Судья – Благодатная Е.Ю. Дело № 2-3336/2023
№ 33-5645/2024
Апелляционное определение
г. Симферополь 21 мая 2024 года
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего судьи:судей:при секретаре: | Матвиенко Н.О.,Бойко З.А., Бондарева Р.В., Волгунцеве В.С., |
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ошанова Сергея Александровича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Республике Крым о признании незаконным и отмене решения, возложения обязанности
по апелляционной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Республике Крым
на решение Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 13 декабря 2023 года, которым исковые требования удовлетворены частично.
Заслушав доклад судьи Матвиенко Н.О., судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Крым,
УСТАНОВИЛА:
Ошанов С.А. обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Республике Крым о признании незаконным и отмене решения, возложения обязанности.
Исковые требования мотивировал тем, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился в пенсионный орган с заявлением о перерасчете установленной страховой пенсии по старости с применением расчета баллов ИПК с учетом периодов работы в войсковых частях Черноморского флота РФ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно на территории Украины и в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на территории Республики Крым, включенных в его страховой стаж.
ДД.ММ.ГГГГ решением пенсионного органа в перерасчете страховой пенсии ему было отказано по основанию отсутствия необходимой величины ИПК.
ДД.ММ.ГГГГ он повторно обратился в пенсионный орган с заявлением о перерасчете пенсии, предоставив архивные справки, подтверждающие трудовой стаж и размер заработной платы за период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ пенсионным органом было принято аналогичное решение.
Поскольку решения пенсионного органа от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ № нарушают его права на социальное обеспечение по возрасту с учетом трудовой деятельности в структурных подразделениях Министерства обороны России, дислоцированных на территории Украины, просил суд, уточнив исковые требования, признать незаконными и отменить их. Возложить на ответчика обязанность включить в трудовой стаж периоды его работы в войсковых частях Черноморского флота РФ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, дислоцированных на территории Украины, и в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на территории Республики Крым с даты возникновения права на назначение страховой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ. Признать за ним право на назначение страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии) с применением расчета баллов ИПК с учетом работы в войсковых частях Черноморского флота РФ в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, дислоцированных на территории Украины, и в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на территории Республики Крым с даты возникновения права на назначение страховой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ. Возложить на ответчика обязанность назначить страховую пенсию по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии) с исчислением размера пенсии с учетом, как поступивших страховых взносов на ИЛС, так и не поступивших страховых взносов в объеме, полагавшемся к уплате работодателями (страхователями) за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в войсковых частях Черноморского флота РФ и произвести ему выплату денежной суммы в объеме пенсионных выплат с даты возникновения права на назначение страховой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ по день вынесения решения суда.
Судом постановлено приведенное выше решение. На ответчика возложена обязанность включить Ошанову С.А. в страховой стаж периоды работы в войсковых частях Черноморского флота РФ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на территории Украины и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на территории Республики Крым, с исчислением размера пенсии с учетом, как поступивших страховых взносов на его индивидуальный лицевой счет, так и не поступивших, в объеме, полагавшимся к уплате работодателями (страхователями) за период его работы. В удовлетворении остальной части иска отказано.
Не согласившись с вышеуказанным решением суда, Отделением подана апелляционная жалоба, в которой ответчик просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. В доводах жалобы пенсионный орган ссылается на неисполнимость принятого судом решения, невозможности исчисления размера не поступивших страховых взносов, в том числе, ввиду не представления сведений о заработке истца в спорные периоды работы. Судом не было учтено, что в связи с принятием ФЗ № 400-ФЗ изменился порядок назначения страховой пенсии и данные разъяснения относительно неуплаты работодателем страховых взносов утратили свою актуальность.
В представленных суду апелляционной инстанции письменных возражениях истец полагает решение суда законным и обоснованным и не подлежащим отменен по доводам жалобы.
Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что Ошанов С.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является гражданином РФ.
Согласно справке ОМВД России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 87) Ошанов С.А. был зарегистрирован по виду на жительство в <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ. По паспорту серии 0314 №, 232-014 от ДД.ММ.ГГГГ была регистрация в <адрес> (дата регистрации и дата снятия с регистрации неизвестна).
С ДД.ММ.ГГГГ Ошанов С.А. зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации (л.д. 99).
Согласно справке военного комиссариата Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 83) Ошанов С.А. с ДД.ММ.ГГГГ является получателем пенсии за выслугу лет, назначенной ему в соответствии (с действующим на период возникновения права) Законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей».
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, Ошанов С.А. работал в войсковых частях Черноморского флота Российской Федерации, дислоцированных на территории иностранного государства - Украины, о чем свидетельствуют сведения о трудовой деятельности Ошанова С.А., содержащиеся в трудовой книжке от ДД.ММ.ГГГГ, архивной справке от ДД.ММ.ГГГГ №, выданной ФГКУ Центральный архив архивного отдела (на Черноморском флоте) <адрес> России (л.д. 84).
ДД.ММ.ГГГГ Ошанов С.А. обратился в ГУ-УПФР по <адрес> (межрайонное) с заявлением о назначении страховой пенсии.
ДД.ММ.ГГГГ решением Управления истцу было отказано в назначении страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии) в соответствии с п. 6 ст. 3 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» со ст. 8 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и с учетом ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам назначения и выплаты пенсии».
В страховой стаж были включены периоды службы, работы и (или) иной деятельности, при определении размера пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом №-I: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на основании трудовой книжки и справки ПФ Украины № от ДД.ММ.ГГГГ, поступившей на запрос Управления, об уплате взносов на государственное пенсионное страхование. Однако поскольку в паспорте гражданина РФ имеется отметка о регистрации в <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ, право на применение льгот, предусмотренных Законом № 208-ФЗ при исчислении страхового стажа для граждан, постоянно проживающих в <адрес>, за указанный период работы не имеется; периоды работы по данным ИЛС застрахованного лица: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
По подсчетам пенсионного органа общий страховой стаж истца составил 14 лет 07 месяцев 10 дней, ИПК – 14,962.
ДД.ММ.ГГГГ Ошанов С.А. повторно обратился в ГУ-ОПФР по <адрес> с заявлением о назначении страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии) в соответствии с п. 6 ст. 3 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», со ст. 8 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и с учетом ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам назначения и выплаты пенсии».
ДД.ММ.ГГГГ решением пенсионного органа истцу повторно было отказано в назначении страховой пенсии по старости. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ дополнительно принят к зачету в общий страховой стаж период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, общий страховой стаж составил 16 лет 03 месяца 08 дней, ИПК – 17,053.
Разрешая настоящий спор, суд первой инстанции, исследовав и оценив в совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ обстоятельства по делу и, имеющиеся в деле доказательства, пришел к выводу том, что невыполнение работодателем истца действий по уплате за него страховых взносов, не может быть поставлено ему в вину и не опровергает факт работы в ВС РФ. Истец, являлась застрахованным лицом в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 167-ФЗ, был зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования РФ, следовательно, ему гарантировано право на получение страховой пенсии по старости, предоставляемой в рамках системы обязательного пенсионного страхования, в размере, предусмотренном законом и адекватном результатам его труда. Неуплата страхователем страховых взносов в ПФ РФ на финансирование страховой пенсии Ошанов С.А. не может препятствовать реализации им права своевременно и в полном объеме получать страховую пенсию по старости, в связи с чем, удовлетворил частично заявленные истцом требования.
Конституция РФ, закрепляя в соответствии с целями социального государства (ст. 7, ч. 1) право каждого на социальное обеспечение, включая право на получение пенсий (ст. 39, ч. 1), не предусматривает право на конкретный размер пенсии и определенный способ ее исчисления; право на пенсионное обеспечение реализуется в пенсионных правоотношениях в порядке и на условиях, установленных законом (ст. 39, ч. 2).
Организационные, правовые и финансовые основы обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ).
В статье 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ определены основные понятия, используемые в этом Федеральном законе, в частности, предусмотрено, что страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (далее также - страховые взносы) - обязательные платежи, которые уплачиваются в Пенсионный фонд Российской Федерации и целевым назначением которых является обеспечение прав граждан на получение обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию (в том числе страховых пенсий, фиксированных выплат к ним и социальных пособий на погребение), включая индивидуально возмездные обязательные платежи, персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение накопительной пенсии и иных выплат за счет средств пенсионных накоплений (абзац седьмой статьи 3 указанного Федерального закона).
Согласно п. 1 ст. 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ застрахованными лицами являются лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с данным Федеральным законом. К застрахованным лицам, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ, относятся, в том числе, граждане РФ, работающие по трудовому договору.
Страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе организации, индивидуальные предприниматели, физические лица (п. 1 п. 1 ст. 6 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ).
Страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный фонд (абзац 3 п. 2 ст. 14 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ).
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Федеральный закон «О страховых пенсиях»), вступившим в силу с 1 января 2015 года.
В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в ч. 1 ст. 4 данного Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (ч. 1 ст. 11 Федерального закона «О страховых пенсиях»).
Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в ч. 1 ст. 4 этого Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствие с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 167-ФЗ (ч. 2 ст. 11 Федерального закона «О страховых пенсиях»).
Размер страховой пенсии по старости в силу ч. 1 ст. 15 Федерального закона «О страховых пенсиях» определяется путем умножения индивидуального пенсионного коэффициента на стоимость одного пенсионного коэффициента по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по старости.
Согласно п. 3 ст. 3 Федерального закона «О страховых пенсиях» индивидуальный пенсионный коэффициент - параметр, отражающий в относительных единицах пенсионные права застрахованного лица на страховую пенсию, сформированные с учетом начисленных и уплаченных в Пенсионный фонд Российской Федерации страховых взносов на страховую пенсию, предназначенных для ее финансирования, продолжительности страхового стажа, а также отказа на определенный период от получения страховой пенсии.
Величина индивидуального пенсионного коэффициента определяется как сумма индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место до 1 января 2015 года, и индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место с 1 января 2015 года, по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по старости, умноженная на коэффициент повышения индивидуального пенсионного коэффициента при исчислении размера страховой пенсии по старости (ч. 9 ст. 15 Федерального закона «О страховых пенсиях»).
Величина индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место до 1 января 2015 года, определяется, в том числе, исходя из размера страховой части трудовой пенсии по старости, исчисленного по состоянию на 31 декабря 2014 года по нормам Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (ч. 10 ст. 15 Федерального закона «О страховых пенсиях»).
В соответствии с п. 1 ст. 29.1 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» размер страховой части трудовой пенсии по старости исчисляется с учетом суммы расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, которая определяется путем сложения части расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, исчисленного в соответствии со ст. 30 данного Федерального закона, суммы валоризации (ст. 30.1 этого Федерального закона) и суммы страховых взносов и иных поступлений в Пенсионный фонд Российской Федерации за застрахованное лицо начиная с 1 января 2002 года.
Пунктом 1 ст. 10 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» было установлено, что в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части первой статьи 3 данного Федерального закона (граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»), при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В силу п. 2 ст. 10 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в ч. 1 ст. 3 этого Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включались в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии со ст. 29 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
Из приведенного правового регулирования следует, что гражданам Российской Федерации Конституцией Российской Федерации гарантировано право на социальное обеспечение, включающее в себя и право лиц, работающих по трудовому договору, на получение страховой пенсии по старости, предоставляемой в рамках системы обязательного пенсионного страхования. Лица, работающие по трудовому договору, являются застрахованными лицами в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 № 167-ФЗ. Их право на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию обеспечивается уплатой страхователями (работодателями лиц, работающих по трудовому договору) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. При этом на страхователей законом возложена безусловная обязанность своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы. Размер страховой пенсии по старости непосредственно зависит от суммы уплаченных страхователем в Пенсионный фонд Российской Федерации в пользу застрахованного лица страховых взносов, что относится в том числе и к застрахованным лицам, осуществляющим трудовую деятельность за пределами территории Российской Федерации.
Между Правительством РФ и Правительством Украины 28 мая 1997 года было заключено Соглашение о статусе и условиях пребывания Черноморского флота Российской Федерации на территории Украины (прекратило действие 2 апреля 2014 года на основании Федерального закона от 2 апреля 2014 № 38-ФЗ «О прекращении действия соглашений, касающихся пребывания Черноморского флота Российской Федерации на территории Украины»). Частью 1 ст. 14 данного Соглашения было предусмотрено, что предприятия, организации и учреждения Черноморского флота Российской Федерации должны были производить налоговые отчисления в соответствии с законодательством Украины.
Согласно Договору между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов (подписан в г. Москве 18 марта 2014 года и ратифицирован Федеральным законом от 21 марта 2014 года № 36-ФЗ) с даты его подписания Республика Крым стала считаться принятой в Российскую Федерацию (п. 1 ст. 1), а в составе Российской Федерации были образованы новые субъекты - Республика Крым и город федерального значения Севастополь (ст. 2).
Факт работы истца в указанные выше периоды, подтвержден записями в трудовой книжке и архивными справками и сомнений у стороны ответчика не вызывают. Размер получаемой истцом за указанный период заработной платы подтвержден соответствующими справками (л.д. 14-15).
Для лиц, работающих по трудовому договору в учреждениях, организациях, войсковых частях Вооруженных Сил Российской Федерации, работодателями являются такие учреждения, организации и войсковые части.
Регулирование труда лиц, работающих в учреждениях, организациях, войсковых частях Вооруженных Сил Российской Федерации, имеет особенности, установленные ст. 349 Трудового кодекса РФ.
Частью 1 ст. 349 Трудового кодекса РФ установлено, что на работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, военных образовательных организациях высшего образования и военных профессиональных образовательных организациях, иных организациях Вооруженных Сил Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, а также на работников, проходящих заменяющую военную службу альтернативную гражданскую службу, распространяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, с особенностями, установленными Трудовым кодексом РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.
По смыслу ч. 1 ст. 349 Трудового кодекса РФ, российские граждане, работающие по трудовому договору в организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, обладают стандартным правовым статусом работника, на которого распространяются как общие нормы трудового законодательства, так и общие нормы законодательства об обязательном социальном страховании, а особенности в правовом регулировании отношений с их участием могут предусматриваться федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. На войсковые части, выступающие в качестве работодателей для указанных лиц, в том числе дислоцированные за пределами границ Российской Федерации войсковые части независимо от места их расположения, возлагается исполнение всех обязанностей работодателя, предусмотренных российским законодательством, включая обязанность по уплате страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации.
В силу предписаний Трудового кодекса Российской Федерации (ст.ст. 22 и 349), Налогового кодекса РФ (пп. 1 п. 1 ст. 235) и Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (пп. 1 п. 1 ст. 6) российские войсковые части, дислоцированные на территории иностранных государств, фактически будучи работодателями для российских граждан из числа вольнонаемного персонала, обязаны осуществлять обязательное пенсионное страхование и уплачивать страховые взносы на финансирование страховой и накопительной частей трудовых пенсий этих граждан, причем независимо от того, являются данные войсковые части юридическими лицами либо не являются. Соответственно, Российская Федерация как правовое и социальное государство, принимая решение о дислокации российских войсковых частей на территории иностранных государств, должна создавать и правовой механизм, обеспечивающий постановку данных войсковых частей на учет в налоговых органах и позволяющий им формировать надлежащим образом пенсионные права работающих в них российских граждан из числа вольнонаемного персонала Вооруженных Сил Российской Федерации (абзацы 3 и 4 п. 3.2 Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 15 января 2009 года № 188-О-П «По запросу 5-го гарнизонного военного суда о проверке конституционности п. 2 ст. 10 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», далее - Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 15 января 2009 года № 188-О-П).
Конституционный Суд Российской Федерации в резолютивной части названного Определения указал, что п. 2 ст. 10 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в системной взаимосвязи с законоположениями, закрепляющими безусловную обязанность всех страхователей (работодателей) своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы за своих работников, не может истолковываться как исключающий возможность зачета в страховой стаж периодов работы граждан Российской Федерации, занятых по трудовому договору на должностях гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации в войсковых частях, дислоцированных на территории иностранных государств, - независимо от того, уплачивались ли за них в эти периоды войсковыми частями страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (п. 1 резолютивной части Определения Конституционного Суда РФ от 15 января 2009 года № 188-О-П).
Абзацем 1 п. 2 резолютивной части Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 15 января 2009 года № 188-О-П федеральному законодателю в целях обеспечения права застрахованных лиц, указанных в п. 1 резолютивной части данного Определения, на пенсию предписано установить правовой механизм, гарантирующий реализацию приобретенных ими в системе обязательного пенсионного страхования пенсионных прав, в том числе определить источник выплаты той части страхового обеспечения, которая не покрывается страховыми взносами страхователя.
Правительством РФ 29 декабря 2009 года было издано Постановление № 1097 «Об особенностях постановки на учет в территориальных органах Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации отдельных категорий плательщиков страховых взносов» (далее - Постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2009 № 1097), которым было установлено, что организации, имеющие такие дислоцированные за пределами Российской Федерации обособленные подразделения, как объединения, соединения, воинские части и организации Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов (далее - воинские формирования), учитываются в качестве плательщиков страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в отношении граждан Российской Федерации из числа гражданского персонала воинских формирований в территориальных органах Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - органы контроля за уплатой страховых взносов) по месту нахождения организаций (абзац первый пункта 1 названного Постановления. Данное Постановление утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства Российской Федерации от 24 января 2017 года № 65).
Обязанности организаций, связанные с постановкой их на учет в качестве плательщиков страховых взносов, исполняются воинскими формированиями, военными судами, военными прокуратурами и военными следственными органами (абзац 2 п. 1 Постановления Правительства РФ от 29 декабря 2009 года № 1097).
Согласно п. 2 Постановления Правительства РФ от 29 декабря 2009 года № 1097 постановку на учет организаций в качестве плательщиков страховых взносов необходимо было производить органам контроля за уплатой страховых взносов одновременно с их учетом (регистрацией) в качестве страхователей, осуществляемом в порядке, установленном для учета (регистрации) организаций по месту нахождения их обособленных подразделений.
На федеральные органы исполнительной власти, имеющие воинские формирования, были возложены обязанности по доведению до Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации сведений об организациях, которые подлежат постановке на учет в качестве плательщиков страховых взносов, и воинских формированиях; обеспечению подачи до 30 января 2010 года воинскими формированиями заявлений о постановке организаций на учет в качестве плательщиков страховых взносов с приложением необходимых документов (п. 3 Постановления Правительства РФ от 29 декабря 2009 года № 1097).
Исходя из приведенного правового регулирования граждане Российской Федерации, работающие по трудовому договору в учреждениях, организациях, войсковых частях Вооруженных Сил Российской Федерации, в том числе дислоцированных на территории иностранных государств, обладают статусом работников, являются застрахованными лицами в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ и, как следствие, имеют право на получение страховой пенсии по старости своевременно и в полном объеме.
Судом первой инстанции учтено, что истец, будучи гражданином РФ, в спорный период добросовестно выполнял работу по трудовым договорам на должностях гражданского персонала в войсковых частях и организациях Черноморского флота, постоянно дислоцированных в г. Феодосия, и являлся лицом, на которого распространялось обязательное пенсионное страхование в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
В случае надлежащего исполнения работодателями своих обязательств по уплате за истца страховых взносов на пенсионное обеспечение в Пенсионный фонд РФ истец имел бы право на назначение страховой пенсии по старости как имеющий необходимую сумму индивидуального пенсионного коэффициента.
Поскольку в соответствии с действующим законодательством, обязанность по уплате страховых взносов возложена на работодателя, право истца, на включение в стаж спорных периодов и получение пенсии соответствующей имеющемуся стажу работы не должно быть нарушено.
Невыполнение органом юридического лица действий по уплате страховых взносов ввиду отсутствия механизма, не может быть поставлено в вину истцу, и не опровергает факт работы истца в Вооруженных Силах Российской Федерации, а также не может лишать истца права на получение пенсии в установленном законом размере.
Доводы ответчика о том, что работодатели истца не являлись плательщиком страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, не может повлечь ущемление пенсионных прав гражданина, так как факт работы истца в спорный период времени и получение им заработной платы нашли свое подтверждение.
Судебная коллегия исходит из того, что истец является добросовестным участником гражданских правоотношений, и его права не должны ущемляться и ставиться в зависимость от невыполнения, либо ненадлежащего выполнения работодателем своих обязанностей, возложенных законом.
В этой связи коллегия судей соглашается с решением суда в части включения в страховой стаж истца периодов работы в войсковых частях Черноморского флота РФ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на территории Украины и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на территории Республики Крым с исчислением размера пенсии с учетом, как поступивших страховых взносов на его ИЛС, так и не поступивших, в объеме, полагавшемся к уплате работодателями (страхователями) за период его работы.
Поскольку решение суда в неудовлетворенной части исковых требований истцом не обжалуется, а апелляционная жалоба ответчика не содержит доводов относительно незаконности решения суда об отказе в иске в данной части требований, исходя из положений ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований для проверки законности решения суда первой инстанции в неудовлетворенной части заявленных исковых требований.
При таком положении решение суда в удовлетворенной части отвечает нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
Таким образом, судебная коллегия оснований для отмены либо изменения решения суда по доводам апелляционной жалобы не усматривает. В целом доводы жалобы сводятся к выражению несогласия с выводами суда, к иной оценке доказательств по делу, не содержат фактов, которые не были бы проверены или не учтены судом первой инстанции при разрешении спора, опровергали бы выводы суда, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, в связи с чем признаются несостоятельными.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
Определила:
решение Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 13 декабря 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Республике Крым – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи