88-9179/2024
2-439/2023
28RS0023-01-2023-000281-68
Девятый кассационный суд общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
17 октября 2024 года город Владивосток
Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Власенко И.Г.,
судей Егоровой А.И., Калиниченко Т.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ковалевой Татьяны Павловны к администрация города Тынды о предоставлении жилого помещения по договору социального найма вне очереди
по кассационной жалобе Ковалевой Татьяны Павловны на решение Тындинского районного суда Амурской области от 7 июня 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от 10 июля 2024 года.
Заслушав доклад судьи Власенко И.Г., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Ковалева Т.П. обратилась в суд с иском о внеочередном предоставлении жилого помещения по договору социального найма.
В обоснование требований указала, что ее <данные изъяты> ФИО5 на основании договора социального найма № от ДД.ММ.ГГГГ являлся нанимателем жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 112,6 кв.м. Она и ФИО2 вселись в квартиру, как члены его семьи. ДД.ММ.ГГГГ в указанном доме произошел пожар, в результате которого жилой дом сгорел. ДД.ММ.ГГГГ ей и <данные изъяты> на основании договора найма жилого помещения маневренного фонда № предоставлена в пользование <адрес> общей площадью 54,4 кв.м. по адресу: <адрес> для временного проживания. ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 умер. ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в администрацию с просьбой обеспечить жилым помещением, заключить с ней договор социального найма жилого помещения и включить всех членов семьи в договор социального найма, ДД.ММ.ГГГГ она получила ответ, согласно которому ей отказано в удовлетворении заявления, т.к. многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу не признан. Просила возложить на администрацию г. Тынды обязанность предоставить ей вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, состоящее не менее чем из трех комнат либо выплатить компенсацию стоимости жилого помещения.
В судебном заседании представитель истца поддержала требования иска.
Представитель ответчика просила отказать в удовлетворении исковых требований, пояснила, что постановлением администрации города Тынды № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 и членам его семьи в связи с пожаром предоставлено жилое помещение маневренного жилищного фонда общей площадью 54,4 кв.м., расположенное по адресу: <адрес> сроком до последующего расселения. Ковалева Т.П. не признана малоимущей, на учете в качестве граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, не состоит.
Решением Тындинского районного суда Амурской области от 07 июня 2023 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от 08 ноября 2023 года решение суда отменено, по делу принято новое решение - на администрацию города Тынды Амурской области возложена обязанность предоставить Ковалевой Т.П. по договору социального найма равнозначное благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарно-техническим нормам в черте <адрес>, состоящее из не менее 3 комнат, общей площадью не менее 112,6 кв.м. В остальной части в удовлетворении исковых требований отказано.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 16 мая 2024 года апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от 08 ноября 2023 года отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от 10 июля 2024 года решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Ковалева Т.П. просит отменить постановления судов первой и апелляционной инстанции, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права, неверную оценку обстоятельств дела.
Стороны в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, извещены надлежащим образом, на основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в их отсутствие.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований по настоящему делу не установлено.
В соответствии с выпиской из Реестра муниципального имущества города Тынды № от ДД.ММ.ГГГГ собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, является муниципальное образование <адрес>.
Постановлением администрации г. Тында от ДД.ММ.ГГГГ № жилой дом признан подлежащим сносу в связи с экономической нецелесообразностью его сейсмоусиления.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 обратился в администрацию г. Тынды с заявлением об отказе от переселения по указанной программе.
ДД.ММ.ГГГГ между МО <адрес> (Наймодатель) и ФИО5 (Наниматель) заключен договор социального найма, по условиям которого нанимателю передана в пользование квартира, расположенная по адресу: <адрес>. На основании дополнительного соглашения № от ДД.ММ.ГГГГ в жилое помещение вселена его <данные изъяты> Ковалева Т.П.
Согласно справки ГУ МЧС по Амурской области ОДН и ПР по г. Тында и Тындинскому району от ДД.ММ.ГГГГ № жилой дом по адресу: <адрес> уничтожен вследствие пожара, который произошел ДД.ММ.ГГГГ.
Из заключения межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции следует, что указанный дом аварийным или подлежащим сносу не признан. Сведений о включении в дома в региональную либо муниципальную программу расселения в деле не имеется.
ДД.ММ.ГГГГ между МО <адрес> и ФИО5 заключен договор найма специализированного жилого помещения маневренного фонда №, на основании которого, с учетом дополнительного соглашения к договору найма от ДД.ММ.ГГГГ №, ФИО5 и членам его семьи супруге Ковалевой Т.П. и <данные изъяты> ФИО2 предоставлена <адрес> для временного проживания, сроком, как указано в постановлении администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, до предоставления другого жилого помещения.
ДД.ММ.ГГГГ Ковалева Т.П. подала заявление о постановке на учет в целях расселения, в связи с признанием жилого помещения аварийным. В удовлетворении указанного заявления, согласно ответу администрации г. Тынды № от ДД.ММ.ГГГГ отказано, т.к. жилое помещение № <адрес> не включено в список помещений, из которых планируется переселение граждан в рамках муниципальной программы «Обеспечение доступным и качественным жильем населения г. Тынды на 2015-2024 годы», утвержденной постановлением администрации г. Тынды от ДД.ММ.ГГГГ №.
Обращаясь в суд с настоящим иском Ковалева Т.П. просила обеспечить ее во внеочередном порядке благоустроенным жилым помещением в соответствии с ч. 2 ст. 57 ЖК РФ.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, руководствуясь ст.ст. 49, 51, 57, 86-88 Жилищного кодекса Российской Федерации, исходил из того что Ковалева Т.П. на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении не состоит, малоимущей в установленном порядке не признана; жилое помещение, утраченное в результате пожара непригодным для проживания не признано.
Обеспечение жилищных прав нанимателя жилого помещения, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, осуществляется в зависимости от включения либо невключения такого дома в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».
Если аварийный многоквартирный дом, в котором находится жилое помещение нанимателя, включен в указанную адресную программу, то такое лицо, в силу п. 3 ст. 2, ст. 16 Федерального закона «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», имеет право на предоставление другого жилого помещения в пределах сроков, предусмотренных программой переселения, за исключением случаев, когда технические и эксплуатационные характеристики жилого дома угрожают безопасности и здоровью гражданина, в нем проживающего.
В соответствии с Обзором судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого помещения аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденному Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2014 года, если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома. Суд может обязать орган местного самоуправления предоставить истцу другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке.
В соответствии со ст. 95 ЖК Российской Федерации жилые помещения маневренного фонда, в числе прочего, предназначены для временного проживания: граждан, у которых единственные жилые помещения стали непригодными для проживания в результате чрезвычайных обстоятельств; граждан, у которых жилые помещения стали непригодными для проживания, в том числе в результате признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Судом установлено, что Ковалева Т.П. обеспечена жилым помещением маневренного фонда. В связи с этим отсутствие утраченного в результате пожара жилого дома не свидетельствует о наличии угрозы для жизни и здоровья истца.
В силу ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом, к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (ч. 2).
В соответствии со ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется на основании их заявлений, по итогам рассмотрения которых уполномоченный орган принимает решение о постановке на учет, в связи с чем гражданин приобретает право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (ст. ст. 53 и 55 ЖК Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам в порядке очередности исходя из времени их постановки на учет.
Пунктом 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат. Однако такое предоставление допускается при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (ч. 2 ст. 49, ч. 1 ст. 52 ЖК Российской Федерации).
Из содержания указанных норм следует, что в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу, жилого помещения непригодным для проживания, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма могут быть предоставлены только малоимущим гражданам, признанным по установленным Жилищным Кодексом Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Наличие одного лишь факта признания жилого помещения, занимаемого данными гражданами на условиях социального найма, непригодным для проживания, не является достаточным основанием для внеочередного обеспечения указанных лиц жилым помещением по договору социального найма по правилам п. 1 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации при отсутствии иных, предусмотренных законом условий.
Установив, что Ковалева Т.П. на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма до 01 января 2005 года не состояла и не состоит в настоящее время, малоимущей в установленном порядке не признана, суды сделали обоснованный вывод об отсутствии правовых оснований для внеочередного предоставления истцу жилого помещения по договору социального найма.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, по существу направлены на иную оценку вышеуказанных доказательств, тогда как их переоценка, принятие новых доказательств и установление на основании этого новых обстоятельств не входит в компетенцию суда кассационной инстанции. Оснований для отмены судебных постановлений по доводам кассационной жалобы не установлено.
Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь ст. 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
о п р е д е л и л а:
решение Тындинского районного суда Амурской области от 7 июня 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от 10 июля 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу Ковалевой Татьяны Павловны – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное кассационное определение изготовлено 24 октября 2024 года.