Дело №2-1385/18
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 декабря 2018 года г. Рязань
Железнодорожный районный суд г. Рязани в составе: судьи Новиковой Е.А.,
с участием представителя истца Масловского А.А., действующего на основании доверенности <адрес>5 от ДД.ММ.ГГГГ,
представителя ответчиков ГКУ <адрес> «Управление социальной защиты населения <адрес>», Министерства труда и социальной защиты населения <адрес> Выборновой Ю.Ю. действующей на основании доверенностей № от ДД.ММ.ГГГГ, № № от ДД.ММ.ГГГГ, Прохоровой Н.В., действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,
при секретаре Данилиной А.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда (<адрес>) гражданское дело по иску Шлыковой Натальи Семеновны действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетней ФИО3 к Государственному казенному учреждению <адрес> «Управление социальной защиты населения <адрес>», Министерству труда и социальной защиты населения <адрес> о получении ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью,
УСТАНОВИЛ:
Шлыкова Н.С. действующая в интересах несовершеннолетней ФИО3 обратилась в суд с иском к Государственному казенному учреждению <адрес> «Управление социальной защиты населения <адрес>», Министерству труда и социальной защиты населения <адрес> о получении ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью.
Исковые требования мотивированы тем, что истица является вдовой ФИО8, брак с которым был заключен 27.11.2001г. От брака имеется ребенок ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
ФИО9 умер 29.03.2016г.
ФИО9 являлся участником работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. Участие в работах по ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС он принимал в составе войсковой части № в период с 26 марта по ДД.ММ.ГГГГ во время специальных военных сборов по призыву <данные изъяты> объединенного городского военного комиссариата <адрес> из Сасовского филиала локомотивного депо <данные изъяты> Московской железной дороги, где он работал машинистом электровоза.
До момента смерти ФИО9 работал машинистом тепловоза в ООО «<данные изъяты>». С ДД.ММ.ГГГГ получал пенсию из Негосударственного пенсионного фонда «<данные изъяты>», а с ДД.ММ.ГГГГ - пенсию из Пенсионного фонда России. На момент смерти он инвалидности не имел.
С момента регистрации брака и до смерти супруга, истица с мужем и дочерью жили вместе, вели общее хозяйство, имели общий доход.
Решением Российского межведомственного экспертного совета по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти граждан, подвергшихся воздействию радиационных факторов (Российский МЭС), на базе Федерального государственного бюджетного учреждения «Российский научный центр рентгенорадиологии» Министерства здравоохранения РФ № от ДД.ММ.ГГГГ установлено: причина смерти ФИО8 связана с последствиями воздействия радиационных факторов в результате аварии на ЧАЭС.
ДД.ММ.ГГГГ истица со всеми необходимыми документами лично обратилась в отдел по <адрес> и <адрес>м ГКУ РО «Управление социальной защиты населения <адрес>» с заявлением о назначении дочери выплат по случаю потери кормильца.
Распоряжением № от ДД.ММ.ГГГГ и сообщением № от ДД.ММ.ГГГГ в назначении выплат было отказано.
ДД.ММ.ГГГГ истцы, повторно обратились в отдел по <адрес> и <адрес>м ГКУ РО «Управление социальной защиты населения <адрес>» с заявлением о назначении и выплате дочери умершего кормильца ежемесячной денежной суммы по случаю смерти кормильца. При этом представили все сведения необходимые для правильного исчисления выплаты.
В ответе № № от ДД.ММ.ГГГГ отдела по <адрес> и <адрес>м ГКУ РО «Управление социальной защиты населения <адрес>» было сообщено об отказе в назначении выплат.
Истцы полагают, что данным отказом в назначении и выплате дочери умершего кормильца ежемесячной денежной суммы по случаю смерти кормильца нарушены их права.
С учетом уточнений исковых требований просят суд взыскать с Министерства труда и социальной защиты населения <адрес> за счёт средств федерального бюджета в пользу Шлыковой Натальи Семёновны на содержание дочери ФИО3 задолженность по ежемесячной денежной сумме возмещения вреда по случаю смерти кормильца за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно сумму 1 025 354,90 рублей. Обязать Государственное казённое учреждение <адрес> «Управление социальной защиты населения <адрес>» назначить ФИО3 с ДД.ММ.ГГГГ до достижения ею возраста 18 лет, а при обучении по очной форме обучения - до получения образования, но не более чем до 23 лет ежемесячную денежную сумму возмещения вреда по случаю смерти кормильца в размере 35239,47 рублей с последующей индексацией в установленном законом порядке. Взыскивать с Министерства труда и социальной защиты населения <адрес> за счёт средств федерального бюджета в пользу Шлыковой Натальи Семёновны на содержание дочери ФИО3 с ДД.ММ.ГГГГ до достижения ею возраста 18 лет, а при обучении по очной форме обучения - до получения образования, но не более чем до 23 лет ежемесячную денежную сумму возмещения вреда по случаю смерти кормильца в размере 35239,47 рублей с последующей индексацией в установленном законом порядке.
В судебном заседании представитель истцов исковые требования поддержал в полном объеме просил их удовлетворить.
Представитель ответчиков Выборнова Ю.Ю., в судебном заседании исковые требования не признала, при этом пояснила, что пунктом 15 ст.14 Закона РФ от 15.05.1991 года №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации в следствие катастрофы на чернобыльской АЭС» ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, в следующих размерах: инвалидам I группы - 5 000 рублей; инвалидам II группы - 2 500 рублей; инвалидам III группы - 1 000 рублей. В случае смерти граждан, ставших инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, право на ежемесячную денежную компенсацию, предусмотренную пунктом 15 части первой настоящей статьи, распространяется на нетрудоспособных членов семьи, находившихся на иждивении указанных граждан. Размер компенсации, приходящейся на всех иждивенцев, определяется как разность между всем размером ежемесячной денежной компенсации и частью, приходившейся на самого кормильца. Для определения размера компенсации, приходящейся на каждого иждивенца, имеющего данное право, размер компенсации, приходящейся на всех указанных иждивенцев, делится на их число. Выплата ежемесячной денежной компенсации, предусмотренной пунктом 15 части первой настоящей статьи, производится органами социальной защиты населения или иными государственными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Меры социальной поддержки, предусмотренные пунктами 2, 3, 7, 8, 12 - 15 части первой настоящей статьи, распространяются на семьи, потерявшие кормильца из числа граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, а также на семьи умерших инвалидов, на которых распространялись меры социальной поддержки, указанные в настоящей статье.
Поскольку ФИО9 участник ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью в связи с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, ни из твердой денежной суммы, ни из утраченного заработка не получал, следовательно у его дочери ФИО3 это право также отсутствует. Кроме того сама истица обратилась в орган социальной защиты впервые после вступления в силу Федерального закона РФ от 12 февраля 2001 года №5 ФЗ, в связи с чем также у нее отсутствуют основания для данной выплаты поскольку ч.2 ст.2 ФЗ от 12.02.2011 года №5-ФЗ следует применять во взаимосвязи с ч.1 данной статьи, а поскольку до вступления данного закона в законную силу она получателем возмещения вреда не являлась, то и у нее также отсутствуют основания для ее получения в данный момент
Кроме того полагает что они не являются надлежащим ответчиком по рассматриваемому спору, поскольку ответчиком должна быть Федеральная служба по труду и занятости.
Также полагает, что в случае удовлетворения требований истца назначение и выплата спорной компенсации подлежит исчислению с момента обращения истцов в орган социальной защиты а не с момента смерти ФИО8, и при расчете размера ежемесячной выплаты подлежащей взысканию в пользу истцов, следует вычитать долю, приходящихся на самого ФИО8 и трудоспособных лиц, состоявших на его иждивении, но не имеющих права на получение страховых выплат, а именно на несовершеннолетнего иждивенца ФИО11 и его супругу Шлыкову Н.С. Просит в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.
Истцы, представитель третьего лица в судебное заседание не явились. Извещены надлежащим образом, от истцов поступило заявление о рассмотрении дела в их отсутствие. От представителя третьего лица поступил в судебное заседание отзыв в котором они полагают что исковые требования не подлежат удовлетворению, а также заявление о рассмотрении дела в их отсутствие.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие истцов и представителя третьего лица.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд считает иск обоснованным и подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Пунктом 4 ст.10 ФЗ от 28.12.2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» иждивение детей умерших родителей предполагается и не требует доказательств, за исключением указанных детей, объявленных в соответствии с законодательством Российской Федерации полностью дееспособными или достигших возраста 18 лет.
Пунктом 2 ст.7 ФЗ РФ от 24.07.1998 года № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» установлено: иждивенство несовершеннолетних детей предполагается и не требует доказательств.
В п.33 Постановления Пленума ВС РФ от 26.01.2010 года №1 «О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина» и в п.5 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 10 марта 2011 года №2 «О применении судами законодательства об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» разъяснено, что иждивенство детей, не достигших возраста 18 лет, предполагается и не требует доказательств.
Судом установлено, что Шлыкова Н.С. состояла в зарегистрированном браке с ФИО8, что подтверждается свидетельством о заключении брака сер. I-ОБ № от ДД.ММ.ГГГГ От брака имеют дочь ФИО11, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, что подтверждается свидетельством о рождении I-ОБ №.
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г. ФИО9 принимал участие в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (справка военного комиссариата <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, удостоверение участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1987 году Серия Р №, удостоверение участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1987 году Серия Р № посмертно, военным билетом МН №).
Статус инвалида вследствие аварии на ЧАЭС. ФИО9 не имел.
ФИО9 скончался ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о смерти II-ОБ № от ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом в судебном заседании установлено, что несовершеннолетняя ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ года рождения на момент смерти ФИО8 являлась его иждивенцем.
До момента смерти ФИО9 работал машинистом тепловоза в ООО «<данные изъяты>» С ДД.ММ.ГГГГ ФИО9 получал пенсию из негосударственного пенсионного фонда «<данные изъяты>»,а с ДД.ММ.ГГГГ –пенсию из пенсионного фонда России.
Данные обстоятельства подтверждаются: трудовой книжкой ФИО8 АТ-III №, трудовой книжкой ТК IV №, пенсионным удостоверением № справкой ООО <данные изъяты>», справкой о начисленной и выплаченной негосударственной пенсии НО «негосударственный пенсионный фонд «<данные изъяты>»
Причина смерти ФИО8связана с последствиями воздействия радиационных факторов в результате аварии на ЧАЭС (Решением Российского межведомственного экспертного совета по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти граждан, подвергшихся воздействию радиационных факторов от 11.10.2016г. №).
ДД.ММ.ГГГГ Шлыкова Н.С. обратилась в отдел по <адрес> и <адрес>м Государственного казенного учреждения <адрес> «Управление социальной защиты населения <адрес>» с заявлением о назначении дочери ФИО3 выплат по случаю потери кормильца ее отца ФИО8
Распоряжением № от ДД.ММ.ГГГГ и сообщением № от ДД.ММ.ГГГГ отдела по <адрес> и <адрес>м Государственного казенного учреждения <адрес> «Управление социальной защиты населения <адрес>» в назначении выплат было отказано
ДД.ММ.ГГГГ истцы повторно обратились в отдел по <адрес> и <адрес>м Государственного казенного учреждения <адрес> «Управление социальной защиты населения <адрес>» с заявлением о назначении дочери ФИО3 выплат по случаю потери кормильца ее отца ФИО8
В ответе №№ от ДД.ММ.ГГГГ отдела по <адрес> и <адрес>м Государственного казенного учреждения <адрес> «Управление социальной защиты населения <адрес>» в назначении выплат было отказано.
Не согласившись с данными решениями ответчика, истцы обратились в суд.
Спорные правоотношения регулируются Федеральным законом N 1244-1 от 15.05.1991 года "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" относит к числу участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС граждан (в том числе временно направленных или командированных), принимавших в 1986 - 1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятых в этот период на работах, связанных с эвакуацией населения, материальных ценностей, сельскохозяйственных животных, и на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС, а также принимавших в 1988 - 1990 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятых в этот период на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС (пункты 3 и 4 части первой статьи 13).
Пунктом 15 ст.14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" установлено право граждан, получивших или перенесших лучевую болезнь, другие заболевания, и инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы на ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. При этом твердая денежная сумма данной компенсации установлена только для инвалидов. Вместе с тем этим же пунктом предусмотрено что меры социальной поддержки, предусмотренные пунктами 2, 3, 7, 8, 12 - 15 части первой настоящей статьи, распространяются на семьи, потерявшие кормильца из числа граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой. К которым относится семья умершего ФИО8
В соответствии с положениями части 2 ст.2 Федерального закона от 12.02.2001 N 5- ФЗ (ред. от 19.12.2016) "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", семьям, потерявшим кормильца из числа граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, выплачивается ежемесячная денежная сумма, определенная в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний для исчисления размера ежемесячной страховой выплаты, но не превышающая максимального размера ежемесячной страховой выплаты, установленного федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на очередной финансовый год.
В соответствии с пунктом 3 Определения Конституционного Суда РФ № 1993-0 от 01 ноября 2012 года установлено: в отличие от членов семей инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы, кормильцы которых при жизни имели право на получение соответствующих мер социальной поддержки, часть четвертая статьи 14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", распространяя на членов семей граждан, умерших вследствие заболевания, связанного с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы, соответствующие меры социальной поддержки, не обусловливает их предоставление наличием у умершего кормильца права на аналогичные меры социальной поддержки.
В связи с тем, что право членов семьи гражданина, умершего вследствие заболевания, связанного с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы, на получение ежемесячных денежных компенсаций в возмещение вреда возникает безотносительно к наличию такого права у умершего кормильца, исключается возможность применения способа определения размеров таких выплат, установленного частью второй статьи 14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" применительно к инвалидам-чернобыльцам и членам их семей.
Между тем, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 7 июня 2011 года N 842-О-О, распространение в части четвертой статьи 14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" права на ежемесячную денежную компенсацию, предусмотренную пунктом 15 части первой данной статьи (наряду с иными мерами социальной поддержки), на семьи, которые потеряли кормильца из числа граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, означает, что законодатель исходил из необходимости обеспечить указанным гражданам право на возмещение вреда, причиненного смертью пострадавшего вследствие воздействия радиации кормильца, посредством ежемесячных выплат, как и в соответствии с ранее действовавшим правовым регулированием на равных условиях с членами семей умерших инвалидов-чернобыльцев.
Сохранение для членов семей граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, прежнего порядка определения ежемесячной денежной суммы в возмещение вреда на основании части второй статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", направленной на осуществление регулирования соответствующих отношений в условиях переходного периода (до определения размера ежемесячной денежной компенсации для членов семей граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, непосредственно в Законе Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"), имело целью создание правового механизма реализации права названной категории граждан на получение ежемесячной денежной компенсации на период отсутствия в Законе Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" положений, закрепляющих для них порядок исчисления размера ежемесячной денежной компенсации (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 7 июня 2011 года N 842-О-О).
Следовательно, ежемесячная денежная компенсация, предусмотренная пунктом 15 части первой статьи 14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", и ежемесячная денежная сумма, установленная частью второй статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", представляют собой идентичные по правовой природе выплаты и направлены на возмещение вреда, причиненного смертью кормильца, подвергшегося воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы.
В соответствии с Определением Конституционного Суда РФ № 2246-О от 29 сентября 2015 года установлено: определение конкретных способов и объемов социальной защиты, предоставляемой тем или иным категориям граждан, в том числе в случае причинения вреда здоровью, вызванного деятельностью государства в сфере освоения и использования ядерной энергии, является прерогативой законодателя.
Реализуя предоставленные ему полномочия, законодатель в Федеральном законе от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ изменил порядок определения размера ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, и установил такие компенсации в твердых суммах в зависимости от степени утраты здоровья (группы инвалидности), а также распространил право на данные выплаты на нетрудоспособных членов семьи, находившихся на иждивении граждан, ставших инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, в случае смерти последних (пункт 3 статьи 1).
Изменение законодателем порядка определения размера ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью было предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации, который в Постановлении от 19 июня 2002 года N 11-П исходя из принципов справедливости, равенства всех перед законом и вытекающего из этого равенства ценности жизни и здоровья всех граждан, пострадавших от чернобыльской катастрофы, признал не противоречащими Конституции Российской Федерации, в частности, положения пункта 25 (в действующей редакции - пункта 15) части первой и части второй статьи 14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 5-ФЗ) в их нормативном единстве с частями первой и второй статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ, не предоставляющие нетрудоспособным членам семьи, находившимся на иждивении инвалида-чернобыльца, право на получение возмещения вреда в случае его смерти в размере, который исчисляется из заработка, если они впервые обратились за возмещением вреда после вступления в силу данного Федерального закона.
Исходя из того что право на возмещение вреда, причиненного смертью пострадавшего вследствие воздействия радиации кормильца, посредством ежемесячных выплат, как и в соответствии с ранее действовавшим правовым регулированием, должно быть на равных условиях с членами семей умерших инвалидов-чернобыльцев обеспечено семьям, потерявшим кормильца из числа граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, законодатель в части четвертой статьи 14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" распространил на них (наряду с иными мерами социальной поддержки) право на ежемесячную денежную компенсацию, предусмотренную пунктом 15 части первой данной статьи.
Вместе с тем в части второй статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ, направленной на осуществление регулирования соответствующих отношений в условиях переходного периода (до определения размера ежемесячной денежной компенсации для членов семей граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, непосредственно в Законе Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"), для названной категории граждан был сохранен прежний порядок выплаты ежемесячной денежной суммы.
Такое законодательное регулирование имело целью создание правового механизма реализации права на получение ежемесячной денежной компенсации членами семей граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, на период отсутствия в Законе Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" положений, закрепляющих для них порядок исчисления размера ежемесячной денежной компенсации, а потому оно не может рассматриваться как нарушающее права нетрудоспособных членов семьи, находившихся на иждивении граждан, ставших инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы.
В связи с вышеизложенным суд приходит к выводу что истице ФИО3, как члену семьи, потерявшему кормильца из числа граждан, умерших вследствие заболеваний, возникших в связи с катастрофой на ЧАЭС, положена ежемесячная денежная сумма, определяемая в порядке, предусмотренном законодательством РФ об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний для исчисления размера ежемесячной страховой выплаты.
Доводы представителя ответчика о том что права семей, потерявших кормильца из числа граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, права семей умерших инвалидов на меры социальной поддержки в соответствии с ч.4 ст.14 Закона РФ № 1244-1 являются производными от прав самих граждан, обладающих льготным статусом, в связи с чем поскольку ФИО9 участник ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью в связи с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, ни из твердой денежной суммы, ни из утраченного заработка не получал, следовательно у его дочери ФИО3 это право также отсутствует, а также что сама истица обратилась в орган социальной защиты впервые после вступления в силу Федерального закона РФ от 12 февраля 2001 года №5 ФЗ, в связи с чем также у нее отсутствуют основания для данной выплаты поскольку ч.2 ст.2 ФЗ от 12.02.2011 года №5-ФЗ следует применять во взаимосвязи с ч.1 данной статьи, а поскольку до вступления данного закона в законную силу она получателем возмещения вреда не являлась, то и у нее также отсутствуют основания для ее получения в данный момент, суд не принимает, поскольку они основаны на неверном толковании закона.
Доводы представителя ответчиков о том что они не являются надлежащими ответчиками по рассматриваемому спору, поскольку ответчиком должна быть Федеральная служба по труду и занятости суд не принимает, поскольку данный довод не соответствуют требованиям законодательства РФ. Так в пункте 3 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 14 декабря 2000 года № 35 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС» разъяснено: в силу статьи 5 базового Закона (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ) надлежащим ответчиком по делам о возмещении вреда, причиненного здоровью инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы, является Российская Федерация, представителем которой в соответствии с абзацем третьим пункта 15 части 1 статьи 14 названного Закона выступают органы социальной защиты населения или иные государственные органы, производящие выплату ежемесячной денежной компенсации, уполномоченные согласно части 3 статьи 125 ГК РФ выступать от имени казны Российской Федерации по обязательствам, вытекающим из причинения вреда жизни и здоровью в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС.
В соответствии с положениями части 2 ст.2 Федерального закона от 12.02.2001 N 5- ФЗ (ред. от 19.12.2016) "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" исчисление ежемесячных выплат необходимо проводить в соответствии с нормами ФЗ РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».
В соответствии с п.6 Постановления Минтруда РФ от 30.11.2001 № 83 (ред. от 10.11.2002 года "Об утверждении разъяснения "О применении порядка выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС" членам семьи, потерявшим кормильца из числа граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, на основании части второй статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 г. N 5-ФЗ выплачивается ежемесячная денежная сумма, определяемая в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей.
Установление причинной связи развившихся заболеваний, приведших к смерти кормильца, с последствиями чернобыльской катастрофы осуществляется в соответствии со статьей 24 Закона.
В соответствии с п.7 Постановления Правительства РФ от 21.08.2001 № 607 «О порядке выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на чернобыльской АЭС» (ред. от 09.12.2017г) установлен заявительный характер выплаты со дня подачи заявления со всеми необходимыми документами.
В соответствии с п.10 Постановления Минтруда РФ от 30.11.2001 № 83 (ред. от 10.11.2002 г.) "Об утверждении разъяснения "О применении порядка выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС" выплата ежемесячной денежной компенсации производится с момента представления необходимых для ее назначения документов (п.10).
Подпунктом "в" пункта 11 вышеуказанного акта для назначения и выплаты ежемесячной денежной компенсации или ежемесячной денежной суммы в органы социальной защиты населения или иные государственные органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, представляются следующие документы (их копии, заверенные в установленном порядке) членами семей, потерявшими кормильца из числа граждан, указанных в пункте 6 настоящего разъяснения: заявление о выплате ежемесячной денежной суммы;копия свидетельства о смерти кормильца;справка о составе семьи; справка о среднем месячном заработке умершего кормильца;копия заключения межведомственного экспертного совета или военно-врачебной комиссии о связи смерти (гибели) кормильца с последствиями чернобыльской катастрофы; документы, подтверждающие наличие нетрудоспособных иждивенцев (копии свидетельств о рождении детей, пенсионного удостоверения, справки об установлении инвалидности, трудовой книжки и другие); справка о том, что один из родителей, супруг (супруга) либо другой член семьи независимо от его возраста и трудоспособности занят уходом за детьми, братьями, сестрами, внуками умершего кормильца, не достигшими возраста 14 лет, либо хотя и достигшими указанного возраста, но по заключению учреждения государственной службы медикосоциальной экспертизы или лечебно-профилактических учреждений государственной системы здравоохранения признанными нуждающимися по состоянию здоровья в постороннем уходе, и не работает; справка учебного заведения о том, что имеющий право на получение ежемесячной денежной суммы член семьи умершего кормильца учится в этом учебном заведении по очной форме обучения.
Согласно п.7 Постановления Минтруда РФ от 30.11.2001 № 83 (ред. от 10.11.2002) "Об утверждении разъяснения "О применении порядка выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС" исчисление размера ежемесячной денежной суммы, указанной в пункте 6 настоящего разъяснения, подлежащей выплате членам семьи, потерявшим кормильца, производится исходя из среднего месячного заработка умершего кормильца, получаемых им при жизни пенсии, пожизненного содержания и других подобных выплат за вычетом долей, приходящихся на него самого и трудоспособных лиц, состоявших на его иждивении, но не имеющих право на их получение.
Средний месячный заработок (доход) подсчитывается путем деления общей суммы заработка за 12 последних месяцев работы на 12.
Для определения размера ежемесячных выплат каждому лицу, имеющему право на их получение, общий размер указанных выплат делится на число лиц, имеющих право на получение выплат в случае смерти кормильца.
Исчисление ежемесячной денежной суммы гражданам, указанным в пункте 6 настоящего разъяснения, производится органами социальной защиты населения или иными государственными органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, на основании справки о начисленном заработке (доходах) умершему кормильцу, подлежащем налогообложению, выданной на основании лицевых счетов, подписанной руководителем и главным бухгалтером организации с расшифровкой состава заработка (дохода) (п.9).
Пунктом 1 ст. 12 Федерального закона от 24 июля 1998 года № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» установлено размер ежемесячной страховой выплаты определяется как доля среднего месячного заработка застрахованного, исчисленная в соответствии со степенью утраты им профессиональной трудоспособности.
Частью 2 ст. 12 Федерального закона от 24 июля 1998 года № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» установлено: При расчете размера утраченного застрахованным в результате наступления страхового случая заработка учитываются выплаты и иные вознаграждения, начисленные в пользу физических лиц по гражданско-правовому договору, предметом которого являются выполнение работ и (или) оказание услуг, договору авторского заказа, в соответствии с которыми заказчик обязан уплачивать страховщику страховые взносы. Все виды заработка учитываются в суммах, начисленных до удержания налогов, уплаты сборов и других обязательных платежей.
Частью 1 п. 3 ст. 12 Федерального закона от 24 июля 1998 года № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», в частности, установлено: среднемесячный заработок застрахованного исчисляется путем деления общей суммы его заработка (с учетом премий, начисленных в расчетном периоде) за 12 месяцев повлекшей повреждение здоровья работы, предшествовавших месяцу, в котором с ним произошел несчастный случай на производстве, установлен диагноз профессионального заболевания или (по выбору застрахованного) установлена утрата (снижение) его профессиональной трудоспособности, на 12. При расчете среднемесячного заработка застрахованного месяцы, не полностью им проработанные, а также месяцы, за которые отсутствуют сведения о заработке застрахованного, заменяются предшествующими месяцами, полностью проработанными на работе, повлекшей повреждение здоровья, и за которые имеются сведения о заработке, либо исключаются в случае невозможности их замены.
Пунктом 6 Федерального закона от 24 июля 1998 года № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» установлено: если в заработке застрахованного до наступления страхового случая произошли устойчивые изменения, улучшающие его имущественное положение (повышена заработная плата по занимаемой должности, он переведён на более высокооплачиваемую работу, поступил на работу после окончания учебного учреждения по очной форме обучения и в других случаях, когда доказана устойчивость изменения или возможности изменения оплаты труда застрахованного), при подсчете его среднего месячного заработка учитывается только заработок, который он получил или должен был получить после соответствующего изменения.
В соответствии с ч.1 п. 10 ст. 12 Федерального закона от 24 июля 1998 года № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» при назначении ежемесячной страховой выплаты суммы заработка, из которого исчисляется размер ежемесячной страховой выплаты, полученные за период до дня проведения индексации размеров ежемесячных страховых выплат в соответствии с пунктом 11 настоящей статьи, увеличиваются с учетом соответствующих коэффициентов, установленных для индексации размера ежемесячной страховой выплаты. При этом коэффициенты, примененные к суммам заработка, к назначенному размеру ежемесячной страховой выплаты не применяются.
В соответствии с п. 11 ст. 12 Федерального закона от 24 июля 1998 года № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» размер ежемесячной страховой выплаты подлежит индексации один раз в год с 1 февраля текущего года исходя из индекса роста потребительских цен за предыдущий год. Коэффициент индексации определяется Правительством Российской Федерации.
При определении размера задолженности по ежемесячной денежной сумме возмещения вреда по случаю потери кормильца суд полагает что подлежит применению период с момента обращения истца к ответчику со всеми представленными документами то есть с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно. При этом размер задолженности суд определяет исходя из расчета представленного ответчиком за период с ДД.ММ.ГГГГ по август 2018 года в сумме 260524,46 рублей с учетом индексации предусмотренной ч.1 ст.10 ст.12 ФЗ РФ от 24.07.1988 года №125-ФЗ
Доводы представителя истцов, о том что представителем ответчика неправильно исчислен период задолженности полагавшем что период задолженности следует исчислять с момента смерти ФИО8 а не с момента обращения за страховой выплаты, суд не принимает, поскольку они основаны на неверном толковании закона.
Доводы представителя истцов что размер задолженности неправильно исчислен ответчиком, поскольку в него не включены пенсии, негосударственные пенсии, ежемесячная компенсация на приобретение продовольственных товаров, суд не принимает, поскольку он основан на неверном толковании закона, поскольку положениями ст. 12 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ исчерпывающим образом определен как механизм расчета ежемесячной страховой выплаты, так и порядок исчисления среднемесячного заработка застрахованного лица для расчета данной выплаты с указанием на то, какие виды оплаты труда застрахованного включаются в расчет.
Пунктом 8 ст. 12 Федерального закона от 24 июля 1998 года № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» установлено: лицам, имеющим право на получение страховых выплат в случае смерти застрахованного, размер ежемесячной страховой выплаты исчисляется исходя из его среднего месячного заработка за вычетом долей, приходящихся на него самого и трудоспособных лиц, состоявших на его иждивении, но не имеющих право на получение страховых выплат. Для определения размера ежемесячных страховых выплат каждому лицу, имеющему право на их получение, общий размер указанных выплат делится на число лиц, имеющих право на получение страховых выплат в случае смерти застрахованного.
Законоположение п. 8 ст. 12 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ согласно правовой позиции, изложенной в п. 2.2 определения Конституционного Суда Российской Федерации от 3 октября 2006 г. N 407-О, по своему нормативному содержанию направлено на становление только порядка исчисления размера ежемесячной страховой выплаты лицам, имеющим право на получение страховых выплат в случае смерти застрахованного.
В п. 2.3 данного определения Конституционного Суда Российской Федерации указано, что положение п. 8 ст. 12 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ, как направленное на определение размера ежемесячной страховой выплаты, не предполагает исключение нетрудоспособных лиц, находившихся на момент смерти застрахованного лица на его иждивении или получавших от него такую помощь, которая являлась для них постоянным и (или) основным источником средств к существованию, из числа субъектов права на получение ежемесячных страховых выплат в случае смерти застрахованного, не состоявшего к моменту смерти в трудовых отношениях.
Из приведенных выше нормативных положений и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации следует, что размер ежемесячной страховой выплаты рассчитывается в порядке, определенном ст. 12 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ, не только застрахованному лицу, но и лицам, имеющим право на получение страховых выплат в случае смерти застрахованного, в связи с этим размер ежемесячной страховой выплаты указанным лицам подлежит исчислению из среднемесячного заработка застрахованного, рассчитанного по правилам п. 3 данной статьи, получаемого им на работе, исполнение которой повлекло профессиональное заболевание или привело к несчастному случаю на производстве.
Суд не принимает доводы представителя ответчиков, о том что при расчете размера ежемесячной выплаты подлежащей взысканию в пользу истцов, следует вычитать долю, приходящихся на самого ФИО8 и трудоспособных лиц, состоявших на его иждивении, но не имеющих права на получение страховых выплат, а именно на несовершеннолетнего иждивенца ФИО11 и его супругу Шлыкову Н.С., поскольку они основаны на неверном толковании закона и подтверждаются представленными в суд материалами.
Так супруга ФИО8- Шлыкова Н.С. иждивенцем ФИО8 не являлась, осуществляла на момент смерти и в настоящее время трудовую деятельность,, что подтверждается трудовой книжкой АТ-V № и справками о доходах Шлыковой Н.С. за 2015 -2016 год.
В соответствии с п.2.1. определения Конституционного Суда Российской Федерации от 3 октября 2006 г. N 407-О, возникновение у лица права на получение страховых выплат в связи со смертью застрахованного Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" связывает с нетрудоспособностью этого лица и нахождением на иждивении умершего, причем нормативное содержание понятий "нетрудоспособность" и "иждивение" данный Федеральный закон непосредственно не определяет, - они раскрываются в других федеральных законах.
В частности, как следует из части второй статьи 179 Трудового кодекса Российской Федерации, иждивенцами признаются нетрудоспособные члены семьи, находящиеся на полном содержании работника или получающие от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию. Аналогичным образом понятие иждивения определяется и в пункте 3 статьи 9 Федерального закона от 17 декабря 2001 года "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Такое же нормативное содержание этого понятия, по сути, закреплено и в самом Федеральном законе "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний": не предусматривая в отношении него какое-либо специальное правовое регулирование, федеральный законодатель в то же время в пункте 4 его статьи 7 закрепил возможность предоставления права на получение страховых выплат в случае смерти застрахованного в результате наступления страхового случая по решению суда нетрудоспособным лицам, которые при жизни застрахованного имели заработок, если часть заработка застрахованного являлась их постоянным и основным источником средств к существованию. Иными словами, фактически он исходил из принятого в действующем законодательстве смысла понятия "иждивение" как нахождения лица на полном содержании кормильца или получения от него такой помощи, которая является для него постоянным и основным источником средств к существованию.
Такое понимание нормативного содержания статьи 7 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" в связи с определением понятия "иждивение" получило подтверждение и в правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной им в пункте 6.1 мотивировочной части Постановления от 19 июня 2002 года N 11-П по делу о проверке конституционности ряда положений Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", "О минимальном размере оплаты труда" и "О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации".
Суд приходит к выводу что супруга ФИО8 на полном его иждивении не находилась, в связи с чем при расчете размера ежемесячной выплаты ее доля не должна вычитаться, а вычитаются доли только ФИО8 и ФИО3 Других иждивенцев кроме несовершеннолетней ФИО3 у ФИО8 судом не установлено.
Таким образом с Министерства труда и социальной защиты населения <адрес> в пользу Шлыковой Натальи Семеновны на содержание дочери ФИО3 подлежит взысканию за счет средств федерального бюджета задолженность по ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда по случаю смерти кормильца за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 260524,46 руб.
Пунктом 3 ст.7 ФЗ РФ от 24.07.1998 года №125-ФЗ страховые выплаты в случае смерти застрахованного выплачиваются: несовершеннолетним - до достижения ими возраста 18 лет; обучающимся старше 18 лет - до получения образования по очной форме обучения, но не более чем до 23 лет.
Поскольку размер ежемесячной выплаты по расчету представленного ответчиком составляет 13070,97 руб., данный размер подлежит выплате истице ФИО3 с ежегодной надлежащей индексацией до достижения ею возраста 18 лет, а при обучении по очной форме обучения – до получения образования но не более чем до 23 лет.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
решил:
Исковые требования Шлыковой Натальи Семеновны действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетней ФИО3 к Государственному казенному учреждению <адрес> «Управление социальной защиты населения <адрес>», Министерству труда и социальной защиты населения <адрес> о получении ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью – удовлетворить частично.
Взыскать с Министерства труда и социальной защиты населения <адрес> в пользу Шлыковой Натальи Семеновны на содержание дочери ФИО3 за счет средств федерального бюджета задолженность по ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда по случаю смерти кормильца за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 260524,46 (Двести шестьдесят тысяч пятьсот двадцать четыре) рубля 46 копеек.
Обязать Государственное казенное учреждение <адрес> «Управление социальной защиты населения <адрес>» назначить ФИО3 с ДД.ММ.ГГГГ до достижения ею возраста 18 лет, а при обучении по очной форме обучения –до получения образования, но не более чем до 23 лет ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда по случаю потери кормильца в размере 13070,97 (Тринадцать тысяч семьдесят) рублей 97 копеек с последующей индексацией в установленном порядке.
Взыскать с Министерства труда и социальной защиты населения <адрес> в пользу Шлыковой Натальи Семеновны на содержание дочери ФИО3 за счет средств федерального бюджета с ДД.ММ.ГГГГ до достижения ею возраста 18 лет, а при обучении по очной форме обучения –до получения образования, но не более чем до 23 лет ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда по случаю потери кормильца в размере 13070,97 (Тринадцать тысяч семьдесят) рублей 97 копеек с последующей индексацией в установленном порядке.
Решение может быть обжаловано в Рязанский областной суд через Железнодорожный районный суд <адрес> в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.
Судья: подпись
Копия верна: судья: Е.А.Новикова