Председательствующий по делу Дело № 33-2946/2019
судья Слепцов И.В.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Подшиваловой Н.С.,
судей Погореловой Е.А., Радюк С.Ю.,
при секретаре Засухиной Т.С.,
с участием прокурора Чадовой Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Чите 16 июля 2019 г. гражданское дело по иску Цыреновой Ц. Б., действующей в своих интересах и интересах ЦОБ, к администрации муниципального района «Борзинский район», Министерству территориального развития Забайкальского края, Министерству труда и социальной защиты населения Забайкальского края о признании права на предоставление мер социальной поддержки,
по апелляционной жалобе Цыреновой Ц.Б.
на решение Борзинского городского суда Забайкальского края от 4 июня 2019 г., которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований отказать.
Заслушав доклад судьи Забайкальского краевого суда Подшиваловой Н.С., судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Цыренова Ц.Б., действуя в своих интересах и интересах несовершеннолетнего Ц О.Б., обратилась в суд с иском, ссылаясь на следующие обстоятельства. Истцы постоянно проживали в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, уничтоженном в результате чрезвычайной ситуации, вызванной природными пожарами, произошедшими в апреле 2019 г. на территории Забайкальского края. Вместе с тем, 17.05.2019 в предоставлении мер социальной поддержки истцам отказано ввиду наличия зарегистрированных прав собственности на иные жилые помещения, расположенные по адресу: <адрес>, <адрес>. Полагая свои права нарушенными, поскольку в названных жилых помещениях постоянно не проживали, истцы с учетом уточнения просили суд признать их пострадавшими в результате природных пожаров, произошедших на территории Забайкальского края, лишившихся жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>; признать право на предоставление мер социальной поддержки в виде социальной выплаты на строительство жилого помещения; обязать Министерство территориального развития Забайкальского края включить в список граждан, признанных пострадавшими в результате природных пожаров на территории Забайкальского края в апреле 2019 года, имеющих право на меры социальной поддержки и не имеющих иного жилого помещения или доли в жилом помещении, пригодных для проживания в соответствии с социальными и санитарными нормами; обратить решение суда к немедленному исполнению (л.д. 3-7, 131-132).
Определением суда от 31 мая 2019 г. к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Министерство финансов Российской Федерации, Министерство финансов Забайкальского края (л.д. 123).
Решением Борзинского городского суда Забайкальского края от 4 июня 2019 г. в удовлетворении исковых требований отказано (л.д. 136-139).
В апелляционной жалобе истец Цыренова Ц.Б. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований, указывая на то, что выводы суда об отсутствии оснований для удовлетворения иска являются ошибочными и не соответствуют представленным в материалы дела доказательствам. Повторяя позицию, изложенную в ходе судебного разбирательства, настаивает на том, что совместно с сыном была зарегистрирована и постоянно проживала в жилом доме, уничтоженном в результате пожара, произошедшего 19.04.2019. При этом в жилых помещениях, принадлежащих истцу на праве общей долевой собственности, расположенных в <адрес> и <адрес>, проживают дочери истца – Б С.Б. и Ц Т.Б. Указывает, что несовершеннолетний Ц О.Б. зарегистрированных прав собственности на жилые помещения не имеет, постоянно проживал и имел регистрацию в уничтоженном огнем жилом помещении. Обращает внимание, что факт их с сыном постоянного проживания в утраченном жилом помещении был подтвержден в ходе судебного разбирательства и нашел отражение в обжалуемом решении (л.д.147-150).
Представители ответчиков администрации муниципального района «Борзинский район», Министерства территориального развития Забайкальского края, Министерства труда и социальной защиты населения Забайкальского края, третьих лиц Министерства финансов Российской Федерации, Министерства финансов Забайкальского края в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, об отложении слушания дела не заявили.
Руководствуясь ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, выслушав истца Цыренову Ц.Б., заключение прокурора Чадовой Е.А., судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
При рассмотрении настоящего дела такого характера нарушения норм материального и процессуального права судом не допущены.
Постановлением Губернатора Забайкальского края от 19 апреля 2019 г. №18 «О введении на территории Забайкальского края режима чрезвычайной ситуации» в связи с установлением сухой ветреной погоды и высокими среднесуточными температурами воздуха на большей части Забайкальского края, способствующими повышению класса горимости, а также большим количеством зарегистрированных пожаров на территории Забайкальского края с 19 апреля 2019 года введен режим чрезвычайной ситуации для органов управления и сил территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Забайкальского края и установлен региональный уровень реагирования (пункт 1).
Границы зон чрезвычайной ситуации определены в пределах населенных пунктов согласно приложению к настоящему постановлению (пункт 4). Село Тасырхой сельского поселения "Приозерное" вошло в зону чрезвычайной ситуации № 3 муниципального района «Борзинский район».
Согласно подпункту «г» пункта 2 Указа Президента РФ от 26 апреля 2019 г. №198 «О мерах по ликвидации последствий природных пожаров на территории Забайкальского края» Правительству Российской Федерации до 15 июня 2019 г. указано решить вопрос о выделении из федерального бюджета средств на строительство нового жилья взамен утраченного и (или) на приобретение нового жилья гражданам, признанным пострадавшими в результате природных пожаров на территории Забайкальского края и не имеющим другого жилья, пригодного для проживания в соответствии с социальными и санитарными нормами, возложив подтверждение факта отсутствия такого жилья по заявлениям граждан на соответствующие органы исполнительной власти Забайкальского края и Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии.
Пунктом 2 Постановления Правительства Забайкальского края от 4 мая 2019 г. №180 «О некоторых вопросах реализации Указа Президента Российской Федерации от 26 апреля 2019 г. №198 «О мерах по ликвидации последствий природных пожаров на территории Забайкальского края» предусмотрено установить, что в целях осуществления выплат в соответствии с подпунктом «г» пункта 2 Указа Президента Российской Федерации пострадавшими в результате пожаров признаются граждане, а также члены их семей, включенные в установленном порядке уполномоченным исполнительным органом государственной власти Забайкальского края в сфере архитектурной и градостроительной деятельности в списки граждан, признанных пострадавшими в результате природных пожаров на территории Забайкальского края и не имеющих другого жилья, пригодного для проживания в соответствии с социальными и санитарными нормами.
Постановлением Правительства Забайкальского края от 8 мая 2019 г. №184 утверждены Правила предоставления мер социальной поддержки гражданам, признанным пострадавшими в результате природных пожаров, произошедших на территории Забайкальского края, лишившихся жилых помещений в результате чрезвычайной ситуации.
Данные Правила устанавливают порядок и условия предоставления мер социальной поддержки гражданам, признанным пострадавшими в результате природных пожаров, произошедших на территории Забайкальского края, лишившимся жилых помещений в результате природных пожаров, чрезвычайной ситуации, произошедших на территории Забайкальского края в апреле 2019 года (пункт 1).
Согласно пункту 3 Правил №184 настоящие Правила предусматривают следующие меры социальной поддержки: предоставление социальных выплат гражданам, указанным в пункте 4 настоящих Правил, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, на приобретение жилого помещения (далее - социальные выплаты на приобретение жилых помещений); предоставление социальных выплат гражданам, указанным в пункте 4 настоящих Правил, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, на строительство жилых помещений (далее - социальные выплаты на строительство жилых помещений).
В соответствии с пунктом 4 Правил №184 право на получение мер социальной поддержки имеют граждане, признанные пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации (далее - граждане):
1) являвшиеся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений или нанимателями утраченных жилых помещений по договорам социального найма и не имеющие в собственности иного жилого помещения или доли в праве общей собственности на жилое помещение, пригодных для проживания;
2) имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации являются основанием для государственной регистрации права собственности на утраченные жилые помещения, и не имеющие в собственности иного жилого помещения или доли в праве общей собственности на жилое помещение, пригодных для проживания;
3) не являвшиеся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений, но имеющие постоянную регистрацию по месту жительства в утраченных жилых помещениях либо признанные в судебном порядке постоянно проживающими в утраченных жилых помещениях, относящиеся к членам семьи граждан, указанных в подпунктах 1 и 2 настоящего пункта, и не имеющие в собственности жилого помещения или доли в праве общей собственности на жилое помещение, пригодных для проживания.
К членам семьи гражданина относятся зарегистрированные по месту жительства в утраченном жилом помещении на момент чрезвычайной ситуации совместно с ним его супруг или супруга, а также дети (в том числе усыновленные), родители, усыновители этого гражданина и его внуки.
Меры социальной поддержки реализуются в отношении одного утраченного жилого помещения однократно.
Меры социальной поддержки предоставляются гражданам, указанным в пункте 4 настоящих Правил, в соответствии со списком граждан, признанных пострадавшими в результате природных пожаров на территории Забайкальского края в апреле 2019 г., имеющих право на меры социальной поддержки, формируемым уполномоченным исполнительным органом государственной власти Забайкальского края в сфере архитектурной и градостроительной деятельности (далее соответственно - Список, уполномоченный орган) (пункт 5 Правил №184).
Пунктами 6, 7 Правил №184 предусмотрено, что для включения гражданина и членов его семьи в Список гражданин представляет в уполномоченный орган следующие документы: заявление о предоставлении мер социальной поддержки (далее - заявление). Способ предоставления мер социальной поддержки определяется гражданином, и в случае выбора предоставления социальной выплаты на приобретение жилого помещения оформляется заявление по форме согласно приложению N 1 к настоящим Правилам, в случае предоставления социальной выплаты на строительство жилого помещения - по форме согласно приложению N 2 к настоящим Правилам; копии документов, удостоверяющих личность гражданина и членов его семьи; копии документов, подтверждающих статус членов семьи гражданина; копии документов, подтверждающих постоянную регистрацию по месту жительства, либо копия решения суда об установлении факта постоянного проживания в утраченном жилом помещении (в отношении граждан, указанных в подпункте 3 пункта 4 настоящих Правил); копии правоустанавливающих документов на утраченное жилое помещение, права на которое не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости.
Гражданам отказывается во включении в Список в случае несоответствия граждан категориям, указанным в пункте 4 настоящих Правил; непредставления документов, указанных в пунктах 6, 7 настоящих Правил (подпункты 1, 2 пункта 12 Правил №184).
Таким образом, исходя из норм действующего законодательства, право на получение мер социальной поддержки в виде обеспечения социальными выплатами на строительство жилых помещений, взамен утраченных жилых помещений, предоставлено лицам, утратившим жилые помещения, являвшимся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений или нанимателями утраченных жилых помещений по договорам социального найма, либо имеющим день введения режима чрезвычайной ситуации документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации являются основанием для государственной регистрации права собственности на утраченные жилые помещения. При этом, обязательным условием предоставления мер социальной поддержки указанным лицам является отсутствие в собственности иного жилого помещения или доли в праве общей собственности на жилое помещение, пригодных для проживания. Члены семьи указанных лиц подлежат обеспечению мерами социальной поддержки в случае регистрации по месту жительства в утраченном жилом помещении, либо в случае признания в судебном порядке постоянно проживающими в утраченном жилом помещении. При этом, члены семьи указанных лиц также не должны иметь в собственности или доли в праве общей собственности на пригодные для проживания жилые помещения.
Из материалов дела следует и судом установлено, что истцы Цыренова Ц. Б. и ее несовершеннолетний сын ЦОБ, <Дата> года рождения постоянно проживали и были зарегистрированы в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес> (л.д. 8, 53-54, 56). Помимо истцов, в жилом помещении зарегистрирован и постоянно проживал супруг Цыреновой Ц.Б., он же отец Ц О.Б. – Ц Б.Ж. (л.д. 56).
Данное жилое помещение принадлежало Цыреновой Ц.Б. на основании договора дарения от <Дата>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности от <Дата> сер № № регистрационная запись № ( л.д. 70).
Из материалов дела следует, что жилое помещение по указанному адресу пострадало в результате пожара, произошедшего в апреле 2019 г. на территории муниципального района «Борзинский район», на основании заключения межведомственной комиссии по решению вопросов оценки состояния жилых помещений жилищного фонда сельского поселения «Приозёрное» от 24.04.2019 признано непригодным для проживания (л.д. 19-20).
Из комиссионного акта обследования граждан, нуждающихся в оказании финансовой помощи, утвержденного главой муниципального района «Борзинский район» <Дата> следует, что имущество первой необходимости по адресу: <адрес> утрачено полностью (л.д. 10-11).
Обращение истца Цыреновой Ц.Б. о включении в список граждан, признанных пострадавшими в результате природных пожаров на территории Забайкальского края, и не имеющих иного жилого помещения или доли в жилом помещении, пригодных для проживания в соответствии с социальными и санитарными нормами, распоряжением Министерства территориального развития Забайкальского края от <Дата> №-р оставлено без удовлетворения (л.д.35).
Из уведомления об отказе во включении в список граждан, признанных пострадавшими в результате природных пожаров на территории Забайкальского края, следует, что в качестве основания для отказа в предоставлении меры социальной поддержки указано на наличие в собственности Цыреновой Ц.Б. иных жилых помещений (л.д.36-37).
Разрешая заявленный спор, суд первой инстанции со ссылкой на положения ст. 18 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуации природного и техногенного характера», Правил предоставления мер социальной поддержки гражданам, признанным пострадавшими в результате природных пожаров, произошедших на территории Забайкальского края, лишившихся жилых помещений в результате чрезвычайной ситуации верно пришел к выводу, что оснований для признания отказа в предоставлении истцам меры социальной поддержки в виде предоставления социальных выплат на строительство жилых помещений в связи с утратой жилых помещений в результате чрезвычайной ситуации природного характера не имеется, поскольку истцы Цыренова Ц.Б. и Ц О.Б. обеспечены другими жилыми помещениями.
Оснований не согласиться с такими выводами суда судебная коллегия не находит, поскольку они постановлены при правильном определении фактических обстоятельств дела, с соблюдением норм процессуального права и правильным применением норм материального права.
Как указано выше, истец Цыренова Ц.Б. на основании договора дарения, заключенного с Ц Ж. <Дата>, являлась собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. Площадь жилого дома составляла <данные изъяты>.
Помимо этого, на основании договора купли-продажи от <Дата> Цыренова Ц.Б. является собственником ? доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение - жилой дом общей площадью <данные изъяты> кв. метров, расположенный в <адрес>, что подтверждается свидетельством о праве собственности от <Дата> № №, запись о регистрации №. Собственником оставшейся ? доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение является супруг Цыреновой Ц.Б. – Ц Б.Ж. (л.д. 104).
Кроме того, на основании заключенного договора купли - продажи от <Дата> Цыренова Ц.Б. является собственником ? доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение – трехкомнатную квартиру, площадью <данные изъяты>, расположенную по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от <Дата> сер. № №. Собственником оставшейся ? доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение является супруг Цыреновой Ц.Б. – Ц Б.Ж. (л.д.87).
При наличии двух жилых помещений, площадью 45.10 кв. м. и 89,3 кв. м. в соответствии с социальными и санитарными нормам на троих членов семьи, оснований для предоставления истцам мер социальной поддержки в виде предоставления выплат на строительство жилого помещения, не имеется.
При этом, то обстоятельство, что несовершеннолетний Ц О.Б. в собственности жилых помещений не имеет, жилое помещение, которое пострадало во время пожара в апреле 2019 г. являлось для него единственным жильем, основанием для отмены решения суда служить не может.
Как указано выше п.п.3 п.4 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Забайкальского края от 08.05.2019 № 184, право на получение мер социальной поддержки имеют граждане, признанные пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, не являвшиеся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений, но имеющие постоянную регистрацию по месту жительства в утраченных жилых помещения, либо признанные в судебном порядке постоянно проживающими в утраченных жилых помещениях, относящиеся к членам семьи граждан, указанных в подпунктах 1 и 2 настоящего пункта, и не имеющие в собственности жилого помещения или доли в праве общей собственности на жилое помещение, пригодных для проживания.
Истец Ц О.Б. на день введения режима чрезвычайно ситуации не являлся собственником утраченного жилого помещения, имел постоянную регистрацию по месту жительства в утраченном жилом помещении. Вместе с тем Ц О.Б. обеспечен иным пригодным для проживания жилым помещением, в связи с чем, право на обеспечение мер социальной поддержки в виде предоставления выплат на строительство жилого помещения он не имеет.
Доводы жалобы истца Цыреновой Ц.Б. о том, что к жилому помещению, расположенному в <адрес>, она никакого отношения не имеет, поскольку там зарегистрирована и проживает семья ее старшей дочери, основанием для отмены решения не является, поскольку помимо данного жилого помещения у истца собственности имеется еще одно жилое помещение, расположенное в <адрес>.
Обстоятельство проживания в квартире истца Цыреновой Ц.Б. семьи дочери Б С.Б., исходя из представленных в материалы дела документов, вызывает сомнение, поскольку, родственники истца в данном жилом помещении не зарегистрированы. Фактическое проживание родственников в жилом помещении не препятствует пользоваться жилым помещением его собственникам.
Доводы жалобы о том, что квартира, расположенная в <адрес>, приобреталась вынужденно, в связи с необходимостью проживания Ц О.Б. на время учебного года в <адрес> отсутствуют учебные заведения), также не могут быть приняты во внимание, поскольку причины, по которым лица, претендующие на предоставление мер социальной поддержки в связи с утратой жилых помещении в результате чрезвычайной ситуации, имеют в собственности иные жилые помещения, не являются юридически значимыми.
Не является юридически значимым обстоятельством и отсутствие у истца работы.
Доводы истца Цыреновой Ц.Б. о том, что площадь жилого помещение в <адрес> не соответствует учетной норме предоставлении площади жилого помещения по договору социального найма на троих членов семьи, включая несовершеннолетнего Ц О.Б., также не могут быть приняты во внимание, поскольку действующее правовое регулирование не содержит условия о проведении мероприятий по предоставлению социальной поддержки в зависимости от площади имеющегося у гражданина жилого помещения менее учетной нормы.
Исходя из вышеизложенного, решение городского суда является законным и обоснованным и не подлежит отмене по доводам апелляционной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Борзинского городского суда Забайкальского края от 4 июня 2019 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Цыреновой Ц.Б. – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: