Решение от 27.03.2024 по делу № 2-287/2024 (2-2238/2023;) от 04.12.2023

Дело № 2-287/2024                                                                                                           Изг.:05 04 2024г

УИД: 76RS0023-01-2023-002679-16

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

27 марта 2024 года г. Ярославль

Красноперекопский районный суд г. Ярославля в составе:

судьи Донцовой Н.С.

при секретаре Ким П.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Департамента градостроительства мэрии г. Ярославля к Лагунину АВ о сносе самовольной постройки,

установил:

    Департамент градостроительства мэрии г. Ярославля обратился в суд с иском к Лагунину А.В., указывая, что Инспекцией государственного строительного надзора Ярославской области в соответствии с положениями статьи 54 Градостроительного Кодекса РФ осуществляется региональный государственный строительный надзор объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 Кодекса, в форме выездной проверки на основании, в том числе, обращений и заявлений граждан о нарушении при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства установленных правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства или обязательных требований к параметрам объектов капитального строительства. В соответствии с ч. 17 ст. 54 Градостроительного кодекса РФ в случае, если в рамках осуществления государственного строительного надзора органом государственного строительного надзора выявлен факт осуществления строительства или реконструкции объекта капитального строительства без разрешения на строительство (за исключением случаев, если для строительства или реконструкции объекта капитального строительства не требуется такое разрешение) или факт несоответствия объекта капитального строительства параметрам, указанным в разрешении на строительство, а в случае, если для строительства или реконструкции объекта капитального строительства не требуется разрешение на строительство, факт несоответствия объекта капитального строительства предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами, орган государственного строительного надзора в срок не позднее пяти рабочих дней со дня выявления такого факта направляет в орган местного самоуправления поселения, городского округа по месту нахождения такого объекта капитального строительства или в случае нахождения объекта капитального строительства на межселенной территории в орган местного самоуправления муниципального района уведомление о выявлении самовольной постройки с приложением документов, подтверждающих соответствующий факт. Форма уведомления о выявлении самовольной постройки, а также перечень документов, подтверждающих наличие признаков самовольной постройки, устанавливается в соответствии с частью 3 статьи 55.32 настоящего Кодекса. Согласно ч. 2 ст. 55.32 Градостроительного кодекса РФ на орган местного самоуправления возлагается обязанность по обращению в суд с иском о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями в случае поступления, в том числе от органа осуществляющего муниципальный земельный контроль, уведомления о выявлении самовольной постройки и документов, подтверждающих наличие таких признаков. В соответствии с п. 3.37 Положения о департаменте градостроительства мэрии г. Ярославля, утвержденным решением муниципалитета г. Ярославля от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНАНОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, полномочия мэрии г. Ярославля в части организации работы по сносу самовольных построек либо их приведению в соответствии с установленными требованиями в порядке, установленном законом и иными правовыми актами возложены на департамент градостроительства мэрии г. Ярославля. В связи с выявленным уполномоченным органом фактом в адрес департамента были направлены уведомление о выявлении самовольной постройки № НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА, акт выездного обследования № НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА с протоколом осмотра с приложением фото фиксацией.

Согласно представленному акту выездного обследования было установлено следующее: на земельном участке, расположенном по адресу: АДРЕС с кадастровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН выявлен факт возведения (создания) нежилого здания, являющегося объектом капитального строительства не предоставленном в установленном порядке. Согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости по адресу АДРЕС расположен земельный участок с кадастровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН объектов капитального строительства не значится. При осмотре земельного участка было обнаружено следующее: на указанном земельном участке расположено нежилое здание. Здание представляет собой трехэтажный (один этаж подземный) нежилое здание. Визуально здание каркасное, обшито сэндвич панелями, имеет витражное остекление со стеклопакетами. Конструкции каркаса и перекрытий с крышей определить не представляется возможным. Здание не эксплуатируется. Земельный участок огорожен забором - со стороны АДРЕС из стального проката, с остальных сторон бетонный, по верху забора установлено заграждение из колючей проволоки «егоза», она же растянута по низу калитки и ворот. Витринное остекление первого этажа зашито профилированным металлическим листом. Персонал в здании и охрана на участке отсутствует. При этом, на элементах фасадов здания имеются граффити. Попасть на земельный участок для обследования не представлялось возможным. Доступ на земельный участок и в здание отсутствует. Здание в Едином государственном реестре недвижимости не зарегистрировано, на кадастровом учете не стоит. В соответствии с п. 1 ст. 222 Гражданского кодекса РФ самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки. Согласно Карте градостроительного зонирования г. Ярославля (границы территориальных зон) в составе Правил землепользования и застройки г. Ярославля, утвержденные решением муниципалитета от 17.09.2009 № 201, земельный участок расположен в границах территориальной зоны общественно-деловой (ОД). Градостроительный регламент территориальной зоны ОД установлен статьей 41 Правил, которой установлены виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства. Поскольку информацией о назначении здания и проектной документацией на него ответчики по настоящему иску не обладают, либо отказываются представлять такую документацию, соответственно установить соответствие объекта капитального строительства предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами не представилось возможным. Основным принципом градостроительной деятельности в соответствии со ст.2 ГрК РФ, является осуществление строительства на основе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и документации по планировке территории. Строительство объекта осуществлено без получения разрешения на строительство в установленном порядке. Несоблюдение при создании спорного объекта недвижимого имущества требований закона и иных правовых актов влечет за собой признание последнего самовольной постройкой. В соответствии с ч. 2 ст. 55.32 Градостроительного кодекса РФ на орган местного самоуправления городского округа по месту нахождения самовольной постройки в срок, не превышающий двадцати рабочих дней со дня получения от органа, уполномоченного на выявление самовольных построек уведомления о выявлении самовольной постройки и документов, подтверждающих наличие признаков самовольной постройки, предусмотренных п. ст. 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, возлагается обязанность по обращению в суд с иском о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями.

Согласно Определения Арбитражного суда ЯО по делу НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН ФИО ФИО сособственниками спорного земельного участка, расположенного по адресу: АДРЕС с кадастровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН не являются, строительство самовольного объекта на данном земельном участке не осуществляли. Надлежащим ответчиком по делу является Лагунин А.В. Просит:

- Обязать Лагунина АВ снести самовольную постройку – нежилое здание, расположенное на земельном участке с кадастровым номером: НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН по адресу: АДРЕС за свой счет в течении трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Представитель истца Смирнова Е.Ю., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении, а также пояснила. что Лагунин А.В. является собственником земельного участка, назначение - для эксплуатации промышленных строений. Разрешение на строительство спорного объекта недвижимости не выдавалось, какая либо проектная документация в уполномоченные органы не предоставлялась, соответственно ввод в эксплуатацию данного объекта никто не осуществлял. На земельном участке построен Физкультурно – оздоровительный центр, который не относится к промышленному строению, виду разрешенного использования земельного участка не соответствует.. Доказательства подтверждающие, что построен именно физкультурно – оздоровительный центр нет. С исковым заявлением Департамент обращается в соответсвии с требованиями Градостроительного кодекса РФ – в течении 20 дней с момента, после поступления уведомления о выявлении самовольной постройки. Таким образом, срок для обращения в суд с указанным иском не пропущен. В случае если бы было заявлено встречное требование о признании права на самовольную постройку и имеются доказательства о соответсвии строительным, градостроительным нормами и правилам, отсутствует угроза жизни или здоровью. разрешение на строительство само по себе не может являться основанием для сноса самовольной постройки. В настоящем деле, каких либо встречных исковых требований не заявлено.

Ответчик Лагунин А.В. в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Финансовый управляющий Лагунина А.В. – Лавров В.А. в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Ранее представил отзыв на исковое заявление, в котором указал на то, что решением Арбитражного суда Ярославской области от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА по делу № НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН в отношении индивидуального предпринимателя Лагунина А.В. введена процедура реализации имущества гражданина, финансовым управляющим назначен Лавров В.А. Финансовый управляющий Лагунина А. В. не согласен с заявленными требованиями по следующим основаниям. Прежде всего, истцом пропущен срок исковой давности в отношении заявления подобных требований. В п. 14 "Обзора судебной практики по делам, связанным с самовольным строительством", утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 16.11.2022, разъяснено, что к требованию о сносе самовольной постройки, не создающей угрозу жизни и здоровью граждан, но возведенной без необходимых разрешений (согласований), применяется общий срок исковой давности. Объект недвижимости расположен на земельном участке, находящегося в собственности и во владении Лагунина А.В. Истец и инспекция государственного строительного надзора Ярославской области узнали о существовании этого объекта, который был возведен без разрешения, более трех лет назад до момента предъявления иска. Истец и инспекция государственного строительного надзора Ярославской области были привлечены определением арбитражного суда от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА (с учетом определения арбитражного суда от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА об исправлении опечатки) к участию в деле по обособленному спору в рамках дела № НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН в качестве заинтересованных лиц, не заявляющих самостоятельные требования. В рамках этого дела указанные лица представляли свои письменные пояснения по результатам обследования объекта на предмет его возведения без разрешения. Пояснения от инспекции государственного строительного надзора Ярославской области были представлены в материалы дела ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА а от департамента градостроительства мэрии города Ярославля пояснения были представлены ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА Таким образом, департамент градостроительства мэрии г. Ярославля и инспекция государственного строительного надзора Ярославской области знали о существовании объекта недвижимости, который был возведен без разрешения, как минимум с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА Однако требования в суд были предъявлены ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА то есть за пределами трехлетнего срока. Поэтому финансовый управляющий заявляет о применении срока исковой давности. Следует отметить, что отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для удовлетворения иска о ее сносе. На это обстоятельство обращено внимание судов в п. 9 "Обзора судебной практики по делам, связанным с самовольным строительством", утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 16.11.2022. Здание представляет собой комплекс физкультурно-оздоровительного назначения, не создает угрозу жизни и здоровью граждан, так как здание возведено на земельном участке, огороженном забором, без свободного доступа к зданию. Объект не является, технически сложным, его общая площадь составляет не менее 1500 кв. метров, площадь застройки участка 43%, не требует установления санитарно-защитных зон и т.д. Кроме того, объект расположен в общественно-деловой территориальной зоне города Ярославля, градостроительный регламент которой позволяет возводить на земельном участке     подобного рода      здания (ст.     41 Правил    землепользования    и застройки города Ярославля). Поэтому объект не создает угрозу жизни и здоровью граждан, а единственным нарушением является его возведение без разрешения на строительство. На текущий момент проводится процесс отчуждения земельного участка, на котором расположен объект в установленном Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» порядке. Соответственно, после смены собственника объект будет введен в эксплуатацию. Просил применить правила о сроке исковой давности и отказать департаменту градостроительства мэрии города Ярославля в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

Представитель финансового управляющего – Сухоросов Д.Е., дейтсвующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признал, пояснил, что на земельном участке построен физкультурно – оздоровительный центр. Департаменту градостроительства мэрии г. Ярославля стало известно о существовании спорного объекта в ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА то есть истцом пропущен срок исковой давности для предъявления указанных требований. Никакой угрозы третьим лицам спорный объект не несет. Объект расположен на земельном участке, принадлежащем Лагунину А.В., огорожен забором, в связи с чем доступ для третьих лиц ограничен. Отсутствие разрешения на строительство не является безусловным основанием для удовлетворения исковых требований о сносе объекта. Необходимо назначение строительно – технической экспертизы для решения вопроса о соответсвии объекта градостроительным и строительным нормам и правилам, требованиям технических регламентов., а также создает ли техническое состояние здания угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан.

Представитель третьего лица Инспекция Государственного строительного надзора ЯО в судебное заседание не явился, представил отзыв на исковое заявление, в котором просил рассмотреть дело в свое отсутствие, а также указал на то, что в соответствие со ст. 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации, положением об инспекции государственного строительного надзора Ярославской области, утвержденного постановлением Правительства области от 15.03.2012 № 196-п, инспекция осуществляет региональный государственный строительный надзор при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства. Организация и осуществление государственного строительного надзора регулируются Федеральным законом от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (ч. 6 ст. 54 ГрК РФ). Инспекцией на основании обращения ФИО поступившего из прокуратуры Красноперекопского района г. Ярославля (НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА) было проведено выездное обследование соблюдения обязательных требований при строительстве объекта капитального строительства - нежилого здания - по адресу: г. АДРЕС (акт выездного обследования № НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА, протокол осмотра № НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА). В ходе проведения указанного контрольного (надзорного) мероприятия ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА установлено следующее: согласно сведений Единого государственного реестра недвижимости на земельном участке по адресу, гАДРЕС объектов недвижимости не зарегистрировано. Земельный участок принадлежит на праве общей долевой собственности физическим лицам. При осмотре указанного земельного участка установлено, что на нем расположено нежилое здание (количество этажей - 3, в том числе подземный - 1). Здание не эксплуатируется. Витринное остекление первого этажа зашито профилированным металлическим листом. Земельный участок со всех сторон огорожен забором, доступ на участок и в здание отсутствует. В соответствие с положениями ст. 51 ГрК РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство. Получение разрешения на строительство должно предшествовать началу осуществления строительных работ застройщиком. Разрешение на строительство здания по указанному адресу не выдавалось. Таким образом, в ходе контрольного (надзорного) мероприятия ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА выявлен факт осуществления строительства объекта капитального строительства - нежилого здания, расположенного по адресу: АДРЕС - без разрешения на строительство. Проверка указанного объекта проводилась инспекцией в порядке ч. 2 ст. 54 ГрК РФ. В связи с выявленными нарушениями и в порядке ч. 17 ст. 54 ГрК РФ, инспекцией в адрес департамента градостроительства мэрии города Ярославля ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА направлено уведомление о выявлении самовольной постройки.

Суд, выслушав участников процесса, изучив письменные материалы дела, оценив все в совокупности, считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям: согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА собственниками земельного участка, расположенного по адресу: АДРЕС кадастровый номер НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН вид разрешенного использования: для эксплуатации промышленных строений являлись – ФИО – ? доля, ФИО. – ? доля, Лагунин А.В. – ? доля. Определением Арбитражного суда Ярославской области от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА. сделка - договор купли – продажи недвижимого имущества от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА заключенного между Лагуниным А.В., ФИО признана недействительной. Восстановлено право Лагунина А.В. на ? долю в праве общей долевой собственности на земельный участок, общей площадью 3 029 кв.м., кадастровый номер НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации промышленных строений, расположенный по адресу: АДРЕС с расположенным на нем объектом незавершенного строительства общей площадью 1 329,1 кв.м.

Актом выездного обследования № НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА Инспекции Государственного строительного надзора Ярославской области, в отношении здания, расположенного на земельном участке, с кадастровым номеров НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН по адресу: АДРЕС установлено, что согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости по адресу: АДРЕС расположен земельный участок с кадастровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН объектов капитального строительства на участке не значится. При осмотре земельного участка было обнаружено следующее: на указанном земельном участке расположено нежилое здание. Здание представляет собой трехэтажное (один этаж подземный) нежилой дом. Визуально здание каркасное, обшито сэндвич панелями, имеет витражное остекление со стеклопакетами. Конструкции каркаса и перекрытий с крышей определить не представляется возможным. Здание не эксплуатируется. Земельный участок огорожен забором – со стороны АДРЕС, из стального проката, с остальных сторон бетонный по верху всего забора установлено заграждение из колючей проволоки «егоза», она же растянута по низу калитки и ворот Витринное остекление первого этажа зашито профилированным металлическим листом Персонал в здании и охрана на участке отсутствуют. При этом на элементах фасада здания имеются граффити.. Попасть на земельный участок для обследования не представилось возможным. Доступ на земельный участок и в здание отсутствует. Согласно данных, находящихся в свободном доступе в сети Интернет, указанный земельный участок неоднократно выставлялся на продажу в доле Лагунина АВ – 1/2. В описании предмета продажи значится доля в собственности на земельный участок с кадастровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН и находящееся на нем незарегистрированное здание, назначение - для осуществления предпринимательской деятельности, нежилое здание общей площадью 1329,1 кв. м., количество этажей 3, в том числе один подземный. Такое здание согласно ст. 51 ГрК РФ должно строиться на основании разрешения на строительство.

Протоколом осмотра № НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА. в рамках регионального строительного надзора Инспекцией Государственного строительного надзора ЯО установлено – здание на земельном участке с кадастровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН по адресу: гАДРЕС представляет собой трехэтажное (один этаж подземный) нежилой дом ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА года постройки. Визуально здание каркасное, обшито сэндвич панелями, имеет витражное остекление со стеклопакетами. Конструкции каркаса и перекрытий с крышей определить не представляется возможным. Здание не эксплуатируется. Земельный участок огорожен забором – со стороны АДРЕС, из стального проката, с остальных сторон бетонный по верху всего забора установлено заграждение из колючей проволоки «егоза», она же растянута по низу калитки и ворот Витринное остекление первого этажа зашито профилированным металлическим листом Персонал в здании и охрана на участке отсутствуют. При этом на элементах фасада здания имеются граффити.. Попасть на земельный участок для обследования не представилось возможным. Доступ на земельный участок и в здание отсутствует

Пунктом 17 ст. 54 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что в случае, если в рамках осуществления государственного строительного надзора органом государственного строительного надзора выявлен факт осуществления строительства или реконструкции объекта капитального строительства без разрешения на строительство (за исключением случаев, если для строительства или реконструкции объекта капитального строительства не требуется такое разрешение) или факт несоответствия объекта капитального строительства параметрам, указанным в разрешении на строительство, а в случае, если для строительства или реконструкции объекта капитального строительства не требуется разрешение на строительство, факт несоответствия объекта капитального строительства предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами, орган государственного строительного надзора в срок не позднее пяти рабочих дней со дня выявления такого факта направляет в орган местного самоуправления поселения, муниципального округа, городского округа по месту нахождения такого объекта капитального строительства или в случае нахождения объекта капитального строительства на межселенной территории в орган местного самоуправления муниципального района уведомление о выявлении самовольной постройки с приложением документов, подтверждающих соответствующий факт. Форма уведомления о выявлении самовольной постройки, а также перечень документов, подтверждающих наличие признаков самовольной постройки, устанавливается в соответствии с частью 3 статьи 55.32 настоящего Кодекса.

ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА Инспекцией Государственного строительного надзора Ярославской области в адрес Департамента градостроительства мэрии г. Ярославля (получено ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА.) направлено уведомление о выявлении по результатам обследования, проведенного ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА самовольной постройки на земельном участке, с кадастровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН по адресу: АДРЕС разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта без получения необходимых в силу закона согласований, разрешений, с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, что подтверждается актом контрольного (надзорного) мероприятия.

На основании п. 1 ст. 263 ГК РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другими лицами. Эти правила осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (п. 2 ст. 260 ГК РФ).

В силу п. 2 ч. 1 ст. 40 ЗК РФ, собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

    В сведениях кадастрового учета в отношении земельного участка, расположенного по адресу: АДРЕС указан вид разрешенного использования данного земельного участка – для эксплуатации промышленных строений.

    В соответствии со ст. 40 Земельного кодекса РФ собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

    Согласно ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами; своевременно производить платежи за землю; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; не препятствовать организации - собственнику объекта системы газоснабжения, нефтепровода или нефтепродуктопровода либо уполномоченной ею организации в выполнении ими работ по обслуживанию и ремонту расположенных на земельных участках и (или) под поверхностью земельных участков объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов, по предупреждению чрезвычайных ситуаций, по ликвидации последствий возникших на них аварий, катастроф; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.

    В соответствии с ч. 2 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

    В ч. 1 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ указано, что разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории, в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

    Исходя из положений ст. 263 ГК РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (п. 2 ст. 260). Если иное не предусмотрено законом или договором, собственник земельного участка приобретает право собственности на здание, сооружение и иное недвижимое имущество, возведенное или созданное им для себя на принадлежащем ему участке. Последствия самовольной постройки, возведенной или созданной на земельном участке его собственником или другими лицами, определяются статьей 222 настоящего Кодекса.

    В силу п. 1 ст. 222 ГК РФ самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.

    Указанная статья содержит в себе три признака, позволяющих квалифицировать объект недвижимости, как самовольную постройку, а именно: возведение постройки на земельном участке, не отведенном для этих целей в установленном порядке; строительство без получения на это необходимых разрешений; существенное нарушение градостроительных и строительных норм и правил. Наличие хотя бы одного из предусмотренных статьей 222 Гражданского кодекса Российской Федерации обстоятельств, влечет за собой ряд неблагоприятных последствий для застройщика.

    Согласно п. 2 ст. 222 ГК РФ самовольная постройка подлежит сносу или приведению в соответствие с параметрами, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам постройки, предусмотренными законом (далее - установленные требования), осуществившим ее лицом либо за его счет, а при отсутствии сведений о нем лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором возведена или создана самовольная постройка, или лицом, которому такой земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен во временное владение и пользование, либо за счет соответствующего лица, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи, и случаев, если снос самовольной постройки или ее приведение в соответствие с установленными требованиями осуществляется в соответствии с законом органом местного самоуправления.

        Из вышесказанного следует, что спорный объект строительства по адресу: АДРЕС обладает всеми признаками самовольной постройки, поскольку возведен без оформления необходимой разрешительной и согласованной проектной документации.

    В соответствии с ч. 1.2 ст. 52 Градостроительного Кодекса РФ, строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются в соответствии с проектной документацией и рабочей документацией.

    Согласно ч. 1 ст. 55 Градостроительного Кодекса РФ разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенному использованию земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), проекту планировки территории в случае выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 9 ч. 3 ст. 55 ГрК РФ для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию необходимо, в том числе, заключение органа государственного строительного надзора (в случае, если предусмотрено осуществление государственного строительном) надзора в соответствии с частью 1 статьи 54 настоящего Кодекса) о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства указанным в пункте 1 части 5 статьи 49 настоящего Кодекса требованиям проектной документации (в том числе с учетом изменений, внесенных в рабочую документацию и являющихся в соответствии с частью 1.3 статьи 52 настоящего Кодекса частью такой проектной документации), заключение уполномоченного на осуществление федерального государственного экологического надзора федерального органа исполнительной власти (далее - орган федерального государственного экологического надзора), выдаваемое в случаях, предусмотренных частью 5 статьи 54 настоящего Кодекса.

Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию является основанием для постановки на государственный учет построенного объекта капитального строительства, внесения изменений в документы государственного учета реконструированного объекта капитального строительства (часть 10).

Здание, расположенное на земельном участке по адресу: АДРЕС в Едином государственном реестре недвижимости не зарегистрировано, на кадастровом учете не состоит.

В силу пункта 1 статьи 54 ГрК РФ государственный строительный надзор осуществляется при строительстве объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 данного Кодекса.

Учитывая площадь спорного объекта и его этажность, проектная документация на возведенный объект подлежала экспертизе, а само строительство - осуществлению государственного строительного надзора. Между тем, данные требования ответчиком как лицом, осуществившим строительство спорного объекта капитального строительства, не выполнены, мер по разработке проектно-сметной документации, проведению ее экспертизы, прохождению государственного строительного надзора не принято, в то время как перечисленные требования установлены законом (статьи 49, 51 ГрК РФ) с целью обеспечить безопасность, как во время строительства, так и во время эксплуатации объекта капитального строительства.

В случае, если указанные требования были нарушены, презюмируется, что объект капитального строительства представляет угрозу для жизни и здоровья граждан, и неопределенного круга лиц.

Кроме того, строительством спорного объекта недвижимости в отсутствие необходимой разрешительной документации нарушены публичные интересы, а также права органа местного самоуправления в области градостроительной деятельности.

При таких обстоятельствах, учитывая установленные обстоятельства и отсутствие доказательств со стороны ответчика, суд приходит к выводу о самовольном характере спорного объекта.

К доводам представителя ответчика, о пропуске истцом срока исковой давности суд относится критически, поскольку в соответсвии с ч. 2 ст. 55.32 Градостроительного кодекса РФ орган местного самоуправления поселения, муниципального округа, городского округа по месту нахождения самовольной постройки или в случае, если самовольная постройка расположена на межселенной территории, орган местного самоуправления муниципального района в срок, не превышающий двадцати рабочих дней со дня получения от исполнительных органов государственной власти, уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора, государственного земельного надзора, государственного надзора в области использования и охраны водных объектов, государственного надзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, государственного надзора за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия, от исполнительных органов государственной власти, уполномоченных на осуществление федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), подведомственных им государственных учреждений, должностных лиц государственных учреждений, осуществляющих управление особо охраняемыми природными территориями федерального и регионального значения, являющихся государственными инспекторами в области охраны окружающей среды, или от органов местного самоуправления, осуществляющих муниципальный земельный контроль или муниципальный контроль в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, уведомления о выявлении самовольной постройки и документов, подтверждающих наличие признаков самовольной постройки, предусмотренных пунктом 1 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, обязан рассмотреть указанные уведомление и документы и по результатам такого рассмотрения обратиться в суд с иском о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями.

ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА Департаментом градостроительства мэрии г. Ярославля получено уведомление о выявлении Инспекцией государственного строительного надзора самовольной постройки на земельном участке по адресу: АДРЕС

ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА Департамент градостроительства мэрии г. Ярославля обратился с исковым заявлением о сносе самовольной постройки в Арбитражный суд ЯО, ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА исковое заявление определением судьи Арбитражного суда ЯО возвращено в связи с неподсудностью иска Арбитражному суду. ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА исковое заявление Департамента градостроительства мэрии г. Ярославля поступило в Красноперекопский районный суд г. Ярославля. Анализируя данные обстоятельства, суд приходит к выводу о соблюдении истцом, сроков предусмотренных ч. 2 ст. 55.32 Градостроительного кодекса РФ для обращения в суд с указанным иском.

Таким образом, имеются основания для удовлетворении требований Департамента градостроительства мэрии г. Ярославля о возложении обязанности на Лагунина АВ снести самовольную постройку – нежилое здание, расположенную на земельном участке с кадастровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН по адресу: АДРЕС за свой счет в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. При установлении срока для исполнения судебного решения суд принимает во внимание объем работ, и считает срок 3 месяца со дня вступления решения суда в законную силу разумным и достаточным.

В соответсвии со ст. 103 ГПК РФ с Лагунина А.В. в доход государства подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 руб. от уплаты, которой, при подаче иска был освобождён Департамент градостроительства мэрии г. Ярославля.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

      ░░░░░░░░ ░░ (░░░░░░░: ░░░░░ ░░░░░░░░░) ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░- ░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.

░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░ (░░░░░░░: ░░░░░ ░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 300 (░░░░░░) ░░░░░░.

    ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ 1 ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░.

░░░░░ ░.░. ░░░░░░░

2-287/2024 (2-2238/2023;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Департамент градостроительства мэрии города Ярославля
Ответчики
Лагунин Алексей Вячеславович
Финансовый управляющий Лавров Валерий Александрович, Член Союза арбитражных управляющих "Саморегулируемая организация" "ДЕЛО"
Другие
Инспекция государственного строительного надзора Ярославской области
Суд
Красноперекопский районный суд г. Ярославль
Судья
Донцова Наталья Семеновна
Дело на сайте суда
krasnoperekopsky.jrs.sudrf.ru
04.12.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
04.12.2023Передача материалов судье
04.12.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
04.12.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.12.2023Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
15.01.2024Предварительное судебное заседание
21.02.2024Судебное заседание
27.03.2024Судебное заседание
05.04.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.04.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.03.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее