Решение по делу № 2-15/2023 (2-759/2022;) от 17.10.2022

дело № 2-15/23

УИД 19RS0010-01-2022-001076-36

        

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

25 января 2023 года Ширинский районный суд      с. Шира

        

В составе: председательствующий – судья Ширинского районного суда Республики Хакасия Ячменев Ю.А., с участием:

представителя истца Демкиной В.Л.,

представителя ответчика администрация Фыркальского сельсовета Вашкевич С.Г.,

представителя ответчика администрации МО Ширинский район Соболевской Г.А.,

при секретаре Переясловой С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Хакасия (Управления Роспотребнадзора по РХ) в интересах неопределенного круга лиц к администрации Фыркальского сельсовета Ширинского района Республики Хакасия, администрации муниципального образования Ширинский район Республики Хакасия, муниципальному унитарному предприятию жилищно – коммунального хозяйства (МУП ЖКХ) «Фыркал» о понуждении устранить нарушения санитарно – эпидемиологического законодательства,

УСТАНОВИЛ:

    

Согласно заявленных требований, изложенных в исковом заявлении, ответчик – администрация Фыркальского сельсовета, как орган местного самоуправления с. Фыркал, Ширинского района, Республики Хакасия, осуществляет полномочия по решению вопросов местного значения в части организации в границах поселения водоснабжения населения. Данные полномочия ответчиком не исполняются надлежащим образом, поскольку, в нарушение требований действующего законодательства, на официальном сайте муниципального образования Фыркальский сельсовет в сети «Интернет» не размещены сведения о качестве питьевой воды, подаваемой абонентам с использованием централизованной системы водоснабжения на территории с. Фыркал, о плане мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями и об итогах исполнения этого плана. Также не установлена зона санитарной охраны источника питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения с. Фыркал, не получены необходимые санитарно – эпидемиологические заключения о соответствии проекта зоны санитарной охраны водного объекта с.Фыркал требованиям санитарных правил соответствии водного объекта с.Фыркал, используемого для хозяйственного – питьевого водоснабжения населения, требованиям санитарных правил

Поскольку подобные нарушения норм санитарного законодательства влекут угрозу жизни и здоровья жителей с. Фыркал, Ширинского района, Республики Хакасия, истец требует в судебном порядке понудить ответчика в срок до 01 октября 2023 года:

- получить санитарно – эпидемиологическое заключение о соответствии проекта зоны санитарной охраны водного объекта с.Фыркал требованиям санитарных правил;

- установить зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения;

- получить санитарно – эпидемиологическое заключение о соответствии водного объекта с.Фыркал, используемого для хозяйственного – питьевого водоснабжения населения, требованиям санитарных правил;

- разместить в средствах массовой информации и на официальном сайте муниципального образования Фыркальский сельсовет в сети «Интернет» сведения о качестве питьевой воды, подаваемой абонентам с использованием централизованной системы водоснабжения на территории с. Фыркал, о плане мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями и об итогах исполнения этого плана.

В ходе судебного разбирательства дела стороною истца уточнены заявленные требования и в качестве водного объекта, используемого для хозяйственно – питьевого водоснабжения населения с. Фыркал, указан водозабор, состоящий из бурскважин и , расположенный по адресу: <адрес>

Также в ходе судебного разбирательства к участию в деле в качестве соответчиков привлечены администрация Ширинского района Республики Хакасия и МУП ЖКХ «Фыркал».

В судебном заседании представителем истца исковые требования поддержаны в полном объеме.

Представитель администрации Фыркальского сельсовета исковые требования не признала, в обоснование возражений пояснив, что действующим законодательством обязанности по организации водоснабжения населения на территории поселений переданы муниципальным районам. Администрацией Фыркальского сельсовета были предприняты все возможные меры для передачи в МО Ширинский район имущества, используемого для водоснабжения жителей с. Фыркал, однако вторая сторона от этой передачи уклонялась. Администрацией Фыркальского сельсовета было заключено соглашение с МО Ширинский район об осуществлении полномочий в части водоснабжения только потому, что необходимо было осуществлять подачу воды жителям.

Со стороны администрации МО Ширинский район также исковые требования не признаны. В обоснование возражений представитель указала, что имущество, предназначенное для водоснабжения с.Фыркал, находится в собственности муниципального образования Фыркальский сельсовет и не передано муниципальному образованию Ширинский район. Муниципальный район участвует в осуществлении водоснабжения потребителей с.Фыркал, организуя данное водоснабжение. В ДД.ММ.ГГГГ администрации Фыркальского сельсовета была перечислена субсидия на устранение заявленных нарушений. Представитель полагает, что надлежащими ответчиками по иску будут являться администрация Фыркальского сельсовета, как собственник имущества в виде водного объекта, и МУП ЖКХ «Фыркал», как ресурсоснабжающая организация, непосредственно осуществляющая эксплуатацию водного объекта.

Представители МУП ЖКХ в судебном заседании отсутствовали, не представив возражений по существу иска.

Суд, руководствуясь ст.167 ГПК РФ, определил о рассмотрении дела в отсутствие представителей этого ответчика.

Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В силу ч. 1 ст. 46 ГПК РФ в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

В соответствии со ст. 46 Закона Российской Федерации от 07 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» орган государственного надзора, органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) вправе предъявлять иски в суды о прекращении противоправных действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в отношении неопределенного круга потребителей.

Данное полномочие также предусмотрено в п. 8.19 Положения об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Хакасия, утвержденного приказом Роспотребнадзора от ДД.ММ.ГГГГ .

Статьями 41 и 42 Конституции Российской Федерации закреплено право граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

Согласно ст. 8 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

В соответствии со статьей 18 Федерального закона РФ от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее - водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.

Критерии безопасности и (или) безвредности для человека водных объектов, в том числе предельно допустимые концентрации в воде химических, биологических веществ, микроорганизмов, уровень радиационного фона устанавливаются санитарными правилами.

Согласно статье 19 указанного закона питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.

Согласно ст. 43 Водного кодекса Российской Федерации для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений.

Для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

В п. 3 ст. 18 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ данной статьи установлено, что использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.

В соответствии со ст. 11 указанного федерального закона индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.

Постановлением Главного государственного врача Российской Федерации от 14 марта 2002 г. N 10 утверждены Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения СанПиН 2.1.4.1110-02", в соответствии с которыми на юридических лиц, осуществляющих эксплуатацию систем водоснабжения, возложена обязанность по организации и эксплуатации зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения, включающая в себя разработку проекта, составной частью которого является план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории зоны санитарной охраны и предупреждению загрязнения источника.

Данные правила обязательны для всех субъектов водоснабжения - граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (п. 1.3 СанПиН 2.1.4.1110-02).

Согласно п. 1.4 СанПиН 2.1.4.1110-02 зоны санитарной охраны (ЗСО) организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхностных, так и из подземных источников. Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.

На основании п.1.6 СанПиН 2.1.4.1110-02 организации ЗСО должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются: определение границ зоны и составляющих ее поясов; план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника; правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов ЗСО.

Проект ЗСО с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке (п. 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02).

Частью 10 ст. 23 Федерального закона N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" установлена обязанность органов местного самоуправления не реже одного раза в год размещать в средствах массовой информации и на официальном сайте муниципального образования в сети "Интернет" (в случае отсутствия такого сайта на сайте субъекта Российской Федерации в сети "Интернет") сведения о качестве питьевой воды, подаваемой абонентам с использованием централизованных систем водоснабжения на территории поселения, городского округа, о планах мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями и об итогах исполнения этих планов.

В силу ст. 27 Водного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в отношении водных объектов, находящихся в собственности муниципальных образований, относятся: 1) владение, пользование, распоряжение такими водными объектами; 2) осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий; 3) осуществление мер по охране таких водных объектов.

В силу положений п. 4 ч. 1, ч.ч. 3, 4 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) организация в границах сельского поселения водоснабжения населения и водоотведения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, относится к вопросам местного значения муниципального района, на территории которого такое сельское поселение расположено.

В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении" (п. 4.3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона N 131-ФЗ).

В силу ч. 1.1 ст. 6 Федерального закона от 07 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, на территории сельского поселения осуществляются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.

Как следует из представленных к материалам дела документов, администрация Фыркальского сельсовета Ширинского района Республики Хакасия является исполнительно – распорядительным органом местного самоуправления сельского поселения – муниципального образования Фыркальский сельсовет Ширинского района Республики Хакасия.

ДД.ММ.ГГГГ администрацией Фыркальского сельсовета, как учредителем, создано муниципальное унитарное предприятие жилищно – коммунального хозяйства «Фыркал», где в качестве основного вида деятельности указано: распределение воды для питьевых и промышленных нужд.

Согласно выписки из реестра муниципального имущества на ДД.ММ.ГГГГ, МО Фыркальский сельсовет являлся правообладателем, на праве собственности, имущества, предназначенного для холодного водоснабжения населения с. Фыркал, а именно – бурскважины с адресом: <адрес>, бурскважины с адресом: <адрес>, водопроводные сети в с. Фыркал, общей протяженностью <данные изъяты> км, колонки водоразборные в количестве 7 штук, емкость накопительная.

Данное имущество договором от ДД.ММ.ГГГГ закреплено за МУП ЖКХ «Фыркал» на праве хозяйственного ведения.

Обстоятельство, согласно которого в отношении водозабора, состоящего из бурскважины и бурскважины как водного объекта, отсутствуют санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии требованиям санитарных правил проекта зоны санитарной охраны, санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии требованиям санитарных правил водного объекта, не установлены зоны санитарной охраны водного объекта – подтверждается материалами дела и участниками процесса не оспаривается.

В соответствии с постановлением Администрации Фыркальского сельсовета Ширинского района от ДД.ММ.ГГГГ , вышеуказанное имущество подлежит передаче из собственности муниципального образования Фыркальский сельсовет в собственность муниципального образования Ширинский район.

Постановлением Верховного Совета Республики Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ было рекомендовано органам местного самоуправления муниципальных районов и сельских поселений Республики Хакасия завершить до ДД.ММ.ГГГГ проведение мероприятий по приему – передаче имущества, находящегося в собственности сельских поселений и предназначенного для организации в границах сельского поселения водоснабжения населения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, в собственность соответствующих муниципальных районов.

Вместе с тем, фактически акт приема – передачи этого имущества между сторонами подписан не был. Как следует из представленной к материалам дела переписки между указанными сторонами, фактическим препятствием этого явилось ненадлежащее оформление документов в отношении передаваемого имущества. Соответственно, в силу ст.5 Закона Республики Хакасия от 26 сентября 2008 года N 39-ЗРХ "О некоторых вопросах разграничения имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными образованиями в Республике Хакасия", право собственности МО Ширинский район на указанное выше имущество не возникло.

ДД.ММ.ГГГГ между администрацией МО Ширинский район и администрацией Фыркальского сельсовета заключено соглашение , которым муниципальный район передал, а поселение приняло в свое ведение и осуществляет полномочия по решению вопросов местного значения, в том числе в части организации в границах поселения водоснабжения населения.

Представитель администрации МО Ширинский район, ссылаясь на вышеуказанные обстоятельства, заявляет довод о том, что именно администрация Фыркальского сельсовета несет ответственность за неисполнение заявленных в рассматриваемом деле требований.

Вместе с тем, суд полагает, что в силу приведенных выше норм законодательства, именно на муниципальный район возложена организация в границах сельского поселения водоснабжения населения, а потому муниципальный район должен нести ответственность за ненадлежащее исполнение этой обязанности, вне зависимости от того, оформлено ли у данного района надлежащим образом право собственности на водный объект.

Само по себе заключение упомянутого выше соглашения от ДД.ММ.ГГГГ также эту ответственность администрации МО Ширинский район не исключает.

Кроме того, срок действия данного соглашения установлен по ДД.ММ.ГГГГ (п.5.2). Вместе с тем, в силу п.6.1 и 6.2, это соглашение может быть досрочно прекращено фактически в любой момент.

В свою очередь, по мнению суда, взаимоотношения всех ответчиков, связанные с владением имуществом водного объекта и его использованием, подлежат урегулированию вне рамок рассматриваемого дела, никоим образом не исключая при этом обязанности администрации МО Ширинский район организовать в границах сельского поселения водоснабжение населения в соответствии с требованиями санитарно – эпидемиологического законодательства.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что обязанность по разработке проектов зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, получению санитарно-эпидемиологических заключений на разработанные проекты зон санитарной охраны источников водоснабжения и на водные объекты, размещению в средствах массовой информации и на официальном сайте муниципального образования в сети "Интернет" (в случае отсутствия такого сайта на сайте субъекта Российской Федерации в сети "Интернет") сведений о качестве питьевой воды, подаваемой абонентам с использованием централизованных систем водоснабжения лежит на администрации МО Ширинский район, как органе местного самоуправления муниципального района, оспариваемое бездействие муниципального района нарушает права неопределенного круга лиц – жителей с. Фыркал, требования к данному ответчику подлежат удовлетворению.

В свою очередь, изложенное дает основания полагать об отказе в удовлетворении требований к администрации Фыркальского сельсовета и к МУП ЖКХ «Фыркал».

В силу требований ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.

Учитывая обстоятельства и причины неправомерного бездействия ответчика, а также условия, необходимые для исполнения рассматриваемого требования, с учетом принципа разумности, суд считает необходимым установить срок для исполнения судебного решения до 01 октября 2023 года.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194 – 198, 206 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Хакасия удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования Ширинский район Республики Хакасия в срок до 01 октября 2023 года:

- Получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии требованиям санитарных правил проекта зоны санитарной охраны водного объекта – водозабора, состоящего из бурскважин и , расположенного по адресу: <адрес>;

- Получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии требованиям санитарных правил водного объекта – водозабора, состоящего из бурскважин и , расположенного по адресу: <адрес>, пойма реки Июс;

- Установить зоны санитарной охраны водного объекта – водозабора, состоящего из бурскважин и , расположенного по адресу: <адрес>;

- разместить в средствах массовой информации и на официальном сайте муниципального образования в сети «Интернет» сведения о качестве питьевой воды, подаваемой абонентам с использованием централизованной системы водоснабжения на территории с.Фыркал Ширинского района Республики Хакасия, о плане мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями и об итогах исполнения этого плана.

В удовлетворении требований к администрации Фыркальского сельсовета Ширинского района Республики Хакасия и муниципальному унитарному предприятию жилищно–коммунального хозяйства «Фыркал» – отказать.

На данное решение может быть подана апелляционная жалоба в коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия через Ширинский районный суд в течение месяца со дня вынесения окончательного решения, т е. с 30 января 2023 года.

Председательствующий:

     судья                 Ю.А. Ячменев

2-15/2023 (2-759/2022;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по РХ
Ответчики
Администрация МО Ширинский район
Администрация Фыркальского сельсовета
МУП ЖКХ "Фыркал"
Суд
Ширинский районный суд Республики Хакасия
Судья
Ячменев Ю. А.
Дело на сайте суда
sharinsky.hak.sudrf.ru
17.10.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.10.2022Передача материалов судье
19.10.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
19.10.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.10.2022Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
31.10.2022Предварительное судебное заседание
15.11.2022Предварительное судебное заседание
06.12.2022Судебное заседание
26.12.2022Судебное заседание
25.01.2023Подготовка дела (собеседование)
25.01.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.01.2023Судебное заседание
30.01.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.02.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.01.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее