УИД: 50RS0021-01-2022-002614-78 Дело № 2-4637/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
01 ноября 2022 года
Красногорский городской суд <адрес> в составе:
Председательствующего судьи Пушкиной А.И.,
При секретаре ФИО5,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Министерству здравоохранения <адрес>, ГАУЗ МО «Химкинская областная больница» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности обеспечить рецептами и обеспечить выписанные рецепты, взыскании расходов на приобретение датчиков системы непрерывного мониторинга, взыскании компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
ДД.ММ.ГГГГ истец ФИО2 обратилась в суд с настоящим иском (уточненным в порядке ст. 39 ГПК РФ ДД.ММ.ГГГГ) к ответчикам о признании незаконным длительного бездействия ГАУЗ МО «Химкинская областная больница», выразившегося в необеспечении её медицинскими изделиями – датчиками FreeStyleLibre, с момента принятия врачебной комиссией решения ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и обязании его оформлять ей на регулярной основе рецепты для бесплатного обеспечения датчиками для системы флеш мониторинга на курс лечения не менее 3 месяцев для его бесплатного обеспечения в количестве 7 сенсоров на 3 месяца и 27 сенсоров в год (согласно рекомендациям производителя 1 сенсор на 14 дней) пожизненно, а также обязании Министерства здравоохранения МО незамедлительно обеспечивать названные рецепты ГАУЗ МО «Химкинская областная больница» и взыскании в её пользу с ГАУЗ МО «Химкинская областная больница» расходов на приобретение 11 датчиков системы непрерывного мониторинга FreeStyleLibre в размере 49 390 руб., 7 500 руб. в счет компенсации морального вреда; взыскании в её пользу с Министерства здравоохранения МО 7 500 руб. в счет компенсации морального вреда.
Требования мотивированы нарушением ответчиками в течение длительного времени её права как страдающего хроническим, социально значимым заболеванием (сахарный диабет 1 типа, инсулинозависимый, осложненный дистальной диабетической полинейропатией, первичным медикаметозно компенсированным гипотериозом, миопией слабой степени) инвалида детства III группы в связи с тяжелым и лабильным течением заболевания, а также планируемой беременностью на получение в гарантированном объеме в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи в вопросе жизненно необходимого подтвержденного заключениями лечащего врача, врачей специалистов, решением врачебной комиссии лечения № от ДД.ММ.ГГГГ с применением непрерывного мониторинга глюкозы методом флеш-мониторинга глюкозы для предотвращения возникновения и своевременного купирования жизнеугрожающих состояний при использовании установленной ей инсулиновой помпы ФИО1, что выразилось в отказе врача-эндокринолога ГАУЗ МО «Химкинская областная больница» выписывать ей в соответствии с законодательством рецепты для бесплатного получения указанных средств диагностики и отсутствии со стороны Министерства здравоохранения МО обеспечения индивидуальных заявок, а потому она была вынуждена самостоятельно и за свой счет приобрести 11 датчиков системы непрерывного мониторинга FreeStyleLibre на документально подтвержденную сумму 49 390 руб., а учитывая продолжительный срок принятия решения и осуществления индивидуальной закупки, она опасается, что такие её требования об организации обеспечения жизненно важными для неё средствами диагностики для постоянного, регулярного, бесперебойного использования либо будут не исполнены, либо будут исполнены однократно, вместе с тем доводы ГАУЗ МО «Химкинская областная больница» об отсутствии у него технической возможности для выписки таких рецептов опровергаются получением больными с аналогичным диагнозам подобных рецептов, при этом затягивание исполнения ответчиками своих обязательств может привести к неблагоприятным последствиям для её жизни и здоровья, причиняет физические и нравственные страдания.
Истец ФИО2 и её представители по доверенности ФИО6 и ФИО7 в судебном заседании настаивали на удовлетворении заявленных требований.
Представитель ответчика Министерства здравоохранения МО РФ по доверенности ФИО8 в судебном заседании заявленные исковые требования просила отклонить по доводам письменных возражений, ссылаясь в том числе на то, что Министерство не является надлежащим ответчиком в рамках заявленных исковых требований, а обеспечение граждан подобными медицинскими изделиями осуществляется на основании решения врачебной комиссии, кроме того, использование установленной за счет средств обязательного медицинского страхования помпы возможно без функционирования такого дополнительного метода, установленного по желанию истца и за её счет, как система непрерывного мониторирования глюкозы в режиме реального времени и обеспечение ФГМ датчиками FreestyleLibre за счет средств ОМС не предусмотрена, при этом ссылки истца на клинические, не являющиеся нормативно-правовыми рекомендации по лечению сахарного диабета и выписной эпикриз от ДД.ММ.ГГГГ не могут быть приняты как доказательства жизненно важной необходимости её обеспечения указанными медицинскими изделиями, вместе с тем оно письмом от ДД.ММ.ГГГГ №ИСХ-23276/2022-04-01 направило предложение в ГБК МО «Мособлмедсервис» по распределению среди зарегистрированных в <адрес> страдающих сахарным диабетом 1 типа лиц, в том числе истца, закупленных по государственному контракту № изделий непрерывного мониторирования - датчиков FreeStyleLibre системы флэш мониторинга, в количестве 7 800 упаковок, при этом ФИО2 не указала, в чем заключается вина Министерства, не доказала наличие причинно-следственной связи между возникшими у нее проблемами со здоровьем и действиями Министерства, а также её переживаниями, в связи с чем права истца на обеспечение медицинскими изделиями не нарушены.
Представитель ответчика ГАУЗ МО «Химкинская областная больница» по доверенности ФИО9 в судебном заседании заявленные исковые требования просил отклонить по доводам письменных возражений, ссылаясь в том числе на отсутствие у администрации ответчика сведений об отказе в медицинской помощи истцу или в ограничении её права на получение медицинской помощи, при том, что им предприняты все необходимые меры для обеспечения ФИО2 датчиками системы непрерывного мониторинга FreeStyleLibre: она для заключения медицинской комиссии ДД.ММ.ГГГГ была направлена в консультативно-диагностический отдел МОНИКИ, а также включена за номером 11 в список пациентов, которым рекомендовано непрерывное мониторирование уровня глюкозы, тогда как в управление организации лекарственной помощи министерства здравоохранения МО сообщено о потребности ФИО2 в изделиях непрерывного мониторирования уровня глюкозы и составлено техническое задание на закупку таких изделий, вместе с тем закупленными датчиками FreeStyleLibre системы флэш мониторинга, которые по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в связи с их производством за пределами РФ и усложнением логистики на территорию РФ не поступили, она будет обеспечена при их поступлении на склад ГБК МО «Мособлмедсервис», при этом названные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии предмета спора на момент рассмотрения в суде.
Третье лицо Территориальный фонд обязательного медицинского страхования <адрес> в судебное заседание представителя не направил, извещен надлежащим образом, о рассмотрении дела в свое отсутствие не просил.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ решение по делу постановлено при данной явке.
Выслушав объяснения явившихся участников процесса, изучив письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Из материалов дела усматривается, что согласно справке ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>» Минтруда России Бюро медико-социальной экспертизы № серии МСЭ-2019 № с ДД.ММ.ГГГГ ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является инвалидом с детства III группы; на основании освидетельствования в федеральном государственном учреждении медико-социальной экспертизы №.62.50/2021 от ДД.ММ.ГГГГ инвалидность установлена бессрочно.
В соответствии со справкой от ДД.ММ.ГГГГ № ГУ-ГУ ПФР № по <адрес> и МО ФИО2 (СНИЛС 154-708-618 78) истец является инвалидом III группы и с ДД.ММ.ГГГГ бессрочно имеет право в том числе на обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами питания для детей-инвалидов.
Выписным эпикризом из истории болезни №/С2019 ФИО2 (до брака – Мининой) А.А. ей установлен диагноз сахарный диабет 1 типа [Код по МКБ-10 Е10.4], с осложнением основного заболевания в виде дистальной диабетической полинейропатии и сопутствующими заболеваниями: первичный гипотиреоз, медикаментозная компенсация, миопия слабой степени.
В подтверждение указанных основного и сопутствующих заболеваний стороной истца в материалы дела представлены заключения Семейной клиники ООО «ФИО3» по результатам приема невролога от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, заключение по результатам профилактического осмотра эндокринолога от 20.12.2021 ГАУЗ МО «Химкинская областная больница», заключение по результатам осмотра невролога от ДД.ММ.ГГГГ ГАУЗ МО «Химкинская областная больница», заключение по результатам осмотра гинеколога от ДД.ММ.ГГГГ ГАУЗ МО «Химкинская областная больница», заключение эндокринолога ГАУЗ МО «Химкинская областная больница» от ДД.ММ.ГГГГ.
В обоснование заявленных требований истец ссылалась на нарушение в течение длительного времени её прав как инвалида на получение законодательно гарантированной бесплатной медицинской помощи.
Установлено, что ДД.ММ.ГГГГ истец обращалась к ответчику ГАУЗ МО «Химкинская областная больница» с заявлением о неоказании необходимой медицинской помощи инвалиду в связи с непредставлением ей последним рецептов на медицинские изделия в гарантированном законодательством объеме: на тест-полоски к глюкометру ФИО13 Перформа, ланцеты для прокалывания ФИО13 ФастКлик, датчики к системе флеш-мониторирования глюкозы Abbot FreeStyle Libre на основании рекомендаций Российской ассоциации эндокринологов.
Ответом №.2-68исх/21 от ДД.ММ.ГГГГ названный ответчик сообщил, что в соответствии с утвержденным распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-р Перечнем медицинских изделий при предоставлении набора социальных услуг льготный отпуск медицинских изделий по рецептам оформляется на иглы инсулиновые, тест-полоски, шприц-ручки, инфузионный набор и резервуар к инсулиновой помпе, при этом 1 игла для шприц-ручки с инсулином может использоваться в течение одних суток, а датчики для непрерывного мониторирования уровня глюкозы крови не входят в перечень медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия, при предоставлении набора социальных услуг.
Письмами от ДД.ММ.ГГГГ №ТГ-29160/03-02 и ДД.ММ.ГГГГ №ТГ-40197/02-02 Министерство здравоохранения МО информировало ФИО2 (до брака - Минину) А.А., что вопрос назначения лекарственных препаратов и необходимого количества медицинских изделий определяется лечащим врачом индивидуально в каждом конкретном случае, в зависимости от состояния пациента, при этом по данным персонифицированного учета она обеспечена ДД.ММ.ГГГГ лекарственными препаратами МНН-«Инсулин аспарт», тест-полосками, ДД.ММ.ГГГГ – картриджами для помпы, вместе с тем системы флеш-мониторирования глюкозы могут применяться при оказании высокотехнологичной медицинской помощи, за получением которой она в ответчику ГАУЗ МО «Химкинская областная больница» не обращалась. Дальнейшее обеспечение её необходимыми лекарственными препаратами и медицинскими изделиями будет осуществляться согласно медицинским показаниям в строгом соответствии с клиническими рекомендациями и иными нормативными документами.
Из выписки из протокола № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что лечащими врачами-эндокринологами по жизненным показаниям рекомендована для непрерывного мониторинга уровня глюкозы в крови пациентки ФИО2 система непрерывного мониторинга для определения содержания глюкозы в крови.
При этом письмом от ДД.ММ.ГГГГ № Министерство здравоохранения РФ в адрес Министерства здравоохранения <адрес> уточнило, что решения об организации обеспечения населения субъекта РФ медицинскими изделиями, не включенными в перечни, утвержденные Правительством РФ, за счет средств регионального бюджета принимаются органами государственной власти субъекта РФ самостоятельно, исходя из объемов регионального бюджета с учетом потребности и наличия медицинских показаний путем принятия соответствующих нормативных правовых актов.
Вместе с тем ФИО2 заявила о несогласии с доводами ГАУЗ МО «Химкинская областная больница» об отсутствии у него технической возможности для выписки ей таких рецептов, в подтверждение чего представила в материалы дела копии выданных названным ответчиком подобных рецептов за 2022 год пациентам с аналогичным диагнозом, рожденным ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии со ст. 3 ГК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве.
Согласно ч. 3 ст. 17 Конституции РФ, осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Согласно части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (часть 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации).
Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь
К числу прав граждан в сфере охраны здоровья относится в том числе право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (ч. 2 ст. 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники (ст. 82 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
Пунктом 5 ч. 1 ст. 29 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определены способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно части 15 статьи 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи или не предусмотренных соответствующей клинической рекомендацией, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.
Медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека. Медицинские изделия могут признаваться взаимозаменяемыми, если они сравнимы по функциональному назначению, качественным и техническим характеристикам и способны заменить друг друга (ч. 1 ст. 38 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
Согласно ч. 1 ст. 43 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях.
При оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, не входящих в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, - в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям по решению врачебной комиссии (пункт 2 части 3 статьи 80 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
Перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших (ч. 2 ст. 43 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих» утверждены перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих. В перечень социально значимых заболеваний включен в том числе сахарный диабет (коды заболеваний по международной классификации болезней (МКБ-10) Е10 - Е14).
В Перечне групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, в группе «категории заболеваний» поименован диабет, при амбулаторном лечении которого все лекарственные средства, этиловый спирт (100 гр. в месяц), инсулиновые шприцы, шприцы типа «Новопен», «Пливапен» 1 и 2, иглы к ним, средства диагностики отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
В соответствии с пунктами 3 и 4 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения", регулирующего вопросы обеспечения населения лекарственными средствами, органам исполнительной власти субъектов РФ поручено своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой при амбулаторном лечении по Перечням групп населения и категориям заболеваний, которые утверждены данным Постановлением.
В соответствии с пунктом 12.10 Положения о Министерстве здравоохранения <адрес>, утвержденного Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, Министерство организует обеспечение граждан лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в случаях, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством <адрес>.
Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден Порядок организации за счет средств бюджета <адрес> лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан, имеющих место жительства в <адрес>.
Настоящим Порядком определено взаимодействие сторон, участвующих в реализации мер социальной поддержки по лекарственному обеспечению отдельных категорий граждан, имеющих место жительства в <адрес> и определенных <адрес> "О социальной поддержке отдельных категорий граждан <адрес>".
Министерство здравоохранения <адрес> в целях предоставления мер социальной поддержки отдельных категорий граждан утверждает: Перечень аптечных организаций, осуществляющих отпуск лекарственных средств и изделий медицинского назначения отдельным категориям граждан, Перечень лечебно-профилактических учреждений, расположенных на территории <адрес>, врачи (фельдшеры) которых имеют право на оформление рецептурных бланков на лекарственные средства и изделия медицинского назначения для обеспечения ими отдельных категорий граждан; Перечень врачей и фельдшеров лечебно-профилактических учреждений, которым разрешается оформление рецептурных бланков на лекарственные средства и изделия медицинского назначения для обеспечения ими отдельных категорий граждан; Перечень лекарственных средств и изделий медицинского назначения, необходимых для обеспечения отдельных категорий граждан, и доводит его до сведения органов управления здравоохранением муниципальных образований <адрес> и Порядок формирования и внесения изменений в <адрес> регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной поддержки в части лекарственного обеспечения за счет средств бюджета <адрес>.
Согласно пункту 2.4. Порядка организации за счет средств бюджета <адрес> лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан, имеющих место жительства в <адрес>, Министерство здравоохранения <адрес> осуществляет сбор и обобщение заявок муниципальных образований <адрес> на лекарственные средства и изделия медицинского назначения, включенные в Перечень, указанный в подпункте 2.1 настоящего пункта, и формирует сводную заявку <адрес> на соответствующий период.
В соответствии с пунктом 4.1 указанного порядка фармацевтическая организация в рамках государственного контракта осуществляет доставку лекарственных средств и изделий медицинского назначения в аптечные организации в соответствии со сводной заявкой <адрес>, а также на основании распорядительных актов Министерства здравоохранения <адрес>.
В целях обеспечения конституционных прав граждан РФ на бесплатное оказание медицинской помощи постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ 2021 № утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов (далее также - Программа).
В разделе II Программы «Перечень видов, форм и условий предоставления медицинской помощи, оказание которой осуществляется бесплатно» указана в том числе высокотехнологичная медицинская помощь, включая заместительную инсулиновую терапию системами постоянной подкожной инфузии (инсулиновая помпа), которая оказывается гражданам согласно разделу III Программы «Перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, и категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно» при болезнях эндокринной системы, в числе которых сахарный диабет.
Финансовое обеспечение терапевтического лечения сахарного диабета, включая заместительную инсулиновую терапию системами постоянной подкожной инфузии (инсулиновая помпа), осуществляется за счет субвенции из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского.
В целях обеспечения граждан бесплатной медицинской помощью на территории <адрес> постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О <адрес> программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» утверждена Московская областная программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2021 год и на плановый период 2022 и 2022 годов».
Приложение 5 к <адрес> программе государственных гарантий содержит Перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно. Согласно данному перечню, к медицинским изделиям, отпускаемым населению бесплатно отнесены: иглы инсулиновые для автоинъектора, иглы инсулиновые для подкожных инъекций/инфузий через порт, тест-полоски для определения содержания глюкозы в крови, шприц-ручка, инфузионные наборы к инсулиновой помпе (набор для введения инсулина амбулаторный), резервуары к инсулиновой помпе (резервуар для амбулаторной инсулиновой инфузионной помпы).
Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».
В соответствии со ст. 4.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» полномочия Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи в части лекарственного обеспечения переданы для осуществления органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Средства на осуществление переданных полномочий предусматриваются в виде субвенций и иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, общий объем которых определяется на основании методики, утвержденной Правительством РФ, исходя из численности граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, и не отказавшихся от получения социальной услуги в виде лекарственного обеспечения, а также норматива финансовых затрат на одного гражданина в месяц.
Статьей 6.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» определен исчерпывающий перечень категорий граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2 названного федерального закона в состав набора социальных услуг включена социальная услуга по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия.
Правительство Российской Федерации утверждает перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых о решению врачебных комиссий медицинских организаций, перечень медицинских изделий, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2, и порядки формирования таких перечней (часть 2 статьи 6.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»).
В соответствии со ст. 6.2 указанного Закона в целях обеспечения граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде обеспечения необходимыми лекарственными препаратами Приказом Минздравсоцразвития РФ от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден Перечень лекарственных препаратов, в том числе, перечень лекарственных препаратов, назначаемых по решению врачебной комиссии лечебно-профилактических учреждений, обеспечение которыми осуществляется в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) при оказании государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, согласно приложению.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-р утверждены Перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, и Перечень медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг.
Вместе с тем, правоотношения по обеспечению лиц, достигших 18-летнего возраста и старше, страдающих сахарным диабетом типа, изделиями медицинского назначения для исследования уровня глюкозы в крови методом непрерывного мониторирования, (далее изделия непрерывного мониторирования), имеющих место жительства в <адрес>, за счет средств бюджета <адрес> регулирует соответствующий Порядок, утвержденный Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №.
В соответствии с указанным Порядком право на получение изделий непрерывного мониторирования имеют граждане Российской Федерации, имеющие место жительства в <адрес> и достигшие 18-летнего возраста и старше, страдающие сахарным диабетом 1 типа (далее — граждане), относящиеся к одной из следующих категорий: 1) граждане, уже использующие изделия непрерывного мониторирования в течение 3 и более месяцев и достигшие с помощью этого индивидуальных целевых значений гликированного гемоглобина и гликемии без критического количества гипогликемий. Критическим считается легкие гипогликемические реакции раз в день, тяжелые гипогликемические реакции более 1 раза в течение периода использования изделия непрерывного мониторирования; 2) беременные, начинающие инсулинотерапию с помощью инсулиновых помп; 3) граждане с подтвержденным диагнозом «автономная нейропатия в форме нарушения распознавания гипогликемий», гастропарезом вследствие диабетической автономной нейропатии; 4) граждане с частыми эпизодами легкой гипогликемии (21 раза в день) и/или наличии тяжелых гипогликемий (21 раза за последний год), возникновение которых не связано с нарушением приверженности пациента лечению; 5) граждане, приверженные лечению и не достигающие при этом индивидуального целевого уровня гликированного гемоглобина и имеющие выраженную вариабельность гликемии, подтвержденную исследованием непрерывного мониторирования или достаточными данными дневника самоконтроля (электронного или бумажного).
Место жительства граждан устанавливается по данным органов регистрационного учета.
Граждане обеспечиваются изделиями непрерывного мониторирования, зарегистрированными в установленном законодательством Российской Федерации порядке на территории Российской Федерации и включенными в государственный реестр медицинских изделий и организаций (индивидуальных предпринимателей), осуществляющих производство и изготовление медицинских изделий в количестве, предусмотренном технической и эксплуатационной документацией производителя (изготовителя) к конкретному медицинскому изделию.
Закупка изделий непрерывного мониторирования осуществляется государственным казенным учреждением <адрес> «Дирекция единого заказчика Министерства здравоохранения <адрес>» (далее - ДЕЗ) в пределах средств, предусмотренных бюджетом <адрес> Министерству здравоохранения <адрес> на реализацию настоящего постановления, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Хранение изделий непрерывного мониторирования осуществляет государственное бюджетное учреждение <адрес> «Мособлмедсервис» (далее - Мособлмедсервис).
Решение об обеспечении либо об отказе в обеспечении гражданина изделиями непрерывного мониторирования принимает врачебная комиссия государственного бюджетного учреждения здравоохранения <адрес> «<адрес> научно-исследовательский клинический институт им. ФИО10» (далее соответственно - врачебная комиссия, МОНИКИ).
Обеспечение граждан изделиями непрерывного мониторирования осуществляется в медицинских организациях государственной системы здравоохранения <адрес> (далее - медицинские организации) по месту жительства граждан, на основании решений врачебных комиссий.
Информация о выданных изделиях непрерывного мониторирования заносится медицинскими организациями в реестр граждан, обеспеченных изделиями непрерывного мониторирования.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Возражая против заявленных требований, Министерство здравоохранения ссылалось на организацию закупок датчиков системы непрерывного мониторинга FreeStyleLibre в рамках государственного контракта и направленное ДД.ММ.ГГГГ письмо №ИСХ-23276/2022-04-01 ГБК МО «Мособлмедсервис» с предложением по распределению закупленных названных медицинских изделий.
Так, согласно приложенному к данному письму реестру граждан, обеспеченных в рамках такого государственного контракта изделиями непрерывного мониторирования глюкозы (НМГ), система Flashмониторинга глюкозы FreestyleLine, в список таких лиц включена ФИО2 с обеспеченностью 6 упаковками на 3 месяца.
Также в обоснование своих доводов о возможности функционирования инсулиновой помпы в качестве устройства для непрерывной подкожной инфузии инсулина без непрерывного мониторирования глюкозы при условии проведения регулярного самоконтроля гликемии по глюкометру Министерство представило письмо Главного внештатного специалиста, эндокринолога МЗ МО, доктора медицинских наук, профессора ФИО11 и письмо от ДД.ММ.ГГГГ № ИСХ-1661/09 директора Территориального фонда ОМС <адрес> в адрес и.о. министра здравоохранения <адрес>.
ГАУЗ МО «Химкинская областная больница» мотивировало свои возражения отсутствием предмета спора по рассматриваемому делу в связи с проведением ФИО2 диагностического обследования, а также включением ее в список пациентов, которым рекомендовано непрерывное мониторирование уровня глюкозы, и сообщением в управление организации лекарственной помощи министерства здравоохранения МО о её потребности подобных изделиях с составлением технического задания на их закупку таких изделий, указывая, что закупленными датчиками FreeStyleLibre системы флэш мониторинга, которые по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в связи с их производством за пределами РФ и усложнением логистики на территорию РФ не поступили, она будет обеспечена при их поступлении на склад ГБК МО «Мособлмедсервис».
При этом в материалы дела Больницей представлены:
- протокол заседания врачебной комиссии ГАУЗ МО «Химкинская областная больница» № от ДД.ММ.ГГГГ с решением о подтверждении обоснованности назначения ФИО2 непрерывного мониторирования гликемии с применением Freestyle Libre (замена датчиков каждые 14 дней) на период с августа по декабрь 2022 года;
- подтверждающий запись на прием ДД.ММ.ГГГГ в 16:25 к врачу-эндокринологу в консультативно-диагностический отдел МОНИКИ пациента, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с полисом №;
- заключение врача-специалиста ГБУЗ МО МОНИКИ им. ФИО10 по результатам телемедицинской консультации от ДД.ММ.ГГГГ, которым использование пациентом непрерывного мониторинга глюкозы признано целесообразным с обеспечением данными медицинскими изделиями в медицинской организации по месту жительства на основании решения врачебной комиссии с подключением к платформе LibreView, идентификатор медицинского учреждения MONIKIENDO;
- протокол заседания врачебной комиссии Министерства здравоохранения МО по обеспечению граждан изделиями для непрерывного мониторинга уровня глюкозы в крови (НМГ) № от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым пациенту ФИО2 показано проведение непрерывного мониторинга глюкозы и обеспечение расходными материалами по месту жительства, а также подключение к платформе LibreView, идентификатор медицинского учреждения MONIKIENDO;
- письмо №исх/22 от ДД.ММ.ГГГГ на имя заместителя министра здравоохранения <адрес> со списком достигших 18-летнего возраста пациентов, которым рекомендовано непрерывное мониторирование уровня глюкозы, где под № значится ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
При таких данных, учитывая, что ФИО2 имеет право на бесплатное обеспечение медицинскими изделиями - датчиками системы непрерывного мониторинга FreeStyleLibre, приобретение которых должно осуществляться ответчиками в соответствии с законодательно утвержденным порядком, однако в нарушение установленных норм её жизненно необходимыми медицинскими изделиями произведено не было, в связи с чем приобреталось ею за счет собственных средств, что подтверждено представленными в материалы дела доказательствами, при том, что полномочия по оказанию государственной социальной помощи в части лекарственного обеспечения имеющих социально значимое заболевание лиц переданы для осуществления органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, что ответчиками не оспорено и доказательств обратного в материалы дела не представлено, исковые требования ФИО2 о признании незаконным длительного бездействия ГАУЗ МО «Химкинская областная больница», выразившееся в необеспечении её медицинскими изделиями – датчиками FreeStyleLibre, и обязании его оформлять ей на регулярной основе рецепты для бесплатного обеспечения датчиками для системы флеш мониторинга на курс лечения не менее 3 месяцев для его бесплатного обеспечения в количестве 7 сенсоров на 3 месяца и 27 сенсоров в год (согласно рекомендациям производителя 1 сенсор на 14 дней), а также обязании Министерства здравоохранения МО незамедлительно обеспечивать названные рецепты ГАУЗ МО «Химкинская областная больница» суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению.
При этом, суд полагает необходимым установить, что обязанность ГАУЗ МО «Химкинская областная больница» оформлять ФИО2 рецепты на бесплатное получение средств диагностики датчиков FreestyleLibre из расчета 1 датчик на 14 дней (7 сенсоров на 3 месяца и 27 сенсоров в год) до отмены терапии инсулиновой помпой по медицинским показаниям, либо до момента прикрепления пациента ФИО2 к иному лечебному учреждению, поскольку при смене места жительства пациента и прикрепления к иному медицинскому учреждения, ГАУЗ МО «Химкинская областная больница» утрачивает такую обязанность.
Поскольку с момента принятия ДД.ММ.ГГГГ врачебной комиссией решения об обеспечении ФИО2 датчиками FreeStyleLibre на бесплатной основе ввиду неисполнения ответчиками в законодательно установленном порядке такового, имея в них подтвержденную заключениями врачей-специалистов жизненную необходимость, она приобрела названные медицинские изделия в количестве 11 штук на сумму в общем размере 49 390 руб., что подтверждается представленными в материалы дела платежными документами, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных ФИО2 требований о взыскании в её пользу с ГАУЗ МО «Химкинская областная больница» расходов на приобретение 11 датчиков системы непрерывного мониторинга FreeStyleLibre в размере 49 390 руб.
Статьей 151 ГК РФ предусмотрено, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.
Моральный вред может заключаться в нравственных переживаниях в связи с утратой родственников, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, потерей работы, раскрытием семейной, врачебной тайны, распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, временным ограничением или лишением каких-либо прав, физической болью, связанной с причинением увечья, иным повреждением здоровья либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий и другое.
В пункте 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» разъяснено, что в соответствии с действующим законодательством одним из обязательных условий наступления ответственности за причинение морального вреда является вина причинителя вреда. Исключение составляют случаи, прямо предусмотренные законом.
Учитывая, что факт виновного нарушения прав истца как имеющего социально значимое заболевание инвалида нашёл своё подтверждение в ходе судебного разбирательства, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении её требований о взыскании с ответчиков компенсации морального вреда, определив его размер, с учётом принципов разумности и справедливости, степени вины ответчиков, иных фактических обстоятельств, с ГАУЗ МО «Химкинская областная больница» и Министерства здравоохранения МО в размере по 5 000 руб. с каждого.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 193-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО2 – удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие ГАУЗ МО «Химкинская областная больница», выразившееся в необеспечении ФИО2 медицинскими изделиями – датчиками FreeStyle Libre.
Возложить на ГАУЗ МО «Химкинская областная больница» обязанность оформлять ФИО2 рецепты на бесплатное получение средств диагностики датчиков FreestyleLibre из расчета 1 датчик на 14 дней (7 сенсоров на 3 месяца и 27 сенсоров в год) до отмены терапии инсулиновой помпой по медицинским показаниям, либо до момента прикрепления пациента ФИО2 к иному лечебному учреждению.
Возложить на Министерство здравоохранения <адрес> обязанность обеспечивать рецепты ФИО2 на бесплатное получение средств диагностики датчиков FreestyleLibre из расчета 1 датчик на 14 дней (7 сенсоров на 3 месяца и 27 сенсоров в год).
Взыскать с ГАУЗ МО «Химкинская областная больница» в пользу ФИО2 расходы на приобретение средств диагностики датчиков FreestyleLibre в сумме 49 390 руб, в счет компенсации морального вреда 5 000 руб.
Взыскать с Министерства здравоохранения <адрес> в пользу ФИО2 в счет компенсации морального вреда 5 000 руб.
Исковые требования в части компенсации морального вреда в большем размере – оставить без удовлетворения.
Решение в части возложения на ГАУЗ МО "Химкинская областная больница" регулярно выписывать ФИО2 рецепты на бесплатное получение датчиков для системы флеш мониторинга FreeStyle Libre на курсы лечения не менее трех месяцев из расчета 1 сенсор на 14 дней (7 сенсоров на 3 месяца и 27 сенсоров в год) до отмены терапии инсулиновой помпой по медицинским показаниям и возложения на Министерство здравоохранения <адрес> обязанности обеспечивать ФИО2 медицинскими изделиями в виде датчиков для системы флеш мониторинга уровня глюкозы FreeStyle Libre согласно рецептам, выданным ГАУЗ МО "Химкинская областная больница" - обратить к немедленному исполнению.
Решение суда может быть обжаловано в Московский областной суд через Красногорский городской суд в месячный срок.
Судья А.И. Пушкина