилищной комиссией Генеральной прокуратуры Российской Федерации (далее - Комиссия) проверяется нуждаемость в жилых помещениях прокуроров (граждан), состоящих на учете нуждающихся в жилых помещениях, определяется размер единовременной социальной выплаты согласно Правилам расчета размера единовременной социальной выплаты, и при наличии оснований для ее предоставления вносятся соответствующие предложения Генеральному прокурору Российской Федерации.
Согласно пункту 3.5 Положения решение о предоставлении прокурорам (гражданам) единовременной социальной выплаты принимается Генеральным прокурором Российской Федерации и оформляется его распоряжением, в котором указывается размер единовременной социальной выплаты, рассчитанной на день принятия соответствующего решения.
Таким образом, приведенными выше нормативными положениями установлена исключительная компетенция принятия соответствующих решений Генеральным прокурором Российской Федерации на основании решения жилищной комиссии Генеральной прокуратуры Российской Федерации о признании нуждающимся в жилом помещении в целях предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений или о внесении предложения Генеральному прокурору Российской Федерации о наличии оснований для предоставления занимаемого служебного жилого помещения в собственность прокурорам и лицам, указанным в пункте 17 статьи 44.1 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации".
Учитывая, что оспариваемым решением суда исковые требования истца, заключающиеся в признании незаконным и отмене решения жилищной комиссии прокуратуры Ямало-Ненецкого автономного округа №11 от 27 ноября 2023 года об отсутствии оснований для внесения прокурору Ямало-Ненецкого автономного округа предложения о согласовании и направлении в жилищную комиссию Генеральной прокуратуры Российской Федерации материалов для признания истца и членов его семьи нуждающимися в жилых помещениях в целях предоставления единовременной социальной выплаты, принятии его на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, а также возложении обязанности на жилищную комиссию прокуратуры Ямало-Ненецкого автономного округа внести прокурору Ямало-Ненецкого автономного округа предложение о согласовании и направлении в жилищную комиссию Генеральной прокуратуры Российской Федерации материалов для признания истца составом семьи 3 человека нуждающимися в жилых помещениях в целях предоставления единовременной социальной выплаты, принятии его на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, удовлетворены обоснованно, судебная коллегия полагает возможным согласиться с данным решением, поскольку в ином случае, истец Заика А.А. будет лишен возможности рассмотрения его заявления жилищной комиссией Генеральной прокуратуры Российской Федерации, что, безусловно препятствует реализации его жилищных прав.
Также судебная коллегия отмечает, что судом первой инстанции в целом обоснованно сделан вывод о том, что со стороны истца и его супруги какого-либо злоупотребления правом, намеренного ухудшения жилищных условий не имелось.
Так, упомянутым Положением о предоставлении прокурорам и лицам, указанным в пункте 17 статьи 44.1 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений (жилого помещения в собственность)" в п. 2.7 закреплено, что к намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий прокуроров (граждан), относятся действия прокуроров (граждан) и (или) членов их семей, связанные: а) с вселением в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения супруги (супруга), несовершеннолетних детей, нетрудоспособных родителей, а также детей старше 18 лет, ставших инвалидами до достижения ими возраста 18 лет); б) меной жилых помещений (обменом жилыми помещениями); в) невыполнением условий договора социального найма или договора найма жилого помещения жилищного фонда социального использования, повлекшим выселение из жилого помещения в судебном порядке; г) выделением долей собственниками жилых помещений в праве общей собственности на жилые помещения; д) отчуждением жилых помещений или их частей.
Указанный перечень согласно конструкции данного пункта является закрытым, в связи с чем, вывод жилищной комиссии прокуратуры Ямало-Ненецкого автономного округа, о том, что истцом совершены действия по ухудшению жилищных условий, является как минимум преждевременным, поскольку решение данного вопроса находится в компетенции жилищной комиссии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, равно как и оценка наличия или отсутствия оснований для признания истца и его семьи нуждающимися в жилых помещениях в целях предоставления единовременной социальной выплаты, принятии его на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Вывод суда первой инстанции, о том, что материалами дела подтвержден факт необеспеченности Заика А.А. жилым помещением, изложенный на странице 10 оспариваемого решения, по мнению судебной коллегии, является по существу верным, поскольку в силу норм Жилищного Кодекса РФ, сохранение регистрации по месту жительства супруги истца в жилом доме, принадлежащем ее матери в Брянской области, не указывает на ее право пользования этим жилым помещением. Более того, доводы ответчика о том, что семья матери супруги истца включает в себя и супругу истца Заику (Зданович) О.В., которая 21.07.2012 года вступила в брак с истцом, документально не подтверждены.
В силу ч.1 ст.31 Жилищного Кодекса РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пунктах 11, 24 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации №14 от 02 июля 2009 года «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», вопрос о признании лица членом семьи собственника, нанимателя жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений части 1 статьи 31, статьи 69 Жилищного кодекса РФ, исходя из следующего:
а) членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. При этом супругами считаются лица, брак которых зарегистрирован в органах записи актов гражданского состояния (статья 10 Семейного кодекса Российской Федерации, далее - СК РФ). Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки;
б) членами семьи собственника жилого помещения могут быть признаны другие родственники независимо от степени родства (например, бабушки, дедушки, братья, сестры, дяди, тети, племянники, племянницы и другие) и нетрудоспособные иждивенцы как самого собственника, так и членов его семьи, а в исключительных случаях иные граждане (например, лицо, проживающее совместно с собственником без регистрации брака), если они вселе░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░. ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░, ░ ░░░░░░: ░░░░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░). ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░) ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ (░░░░░░ 55 ░░░ ░░).
░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░, ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░, ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░.░. (░. 25 ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ 2 ░░░░ 2009 ░░░░ № 14).
░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░. ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 2 ░░░░░░ 20 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░. ░░░░░░ ░ ░░░, ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░.░░.░░░░) ░░░░░░ ░░░░░░░ - ░░░4, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ <░░░░░>, ░░.░░.░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░ 2017 ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ (░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░.░. - ░.2 ░.░. 98, ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ - ░░░4 ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ - ░.2 ░.░.95).
░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░, ░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ 2008 ░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ 29.10.2015 ░░░░ (░.1 ░.░. 168) ░░ ░░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░, ░░░ ░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ 14.12.2022 (░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░) ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ (░░░░░░░) ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ 328, 329 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░
░░░░░░░░░░:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 27.05.2024 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░:
░░░░░:
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 18.09.2024 ░░░░