Решение по делу № 2-5847/2023 от 01.08.2023

УИД 03RS0005-01-2023-006718-87

Дело № 2- 5847/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

24 ноября 2023 года                            город Уфа

Октябрьский районный суд города Уфы Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Нурисламовой Р.Р.,

при секретаре Бадретдиновой А.И.,

с участием прокурора Сайфутдиновой Г.Р.,

рассмотрев в открытом заседании гражданское дело по исковому заявлению Рамазанова В. М. к Министерству здравоохранения Республики Башкортостан о взыскании компенсации морального вреда и возмещении расходов на приобретение лекарственных препаратов,

установил:

Рамазанов В.М. обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения Республики Башкортостан о взыскании компенсации морального вреда в сумме 500 000 рублей и возмещении расходов на приобретение лекарственных препаратов в размере 71 700 рублей.

В обоснование требований указано, что истцу поставлены диагнозы: диагноз . Истец входит в федеральный реестр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде обеспечения необходимыми лекарственными препаратами согласно ст.6.2 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №178-ФЗ О государственной социальной помощи. При неоднократном обращении в поликлинику истцу было отказано в выписке рекомендованных лекарственных средств, что в дальнейшем привело к общему ухудшению состояния здоровья. Истец практически столкнулся с полным отказом от лечения и облегчения его участи. В результате отсутствия и невыдачи лекарственных препаратов возникли негативные нервные расстройства, появились боли и страдания, которые невозможно облегчить без необходимых лекарственных препаратов. Все лекарства, которые назначены врачами-специалистами, отсутствуют по вине Минздрава. В результате отказа от лечения, ухудшения состояния здоровья истцу причинены физические и нравственные страдания, моральный вред, который оценивает в 500 000 рублей. Также у истца возникли расходы на приобретение препаратов, которые ему не предоставлены, в размере 71 700 рублей.

Определением от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Министерство финансов Республики Башкортостан, ГУП «Башфармация» РБ.

Представитель истца- Никитин Ю.М., действующий по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании исковые требования поддержал, пояснив, что истец не был должным образом обеспечен лекарственными препаратами, которые должны предоставляться бесплатно на льготных условиях, ему выдавались платные рецепты, в связи с этим был вынужден нести расходы и приобретать лекарственные препараты за свой счет. Истец испытывал болевые ощущения, отсутствием обеспечения лекарственными препаратами ему причинен моральный вред.

Представитель ответчика- Министерства здравоохранения РБ- Вайнбаум К.В., действующий по доверенности № М03-10-06/20 от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании исковые требования не признал, пояснив, что истец получал лекарственные препараты по платным рецептам, соответственно от бесплатных отказывался. В случае, если в аптеке нет лекарства, Башфармация перераспределяет лекарства по аптекам, препарат ставится на отсрочку. Если препарат отсутствует, пациент может получить его в условиях дневного стационара. Исковые требования необоснованные, виновные действия со стороны Министерства здравоохранения Республики Башкортостан отсутствуют, сумма компенсации морального вреда чрезмерно завышена.

Представители третьего лица- ГБУЗ РБ Поликлиника <адрес>- Афанасьева Л.А., Садыкова Э.И., действующие по доверенностям от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования оставили на усмотрение суда, пояснив, что Рамазанов В.М. прикреплен к поликлинике ДД.ММ.ГГГГ, ему выдавались рецепты на приобретение трамадола, ДД.ММ.ГГГГ был выдан платный рецепт. 31 мая он приобретал диклофенак, в этот день находился на госпитализации в 21 больнице. Платные рецепты выдаются в связи с отсутствием в аптеке препаратов, которые предоставляются бесплатно. При составлении рецепта видно, где есть препарат, день в день врач может выписать платный рецепт и поставить препарат на отсрочку. При лечении в дневном стационаре трамадол не выписывается.

Истец Рамазанов В.М., представители третьих лиц- Министерства финансов РБ, ГУП «Башфармация» РБ в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.

В соответствии со ст.ст. 119, 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие не явившихся участников процесса.

Заслушав доводы и пояснения сторон, заключение прокурора, полагавшего исковые требования подлежащими частичному удовлетворению, изучив и оценив все материалы дела, суд приходит к следующему.

Установлено и следует из материалов дела, что Рамазанов В.М. является инвалидом II группы по общему заболеванию, инвалидность установлена повторно ДД.ММ.ГГГГ, бессрочно (справка серии МСЭ- от ДД.ММ.ГГГГ); истец имеет льготы в части лекарственного обеспечения, прикреплен по месту жительства к ГБУЗ РБ Поликлиника <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ врачебной комиссией ГБУЗ РБ Поликлиника <адрес> Рамазанову В.М. поставлен основной диагноз: распространенный остеохондроз позвоночника с преимущественным поражением шейного отдела позвоночника, грыжа , диагноз; сопутствующий диагноз: диагноз . Принято решение: повторное проведение обследований в динамике (ОАК, ОАМ, Б/Х, УЗИ ОБП, МРТ позвоночника, КТ тазобедренных суставов); выписка льготных рецептов на гипогликемические препараты, тест- полоски, ферменты поджелудочной железы, тиоктовую кислоту; адекватное купирование болевого синдрома- при необходимости выписка НПВС, трамадола, габапентина.

ДД.ММ.ГГГГ Рамазанов В.М. осмотрен гастроэнтерологом; поставлен диагноз: диагноз средней степени тяжести, с внешнесекторной недостаточностью поджелудочной железы, период обострения. Назначены лекарственные препараты: креон 40 тыс. Ед. по 1 капс. 3 р.<адрес> на 1 мес., <данные изъяты> 20 мг по 1 капс. 2 р.<адрес> 1 мес., таб. <данные изъяты> 40 мг 1 т. 3 р. на 1 мес. (постоянно).

ДД.ММ.ГГГГ Рамазанов В.М. осмотрен эндокринологом, поставлен диагноз: диагноз , назначен <данные изъяты> 100 ЕД/мл 3 мл , , тест-полоски, <данные изъяты> мг .

ДД.ММ.ГГГГ истец осмотрен неврологом, поставлен диагноз диагноз , назначены лекарственные средства: <данные изъяты> 50 мг 1т., <данные изъяты> 200 мг 1 т., <данные изъяты> 2,0 в/м.

ДД.ММ.ГГГГ Рамазанов В.М. обратился в Министерство здравоохранения РБ с жалобой на невозможность получить на бесплатной основе лекарственные средства, лечение, необходимое ему в силу имеющегося заболевания.

ДД.ММ.ГГГГ Рамазанов В.М. осмотрен врачом травматологом-ортопедом, рекомендовано: дона 2,0 в/м , <данные изъяты> 1 капс. 2 раза в сутки 2 месяца, <данные изъяты> внутрисуставно, <данные изъяты> внутрисуставно.

ДД.ММ.ГГГГ врачебной комиссией ГБУЗ РБ Поликлиника <адрес> Рамазанову В.М. поставлен диагноз: диагноз . Учитывая жалобы пациента на недостаточную эффективность длительно применяемого препарата Т.<данные изъяты> 100 мг 2 раза в сутки, рекомендовано в целях потенцирования обезболивающей терапии добавить препарат для комбинированного лечения нейропатической боли ТТС <данные изъяты> пластырь трансдермальный 25 мкг/ч, 1 пластырь на 3 дня, длительно в комбинации с Таб. <данные изъяты> 100 мг 2 раза в сутки.

ДД.ММ.ГГГГ Рамазанов В.М. осмотрен эндокринологом, поставлен диагноз диагноз , назначено: полоски <данные изъяты>

В период с ДД.ММ.ГГГГ Рамазанову В.М. выданы рецепты на бесплатное приобретение лекарственных средств:

- ДД.ММ.ГГГГ врачом-эндокринологом: серия 80-23 на препарат <данные изъяты> (количество 3), серия 80-23 на препарат <данные изъяты> (количество 2);

- ДД.ММ.ГГГГ терапевтом серия 80-23 на препарат <данные изъяты> (количество 3), серия 80-23 на препарат <данные изъяты> (количество 1), серия 80-23 на препарат <данные изъяты> (количество 2),

- ДД.ММ.ГГГГ врачом-урологом серия 80-23 на препарат <данные изъяты> (количество 2),

- ДД.ММ.ГГГГ врачом-неврологом серия 80-23 на препарат <данные изъяты> (количество 1), серия 80-23 на препарат <данные изъяты> (количество 1),

- ДД.ММ.ГГГГ врачом-эндокринологом серия 80-23 на препарат <данные изъяты> (количество 1), серия 80-23 на препарат <данные изъяты> (количество 1),

- ДД.ММ.ГГГГ врачом- терапевтом серия 80-23 на препарат <данные изъяты> (количество 1),

- ДД.ММ.ГГГГ врачом- терапевтом серия 80-23 на препарат <данные изъяты> (количество 2), серия 80-23 на препарат <данные изъяты> (количество 2), серия 80-23 на препарат <данные изъяты> (количество 2), серия 80-23 на препарат <данные изъяты> (количество 3),

- ДД.ММ.ГГГГ врачом-эндокринологом серия 80-23 на препарат <данные изъяты> (количество 1), серия 80-23 на препарат <данные изъяты> (количество 2), серия 80-23 на препарат <данные изъяты> (количество 3).

Также выписаны рецепты на инъекции <данные изъяты> 2 мл уп., таблетки <данные изъяты> 100 мг уп. от ДД.ММ.ГГГГ, 1, 7, ДД.ММ.ГГГГ, 6, ДД.ММ.ГГГГ.

Рамазанов В.М. находился на лечении в дневном стационаре ГБУЗ РБ Поликлиника <адрес> с 30 января по ДД.ММ.ГГГГ с диагнозом диагноз , с 27 февраля по ДД.ММ.ГГГГ с диагнозом диагноз , с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с диагнозом диагноз .

Согласно статьи 39 (часть 1) Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счёт средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (часть 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации).

Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации (далее также - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 323-ФЗ). В силу статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 323-ФЗ охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, одним из которых является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.

К числу таких прав относится право на медицинскую помощь в гарантированном объёме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (части 1, 2 статьи 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 323-ФЗ).

Статьёй 29 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 323-ФЗ определены виды и способы обеспечения охраны здоровья граждан.

В частности, организация охраны здоровья осуществляется путём обеспечения определённых категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 29 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 323-ФЗ).

Согласно части 1 статьи 43 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 323-ФЗ гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях.

Перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших (часть 2 статьи 43 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 323-ФЗ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ утверждены перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.

К основным принципам охраны здоровья граждан относится также и принцип социальной защищённости граждан в случае утраты здоровья (статья 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 323-ФЗ).

Указанный принцип в соответствии со статьёй 8 названного федерального закона обеспечивается путём установления и реализации правовых, экономических, организационных, медико-социальных и других мер, гарантирующих социальное обеспечение, в том числе за счёт средств обязательного социального страхования, определения потребности гражданина в социальной защите в соответствии с законодательством Российской Федерации, в реабилитации и уходе в случае заболевания (состояния), установления временной нетрудоспособности, инвалидности или в иных определённых законодательством Российской Федерации случаях.

Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее также - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 178-ФЗ).

Статьёй 6.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 178-ФЗ определены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.

К числу таких граждан отнесены инвалиды (пункт 8 статьи 6.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 178-ФЗ).

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6 названного федерального закона в состав набора социальных услуг включена социальная услуга по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия. Правительство Российской Федерации утверждает перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, перечень медицинских изделий, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2, и порядки формирования таких перечней (часть 2 статьи 6.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 178-ФЗ).

Статьёй 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.

Право на медицинскую помощь в гарантированном объёме, оказываемую без взимания платы, в соответствии с Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи предусмотрено и частью 2 статьи 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Согласно пункту 1 части 3 статьи 80 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счёт личных средств граждан оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включённых в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ -р были утверждены Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов медицинского применения, в число которых включены платифиллин, дифенгидрамин, трамадол.

Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утверждён постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» (далее - Перечень ).

Так, в разделах Перечня «Группы населения» названы «инвалиды II группы», в «Категории заболеваний» входит диабет, при амбулаторном лечении которого все лекарственные средства, этиловый спирт (100 гр в месяц), инсулиновые шприцы, шприцы типа <данные изъяты> <данные изъяты> 1 и 2, иглы к ним, средства диагностики отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

Стандартом медицинской помощи больным с инсулинонезависимым сахарным диабетом, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 748 и Стандартом медицинской помощи взрослым при сахарном диабете 2 типа, утвержденным приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1054н определено обеспечение пациентов, имеющих заболевание диабет, при оказании амбулаторно-клинической помощи лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения.

В Перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, зарегистрированных на территории Российской Федерации Стандарта первичной медико-санитарной помощи при посттравматическом коксартрозе, утвержденного Приказом Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ N 1108н включен трамадол.

В силу п. п. 10, 14 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере здоровья относятся: организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, включенный в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, предусмотренный ч. 3 ст. 44 настоящего Закона; установление мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами.

В соответствии с ч. 1 ст. 4.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" органам государственной власти субъектов Российской Федерации передан ряд полномочий Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. К таким полномочиям отнесены осуществление закупок (в том числе организация определения поставщиков) лекарственных препаратов для медицинского применения, медицинских изделий, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов;

организация обеспечения населения лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам.

Как предусмотрено ч. 5 ст. 6.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" порядок предоставления гражданам социальных услуг в соответствии с настоящей главой устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

Согласно части 1 статьи 41 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» органам государственной власти субъектов Российской Федерации передан ряд полномочий Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.

К таким полномочиям отнесены организация размещения заказов на поставки лекарственных средств, изделий медицинского назначения, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, заключение по итогам размещения государственных контрактов на поставки лекарственных средств соответствующих государственных контрактов, организация обеспечения населения лекарственными средствами, закупленными по государственным контрактам.

Из приведённых нормативных положений федерального и регионального законодательства Республики Башкортостан в их системной взаимосвязи следует, что одним из принципов охраны здоровья в Российской Федерации является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение реализации этих прав государственными гарантиями.

К числу таких гарантий относится оказание инвалидам, страдающим социально значимыми заболеваниями, государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в состав которого входит обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи без взимания платы лекарственными препаратами.

При этом инвалиды, страдающие социально значимыми заболеваниями, подлежат обеспечению необходимыми им лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам бесплатно, вне зависимости от наименования и стоимости препарата.

Обеспечение же лекарственными препаратами граждан, имеющих право на получение социальной помощи, должно осуществляться на основе государственных контрактов, заключаемых уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации с организациями, выигравшими в каждом конкретном субъекте Российской Федерации конкурс на заключение государственных контрактов на обеспечение лекарственными средствами граждан, имеющих право на получение социальной помощи.

Организации, выигравшие конкурс на заключение государственных контрактов на поставку лекарственных препаратов в каждом конкретном субъекте Российской Федерации или иным способом уполномоченные субъектом Российской Федерации на реализацию лекарственных препаратов, осуществляют непосредственное обеспечение граждан, имеющих право на получение социальной помощи, необходимыми им лекарственными препаратами, указанными в рецепте, выписанном врачом на бесплатной основе.

Частью 5 статьи б3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» определено, что порядок предоставления гражданам социальных услуг устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

Приказом Минздравсоцразвития России от ДД.ММ.ГГГГ 328 утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан (действовавшим на момент спорных правоотношений) (далее- Порядок), который регулирует в том числе обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

Процедура получения инвалидами лекарственных препаратов установлена п. п. 2.1 - 2.8 Порядка.

На основании п. 2.7 Порядка в случае временного отсутствия лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, необходимых гражданину, аптечное учреждение организует в течение 10 рабочих дней с даты обращения его отсроченное обслуживание или осуществляет отпуск аналогичного лекарственного препарата, предусмотренного Перечнем лекарственных препаратов, взамен выписанного или иного лекарственного препарата по вновь выписанному рецепту.

Порядок обеспечения лекарственными средствами при их отсутствии в аптечном учреждении на момент обращения гражданина предусмотрен в Методических рекомендациях "Организация работы по дополнительному лекарственному обеспечению отдельных категорий граждан, имеющих право на предоставление набора социальных услуг", одобренных Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ (далее- Методические рекомендации).

Так, согласно пункту 1.16 Методических рекомендаций в случае отсутствия необходимых лекарственных средств в аптечном учреждении рецепт ставится на учет для гарантированного обеспечения в течение 10 дней, в срочных случаях - 48 часов и регистрируется в журнале. Пациенту возвращается рецептурный бланк, погашенный штампом аптечного учреждения (с указанием адреса и номера, отметкой даты постановки на гарантированное обеспечение). По результатам работы за день информация о лекарственных средствах гарантированного обеспечения передается в фармацевтическую организацию, осуществляющую поставку лекарственных средств в рамках дополнительного лекарственного обеспечения. Все обращения аптечных учреждений по неудовлетворенному спросу регистрируются, обрабатываются и анализируются фармацевтической организацией, осуществляющей поставку лекарственных средств в рамках дополнительного лекарственного обеспечения.

В случае отсутствия лекарственного средства в фармацевтической организации, осуществляющей поставку лекарственных средств в рамках дополнительного лекарственного обеспечения, информация об отсутствующих лекарственных средствах в течение одного дня передается в фармацевтическую организацию оптовой торговли, осуществляющую поставку, хранение и отпуск лекарственных средств, которая организует поставку лекарственных средств на территорию субъекта Российской Федерации в течение 10 дней с момента регистрации рецепта в аптечном учреждении. Информация о возможности поставки необходимого лекарственного средства направляется в аптечное учреждение (пункт 1.17 Методических рекомендаций).

В случае отсутствия в фармацевтической организации оптовой торговли необходимого лекарственного средства фармацевтическая организация оптовой торговли обеспечивает закупку и поставку лекарственного средства в аптечное учреждение в течение 6 рабочих дней (пункт 1.18 Методических рекомендаций).

При отсутствии у фармацевтической организации оптовой торговли возможности поставить необходимые лекарственные средства в указанные сроки она информирует об этом фармацевтическую организацию, осуществляющую поставку лекарственных средств в рамках дополнительного лекарственного обеспечения, и аптечное учреждение, после чего руководитель аптечного учреждения предпринимает меры по обеспечению пациентов лекарственными средствами из имеющихся запасов или закупает медикаменты по ценам, не превышающим цены, зарегистрированные Росздравнадзором в установленном порядке, с учетом предельной торговой надбавки на лекарственное средство в течение десяти рабочих дней с момента обращения пациента в аптечное учреждение (с учетом срока, предусмотренного пунктом 1.18) пункт 19 Методических рекомендаций).

При отсутствии выписанных лекарственных средств на фармацевтическом рынке субъекта Российской Федерации, невозможности синонимической замены аптечное учреждение доводит информацию до фармацевтической организации, осуществляющей поставку лекарственных средств в рамках дополнительного лекарственного обеспечения, которая, в свою очередь информирует орган управления здравоохранением субъекта Российской Федерации, фармацевтическую организацию оптовой торговли и лечебно-профилактическое учреждение для принятия мер по обеспечению пациента необходимыми лекарственными средствами. При получении данной информации из аптечного учреждения врач лечебно-профилактического учреждения решает вопрос о замене лекарственного средства на аналогичное и, в случае необходимости, выписывает новый рецепт (пункт 1.20 Методических рекомендаций).

При отсутствии в аптечном учреждении определенных лекарственных средств, но при их наличии в других аптечных учреждениях, работающих по дополнительному лекарственному обеспечению, фармацевтическая организация, осуществляющая поставку лекарственных средств в рамках дополнительного лекарственного обеспечения, оперативно перераспределяет необходимые лекарственные средства между ними (пункт 1.21 Методических рекомендаций).

Подп. 21 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" установлено, что к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопроса организации оказания населению субъекта Российской Федерации первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи, проведения медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам государственной власти субъекта Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 890 " О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" установлен перечень групп населения и категории заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врача бесплатно.

Согласно п. 4 указанного постановления Правительства Российской Федерации органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации поручено осуществлять меры по контролю за наличием в аптечных учреждениях независимо от форм собственности лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, вошедших в обязательный ассортиментный перечень, а при их отсутствии принимать соответствующие меры; своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой.

В силу ч.ч. 1, 2 ст. 81 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании. В рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают, в том числе: целевые значения критериев доступности медицинской помощи в соответствии с критериями, установленными программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи; перечень заболеваний (состояний) и перечень видов медицинской помощи, оказываемой гражданам без взимания с них платы за счет бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации и средств бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования; порядок реализации установленного законодательством Российской Федерации права внеочередного оказания медицинской помощи отдельным категориям граждан в медицинских организациях, находящихся на территории субъекта Российской Федерации; перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, а также в соответствии с Перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей с пятидесятипроцентной скидкой, сформированный в объеме не менее, чем это предусмотрено перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, утверждаемым Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств".

Постановлением Правительства Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ N 805 утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в <адрес> на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов".

Разделом 5 названной программы предусмотрено, что за счет средств бюджета Республики Башкортостан осуществляется, в частности, организация обеспечения лекарственными препаратами согласно перечню лекарственных препаратов, не включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, отпускаемых бесплатно по рецептам врачей-специалистов и специалистов со средним медицинским образованием в случае возложения в установленном порядке на них полномочий лечащего врача, лицам, включенным в Федеральный регистр граждан, имеющих право на обеспечение лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации (приложение N 7 к Программе), в соответствии с Постановлением Правительства Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ N 169 "О предоставлении мер социальной поддержки отдельным группам и категориям граждан в части обеспечения препаратами и изделиями медицинского назначения при оказании амбулаторно-поликлинической помощи".

Разделом 6 названной программы предусмотрено, что за счет средств федерального бюджета осуществляется финансовое обеспечение, в частности, предоставления в установленном порядке бюджету Республики Башкортостан субвенций на оказание государственной социальной помощи отдельным категориям граждан в виде набора социальных услуг в части обеспечения необходимыми лекарственными препаратами, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона "О государственной социальной помощи".

Министерство здравоохранения Республики Башкортостан является республиканским органом исполнительной власти, осуществляющим в пределах своей компетенции государственную политику в сфере здравоохранения на территории Республики Башкортостан (пункт 1.1 Положения о Министерстве здравоохранения Республики Башкортостан, утвержденного постановлением Правительства Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ N 310).

Одной из основных задач Министерства здравоохранения Республики Башкортостан является разработка и реализация мер по развитию здравоохранения, организации оказания медицинской помощи населению и его лекарственного обеспечения (пункт 2.1 Положения о Министерстве здравоохранения Республики Башкортостан, утвержденного постановлением Правительства Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ N 310).

Из приведенных нормативных положений в их системной взаимосвязи следует, что одним из принципов охраны здоровья в Российской Федерации является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение реализации этих прав государственными гарантиями. В числе таких гарантий - оказание инвалидам, страдающим диабетом (социально значимыми заболеваниями), государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в состав которого входит обеспечение за счет соответствующих бюджетных средств в соответствии со стандартами медицинской помощи лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам вне зависимости от наименования и стоимости препарата. Организация такого обеспечения на территории субъекта Российской Федерации - Республики Башкортостан относится к компетенции Министерства здравоохранения Республики Башкортостан, которое должно предпринимать все предусмотренные законом меры к бесплатному обеспечению лекарственными препаратами лиц, страдающих диабетом. Непринятие этих мер вследствие ненадлежащего исполнения обязанностей, касающихся обеспечения названных лиц необходимыми им лекарственными препаратами, противоречит сути предусмотренных законом гарантий бесплатного оказания гражданам, страдающим диабетом, медицинской помощи, включая бесплатное лекарственное обеспечение, лишает таких граждан права на медицинскую помощь в гарантированном объеме и нарушает их право на охрану здоровья.

Как следует из информации, предоставленной ГУП РБ «Башфармация» в письме от ДД.ММ.ГГГГ , по данным ЕГИСЗ РМИАС рецепты, выданные Рамазанову В.М. серии 80-<адрес>40 от ДД.ММ.ГГГГ, серии 80-<адрес>23 от ДД.ММ.ГГГГ, серии 80-<адрес>15 от ДД.ММ.ГГГГ, серии 80-<адрес>06 от ДД.ММ.ГГГГ, серии 80-<адрес>78 от ДД.ММ.ГГГГ, серии 80-<адрес>8 от ДД.ММ.ГГГГ, серии 80-<адрес>5 от ДД.ММ.ГГГГ сняты с обслуживания по актам ГБУЗ РБ Поликлиника <адрес>.

Рецепт серии 80-23 от ДД.ММ.ГГГГ на лекарственный препарат по <данные изъяты>, таблетки покрытые оболочкой 20 мг » в количестве 2 упаковок, рецепт серии 80-23 от ДД.ММ.ГГГГ на лекарственный препарат по <данные изъяты>, раствор для инъекций, 50 мг/мл 2 мл » в количестве 16 упаковок, выписанные по региональной льготе Рамазанову В.М., находятся на отсроченном обеспечении.

По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ лекарственные препараты по <данные изъяты>, таблетки покрытые оболочкой 20 мг », <данные изъяты>, раствор для инъекций, 50 мг/мл 2 мл » отсутствуют на складе и в пунктах отпуска ГУП «Башфармация» РБ.

Ввиду непредоставления истцу рецептов на бесплатное получение назначенных ему лекарственных препаратов на льготной (бесплатной) основе, в период с 2021 года по 2023 год им самостоятельно приобретены следующие лекарственные средства: ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> на сумму 1184 рубля, ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> на сумму 1867,50 рублей, ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> на сумму 898,43 рублей, ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> на сумму 643,80 рубля, ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> на сумму 632, 34 рубля, ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> на сумму 258 рублей, ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> на сумму 845, 12 рублей, ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> на сумму 325 рублей, ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> на сумму 129 рублей, ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> на сумму 576, 40 рублей, <данные изъяты> на сумму 475, 22 рублей, ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> на сумму 566, 40 рублей, ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> на сумму 830 рублей, <данные изъяты> на сумму 89,10 рублей, ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>, <данные изъяты> на сумму 404 рубля, ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> на сумму 500 рублей, ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> на сумму 670, 58 рублей, ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> на сумму 635 рублей, ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> на сумму 647, 60 рублей, ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> на сумму 1867,40 рублей, ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> на сумму 1804,53 рубля, ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> на сумму 1180,40 рублей, ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> на сумму 1180,40 рублей, ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> на сумму 600 рублей, ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> на сумму 145 и 446,60 рублей, ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> на сумму 902,06 рубля, ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> на сумму 1544,10 рубля, ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> на сумму 515,60 рублей, ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> на сумму 1530,80 рублей, ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> на сумму 1031,60 рубль, ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> на сумму 2002,19 рубля, ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> на сумму 786,50 рублей, ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> на сумму 1865,90 рублей, ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>, <данные изъяты> на сумму 1407 рублей, <данные изъяты> на сумму 2384,90 рубля, ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> на сумму 1957 рублей, ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> <данные изъяты> на сумму 1065,50 рублей, <данные изъяты> на сумму 15722 рублей, ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> на сумму 2009,80 рублей, ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> <данные изъяты> на сумму 1243 рубля, ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> на сумму 2009,80 рублей, ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> на сумму 674 рубля, ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> на сумму 2177,32 рублей, ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> на сумму 1411,10 рублей, ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> на сумму 2004,06 рубля, ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> на сумму 2369,60 рублей, ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> на сумму 403 рубля, ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> на сумму 2018 рублей, ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> на сумму 2018 года.

Приобретение указанных лекарственных средств ан общую сумму 71700 рублей подтверждается кассовыми чеками.

Обеспечение лекарственными препаратами граждан, имеющих право на получение социальной помощи, осуществляется на основе государственных контрактов, заключаемых уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации с фармацевтическими организациями.

Принимая во внимание, что на день обращения Рамазанова В.М. за получением рецептов в ГБУЗ РБ Поликлиника <адрес>, названные лекарственные препараты получения на льготных условиях отсутствовали, истцу выданы рецепты на их приобретение на платной основе.

Таким образом, из-за неправомерных действий ответчика, выразившихся в необеспечении Рамазанова В.М. в установленный нормативными правовыми актами срок лекарственными препаратами, необходимыми ему по жизненным показаниям, он понес расходы на их приобретение за счет собственных средств.

Компенсация расходов, понесённых гражданином, имеющим право на бесплатное обеспечение лекарственными средствами, в случае приобретения им таких средств за свой счёт, не предусмотрена законом только в случае надлежащего исполнения своих обязательств фармацевтической компанией, осуществляющей непосредственное обеспечение лекарственными средствами граждан, имеющих право на получение социальной помощи в виде бесплатного обеспечения лекарственными средствами.

В сложившейся ситуации (в отсутствие лекарственного препарата в аптечном учреждении) в соответствии с положениями пункта 2.7 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утверждённого приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , надлежало в установленный срок организовать отсроченное обслуживание Рамазанова В.М., что сделано не было, вследствие чего Министерство здравоохранения Республики Башкортостан как лицо, ответственное за организацию поставки лекарственных препаратов для обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, обязано компенсировать Рамазанову В.М. расходы, связанные с самостоятельным приобретением лекарственного препарата, необходимого ему по жизненным показаниям.

В соответствии со статьёй 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, определяющей общие основания ответственности за причинение вреда, вред, причинённый личности или имуществу гражданина, а также вред, причинённый имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объёме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинён не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.

Поскольку в результате неправомерных действий ответчика Рамазанов В.М. был лишена возможности использовать предоставленное ему Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» право на бесплатное обеспечение лекарственными препаратами, необходимыми ему по жизненным показаниями, вследствие чего был вынужден приобрести этот лекарственный препарат за счёт собственных средств, с ответчика в пользу истца подлежат возмещению понесенные расходы в сумме 71 700 рублей.

Согласно части 1 статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинён моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

По смыслу приведённых правовых норм, по общему правилу обязательными условиями наступления ответственности за причинение вреда (как материального, так и морального вреда) являются противоправность поведения причинителя вреда, вина и причинно-следственная связь между названными действиями и причинённым вредом.

Учитывая наличие у Рамазанова В.М. права на бесплатное обеспечение лекарственными средствами, неполучение в установленный законом срок необходимого ему по жизненным показаниям лекарственного препарата на бесплатной основе, наличие в связи с этим нравственных страданий, обусловленных переживаниями по поводу своей жизни и здоровья, вину и противоправные действия, имевшие место со стороны Министерства здравоохранения Республики Башкортостан, выразившиеся в неисполнении возложенной обязанности по своевременному обеспечению граждан в установленном порядке лекарственными препаратами, и наступившие в связи с этими действиями последствия - приобретение Рамазановым В.М. необходимых лекарственных препаратов за счёт собственных средств, нравственные страдания истца, обусловленные переживаниями по поводу своего здоровья, возможных отрицательных последствий из-за несвоевременного принятия лекарственного препарата, назначенного врачом и необходимого по жизненным показаниям, требования о взыскании компенсации морального вреда являются обоснованными.

В соответствии со ст. 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации, компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.

На основании изложенного, учитывая фактические обстоятельства, при которых был причинен моральный вред, руководствуясь принципом разумности и справедливости, суд полагает взыскать в пользу Рамазанова В.М. в счет компенсации морального вреда денежную сумму в размере 200 000 рублей.

Руководствуясь ст.ст.194- 198 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Рамазанова В. М.- удовлетворить частично.

Взыскать с Министерства здравоохранения Республики Башкортостан в пользу Рамазанова В. М. (ДД.ММ.ГГГГг.р., место рождения <адрес> РБ, паспорт ) расходы на приобретение лекарственных препаратов- 71 700 рублей, компенсацию морального вреда- 500 000 рублей.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Председательствующий: Р.Р. Нурисламова

2-5847/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Рамазанов Владлен Маратович
Прокуратура Октябрьского района г.Уфы
Ответчики
Министерство здравоохранения Республики Башкортостан
Другие
ГБУЗ Поликлиника № 50 г.Уфа
ГУП "Башфармация" РБ
Никитин Юрий Михайлович
Министерство финансов Республики Башкортостан
Суд
Октябрьский районный суд г. Уфы
Судья
Нурисламова Раила Раисовна
Дело на сайте суда
oktiabrsky.bkr.sudrf.ru
01.08.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
01.08.2023Передача материалов судье
04.08.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
04.08.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.08.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
29.08.2023Судебное заседание
05.09.2023Судебное заседание
21.09.2023Судебное заседание
27.09.2023Судебное заседание
02.10.2023Судебное заседание
02.11.2023Судебное заседание
21.11.2023Судебное заседание
24.11.2023Судебное заседание
24.11.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее