УИД37RS0021-01-2020-000760-16
Дело № 2а-504/2020
Р Е Ш Е Н И Е
(Р Е З О Л Ю Т И В Н А Я Ч А С Т Ь)
Именем Российской Федерации
14августа2020г. городФурмановИвановскойобласти
Фурмановский городской суд Ивановской области в составе:
председательствующего судьи Княжевского В.С.,
при секретаре ФИО2,
с участием:
административного истца ФИО1
представителя административного ответчика - председателя Территориальной избирательной комиссии <адрес> –ФИО4
прокурора – помощника Фурмановского межрайонного прокурора ТроянцевойС.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к Территориальной избирательной комиссии <адрес> о признании незаконным решения Территориальной избирательной комиссии <адрес> от <ДД.ММ.ГГГГ> об отказе в регистрации кандидата в депутаты Совета Фурмановского городского поселения четвертого созыва ФИО1 и о возложении обязанности зарегистрировать ФИО1 кандидатом в депутаты,
УСТАНОВИЛ:
Решением Совета Фурмановского городского поселения Фурмановского муниципального района от <ДД.ММ.ГГГГ>, опубликованным в газете "Ивановская газета" от <ДД.ММ.ГГГГ> <№> назначена дата выборов депутатов Совета Фурмановского городского поселения четвертого созыва на <ДД.ММ.ГГГГ>.
<ДД.ММ.ГГГГ> территориальной избирательной комиссией <адрес> было принято решение <№> об установлении количества подписей избирателей, необходимых для регистрации кандидатов в депутаты Совета Фурмановского городского поселения четвертого созыва по многомандатным избирательным округам. Также установлено, что количество подписей избирателей, представляемых для регистрации кандидата в депутаты 10 подписей, но не более 14 подписей.
<ДД.ММ.ГГГГ> территориальной избирательной комиссией <адрес> были получены документы о самовыдвижении кандидата в депутаты Совета Фурмановского городского поселения четвертого созыва по многомандатному избирательному округу <№> ФИО1
<ДД.ММ.ГГГГ> ФИО1 представлены: подписные листы, содержащие 11 подписей избирателей; протокол об итогах сбора подписей избирателей в одном экземпляре.
<ДД.ММ.ГГГГ> состоялось заседание рабочей группы по приему и проверке избирательных документов, представляемых кандидатами на выборы депутатов Совета Фурмановского городского поселения четвертого созыва, созданной решением территориальной избирательной комиссии <адрес> от <ДД.ММ.ГГГГ> <№>.
В соответствии с протоколом заседания рабочей группы территориальной избирательной комиссии <адрес> об итогах проверки подписных листов с подписями избирателей, представленными ФИО1, в соответствии с пп.11 п.10 ст.<адрес> от <ДД.ММ.ГГГГ> <№>-ОЗ «О муниципальных выборах» признаны недействительными 11 подписей избирателей, так как форма подписного листа не соответствует требованиям законодательства.
После заседания рабочей группы территориальной избирательной комиссии <адрес> <ДД.ММ.ГГГГ> ФИО1 были повторно предоставлены подписные листы в рамках рассмотрения заявления о выдвижении в порядке самовыдвижения кандидатом в депутаты Совета Фурмановского городского поселения по многомандатному избирательному округу <№> от <ДД.ММ.ГГГГ>.
<ДД.ММ.ГГГГ> ФИО1 обратился в Фурмановский городской суд <адрес> (исковое заявление поступило в суд <ДД.ММ.ГГГГ>) с административным иском к Территориальной избирательной комиссия <адрес> о признании незаконным решение Территориальной избирательной комиссии <адрес> от <ДД.ММ.ГГГГ> об отказе ФИО1 в регистрации кандидатом в депутаты Совета Фурмановского городского поселения четвертого созыва и о возложении обязанности зарегистрировать ФИО1 кандидатом в депутаты, мотивируя тем, что в связи с назначенными выборами депутатов Совета Фурмановского городского поселения четвертого созыва им был подан пакет документов для регистрации в качестве кандидата в депутаты Совета Фурмановского городского поселения четвертого созыва по многомандатному избирательному округу <№>, однако, <ДД.ММ.ГГГГ> Территориальная избирательная комиссия приняла решение об отказе в регистрации его в качестве кандидата в депутаты Совета Фурмановского городского поселения четвертого созыват в связи с недействительностью подписей в поддержку кандидата, а поводом для признания подписей недействительными, по его мнению, послужили формальные нарушения требований к подписному листу. Считает данное решение незаконным и подлежащим отмене, поскольку все подписи избирателей, являются достоверными, их сбор он осуществлял лично. Кроме того, <ДД.ММ.ГГГГ> в 24 часа после комиссионной выбраковки первичного подписного листа <ДД.ММ.ГГГГ> он собрал новые подписные листы соответствующие требованиям и представил в Территориальную избирательную комиссию <адрес> лично, для подтверждения законного права избираться и быть избранным.
В судебном заседании административный истец ФИО1 заявленный административный иск поддержал по основаниям, указанным в нем и уточненном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика - председатель Территориальной избирательной комиссия <адрес> - ФИО4 заявленные исковые требования не признала и полагала, что оспариваемое истцом решение Территориальной избирательной комиссии об отказе в регистрации его в качестве кандидата в депутаты является законным и обоснованным и просила суд в удовлетворении заявленных требований отказать и учесть, что после приема подписных листов и документов, необходимых для регистрации кандидата в депутаты рабочая группа избирательной комиссии провела проверку соблюдения порядка сбора подписей, оформления подписных листов. ФИО1 был извещен о времени и месте проведения проверки подписных листов и <ДД.ММ.ГГГГ> присутствовал на заседании рабочей группы. По итогам проверки ФИО1 был выдан итоговый протокол с результатами проверки. По итогам проверки подписных листов, представленных административным истцом, рабочей группой признаны недействительными 11 подписей избирателей, так как форма подписного листа не соответствует требованиям законодательства. Форма подписного листа утверждена Федеральным законом от 12.06.2002 №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (приложение 5), в котором указано, что подписной лист изготавливается для заполнения только с одной стороны и должен содержать пять строк для проставления подписей избирателей. Подписной лист, предоставленный истцом, изготовлен с двух сторон и содержит три подписи и 8 подписей избирателей соответственно. В соответствии с подпунктом 7 пункта 9 статьи <адрес> от 26.11.2009 № 130-ОЗ «О муниципальных выборах» основаниями для отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата.
Выслушав объяснения, участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, выслушав заключение помощника Фурмановского межрайонного прокурора -ТроянцевойС.М., полагавшей необходимым в удовлетворении заявленных требований отказать, суд находит административный иск ФИО1 не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям:
Согласно Конституции Российской Федерации свободные выборы являются высшим непосредственным выражением власти народа (статья 3, часть 3); граждане Российской Федерации участвуют в управлении делами как непосредственно, так и через своих представителей, в том числе имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления (статья 32, части 1 и 2); названные права в Российской Федерации как демократическом правовом государстве признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права на основе конституционных принципов равенства всех перед законом и судом и равноправия (статья 1, часть 1; статья 2; статья 17, часть 1; статья 19, части 1 и 2).
В соответствии с частью 2 статьи 239 КАС РФ кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.
При этом с административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии о регистрации кандидата в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, избирательное объединение, в отношении которых вынесено такое решение, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого заверен или зарегистрирован по тому же избирательному округу (часть 10 статьи 239 КАС РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 244 КАС РФ суд, установив наличие нарушений законодательства о выборах и референдумах при принятии оспариваемого решения, совершении оспариваемого действия (бездействия) органом государственной власти, органом местного самоуправления, общественным объединением, избирательной комиссией, комиссией референдума, должностным лицом, удовлетворяет административный иск о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации полностью или в части, признает указанные решение, действие (бездействие) незаконными, определяет способ и сроки восстановления нарушенных прав, свобод и реализации законных интересов и (или) устранения последствий допущенных нарушений, а также указывает на необходимость сообщения об исполнении решения в суд и лицу, предъявившему административное исковое заявление, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Частью 2 названной статьи оговорено, что суд отказывает в удовлетворении административного иска о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации в случаях, если пропущен срок обращения в суд и отсутствует возможность его восстановления или если суд установит, что оспариваемые решение, действие (бездействие) являются законными.
В соответствии со ст. 32 Федерального закона от <ДД.ММ.ГГГГ> № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и ст. <адрес> от 26.11.2009 №130-ОЗ «О муниципальных выборах» граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно либо в составе списка кандидатов. Непосредственное выдвижение кандидатов может быть осуществлено путем самовыдвижения, выдвижения избирательным объединением.
В силу требований ст. 34 Федерального закона от <ДД.ММ.ГГГГ> N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" самовыдвижение кандидатов производится путем уведомления об этом избирательных комиссий, в которых будет осуществляться регистрация кандидатов, с последующим сбором подписей в поддержку самовыдвижения кандидатов, за исключением случая, предусмотренного пунктом 17 статьи 38 настоящего Федерального закона. Аналогичная норма содержится в ст. <адрес> от <ДД.ММ.ГГГГ> <№>-ОЗ «О муниципальных выборах»
Порядок сбора подписей избирателей в поддержку самовыдвижения кандидата определен в ст. 37 Федерального закона от <ДД.ММ.ГГГГ> N 67-ФЗ.
Определяя порядок сбора подписей избирателей, Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" устанавливает также, в частности, что подписные листы для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов в депутаты представительного органа муниципального образования изготавливаются и оформляются согласно приложению 8 к настоящему Федеральному закону.
В примечании к данному приложению указано, что подписной лист изготавливается для заполнения только с одной стороны и должен содержать пять строк для проставления подписей избирателей.
Требования к подписному листу для выборов в депутатов Совета Фурмановского городского поселения, установленные территориальной избирательной комиссией <адрес> в решении от <ДД.ММ.ГГГГ> <№>, повторяют положения Федерального закона от <ДД.ММ.ГГГГ> № 67-ФЗ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 38 Федерального закона от <ДД.ММ.ГГГГ> № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии, в том числе, необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата.
Таким образом, для реализации пассивного избирательного права, в том числе права на регистрацию в качестве кандидата в депутаты Совета Фурмановского городского поселения четвертого созыва, выдвинутого путем самовыдвижения, необходимо соблюдение определенных требований, установленных избирательным законодательством, то есть кандидат в депутаты должен представить в избирательную комиссию подписные листы с подписями избирателей, достоверное количество которых достаточно для его регистрации.
Согласно подпункту "и" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от <ДД.ММ.ГГГГ> № 67-ФЗ недействительными признаются все подписи избирателей, участников референдума в подписном листе, форма которого не соответствует требованиям, установленным приложениями 4.1, 5, 6, 7.1, 8, 9, 10 к настоящему Федеральному закону.
Аналогичные положения содержатся в пп.11 п.10 ст.<адрес> от <ДД.ММ.ГГГГ> <№>-ОЗ «О муниципальных выборах»
Как установлено судом, решением территориальной избирательной комиссии <адрес> от <ДД.ММ.ГГГГ> <№> была создана рабочая группа по приему и проверке документов, представляемых кандидатами.
В соответствии с протоколом заседания рабочей группы территориальной избирательной комиссии Фурмановского района об итогах проверки подписных листов с подписями избирателей, представленными ФИО1, в соответствии с пп.11 п.10 ст.21 Закона Ивановской области от 26.11.2009 №130-ОЗ «О муниципальных выборах» признаны недействительными 11 подписей избирателей, так как форма подписного листа не соответствует требованиям законодательства.
Из представленных в материалы дела копий подписных листов в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Совета Фурмановского городского поселения четвертого созыва по многомандатному избирательному округу <№> ФИО1 установлено, что представленные <ДД.ММ.ГГГГ> подписные листы действительно не соответствуют форме подписного листа утвержденым Федеральным законом от 12.06.2002 №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (приложение 8), так подписной лист, предоставленный истцом, изготовлен с двух сторон и содержит три подписи и 8 подписей избирателей соответственно.
Суд считает, что избирательной комиссией правильно признаны недействительными 11 подписей избирателей на подписном листе.
В соответствии с подпунктом 7 пункта 9 статьи 22 Закона Ивановской области от 26.11.2009 № 130-ОЗ «О муниципальных выборах» основаниями для отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата.
Аналогичные положения закреплены в п. п. "д" п. 24 статьи 38 Федерального закона от <ДД.ММ.ГГГГ> № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Решением Территориальной избирательной комиссии <адрес> от <ДД.ММ.ГГГГ> отказано ФИО1 в регистрации кандидатом в депутаты Совета Фурмановского городского поселения четвертого созыва в связи с отсутствием количества достоверных подписей избирателей, необходимых для регистрации кандидата.
Указанные обстоятельства подтверждены представленными в дело и исследованными судом доказательствами.
Доводы истца о том, что установленное избирательной комиссией нарушение избирательного законодательства является формальным, а потому не могло повлечь признание недействительными 11 подписей избирателей, не основаны на законе, поскольку характер допущенного нарушения не исключает ответственность, предусмотренную избирательным законодательством.
Таким образом, судом установлено, что не представление истцом в избирательную комиссию достоверных (действительных) подписей избирателей при необходимых 10 для его регистрации кандидатом в депутаты Совета Фурмановского городского поселения четвертого созыва и в соответствии с п. п. "д" п. 24 статьи 38 Федерального закона от <ДД.ММ.ГГГГ> № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и п. п. 7 п. 9 статьи <адрес> от <ДД.ММ.ГГГГ> <№>-ОЗ «О муниципальных выборах» является основанием к отказу в регистрации кандидата.
Доводы истца о том, что после заседания рабочей группы территориальной избирательной комиссии <адрес> <ДД.ММ.ГГГГ> им были повторно предоставлены подписные листы не могут являться основанием для признания решения Территориальной избирательной комиссии <адрес> от <ДД.ММ.ГГГГ> незаконным.
Так в соответствии с пп.1.1 п.1 ст.38 Федерального закона от <ДД.ММ.ГГГГ> №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и п. 2 ст. <адрес> от 26.11.2009 № 130-ОЗ «О муниципальных выборах» при выявлении неполноты сведений о кандидатах, отсутствия каких-либо документов, представление которых в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата или несоблюдения требований закона к оформлению документов избирательная комиссия не позднее, чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, извещает об этом кандидата. Не позднее, чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей).
Анализ приведенных норм позволяет суду согласиться с позицией административного ответчика о том, что внесение изменений в подписные листы и их повторное предоставление в территориальную избирательную комиссию в рамках одного заявления на выдвижение кандидата, действующим законодательством не предусмотрено.
Доводы административного истца об обязанности территориальной избирательной комиссии указать ему на недостатки в подписных листах с целью их исправления, а также иные доводы, изложенные административным истцом, в том числе связанные с толкованием норм материального права, также признаются судом несостоятельными, и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены оспариваемого решения Территориальной избирательной комиссии <адрес> от <ДД.ММ.ГГГГ>; они основаны на неверном толковании административным истцом приведенных им положений действующего законодательства и ошибочном их распространении на рассматриваемые правоотношения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 174, 175 – 180, 227КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Отказать в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к территориальной избирательной комиссии <адрес> о признании незаконным решения Территориальной избирательной комиссии <адрес> от <ДД.ММ.ГГГГ> об отказе в регистрации кандидата в депутаты Совета Фурмановского городского поселения четвертого созыва ФИО1 и о возложении обязанности зарегистрировать ФИО1 кандидатом в депутаты,
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Фурмановский городской суд <адрес> в течение пяти дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья В.С.Княжевский
Мотивированное решение изготовлено 14 августа 2020 г.