УИД 14RS0014-01-2023-000474-25
Дело № 2-431/2023 Дело № 33-2812/2023
Судья Петухова О.Е.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Якутск 18 сентября 2023 года
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Саха (Якутия) в составе
председательствующего судьи Удаловой Л.В.,
судей Осиповой А.А., Кузьминой М.А.,
при секретаре Семеновой Л.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Столярова Д.Е. к муниципальному образованию «город Ленск» Ленского района Республики Саха (Якутия), государственному казенному учреждению Республики Саха (Якутия) «Дирекция единого жилищного строительства Республики Саха (Якутия)» о предоставлении жилого помещения
по апелляционным жалобам представителя государственного казенного учреждения Республики Саха (Якутия) «Дирекция жилищного строительства Республики Саха (Якутия)» Васильевой Т.В., главы муниципального образования «город Ленск» Ленского района Республики Саха (Якутия) Макушева А.Э. на решение Ленского районного суда Республики Саха (Якутия) от 07 июня 2023 года.
Заслушав доклад судьи Кузьминой М.А., судебная коллегия
установила:
Столяров Д.Е. обратился с вышеуказанным иском, в обоснование своих требований ссылаясь на то, что он является нанимателем жилого помещения, расположенного по адресу: .........., на основании договора социального найма от 16 июня 2021 года № .... Заключением межведомственной комиссии от 21 октября 2016 года № ... вышеуказанный многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу, включен в республиканскую адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы», дата окончания расселения установлена 01 сентября 2025 года, дата окончания сноса – 31 декабря 2025 года. В настоящее время проживание в данном доме несет угрозу его жизни и здоровью, в связи с чем просил обязать ответчиков предоставить ему жилое помещение во внеочередном порядке взамен ветхого и аварийного, равноценное ранее занимаемому, состоящее из двух комнат, площадью не менее 50,9 кв.м.
Решением Ленского районного суда Республики Саха (Якутия) от 07 июня 2023 года иск удовлетворен, на муниципальное образование «город Ленск» Ленского района Республики Саха (Якутия), государственное казенное учреждение Республики Саха (Якутия) «Дирекция единого жилищного строительства Республики Саха (Якутия)» возложена обязанность во внеочередном порядке предоставить Столярову Д.Е. взамен аварийного жилого помещения, расположенного по адресу: .........., другое жилое помещение по договору социального найма, равноценное ранее занимаемому жилое помещение, площадью не менее 50,9 кв.м.
Не согласившись с вынесенным решением суда, представитель государственного казенного учреждения Республики Саха (Якутия) «Дирекция единого жилищного строительства Республики Саха (Якутия)» Васильева Т.В. обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении иска. Доводы жалобы мотивированы тем, что договор социального найма заключен 16 июня 2021 года, то есть после признания дома аварийным, что не соответствует нормам Жилищного кодекса Российской Федерации, использование средств финансовой поддержки на переселение граждан, с которыми договор социального найма жилого помещения заключен в нарушении Жилищного законодательства Российской Федерации недопустимо. Столяров Д.Е. не является нуждающимся в жилом помещении либо нуждающимся в улучшении жилищных условий, а угроза жизни проживания в аварийном доме не является основанием для предоставления истцу жилого помещения во внеочередном порядке.
С решением суда также не согласился законный представитель ответчика администрации муниципального образования «город Ленск» Ленского района Республики Саха (Якутия) – глава Макушев А.Э., обратившись в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, вынести новое решение об отказе в иске. Доводы жалобы мотивированы тем, что при вынесении решения не учел тот факт, что доказательств подтверждающих постановку истца на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, либо нуждающихся в улучшении жилищных условий, объективную нуждаемость истца Столярова Д.Е. в жилом помещении и отнесение его к категории малоимущих граждан, в нарушение части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не представлено.
Стороны, извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явились, истец и представитель муниципального образования «город Ленск» Ленского района Республики Саха (Якутия) заявили ходатайства о рассмотрении дела без их участия, от представителя государственного казенного учреждения Республики Саха (Якутия) «Дирекция единого жилищного строительства Республики Саха (Якутия)» ходатайств не поступило, о причинах неявки не сообщено.
Информация о дате, времени и месте рассмотрения дела своевременно в установленном статьями 14, 15 Федерального закона от 22 декабря 2008 года № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» порядке размещена на сайте Верховного Суда Республики Саха (Якутия) (vs.jak.sudrf.ru раздел «Судебное делопроизводство»).
С учетом надлежащего извещения лиц, участвующих в деле, руководствуясь статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия признала возможным провести судебное заседание в отсутствие лиц, участвующих в деле.
В соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия приходит к следующему.
По смыслу статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционных жалобы, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции (пункт 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 года №16 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции»).
В соответствии с частью 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения при рассмотрении настоящего дела допущены.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Столяров Д.Е. является нанимателем жилого помещения, расположенного по адресу: .........., что подтверждается договором социального найма от 16 июня 2021 года № .... Предоставленная квартира является двухкомнатной, имеет площадь 50,9 кв.м.
Согласно акту от 21 октября 2016 года № ... обследования многоквартирного дома, расположенного по адресу: .........., составленному межведомственной комиссией администрации, состояние здания можно квалифицировать как недопустимое, имеющиеся дефекты и повреждения строительных конструкций, отклонения от строительных норм при строительстве здания, привели к снижению их несущей способности и эксплуатационных характеристик, аварийное состояние таких элементов как цокольное, чердачное перекрытия, кровля и ограниченно-работоспособное состояние стен не обеспечивает безопасные и безвредные условия проживания, в связи с чем данный многоквартирный дом признан аварийным. В данном заключении указано, что снижен уровень надежности, прочности и устойчивости строительных конструкций здания. Сведений о возможности его реконструкции в заключении не приведено.
Данный многоквартирный дом в соответствии с указанным заключением межведомственной комиссии признан аварийным и подлежащим сносу.
Постановлением главы муниципального образования «город Ленск» от 09 февраля 2018 года № ... данный многоквартирный дом внесен в реестр многоквартирных жилых домов, непригодных для проживания, аварийных на территории муниципального образования «город Ленск». Срок расселения указанного дома определен до 01 сентября 2025 года.
Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 27 марта 2019 года № 50 «О республиканской адресной программе «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы» утверждена республиканская адресная программа, с предоставлением финансовой поддержки с привлечением средств государственной поддержки, в том числе Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, многоквартирный дом, квартира в котором принадлежит ответчику, включен в указанную программу.
15 июля 2019 года Управлением государственного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия) произведен визуальный осмотр указанного многоквартирного дома в рамках проверки по факту по жалобе на ненадлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома.
Согласно акту Управления государственного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия) от 05 декабря 2019 года № ... указанный многоквартирный дом является щитовым, имеет ленточный фундамент, состоит из двух этажей, перегородки деревянные дощатые, перекрытия деревянные, крыша двускатная; в отношении фундамента установлено отсутствие вентиляционных продухов в завалинках для обеспечения регулярного проветривания подполья, необходимые для сохранения мерзлого состояния грунта основания здания, обеспечения нормируемого температурно-влажностного режима фундамента, отмечаются признаки неравномерной осадки от центра здания в сторону угловых участков наружных стен, в том числе наблюдается волнообразный изгиб конструкций от горизонтальных инструкций, искривление оконных и дверных проемов, что говорит о нарушении работоспособности и несущей способности фундамента жилого дома; в подъезде полы имеют контрольный уклон, зыбкость, на участке прохода системы канализации прогиб с образованием зазора, то есть полы не обустроены таким образом, чтобы предупреждение получения травм жильцами при передвижении; отмечен стойкий запах канализации.
При осмотре квартиры № ... в данном акте отмечается стойкий запах канализации, сырость и некомфортная температура внутри жилого помещения (сквозняки, возможно вследствие продувания с пола и неплотности монтажных швов оконных проемов), в результате неравномерной осадки здания вследствие физического износа фундаментных конструкций, периодической протечки канализационной системы с последующим протаиванием вечномерзлых грунтов под зданием, наблюдается контрольный уклон пола (перекрытия) с прогибом в коридоре и санитарном узле, отмечается разрушение покрытия из кафеля и унитаза, провисание ванны, тем самым имеется угроза внезапного обрушения пола (перекрытия); участками на поверхности внутренних стен и нижней поверхности потолка в помещениях наблюдаются трещины со смятием бумажных обоев и разрушением штукатурно-красочного слоя; имеется угроза жизни и здоровья граждан, не обеспечено безопасное пребывание граждан.
Согласно выводам, изложенным в данном акте, выявлено ухудшение эксплуатационных характеристик конструктивных элементов состояния жилого дома и жилого помещения № ..., приводящих к снижению недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций, чтобы в процессе эксплуатации не возникало угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений в нарушение пункта 10 и пункта 16 постановления Правительства Российской Федерации № 47 от 28 января 2006 года «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом», части 1 статьи 5 и статьи 7 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», а также разделов IV и VI Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда.
Разрешая спор и принимая решение о частичном удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 14, 57, 85, 86, 87, 88 Жилищного кодекса Российской Федерации, разъяснениями, данными в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2009 года, утвержденном постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 16 сентября 2009 года, в Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 года, исходил из того, что до настоящего времени другое благоустроенное жилье взамен непригодного для проживания истцу не предоставлено, проживание в многоквартирном доме создает опасность и угрожает жизни и здоровью граждан, не обеспечено безопасное пребывание граждан, имеется угроза жизни и здоровья граждан. При этом судом отмечено, что несогласие истца на заселение в квартиру маневренного жилого фонда, не может свидетельствовать об отсутствии у него права на получение жилого помещения во внеочередном порядке в соответствии с нормами жилищного законодательства, соответственно, истец имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции в части удовлетворения исковых требований о предоставлении жилого помещения к администрации муниципального образования «Город Ленск» Ленского района Республики Саха (Якутия) по следующим основаниям.
В соответствии с частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Статьей 49 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном порядке.
Согласно части 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации к малоимущим относятся граждане, признанные органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи.
Статьей 52 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется на основании их заявлений, по итогам рассмотрения которых уполномоченный орган принимает решение о постановке на учет, в связи, с чем гражданин приобретает право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (статьи 53 и 55 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В Определении от 25 ноября 2020 года № 2751-О Конституционный Суд Российской Федерации указал, что для отдельных категорий граждан законодатель установил возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке, в том числе для граждан, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат (пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации), при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Такое законодательное регулирование, как отметил Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 05 марта 2009 года № 376-О-П, согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
В силу части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам в порядке очередности исходя из времени их постановки на учет.
Для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 87 Жилищного кодекса Российской Федерации если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
Приведенным выше актом Управления государственного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия) от 05 декабря 2019 года № ... подтверждается нарушение работоспособности и несущей способности фундамента вышеуказанного многоквартирного дома, снижение недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций, отсутствие надлежащей вентиляции помещений, угроза внезапного обрушения пола (перекрытия), отмечается наличие угрозы жизни и здоровья граждан ввиду не обеспечения безопасного пребывания в данном доме граждан.
Доказательств, которые бы опровергали указанный акт, ответчиками не представлено, никаких ходатайств о приобщении дополнительных доказательств или о содействии в их получении не заявлено.
Оценивая представленные в материалы дела доказательства в их совокупности, судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований для предоставления истцу во внеочередном порядке жилого помещения.
Вместе с тем судебная коллегия не может согласиться с выводом суда первой инстанции о возложении данной обязанности о предоставлении жилого помещения одновременно на орган местного самоуправления и на государственное казенное учреждение Республики Саха (Якутия) «Дирекция жилищного строительства Республики Саха (Якутия)».
Обеспечение граждан, проживающих в помещениях, признанных непригодными для проживания, жилыми помещениями, в соответствии положениями Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Жилищного кодекса Российской Федерации отнесено к полномочиям органов местного самоуправления.
Срок расселения указанного многоквартирного дома в рамках республиканской адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы» установлен до 01 сентября 2025 года. Вместе с тем в настоящее время, до наступления срока расселения, имеется угроза жизни и здоровью истца ввиду проживания в данном многоквартирном доме, в связи с чем обязанность по предоставлению ему жилого помещения взамен вышеуказанного, в котором ему опасно проживать, возложена на муниципальное образование «город Ленск» Ленского района Республики Саха (Якутия).
При установленных обстоятельствах судебная коллегия полагает решение суда первой инстанции подлежащим отмене в части удовлетворения требований к государственному казенному учреждению Республики Саха (Якутия) «Дирекция единого жилищного строительства Республики Саха (Якутия)» с вынесением в указанной части нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
В остальной части решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Ленского районного суда Республики Саха (Якутия) от 07 июня 2023 года по данному делу отменить в части удовлетворения требований к государственному казенному учреждению Республики Саха (Якутия) «Дирекция единого жилищного строительства Республики Саха (Якутия)», принять в этой части новое решение.
В удовлетворении исковых требований Столярова Д.Е. к государственному казенному учреждению Республики Саха (Якутия) «Дирекция единого жилищного строительства Республики Саха (Якутия)» о предоставлении жилого помещения отказать.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Вступившие в законную силу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в течение трех месяцев со дня их вступления в законную силу в Девятый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий
Судьи
Определение изготовлено 22 сентября 2023 года.