Дело № 2-1594/2014
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
06 ноября 2014 года г. Кингисепп
Кингисеппский городской суд Ленинградской области в составе:
председательствующего судьи Дунькиной Е.Н.,
при секретаре Пиго М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании с участием старшего помощника Кингисеппского городского прокурора Ленинградской области Ивановой ФИО7, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, представителя ответчика ЗАО «Кингисеппский леспромхоз» Маркелова ФИО9, действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, сроком до ДД.ММ.ГГГГ, представителя третьего лица ЛОГКУ «Государственная экологическая инспекция Ленинградской области» Никитиной ФИО10, действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, сроком по ДД.ММ.ГГГГ,
гражданское дело по иску Ленинградского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, к Закрытому акционерному обществу «Кингисеппский леспромхоз» об обязании провести мероприятия по очистке земель от захламления,
У С Т А Н О В И Л:
Ленинградский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц с иском к ответчику Закрытому акционерному обществу «Кингисеппский леспромхоз» (далее ЗАО «Кингисеппский леспромхоз») об обязании ответчика провести мероприятия по очистке земель лесного фонда, находящихся у ЗАО «Кингисеппский леспромхоз» на праве аренды, от захламления путем вывоза отходов производства и потребления, незаконно размещенных на территории лесного участка в <адрес> Георгиевского участкового лесничества Кингисеппского лесничества – филиала ЛОГКУ «Ленобллес» на <адрес>, на лицензированный полигон ТБО.
В обоснование заявленных требований указал, что в ходе проведения проверки установлено, что на территории лесного участка в <адрес> Георгиевского участкового лесничества Кингисеппского лесничества филиала ЛОГКУ «Ленобллес» на <адрес> обнаружена свалка несанкционированного размещения отходов производства и потребления, общим объемом примерно <данные изъяты>.. Указанный лесной участок находится в аренде у ЗАО «Кингисеппский леспромхоз» по договору аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ №, заключенному между Комитетом по природным ресурсам <адрес> и ответчиком. Договор действует до ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с требованиями ст. 51 ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 13 Земельного кодекса РФ, ст. 55 Лесного кодекса РФ, п. п. 4 и 28 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 июня 2007 года № 414, обязанность по осуществлению санитарно-оздоровительных мероприятий в лесах, в том числе, очистке лесов от захламления, загрязнения или иного воздействия, возложена на арендаторов лесных участков. Ненадлежащее выполнение ЗАО «Кингисеппский леспромхоз» указанной обязанности ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга лиц и создает опасность причинения вреда окружающей природной среде. Таким образом, в силу действующего законодательства ответчик обязан принять меры по очистке земель лесного фонда, находящихся у него в аренде.
В судебном заседании участвующий в деле прокурор Иванова ФИО8 исковые требования по изложенным в иске основаниям поддержала, просила их удовлетворить.
Представитель ответчика ЗАО «Кингисеппский леспромхоз» в судебном заседании не признал исковые требования, представил возражения на исковое заявление (л.д. 38-40, 51), при этом не оспаривал наличие свалки в <адрес> Георгиевского участкового лесничества Кингисеппского лесничества филиала ЛОГКУ «Ленобллес». Считает, что свалка расположена не в <адрес> Георгиевского участкового лесничества Кингисеппского лесничества – филиала ЛОГКУ «Ленобллес», а в <адрес> указанного квартала.
Также полагает, что организацией по сбору и вывозу бытовых отходов в границах муниципального образования должны заниматься органы местного самоуправления, в границах которого расположены арендованные земельные участки.
Представитель третьего лица ЛОГКУ «Государственная экологическая инспекция Ленинградской области» в судебном заседании поддержал заявленные исковые требования, полагая их подлежащими удовлетворению. Дополнил, что координаты места расположения свалки были установлены при участии лесничего Георгиевского участкового лесничества Кингисеппского лесничества ФИО5 и на основании предоставленных им документов.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд полагает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Статья 42 Конституции Российской Федерации гарантирует право каждому на благоприятную окружающую среду.
Согласно статье 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», части 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», отходы потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Сброс отходов на почву запрещается.
В соответствии с п. п. 3.1, 3.2 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», утвержденных Минздравом СССР 5 августа 1988 года № 4690-88, обезвреживание твердых и жидких бытовых отходов производится на специально отведенных участках или специальных сооружениях по обезвреживанию и переработке. Запрещается вывозить отходы на другие, не предназначенные для этого места, а также закапывать на сельскохозяйственных полях. Твердые бытовые отходы следует вывозить на полигоны (усовершенствованные свалки), поля компостирования, перерабатывающие и сжигательные заводы.
При этом положения статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации обязывают собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия; защите земель от захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель; ликвидации последствий загрязнения земель.
В соответствии со статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать порядок пользования лесами, водными и другими природными объектами; соблюдать требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.
В соответствии с частью 2 статьи 55 Лесного кодекса Российской Федерации, подпунктом «г» пункта 2 и пунктом 4 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2007 года № 414, на лесных участках, предоставленных в аренду, санитарно-оздоровительные мероприятия осуществляются арендаторами этих участков на основании проекта освоения лесов.
Согласно положениям пункта 28 указанных Правил, санитарно-оздоровительными мероприятиями являются вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия.
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что между Правительством Ленинградской области (арендодателем) и ЗАО «Кингисеппский леспромхоз» (арендатором) заключен договор аренды лесного участка № от ДД.ММ.ГГГГ на срок до ДД.ММ.ГГГГ, предметом которого является предоставление арендатору во временное пользование лесного участка общей площадью 40 002,0 га, расположенного по адресу: <адрес> (л.д. 12-22).
Государственным лесным инспектором Ленинградской области Никитиной ФИО11 в ходе проведения рейдовой проверки Георгиевского участкового лесничества Кингисеппского района Ленинградской области, на основании распоряжения № от ДД.ММ.ГГГГ ЛОГКУ «Государственная экологическая инспекция Ленинградской области» было выявлено, что в на <адрес>, в лесном <адрес> Георгиевского участкового лесничества, обнаружена несанкционированная свалка отходов производства и потребления на почве, общим объемом примерно <данные изъяты>.. Морфологический состав отходов: твердые бытовые отходы (полиэтиленовые пакеты, стеклянная, пластиковая и металлическая тара, картон и др.), отходы ондулина, что зафиксировано в акте рейдовой проверки территории № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 9-10). Наличие отходов также нашло отражение в фототаблице, представленной к Акту (л.д. 11).
В соответствии со статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Согласно подпункту «з» пункта 18 Договора аренды лесного участка № 2-2008-12-258-З от 16 декабря 2008 года, ЗАО «Кингисеппский леспромхоз» обязано выполнять требования Санитарных правил в лесах Российской Федерации, осуществлять санитарно-оздоровительные мероприятия в соответствии с Проектом освоения лесов.
Пунктом 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422).
В силу пункта 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации, договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивными нормами), действующими в момент его заключения.
Статья 616 Гражданского кодекса Российской Федерации обязывает арендатора поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законом или договором аренды.
Таким образом, обязанность арендатора по осуществлению санитарно-оздоровительных мероприятий на арендуемом лесном участке установлена как законом (часть 2 статьи 616 ГК РФ, часть 2 статьи 55 ЛК РФ), так и иными правовыми актами (пункт 4 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2007 года № 414). Арендатор обязан ликвидировать свалки отходов своими силами и за свой счет на всем арендуемом лесном участке независимо от наличия его вины.
При этом, следует отметить, что содержащаяся в названных нормах оговорка о том, что санитарно-оздоровительные мероприятия осуществляются на основании Проекта освоения лесов, не изменяет установленной этими нормами обязанности, а лишь указывает на необходимость включения санитарно-оздоровительных мероприятий в Проект освоения лесов. В силу императивности перечисленных норм, Проект не может противоречить им и ставить обязанность арендатора по проведению санитарно-оздоровительных мероприятий под условие о наличии прямого указания в Проекте освоения лесов на проведение арендатором очистки лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия и вины арендатора в загрязнении лесов. В данном случае определяются не меры гражданско-правовой ответственности арендатора за причинение вреда, непременным условием которой является наличие вины, а выполнение им установленной законом обязанности по содержанию арендованного лесного участка в соответствии с императивными правовыми нормами и подзаконным актом - Правилами санитарной безопасности в лесах.
Доводы представителя ответчика ЗАО «Кингисеппский леспромхоз» о наличии обязанности по сбору и вывозу мусора на арендуемом им участке у органов местного самоуправления подлежат отклонению, поскольку в соответствии с пунктом 18 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения.
Однако, общие положения Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в данном случае не могут применяться, поскольку обязанность арендаторов участков лесного фонда проводить очистку лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия прямо предусмотрена нормами специального законодательства, регулирующими правоотношения по использованию лесов.
Кроме того, в силу пункта 4 статьи 14 Закона Ленинградской области от 04 марта 2010 года № 7-оз «Об обращении с отходами в Ленинградской области», органы местного самоуправления обязаны предпринимать меры по защите земель от загрязнения, захламления отходами производства и потребления, по недопущению организации свалок отходов, а также по ликвидации последствий загрязнения и захламления земель в границах земельных участков, находящихся в собственности соответствующих муниципальных образований и не переданных в собственность, владение, пользование (аренду) иным лицам.
В соответствии со статьей 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями пункта 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Однако, в нарушение указанных выше норм права, доказательств, подтверждающих ликвидацию несанкционированных свалок на арендуемом лесном участке ЗАО «Кингисеппский леспромхоз», суду не представил. Как не представлено относимых доказательств наличия выявленной в ходе проверки свалки вне границ <адрес> Георгиевского участкового лесничества.
В соответствии со статьей 67 ГПК РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Суд, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, приходит к выводу, что выявленные нарушения должны быть устранены ответчиком ЗАО «Кингисеппский леспромхоз», поскольку зафиксированная несанкционированная свалка расположена на территории, арендуемой ответчиком, и она подлежит ликвидации в рамках санитарно-оздоровительных мероприятий очистки леса.
Круг лиц, прав которых в результате могут быть нарушены, не может быть определен, в связи с чем у Ленинградского межрайонного природоохранного прокурора имелись основания для обращения в суд с иском на основании части 1 статьи 45 ГПК РФ, в защиту интересов неопределенного круга лиц.
Согласно части 2 статьи 206 ГПК РФ, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Исходя из правила, содержащегося в части 2 статьи 206 ГПК РФ, с учетом характера дела, принципа разумных пределов исполнения решения, а также действий, которые следует совершить в целях устранения в полном объеме допущенного нарушения, суд определяет срок, в течение которого судебное решение должно быть исполнено, в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.
В соответствии с частью 1 статьи 103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
В силу подпункта 3 пункта 1 статьи 333.19 НК РФ, при подаче искового заявления неимущественного характера государственная пошлина уплачивается для физических лиц в размере <данные изъяты> руб..
Статьей 61.1 Бюджетного кодекса РФ установлено, что, по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, государственная пошлина подлежит зачислению в бюджеты муниципальных районов.
Таким образом, поскольку Ленинградским межрайонным природоохранным прокурором иск был заявлен в интересах неопределенного круга лиц, то с ответчика ЗАО «Кингисеппский леспромхоз» в доход МО «Кингисеппский муниципальный район» подлежит взысканию государственная пошлина в размере <данные изъяты> руб..
На основании изложенного и руководствуясь, ст.12, 56, 67, 194-198 ГПК РФ, судья
Р Е Ш И Л:
░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░» ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░» ░░ ░░░░░ ░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ «░░░░░░░░░» ░░ <░░░░░>, ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░ «░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> (<░░░░░░ ░░░░░░>) ░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>