Дело № 2-835/2024
УИД 33RS0019-01-2024-000772-56
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
17 июня 2024 года г. Суздаль
Суздальский районный суд Владимирской области в составе:
председательствующего судьи Красовской Ю.О.,
при секретаре Богдановой Ю.А.
с участием старшего помощника Владимирского природоохранного прокурора Коновалова С.В.,
представителя ответчика Некоммерческого фонда помощи лесоохотничьим хозяйствам Крашенинникова Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Суздале гражданское дело по исковому заявлению и.о. Владимирского природоохранного прокурора в защиту интересов Российской Федерации к Некоммерческому фонду помощи лесоохотничьим хозяйствам об обязании выполнить мероприятия по подготовке почвы под лесные культуры будущего года,
установил:
И.о. Владимирского природоохранного прокурора в защиту интересов Российской Федерации обратился в суд с иском к Некоммерческому фонду помощи лесоохотничьим хозяйствам об обязании выполнить мероприятия по подготовке почвы под лесные культуры будущего года в объеме 63,8 га на арендованном согласно договору аренды ### от 30 декабря 2008 года лесном участке в срок до 01 декабря 2024 года.
В обоснование иска указано, что Владимирской природоохранной прокуратурой рассмотрены материалы проверки ГКУ ВО «Суздальское лесничество» в отношении Некоммерческого фонда помощи лесоохотничьим хозяйствам в части соблюдения требований лесного законодательства Российской Федерации, в ходе которой установлено, что согласно проекта освоения лесов лесного участка в составе земель лесного фонда Нерлинского, Печугинского и Торчинского участковых лесничеств ГКУ ВО «Суздальское лесничество», предоставленного в аренду Некоммерческому фонду помощи лесоохотничьим хозяйствам на основании договора ### от 30.12.2008, а также дополнительного соглашения от 01.03.2023 ### к договору аренды, на арендатора возложена обязанность провести мероприятия по подготовке почвы под лесные культуры будущего года в объеме 53,8 га в 2023 году. Вместе с тем, проверка показала, что юридическим лицом вышеуказанные работы в 2023 году не выполнены, что свидетельствует о ненадлежащем исполнении условий заключенного договора аренды лесного участка. До настоящего времени обязательства не исполнены. Таким образом, в целях обеспечения многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов Некоммерческий фонд помощи лесоохотничьим хозяйствам обязан провести мероприятия по подготовке почвы под лесные культуры будущего года в объеме 63,8 га.
В судебном заседании старший помощник Владимирского природоохранного прокурора Коновалов С.В. поддержал исковые требования по изложенным в иске основаниям. Предложенный прокурором срок выполнения мероприятий полагает разумным.
Представитель ответчика Некоммерческого фонда помощи лесоохотничьим хозяйствам Крашенинников Н.А., действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования и.о. Владимирского природоохранного прокурора признал, указав, что принимает меры для выполнения необходимых мероприятий. Возражений по предложенному прокурором сроку выполнения мероприятий не имеет.
Представитель третьего лица Министерства лесного хозяйства Владимирской области, будучи извещенным о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, направил письменный отзыв, в котором просил исковые требования удовлетворить.
Представитель третьего лица ГКУ ВО «Суздальское лесничество», будучи извещенным о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствии, требования, изложенные в исковом заявлении, поддерживает.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.2002 года «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
Статьей 1 Лесного Кодекса РФ (далее - ЛК РФ) определено, что одним из основных принципов лесного законодательства РФ является обеспечение охраны и защиты лесов, воспроизводство лесов, улучшение их качества, а также повышение продуктивности лесов.
Согласно статье 12 ЛК РФ освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесной промышленности. При освоении лесов на основе комплексного подхода осуществляются, в том числе:
1) организация использования лесов;
2) создание и эксплуатация объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры;
3) проведение мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.
Частью 1 статьи 61 ЛК РФ предусмотрено, что вырубленные, погибшие, поврежденные леса подлежат воспроизводству, в том числе с использованием саженцев, сеянцев основных лесных древесных пород, выращенных в лесных питомниках.
Воспроизводство лесов, в соответствие с частью 2 статьи 61 ЛК РФ включает в себя, в том числе, лесовосстановление и уход за лесами.
Статьей 62 ЛК РФ предусмотрено, что лесовосстановление осуществляется путем естественного, искусственного или комбинированного восстановления лесов.
В силу ч.1 ст. 63.1 ЛК РФ лица, использующие леса в соответствии со ст.ст. 43-46 ЛК РФ, обязаны обеспечить лесовосстановление или лесоразведение на площади, равной площади вырубленных лесных насаждений, в том числе при установлении или изменении зон с особыми условиями использования территорий.
В соответствии с частью 2 статьи 71 ЛК РФ предоставление юридическим лицам в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с ЛК РФ.
Статьей 88 ЛК РФ установлено, что лица, которым лесные участки предоставлены в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 ЛК РФ.
Состав проекта освоения лесов и порядок его разработки устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства РФ от 18.05.2022 № 897 утверждены Правила осуществления лесовосстановления или лесоразведения в случае, предусмотренном ч.4 ст. 63.1 ЛК РФ.
Пунктом 20 Правил предусмотрено, что работы по лесовосстановлению или лесоразведению считаются выполненными в случае достижения проектных показателей в соответствии с проектом лесовосстановления или проектом лесоразведения.
Пунктом 3 раздела 2 приказа Федерального агентства лесного хозяйства от 29.02.2012 № 69 определено, что проект освоения лесов содержит сведения о разрешенных видах и проектируемых объемах использования лесов, мероприятиях по охране, защите и воспроизводству лесов, по созданию объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры, по охране объектов животного мира и водных объектов, а в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 21 ЛК РФ, также о мероприятиях по строительству, реконструкции и эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры.
Невыполнение юридическим лицом, осуществляющим использование лесов, проекта освоения лесов является основанием для досрочного расторжения договора аренды лесного участка.
Кроме того, данные, содержащиеся в отчетах об охране лесов от пожаров, о защите лесов, об использовании лесов, о воспроизводстве лесов, приведенные арендатором лесного участка в отчетном году, должны соответствовать цифровым ежегодным показателям мероприятий, содержащимся в проекте освоения лесов.
Вместе с тем проверкой установлено, что Некоммерческим фондом помощи лесоохотничьим хозяйствам указанные требования действующего законодательства выполняются не в полном объеме.Установлено, что согласно проекта освоения лесов лесного участка в составе земель лесного фонда Нерлинского, Печугинского и Торчинского участковых лесничеств ГКУ ВО «Суздальское лесничество», предоставленного в аренду Некоммерческому фонду помощи лесоохотничьим хозяйствам на основании договора ### от 30.12.2008, а также дополнительного соглашения от 01.03.2023 ### к договору аренды, на арендатора возложена обязанность провести мероприятия по подготовке почвы под лесные культуры будущего года в объеме 63,8 га в 2023 году.
Проект освоения лесов разработан в 2023г., приказ Министерства лесного хозяйства Владимирской области «Об утверждении положительного заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов» от 18.08.2023 № 519-П.
В соответствии с пунктом 12.16. главы III Права и обязанности сторон арендатор обязан осуществлять за счет собственных средств противопожарное обустройство лесов на лесном участке, в том числе строительство, реконструкцию и содержание дорог противопожарного назначения, посадочных площадок для самолетов, вертолетов, используемых в целях проведения авиационных работ по охране и защите лесов, прокладку просек и противопожарных разрывов, разрубку (расчистку) квартальных просек, замену квартальных столбов, обеспечивать создание систем и средств предупреждения и тушения лесных пожаров (пожарная техника, оборудование, снаряжение и другие) и их содержание, а также формирование запасов горюче-смазочных материалов на период высокой пожарной опасности в объемах, определенных проектом освоения лесов, согласно приложению № 6 и предоставлять арендодателю к приемке законченные и промежуточные лесохозяйственные объекты.
В соответствии с пунктом 12.17 главы III Права и обязанности сторон арендатор обязан осуществлять за счет собственных средств санитарно-оздоровительные мероприятия, лесовосстановление и уход за лесом на лесном участке на условиях, в объемах и сроки, которые указаны в проекте освоения лесов и приложении №6 к договору аренды лесного участка и предоставлять арендодателю к приемке законченные и промежуточные лесохозяйственные объекты.
Вместе с тем, согласно отчету о воспроизводстве лесов и лесоразведении (1-ВЛ) за январь-декабрь 2023 года, предоставленным Некоммерческим фондом помощи лесоохотничьим хозяйствам, по состоянию на 10.01.2024 мероприятия по подготовке почвы под лесные культуры будущего года на площади 63,8 га не выполнены, что свидетельствует о ненадлежащем исполнении условий заключенного договора аренды лесного участка. До настоящего времени обязательства в полном объеме не исполнены.
18.04.2024 природоохранным прокурором в адрес директора Некоммерческого фонда помощи лесоохотничьим хозяйствам внесено представление, которое рассмотрено и удовлетворено.
Вместе с тем Некоммерческим фондом помощи лесоохотничьим хозяйствам не приняты конкретные меры, направленные на устранение выявленных нарушений.
Таким образом, в целях обеспечения многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов Некоммерческий фонд помощи лесоохотничьим хозяйствам обязано провести мероприятия по подготовке почвы под лесные культуры будущего года в объеме 63,8 га.
Частью 2 статьи 78 ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что на основании решения суда или арбитражного суда вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ.
По смыслу статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации ответчик вправе признать иск. Суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
Согласно части 3 статьи 173 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
Заявленные истцом требования подтверждаются представленными в материалы дела документами и не оспариваются ответчиком.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципального образования.
Присуждение к исполнению обязанности в натуре является одним из способов защиты гражданских прав в силу ст.12 ГК РФ.
В добровольном порядке требования не удовлетворены, в связи с чем обязанность по устранению нарушений законодательства на ответчика возлагается судебным решением.
Таким образом, в целях обеспечения многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов Некоммерческий фонд помощи лесоохотничьим хозяйствам обязано выполнить вышеуказанные лесохозяйственные мероприятия, в связи с чем исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
Согласно ст. 206 ГПК РФ, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
В данном случае, с учетом объема подлежащих выполнению действий и иных заслуживающих внимания обстоятельств, суд считает обоснованным и разумным установление предложенного прокурором исходя из интересов Российской Федерации срока совершения действий по устранению нарушений законодательства до 01.12.2024. Данный срок суд находит разумным и достаточным.
Доказательств невозможности исполнения возлагаемой решением суда обязанности в указанный срок ответчиком не представлено.
В силу части 1 ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
Согласно ч.1 ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Ввиду того, что истец освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче иска, с учетом удовлетворения исковых требований с ответчика в доход бюджета муниципального образования Суздальский район Владимирской области подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 300 рублей.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковое заявление и.о. Владимирского природоохранного прокурора (ОГРН ###) в защиту интересов Российской Федерации к Некоммерческому фонду помощи лесоохотничьим хозяйствам (ИНН ###) удовлетворить.
Обязать Некоммерческий фонд помощи лесоохотничьим хозяйствам (ИНН ###) выполнить мероприятия по подготовке почвы под лесные культуры будущего года в объеме 63,8 га на арендованном согласно договору аренды ### от 30 декабря 2008 года лесном участке в срок до 01 декабря 2024 года.
Взыскать с Некоммерческого фонда помощи лесоохотничьим хозяйствам в доход бюджета муниципального образования Суздальский район Владимирской области государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Владимирский областной суд через Суздальский районный суд Владимирской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий Ю.О. Красовская
Мотивированное решение изготовлено 18 июня 2024 года.