Дело №
Уникальный идентификатор дела
44RS0026-01-2021-002000-43
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23 декабря 2021 года г. Кострома
Димитровский районный суд г. Костромы в составе председательствующего судьи Драничниковой И.Н., при секретаре Ковалевой К.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Костромы к ОГБУЗ «Костромская областная детская больница», Департаменту здравоохранения Костромской области об обязании приобретения медицинского оборудования,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г. Костромы обратился в суд с иском к ОГБУЗ «Костромская областная детская больница». Требования мотивированы тем, что по результатам проверки по обращению Кокошниковой С.Н., в деятельности ответчика выявлены нарушения законодательства о здравоохранении. ОГБУЗ «Костромская областная детская больница» осуществляет медицинскую деятельность, в том числе по оказанию специализированной медицинской помощи в стационарных условиях по профилю детская урология-андрология. В нарушение ст. 4, ст. 10 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», Порядка оказания медицинской помощи по профилю «детская урология-андрология», утвержденного приказом Минздрава РФ от 31.10.2012 №561н, в ОГБУЗ «Костромская областная детская больница» отсутствует уретероцистоскоп, что явилось одной из причин оказания некачественной медицинской помощи Кокошниковой Н.А. На этом основании, с учетом уточнения исковых требований, истец просил обязать ОГБУЗ «Костромская областная детская больница» приобрести уретерореноскоп с диаметром тубуса 7 Шр, длиной 43 или 34 см с оптоволоконной системой, направление взгляда 6 градусов в течение двух месяцев с момента выделения денежных средств; обязать Департамент здравоохранения Костромской области в течение месяца с момента вступления судебного решения в законную силу обеспечить финансирование мероприятий по приобретению ОГБУЗ «Костромская областная детская больница» уретерореноскопа с диаметром тубуса 7 Шр, длиной 43 или 34 см с оптоволоконной системой, направление взгляда 6 градусов.
Помощник прокурора Ивкова А.В. в судебном заседании уточненные исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика ОГБУЗ «Костромская областная детская больница» Громова П.М. в судебном заседании исковые требования о возложении обязанности приобретения медицинского оборудования не отрицала, указав на недостаточность указанных прокурором сроков.
Привлеченный к участию в деле в качестве соответчика Департамент здравоохранения Костромской области просил о рассмотрении дела в отсутствии его представителя. В отзыве указано на то, что в полномочия департамента входит приобретение медицинского оборудования стоимостью свыше 100 000 руб. за единицу, закупка основных средств до 100 000 руб. входит в полномочия медицинской организации в рамках текущего финансирования. В случае, если Департамент финансов Костромской области не предусмотрит денежные средства в законе об областном бюджете, Департамент здравоохранения Костромской области не сможет выделить целевую субсидию медицинской организации.
Выслушав участников процесса, изучив материалы настоящего гражданского дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с положениями ст. 41 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» под охраной здоровья граждан понимается система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического характера, осуществляемых органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного, самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи.
Основными принципами охраны здоровья являются соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи; приоритет охраны здоровья детей; доступность и качество медицинской помощи (ст. 4 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ).
Как указано в ст. 7 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей. Дети независимо от их семейного и социального благополучия подлежат особой охране, включая заботу об их здоровье и надлежащую правовую защиту в сфере охраны здоровья, и имеют приоритетные права при оказании медицинской помощи. Органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии со своими полномочиями создают и развивают медицинские организации, оказывающие медицинскую помощь детям.
Доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются в числе прочего, применением порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи; оснащением медицинских организаций оборудованием для оказания медицинской помощи (статья 10 ФЗ № 323-ФЗ).
Согласно ст. 37 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с положением об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, которое утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти; в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями; на основе клинических рекомендаций; с учетом стандартов медицинской помощи, утверждаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Минздрава России от 31.10.2012 № 5561н утвержден Порядок оказания медицинской помощи по профилю «детская урология-андрология», в Стандарте оснащения детского уроандрологического отделения указан уретерореноскоп.
В соответствии со ст. 56 ГПК Российской Федерации, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые ссылается как на основание своих требований или возражений.
ОГБУЗ «Костромская областная детская больница» является действующим юридическим лицом, учредитель Департамент здравоохранения Костромской области, разрешенные виды деятельности деятельность больничных организаций, общая врачебная практика. Согласно выписке из реестра лицензий по состоянию на 23.03.2021, при оказании медицинской помощи в стационарных условиях, выполняются работы (услуги) по детской урологии-андрологии. Согласно п. 2.2 Устава ОГБУЗ «Костромская областная детская больница» целью и предметом деятельности учреждения является оказание квалифицированной медицинской помощи детскому населению г. Костромы.
Довод истца об отсутствии в учреждении уретерореноскопа с диаметром тубуса 7 Шр, длиной 43 или 34 см с оптоволоконной системой, направление взгляда 6 градусов, и необходимости его приобретения, ответчиками не оспаривался, он подтвержден материалами дела.
13.07.2021 прокурором г. Костромы в адрес главного врача ОГБУЗ «Костромская областная детская больница» вынесено представление об устранении нарушений законодательства в области здравоохранения, с указанием на отсутствие уретерореноскопа. 11.08.2021 ОГБУЗ «Костромская областная детская больница» сообщило прокурору о том, что данное требование обосновано, в адрес Департамента здравоохранения Костромской области направлена заявка на приобретении медицинского оборудования, стоимость которого превышает 100 000 руб.
Отсутствие указанного медицинского оборудования влечет за собой ущемление прав неопределенного круга лиц на охрану здоровья. Не смотря на доводы о недостаточности финансирования, суд полагает, что основания для удовлетворения уточненных исковых требований имеются. Соглашается суд и с доводами прокурора об отсутствии оснований для установления более длительных сроков исполнения требуемых действий. При возникновении исключительных обстоятельств, объективно препятствующих своевременному исполнению судебного решения, ответчики вправе поставить перед судом вопрос о предоставлении отсрочки исполнения решения.
Исходя из положений ст. 103 ГПК РФ, поскольку прокурор освобожден от обязанности оплаты государственной пошлины, она подлежит взысканию с ответчика. Однако, с учетом ст. 333.20 НК РФ, исходя из финансового положения бюджетного учреждении, суд полагает возможным его освобождение от оплаты госпошлины.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК Российской Федерации, суд,
РЕШИЛ:
Уточненные исковые требования прокурора г. Костромы удовлетворить.
Обязать ОГБУЗ «Костромская областная детская больница» в течение двух месяцев со дня выделения денежных средств, приобрести уретерореноскоп с диаметром тубуса 7 Шр, длиной 43 или 34 см с оптоволоконной системой, направление взгляда 6 градусов.
Обязать Департамент здравоохранения Костромской области в течение месяца со дня вступления решения в законную силу, обеспечить финансирование мероприятий по приобретению ОГБУЗ «Костромская областная детская больница» уретерореноскопа с диаметром тубуса 7 Шр, длиной 43 или 34 см с оптоволоконной системой, направление взгляда 6 градусов.
Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Димитровский районный суд г. Костромы в апелляционном порядке в течение месяца со дня его изготовления в мотивированном виде.
Судья И.Н. Драничникова