Дело № 2а-1-2146/2018

Решение

Именем Российской Федерации

24 апреля 2018 года           город Энгельс

Энгельсский районный суд Саратовской области в составе:

председательствующего судьи Нуждина С.В.,

при секретаре Бородиной Е.В.,

с участием представителей административных ответчиков: ГУ Пенсионный фонд РФ в Энгельсском районе Саратовской области в лице Щеголевой В.В., МИФНС России №7 по Саратовской области в лице Колониной Н.В., действующих на основании доверенностей,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Степанова С. В. к ГУ Пенсионный фонд РФ в Энгельсском районе Саратовской области, Энгельсскому РОСП УФССП РФ по Саратовской области, МРИ ФНС России №7 по Саратовской области о признании безнадежной ко взысканию и списании задолженности по страховым взносам, окончании исполнительных производств,

установил:

Степанов С.В. обратился в Энгельсский районный суд Саратовской области с названным административным иском, в котором фактически просит признать безнадежной ко взысканию задолженность по страховым взносам в Пенсионный фонд РФ и окончить возбужденные в отношении него исполнительные производства.

В обоснование заявленных требований указывает, что с ДД.ММ.ГГГГ он был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя. При этом фактически с ДД.ММ.ГГГГ он находится в местах лишения свободы, а потому с момента своего задержания не мог заниматься предпринимательской деятельностью, в связи с чем был снят с учета в налоговом органе в качестве индивидуального предпринимателя с ДД.ММ.ГГГГ. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ за ним числится задолженность по страховым взносам за 2014 год в размере 101431 руб. 51 коп. из которых: 68619 руб. 49 коп. страховые взносы на страховую часть трудовой пенсии, 19475 руб. 32 коп. страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии, 11256 руб. 30 коп. страховые взносы в ФФОМС, 2078 руб. 40 коп. страховые взносы в территориальный фонд обязательного медицинского страхования, а также пени в размере 41427 руб. 16 коп. из которых: 28805 руб. 06 коп. на страховую часть пенсии, 7237 руб. 26 коп. на накопительную часть трудовой пенсии, 4386 руб. 83 коп. в ФФОМС, 998 руб. 41 коп. в территориальный фонд обязательного медицинского страхования.

С указанной задолженностью не согласен, поскольку она подлежит аннулированию на основании статьи 23 Закона № 212-ФЗ и Постановления Правительства Российской Федерации от 17.10.2009 № 820 «О порядке признания безнадежными к взысканию и списания недоимки по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды и задолженности по начисленным пеням и штрафам». Также указывает на необходимость применения положений Федерального закона № 436-ФЗ от 28 декабря 2017 года «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ и отдельные законодательные акты РФ»

В судебном заседании представитель административного ответчика ГУ Пенсионный фонд РФ в Энгельсском районе Саратовской области в лице Щеголевой В.В. административные исковые требования не признала представив в адрес суда письменный отзыв, из которого следует, что Степанов С.В. имел перед УПФР В Энгельсскому районе Саратовской области задолженность по страховым взносам, взысканную на оснвоании постановлении и решения Энгельсского районного суда. В настоящее время функции по контролю, обеспечению обязанности по уплате страховых взносов с ДД.ММ.ГГГГ переданы налоовым органом, в том числе и по задолженности Степанова С.В.

Представитель административного ответчика МРИ ФНС № 7 по Саратовской области в лице Колонина Н.В. заявленные требования не признала полностью, полагая, что оснований для признания задолженности по страховым взносам безнадежной ко взысканию не имеется. поскольку данная задолженность взыскана как постановлениями УПФР по Энгельсскому району Саратовской области, так и на основании решения Энгельсского районного суда Саратовской области. На момент рассмотрения настоящего дела за Степановым С.В. числится задолженность по страховым взносам в размере 34167 руб. 77 коп., из которых: 21958 руб. 59 коп. задолженность по страховым взносам, 12209 руб. 18 коп. пени.

Иные лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились. О времени и месте рассмотрения административного дела извещены в установленном ст. 96 КАС РФ порядке.

Учитывая, что явка лиц, участвующих в деле не является обязательной и не признана таковой судом, последний считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Заслушав лиц, участвующих в дела, исследовав материалы настоящего дела, суд приходит к выводу, что административные исковые требования Степанова С.В. удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом «к» ст. 72 Конституции Российской Федерации в ведении Российской Федерации находится административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды.

С 01.01.2017 вопросы исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование регулируются главой 34 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), а администрирование страховых взносов осуществляет Федеральная налоговая служба. Соответствующие изменения в часть вторую НК РФ внесены Федеральным законом от 03.07.2016 № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» (далее - Закон № 243-ФЗ).

Частью 2 статьи 4 Закона № 243-ФЗ установлено, что взыскание недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 01.01.2017, а также страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), осуществляется налоговыми органами в порядке и сроки, установленные НК РФ, начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, примененной органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации.

Закон № 212-ФЗ утратил силу с 01.01.2017 в связи с принятием Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» (далее - Закон № 250-ФЗ).

Согласно частям 1, 2 статьи 19 Закона N 250-ФЗ передача органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации налоговым органам сведений о суммах недоимки, пеней и штрафов по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 01.01.2017, а также суммах страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам контрольных мероприятий, предусмотренных статьей 20 настоящего Федерального закона и проведенных за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), за исключением сведений о суммах задолженности, пеней и штрафов, содержащихся в решениях и иных актах органа контроля за уплатой страховых взносов ненормативного характера, по которым начата процедура обжалования в вышестоящий орган контроля за уплатой страховых взносов (вышестоящему должностному лицу) или в суд, осуществляется в порядке, утверждаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Первичные документы, подтверждающие обоснованность начисления указанных в части 1 настоящей статьи сумм, своевременность и полноту принятия мер по их взысканию, представляются органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации по запросам налоговых органов в порядке, утверждаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Из вышеприведенных норм следует, что после 01.01.2017 взыскание недоимки по страховым взносам и задолженности по пеням и штрафам, в том числе возникших до 01.01.2017, осуществляется налоговыми органами.

Судом установлено, что с 18 февраля 2000 г. Степанов С.В. был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя и снят с соответствующего учета 25 ноября 2014 г., в связи с чем на него возложена обязанность по уплате страховых взносов в соответствии Федеральным законом от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», действующим на момент возникновения правоотношений.

Как указывалось выше, Степанов С.В. фактически требует признать безнадежными к взысканию и списанию с него неуплаченные им обязательные платежи в общей сумме 101431 руб. 51 коп., из которых: 68619 руб. 49 коп. страховые взносы на страховую часть трудовой пенсии, 19475 руб. 32 коп. страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии, 11256 руб. 30 коп. страховые взносы в ФФОМС, 2078 руб. 40 коп. страховые взносы в территориальный фонд обязательного медицинского страхования, а также пени в размере 41427 руб. 16 коп. из которых: 28805 руб. 06 коп. на страховую часть пенсии, 7237 руб. 26 коп. на накопительную часть трудовой пенсии, 4386 руб. 83 коп. в ФФОМС, 998 руб. 41 коп. в территориальный фонд обязательного медицинского страхования.

Согласно сообщению уполномоченного по защите прав предпринимателей в Саратовской области от ДД.ММ.ГГГГ № за Степановым С.В. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ числилась задолженность по страховым взносам в размере 101431 руб. 51 коп., из которых: 68619 руб. 49 коп. страховые взносы на страховую часть трудовой пенсии, 19475 руб. 32 коп. страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии, 11256 руб. 30 коп. страховые взносы в ФФОМС, 2078 руб. 40 коп. страховые взносы в территориальный фонд обязательного медицинского страхования, а также пени в размере 41427 руб. 16 коп. из которых: 28805 руб. 06 коп. на страховую часть пенсии, 7237 руб. 26 коп. на накопительную часть трудовой пенсии, 4386 руб. 83 коп. в ФФОМС, 998 руб. 41 коп. в территориальный фонд обязательного медицинского страхования.

Из данных, представленных административным ответчиком МРИ ФНС № 7 по Саратовской области следует, что на момент рассмотрения настоящего дела за Степановым С.В. числится задолженность по страховым взносам в размере 34167 руб. 77 коп., из которых: 21958 руб. 59 коп. задолженность по страховым взносам, 12209 руб. 18 коп. пени.

Таким образом, суд приходит к выводу, что часть вышеуказанных обязательных платежей истцом на момент рассмотрения дела оплачена, оставшаяся часть платежей находится на исполнении в ЭРОСП УФССП РФ по Саратовской области по исполнительным документам, выданным ГУ Пенсионный фонд РФ в Энгельсском районе Саратовской области и Энгельсским районным судом Саратовской области.

Согласно части 1 статьи 23 Закона № 212-ФЗ (на которые ссылается Степанов С.В. и который утратил силу с 01 января 2017 года) недоимка, числящаяся за отдельными плательщиками страховых взносов, уплата и (или) взыскание которой оказались невозможными в силу причин экономического, социального или юридического характера, признается безнадежной и списывается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Правила, которые предусматривались частью 1 статьи 23 Закона № 212-ФЗ, применялись также при списании безнадежной задолженности по пеням и штрафам (часть 2 статьи 23 Закона № 212-ФЗ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.10.2009 № 820 «О порядке признания безнадежными к взысканию и списания недоимки по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды и задолженности по начисленным пеням и штрафам» установлен порядок признания задолженности безнадежной.

Исчерпывающий перечень оснований для признания безнадежными к взысканию и списанию недоимок по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды, числящихся за отдельными плательщиками указанных страховых взносов и задолженности по начисленным пеням и штрафам перечислен в статье 1 Постановления от 17 октября 2009 года № 820.

Названной статьей 1 предусмотрены в частности случаи: принятие судом акта, в соответствии с которым органы контроля за уплатой страховых взносов утрачивают возможность взыскания недоимки и задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки и задолженности по пеням и штрафам (пункт «г»); вынесение судебным приставом-исполнителем постановления об окончании исполнительного производства при возврате взыскателю исполнительного документа по основаниям, предусмотренным пунктами 3 и 4 части 1 статьи 46 Федерального закона «Об исполнительном производстве», если с даты образования недоимки и (или) задолженности прошло более пяти лет, в следующих случаях: размер недоимки и (или) задолженности не превышает размера требований к должнику, установленного законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) для возбуждения производства по делу о банкротстве; судом возвращено заявление о признании должника банкротом или прекращено производство по делу о банкротстве в связи с отсутствием средств, достаточных для возмещения судебных расходов на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве (пункт «е»).

Таким образом, институт признания задолженности безнадежной к взысканию, с учетом статьи 23 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ, подразумевает под собой придание определенного статуса задолженности плательщика перед бюджетом, при которой ее взыскание невозможно осуществить (она числится на лицевых счетах за плательщиком), но субъект административных полномочий (пенсионный орган) не имеет правовых оснований для начала и осуществления процедуры ее взыскания (как в судебном, так и внесудебном порядках).

Тем самым признание безнадежной к взысканию задолженности в самостоятельном судебном производстве (в отличие от случаев оспаривания ненормативных актов) возможно только тогда, когда пенсионным органом не предпринято каких-либо действий по ее взысканию, либо принятые меры к взысканию оспорены, признаны недействительными, а сроки принятия новых мер истекли.

Вместе с тем, как указано выше, числящаяся за Степановым С.В. задолженность по страховым взносам взыскана в установленном законом порядке, исполнительные документы направлены для исполнения в соответствующее подразделение Службы судебных приставов.

С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что обстоятельств, позволяющих истцу признать безнадежными ко взысканию недоимки по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды, предусмотренные статьей 23 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации» не установлено.

Указанное также согласуется с позицией Конституционного Суда РФ в Определении от 12.05.2005 г. № 165-О, в соответствии с которой, предусмотренная законом государственная регистрация гражданина в качестве индивидуального предпринимателя не только дает ему возможность пользоваться правами и гарантиями, связанными с указанным статусом, но и предполагает принятие им на себя соответствующих обязанностей и рисков, в том числе обязанностей по соблюдению правил ведения такой деятельности, налогообложению, уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и др., а также письмом Министерства финансов РФ от 16 марта 2018 года № 03-15-05/16588, согласно которому в силу пункта 11 статьи 14 Федерального закона № 436-ФЗ положения пункта 1 статьи 11 указанного Федерального закона не применяются к уплаченным (взысканным, списанным) недоимке и задолженности по пеням и штрафам до дня вступления в силу Федерального закона № 436-ФЗ.

Кроме того, для признания недоимки по страховым взносам и пени безнадежной к взысканию, должно иметь место обращение истца в пенсионный орган по соответствующему вопросу и принятие пенсионным органом решения по такому обращению. Именно в рамках проверки такого решения суд может принять решение о необоснованном отказе в признании недоимки безнадежной к взысканию. Однако, доказательств того, что истец обращался к ответчику с заявлением о списании безнадежных долгов, суду не представлено.

Исходя из вышеизложенного, установленных по делу фактический обстоятельств, оснований для признания вышеназванных обязательных платежей безнадежными ко взысканию не имеется.

По тем же основаниям, суд находит не подлежащими требования административного истца об окончании исполнительных производств №№.

Руководствуясь ст.ст. 226-228 КАС РФ, суд,

решил:

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░ ░░░ ░░░░░░ №7 ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, - ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░.

    ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: (<░░░░░░ ░░░░░░>

<░░░░░░ ░░░░░░>

<░░░░░░ ░░░░░░>

<░░░░░░ ░░░░░░>

<░░░░░░ ░░░░░░>

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-2146/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Степанов С.В.
Степанов Станислав Вячеславович
Ответчики
ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Энгельсского районе Саратовской области
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 7 по Саратовской области
Энгельсский РОСП УФССП России по Саратвоской области
Суд
Энгельсский районный суд Саратовской области
Дело на сайте суда
engelsky.sar.sudrf.ru
13.02.2018[Адм.] Регистрация административного искового заявления
14.02.2018[Адм.] Передача материалов судье
16.02.2018[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
14.03.2018[Адм.] Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
14.03.2018[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.03.2018[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
29.03.2018[Адм.] Судебное заседание
24.04.2018[Адм.] Судебное заседание
25.04.2018[Адм.] Судебное заседание
03.05.2018[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.05.2018[Адм.] Дело оформлено
08.05.2018[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.05.2020Регистрация административного искового заявления
03.05.2020Передача материалов судье
03.05.2020Решение вопроса о принятии к производству
03.05.2020Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
03.05.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.05.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.05.2020Судебное заседание
03.05.2020Судебное заседание
03.05.2020Судебное заседание
03.05.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.05.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.05.2020Дело оформлено
03.05.2020Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
03.05.2020Изучение поступившего ходатайства/заявления
03.05.2020Судебное заседание
03.05.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
25.04.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее