РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 сентября 2022 г. г. Нижневартовск
Нижневартовский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры:
в составе председательствующего судьи Макиева А.Д.,
при ведении протокола секретарем Даруговой Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-5614/2022 по иску Тимофеева Д. К. к ООО «Агентство Путешествий Пальма», ООО «ЮНИТУР-2007» о расторжении договора, взыскании денежных средств, компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Тимофеев Д.К. обратился в суд с иском к ООО «Агентство Путешествий Пальма», ООО «ЮНИТУР-2007» о расторжении договора, взыскании денежных средств, компенсации морального вреда. В обоснование указано, что <дата> обратился в ООО «Агентство Путешествий Пальма» для приобретения путевки, заключен договор поручения № № по бронированию и приобретению туристического продукта, исполнителем по которому является ООО «ЮНИТУР-2007». Маршрут пребывания – Турция в период с <дата> по <дата>. Стоимость составила 195 500 рублей, которая была оплачена <дата>. В <дата> года узнал о запрете на вылет в Турцию по причине распространения коронавируса. <дата> заключил с ООО «Агентство Путешествий Пальма» дополнительное соглашение № от <дата> в котором указано, что в связи с закрытием границ РФ авиаперелет меняется на даты тура – <дата> – <дата>. Отказался от поездки в <дата> году так как был вылет через другие города РФ или с пересадкой. <дата> устно заявил турагенту требование о возврате уплаченных денежных средств в размере 195 500 рублей, турагентом было составлено требование о возврате от <дата>. <дата> ответчику направлена претензия о расторжении договора поручения, <дата> получил ответ на претензию о выполнении обязательств перед ним и переводе денег ООО «ЮНИТУР-2007». Так как введение запрета на въезд в страну свидетельствует об угрозе туристу, то имеет право требовать расторжения договора. Причинен моральный вред, размер которого оценивает в отношении – ООО «Агентство Путешествий Пальма» как 5 000 рублей, ООО «ЮНИТУР-2007» как 10 000 рублей. Подлежит взысканию штраф. Просит расторгнуть договор поручения № № от <дата> по бронированию и приобретению туристического продукта, заключенный с ООО «Агентство Путешествий Пальма»; взыскать: с ООО «Агентство Путешествий Пальма» внесенные в качестве агентского вознаграждения 11 184 рубля и компенсацию морального вреда в размере 5 000 рублей, с ООО «ЮНИТУР-2007» внесенную сумму без агентского вознаграждения в размере 184 316 рублей и компенсацию морального вреда в размере 10 000 рублей, а так же штраф с обоих ответчиков в размере 50%.
В ходе судебного разбирательства истец уменьшил заявленные требования, указывая на то, что денежные средства в размере 195 500 рублей были ему перечислены <дата>, просит расторгнуть договор поручения № № от <дата> по бронированию и приобретению туристического продукта, заключенный с ООО «Агентство Путешествий Пальма»; взыскать: с ООО «Агентство Путешествий Пальма» компенсацию морального вреда в размере 5 000 рублей, с ООО «ЮНИТУР-2007» компенсацию морального вреда в размере 10 000 рублей, а так же штраф с обоих ответчиков в размере 50%.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, не явились, извещены.
Представитель ответчика ООО «ЮНИТУР-2007» в судебное заседание не явился, извещен. В письменном отзыве выражает несогласие с требованиями указывая на то, что поездка истца не состоялась по причине распространения коронавирусной инфекции, принимая во внимание дату заключения договора и дату тура, принятые органами власти ограничения, это являлось для туроператором обстоятельством непреодолимой силы, ввиду которого он не смог исполнить свои обязательства по договора. Требование о возврата денежных средств было передано для осуществления выплат туристам. <дата> сформирован окончательный реестр требований требования истца были в него включены. Оснований для присуждения компенсации морального вреда, неустойки и штрафа не имеется. Туристкая отрасль отнесена к отраслям экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения коронавирусной инфекции.
Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что <дата> истцом был заключен договор поручения № № от <дата> по бронированию и приобретению туристского продукта, по условиям которого турагент ООО «Агентство Путешествий Пальма» обязалось совершить действия связанные с подбором, бронированием и оплатой туристского продукта – поездки в Турцию в период с <дата> по <дата> у туроператора ООО «ЮНИТУР-2007».
С учетом положений ст. 9 Федерального закона от 26.01.1996 № 15-ФЗ «О введении в действие части второй ГК РФ», подп. а) п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», преамбулой Закона РФ «О защите прав потребителей», к возникшим между истцом и ответчиками правоотношениям подлежат применению нормы Закона РФ «О защите прав потребителей».
Стоимость туристического продукта составила 195 500 рублей, из которых 184 316 рублей составляет стоимость туристского продукта (переведено турагентом туроператору <дата>, л.д. 25) и 11 184 рубля составляет агентское вознаграждение (осталось у турагента).
<дата> между Тимофеевым Д.К. и ООО «Агентство Путешествий Пальма» было заключено дополнительное соглашение № от <дата>, в котором указано, что в связи с закрытием границ РФ авиаперелет в Турцию у туроператора ООО «ЮНИТУР-2007» меняется на даты тура – <дата> – <дата>.
Согласно абз. 1, 2, 4 ст. 9 Федерального закона от 24.11.1996 № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» туристский продукт формируется туроператором по его усмотрению исходя из конъюнктуры туристского рынка или по заданию туриста или иного заказчика туристского продукта (далее - иной заказчик). Туроператор обеспечивает оказание туристу всех услуг, входящих в туристский продукт, самостоятельно или с привлечением третьих лиц, на которых туроператором возлагается исполнение части или всех его обязательств перед туристом и (или) иным заказчиком. По договору о реализации туристского продукта, заключенному турагентом, туроператор несет ответственность за неоказание или ненадлежащее оказание туристу и (или) иному заказчику услуг, входящих в туристский продукт, независимо от того, кем должны были оказываться или оказывались эти услуги.
Турагент несет предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность перед туристом и (или) иным заказчиком за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей, предусмотренных договором о реализации туристского продукта (абзац 11 статьи 10.1 Федерального закона от 24.11.1996 № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»).
Из анализа приведенных положений следует, что ответственность турагентов не исключается в случае нарушения их действиями прав туриста.
В силу п. 1 ст. 416 ГК РФ обязательство прекращается невозможностью исполнения, если она вызвана наступившим после возникновения обязательства обстоятельством, за которое ни одна из сторон не отвечает.
В соответствии с п. 3 ст. 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
В судебном заседании установлено и не оспаривалось сторонами, что обращением истца с требованием о расторжении договора и возврате уплаченных денежных средств, явилось именно ухудшение эпидемиологической обстановки в связи с распространением новой короновирусной инфекции (COVID-19), вследствие возникновения которой было невозможно осуществить выезд за границу РФ.
В соответствии с Положением об особенностях на 2020 - 2022 годы исполнения и расторжения договора о реализации туристского продукта, заключенного по 31 марта 2020 г. включительно, туроператором, осуществляющим деятельность в сфере внутреннего туризма, и (или) въездного туризма, и (или) выездного туризма, либо турагентом, реализующим туристский продукт, сформированный таким туроператором, включая основания, порядок, сроки и условия возврата туристам и (или) иным заказчикам туристского продукта уплаченных ими за туристский продукт денежных сумм или предоставления в иные сроки равнозначного туристского продукта, в том числе при наличии обстоятельств, указанных в части третьей статьи 14 Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 20.07.2020 № 1073 (далее – Положение), оно устанавливает особенности на 2020 и 2022 годы исполнения и расторжения договора о реализации туристского продукта, заключенного по 31.03.2020 включительно, туроператором, осуществляющим деятельность в сфере внутреннего туризма, и (или) въездного туризма, и (или) выездного туризма (далее - туроператор), либо турагентом, реализующим туристский продукт, сформированный таким туроператором (далее - договор), включая основания, порядок, сроки и условия возврата туристам и (или) иным заказчикам туристского продукта (далее - заказчик) уплаченных ими за туристский продукт денежных сумм или предоставления в иные сроки равнозначного туристского продукта, в том числе при наличии обстоятельств, указанных в части третьей статьи 14 Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации».
С учетом положений ст.ст. 401, 421, 779, 783 ГК РФ, ст.ст. 6, 9, 10 Федерального закона от 24.11.1996 № 132-ФЗ «Об основах туристкой деятельности в Российской Федерации», пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 18.07.2007 № 452 «Об утверждении правил оказания услуг по реализации туристского продукта», разъяснениями, данными в пунктах 48, 50 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2012 № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», пункте 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 № 7 «О применении судами некоторых положений ГК РФ об ответственности за нарушение обязательств», суд исходит из того, что туристическая поездка не состоялась по причине, не зависящей от воли сторон, поэтому турист вправе в одностороннем порядке расторгнуть договор о реализации туристского продукта и требовать возврата уплаченных по этому договору денежных сумм с туроператора, которым является ООО «ЮНИТУР-2007», и агентского вознаграждения с турагента ООО «Агентство Путешествий Пальма».
Истцом предъявлено требование о расторжении договора поручения № № от <дата>.
Принимая во внимание, что в соответствии с условиями договора, п. 1 ст. 450.1 ГК РФ, ст. 32 Закона РФ «О защите прав потребителей», до предъявления иска ответчиками было получено заявление истца о расторжении договора, что никем не оспаривается, договор о реализации туристского продукта между сторонами является расторгнутым с момента получения ответчиками указанного заявления истца, то есть на момент предъявления иска договор уже был расторгнут, в связи с чем оснований для расторжения договора в судебном порядке и удовлетворения требования истца о его расторжении не имеется.
Абзацем 10 п. 2(1) Положения предусмотрено, что при расторжении договора по требованию заказчика в случае, предусмотренном абзацем первым настоящего пункта, в том числе при отказе заказчика от равнозначного туристского продукта, туроператор осуществляет возврат заказчику уплаченных им за туристский продукт денежных сумм не позднее <дата>.
Тимофеевым Д.К. оформлено требование от <дата> к ООО «ЮНИТУР-2007» о возврате уплаченных денежных средств (л.д. 26), от <дата> требование к ООО «Агентство Путешествий Пальма» о расторжении договора поручения и возврате уплаченных денежных средств (л.д. 27-28).
Поскольку Положением предусмотрено, что возврат денежных средств должен быть осуществлен туроператором в срок не позднее 31.12.2022, то уплаченные турагенту денежные средства в размере 11 184 рубля подлежит возврату истцу также не позднее 31.12.2022. При этом, установление Положением сроков возврата денежных средств, уплаченных по договору, не означает, что денежные средства не могут быть получены заказчиком ранее указанных дат.
<дата> истцу были перечислены уплаченные им денежные средства в сумме 195 500 рублей, состоящие из 184 316 рублей – стоимость туристского продукта и 11 184 рубля – агентское вознаграждение.
Суд отмечает, что признание распространения новой коронавирусной инфекции обстоятельством непреодолимой силы не может быть универсальным для всех категорий должников, независимо от типа их деятельности, условий ее осуществления, в том числе региона, в котором действует организация, в силу чего существование обстоятельств непреодолимой силы должно быть установлено с учетом обстоятельств конкретного дела (в том числе срока исполнения обязательства, характера неисполненного обязательства, разумности и добросовестности действий должника и т.д.).
Деятельность туристических агентств и прочих организаций, предоставляющих услуги в сфере туризма, включена в перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекций (Постановление Правительства РФ от 03.04.2020 № 434) и невозможность осуществления туристических поездок в условиях угрозы безопасности туристов привела к значительному снижению размера прибыли для всех предприятий указанной отрасли экономики и фактическому приостановлению деятельности этих предприятий, в связи с чем суд пришел к выводу о наличии оснований для освобождения ответчика от ответственности за неисполнение сроков возврата полученного агентского вознаграждения в форме штрафа.
Принимая во внимание обстоятельства, в связи с которыми был заявлен отказ истца от туристических услуг по договору, заключенному до 31.03.2020., установленные Положением сроки возврата денежных средств, уплаченных по договору, которые к моменту рассмотрения дела в суде не наступили, исходя из того, что в силу положений статьи 3 ГПК РФ судебной защите подлежат только нарушенные либо оспариваемые права, свободы или законные интересы, в связи с чем правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований в части взыскания компенсации морального вреда и штрафа не имеется. При этом обстоятельства, послужившие причиной аннулирования тура, свидетельствуют о том, что действия ответчиков являются добросовестными, что исключает возможность взыскания с них штрафных санкций.
Изложенные свидетельствует о наличии оснований для отказа в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░. (░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ № №) ░ ░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░» (░░░ №), ░░░ «░░░░░░-2007» (░░░ №) ░ ░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ – ░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░: ░.░. ░░░░░░
░░░░░░░
«░░░░░ ░░░░░»
░░░░░ __________________ ░.░. ░░░░░░
░░░░░░░░░ ░/░ ____________ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░
░░░░-░░░░ ░ ░░░░ № 2-5614/2022
░░░░░░░░░ ░/░ ____________ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░░░░) 86RS0002-01-2022-007337-81