<данные изъяты>
<данные изъяты> Дело №33а-6934/2018 28 ноября 2018 года
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Архангельского областного суда в составе
председательствующего Кузнецова Ю.И.,
судей Пыжовой И.А., Рудь Т.Н.,
при секретаре Мироненко М.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании 28 ноября 2018 года в городе Архангельске административное дело по апелляционной жалобе Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №1 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу на решение Котласского городского суда Архангельской области от 31 июля 2018 года, которым постановлено:
«в удовлетворении административного искового заявления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №1 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу к Мезенцеву С.Ю. о взыскании недоимки отказать».
Заслушав доклад судьи Рудь Т.Н., судебная коллегия
установила:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №1 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее – МИФНС России №1) обратилась в суд с иском к Мезенцеву С.Ю. о взыскании недоимки.
В обоснование указано, что Мезенцев С.Ю. в 2013 году являлся собственником земельных участков, однако обязанность по уплате земельного налога не исполнил, в связи с чем, направлено требование об уплате недоимки, которое также не исполнено. Судебный приказ о взыскании задолженности отменен 1 декабря 2017 года.
МИФНС России №1 в судебное заседание своего представителя не направила, представила дополнения к административному исковому заявлению, в которых просит рассмотреть дело без его участия, указывает, что в связи с изменением кадастровой стоимости по спорному объекту налогообложения и получением соответствующих сведений налоговым органом произведен перерасчет налога за 2013 год. Задолженность образовалось в связи с перерасчетом до 20 февраля 2015 года, что указывает на невозможность применения к данным обстоятельствам положений Федерального закона от 28 декабря 2017 года №436-ФЗ.
Мезенцев С.Ю. в судебное заседание не явился, в представленных возражениях иск не признал, просил отказать в его удовлетворении на основании Федерального закона №436-ФЗ.
Суд принял указанное выше решение, с которым не согласилась МИФНС России №1 и в поданной апелляционной жалобе просит его отменить, принять новое решение об удовлетворении требования налогового органа о взыскании с Мезенцева С.Ю. земельного налога за 2013 год по сроку уплаты до 20 февраля 2015 года и соответствующих пеней.
Доводы жалобы сводятся к тому, что сумма земельного налога за 2013 год в части предъявленного налога в связи с перерасчетом – 7435 руб., подлежала уплате налогоплательщиком до 20 февраля 2015 года, то есть после 1 января 2015 года, следовательно, не подлежала списанию в порядке, предусмотренном ч. 1 ст. 12 Федерального закона №436-ФЗ.
Обращает внимание на то, что вопрос о причине исчисления налога первоначально, исходя из кадастровой стоимости 2153863,84 руб., и обоснованности перерасчета земельного налога, судом не исследовался и не выяснялся, судебное заседание было проведено в отсутствие представителя административного истца. В связи с этим, просит принять в качестве доказательства, приобщить к материалам дела и исследовать при рассмотрении апелляционной жалобы письмо Управления Федеральной налоговой службы по Архангельской области и Ненецкому автономному округу от 15 июля 2014 года №17-12/8/08009@, подтверждающее исчисление первоначально земельного налога за 2013 год Мезенцеву С.Ю., исходя из сведений о дате утверждения кадастровой стоимости, предоставленных Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и НАО.
В возражениях относительно доводов апелляционной жалобы Мезенцев С.Ю. просит решение суда оставить без изменения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно п. 3 ст. 48 Налогового кодекса РФ рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
В силу ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Судом установлено, что в 2013 году Мезенцев С.Ю. являлся собственником <данные изъяты> доли в праве общей долевой собственности земельного участка по адресу: <адрес>, кадастровый №.
Из налогового уведомления №, направленного Мезенцеву С.Ю. 15 ноября 2014 года, усматривается, что земельный налог за 2013 год по вышеуказанному объекту начислен исходя из кадастровой стоимости 2153863,84 руб. в сумме 16154 руб.
В 2014 году налоговым органом произведен перерасчет земельного налога за 2013 год и Мезенцеву С.Ю. направлено налоговое уведомление №, из которого следует, что в отношении указанного земельного участка исчислен земельный налог за 2013 год в общей сумме 23607 руб., исходя из кадастровой стоимости в размере 3147631,2 руб., и подлежит доплате 7453 руб. в срок до 20 февраля 2015 года.
Налогоплательщику направлены требования № по состоянию на 17 ноября 2014 года об уплате земельного налога за 2013 год в сумме 16154 руб. по сроку уплаты до 19 декабря 2014 года и № по состоянию на 26 февраля 2015 года об уплате доначисленного земельного налога в сумме 7453 руб. (налоговое уведомление № от 4 декабря 2014 года).
Образовавшаяся по состоянию на 1 января 2015 года, задолженность по земельному налогу 16154 руб. и пени списаны налоговым органом в соответствии с ч. 1 ст. 12 Федерального закона № 436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Вместе с тем налоговый орган просил взыскать с ответчика пени по земельному налогу по требованию № от 17 ноября 2014 года в размере 421 руб. 05 коп., в связи с несвоевременной уплатой налога за 2012, 2013 годы за период с 25 июля 2014 года по 17 ноября 2014 года и по требованию № по состоянию на 26 февраля 2015 года земельный налог за 2013 год в сумме 7453 руб. и пени в размере 952,80 руб. в связи с несвоевременной уплатой земельного налога за 2012, 2013 годы за период с 18 ноября 2014 года по 26 февраля 2015 года.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции принял во внимание положения вступившего в законную силу на дату рассмотрения дела Федерального закона от 28 декабря 2017 года №436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», ст. 12 которого установлено, что признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц, земельному налогу, образовавшаяся у физических лиц по состоянию на 1 января 2015 года, задолженность по пеням, начисленным на указанную недоимку, числящиеся на дату принятия налоговым органом в соответствии с настоящей статьей решения о списании признанных безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции согласна.
Доводы апелляционной жалобы о том, что сумма задолженности по земельному налогу 7453 руб. образовалась после 1 января 2015 года, поэтому не может быть списана в соответствии с ч. 1 ст. 12 Федерального закона №436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», судебной коллегией не принимаются на основании следующего.
В силу п. 3 ст. 396 Налогового кодекса РФ сумма земельного налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами.
Пунктом 2 ст. 52 Налогового кодекса РФ установлено, что в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
В соответствии с п. 1 ст. 396 Налогового кодекса РФ сумма земельного налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.
В силу п. 1 ст. 391 Налогового кодекса РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
На основании п. 4 ст. 391 Налогового кодекса РФ налоговая база по земельному налогу для каждого налогоплательщика, являющегося физическим лицом, определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.
Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости кадастровая стоимость спорного земельного участка по состоянию на 1 января 2013 года составляла 3147631,2 руб. в соответствии с постановлением Правительства Архангельской области от 15 декабря 2009 года №188-пп «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Архангельской области по состоянию на 1 января 2007 года», а на основании постановления Правительства Архангельской области от 18 декабря 2012 года №595-пп «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Архангельской области» с 1 января 2014 года установлена кадастровая стоимость 2153863,84 руб.
Обладая вышеуказанными сведениями, налоговый орган ошибочно исчислил Мезенцеву С.Ю. земельный налог за 2013 год, применив кадастровую стоимость, установленную с 1 января 2014 года – 2153863,84 руб., а не в связи с изменением кадастровой стоимости.
Таким образом, сумму земельного налога в размере 23607 руб. за 2013 год налоговый орган должен был предъявить к уплате налогоплательщику в уведомлении от 15 ноября 2014 года, то есть до 1 января 2015 года.
Ссылка в апелляционной жалобе на письмо Управления Федеральной налоговой службы по Архангельской области и Ненецкому автономному округу от 15 июля 2014 года №17-12/8/08009@ значения для рассмотрения дела по существу не имеет.
В силу вышеизложенного судебная коллегия полагает верным вывод суда первой инстанции о необходимости применения ч. 1 ст. 12 Федерального закона №436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» к взыскиваемой задолженности за 2013 год.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, суд установил правильно, представленные доказательства оценил в соответствии со ст. 84 КАС РФ, нормы материального права применил верно, нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, не допустил, в связи с чем, предусмотренных ст. 310 КАС РФ оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 31 ░░░░ 2018 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ №1 ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░ ░.░. ░░░░░░
░.░. ░░░░