Решение по делу № 66а-2984/2021 от 07.09.2021

    Судья: Кудряшова Р.Г.     Дело № 66а-2984/2021    (номер дела в суде первой инстанции    3а-266/2021)

ЧЕТВЕРТЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

    г. Нижний Новгород     9 сентября 2021 года

Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе

Председательствующего Сорокина М.С.,
Судей Мироновой Н.В., Бушминой А.Е.
при секретаре Кулагиной А.А.

с участием: прокурора отдела Генеральной прокуратуры Гаврилова Д.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании, административное дело по административному исковому заявлению Макарова <данные изъяты> к Калининской районной города Чебоксары территориальной избирательной комиссии о признании незаконным и отмене решения Калининской районной города Чебоксары территориальной избирательной комиссии от 8 августа 2021 года № 15/3 «Об отказе Макарову <данные изъяты>, выдвинутому политической партией КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТЫ РОССИИ, в регистрации кандидатом в депутаты Государственного Совета Чувашской Республики седьмого созыва по Заводскому одномандатному избирательному округу № 12», возложении обязанности на избирательную комиссию принять решение о регистрации его кандидатом в депутаты Государственного Совета Чувашской Республики седьмого созыва по Заводскому одномандатному избирательному округу № 12

по апелляционным жалобам Макарова <данные изъяты>, представителя административного истца Брыковой <данные изъяты> на решение Верховного Суда Чувашской Республики от 24 августа 2021 года, которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.

Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Мироновой Н.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции,

установила:

Макаров В.Н. (далее также – административный истец) обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным и отмене решения Калининской районной г. Чебоксары территориальной избирательной комиссии от 8 августа 2021 года № 15/3 «Об отказе Макарову <данные изъяты>, выдвинутому политической партией КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТЫ РОССИИ, в регистрации кандидатом в депутаты Государственного Совета Чувашской Республики седьмого созыва по Заводскому одномандатному избирательному округу № 12», возложении обязанности на избирательную комиссию принять решение о регистрации его кандидатом в депутаты Государственного Совета Чувашской Республики седьмого созыва по Заводскому одномандатному избирательному округу № 12.

В обоснование предъявленного административного искового заявления Макаров В.Н. указал, что решением Калининской районной г. Чебоксары Территориальной избирательной комиссии № 15/3.20 от 8 августа 2021 года ему, выдвинутому политической партией КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТЫ РОССИИ было отказано в регистрации кандидатом в депутаты Государственного Совета Чувашской Республики седьмого созыва по Заводскому одномандатному избирательному округу № 12, в связи с недостаточным количеством достоверных подписей избирателей необходимых для регистрации Макарова В.Н. в депутаты Государственного Совета Чувашской Республики седьмого созыва по Заводскому одномандатному избирательному округу № 12.

С указанным решением административный истец не согласен в силу следующего.

19 июля 2021 года, он являясь кандидатом, ранее выдвинутым на Съезде политической партии КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТЫ РОССИИ в списке кандидатом по одномандатным округам, обратился в Калининскую районную г. Чебоксары Территориальную избирательную комиссию и представил документы на выдвижение в качестве кандидата в депутаты Государственного Совета Чувашской Республики седьмого созыва по Заводскому одномандатному избирательному округу № 12, после чего оплатил изготовление подписных листов и передал их лицам, осуществляющим сбор подписей избирателей по Западному одномандатному избирательному округу № 12, приобрел усиленную квалифицированную электронную подпись (УКЭП), которую активировал на Портале Госуслуг и приступил к сбору подписей. Для сбора подписей, количество которых составляет от 1318 до 1449 избирателей в его поддержку, у него имелось 11 дней.

24 мая 2021 года Макаров В.Н. был осужден приговором Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики по ч.1 ст.165, п. «б» ч.2 ст.165 УК РФ. Апелляционным постановлением судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Чувашской Республики от 20 июля 2021 года приговор изменен в части разрешения гражданского иска, в остальной части приговор оставлен без изменения.

Приговор Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики, а также апелляционное постановление судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Чувашской Республики от 20 июля 2021 года им получены 2 августа 2021 года.

3 августа 2021 года он обратился с соответствующим заявлением в Калининскую районную г.Чебоксары Территориальную избирательную комиссию о внесении изменений в данных о кандидате.

Административный истец полагает, что им были предприняты все необходимые действия по уведомлению комиссии о наличии судимости.

Выводы Территориальной избирательной комиссии о том, что 1107 подписей избирателей, собранных в поддержку Макарова В.Н., недействительны, поскольку подписные листы не содержат сведения о судимости, предусмотренные п.п.9, 10 статьи 37 Федерального закона № 67-ФЗ от 12 июня 2002 года «Об основных гарантиях избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 67-ФЗ от 12 июня 2002 года) - незаконны, поскольку до 2 августа 2021 года Макаров В.Н. не располагал вступившим в законную силу судебным актом, подтверждающим его судимость.

Также административный истец указал, что в иных документах, представленных им при выдвижении и регистрации в качестве кандидата в депутаты Государственного Совета Чувашской Республики недостатков, свидетельствующих о некомпетентности или нарушении формы предъявляемых документов, влекущих отказ в регистрации, не имеется.

В связи с изложенным административный истец просит суд: признать незаконным решение Калининской районной г. Чебоксары Территориальной избирательной комиссии от 8 августа 2021 года № 15/3 «Об отказе Макарову Виктору Николаевичу, выдвинутому политической партией КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТЫ РОССИИ, в регистрации кандидатом в депутаты Государственного Совета Чувашской Республики седьмого созыва по Заводскому одномандатному избирательному округу № 12» и отменить его; обязать Калининскую районную г. Чебоксары Территориальную избирательную комиссию зарегистрировать административного истца в качестве кандидата в депутаты Государственного Совета Чувашской Республики седьмого созыва по Заводскому одномандатному избирательному округу № 12.

Решением Верховного Суда Чувашской Республики от 24 августа 2021 года в удовлетворении административного искового заявления Макарова В.Н. было отказано.

В апелляционной жалобе административный истец просит решение Верховного Суда Чувашской Республики от 24 августа 2021 года отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении иска.

В обоснование доводов, изложенных в апелляционной жалобе, Макаров В.Н. указал, что решение суда первой инстанции является незаконным и необоснованным. Суд первой инстанции при принятии решения не учел, что при обращении в Избирательную комиссию 19 июля 2021 года Макаровым В.Н. были произведены все необходимые действия для начала сбора подписей и подачи документов на регистрацию в качестве кандидата. До 2 августа 2021 года Макаров В.Н. не имел судебного решения вступившего в законную силу, относительно его судимости. Приговор Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики, а также апелляционное постановление судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Чувашской Республики от 20 июля 2021 года получены Макаровым В.Н. 2 августа 2021 года.

В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ кандидат вправе вносить уточнения (дополнения) в документы, содержащие сведения о нем, не позднее чем за 1 (один) день до дня заседания комиссии на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата. 3 августа 2021 года Макаровым В.Н. в Калининскую районную г.Чебоксары Территориальную избирательную комиссию представлено заявление о внесении изменений в данных о кандидате.

5 августа 2021 года членами Калининской районной г.Чебоксары Территориальной избирательной комиссии был составлен протокол, в котором 1107 подписей избирателей в поддержку Макарова В.Н. были признаны недействительными. Основанием для признания недействительными 1107 подписей послужил факт отсутствия в подписных листах информации о судимости кандидата.

Заявитель жалобы полагает, что у членов Калининской районной г.Чебоксары Территориальной избирательной комиссии отсутствовали основания для признания 1107 подписей недействительными, поскольку информация о судимости Макарова В.Н. поступила в Территориальную избирательную комиссию 11 августа 2021 года, т.е. позднее дня составления протокола проверки подписей – 5 августа 2021 года и позднее дня заседания комиссии – 8 августа 2021 года.

Макаров В.Н. в апелляционной жалобе также указал, что он освобожден от окончательного наказания, в связи с истечением предусмотренного подпунктами «а,б» части 1 статьи 78 Уголовного Кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ) срока давности и непогашенной судимости не имеет. Сведения о судимости кандидата во время избирательной компании отражаются в избирательных бюллетенях, выдаваемых избирателям в дни голосования, а также на информационных стендах в помещениях для голосования.

С решением не согласилась представитель административного истца Брыкова О.В., предъявив апелляционную жалобу, где просит решение Верховного Суда Чувашской Республики от 24 августа 2021 года отменить, административное исковое заявление Макарова В.Н. удовлетворить в полном объеме.

В обоснование доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представитель административного истца Брыкова О.В. указала, что решение суда первой инстанции является незаконным и необоснованным. Выводы суда первой инстанции сделаны в связи с неправильным применением норм материального права и неверном толковании норм избирательного законодательства.

Заявитель жалобы полагает, что исходя из системного толкования пункта 8 статьи 37, пунктов 3, 6.1, 6.2, 6.3, 6.4 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ от 12 июня 2002 года, следует, что недостоверными подписи избирателей могут быть признаны только на основании заключения эксперта и если подпись выполнена от имени одного лица, другим лицом. При этом согласно ведомости проверки подписных листов, итогового протокола проверки подписных листов, из представленных Макаровым В.Н. в избирательную комиссию 1446 подписей избирателей, ни одна подпись не была признана недостоверной, указанные документы содержат сведения лишь о признании части подписей недействительными. Таким образом, ссылка суда о законности отказа в регистраций на основании пункта «д» части 24 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ от 12 июня 2002 года в связи с «недостаточным количеством достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата» не обосновано, незаконно, не соответствует фактическим обстоятельствам дела, так как все представленные административным истцом подписи были достоверными ввиду отсутствия недостоверных подписей, лишь часть подписей была признана недействительными. Такие понятия как недостоверная и недействительная подпись имеют существенные различия и разные основания для признания их таковыми.

Кроме того, на момент изготовления подписных листов на 19 июля 2021 года приговор Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики по части 1 статьи165, подпункту «б» части 2 статьи 165 УК РФ от 24 мая 2021 года не вступил в законную силу, в связи с чем правовых оснований для внесения сведений о судимости как в подписные листы, так и в заявление о согласии баллотироваться не имелось. Избирательным законодательством не предусмотрено внесение изменений в подписные листы после их изготовления, в том числе сведений о судимости или иных данных.

Требования пункта 1.1 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ от 12 июня 2002 года Макаровым В.Н. были исполнены; 3 августа 2021 года в Калининскую районную г.Чебоксары Территориальную избирательную комиссию внесены соответствующие уточнения (дополнения) касающиеся судимости.

Относительно доводов, изложенных в апелляционных жалобах Макарова В.Н. и его представителя Брыковой О.В., поступили возражения от прокуратуры Чувашской Республики, Центральной избирательной комиссии Чувашской Республики, Калининской районной города Чебоксары территориальной избирательной комиссией Чувашской Республики, в которых содержатся требования об оставлении решения суда без изменения, а апелляционной жалобы без удовлетворения.

Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены в соответствии с требованиями положений главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ).

Учитывая требования статьи 150 КАС РФ, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Судебная коллегия, изучив материалы дела, доводы апелляционных жалоб, возражений на них, заключение прокурора, полагавшего, что решение суда является законным и обоснованным, отмене не подлежит, приходит к следующему.

В соответствии со ст. 310 части 2 пунктов 1-4 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Нарушений такого характера не было допущено судом первой инстанции при рассмотрении административного дела по административному исковому заявлению Макарова В.Н.

Постановлением Государственного Совета Чувашской Республики от 17 июня 2021 года № 1398 были назначены выборы депутатов Государственного Совета Чувашской Республики седьмого созыва на 19 сентября 2021 года.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, постановлением Центральной избирательной комиссии Чувашской Республики от 3 июня 2021 года № 162\823-6 полномочия окружной избирательной комиссии по Заводскому одномандатному избирательному округу N 12 по выборам депутатов Государственного Совета Чувашской Республики седьмого созыва возложены на Калининскую районную г. Чебоксары территориальную избирательную комиссию.

1 июля 2021 года в избирательную комиссию Чувашской Республики обратился Макаров В.Н. с заявлением, в котором выразил согласие баллотироваться кандидатом в депутаты Государственного Совета Чувашской Республики седьмого созыва по Заводскому одномандатному избирательному округу № 12 избирательному объединению политической партией КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТЫ РОССИИ (далее политическая партия «КПКР»).

19 июля 2021 года Макаров В.Н. представил в Калининскую районную г. Чебоксары территориальную избирательную комиссию документы, необходимые для выдвижения и регистрации в качестве кандидата в депутаты Государственного Совета Чувашской Республики седьмого созыва по Заводскому одномандатному избирательному округу № 12.

19 июля 2021 года Макарову В.Н. выдано письменное подтверждение о приеме документов, а также разрешение Калининской районной г. Чебоксары территориальной избирательной комиссии от 19 июля 2021 года № 7\1 об открытии специального избирательного счета для формирования избирательного фонда.

30 июля 2021 года Макаровым В.Н. в территориальную избирательную комиссию представлены подписные листы с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата, а именно 1446 подписей избирателей, из них 1107 подписей в пяти папках на 490 подписных листах и 339 подписей, проставленных избирателями с использованием ЕПГУ в поддержку выдвижения кандидата, а также уведомление об отсутствии изменений в данных кандидата, представленных ранее.

03 августа 2021 года Макаровым В.Н. в Калининскую районную г. Чебоксары Территориальную избирательную комиссию представлено заявление со ссылкой на пункт 1.1 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ от 12 июня 2002 года о внесении изменений в документы, содержащие сведения о кандидате, а именно в заявлении о согласии баллотироваться от 1 июля 2021 года, с указанием о судимости по приговору Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 24 мая 2021 года по части 1 статьи 165, пункту «б» части 2 статьи 165 УК РФ.

5 августа 2021 года Калининская районная г. Чебоксары территориальная избирательная комиссия в соответствии со статьей 34 Закона Чувашской Республики от 30 марта 2006 года № 9 «О выборах депутатов Государственного Совета Чувашской Республики» (далее – Закон Чувашской Республики от 30 марта 2006 года № 9) провела проверку представленных кандидатом Макаровым В.Н. подписных листов с подписями избирателей, о чем была составлена ведомость проверки и итоговый протокол проверки, согласно которому 1107 подписей в пяти папках на 490 подписных листах признаны недействительными.

8 августа 2021 года Калининской районной г. Чебоксары территориальной избирательной комиссией принято решение № 15/3 «Об отказе Макарову В.Н., выдвинутому политической партией «КПКР», в регистрации кандидатом в депутаты Государственного Совета Чувашской Республики седьмого созыва по Заводскому одномандатному избирательному округу № 12».

Основанием для принятия указанного решения послужило отсутствие в подписных листах сведений о судимости на основании пункта 9 части 9 статьи 34 Закона Чувашской Республики от 30 марта 2006 года № 9, согласно которому недействительными признаются все подписи избирателей в подписном листе, форма которого не соответствует требованиям, установленным приложениями 4.1 и 5 к Федеральному закону, и (или) в которой не внесены сведения, предусмотренные пунктами 9 и 10 статьи 37 Федерального закона, и (или) который изготовлен с несоблюдением требований, предусмотренных пунктом 5 статьи 37 Федерального закона.

С Решением от 8 августа 2021 года № 15\03 Макаров В.Н. не согласился, обратился в суд за разрешением возникшего спора.

Разрешая административное исковое заявление Макарова В.Н., суд первой инстанции установил, что Макаров В.Н., зная о наличии в отношении него обвинительного приговора и рассмотрении его апелляционной жалобы, обязан был незамедлительно известить избирательную комиссию о наличии у него судимости после вступления приговора в законную силу, поскольку действующее как федеральное, так и региональное законодательство о выборах возлагает на кандидата обязанность указать сведения о судимости в подписном листе для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата, если в поддержку выдвижения осуществляется сбор подписей, однако, представленные Макаровым В.Н. 30 июля 2021 года в избирательную комиссию подписные листы с подписями избирателей, подшитые в 5 томах (1107) сведений о судимости кандидата Макарова В.Н. не содержат. Подписные листы собраны и датированы с 26 июля 2021 года до 30 июля 2021 года, то есть после вступления приговора в законную силу.

Установив указанные обстоятельства, суд первой инстанции согласился с решением Калининской районной г. Чебоксары территориальной избирательной комиссии принято решение № 15/3 от 8 августа 2021 года, и пришел к выводу, что у Калининской районной г. Чебоксары территориальной избирательной комиссии имелись установленные законные основания для отказа в регистрации Макарова В.Н. кандидатом на основании пункта 9 части 9 статьи 34 Закона Чувашской Республики от 30 марта 2006 года № 9.

С данными выводами суда первой инстанции судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции соглашается, полагает, что они соответствуют фактическим обстоятельствам дела, сделаны на основе правильного применения норм материального и процессуального права.

Конституция Российской Федерации гарантирует гражданам Российской Федерации право избирать и быть избранными в органы государственной власти (часть 2 статьи 32).

Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации определены Федеральным законом от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ.

Право обжалования в суд решений и действий (бездействия) избирательных комиссий и их должностных лиц, нарушающих избирательные права граждан, предусмотрено пунктом 1 статьи 75 поименованного закона.

В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, в отношении которого вынесено такое решение, если будет установлено, что оно принято с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 названного Федерального закона, иных требований, предусмотренных данным Федеральным законом, иным законом.

Подпунктом «к» пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» закреплено, что законом субъекта Российской Федерации устанавливается порядок проведения выборов в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации.

Законом Чувашской Республики от 30 марта 2006 года № 9 от 30.03.2006 № 9 определен порядок организации и проведения выборов депутатов Государственного Совета Чувашской Республики, гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права избирать и быть избранными в Государственный Совет Чувашской Республики.

Постановлением Государственного Совета Чувашской Республики от 17 июня 2021 года № 1398 назначены выборы депутатов Государственного Совета Чувашской Республики седьмого созыва на 19 сентября 2021 года.

Порядок регистрации кандидата установлен статьей 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ.

Регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов, глав муниципальных округов и глав городских округов также документов, указанных в пункте 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов (если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 17 настоящей статьи), или (и) при наличии необходимого количества подписей депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований в соответствии с пунктом 17 статьи 37 настоящего Федерального закона либо при наличии решения политической партии (ее регионального отделения или иного структурного подразделения), на которую распространяется действие пунктов 2 - 7 статьи 35.1 настоящего Федерального закона или пункта 16 настоящей статьи (пункт 1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ).

Порядок и правила сбора подписей в поддержку выдвижения кандидата регламентируются статьей 37 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ.

На выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, составляет 3 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, указанного в схеме одномандатных избирательных округов, а для регистрации кандидата, выдвинутого по многомандатному избирательному округу, - 3 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, указанного в схеме многомандатных избирательных округов, поделенного на число депутатских мандатов, но не может составлять менее 60 подписей (п.1.2).

Положениями части 1 статьи 29.1 Закона Чувашской Республики от 30.03.2006 № 9, предусмотрено, что необходимым условием регистрации кандидата, списка кандидатов на выборах депутатов Государственного Совета Чувашской Республики является поддержка выдвижения кандидата, списка кандидатов избирателями, наличие которой определяется по результатам выборов, указанным в настоящей статье, либо подтверждается необходимым числом подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов.

Согласно части 1 статьи 32 Закона Чувашской Республики от 30.03.2006 № 9, в поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов могут собираться подписи избирателей в порядке, который определяется законом. Количество подписей, которое необходимо для регистрации списков кандидатов, составляет 0,5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа, а для регистрации кандидатов, выдвинутых по одномандатным избирательным округам, - 3 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, указанного в схеме одномандатных избирательных округов, но не может составлять менее 60 подписей, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

В соответствии с Приложением к Постановлению Центральной избирательной комиссии Чувашской Республики № 163/843-6 от 10 июня 2021 года численность избирателей по Юго-Западному одномандатному избирательному округу № 12 составляет 43 920 человек, следовательно, для регистрации кандидата по названному округу необходимо предоставить 1318 подписей; максимальное количество подписей, представляемых в избирательную комиссию, составляет - 1449.

     Частью 9 статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ предусмотрено, что если у кандидата, данные которого указываются в подписном листе, имелась или имеется судимость, дополнительно в подписном листе указываются сведения о судимости кандидата. Если кандидат, сведения о котором содержатся в подписном листе, в заявлении о согласии баллотироваться в соответствии с пунктом 2 статьи 33 настоящего Федерального закона указал свою принадлежность к политической партии либо иному общественному объединению и свой статус в данной политической партии либо данном общественном объединении, сведения об этом указываются в подписном листе.

Исходя из положений статьи 32 Закона Чувашской Республики от 30.03.2006 № 9, подписные листы для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения списков кандидатов, выдвижения (самовыдвижения) кандидатов в депутаты Государственного Совета Чувашской Республики изготавливаются и оформляются по формам согласно приложениям 4.1 и 5 к Федеральному закону.

Если у кандидата в депутаты Государственного Совета Чувашской Республики, данные которого указываются в подписном листе, имелась или имеется судимость, дополнительно в подписном листе указываются сведения о судимости кандидата. Если кандидат в депутаты Государственного Совета Чувашской Республики, сведения о котором содержатся в подписном листе, в заявлении о согласии баллотироваться в Государственный Совет Чувашской Республики в соответствии с пунктом 2 статьи 33 Федерального закона, частью 3 статьи 28 настоящего Закона указал свою принадлежность к политической партии либо иному общественному объединению и свой статус в данной политической партии либо данном общественном объединении, сведения об этом указываются в подписном листе (пункты 3, 4 статьи 32 Закона Чувашской Республики от 30 марта 2006 года № 9).

Содержание понятия «сведения о судимости» определено в пункте 58 статьи 2 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, они представляют собой сведения о когда-либо имевшихся судимостях с указанием номера (номеров) и части (частей), пункта (пунктов), а также наименования (наименований) статьи (статей) Уголовного кодекса Российской Федерации, на основании которой (которых) был осужден кандидат, статьи (статей) уголовного кодекса, принятого в соответствии с Основами уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик, статьи (статей) закона иностранного государства, если кандидат был осужден в соответствии с указанными законодательными актами за деяния, признаваемые преступлением действующим Уголовным кодексом Российской Федерации.

Статьей 86 Уголовного кодекса Российской Федерации регламентировано, что лицо, осужденное за совершение преступления, считается судимым со дня вступления обвинительного приговора в законную силу до момента погашения или снятия судимости, а лицо, освобожденное от наказания, считается несудимым (части 1,2).

Как следует из материалов дела, приговором Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 24 мая 2021 года Макаров В.Н. осужден по части 1 статьи 165, подпункту «б» части 2 статьи 165 УК РФ с применением части 2 статьи 69, статьи 73 УК РФ к 1 году лишения свободы условно с испытательным сроком на 1 год.

Макаров В.Н. освобожден от окончательного наказания, назначенного по правилам части 2 статьи 69 и статьи 73 УК РФ на основании пункта 3 части 1 статьи 24, пункта 2 части 5 статьи 302 Уголовного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с истечением срока давности, предусмотренного подпунктами «а,б» части 1статьи 78 УК РФ.

Апелляционным постановлением судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Чувашской Республики от 20 июля 2021 года приговор Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 24 мая 2021 года в отношении Макарова В.Н. изменен в часта разрешения гражданского иска потерпевшего ПАО «Т Плюс» к осужденному Макарову В.Н. о возмещении материального ущерба, вопрос передан на новое судебное разбирательство в порядке гражданского судопроизводства в тот же суд в ином составе суда. В остальной части приговор оставлен без изменения, апелляционные жалобы представителя потерпевшего, осужденного и его защитника - без удовлетворения.

Поскольку на момент уведомления Макаровым В.Н. избирательной комиссии о своем согласии баллотироваться кандидатом в депутаты и представления документов для регистрации кандидатом в депутаты Государственного Совета Чувашской Республики седьмого созыва по Заводскому одномандатному избирательному округу № 12 (1 и 19 июля 2021 года), приговор Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 24 мая 2021 года не вступил в законную силу, судебная коллегия приходит к выводу о том, что у Макарова В.Н. не имелось оснований для указания сведений о своей судимости.

Вместе с тем, при системном толковании требований избирательного законодательства, судебная коллегия приходит к выводу о том, что обязанность уведомления избирательной комиссии о наличии судимости для внесения изменений в сведения о кандидате в целях информирования избирателей и соблюдения требований закона возникла у Макарова В.Н. после вступления в законную силу 20 июля 2021 года приговора Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 24 мая 2021 года.

Как следует из приговора Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 24 мая 2021 года и апелляционного постановления судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Чувашской Республики от 20 июля 2021 года, Макаров В.Н. присутствовал при рассмотрении дела, как в суде первой инстанции, так и в суде апелляционной инстанции, и знал о вынесенном в отношении него обвинительном приговоре.

Таким образом, Макаров В.Н. на момент оформления и представления (30 июля 2021 года) в Калининскую районную г. Чебоксары Территориальную избирательную комиссию подписных листов с 26 июля 2021 года по 30 июля 2021 года обладал сведениями о своей судимости, как обладал он таковыми сведениями в период сбора подписей избирателей с 26 июля 2021 года по 30 июля 2021 года, а, соответственно, понимал, что в указанный период при осуществлении сбора подписей избирателей в свою поддержку, они не обладают сведениями о наличии у административного истца судимости.

Как следует из материалов дела, представленные Макаровым В.Н. 30 июля 2021 года в избирательную комиссию подписные листы с подписями избирателей, подшитые в 5 томах (1107) сведений о судимости кандидата Макарова В.Н. не содержат. Несмотря на то, что подписные листы собраны и датированы с 26 июля 2021 года до 30 июля 2021 года, т.е. после вступления приговора в законную силу. Указанные обстоятельства сторонами не оспариваются.

Исходя из системного анализа требований избирательного законодательства, в том числе положений пункта 9 статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, Приложений 4.1 и 5 к названному Федеральному закону судебная коллегия приходит к выводу о том, что кандидат обязан дополнительно указать в подписном листе, имелась или имеется судимость, после отчества кандидата.

Анализ норм избирательного законодательства, содержащих требования к кандидату, предусматривающих основания для отказа в регистрации, отмены решения о регистрации кандидата или отмены его регистрации, свидетельствуют о том, что к лицам, претендующим на занятие выборной государственной должности, законодатель предъявляет повышенные требования, поскольку реализация права избирать (активное избирательное право) имеет публичный интерес в объективных итогах выборов и формирования на этой основе самостоятельных и независимых органов публичной власти, призванных в своей деятельности гарантировать права и свободы человека и гражданина Российской Федерации, осуществляя эффективное и ответственное управление делами государства и общества, следовательно, избиратель вправе знать о любом совершенном кандидатом преступлении, если вина в этом установлена вступившим в законную силу приговором суда.

Согласно положениям подпункта «и» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, недействительными признаются: все подписи избирателей, участников референдума в подписном листе, форма которого не соответствует требованиям, установленным приложениями 4.1, 5, 6, 7.1, 8, 9, 10 к настоящему Федеральному закону, и (или) в который не внесены сведения, предусмотренные пунктами 9 и 10 статьи 37 настоящего Федерального закона, и (или) который изготовлен с несоблюдением требований, предусмотренных пунктом 5 статьи 37 настоящего Федерального закона.

Согласно части 3 статьи 32 Закона Чувашской Республики от 30 марта 2006 года № 9, подписные листы для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения списков кандидатов, выдвижения (самовыдвижения) кандидатов в депутаты Государственного Совета Чувашской Республики изготавливаются и оформляются по формам согласно приложениям 4.1 и 5 к Федеральному закону.

В силу пункта 9 части 9 статьи 34 Закона Чувашской Республики от 30 марта 2006 года № 9, недействительными признаются: все подписи избирателей в подписном листе, форма которого не соответствует требованиям, установленным приложениями 4.1 и 5 к Федеральному закону, и (или) в который не внесены сведения, предусмотренные пунктами 9 и 10 статьи 37 Федерального закона, и (или) который изготовлен с несоблюдением требований, предусмотренных пунктом 5 статьи 37 Федерального закона.

На основании части 4 статьи 32 Закона Чувашской Республики от 30 марта 2006 года № 9 проверке подлежат все представленные подписи в поддержку выдвижения каждого кандидата.

В ходе проверки подписных листов в соответствии с пунктом 9 части 9 статьи 34 Закона Чувашской Республики от 30 марта 2006 года № 9, 1107 подписей в пяти папках на 490 подписных листах признаны недействительными, что составляет 76,57 %. В соответствии с итоговым протоколом проверки подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата по Заводскому одномандатному избирательному округу № 12 Макарова В.Н. недостоверных подписей не выявлено.

Доводы апелляционной жалобы представителя административного истца о том, что оспариваемое решение избирательной комиссии является незаконным, так как ни одна из представленных Макаровым В.Н. подписей избирателей не была признана недостоверной, в связи с чем отказ в регистрации кандидата в связи с недостаточным количеством достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, является незаконным, судебная коллегия во внимание принять не может.

Понятие недостоверной подписи дано в пункте 6.3 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, такой подписью признается подпись, выполненная от имени одного лица другим лицом, на основании заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке подписей избирателей, участников референдума в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи.

Недействительными признаются, в том числе, все подписи избирателей в подписном листе, форма которого не соответствует требованиям, установленным приложениями 4.1, 5, 6, 7.1, 8, 9, 10 к настоящему Федеральному закону, и (или) в который не внесены сведения, предусмотренные пунктами 9 и 10 статьи 37 настоящего Федерального закона, и (или) который изготовлен с несоблюдением требований, предусмотренных пунктом 5 статьи 37 настоящего Федерального закона (подпункт «и» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ).

Таким образом, как недостоверными, так и недействительными подписями избирателей, являются подписи, которые не соответствуют закону, по причинам, названным в пунктах 6.3 и 6.4 указанного выше Федерального закона.

Подпунктом «д» пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ предусмотрено, что основаниями отказа в регистрации кандидата являются недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата.

Пунктом 1 статьи 38 названного закона предусмотрено, что регистрация кандидата при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации производится при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата.

Из смысла названных норм права следует, что избирательная комиссия учитывает подписи избирателей в поддержку кандидата в депутаты и определяет их достаточность, при принятии решения о регистрации кандидата в депутаты только те, которые соответствуют закону, все остальные подписи избирателей учету не подлежат, вне зависимости от того являются ли они недействительными или недостоверными.

Судебной коллегией установлено, что кандидат в депутаты Государственного Совета Чувашской Республики по Заводскому одномандатному избирательному округу № 12 должен представить не менее 1318 подписей избирателей, а из представленных Макаровым В.Н. подписей избирателей 1107 подписей расположены на избирательных листах, в которые не внесены сведения, предусмотренные пунктами 9 и 10 статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, 1 подпись избирателя без указания каких-либо сведений, требуемых в соответствии с законом, 7 подписей выполнены лицами, не обладающими активным избирательным правом на территории избирательного округа, а 17 подписей избирателей, которые поставили подписи в поддержку кандидата неоднократно, в связи с чем общее количество недостоверных и недействительных подписей избирателей составляет 76,57% от общего количества подписей. Указанные обстоятельства свидетельствует, что подписей избирателей, собранных Макаровым В.Н. недостаточно для его регистрации кандидатом в депутаты Государственного Совета Чувашской Республики по Заводскому одномандатному избирательному округу.

Довод апелляционной жалобы представителя Макарова В.Н. – Брыковой О.В. о том, что действующее законодательство не предусматривает внесение изменений в подписные листы после их изготовления, в том числе, не предусмотрено внесение в подписные листы сведений о судимости судебной коллегий во внимание не принимается.

В соответствии с пунктом 1.1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года при выявлении неполноты сведений о кандидатах, отсутствия каких-либо документов, представление которых в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации предусмотрено законом, или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, извещает об этом кандидата, избирательное объединение. Не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а избирательное объединение - в документы, содержащие сведения о выдвинутом им кандидате (выдвинутых им кандидатах), в том числе в составе списка кандидатов, и представленные в соответствии с пунктами 2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов, глав муниципальных округов и глав городских округов также документы, представленные в соответствии с пунктом 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей и списка лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению. Кандидат, избирательное объединение вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона. В случае отсутствия копии какого-либо документа, представление которой предусмотрено пунктом 2.2 статьи 33 настоящего Федерального закона, кандидат, избирательное объединение вправе представить ее не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов.

Таким образом, названная норма права действительно исключает возможность внесения уточнений и дополнений в подписные листы, между тем, пункт 9 статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ прямо предусматривает указывать сведения о судимости кандидата в подписных листах, при ее наличии. Следовательно, подписи избирателей, собранные до 20 июля 2021 года в подписных листах, где отсутствуют сведения о судимости Макарова В.Н., могли собираться, а подписи избирателей, собранные после 20 июля 2021 года в этих подписных листах, верно признаны избирательной комиссией недействительными.

С учетом установленных обстоятельств, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оснований, предусмотренных законом, для отмены решения и признания незаконным решение Калининской районной г. Чебоксары территориальной избирательной комиссии от 8 августа 2021 года № 15/3 «Об отказе Макарову <данные изъяты>, выдвинутому политической партией КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТЫ РОССИИ, в регистрации кандидатом в депутаты Государственного Совета Чувашской Республики седьмого созыва по Заводскому одномандатному избирательному округу № 12», не имеется.

Доводы, изложенные в апелляционных жалобах Макарова В.Н. и его представителя Брыковой О.В. сводятся к переоценке материалов дела и установленных обстоятельств, были предметом судебного разбирательства, нашли отражение в решении суда первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, с которой нельзя не согласиться, в связи с чем, не могут служить основанием для отмены решения.

В соответствии с частью 1 статьи 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Руководствуясь данной нормой процессуального права, судебная коллегия полагает необходимым отметить следующее.

Исчисление процессуальных сроков установлено статьей 92 КАС РФ, согласно которой процессуальные действия совершаются в процессуальные сроки, установленные КАС РФ (часть 1). Процессуальный срок определяется датой, указанием на событие, которое должно неизбежно наступить, или периодом. В последнем случае процессуальное действие может быть совершено в течение всего периода. В сроки, исчисляемые днями, включаются только рабочие дни, за исключением сроков совершения судом, лицами, участвующими в деле, и другими участниками судебного процесса процессуальных действий по административным делам, предусмотренным, в том числе главой 24 КАС РФ («Производство по административным делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации») (часть 2). Течение процессуального срока, исчисляемого днями, начинается на следующий день после даты или наступления события, которыми определено его начало (часть 3).

Порядок окончания процессуального срока установлен статьей 93 КАС РФ, в часть 4 данной статьи Федеральным законом от 30 апреля 2021 года 115-ФЗ внесены изменения, которые вступили в силу с 30 апреля 2021 года.

В соответствии с частью 4 статьи 93 КАС РФ (в редакции Федерального закона от 30 апреля 2021 года № 115-ФЗ) процессуальное действие, для совершения которого установлен процессуальный срок (за исключением процессуального срока, исчисляемого часами), может быть совершено до двадцати четырех часов последнего дня процессуального срока. В случае, если жалоба, документы были сданы в организацию почтовой связи до двадцати четырех часов последнего дня установленного процессуального срока, срок не считается пропущенным, за исключением процессуальных сроков, в том числе установленных статьей 240 КАС РФ.

Статьей 240 КАС РФ установлены сроки подачи административных исковых заявлений о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, согласно которой административное исковое заявление, касающееся решения избирательной комиссии о регистрации кандидата, об отказе в такой регистрации, может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия избирательной комиссией оспариваемого решения (часть 4). Сроки, указанные в частях 2 - 6 данной статьи, не подлежат восстановлению независимо от причин их пропуска (часть 7). Пропуск срока обращения в суд с административным исковым заявлением о защите избирательных прав граждан Российской Федерации без уважительных причин, а также невозможность восстановления пропущенного срока является основанием для отказа в удовлетворении указанного заявления (часть 10).

Из материалов дела следует, что административный истец просил суд признать незаконным и отменить решение Калининской районной города Чебоксары территориальной избирательной комиссии от 8 августа 2021 года № 15\3 «Об отказе Макарову Виктору Николаевичу, выдвинутого политической партией «КПКР», в регистрации кандидатом в депутаты Государственного Совета Чувашской Республики седьмого созыва по Заводскому одномандатному избирательному округу № 12».

При этом согласно номеру почтового идентификатора на почтовом конверте (л.д.26) административное исковое заявление направлено административным истцом в Верховный Суд Чувашской Республики по почте 18 августа 2021 года в 19 часов 54 минуты.

Указанное почтовое отправление было получено адресатом – Верховным Судом Чувашской Республики 20 августа 2021 года в 11 часов 14 минут (по входящему штампу суда – 20 августа 2021 года), то есть по окончании процессуального срока, предусмотренного частью 4 статьи 240 КАС РФ, с учетом правил окончания процессуального срока, установленных частью 4 статьи 93 КАС РФ (в редакции Федерального закона от 30 апреля 2021 года № 115-ФЗ).

В данном случае то обстоятельство, что административный истец направил административное исковое заявление в суд по почте 18 августа 2021 года – в последний день процессуального срока, установленного частью 4 статьи 240 КАС РФ, правового значения не имеет, поскольку исходя из положений части 4 статьи 93, части 4 статьи 240 КАС РФ, административное исковое заявление об оспаривании решения избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата могло быть направлено по почте, но при этом должно было поступить в суд не позднее 18 августа 2021 года, которое являлось рабочим днем.

Таким образом, по делу достоверно установлено, что административный истец пропустил установленный частью 4 статьи 240 КАС РФ срок для обращения в суд с настоящим административным исковым заявлением, который в силу части 7 статьи 240 КАС РФ не подлежит восстановлению независимо от причин его пропуска, что в силу положений части 5 статьи 180, части 10 статьи 240 КАС РФ является самостоятельным и достаточным основанием для отказа в удовлетворении заявленных административным истцом требований.

Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, суд установил правильно, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, не допустил, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционных жалоб не имеется.

Руководствуясь пунктом 2 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции,

определила:

решение Верховного Суда Чувашской Республики от 24 августа 2021 года - оставить без изменения, апелляционные жалобы Макарова <данные изъяты>, представителя административного истца Брыковой <данные изъяты> без удовлетворения.

Определение апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия, но может быть обжаловано в течение 6 месяцев в кассационном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации по правилам, установленным главой 35 КАС РФ, через Верховный Суд Чувашской Республики.

Мотивированное апелляционное определение составлено 9 сентября 2021 года.

Председательствующий

Судьи

66а-2984/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Макаров Виктор Николаевич
Прокуратура ЧР
Ответчики
Калининская районная ТИК г. Чебоксары
Другие
ЦИК ЧР
Брыкова ОВ
Суд
Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции
Судья
Миронова Наталья Владимировна
Дело на сайте суда
4ap.sudrf.ru
07.09.2021Передача дела судье
09.09.2021Судебное заседание
10.09.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.09.2021Передано в экспедицию
09.09.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее