г. Сыктывкар Дело №11RS0001-01-2020-017183-84
№ 33-3077/2021 г. (2-2204/2021 г.)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Ушаковой Л.В.,
судей Агранович Ю.Н. и Сироткиной Е.М.,
при секретаре Куприенковой Л.А.,
рассмотрела в судебном заседании 3 июня 2021 года дело по апелляционной жалобе администрации МО ГО «Сыктывкар» на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 26 марта 2021 года, которым
требования Барановой Инны Геннадьевны удовлетворены;
на администрацию МО ГО «Сыктывкар» возложена обязанность включить Е и И в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений, с даты первоначального обращения – <Дата обезличена>.
Заслушав доклад судьи Сироткиной Е.М., пояснения истцов Барановой И.Г., Ивановой Е.С., Ивановой И.С., судебная коллегия
установила:
Баранова И.Г., являясь ... Е и И обратилась в суд с иском о возложении на администрацию МО ГО «Сыктывкар» обязанности включить Иванову Е.С. и Иванову И.С. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, указав в обоснование требований на то, что администрация необоснованно отказывает в принятии её подопечных на учет в целях получения жилья в порядке статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены администрация МО МР «Троицко-Печорский» и Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Коми.
В судебном заседании истцы требования поддержали.
Представитель ответчика с иском не согласилась.
Представители третьих лиц в суд не явились.
Судом принято приведенное выше решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе администрация МО ГО «Сыктывкар» со ссылкой на его незаконность и необоснованность.
Согласно части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, заслушав пояснения истцов, судебная коллегия приходит к следующему.
Общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определены Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с положениями статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются перечисленным лицам по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
В силу пункта 3 указанной статьи орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее – Список) в соответствии с пунктом 1 данной статьи. При этом в список включаются лица, указанные в абзаце 1 пункта 1 указанной статьи и достигшие возраста 14 лет.
На территории Республики Коми отношения по реализации права проживающих на территории данной республики детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями регулируются Законом Республики Коми от 21.12.2015 № 134-РЗ «О некоторых вопросах, связанных с предоставлением социальной поддержки по обеспечению жильем (жилыми помещениями) отдельных категорий граждан» (далее - Закон Республики Коми от 21.12.2015 № 134-РЗ)
Согласно пункту 1 статьи 1 названного Закона к отдельным категориям граждан, имеющим право на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем (жилыми помещениями) относятся дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.
Исходя из положений пункта 1 статьи 3 Закона Республики Коми от 25.12.2015 №134-РЗ включение детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений, (далее - список) осуществляется органом местного самоуправления, на территории которого находится место жительства указанных лиц.
Таким образом, единственным установленным законодателем критерием определения муниципального образования, уполномоченным органом которого подлежит принятию решение о включении в Список, является место жительства лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.В силу положений статьи 20 Гражданского кодекса РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей – родителей, усыновителей или опекунов.
Судом установлено, что Е <Дата обезличена> года рождения и И, <Дата обезличена> года рождения, относятся к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (...).
Распоряжением Агентства Республики Коми по социальному развитию от <Дата обезличена> ... Е и И назначена Баранова И.Г. Этим же распоряжением за Е и И сохранено право пользования жилым помещением по адресу: <Адрес обезличен>.
Распоряжением Агентства Республики Коми по социальному развитию от <Дата обезличена> Е и И поставлены на учет в отделе опеки и попечительства по Эжвинскому району г.Сыктывкара.
С <Дата обезличена> Е и И проживают ... Барановой И.Г. по адресу: <Адрес обезличен>, где зарегистрированы по месту пребывания, при этом сохраняют регистрацию в <Адрес обезличен>).
Квартира <Номер обезличен> в <Адрес обезличен> относится к муниципальному жилищному фонду. Постановлением администрации сельского поселения «...» от <Дата обезличена> <Номер обезличен> многоквартирный <Адрес обезличен> признан аварийным и подлежащим сносу.
<Дата обезличена> Баранова И.Г. обратилась в администрацию МО ГО «Сыктывкар» с заявлением о включении её подопечных Е и И в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жильем.
Решением общественной комиссии по жилищным вопросам, оформленным протоколом от <Дата обезличена> <Номер обезличен>, и утвержденным Постановлением администрации МО ГО «Сыктывкар» от <Дата обезличена> <Номер обезличен>, во включении С в список детей-сирот для получения жилья отказано в виду отсутствия документов, подтверждающих, что г.Сыктывкар является их место жительства. Также указано, что закрепленное за ними жилое помещение находится на территории Троицко-Печорского района, при этом многоквартирный <Адрес обезличен> в <Адрес обезличен> включен в республиканскую программу переселения граждан из аварийного жилищного фонда.
Разрешая спор, суд исходил из того, что, Е и И относится к числу детей, оставшихся без попечения родителей, каким-либо пригодным для проживания жилым помещением, в отношении которого они бы обладали самостоятельным правом пользования, не обеспечены, совокупностью представленных по делу доказательств подтверждается, что истцы, несмотря на регистрацию по месту жительства по адресу: <Адрес обезличен>, фактически с <Дата обезличена> года проживают на территории Эжвинского района г. Сыктывкара, на территории Троицко-Печорского района Республики Коми в списках детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений, не состоят, ввиду чего имеют право быть включенными на территории МО ГО «Сыктывкар» в соответствующий список для обеспечения жилым помещением специализированного жилищного фонда.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и сделаны при правильном применении норм материального права.
Доводы апелляционной жалобы о том, что стороной истца не представлено документов, подтверждающих, что г. Сыктывкар является местом жительства истцов, а не местом временного пребывания на период установления попечительства, подлежат отклонению, поскольку судом дана надлежащая оценка как представленным истцами при обращении в администрацию МО ГО «Сыктывкар» с заявлением о включении С в список для обеспечения жилым помещением специализированного жилищного фонда документам, так и полученным в ходе судебного разбирательства, на основе которых суд пришел к обоснованному выводу о том, что местом жительства С является г. Сыктывкар. Оснований для иной оценки установленных по делу обстоятельств судебная коллегия не усматривает.
Доводы жалобы о том, что многоквартирный дом <Адрес обезличен> включен в республиканскую программу переселения граждан из аварийного жилищного фонда, не является основанием к отказу в иске, поскольку как следует из материалов дела, срок расселения данного дома – <Дата обезличена>, и по сообщению администрации МР «Троицко-Печорский» жилые помещения Е и И взамен непригодного до настоящего времени не предлагались и не предоставлялись.
И как правильно указал суд, обстоятельства возможной утраты Е и И оснований, предусмотренных статьей 8 закона от 21.12.1996 №159-ФЗ для предоставления им благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений подлежат установлению органом местного самоуправления при осуществлении переучета.
Довод ответчика о том, что предоставление жилого помещения муниципального специализированного жилищного фонда поставлено в прямую зависимость от перечисления денежных средств из республиканского бюджета Республики Коми в бюджет МО ГО «Сыктывкар» не является основанием для отказа в иске, как о том поставлен вопрос в апелляционной жалобе.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса РФ к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда.
В силу статьи 10 Закона Республики Коми от 25.12.2015 № 134-РЗ финансирование расходов по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем (жилыми помещениями) граждан, указанных в пункте 1 статьи 1 настоящего Закона, осуществляется путем предоставления бюджетам муниципальных районов (городских округов) субвенций за счет средств республиканского бюджета Республики Коми на соответствующий финансовый год и плановый период.
Вместе с тем, как установлено абзацем 2 части 5 статьи 19 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования.
Иные доводы апелляционной жалобы не содержат ссылок на обстоятельства и доказательства, которые позволили бы судебной коллегии усомниться в обоснованности и законности судебного постановления, и сводятся к несогласию с той оценкой, которую исследованным по делу доказательствам дал суд первой инстанции, в связи с чем не могут повлечь его отмену.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, а поэтому оснований к отмене решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328 -330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 26 марта 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации МО ГО «Сыктывкар» - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: