УИД: 69RS0036-01-2020-003524-23
Дело № 21-323/2020 судья Орёл Ю.А.
РЕШЕНИЕ
11 ноября 2020 года город Тверь
Судья Тверского областного суда Яшина И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе директора общества с ограниченной ответственностью «Теплоснаб» Мочалова С.А. на постановление заместителя начальника отдела государственного энергетического надзора по Тверской области Центрального управления Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ №, решение судьи Московского районного суда г. Твери 14 сентября 2020 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 9.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО "Т",
установил:
постановлением заместителя начальника отдела государственного энергетического надзора по Тверской области Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору К.О.А. № от ДД.ММ.ГГГГ общество с ООО "Т", общество) было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей (т. 1 л.д. 8-11).
Не согласившись с вышеуказанным постановлением, директор ООО "Т" М.С.А. обжаловал его в Заволжский районный суд г. Твери (т. 1 л.д. 2-6).
Определением судьи Заволжского районного суда г. Твери от 05 августа 2020 г. дело об административном правонарушении направлено по подведомственности в Московский районный суд г. Твери (т. 1 л.д. 80-82).
Решением судьи Московского районного суда г. Твери от 14 сентября 2020 г. постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба директора ООО "Т" М.С.А. – без удовлетворения (т. 2 л.д. 44-53).
В жалобе, поданной в Тверской областной суд, директор ООО "Т" М.С.А. просит отменить постановленные решения, производство по делу прекратить. В обоснование доводов жалобы указывает, что в соответствии с пунктами 15, 25 Правил подключения, пункта 36 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08 августа 2012 г. как для договора о технологическом присоединении, так и договора теплоснабжения требуется заявка, которая подается заявителем. К заявке прилагаются документы, в том числе и разрешение на допуск в эксплуатацию энергоустановки (для теплопотребляющих установок с тепловой нагрузкой 0,05 Гкал/час и более, не являющихся объектами капитального строительства, для которых законодательством о градостроительной деятельности предусмотрено получение разрешения на ввод в эксплуатацию), выданное органом федерального государственного энергетического надзора. При заключении договора о подключении № от ДД.ММ.ГГГГ и договора теплоснабжения № от ДД.ММ.ГГГГ заявителем являлось ЦРБ а не ООО "Т". Полагает, что в соответствии пунктами 1, 4 статьи 51, пункта 2 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ), пункта 7 статьи 16.1 Закона Тверской области от 24 июля 2012 г. № 77-ЗО «О градостроительной деятельности на территории Тверской области» с Постановлением Правительства РФ от 17 апреля 2017 г. № 452 «Об исчерпывающем перечне процедур в сфере строительства сетей теплоснабжения и о правилах внесения в него изменений и ведения реестра описаний процедур, указанных в исчерпывающем перечне процедур в сфере строительства сетей теплоснабжения» общество в рамках исполнения заключенного с ЦРБ договора не обязано было получать разрешение на допуск в эксплуатацию применительно к тепловой сети. Утверждает, что тепловая сеть, используемая ООО "Т" осуществляет транспортировку горячей воды в температурном режиме 95х70 градусов Цельсия и данная сеть не отвечает параметрам опасного производственного объекта и, соответственно, получение разрешения на ввод тепловой сети в эксплуатацию как опасного производственного объекта не требуется.
Полагает, что при производстве по делу об административном правонарушении существенно нарушены нормы процессуального права. Определение о проведении административного расследования в материалах дела отсутствует. Внеплановая проверка прокуратурой и должностными лицами Центрального Управления Ростехнадзора проведена в период действия моратория, установленного постановлением Правительства РФ от 03 апреля 2020 г. № 438, при том, что фактов угрожающих жизни и здоровью граждан, возникновения чрезвычайных ситуаций не было, и потому все доказательства по делу являются недопустимыми в силу пункта 3 статьи 26.2 КоАП РФ. Постановление о назначении административного наказания вынесено с нарушением требований части 1 статьи 4.5 КоАП РФ, поскольку тепловая сеть построена и введена в эксплуатацию ДД.ММ.ГГГГ В 2017 г. прокуратурой проводилась проверка, и никаких нарушений выявлено не было, и потому указание времени совершения правонарушения ДД.ММ.ГГГГ неправомерно. Указывает, что общество относится к малым предприятиям и имеются основания для применения статьи 4.1.1 КоАП РФ (т. 2 л.д. 56-62).
Проверив материалы дела, оценив обоснованность доводов жалобы, выслушав директора ООО "Т" М.С.А., поддержавшего жалобу по доводам в ней изложенным, оснований для отмены или изменения постановленных по делу решений, не нахожу.
Согласно статьи 9.11 КоАП РФ нарушение правил пользования топливом, электрической и тепловой энергией, правил устройства электроустановок, эксплуатации электроустановок, топливо - и энергопотребляющих установок, тепловых сетей, объектов хранения, содержания, реализации и транспортировки энергоносителей, топлива и продуктов его переработки - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Норма статьи 9.11 КоАП РФ является бланкетной и отсылает к другим нормативным актам, нарушение которых и образует объективную сторону административного правонарушения. Объективная сторона рассматриваемого правонарушения выражается в нарушении правил пользования топливом, электрической и тепловой энергией, правил устройства электроустановок, эксплуатации электроустановок, топливо- и энергопотребляющих установок, тепловых сетей, объектов хранения, содержания, реализации и транспортировки энергоносителей, топлива и продуктов его переработки. Таким образом, событие административного правонарушения образует любой факт (один или несколько) нарушения упомянутых правил, в том числе правил подключения (технологического присоединения) и правил технической эксплуатации тепловых сетей.
Согласно части 1 статья 14 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ (ред. от 01 апреля 2020 г.) «О теплоснабжении» (далее – Закон о теплоснабжении) подключение (технологическое присоединение) теплопотребляющих установок и тепловых сетей потребителей тепловой энергии, в том числе застройщиков, к системе теплоснабжения осуществляется в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом и правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.Постановлением Правительства Российской Федерации от 05 июля 2018 г. № 787 на основании подпункта 3 пункта 1 статьи 4 Закона о теплоснабжении утверждены Правила подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, включая Правила недискриминационного доступа к услугам по подключению (технологическому присоединению) к системам теплоснабжения.
Как следует из пункта 2 общих положений упомянутых Правил подключения (технологического присоединения) под подключением понимается совокупность организационных и технических действий, дающих возможность подключаемому объекту после подключения (технологического присоединения) к системе теплоснабжения потреблять тепловую энергию из этой системы теплоснабжения, обеспечивать передачу тепловой энергии по смежным тепловым сетям или выдавать тепловую энергию, производимую на источнике тепловой энергии, в систему теплоснабжения; «заявитель» - лицо, имеющее намерение подключить объект к системе теплоснабжения, а также теплоснабжающая или теплосетевая организация в случае, предусмотренном пунктом 3 настоящих Правил; «исполнитель» - теплоснабжающая или теплосетевая организация, владеющая на праве собственности или на ином законном основании тепловыми сетями и (или) источниками тепловой энергии, к которым непосредственно или через тепловые сети и (или) источники тепловой энергии иных лиц осуществляется подключение;
В соответствии с пунктом 3 Правил подключения (технологического присоединения) договор о подключении к системе теплоснабжения является публичным для теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, в том числе единой теплоснабжающей организации.
Согласно пункту 1.1 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации № 115 от 24 марта 2003 г. (далее – Правила технической эксплуатации), данные Правила устанавливают требования по технической эксплуатации следующих тепловых энергоустановок, в том числе систем теплопотребления всех назначений (технологических, отопительных, вентиляционных, горячего водоснабжения, кондиционирования воздуха), теплопотребляющих агрегатов, тепловых сетей потребителей, тепловых пунктов, других сооружений аналогичного назначения.
В соответствии с пунктом 2.4.1 Правила технической эксплуатации новые или реконструированные тепловые энергоустановки принимаются в эксплуатацию в порядке, установленном настоящими Правилами. Допуск в эксплуатацию новых и реконструированных тепловых энергоустановок осуществляют органы государственного энергетического надзора на основании действующих нормативно-технических документов (пункт 2.4.2 Правил технической эксплуатации). При этом пункт 6.2.19 данных Правил предусматривает, что подключение тепловых сетей и систем теплопотребления после монтажа и реконструкции производится на основании разрешения, выдаваемого органами государственного энергетического надзора.
Как установлено материалами дела, что в августе – сентябре 2017 г. ООО "Т" осуществило прокладку магистральных тепловых сетей в двухтрубном исполнении от существующих тепловых сетей жилого поселка <адрес> до теплового узла, находящегося на территории ЦРБ по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ между ООО "Т" и ЦРБ был заключен договор № о подключении к системам теплоснабжения. По условиям указанного договора ООО "Т" обязуется: подключить ЦРБ (<адрес>; <адрес>) к системе теплоснабжения общества в определенной точке подключения; создать тепловые сети протяженностью от существующих тепловых сетей до точки подключения объекта, во исполнение которого ДД.ММ.ГГГГ между обществом и ЦРБ заключен договор теплоснабжения №. По условиям договора теплоснабжения ООО "Т" обязуется поставлять тепловую энергию в горячей воде потребителю, а потребитель обязуется принимать и оплачивать тепловую энергию в соответствии с условиями договора. При изложенных обстоятельствах общество осуществляло деятельность в нарушение требований части 1 статьи 14 Закона о теплоснабжении, пунктов 2.4.1, 2.42, 6.2.19 Правил технической эксплуатации, а также Правил подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, включая правила недискриминационного доступа к услугам по подключению (технологическому присоединению) к системам теплоснабжения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 05 июля 2018 г. № 787, тем самым совершило административное правонарушение, предусмотренное статьей 9.11 КоАП РФ.
Факт совершения ФГКУ ООО "Т" административного правонарушения и его виновность подтверждены совокупностью исследованных доказательств, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывают, а именно:
выпиской из ЕГРЮЛ от ДД.ММ.ГГГГ согласно которой основным видом деятельности ООО "Т" (ОГРН № ИНН №), является код 35.30.6 торговля паром и горячей водой (тепловой энергии) - т. 1 л.д. 83-87;
договором о подключении к системе теплоснабжения № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного ООО "Т" (Исполнитель), в лице директора М.С.А., и ЦРБ (Заказчик), по условиям которого исполнитель обязуется самостоятельно или с привлечением третьих лиц осуществить подключение здания ЦРБ к системе теплоснабжения общества; обеспечить техническую возможность подключения; создать тепловые сети протяженностью от существующих тепловых сетей до точки подключения объекта; осуществлять действия по фактическому подключению объекта к точке подключения; обеспечить возможность подключаемому объекту потреблять тепловую энергию (пункт 1.1 договора); Исполнитель обязуется выполнять мероприятия по подключению объекта в соответствии с условиями подключения (пункт 2.1. договора), с приложениями: условия подключения №/ту (приложение № 1 – т. 1 л.д. 63); от ДД.ММ.ГГГГ о готовности внутриплощадочных и (или) внутридомовых сетей и оборудования (приложение № 3 к договору), о подключении к системе теплоснабжения (приложение № 2 к договору) - т. 1 л.д. 19-20, 21, 22;
разрешением на проведение земельных работ от ДД.ММ.ГГГГ (т. 1 л.д. 52);
актом о приемке в эксплуатацию тепловой сети от ДД.ММ.ГГГГ протяженностью трассы 232,8 м, теплоноситель вода с параметрами 95-70оС (т. 1 л.д. 12);
паспортом тепловой сети теплоснабжение объектов ЦРБ от существующих магистральных тепловых сетей (т. 1 л.д. 14-15);
договором теплоснабжения № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенным между ООО "Т" (теплоснабжающая организация) и ЦРБ» (потребитель) на поставку тепловой энергии в горячей воде для оказания услуг отопления объектов потребителя (т. 1 л.д. 68-75);
письменным ответом руководителя Центрального Управления Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ № на запрос и.о. прокурора Весьегонского района от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ от ООО "Т" заявлений о выдаче разрешения на допуск в эксплуатацию тепловых энергоустановок не поступало (т. 1 л.д. 108 оборот – 110);
представлением об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ от ООО "Т" заявлений о выдаче разрешения на допуск в эксплуатацию тепловых энергоустановок не поступало (т. 1 л.д. 26-27);
постановлением прокурора Весьегонского района Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ о возбуждении дела об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ (т. 1 л.д. 135-137), и иными доказательствами которым дана оценка по правилам, установленным ст. 26.11 КоАП РФ, с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности, и не соглашаться с ней оснований не имеется.
В соответствии с требованиями статьями 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Совокупность установленных должностным лицом Центрального управления Ростехнадзора и судьей районного суда фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования перечисленных выше и иных представленных в материалы дела доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.
Доводы жалобы об отсутствии в действиях общества вмененного состава правонарушения, поскольку при рассмотрении дела нормы материального права применены неверно, несостоятельны, поскольку основаны на ошибочном толковании действующего законодательства, регламентирующего порядок подключения (технологического присоединения) и правил технической эксплуатации правил пользования топливом, электрической и тепловой энергией, правил устройства электроустановок, эксплуатации электроустановок, топливо- и энергопотребляющих установок, тепловых сетей.
Принимая во внимание, что именно общество построило, фактически подключило тепловые сети и осуществляет теплоснабжение, то именно ООО "Т" является субъектом правонарушения, предусмотренного статьей 9.11 КоАП РФ, так как не выполнило обязанности, направленные на обеспечение защищенности жизненно важных интересов личности и общества.
Ссылка подателя жалобы о том, что в своей деятельности общество руководствовалось Постановлением Правительства РФ от 17 апреля 2017 г. № 452 не свидетельствует об отсутствии в действиях ООО "Т" вмененного состава правонарушения, поскольку указанное обстоятельно не подтверждает надлежащее исполнение им Правил технической эксплуатации, Правил подключения (технологического присоединения).
Утверждения подателя жалобы о существенном нарушении норм процессуального права, так как проверка проведена незаконно, нельзя признать обоснованными. Федеральным законом от 01 апреля 2020 г. № 98-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» и Постановление Правительства РФ от 03 апреля 2020 г. № 438 не устанавливают запретов или ограничений на проведение контрольных мероприятий, не регулируемых Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» случае контроля по проведению мероприятий, связанных с эксплуатацией энергоустановок.
Так, отсутствие в материалах дела определения о проведении административного расследования, как и инициирование прокуратурой проверки в период действия постановления Правительства РФ от 03 апреля 2020 г. № 438 не свидетельствуют о недостоверности доказательств, добытых прокурором в ходе проверки и имеющихся в материалах дела.
При рассмотрении дела должностным лицом и судьей районного суда на основании полного и всестороннего исследования собранных по делу доказательств установили все юридически значимые обстоятельства совершения описанного выше административного правонарушения, предусмотренного статьями 9.11 КоАП РФ, правильно применили положения действующего законодательства, дали надлежащую юридическую оценку действиям ООО "Т" и пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях ООО "Т" состава административного правонарушения, предусмотренного статьями 9.11 КоАП РФ.
Доводы жалобы об истечении годичного срока давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и его неверном исчислении подлежат отклонению с учетом того, что правонарушение является длящимся, обнаружено прокурором Весьегонского района Тверской области и должностным лицом административного органа ДД.ММ.ГГГГ (т. 1 л.д. 108 оборот-110), и потому оснований для прекращения производства по делу по пункту 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, не имеется.
Иные доводы жалобы не опровергают наличие в действиях ООО "Т" объективной стороны состава вмененного ему административного правонарушения и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу актов должностного лица и судьи районного суда, а направлены на переоценку исследованных судьей доказательств, несогласие с которой не может служить основанием к отмене обжалуемых актов, постановленных с соблюдением требований КоАП РФ.
Принципы презумпции невиновности и законности, закрепленные в статьях 1.5 и 1.6 КоАП РФ, соблюдены.
Административное наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей назначено ООО "Т" в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ, в пределах санкции статьи 9.11 КоАП РФ, является справедливым и соразмерным.
Тот факт, что общество относится к субъектам малого предпринимательства, а также, что оно привлекается к административной ответственности впервые, не является безусловным основанием для применения положений статьи 4.1.1 КоАП РФ.
В данном случае угроза причинения вреда заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а свидетельствует о пренебрежительном отношении юридического лица к исполнению своих публично-правовых обязанностей, возложенных на него законодательством, регламентирующих пользование электрической энергией и эксплуатацию электроустановок, несоблюдение которых влечет угрозу жизни и здоровью людей. Следует отметить, что состав вмененного обществу в вину правонарушение являлся формальным, в связи с этим ответственность за совершенное правонарушение наступала вне зависимости от причинения вреда, ущерба или иных негативных последствий.
Оснований для признания совершенного обществом правонарушения малозначительным и освобождения его от административной ответственности на основании статьи 2.9 КоАП РФ в силу вышеизложенного также не имеется.
Существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело и жалобы на постановление, не допущено.
Нарушений норм процессуального законодательства при производстве по делу об административном правонарушении не допущено, нормы материального права применены правильно.
Руководствуясь статьями 30.6-30.9 КоАП РФ, судья
решил:
постановление заместителя начальника отдела государственного энергетического надзора по Тверской области Центрального управления Ростехнадзора № от 14 июля 2020 г., решение судьи Московского районного суда г. Твери от 14 сентября 2020 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 9.11 КоАП РФ, в отношении ООО "Т" оставить без изменения, жалобу директора ООО "Т" М.С.А. - без удовлетворения.
Судья И.В.Яшина