К делу №2-538/2024
УИД 23RS0050-01-2023-004480-36
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Темрюк 26 января 2024 года
Темрюкский районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего судьи Орловой Т.Ю.,
при секретаре судебного заседания Малюк А.Н.
с участием представителя истца Администрации муниципального образования Темрюкский район Пивень А.И., действующего на основании доверенности,
представителя ответчиков Скляр И.В., Горшкова А.В., Кустова М.М., Рубцовой В.Д., Прощалыкина В.В., Сытник Т.С., Гречишкиной М.М. - Юдиной К.С., действующей на основании доверенности,
представителя ответчиков Баранник А.С., Ткаченко А.П., Третьякова А.Г. - Драган А.В., действующего на основании доверенности,
представителя третьего лица УФСГРКиК по Краснодарскому краю по доверенности Коваленко И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению администрации МО <адрес> к ФИО1, ФИО2, ФИО8, ФИО9, ФИО3, ФИО10, ФИО4, ФИО11, ФИО12, ФИО5, ФИО13, ФИО14, ФИО6 о признании незаконным межевого плана, в соответствии с которым были образованы и поставлены на кадастровый учет земельные участки, признании незаконным постановку на государственный кадастровый учет земельных участков, снятии с государственного кадастрового учета земельных участков, аннулировании права собственности в отношении земельных участков, восстановлении сведений в едином государственном реестре недвижимости в отношении земельного участка,
У С Т А Н О В И Л:
Администрация МО Темрюкский район обратилась в суд с иском к Баранник А.С., Ткаченко А.П., Кустову М.М., Третьякову А.Г., Скляр И.В., Бабахваеву А.Б., Горшкову А.В., Аксенову И.А., Рубцовой В.Д., Сытник Т.С., Прощалыкину В.В., Гречишкиной М.А., Крутько А.Н., и просила: признать незаконным межевой план, в соответствии с которым были образованы и поставлены на кадастровый учет земельные участки с кадастровыми номерами: № расположенные по адресу: край Краснодарский, р-н Темрюкский, южнее <адрес>, категория земли – земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования – для ведения крестьянского хозяйства; признать незаконным межевой план, в соответствии с которым были образованы и поставлены на кадастровый учет земельные участки с кадастровыми номерами: №, расположенные по адресу: край Краснодарский, р-н Темрюкский, южнее <адрес>, категория земли – земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования – для ведения крестьянского хозяйства; признать незаконным раздел земельного участка с кадастровым номером 23:30:0701004:37, категория земель – земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования: для ведения крестьянского хозяйства, площадью №, категория земель – земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования: для ведения крестьянского хозяйства, площадью 27804 кв.м., расположенного по адресу: Краснодарский край, Темрюкский №
Требования мотивировала тем, что в Управление муниципального контроля администрации муниципального образования Темрюкский район поступила информация о разделе земельного участка с кадастровым номером № (снят с государственного кадастрового учета ДД.ММ.ГГГГ), площадью 37405 кв.м., категория земли – земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования – для ведения крестьянского хозяйства, расположенного по адресу: край Краснодарский, р-н Темрюкский, южнее <адрес>, на момент раздела принадлежавшего на праве общей долевой собственности ФИО1, ФИО2, ФИО9, ФИО3, ФИО8, на 10 земельных участков категорией земли - земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования – для ведения крестьянского хозяйства, по адресу: край Краснодарский, р-н Темрюкский, южнее <адрес>, а именно:
- с кадастровым номером № площадью 1000 кв.м., ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано право собственности ФИО10;
- с кадастровым №, площадью 1200 кв.м., ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано право собственности ФИО1;
- с кадастровым номером № площадью 1200 кв.м., ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано право собственности ФИО1;
- с кадастровым номером №, площадью 1000 кв.м., ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано право собственности ФИО2;
- с кадастровым номером №, площадью 1000 кв.м., ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано право собственности ФИО3;
- с кадастровым номером №, площадью 27804 кв.м., снят с государственного кадастрового учета ДД.ММ.ГГГГ в связи с разделом на 9 земельных участков;
- с кадастровым номером № площадью 1000 кв.м., ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано право собственности ФИО3;
- с кадастровым номером №, площадью 1200 кв.м., ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано право собственности ФИО1;
- с кадастровым номером № площадью 1000 кв.м., ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано право собственности ФИО9;
- с кадастровым номером №, площадью 1000 кв.м., ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано право собственности ФИО2.
В свою очередь земельный участок с кадастровым номером № разделен на 9 земельных участков категорией земли – земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования – для ведения крестьянского хозяйства, по адресу: край Краснодарский, р-н Темрюкский, южнее <адрес>:
- с кадастровым номером № 1000 кв.м., ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано право собственности ФИО11;
- с кадастровым номером №, площадью 1000 кв.м., ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано право собственности ФИО4;
- с кадастровым номером №, площадью 1000 кв.м., ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано право собственности ФИО12;
- с кадастровым номером №, площадью 1000 кв.м., ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано право собственности ФИО5;
- с кадастровым номером №, площадью 1000 кв.м., ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано право собственности ФИО7;
- с кадастровым номером №, площадью 1000 кв.м., ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано право собственности ФИО14;
- с кадастровым номером №61, площадью 1000 кв.м., ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано право собственности ФИО5;
- с кадастровым номером №, площадью 802 кв.м., ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано право собственности ФИО6;
- с кадастровым номером 23:30:0701004:63, площадью 20000 кв.м., ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано право собственности ФИО8.
В соответствии с частью 1 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) в целях обеспечения устойчивости развития территории, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства осуществляется подготовка документации по планировке территории.
Согласно части 3 статьи 41 ГрК РФ подготовка документации по планировке территории в целях размещения объекта капитального строительства является обязательной в следующих случаях, когда: необходимы установление, изменение или отмена красных линий; необходимо образование земельных участков в случае, если в соответствии с земельным законодательством образование земельных участков осуществляется только в соответствии с проектом межевания территории; планируется осуществление комплексного развития территории.
Частью 6 статьи 41 ГрК РФ определено, что проект планировки территории является основой для подготовки проекта межевания территории, за исключением случаев, предусмотренных частью 5 указанной статьи. Подготовка проекта межевания территории осуществляется в составе проекта планировки территории или в виде отдельного документа.
Согласно части 1 статьи 42 ГрК РФ подготовка проекта планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории.
В связи с чем истец считает, что в целях установления элементов планировочной инфраструктуры, улично-дорожной сети, красных линий, подготовка документации по планировке территории, на которой расположены вышеуказанные земельные участки, является обязательной.
В соответствии с частью 1 статьи 46 ГрК РФ решение о подготовке документации по планировке территории применительно к территории поселения, территории городского округа, за исключением случаев, указанных в частях 2 - 4.2 и 5.2 статьи 45 ГрК РФ, принимается органом местного самоуправления поселения, органом местного самоуправления городского округа по инициативе указанных органов либо на основании предложений физических или юридических лиц о подготовке документации по планировке территории.
Согласно части 8 статьи 45 ГрК РФ подготовка документации по планировке территории, в том числе предусматривающей размещение объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, может осуществляться физическими или юридическими лицами за счет их средств.
В соответствии со статьей 43 ГрК РФ подготовка проекта межевания территории осуществляется применительно к территории, расположенной в границах одного или нескольких смежных элементов планировочной структуры, границах определенной правилами землепользования и застройки территориальной зоны и (или) границах установленной схемой территориального планирования муниципального района, генеральным планом поселения, городского округа функциональной зоны, территории, в отношении которой предусматривается осуществление деятельности по ее комплексному и устойчивому развитию.
В соответствии с частью 6 статьи 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в графической части межевого плана воспроизводятся сведения кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке, а также указываются местоположение границ образуемых земельного участка или земельных участков, либо границ части или частей земельного участка, либо уточняемых границ земельных участков, доступ к образуемым или измененным земельным участкам (проход или проезд от земельных участков общего пользования), в том числе путем установления сервитута.
Согласно пункту 26 части 1 статьи 26 указанного Федерального закона осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если доступ (проход или проезд от земельных участков общего пользования) к образуемому или изменяемому земельному участку не будет обеспечен, в том числе путем установления сервитута (для случая осуществления государственного кадастрового учета). Сводом правил СП 396.1325800.2018 «Улицы и дороги населенных пунктов. Правила градостроительного проектирования», утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №/пр) (с изменениями и дополнениями) определено, что проектирование улично-дорожной сети в населенных пунктах осуществляется: при подготовке генерального плана сельского поселения; при подготовке программ комплексного развития транспортной инфраструктуры поселения; при подготовке проектов планировки территорий, в том числе предусматривающих размещение одного или нескольких линейных объектов улично-дорожной сети.
Согласно информации, представленной управлением архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования <адрес>, администрацией муниципального образования <адрес> решения о подготовке, утверждении документации по планировке территории (проекта планировки, проекта межевания) в отношении земельного участка с кадастровым номером № и образованных в результате их перераспределения земельных участков не принимались.
При хозяйственном освоении территории (в том числе подготовке градостроительного плана земельного участка, проектирование, строительство/реконструкция, вводе в эксплуатацию) в обязательном порядке должны учитываться требования нормативов градостроительного проектирования всех уровней.
Согласно части 3 статьи 1 ГрК РФ установлено, что устойчивое развитие территорий - обеспечение при осуществлении градостроительной деятельности безопасности и благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограничение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и обеспечение охраны и рационального использования природных ресурсов в интересах настоящего и будущего поколений.
В частности, Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №/пр утверждены виды элементов планировочной структуры:
1. Район;
2. Микрорайон;
3. Квартал;
4. Территория общего пользования, за исключением элементов планировочной структуры, указанных в пункте 8 настоящего Приложения;
5. Территория ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд;
6. Территория транспортно-пересадочного узла;
7. Территория, занятая линейным объектом и (или) предназначенная для размещения линейного объекта, за исключением элементов планировочной структуры, указанных в пункте 8 настоящего Приложения;
8. Улично-дорожная сеть.
Поскольку необходимо установление планировочной структуры, улично-дорожной сети, красных линий, объектов коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур, в том числе объектов, включенных в программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, программы комплексного развития транспортной инфраструктуры, программы комплексного развития социальной инфраструктуры и необходимых для развития территории в границах элемента планировочной структуры и т.д., истец считает, что подготовка документации по планировке территории обязательна.
Статьей 7 ЗК предусмотрено, что земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
К неделимым относятся сельскохозяйственные участки для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства (пункты 1–2 статьи 9 закона № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»). Раздел прочих сельхозяйственных земель должен происходить так, чтобы самый малый образуемый участок не был по площади меньше установленных норм.
Неделимый земельный участок – это надел, в отношении которого невозможно установить право собственности на его отдельную часть, земельный участок выступает объектом права в целом: права единственного собственника участка, общей собственности несколько собственников.
Раздел земельного участка, выдел в натуре доли в праве собственности, не допускается: существует запрет на раздел земли, так как не могут разделяться участки для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства.
Без разработанной и утвержденной, в соответствии с нормами действующего законодательства, документации по планировке территории не обеспечивается устойчивое развитие территории, в том числе не выделены элементы планировочной структуры, не могут быть установлены границы земельных участков, не могут быть установлены красные линии.
В судебном заседании представитель истца администрации МО Темрюкский район по доверенности Пивень А.И., просил исключить из числа ответчиков Россреестр и привлечь их в качестве третьих лиц, настаивал на удовлетворении исковых требований, относительно заявленного представителями ответчиков пропуска исковой давности, пояснил, что возражает, поскольку из проекта кадастровой карты не усматривается, что земельный участок образован из большого массива.
Ответчики Кустов М.М., Скляр И.В., Горшков А.В., Рубцова В.Д., Сытник Т.С., Прощалыкин В.В., Гречишкина М.А., извещены о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явились, их представитель Юдиной К.С., возражала против удовлетворения искового заявления, ссылаясь на доводы в возражения, пояснив, что земельные участки образовались путем раздела в 2009 году, процедура образования земельных участков произведена в соответствии с действующим законодательством, истцу стало известно о разделе земельного участка в связи с проведением работ по подготовке и утверждению 27.02.2015г. правила землепользования и застройки Новотаманского сельского поселения Темрюкского района Краснодарского края, которые были утверждены с учетом образованных спорных земельных участков, сведения о которых содержались в ЕГРН и в публичной кадастровой карте, в связи с чем, представителем ответчиков Юдиной К. С. заявлено ходатайство об отказе в иске в связи с истечением срока исковой давности.
Ответчики Баранник А.С., Ткаченко А.П., Третьяков А.Г., в судебное заседание не явились, их представитель Драган А.В., возражал в удовлетворении искового заявления, и согласился с доводами ответчиков по доверенности Юдиной К.С., и дополнительно пояснил, что заявленные требования не подлежат удовлетворению и направлены на прекращение права собственности лиц, обладающих земельными участками на праве собственности на законных основаниях; в обоснование заявленных требований истец ссылается на положения градостроительного законодательства, регулирующего вопросы межевания и планировки территорий, необходимость установления планировочной структуры улично-дорожной сети, то есть образованные земельные участки не влияют на реализацию истцом полномочий по подготовке документов территории планирования, кроме того, истцом пропущен срок исковой давности, поскольку администрации было известно об образовавшихся земельных участках на момент утверждения ПЗЗ Новоатаманского сельского поселения 27.02.2015 г.
Ответчики Бабахваев А.Б., Аксенов И.А., Крутько А.Н, извещались судом, в судебное заседание не явились, заявлений от них не поступило.
Представитель третьего лица УФСГРКиК по Краснодарскому краю по доверенности Коваленко И.В. возражала против удовлетворения исковых требований, поддержала доводы представителей ответчиков, и просила суд в удовлетворении требований администрации МО Темрюкский район отказать с учетом пропуска сроков обращения в суд.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, считает доводы ответчиков об истечении срока исковой давности заслуживающими внимания по следующим основаниям.
Согласно ст. 181 ГК РФ срок исковой давности по требованиям о применении последствий недействительности ничтожной сделки и о признании такой сделки недействительной составляет три года. Течение срока исковой давности по указанным требованиям начинается со дня, когда началось исполнение ничтожной сделки, а в случае предъявления иска лицом, не являющимся стороной сделки, со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о начале ее исполнения. При этом срок исковой давности для лица, не являющегося стороной сделки, во всяком случае не может превышать десять лет со дня начала исполнения сделки.
В соответствии со ст. ст. 195, 196 ГК РФ, исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено. Общий срок исковой давности устанавливается в три года.
Статья 199 ГК РФ предусматривает, что исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является согласно пункту 2 части 2 статьи 199 ГК РФ самостоятельным основанием к вынесению судом решения об отказе в иске (Пункты ДД.ММ.ГГГГ.15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности»).
В силу пункта 1 статьи 200 ГК РФ срок исковой давности по требованиям публично-правовых образований в лице уполномоченных органов исчисляется со дня, когда публично-правовое образование в лице таких органов узнало или должно было узнать о нарушении его прав
Как установлено в судебном заседании и подтверждено материалами дела, раздел земельного участка с кадастровым номером №, № категория – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для ведения крестьянского хозяйства, расположенного по адресу: <адрес>, южнее <адрес>, и земельного участка с кадастровым номером 23:30:0701004:50, категория земель – земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования: для ведения крестьянского хозяйства, №
Правила землепользования и застройки Новотаманского сельского поселения <адрес> утверждены ДД.ММ.ГГГГ решением № IX сессии Совета Новотаманского сельского поселения <адрес> III созыва. Согласно представленным в дело графическим материалам – карте градостроительного зонирования, правила землепользования и застройки Новотаманского сельского поселения утверждены с учетом образованных в результате раздела земельных участков, сведения о которых содержались в ЕГРН и в публичной кадастровой карте. Таким образом, истцу администрации МО <адрес> стало известно о разделе земельных участков в связи с проведением работ по подготовке и утверждению ДД.ММ.ГГГГправил землепользования и застройки Новотаманского сельского поселения <адрес>.
Соответственно, с иском в суд истец должен был обратиться в течение 3 лет с указанной даты, то есть до ДД.ММ.ГГГГ.
С исковым заявлением истец обратился лишь ДД.ММ.ГГГГ, то есть уже за пределами срока исковой давности, уважительных причин пропуска срока, стороной истца не представлено.
Суд приходит к выводу, что с учетом установленных по делу обстоятельств подлежит применению трехлетний срок исковой давности.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,
Р Е Ш И Л:
Отказать в исковых требованиях Администрации муниципального образования Темрюкский район к ФИО1, ФИО2, ФИО8, ФИО9, ФИО3, ФИО10, ФИО4, ФИО11, ФИО12, ФИО5, ФИО13, ФИО14, ФИО6 о признании незаконным межевого плана, в соответствии с которым были образованы и поставлены на кадастровый учет земельные участки, признании незаконным постановку на государственный кадастровый учет земельных участков, снятии с государственного кадастрового учета земельных участков, аннулировании права собственности в отношении земельных участков, восстановлении сведений в едином государственном реестре недвижимости в отношении земельного участка – отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы в Темрюкский районный суд в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме.
Судья: Т.Ю.Орлова