Решение по делу № 33-6937/2021 от 29.06.2021

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

Дело № 33-6937/2021 председательствующий судья суда первой инстанции Камынина В.Ф.

УИД 91RS0002-01-2019-005159-40

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:

председательствующего судьи                    И.И. Мотиной

судей                                                    Т.И. Чистяковой, Е.Г. Авериной

при секретаре                           О.В. Никифорове

рассмотрела 05 августа 2021 года в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Силантьева Константина Николаевича к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым о признании незаконным отказа в назначении досрочной страховой пенсии, о включении периодов в специальный стаж, о назначении досрочной страховой пенсии,

по апелляционной жалобе представителя Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым на решение Киевского районного суда г. Симферополь Республики Крым от 13 мая 2021 года.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Крым        Мотиной И.И., исследовав материалы дела, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Истец Силантьев К.Н. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым о признании незаконным решения УПФР в г. Симферополе Республики Крым от 15 мая 2019 года об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости, о включении периода работы вахтовым методом с учетом времени междувахтового отдыха в стаж работы в районах Крайнего Севера с 11 августа 2003 года по 2 октября 2006 года в должности электромонтера по обслуживанию буровых в ЗАО "Контора по капитальному ремонту и освоению скважин" и назначении досрочной страховой пенсии с 03 октября 2018 года.

В обоснование заявленных требований Силантьев К.Н. указал, что решением УПФР в г. Симферополе Республики Крым от 15 мая 2019 года ему было отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости, в связи с недостижением Силантьевым К.Н. на момент обращения за назначением пенсии возраста 55 лет, а по пункту 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" дополнительно в связи с отсутствием необходимого 15-летнего стажа работы в районах Крайнего Севера. Полагая отказ незаконным, истец обратился с настоящим иском в суд.

Решением Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 3 сентября 2019 г. в удовлетворении исковых требований Силантьеву К.Н. отказано.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 20 ноября 2019 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Четвёртого кассационного суда общей юрисдикции от 14 мая 2020 г. решение Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 3 сентября 2019 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским " делам Верховного Суда Республики Крым от 20 ноября 2019 г. оставлены без изменения.

Определением Верховного Суда Российской Федерации от 01 февраля 2021 года решение Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 03 сентября 2019 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 20 ноября 2019 года и определение судебной коллегии по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 14 мая 2020 года отменено. Дело направлено на новое рассмотрение в Киевский районный суд г. Симферополя Республики Крым.

Решением Киевского районного суда г. Симферополь Республики Крым от 13 мая 2021 года иск Силантьева К.Н. удовлетворен. Суд признал незаконным решение УПФР в г. Симферополе Республики Крым №698537/18 от 15 мая 2019 года об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, возложил обязанность на УПФР в г. Симферополе Республики Крым по включению Силантьеву К.Н. в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года №400-ФЗ "О страховых пенсиях", периоды работы в календарном исчислении с 11 августа 2003 года по 31 декабря 2003 года, 01 января 2004 года по 31 декабря 2004 года, с 01 января 2005 года по 31 декабря 2005 года, с 01 января 2006 года по 02 октября 2006 года и назначению досрочной страховой пенсии с 03 октября 2018 года.

Не согласившись с решением суда, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить как незаконное и необоснованное, указывает, что право истца на назначении досрочной страховой пенсии возникнет не ранее 18.10.2021 года. Кроме того, приводит доводы аналогичные решению об отказе в назначении Силантьеву К.Н. досрочной страховой пенсии.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции истец Силантьев К.Н. участия не принимал, о рассмотрении дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.

Представитель ответчика Еременко К.В. в судебном заседании настаивал на удовлетворении апелляционной жалобы и отмене решения суда.

Заслушав доклад судьи, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.

Судом установлено и следует из материалов дела, 03 октября 2018 года Силантьев К.Н. (ДД.ММ.ГГГГ года рождения) обратился в УПФР в г. Симферополе Республики Крым с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости.

Решением УПФР в г. Симферополе Республики Крым от 15 мая 2019 г. Силантьеву К.Н. было отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (в связи с тяжелыми условиями труда) ввиду того, что он не достиг возраста 55 лет, а также по пункту 6 части 1 статьи 32 названного закона (в связи с работой в районах Крайнего Севера) по причине недостижения Силантьевым К.Н. возраста, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости (55 лет), и отсутствия необходимого стажа работы в районах Крайнего Севера - 15 лет.

Решением УПФР в г. Симферополе Республики Крым в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с работой в районах Крайнего Севера Силантьева К.Н. включен период работы Силантьева К.Н. вахтовым методом в районах Крайнего Севера в ЗАО "Контора по капитальному ремонту и освоению скважин" в должности электромонтера по обслуживанию буровых включено только время выполнения Силантьевым К.Н. работ на объекте и время в пути от места нахождения работодателя до места выполнения работы и обратно (1 год 6 месяцев 7 дней) без учета периодов междувахтового отдыха за период работы с 11 августа 2003 года по 2 октября 2006 года.

Согласно расчету УПФР в г. Симферополе Республик Крым специальный стаж Силантьева К.Н. составил 16 лет 1 месяц 10 дней, стаж работы в районах Крайнего Севера - 13 лет 5 месяцев 25 дней.

Согласно справке ЗАО "Контора по капитальному ремонту и освоению скважин" от 2 октября 2006 г. N 803, уточняющей стаж работы Силантьева К.Н. в районах Крайнего Севера, дающий право для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, и подтверждающей постоянную занятость на работе в данных условиях, Силантьев К.Н. в период с 11 августа 2003 г. по 2 октября 2006 г. в течение полного рабочего дня полную рабочую неделю работал вахтовым методом в должности электромонтера 5 разряда по обслуживанию буровых в ЗАО "Контора по капитальному ремонту и освоению скважин", находящемся в <адрес>, территория которого в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 г. N 1029 относится к районам Крайнего Севера. Фактически Силантьев К.Н. выполнял работы на объекте, включая время в пути от места нахождения работодателя до места выполнения работы и обратно, 547 дней, или 1 год 6 месяцев 7 дней. Общий трудовой стаж за данный период составляет 3 года 1 месяц 21 день.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее также - Федеральный закон "О страховых пенсиях"), вступившим в силу с 1 января 2015 г.

Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных Федеральным законом "О страховых пенсиях" (здесь и далее нормы Федерального закона "О страховых пенсиях" приведены в редакции, действовавшей на момент обращения Силантьева К.Н. в пенсионный орган с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости - 3 октября 2018 г.).

По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (часть 1 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях").

Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях".

Пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", в частности, предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 6 месяцев и имеют страховой стаж не менее 25 лет.

Сохранение права на досрочное назначение страховой пенсии отдельным категориям граждан регламентировано статьей 32 Федерального закона "О страховых пенсиях", пунктом 6 части 1 которой предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, в частности, мужчинам, достигшим возраста 55 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеют страховой стаж не менее 25 лет.

Страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 названного закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (пункт 2 статьи 3 Федерального закона "О страховых пенсиях").

В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона "О страховых пенсиях" в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 названного закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В статье 12 Федерального закона "О страховых пенсиях" приведен перечень иных периодов, засчитываемых в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 данного закона.

Из приведенных нормативных положений следует, что право на страховую пенсию по старости имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при наличии определенных условий, в числе которых страховой стаж, то есть суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

С наличием страхового стажа определенной продолжительности, а также специального стажа работы в определенных условиях связывается и право отдельных работников на досрочное назначение страховой пенсии по старости. К числу таких работников пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона "О страховых пенсиях" отнесены мужчинам, достигшие возраста 55 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеют страховой стаж не менее 25 лет.

В силу части 4 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).

В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях" Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665).

Пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 определено, что исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется в том числе с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее также - Правила от 11 июля 2002 г. N 516).

Согласно пункту 8 Правил от 11 июля 2002 г. N 516 (в редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 2 мая 2006 г. N 266, от 18 июня 2007 г. N 381) в периоды работы вахтовым методом, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, включается время выполнения работ на объекте, время междусменного отдыха в вахтовом поселке, время в пути от места нахождения работодателя или от пункта сбора до места выполнения работы и обратно, а также время междувахтового отдыха в данный календарный отрезок времени. При этом общая продолжительность рабочего времени (нормальная или сокращенная) за учетный период (за месяц, квартал или иной более длительный период, но не более чем за один год) не должна превышать нормального числа рабочих часов, установленного Трудовым кодексом Российской Федерации (абзац первый пункта 8).

Периоды работы вахтовым методом в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях при досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктами 2 и 6 пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" исчисляются в календарном порядке с включением в них рабочего времени непосредственно на объекте, времени междусменного отдыха в вахтовом поселке, а также периода междувахтового отдыха и времени в пути от места нахождения работодателя или от пункта сбора до места выполнения работы и обратно (абзац второй пункта 8 Правил от 11 июля 2002 г. N 516).

В соответствии с частью 1 статьи 297 Трудового кодекса Российской Федерации вахтовый метод - это особая форма осуществления трудового процесса вне места постоянного проживания работников, когда не может быть обеспечено ежедневное их возвращение к месту постоянного проживания.

Вахтой считается общий период, включающий время выполнения работ на объекте и время междусменного отдыха (часть 1 статьи 299 Трудового кодекса Российской Федерации).

При вахтовом методе работы устанавливается суммированный учет рабочего времени за месяц, квартал или иной более длительный период, но не более чем за один год (часть 1 статьи 300 Трудового кодекса Российской Федерации).

Учетный период охватывает все рабочее время, время в пути от места нахождения работодателя или от пункта сбора до места выполнения работы и обратно, а также время отдыха, приходящееся на данный календарный отрезок времени (часть 2 статьи 300 Трудового кодекса Российской Федерации).

Работодатель обязан вести учет рабочего времени и времени отдыха каждого работника, работающего вахтовым методом, по месяцам и за весь учетный период (часть 3 статьи 300 Трудового кодекса Российской Федерации).

Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 12 июля 2006 г. N 261-О указал, что междувахтовый отдых фактически представляет собой суммированное время ежедневного и еженедельного отдыха (неиспользованного и накопленного в период вахты), которое в силу специфики данного вида работы предоставляется после периода вахты. Определяя вахтовый метод как особый режим рабочего времени, обусловленный тем, что ежедневное возвращение работников к месту постоянного проживания не может быть обеспечено, законодатель установил, что работа организуется по специальному режиму труда, как правило, при суммированном учете рабочего времени, а междувахтовый отдых предоставляется в местах постоянного жительства. Согласно статье 300 Трудового кодекса Российской Федерации при вахтовом методе работы устанавливается суммированный учет рабочего времени за месяц, квартал или иной более длительный период, но не более чем за один год. Учетный период охватывает как все рабочее время, время в пути от места нахождения работодателя или от пункта сбора до места выполнения работы и обратно, так и время отдыха, приходящееся на данный календарный отрезок времени, включая междувахтовый отдых, общая же продолжительность рабочего времени за учетный период не должна превышать нормального числа рабочих часов, установленного данным кодексом (абзацы третий, четвертый пункта 2.2 названного определения).

Если в учетном периоде фактически отработанное количество часов лицами, работающими в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях вахтовым методом, составило не менее нормального числа рабочих часов, установленного Трудовым кодексом Российской Федерации (статья 91), то время междувахтового отдыха (время переработки в период вахты) не должно исключаться из общего календарного периода, образующего их трудовой стаж, дающий право на назначение трудовой пенсии досрочно, аналогично тому, как дни отдыха не исключаются из календарного периода, образующего трудовой стаж, для граждан, работающих в любом другом режиме рабочего времени в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (абзац пятый пункта 2.2 определения Конституционного Суда Российской Федерации от 12 июля 2006 г. N 261-О).

Из приведенных нормативных положений, позиции Конституционного Суда Российской Федерации следует, что при осуществлении работы вахтовым методом, в том числе в районах Крайнего Севера, стаж работы исчисляется в календарном порядке, в него включаются как периоды рабочего времени непосредственно на объекте, так и периоды междусменного отдыха в вахтовом поселке, периоды междувахтового отдыха, время в пути от места нахождения работодателя или от пункта сбора до места выполнения работы и обратно. Поскольку междувахтовый отдых фактически представляет собой суммированное время ежедневного и еженедельного отдыха (неиспользованного и накопленного в период вахты), которое в силу специфики данного вида работы предоставляется после периода вахты, то время такого отдыха не исключается из общего календарного периода, образующего трудовой стаж, в том числе трудовой стаж в районах Крайнего Севера, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости. При этом обязанность вести учет рабочего времени и времени отдыха каждого работника, работающего вахтовым методом, по месяцам и за весь учетный период является обязанностью работодателя, который должен документально отражать условия такой работы, включая периоды междувахтового отдыха.

Работа истца с 11 августа 2003 года по 02 октября 2006 года в районе Крайнего Севера в ЗАО « Контора по капитальному ремонту и освоению скважин» <адрес> Ямало-немецкий автономный округ <адрес> указана в его трудовой книжке сери АТ-VI от 18.10.1966 года (л.д. 16-23).

Справкой ЗАО «Контора по капитальному ремонту и освоению скважин» от 2 октября 2006 года №803, уточняющей стаж работы Силантьева К.Н. в районах Крайнего Севера, дающий право для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, подтверждена работа и полная занятость на работе вахтовым методом в должности электромонтёра 5 разряда по обслуживанию буровых в ЗАО «Контора по капитальному ремонту и освоению скважин».

Также указанной справкой подтвержден факт начисления истцу заработной платы при работе вахтовым методом в должности электромонтёра 5 разряда по обслуживанию буровых в ЗАО «Контора по капитальному ремонту и освоению скважин» за период с августа 2003 года по сентябрь 2006 года (л.д. 27).

Таким образом, поскольку Силантьевым К.Н. норма рабочего времени выработана, а потому период междувахтового отдыха также подлежит зачету в специальный стаж.

Оценив имеющиеся в деле доказательства по правилам ст. 67 ГПК Российской Федерации, суд правомерно включил в специальный стаж истца периоды его работы с 11 августа 2003 года по 31 декабря 2003 года, 01 января 2004 года по 31 декабря 2004 года, с 01 января 2005 года по 31 декабря 2005 года, с 01 января 2006 года по 02 октября 2006 года в должности электромонтера по обслуживанию буровых в ЗАО "Контора по капитальному ремонту и освоению скважин" в размере фактически отработанного времени.

Поскольку с учетом включенного судом периода работы стаж истца в районах Крайнего Севера на 02 октября 2018 года составил 16 лет 07 месяцев 16 дней, суд с учетом положений п. 2 ч. 1 ст. 30, ч. 2 ст. 33 Федерального закона "О страховых пенсиях", п. 3 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27, 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516, пришел к обоснованному выводу о наличии у Силантьева К.Н. права на получение досрочной страховой пенсии по старости на основании ч. 2 ст. 33 Федерального закона с 52 лет, и, установив, что за назначением досрочной страховой пенсии истец обратился 03 октября 2018 года, на основании положений ч. 3 ст. 193 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, удовлетворил требования о назначении ему пенсии с указанной даты.

Доводы жалобы основаны на ином толковании действующего законодательства и неправильной оценке представленных доказательств, в связи с этим не могут являться основанием для отмены постановленного решения суда, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Оснований для переоценки доказательств не имеется.

Само по себе несогласие автора жалобы с данной судом оценкой обстоятельств дела и доказательствам не дает оснований считать решение суда неправильным.

Нарушений норм процессуального права судом при рассмотрении дела допущено не было.

Руководствуясь статьями 327 - 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Киевского районного суда г. Симферополь Республики Крым от 13 мая 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым, без удовлетворения.

Председательствующий                    И.И. Мотина

Судьи                                        Т.И. Чистякова

                                   Е.Г. Аверина

33-6937/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Силантьев Константин Николаевич
Ответчики
ГУ УПФ РФ в г. Симферополь
Суд
Верховный Суд Республики Крым
Судья
Мотина Ирина Ивановна
Дело на сайте суда
vs.krm.sudrf.ru
29.06.2021Передача дела судье
05.08.2021Судебное заседание
06.09.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.09.2021Передано в экспедицию
05.08.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее