Дело № 2-197/2019
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
село Усть-Кулом | 29 мая 2019 года |
Усть-Куломский районный суд Республики Коми в составе судьи Т.В. Мартынюк,
при секретаре судебного заседания О.А. Плескач,
с участием помощника прокурора Усть-Куломского района Республики Коми М.В. Москалевой,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Усть-Куломского района РК, действующего в интересах Республики Коми в лице Государственного бюджетного учреждения Республики Коми «Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Коми», к Халме Е.В. о взыскании денежных средств в счет возмещения расходов, связанных с оказанием медицинской помощи застрахованному лицу,
установил:
Прокурор Усть-Куломского района РК, действуя в порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в защиту интересов Республики Коми, в лице Государственного бюджетного учреждения Республики Коми «Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Коми», обратился в Усть-Куломский районный суд РК с исковым заявлением к Халме Е.В. о взыскании денежных средств в счет возмещения расходов, связанных с оказанием медицинской помощи застрахованному лицу, в размере 67 605,91 руб. В обоснование заявленных требований указано, что Халме Е.В. ДД.ММ.ГГГГ в период времени с 12 часов 00 минут до 16 часов 20 минут, управляя автомобилем марки <данные изъяты>», имеющим государственный регистрационный знак №, перевозя на переднем пассажирском сиденье ФИО1, производя, при этом, буксировку гибкой сцепкой автомобиля марки «<данные изъяты>», не имеющего государственного регистрационного знака, под управлением ФИО2, двигаясь со скоростью не менее 60 км/час по грунтовой дороге, расположенной между населенными пунктами <адрес>, в направлении <адрес> Республики Коми, проезжая 16 километр объездной автодороги «<адрес>», не обеспечил безопасность дорожного движения, пренебрег и нарушил требования Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года № 1090, не обеспечил постоянный контроль за движением транспортного средства, не выбрал оптимальный безопасный скоростной режим, который позволил бы контролировать характер движения автомобиля без потери курсовой устойчивости с учетом состояния дорожного покрытия, не предвидел возможность наступления общественно опасных последствий своих действий, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности он должен был и мог предвидеть эти последствия, вследствие чего на вышеуказанном участке автодороги не справился с управлением автомобиля марки «<данные изъяты>», имеющего государственный регистрационный знак №», в результате чего автомобиль марки <данные изъяты>» совершил съезд в кювет по ходу своего движения с последующим опрокидыванием автомашины на крышу, а также произошел съезд в кювет буксируемого им на гибкой сцепке автомобиля марки «<данные изъяты>».
В результате нарушения Правил дорожного движения Российской Федерации водителем Халме Е.В. пассажиру автомобиля марки <данные изъяты>» ФИО1 причинены телесные повреждения: <данные изъяты>, которая квалифицируется как опасная для жизни в момент причинения и вызвала тяжкий вред здоровью. Данное дорожно-транспортное и его последствия находятся в прямой причинной связи с нарушением водителем Халме Е.В. Правил дорожного движения Российской Федерации. ДД.ММ.ГГГГ СО ОМВД по Усть-Куломскому району по данному факту возбуждено уголовное дело № по признакам состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 264 УК РФ. Согласно справке-реестру Сыктывкарского межрайонного филиала ГУ ТФОМС РК к счету об оплате за оказание медицинские услуги, потерпевшей ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ рождения, ДД.ММ.ГГГГ оказаны услуги скорой медицинской помощи ГБУЗ РК «Усть-Куломская ЦРБ», в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ потерпевшая находилась на лечении в хирургическом отделении указанного учреждения. Затраты на ее лечение в части расходов ГУ ТФОМС РК составили 67 605,91 рублей.
Представитель ГБУ «Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Коми» о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, в судебном заседании не присутствовал, ходатайства об отложении судебного заседания не направил. В рамках рассмотрения уголовного дела № исковые требования поддержал.
Привлеченные к участию в деле в качестве третьих лиц – ГБУЗ РК «Усть-Куломская ЦРБ», Сыктывкарский филиал АО «Страховая компания «СОГАЗ-Мед» о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Ответчик Халме Е.В. извещен судом по адресам, указанным им при рассмотрении уголовного дела №, в <адрес> и <адрес> РК. Оба конверта вернулись в суд с отметкой «за истечением срока хранения». В силу положений ст.14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующих равенство всех перед судом, возвращение почтовым отделением связи судебных повесток и извещений с отметкой «за истечением срока хранения», признается волеизъявлением не явившейся стороны, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а поэтому не является преградой для рассмотрения дела.
Суд, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело без участия указанных лиц.
Заслушав прокурора, изучив письменные материалы дела, материалы уголовного дела №, суд приходит к выводу об удовлетворении требований.
Вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ постановлением Усть-Куломского районного суда Республики Коми от ДД.ММ.ГГГГ, производство по уголовному делу в отношении Халме Е.В., обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 264 УК РФ, прекращено на основании ст. 76 УК РФ, в связи с примирением с потерпевшей. Судом установлено, что Халме Е.В. ДД.ММ.ГГГГ в период времени с 12:00 до 16:20, управляя автомобилем марки <данные изъяты>», имеющим государственный регистрационный знак №, перевозя на переднем пассажирском сиденье ФИО1, производя при этом буксировку гибкой сцепкой автомобиля марки «<данные изъяты>», под управлением ФИО2, двигаясь со скоростью не менее 60 км/час по грунтовой дороге, расположенной между населенными пунктами <адрес>, в направлении <адрес> Республики Коми, проезжая 16 километр объездной автодороги «<адрес>», не обеспечил безопасность дорожного движения, пренебрег и нарушил требования п. 1.5, 10.1 и 10.4 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года № 1090 (далее – Правила дорожного движения Российской Федерации), не обеспечил постоянный контроль за движением транспортного средства, не выбрал оптимальный безопасный скоростной режим, который позволил бы контролировать характер движения автомобиля без потери курсовой устойчивости с учетом состояния дорожного покрытия, не предвидел возможность наступления общественно опасных последствий своих действий, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности он должен был и мог предвидеть эти последствия, вследствие чего на вышеуказанном участке автодороги не справился с управлением автомобиля марки «<данные изъяты>», имеющего государственный регистрационный знак №, в результате чего, автомобиль марки «<данные изъяты>» совершил съезд в кювет по ходу своего движения с последующим опрокидыванием автомашины на крышу, а также произошел съезд в кювет буксируемого им на гибкой сцепке автомобиля марки «<данные изъяты>».
В результате нарушения Правил дорожного движения Российской Федерации водителем Халме Е.В., пассажиру автомобиля ФИО1 причинены телесные повреждения, которые квалифицируются как тяжкий вред здоровью.
Наступившие последствия в виде тяжкого вреда здоровью ФИО1 состоят в прямой причинно-следственной связи с неосторожными преступными действиями водителя Халме Е.В., которые в своей совокупности и повлекли наступление указанных последствий, а именно водителем Халме Е.В. были нарушены следующие требования Правил дорожного движения Российской Федерации:
– п. 1.5, согласно которому, участники дорожного движения должны действовать таким образом, чтобы не создавать опасности для движения и не причинять вреда;
– п. 10.1, в соответствии с которым, водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения. Скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований ПДД РФ. При возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства;
– п. 10.4 о том, что транспортным средствам, буксирующим механические транспортные средства, разрешается движение со скоростью не более 50 км/ч. Транспортным средствам, перевозящим крупногабаритные, тяжеловесные и опасные грузы, разрешается движение со скоростью, не превышающей скорости, установленной при согласовании условий перевозки.
В связи с полученными телесными повреждениями ФИО1 оказаны услуги скорой медицинской помощи ГБУЗ РК «Усть-Куломская ЦРБ». Дальнейшее лечение получила в хирургическом отделении ГБУЗ РК «Усть-Куломская ЦРБ».
Общий размер расходов ГБУ РК «Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Коми», направленных на лечение ФИО1, составил 67 605,91 руб., что подтверждается справками-реестрами к счету по оплате за оказанные медицинские услуги.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения прокурора в суд с настоящим иском.
В соответствии со ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) вред, причинённый имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объёме лицом, причинившим вред.
В силу ч. 1 ст. 1081 ГК РФ лицо, возместившее вред, причиненный другим лицом (работником при исполнении им служебных, должностных или иных трудовых обязанностей, лицом, управляющим транспортным средством, и т.п.), имеет право обратного требования (регресса) к этому лицу в размере выплаченного возмещения, если иной размер не установлен законом.
Статьей 13 Федерального закона от 29 ноября 2010 года № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании Российской Федерации» установлено, что территориальные фонды - некоммерческие организации, созданные субъектами Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом для реализации государственной политики в сфере обязательного медицинского страхования на территориях субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 7 Постановления Правительства РК от 24.06.2011 № 276 (ред. от 17.03.2014) «О переименовании Фонда обязательного медицинского страхования Республики Коми и об утверждении Положения о государственном бюджетном учреждении Республики Коми «Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Коми» территориальный фонд осуществляет управление средствами обязательного медицинского страхования на территории Республики Коми, предназначенными для обеспечения гарантий бесплатного оказания застрахованным лицам медицинскойпомощив рамках программ обязательного медицинского страхования и в целях обеспечения финансовой устойчивости обязательного медицинского страхования на территории Республики Коми, а также решения иных задач, установленных Федеральным законом от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»), настоящим положением, законом о бюджете территориального фонда.
Согласно п.п. 2 п. 8 приведенного Постановления территориальный фонд аккумулирует средства обязательного медицинского страхования и управляет ими, осуществляет финансовое обеспечение реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования в Республике Коми, формирует и использует резервы для обеспечения финансовой устойчивости обязательного медицинского страхования в порядке, установленном Федеральным фондом.
Средства территориальных фондов обязательного медицинского страхования направляются медицинским учреждениям в счет оплаты за оказанную ими застрахованным гражданам медицинскую помощь на основании договора, заключенного между страховой медицинской организацией, осуществляющей обязательное медицинское страхование, и медицинскими учреждениями, выполняющими программу обязательного медицинского страхования.
В силу п.п. 11 п. 8 Постановления Правительства РК от 24.06.2011 № 276 территориальный фонд вправе предъявлять иски к юридическим и физическим лицам, ответственным за причинение вреда здоровью застрахованного лица, в целях возмещения расходов в пределах суммы, затраченной на оказание медицинской помощи застрахованному лицу.
Согласно ст. 31 Федерального закона от 29 ноября 2010 года № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании Российской Федерации», расходы, осуществленные в соответствии с указанным Федеральным законом страховой медицинской организацией, на оплату оказанной медицинской помощи застрахованному лицу вследствие причинения вреда здоровью (за исключением расходов на оплату лечения застрахованного лица непосредственно после произошедшего несчастного случая на производстве) подлежат возмещению лицом, причинившим вред здоровью застрахованного лица.
Частью 3 названной статьи Закона размер расходов на оплату оказанной медицинской помощи застрахованному лицу вследствие причинения вреда его здоровью определяется страховой медицинской организацией на основании реестров счетов и счетов медицинской организации.
Размер ущерба, причиненного истцу в размере расходов, направленных ГБУ РК «Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Коми» на оказание медицинской помощи застрахованному лицу, подтвержден представленными суду письменными доказательствами, в том числе, справками-реестрами к счету по оплате услуг ГБУЗ РК «Усть-Куломская ЦРБ», сведениями о стоимости оказанных медицинских услуг, платежными поручениями.
Установив обстоятельства дела, оценив совокупность исследованных доказательств, суд приходит к выводу об обоснованности требований прокурора о возмещении ГБУ РК «Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Коми» за счет расходов, направленных медицинским учреждениям на лечение ФИО1, в размере 67 605,91 руб.
В соответствии с частью 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации. По смыслу приведенной нормы закона с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере, в котором судебные расходы должен был оплатить истец.
Согласно п. 9 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) от уплаты государственной пошлины освобождены прокуроры по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
На основании изложенного, принимая во внимание, что прокурором иск заявлен в интересах Республики Коми, с ответчика в доход муниципального бюджета МО МР «Усть-Куломский» подлежит взысканию государственная пошлина в размере, определенном в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ, т.е. в сумме 2228,18 руб.
Руководствуясь ст. 194-198, 233-235 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования прокурора Усть-Куломского района РК, действующего в интересах Республики Коми, в лице Государственного бюджетного учреждения Республики Коми «Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Коми», удовлетворить.
Взыскать с Халме Е.В. в пользу Государственного бюджетного учреждения Республики Коми «Территориальный Фонд обязательного медицинского страхования» в счет возмещения расходов, связанных с оказанием медицинской помощи застрахованному лицу, 67 605 (шестьдесят семь тысяч шестьсот пять) рублей 91 копейку.
Взыскать с Халме Е.В. в доход муниципального бюджета МО МР «Усть-Куломский» государственную пошлину в размере 2228 рублей 18 копеек.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором, участвующим в деле, - апелляционное представление, в Верховный суд Республики Коми в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи жалобы через Усть-Куломский районный суд Республики Коми.
Судья – Т.В. Мартынюк