Решение по делу № 2-188/2018 от 08.12.2017

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

01.03.2018 года                                                                           г. Кореновск

         Кореновский районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего судьи Ягудиной В.И.,

при секретаре                             Синютиной О.В.,

с участием истцов Цыбченко О.В., Цыбченко В.И., Горбановой Л.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Горбанова А.Н., Шавло М.В., Жаркова А.А., Жарковой В.А., Цыбченко О.В., Цыбченко В.И. к Министерству обороны Российской Федерации о признании бездействия незаконным и возложении обязанности совершить определенные действия

УСТАНОВИЛ:

Горбанов А.Н., Шавло М.В., Жарков А.А., Жаркова В.А., Цыбченко О.В., Цыбченко В.И. обратились в суд с иском к Министерству обороны Российской Федерации о признании бездействия незаконным, ссылаясь на то, что более 15 лет они проживают в восьмиквартирном сборно-щитовом доме расположенном по адресу: <...>

За указанное время учреждения и организации, ответственные за поддержание в надлежащем состоянии жилищного фонда Министерства обороны Российской Федерации, не осуществляли ни текущего, ни капитального ремонта жилого дома, в котором они проживают. Бездействия должностных лиц привели к тому, что в настоящее время дом имеет следующие дефекты и недостатки: отсутствует герметичность в стыках между сборными щитами стен и перекрытий, в связи с чем, имеют место многочисленные протечки в стенах и перекрытиях внутри помещений, а также сквозняки и сырость; коробление, деформации и механические повреждения наружной обшивки стен из цементо-стружечных плит; в местах наличия пробоин в стенах отсутствует утеплитель; отрыв, коробление и отсутствие местами фанерной подшивки карнизов жилого дома; отрыв листов шифера кровли; негодное состояние крыльца; негодное состояние кровли из шифера; ощутимая вибрация перекрытий; неудовлетворительное состояние внутренних водонесущих коммуникаций; гниль и провалы в полах в отдельных комнатах квартир и мест общего пользования (подъезд);

недостаточная теплоустойчивость ограждающих строительных конструкций.

В <...> года они обратились в адрес Министерства обороны Российской Федерации с просьбой поручить соответствующим должностным лицам, выполнить обследование технического состояния многоквартирного дома на предмет оценки факта аварийности и угрозы проживания в нем, а также привести его в надлежащее состояние.

В целях решения поставленных вопросов их обращении было направлено ответчиком для рассмотрения в администрацию Краснодарского края, а также в Департамент эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций Министерства обороны Российской Федерации и в Департамент строительства Министерства обороны Российской Федерации.

От Департамента строительства Министерства обороны Российской Федерации ответа на обращение не последовало, а начальник Департамента эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций Министерства обороны Российской Федерации в своем письме за исх. № <...> от <...> года сообщил им, что управляющая компания ООО «ГУЖФ» осуществляет деятельность по управлению и эксплуатационному обслуживанию в соответствии с Договором управления, текущий ремонт мест общего пользования жилого фонда осуществляется исключительно за счет и в пределах средств, собираемых с жителей обслуживаемого жилищного фонда по статье коммунальных платежей «Содержание и текущий ремонт». В связи с чем, бюджетное финансирование не предусмотрено.

Кроме этого, было разъяснено, что для улучшения своих жилищных условий они вправе обратиться в межведомственную комиссию для признания занимаемого жилого помещения непригодным для проживания, жилого дома аварийным.

Из письма Государственной жилищной инспекции Краснодарского края за исх. № <...> от <...> года следует, что согласно информации ООО «ГУЖФ» указанный многоквартирный дом <...> года постройки, фактический износ здания составляет более 60 процентов. В план текущего ремонта на <...> год ООО «ГУЖФ» включены следующие виды работ: ремонт кровли - 50 кв.м.; ремонт карнизов - 30 кв.м.; ремонт межпанельных швов - 40 м.; окраска цоколя - 56 кв.м.; ремонт отмостки - 60 кв.м.; окраска фасада - 380 кв.м.; замена водопровода - 25 м.; текущий ремонт подъездов, установка приборов учета.

В связи с ухудшением технического состояния здания многоквартирного дома, а так же учитывая, что по состоянию на <...> года управляющая компания ООО «ГУЖФ» не произвела мероприятия, перечисленные в плане текущего ремонта на <...> год, они вновь обратились в Министерство обороны Российской Федерации с просьбой произвести капитальный ремонт многоквартирного дома, расположенного по адресу: <...>, а в случае невозможности или нецелесообразности его проведения, обратиться в межведомственную комиссию муниципального образования Кореновский район с заявлением по вопросу обследования данного многоквартирного дома на предмет пригодности (не пригодности) для проживания.

Это обращение было направлено ответчиком для рассмотрения администрацию Краснодарского края, а также Департамент эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций Министерства обороны Российской Федерации и Департамент строительства Министерства обороны Российской Федерации.

В ответ на обращение начальник Департамента эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций Министерства обороны Российской Федерации в письме за исх. № <...> от <...> года сообщил, что Министерством обороны Российской Федерации заключен Договор управления жилищным фондом, закрепленным за Вооруженными Силами Российской Федерации от <...> года № <...>, в соответствии с п. 3.1. которого ООО «ГУЖФ» осуществляет управление общим -имуществом в жилищном фонде, оказывает услуги по содержанию и ремонту общего имущества в жилищном фонде. Эксплуатационные мероприятия и работы текущего ремонта осуществляются управляющей компанией за счет и в пределах денежных средств, собираемых по статье жилищно-коммунальных платежей.

Проведение капитального ремонта в функции управляющей компании не входит. Указанный многоквартирный дом находится в неудовлетворительном техническом состоянии, требуется проведение капитального ремонта.

В связи с тем, что в многоквартирном доме смешанная доля собственности, проведение капитального ремонта возможно только в рамках региональной программы капитального ремонта общего имущества. Бюджетное финансирование на проведение капитального ремонта не предусмотрено.

Кроме того, в ответе на обращение указано на то, что в соответствии с п. 42 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47, комиссия на основании заявления собственника помещения, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, правообладателя или гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и принимает решения в порядке, предусмотренном п. 47 настоящего Положения. Таким образом, обратиться с заявлением в межведомственную комиссию может как собственник, так и наниматель жилого помещения. Обращение с заявлением в межведомственную комиссию не является обязанностью собственника жилого помещения - это его право.

Вместе с тем, Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 года № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом», Положением о Департаменте имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации (далее ДИО МО РФ) утвержденному приказом Министра обороны Российской Федерации от 25 февраля 2014 года № 110, реализация полномочий Министерства обороны Российской Федерации (собственника) по управлению и распоряжению федеральным имуществом, закрепленным за Вооруженными Силами Российской Федерации, возложена на ДИО МО РФ и его территориальные учреждения.

Согласно действующему Положению о Департаменте, утвержденному приказом Министра обороны Российской Федерации от 22 апреля 2013 года № 305, исполнение функций собственника в рамках наделенных полномочий не предусмотрено.

С позицией ответчика они не согласны по следующим основаниям.

Как следует из ответа Государственной жилищной инспекции за исх. № <...> от <...> года в ходе проверки по их обращению было установлено, что согласно информации администрации муниципального образования Кореновский район их многоквартирный дом входит в перечень имущества Министерства обороны Российской Федерации.

Согласно приложению к Договору № <...> от <...> года заключенного между Министерством обороны Российской Федерации и ООО «Главное Управление Жилищным Фондом» выполнение мероприятий по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <...> осуществляет ООО «ГУЖФ».

Согласно техническому паспорту и информации ООО «ГУЖФ указанный многоквартирный дом <...> года постройки, 2-этажный, 1-подъездный, 8-квартирный, площадью 405,6 кв.м, стены - металлический каркас и цементо-стружечные плиты, кровля шиферная скатная. Фактический износ здания составляет более 60 %.

Из ответа Департамента эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций Министерства обороны Российской Федерации за исх. № <...> от <...> года следует, что

многоквартирный дом по адресу: <...> находится в неудовлетворительном техническом состоянии, требуется проведение

капитального ремонта здания. Проведение капитального ремонта в функции управляющей компании не входит. Бюджетное финансирование на проведение текущего и капитального ремонта не предусмотрено.

В силу ч. 4 ст. 15 ЖК РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47 утверждено Положение «О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции».

В соответствии с п. 7 Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой. При этом, к работе в комиссии привлекается с правом совещательного голоса собственник жилого помещения (уполномоченное им лицо), а в необходимых случаях - квалифицированные эксперты проектно-изыскательских организаций с правом решающего голоса.

Следовательно, решение вопроса о признании жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции действующее законодательство относит к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.

Порядок признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу носит заявительный характер, в соответствии с которым заявление о признании многоквартирного дома аварийным с приложенными к нему документами подает собственник или наниматель жилого помещения.

Оценку соответствия жилых домов (жилых помещений) установленным требованиям проводит межведомственная комиссия, которая по результатам своей работы принимает решение в виде заключения о признании жилых домов (жилых помещений) пригодными либо непригодными для проживания, либо пригодными для проживания после проведения капитального ремонта (пункты 42-48 Положения).

В соответствии с п. 45 Положения для признания многоквартирного дома аварийным, необходимо представление в комиссию ряда документов, в том числе, заключения специализированной организации, проводящей обследование этого дома.

Обязанность по представлению в комиссию необходимых документов возложена как на собственников, так и на нанимателей жилых помещений. Представление документов является обязательным условием для проведения комиссией оценки соответствия помещений установленным требованиям.

Статьями 32, 86, 134 ЖК РФ предусмотрен порядок сноса жилых домов при признании их аварийными, с обеспечением отселяемых граждан жилыми помещениями за счет федерального органа исполнительной власти. Следовательно, при рассмотрении обращений заявителя, данную обязанность следует возложить на соответствующий орган.

В соответствии с п. 1 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 года № 1082 «Вопросы Министерства обороны Российской Федерации», Министерство обороны Российской Федерации (Минобороны России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим, в том числе, функции в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций.

Согласно пп. 68 п. 7 Положения о Министерстве обороны РФ, Минобороны России осуществляет расквартирование и обустройство войск (сил), управление и распоряжение жилищным Фондом, закрепленным за Минобороны России, в соответствии с его назначением, а также организует строительство и эксплуатацию объектов военной и социальной инфраструктур в Вооруженных Силах.

Таким образом, в силу ст.ст. 2, 14 ЖК РФ ответственность за сохранность жилого фонда, закрепленного за Министерством обороны Российской Федерации возлагается на ответчика. Данная сторона создает условия для сохранности и содержания федерального имущества, принимает меры к отселению физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ в Порядке, утвержденном приказом Министра обороны Российской Федерации от <...> года №<...>.

Как собственник жилого фонда и части помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: <...>, Министерство обороны Российской Федерации несет ответственность за сохранность и ремонт федерального имущества жилого дома по данному адресу.

В соответствии с п. 47-52 Положения по результатам рассмотрения обращения заинтересованного лица могут быть приняты решения направленные на сохранение, ремонт дома, либо его снос, с последующим обеспечением граждан жильем.

Непринятие мер по оценке технического состояния дома и принятия решения о его пригодности для дальнейшего проживания на настоящий момент создает угрозу жизни, здоровью граждан. Обращение в межведомственную комиссию иных лиц помимо ответчика невозможно, ввиду отсутствия у них необходимого объема документов. Более того, ответчик располагает соответствующими правоустанавливающими документами и специалистами данной направленности.

Министерство обороны Российской Федерации не предпринимает надлежащих мер к устранению выявленных нарушений технической эксплуатации жилого дома, расположенного по адресу: <...>, и признания его непригодным для проживания, что свидетельствует о бездействии ответчика по сохранности жилищного фонда.

     Истцы просят признать незаконным бездействие Министерства обороны Российской Федерации по неосуществлению контроля за сохранностью федерального имущества, расположенного по адресу: <...>, необращению в межведомственную комиссию для рассмотрения вопроса о признании аварийным и подлежащим сносу многоквартирного дома, расположенного по адресу: <...>.

     Обязать Министерство обороны Российской Федерации подать заявление в межведомственную комиссию для рассмотрения вопроса о признании аварийным и подлежащим сносу многоквартирного дома, расположенного по адресу: <...>.

    В судебном заседании истицы Цыбченко О.В., Цыбченко В.И. Горбанова Л.А. поддержали свои требования и просили их удовлетворить.

Горбанов А.Н., Шавло М.В., Жарков А.А., Жаркова В.А. в судебное заседание не явились. В письменных заявлениях, поступивших в адрес суда, требования поддержали и просили рассмотреть дело в их отсутствие.

     Представитель ответчика в судебное заседание не явился. В письменных возражениях на иск, требования истцов не признал, ссылаясь на то, что в соответствии с ч.2, 3 ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан, отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства. Порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с ЖК РФ и иными федеральными законами.

В разделе II Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции МДС 13-21.2007, утвержденному постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 №47 определены требования, которым должно отвечать жилое помещение.

Иные замечания не относятся к недостаткам, ввиду которых спорное жилое помещение могло бы быть признано нежилым.

Более того, в разделе III Постановление №47 перечислены основания для признания жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

В п. 33. Постановление №47 указано, что основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие: ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований; изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно- эпидемиологических требований и гигиенических нормативов в части содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов наличия источников шума, вибрации, электромагнитных полей.

Пунктом 1 ст. 166 ЖК РФ определен перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, сформированного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

Перечисленные в исковом заявлении дефекты и недостатки многоквартирного дома по адресу: <...> не соответствуют установленным законом основаниям для осуществления капитального ремонта и для признания дома аварийным, более того, описаны голословно, отсутствует заключение эксперта, акт уполномоченной организации о необходимости осуществления соответствующих работ.

     Ввиду ч.2.3 ст. 161 ЖК РФ, при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме, качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома.

В соответствии с ч. 16 ст. 161 ЖК РФ лицо, которое несет ответственность за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в пределах оказания данных услуг обязано обеспечивать состояние общего имущества в многоквартирном доме на уровне, необходимом для предоставления коммунальных услуг надлежащего качества.

Кроме того, в соответствии с п.42 постановления Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуги выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность» Управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за ненадлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством российской Федерации и договором.

Между Минобороны России и ООО «Главное управление жилищным фондом» заключен договор № <...> управления жилищным фондом, закрепленным за Вооруженными Силами Российской Федерации от <...>.

Договор № <...> заключен в интересах специализированного жилищного фонда, входящего в состав МО РФ и носит возмездный характер, т.е. за оказываемые и определенные в договоре услуги (плата за содержание и ремонт жилого помещения), наниматели уплачивают коммерческой организации ООО «ГУЖФ» денежные средства (п.4.3, глава 4 договора № <...>).

Согласно п. 3.1.1. договора № <...> ООО «ГУЖФ» обязана осуществлять управление общим имуществом в специализированном жилищном фонде военных городков в соответствии с условиями договора и действующим законодательством РФ с наибольшей выгодой в интересах МО.

В п. 3.1.2 договора №<...> указано, что Управляющая компания обязана оказывать услуги по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в специализированном жилом фонде военных городков.

Согласно Приложению № <...> к указанному договору многоквартирный дом, расположенный по адресу: <...> «А» передан для обслуживания управляющей компании ООО «ГУЖФ».

Согласно информации ООО «ГУЖФ» спорный многоквартирный дом <...> года постройки, фактический износ здания составляет более 60 %, в связи с чем названная управляющая компания в план текущего ремонта на <...> год включила следующие работы: ремонт кровли - 50 кв.м.; ремонт карнизов - 30 кв.м.; ремонт межпанельных швов - 40 м.; окраска цоколя - 56 кв.м.; ремонт отмостки - 60 кв.м.; окраска фасада - 380 кв.м.; замена водопровода - 25 м.; текущий ремонт подъездов, установка приборов учета.

Однако по состоянию на сегодняшний день ООО «ГУЖФ» так и не произвела мероприятия, перечисленные в плане текущего ремонта на <...> год.

Согласно п.3.1.2, договора № <...> ООО «ГУЖФ» обязано оказывать услуги по содержанию и ремонту общего имущества в жилищном фонде в соответствии с техническими соглашениями, заключенными с уполномоченными представителями Заказчика (Минобороны России),

Более того необходимость капитального ремонта специализированного жилищного фонда возникает, в том числе, вследствие неисполнения управляющей организацией обязанности по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в специализированном жилищном фонде, в рамках договора управления.

Как видно из материалов дела, систематическое неосуществление управляющей компанией своих обязанностей по надлежащему содержанию дома, не выполнение плана по текущему ремонту привело к ухудшению состояния дома, в следствие чего, жильцами ставится вопрос об осуществлении капитального ремонта.

Таким образом, единственная уполномоченная организация - управляющая компания ООО «ГУЖФ», включила в план ремонта работы на <...> год и их не выполнила, в связи с чем, наиболее действенным средством защиты прав жильцов и способом привести многоквартирный дом в надлежащее для состояние - обязать ООО «ГУЖФ» осуществить текущий ремонт согласно плану текущего ремонта на 2017 год с учетом изменений состояния многоквартирного дома на текущий момент.

     Разделом IV Постановления №47 установлен порядок признания помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Согласно п. 7 ст. 1 Постановления № 47 оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям.

Согласно п. 42 Постановления № 47 комиссия на основании заявления собственника помещения, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, правообладателя или гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и принимает решения в порядке, предусмотренном пунктом 47 данного Положения.

Необходимо также отметить, что с момента начала реализации гражданами права на приватизацию жилья, предусмотренного Законом РСФСР от 04.07.1991 №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РСФСР», жилой дом в котором была приватизирована хотя бы одна квартира (комната), утрачивает статус объекта, находящегося исключительно в федеральной (муниципальной) собственности.

Согласно материалам дела Шавло М.В., Жарков А. А., Жаркова В А., Цыбченко В.И. являются собственниками жилых помещений в спорном многоквартирном доме,

Так как в многоквартирном доме по адресу: <...> смешанная доля собственности обращение в комиссию возможно собственниками жилых помещений в указанном многоквартирном доме.

Признание дома аварийным является преждевременным, по следующим основаниям:

в <...> году планировался текущий ремонт управляющей организацией — ООО «ГУЖФ» (которая ремонт так и не осуществила), что свидетельствует о том, что устранить недостатки и дефекты многоквартирного дома по адресу: <...> возможно путем проведения текущего ремонта;

     не ставился вопрос о проведении капитального ремонта, не было соответствующих заявлений и отказа уполномоченной организации в проведении капитального ремонта жильцами получен не был;

     жильцы - собственники жилых помещений в доме по адресу: <...>, при наличии объективной необходимости обращения в межведомственную комиссию в порядке п, 42 Постановления № 47, имеют право подать заявление самостоятельно.

     Представитель ответчика просил отказать в удовлетворении требований истцов в полном объеме.

    Привлеченные к участию в деле в качестве третьих лиц не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика ООО «Главное управление жилищным фондом» и ФГКУ «Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений МО РФ судебное заседание не явились. О месте и времени слушания дела были извещены.

Выслушав истцов, изучив доводы представителя ответчика, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище (ст. 2 ЖК РФ).

Частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято постановление от 28 января 2006 года N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (пункт 2 Положения).

В соответствии с пунктом 7 Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.

     Основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания, а многоквартирный дом признается аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, установлены Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции".

Согласно данному Положению признание помещения непригодным для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях. В соответствии с пунктом 42 указанного Положения комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что жилой дом № <...> по <...> края представляет собой двухэтажный многоквартирный дом <...> года постройки, из металлического каркаса и цементно-стружечных плит, фактический износ которого составляет 60%.

        Согласно индивидуальной карточке учета здания, договора управления жилищным фондом, закрепленным за Вооруженными силами Российской Федерации от <...> года и перечня объектов специализированного жилищного фонда МО РФ, вышеуказанный многоквартирный жилой дом входит в перечень имущества Министерства обороны Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 года № 1082 «Вопросы Министерства обороны Российской Федерации», Министерство обороны Российской Федерации (Минобороны России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим, в том числе, функции в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций.

Согласно пп. 68 п. 7 Положения о Министерстве обороны РФ, Минобороны России осуществляет управление и распоряжение жилищным Фондом, закрепленным за Минобороны России, в соответствии с его назначением, а также организует строительство и эксплуатацию объектов военной и социальной инфраструктуры в Вооруженных Силах.

Таким образом, в силу ст.ст. 2, 14 ЖК РФ ответственность за сохранность жилого фонда, закрепленного за Министерством обороны Российской Федерации возлагается на ответчика, который создает условия для сохранности и содержания федерального имущества, принимает меры к отселению физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ в Порядке, утвержденном приказом Министра обороны Российской Федерации от 11 января 2017 года <...> «Об установлении порядка принятия Министерством обороны Российской Федерации решения о признании помещений жилым помещением, жилого помещения пригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции».

Из изложенного следует, что ответчик несет ответственность за сохранность и ремонт многоквартирного жилого дома расположенного по адресу: <...>, управление и распоряжение которым осуществляет.

По вопросу проведения оценки соответствия многоквартирного жилого дома расположенного по адресу: <...>, установленным требованиям, его аварийности и угрозы проживания в нем, жильцы дома неоднократно обращались к ответчику.

Так в октябре <...> года жильцы дома, истцы в том числе, обратились в адрес Министерства обороны Российской Федерации с заявлением, в котором просили организовать обследование технического состояния многоквартирного дома на предмет оценки его аварийного состояния и угрозы проживания в нем, которое было направлено ответчиком на рассмотрение в администрацию Краснодарского края, Департамент эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций Министерства обороны Российской Федерации и Департамент строительства Министерства обороны Российской Федерации, которыми поставленный в обращении вопрос по существу разрешен не был.

При этом, Государственная жилищная инспекция Краснодарского края в ответе на обращение жильцов многоквартирного дома за исх. № <...> от <...> года, подтвердила, что фактический износ здания составляет более 60 процентов.

В <...> года истцы и другие жильцы дома вновь обратились в Министерство обороны РФ с заявлением, в котором просили разрешить вопрос о капитальном ремонте жилого дома, а в случае его нецелесообразности обратиться в межведомственную комиссию муниципального образования <...> с заявлением по вопросу обследования многоквартирного жилого дома на предмет его пригодности или непригодности для проживания.

В ответе на обращение Департамент эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций Министерства обороны Российской Федерации от <...> года признал, что многоквартирный дом, расположенный по адресу: <...>, находится в неудовлетворительном техническом состоянии, требуется проведение капитального ремонта, отметив при этом, что бюджетное финансирование на проведение капитального ремонта дома не предусмотрено.

     Вместе с тем никаких актов о необходимости и возможности проведения капитального ремонта с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения составлено не было.

Между тем, ответчик, как государственный орган осуществляющий управление и распоряжение переданным ему государственным жилищным фондом, вышеуказанным многоквартирным домом в том числе, обязан инициировать обследование многоквартирного дома расположенного по адресу: <...> на предмет его аварийного состояния, поскольку проживание в нем представляет опасность для жизни и здоровья граждан, так как здание имеет большой фактический износ конструктивных элементов и бездействие ответчика по вопросу придания данному дома статуса аварийного является недопустимым, учитывая, что признание многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу может основываться только на результатах, изложенных в заключении специализированной организации, проводящей обследование, в связи с чем в соответствии с подп. "г" п. 45 Положения, в случае постановки вопроса о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, заявитель представляет в комиссию заключение специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома.

В силу абз. 2 п. 49 Положения на основании полученного заключения соответствующий орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

При изложенных обстоятельствах требования истцов о признании незаконным бездействие ответчика по неосуществлению контроля за сохранностью федерального имущества - многоквартирного жилого дома расположенного по адресу: <...> и непринятии мер по решению вопроса о признании многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, являются обоснованными, так как вопрос о пригодности многоквартирного дома для проживания ответчиком не инициирован.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ

РЕШИЛ:

Признать незаконным бездействие Министерства обороны Российской Федерации по неосуществлению контроля за сохранностью федерального имущества расположенного по адресу: <...> и не обращению в межведомственную комиссию для рассмотрения вопроса о признании аварийным и подлежащим сносу или реконструкции многоквартирного дома     расположенного по адресу: <...>.

Обязать Министерство обороны Российской Федерации устранить допущенные нарушения путем обращения межведомственную комиссию для рассмотрения вопроса о признании аварийным и подлежащим сносу или реконструкции многоквартирного дома расположенного по адресу: <...>.

    Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через райсуд в течение 30 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

         Судья

2-188/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Жарков Александр Александрович
Цыбченко Олег Викторович
Горбанова Л. А.
Шавло М. В.
Горбанов А. Н.
Цыбченко В. И.
Горбанов Андрей Николаевич
Жаркова В. А.
Шавло Михаил Викторович
Жарков А. А.
Горбанова Лариса Анатольевна
Цыбченко О. В.
Жаркова Вера Алексеевна
Цыбченко Валентина Ивановна
Ответчики
ФГКУ "Южное региональное управление правового обеспечения" Министерство обороны Российской Федерации
Другие
ФГКУ "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации
ООО "Главное управление жилищным фондом"
Суд
Кореновский районный суд Краснодарского края
Судья
Ягудина Валентина Ивановна
Дело на сайте суда
korenovsk.krd.sudrf.ru
08.12.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
11.12.2017Передача материалов судье
12.12.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
12.12.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.12.2017Подготовка дела (собеседование)
27.12.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.01.2018Судебное заседание
05.02.2018Судебное заседание
19.02.2018Судебное заседание
01.03.2018Судебное заседание
06.03.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.01.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.04.2019Дело оформлено
23.04.2019Дело передано в архив
01.03.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее