Дело № 2-1228/18
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Санкт-Петербург 27 августа 2018 года
Ленинский районный суд Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи Ткачевой О.С., с участием представителя ответчика ПАО ЭЭ «Ленэнерго» по доверенности Бойко Д.А.,
при секретаре Раскопиной Д.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Назарова Виктора Александровича к ПАО энергетики и электрификации «Ленэнерго» об обязании произвести технологическое присоединение энергопринимающих устройств к электрическим сетям, взыскании неустойки, компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Назаров В.А. обратился в суд с исковыми требованиями к ПАО энергетики и электрификации «Ленэнерго» об обязании произвести технологическое присоединение энергопринимающих устройств к электрическим сетям, ссылаясь на то обстоятельство, что 13.05.2016 года между истцом и ответчиком заключен договор №ОД-НЛЭС-6016-16/7092-Э-16 на технологическое присоединение к электрическим сетям земельного участка по адресу: <адрес>, кадастровый №. Истцом обязательства по договору выполнены в полном объеме, что соответствует акту осмотра №5469 от 04.10.2016 года, однако ответчик установленный пунктом 5 договора срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению (6 месяцев) нарушил, до настоящего времени обязательства не исполнил. В исковых требованиях просит взыскать с ответчика неустойку за нарушение сроков исполнения обязательств в размере 32 016 рублей; компенсацию морального вреда в размере 15 000 рублей; стоимость аренды оборудования в размере 14 400 рублей; штраф в размере 50% от присужденной судом суммы.
Истец Назаров В.А. в судебное заседание явился, заявленные исковые требования поддержал.
Представитель ответчика Бойко Д.А., действующий на основании доверенности, в судебное заседание явился, иск не признал, указав на то, что неисполнение ответчиком обязательств по договору вызвано необходимостью согласования возможности прокладки электросетей по территории третьих лиц, а также бездействием самого истца, не осуществившего мероприятия в пределах границ своего земельного участка, дополнительно предоставил свой расчет взыскании неустойки.(л.д.43-49)
Суд, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
Согласно статье 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами (статья 310 ГК РФ).
Статья 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» регулирует порядок доступа к электрическим сетям и услугам по передаче электрической энергии. Данный порядок предусматривает технологическое присоединение на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом; необходимость затрат на проведение мероприятий по технологическому присоединению, в том числе затрат сетевой организации на строительство и (или) реконструкцию необходимых для технологического присоединения объектов электросетевого хозяйства; соблюдение технических условий, необходимых для технологического присоединения; оказание услуг по передаче электрической энергии покупателю на основании договора возмездного оказания услуг, исполнение обязательств по которому должно осуществляться надлежащим образом; права на ограничения режима потребления электрической энергии.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 утверждены Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правила недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правила недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям.
Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям определяют порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее - энергопринимающие устройства), к электрическим сетям, регламентируют процедуру присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации (далее - технологическое присоединение), определяют существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, устанавливают требования к выдаче технических условий, в том числе индивидуальных, для присоединения к электрическим сетям, порядок проведения проверки выполнения заявителем и сетевой организацией технических условий, критерии наличия (отсутствия) технической возможности технологического присоединения и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей посредством перераспределения максимальной мощности между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а также особенности отказа потребителей электрической энергии от максимальной мощности в пользу сетевой организации.
Из материалов дела следует, что 13.05.2016 года между истцом и ответчиком заключен договор №ОД-НЛЭС-6016-16/7092-Э-16 на технологическое присоединение к электрическим сетям земельного участка по адресу: <адрес>, <адрес>, кадастровый №, по которому ответчик обязался в течение 6 месяцев со дня заключения договора выполнить мероприятия по технологическому присоединению энергопринимающих устройств заявителя, которые заявитель создаст от точки присоединения в соответствии с Техническими условиями, в том числе по урегулированию отношений с третьими лицами в случае необходимости строительства (модернизации) такими лицами принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства, а Васильев А.А. – оплатить расходы на технологическое присоединение в соответствии с условиями договора (л.д.13-14).
В силу пункта 2 договора технологическое присоединение необходимо для электроснабжения объекта – строящегося дома, который будет располагаться на земельном участке по адресу: <адрес> кадастровый №.
Согласно пункту 6 договора, сетевая организация обязалась надлежащим образом исполнить обязательства по договору, в том числе по выполнению возложенных на нее мероприятий по технологическому присоединению (включая урегулирование отношений с иными лицами) до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя, указанные в технических условиях.
Размер платы за технологическое присоединение составляет 550 руб. 00 коп., включая НДС 18% 89,90 руб. (пункт 10 договора).
В соответствии с пунктом 9.1 Технических условий, являющихся приложением № 1 к договору, сетевая организация приняла на себя следующие обязательства:
Переустройство ВЛ-0,4 кВ направлением от опоры №3 до опоры №6 ВЛ-0,4 кВ №1 от ТП №4-8 ( ориентировочно 0,2 км). Тип, марку и сечение ЛЭП-0,4 кВ определить проектом по согласованию с филиалом ПАО «Ленэнерго» «НлЭС». Трассу прохождения определить проектом и согласовать с заинтересованными лицамиВ соответствии с пунктом 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2012 № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», если отдельные виды отношений с участием потребителей регулируются и специальными законами Российской Федерации, содержащими нормы гражданского права (например, договор участия в долевом строительстве, договор страхования, как личного, так и имущественного, договор банковского вклада, договор перевозки, договор энергоснабжения), то к отношениям, возникающим из таких договоров, Закон о защите прав потребителей применяется в части, не урегулированной специальными законами.
Согласно пункту 1 статьи 27 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон о защите прав потребителей) исполнитель обязан осуществить выполнение работы (оказание услуги) в срок, установленный правилами выполнения отдельных видов работ (оказания отдельных видов услуг) или договором о выполнении работ (оказании услуг). В договоре о выполнении работ (оказании услуг) может предусматриваться срок выполнения работы (оказания услуги), если указанными правилами он не предусмотрен, а также срок меньшей продолжительности, чем срок, установленный указанными правилами.
На основании п. 1 ст. 396 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, право первоначального кредитора переходит к новому кредитору в том объеме и на тех условиях, которые существовали к моменту перехода права. В частности, к новому кредитору переходят права, обеспечивающие исполнение обязательства, а также другие связанные с требованием права, в том числе право на проценты.
Разрешая спор, оценив представленные по делу доказательства, суд приходит к выводу о том, что предусмотренный договором срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению (13.05.2016 + 6 месяцев = 14.11.2016) истек, ответчик принятые на себя обязательства по технологическому присоединению не исполнил, при этом доказательств, которые свидетельствовали бы об отсутствии его вины в ненадлежащем исполнении обязательств по договору, в нарушение статьи 56 ГПК РФ не представил. В этой связи суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения иска Назарова В.А. в части возложения на ответчика обязанности исполнить обязательства по договору от 13.05.2016 года №ОД-НЛЭС-6016-16/7092-Э-16 и взыскании неустойки.
Довод ответчика о невыполнении обязательств по договору по причине неисполнения истцом встречных обязательств, установленных техническими условиями, по созданию энергопринимающего устройства не имеет, по мнению суда, правового значения.
В соответствии с пунктом 3 статьи 405 ГК РФ, должник не считается просрочившим, пока обязательство не может быть исполнено вследствие просрочки кредитора.
Согласно п. 1 ст. 406 ГК РФ, кредитор считается просрочившим, если он отказался принять предложенное должником надлежащее исполнение или не совершил действий, предусмотренных законом, иными правовыми актами или договором либо вытекающих из обычаев делового оборота или из существа обязательства, до совершения которых должник не мог исполнить своего обязательства.
Пунктом 10.1 Технических условий на истца была возложена обязанность подготовить для присоединения энергопринимающее устройство (электроустановку соответствующее «Правилам устройства электроустановок», выполненное согласно проекту документации (за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности разработка проектной документации не является обязательной)
Иных обязательств на истца Техническими условиями не возлагалось.
Доказательств невозможности исполнения условий договора без каких-либо встречных представлений со стороны истца ПАО энергетики и электрификации Ленэнерго не представило.
На основании статьи 15 Закона о защите прав потребителей, учитывая установленный судом факт нарушения ответчиком прав истца как потребителя услуг, суд считает необходимым взыскать в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 1.000 руб.
При вынесении решения суд принимает во внимание, что статья 15 Закона о защите прав потребителей устанавливает презумпцию причинения морального вреда потребителю вследствие нарушения исполнителем его прав, то есть потребитель освобожден от доказывания факта причинения ему физических и нравственных страданий.
Указанный размер денежной компенсации морального вреда суд полагает разумным и справедливым, учитывающим все обстоятельства дела.
В иске Назарова В.А. просит также суд взыскать в свою пользу неустойку за нарушение срока исполнения обязательства по договору за 378 дней в размере 32016 руб.
В соответствии с пунктом 17 договора от 09.06.2012, в случае нарушения одной из сторон сроков исполнения своих обязательств по настоящему договору такая сторона в течение 10 рабочих дней со дня наступления просрочки уплачивает другой стороне неустойку, рассчитанную как произведение 0,014 ставки рефинансирования Центрального банка России, установленной на дату заключения договора, и общего размера за технологическое присоединение по договору за каждый день просрочки.
Представитель ответчика в судебном заседании предоставил свой расчет, с которым суд соглашается..
Срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению согласно пункту 5 договора от 13.05.2016 составляет 6 месяцев со дня заключения договора, следовательно, срок исковой давности по требованию о взыскании неустойки за нарушение обязательств по договору начал течь 14.11.2016 (13.05.2016 + 6 мес.); истец обратился в суд с иском 16.05.2018, в связи с чем суд считает возможным взыскать с ответчика в пользу истца неустойку в сумме 320 руб. 16 коп. ( 0,014 * 11% *550* 378 дн.).
Поскольку в спорных правоотношениях истец выступает, как потребитель, согласно пункту 6 статьи 13 Закона о защите прав потребителей в его пользу с ответчика надлежит взыскать штраф в размере 660, 08 руб. (320 руб. 16 коп + 1.000) : 2).
В связи с неисполненим ответчика перед истцом своих обязательств по договору от 13.05.2016 года №ОД-НЛЭС-6016-16/7092-Э-16, Назаров В.А. заключил договор аренды оборудования от 29.05.2017 года с ООО «Технодор». Согласно п. 1.1 договора аренды арендодатель обязуется предоставить во временное пользование бензогенератор ТТС GG750 О.
Срок предоставления аренды оборудования согласно п. 2.1 составляет за период с 29.05.2017 года по 01.07.2017 года.
Согласно п.3.1 сумма суточной арендной платы за оборудование составляет 450 рублей.
Согласно предоставленной оплаченной квитанции истец произвел оплату за аренду в размере 14 400 рублей.
Таким образом, в части взыскания убытков в размере 14 400 рублей суд считает возможным удовлетворить, согласно положениям ст.15 ГК РФ.
Убытки истцом понесены в связи с несвоевременным исполнением обязательств со стороны ответчика по договору №ОД-НЛЭС-6016-16/7092-Э-16 на технологическое присоединение к электрическим сетям земельного участка.
Отсюда следует, что требования истца о взыскании убытков законны и обоснованны.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 56, 67, 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░» ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░ №
░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 320 ░░░. 16 ░░░., ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 1.000 ░░░., ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 660 ░░░. 08 ░░░., ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 14 400 ░░░.
░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 31 ░░░░░░░ 2018 ░░░░.