РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Ленинский районный суд города Магнитогорска Челябинской области в составе:
председательствующего судьи Кутырева П.Е.,
при секретаре Нестеренко Ю.Ф.,
рассмотрел 07 апреля 2023 года в открытом судебном заседании в зале суда в г. Магнитогорске Челябинской области гражданское дело по исковому заявлению Маркова Николая Васильевича к Отделению пенсионного фонда Российской Федерации в Челябинской области о включении в стаж периодов работы и перерасчете пенсии,
У С Т А Н О В И Л:
Марков Н.В. обратился в суд с иском к Отделению пенсионного фонда Российской Федерации (далее – ОПФР) в Челябинской области, в котором просил (с учетом последующего уточнения) обязать ответчика включить в его стаж периоды работы с 06.04.1990 года по 15.02.1991 года, с 1991 по 1992 год и с 10.06.1992 года по 01.11.1996 года, произвести перерасчет его пенсии с 15 июля 2022 года. В обоснование заявленных требований истец указал на то, что 15 июля 2022 года он обратился к ответчику с заявлением о назначении пенсии, однако вышеназванные периоды работы безосновательно не были включены ответчиком в его общий стаж, что привело к уменьшению размера его пенсии.
Истец Марков Н.В. в судебном заседании исковые требования поддержал.
Представитель ответчика – ОПФР в Челябинской области Бикбаува У.К. в судебном заседании против удовлетворения иска возражала по доводам письменного отзыва, указывая на то, что расчет стажа истца произведен правильно.
Суд, заслушав участников процесса и исследовав материалы дела в судебном заседании, приходит к выводу о том, что иск подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела, Марков ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, 15 июня 2022 года обратился в ОПФР в Челябинской области с заявлением о назначении ему досрочной страховой пенсии по старости, это заявление было удовлетворено, ему была назначена пенсия с 15 июля 2022 года, при этом в расчет продолжительности общего трудового стажа не были включены периоды работы с 06.04.1990 года по 15.02.1991 года, с 12.04.1991 года по 26.06.1992 года и с 10.06.1992 года по 01.11.1996 года по причине отсутствия ответа формуляра запроса из компетентного органа Республики Казахстан.
Согласно записям в трудовой книжке Маркова Н.В. и имеющимся в деле справкам работодателей с 06.04.1990 года по 15.02.1991 года Марков Н.В. работал в Затобольской гидрогеологической экспедиции помощником машиниста буровой установки 4-го разряда, с 12.04.1991 года по 26.06.1992 года в Тындинской круглогодичной полевой экспедиции ПГО «Таежэкология», Апасаканский полевой участок помощником машиниста буровой установки и с 10.06.1992 года по 01.11.1996 года в АООТ Степное геологическое предприятия «Макинек» в Республике Казахстан.
Указанные обстоятельства подтверждаются архивными справками, копией паспорта истца, ответом ОПФР, трудовой книжкой, а также представленными по запросу суда материалами пенсионного дела истца: решением о назначении пенсии, расчетом стажа, данными о стаже, заявлением о назначении пенсии, уведомлением, данными индивидуального лицевого счета.
Статьей 7 Конституции Российской Федерации провозглашено, что Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации).
В силу положений части 2 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 года № 2-П, в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
Согласно части 1 статьи 8 вышеназванного Федерального закона, право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
В силу пункта 1 статьи 14 вышеназванного Федерального закона при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (пункт 2 указанной статьи).
Согласно пункту 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 N 1015 документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца (далее - трудовая книжка). При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
13 марта 1992 года между государствами - участниками СНГ, в том числе Республикой Казахстан, Российской Федерацией подписано Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения.
Федеральным законом от 11 июня 2022 года № 175-ФЗ названное Соглашение денонсировано с 30 июня 2022 года, однако пенсия истцу была назначена до указанной даты.
В соответствии с п. 2 ст. 6 Соглашения стран СНГ от 13 марта 1992 года "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества независимых государств в области пенсионного обеспечения" для установления права на пенсию, в том числе пенсии на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.
Поскольку в соответствии с соглашением от 08 декабря 1991 года "О создании Содружества Независимых Государств", ратифицированным Постановлением Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 года N 2014-1, Союз Советских Социалистических Республик прекратил свое существование 12 декабря 1991 года, то из буквального толкования п. 2 ст. 6 Соглашения от 13 марта 1992 года следует, что для установления права на пенсию гражданам государств-участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный за весь период существования СССР вплоть до распада 12 декабря 1991 года, а после распада этих государств - до 13 марта 1992 года.
Вместе с тем, Письмом Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 31 января 1994 года N 1-369-18 разъяснено, что при назначении пенсии гражданам, прибывшим в Россию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР за время до 13 марта 1992 года, а также после этой даты на территории государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года.
Исчисление пенсий производится из заработка (дохода) за периоды работы, которые засчитываются в трудовой стаж в порядке, предусмотренном ст. ст. 99 - 104 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" от 20 ноября 1990 года.
Согласно ст. 100 вышеуказанного Закона, в заработок для исчисления пенсии включаются все виды выплат (дохода), полученных в связи с выполнением работы (служебных обязанностей), предусмотренной статьей 89 Закона, на которые начисляются страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно п. 5 Распоряжения Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 года N 99р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР", для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств-участников Соглашения от 13 марта 1992 года, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР.
При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13 марта 1992 года, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (Письмо Минтруда России от 29 января 2003 года N 203-16).
Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
Разрешая заявленные истцом требования, суд исходит из того, что представленные истцом документы (трудовая книжка, справки работодателей) соответствуют требованиям, предъявляемым к документам, подтверждающим специальный страховой стаж до регистрации в системе пенсионного страхования (вышеназванным ст. 14 Закона N 400-ФЗ, п. 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской от 02.10.2014 N 1015).
Само по себе отсутствие ответа компетентного органа Казахстана на запрос ОПФР о проверке стажа работы истца правового значения не имеет, так как пенсионное законодательство не содержит нормы об обязательности подтверждения компетентным органом периода работы на территории другого государства. В этом случае к документам приведенными выше нормами пенсионного права предъявляются такие же требования, как и к документам, подтверждающим работу на территории Российской Федерации (исключая периоды работы в странах - членах СНГ после 01.01.2002, когда необходимо подтверждать факт уплаты страховых взносов на пенсионное страхование ответом компетентного органа).
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Удовлетворить заявленные исковые требования.
Обязать Отделение пенсионного фонда Российской Федерации в Челябинской области (ОГРН № включить в подсчет страхового стажа Маркова ФИО6 (СНИЛС №) периоды его работы с 06.04.1990 года по 15.02.1991 года, с 12.04.1991 года по 26.06.1992 года, с 10.06.1992 года по 01.11.1996 года и произвести перерасчет размера его страховой пенсии по старости с 15 июля 2022 года с учетом названных периодов работы.
Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течение месяца с момента принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд города Магнитогорска Челябинской области.
Председательствующий: П.Е. Кутырев
Решение суда в окончательной форме изготовлено 10 апреля 2023г.