Дело № 2а-4597/2020
64RS0045-01-2020-007977-86
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
04 декабря 2020 года <адрес>
Кировский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Ереминой Н.Н.,
при секретаре ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к администрации <адрес> о признании бездействия незаконным,
установил:
ФИО1 обратился с административным исковым заявлением к администрации Саратовского муниципального района <адрес> о признании незаконным бездействия администрации Саратовского муниципального района <адрес>, выразившиеся в незаключении договора аренды и обязании администрации Саратовского муниципального района <адрес> заключить с ФИО1 договора аренды земельного участка площадью 34000 кв.м пашни, расположенного в <адрес>, Вольновское МО, на землях АОЗТ «Вольновское», предоставленного, согласно постановлению № от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ заявитель обратился с заявлением в Администрацию Саратовского муниципального района <адрес> о заключении договора аренды на земельный участок площадью 34,0Га в границах ЗАО «Вольновское». Ответом от ДД.ММ.ГГГГ администрацией было отказано, в связи с отсутствием текста договора аренды (оферты). Считая свои права нарушенными административный истец обратился в суд с указанным административным заявлением.
В судебное заседание административный истец ФИО1 не явился, извещен надлежащим образом о дате и месте судебного заседания причины неявки суду неизвестны.
Представитель административного ответчика Администрации в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, причины неявки суду не известны.
Принимая во внимание мнение лиц, участвующих в деле, руководствуясь ст. 150, ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ), суд принял решение о рассмотрении дела в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Суд, исследовав письменные материалы дела, оценив представленные сторонами доказательства в их совокупности, приходит к следующему.
Согласно ст. 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Глава 22 КАС РФ предполагает возможность оспаривания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего и рассмотрение административного дела по предъявленному административному исковому заявлению, если гражданин, организация, иные лица полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Согласно реестрового дела № содержащегося в материалах дела земельный участок поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ с разрешенным видом использованиям «для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства» площадью 340000 кв.м.
В выписки из единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ содержатся сведения о наличии договора аренды сроком действия по ДД.ММ.ГГГГ с ФИО1
ДД.ММ.ГГГГ земельный участок снят с кадастрового учета.
По состоянию на 1998 год закон предусматривал предоставление земель сельскохозяйственного назначения для ведения крестьянских фермерских хозяйств.
Согласно пункту 6 статьи 27 Земельного кодекса РФ оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в порядке предусмотренном Земельным Кодексом РФ.
Участок предоставлен в 1998 году, принят ФИО1, не предоставлен собственником иным лицам на момент рассмотрения спора.
Основанием возникновения права аренды земельного участка как в соответствии с ныне действующими, так и в соответствии с действовавшими ранее нормативными актами являлся юридический состав, включающий в себя два юридических факта: решение компетентного органа о предоставлении земельного участка и непосредственно договор аренды. Договор аренды может быть заключен лишь при наличии принятого в установленном порядке решения компетентного органа о предоставлении земельного участка.
Указанное постановление породило определенные правовые последствия, в том числе в виде возникновения права на заключение договора аренды. Не обладая правом аренды, заявитель вместе с тем является лицом, имеющим законный интерес в получении спорного участка.
Постановление не было отменено либо признано недействительным в судебном порядке.
На момент вынесения постановления глава администрации <адрес> обладал надлежащей компетенцией для принятия решения по вопросу предоставления земельного участка заявителю.
В соответствии со статьей 2 Указа Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 2287 "О приведении земельного законодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией Российской Федерации" полномочия Советов народных депутатов, предусмотренные статьями 14, 28, 29, 33 - 35, 55, 58, 64, 66, 68, 74, 80 и 94 Земельного кодекса РСФСР, осуществлялись соответствующими местными администрациями.
Земельный кодекс РФ, равно как и Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" на момент вынесения постановления приняты не были.
Суд не усматривает правовых оснований для утраты правового эффекта вынесенного в установленном порядке постановления о предоставлении земельного участка в аренду ФИО1
Согласно заявленным требованиям ФИО1 с 1998 года участок фактически использует, то есть до настоящего времени иным лицам земельный участок не предоставлен, конкурирующие права на земельный участок отсутствуют.
Кроме того, порядок предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, предусмотрен положениями статьи 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", порядок предоставления земельных участков для осуществления фермерским хозяйством его деятельности устанавливается Земельным кодексом РФ.
Согласно статье 39.3 Земельного Кодекса РФ, продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом2 статьи, к которым относятся, в том числе и земельных участков крестьянскому (фермерскому) хозяйству или сельскохозяйственной организации в случаях, установленных Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
В соответствии со статьей 9 пункт 3 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", договор аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на срок от трех до сорока девяти лет.
Факт предоставления земельного участка ФИО1 доказан материалами дела, срок аренды в постановлении не установлен, в связи с чем суд приходит к выводу о сроке аренды на 49 лет.
Таким образом, законодатель предоставил крестьянскому (фермерскому) хозяйству право на получение земельного участка, предназначенного непосредственно для осуществления сельскохозяйственной деятельности на правах аренды, в том числе, но с необходимости принятия компетентным органом решения о предоставлении земельного участка.
Действующее законодательство исходит из принципа защиты добросовестных участников гражданского оборота, проявляющих при заключении сделки добрую волю, разумную осмотрительность и осторожность (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 6-П).
Если сторона, для которой в соответствии с Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.
Данная норма, содержащаяся в пункте 4 статьи 445 Гражданского кодекса РФ.
Действовавшим до ДД.ММ.ГГГГ Законом РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ N 348-1 "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" определялись экономические, социальные и правовые основы организации и деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств (преамбула). Деятельность крестьянского (фермерского) хозяйства основывалась на использовании имущества и находящихся в его пользовании, в том числе на праве аренды земельных участков (пункт 1 статьи 1). Создание крестьянского хозяйства неразрывно связывалось с реализацией гражданином права на получение земельного участка для этих целей (пункт 1 статьи 4). Регистрации крестьянского хозяйства районным (городским) Советом народных депутатов предшествовало, в том числе подписание договора аренды земельного участка (пункт 1 статьи 9).
Гражданину, имеющему земельный участок для ведения крестьянского хозяйства в аренде, предоставлялось право на использование земли в соответствии с условиями ее предоставления и вменялись в обязанности эффективное использование земли в соответствии с целевым назначением, повышение ее плодородия, осуществление комплекса мероприятий по охране земель, недопущение ухудшения экологической обстановки на территории в результате своей хозяйственной деятельности, своевременное внесение арендной платы за землю, а также своевременное представление в районный Совет народных депутатов сведений о состоянии и использовании земель, а также сведений, необходимых для ведения земельного кадастра (подпункт "а" пункта 2 статьи 10, статья 11 Закона N 348-1).
При этом, Советы народных депутатов, Государственный комитет по земельной реформе и его органы на местах должны были осуществлять государственный контроль за использованием крестьянским хозяйством предоставленных ему в пользование земель (статья 13 Закона N 348-1).
В настоящее время, в силу пункта 2 статьи 3.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", администрация района обладает полномочиями по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
По договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель), в силу статей 606, 610, 614 Гражданского кодекса, обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование. Договор аренды заключается на срок, определенный договором. Арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.
Заявитель на протяжении длительного периода (с 1992 года) использует земельный участок в строгом соответствии с условиями его предоставления в аренду. В материалах дела отсутствуют доказательства того, что в названный период со стороны контролирующих органов к хозяйству предъявлялись какие-либо претензии относительно неэффективного использования земельного участка, нарушения его целевого назначения, понижения плодородия, непроведения мероприятий по охране земель, ухудшения экологической обстановки в результате своей хозяйственной деятельности, непредставления отчетных сведений.
В силу п. 3 ст. 3 Земельного кодекса РФ имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.
Следовательно, способы защиты гражданских прав, закрепленные в ст. 12 ГК РФ, могут применяться для защиты прав собственников земельных участков. Более того, данный способ защиты прав правообладателей земельных участков закреплен в ст. 60 ЗК РФ, согласно которой действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц, могут быть пресечены, в том числе путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Согласно ст. 7 Земельного Кодекса РФ все земельные участки имеют целевое назначение и должны использоваться в соответствии таким назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Статьей 42 Земельного Кодекса РФ на собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков (в том числе арендаторов), возложены обязанности по использованию участков в соответствии с целевым назначением; осуществлению мероприятий по охране земель и недопущению загрязнения, истощения, деградации и порчи земель (почв) и иного негативного воздействия на земли (почвы).
Неисполнение указанных обязанностей, в частности ненадлежащее использование земельного участка, а именно: использование земельного участка с грубым нарушением правил рационального использования земли, в том числе, если участок используется не в соответствии с его целевым назначением или его использование приводит к значительному ухудшению экологической обстановки; порче земель; невыполнении обязанностей по рекультивации земель, обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв; невыполнении обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению влечет принудительное прекращение права пользования земельным участком, предоставленным в аренду (п. 2 ст. 45 и п. 2 ст. 46 ЗК РФ).
Земли в Российской Федерации подразделены по целевому назначению на ряд категорий, указанных в п. 1 ст. 7 ЗК РФ.
Эти земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (п. 2 ст. 7 ЗК РФ).
В силу п. 1 ст. 77 Земельного Кодекса РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. Земли сельскохозяйственного назначения представляют собой особую категорию земельного фонда, в которую входят наиболее ценные продуктивные земли, и в связи с чем, законодательством установлен целый ряд особенностей, связанных с их охраной.
В соответствии с п. 1 ст. 78 ЗК РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, в том числе гражданами, ведущими крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество.
Пунктом 2 ст. 76 ЗК РФ закреплено, что самовольно занятые земельные участки возвращаются их собственникам, землепользователям, землевладельцам, арендаторам земельных участков без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении земельного законодательства, за время незаконного пользования этими земельными участками.
Таким образом, заявитель предоставил надлежащие доказательства использования земельного участка по назначению, а также подтвердил право на использование спорного земельного участка.
По смыслу части 1 статьи 218, части 2 статьи 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие совокупности обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии оспариваемого решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении в связи с этим прав административного истца; при этом на последнего процессуальным законом возложена обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о нарушении его прав, а также соблюдению срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону (части 9 и 11 статьи 226, статья 62 КАС РФ).
Согласно ст. 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.
Анализируя представленные сторонами доказательства в их совокупности, и исходя из вышеуказанных норм материального права, учитывая конкретные обстоятельства дела, суд приходит к выводу об удовлетворении административных требований ФИО1
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-177 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
решил:
административные исковые требования ФИО1 к администрации Саратовского муниципального района <адрес> удовлетворить.
Признать незаконным бездействия администрации Саратовского муниципального района <адрес>, выразившиеся в незаключении договора аренды.
Обязать администрацию Саратовского муниципального района <адрес> заключить с ФИО1 договор аренды земельного участка, площадью 340000 кв.м, пашни, расположенного в <адрес>, Вольновское МО, на землях АОЗТ «Вольновское», предоставленного, согласно постановления № от ДД.ММ.ГГГГ года
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Саратовский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Кировский районный суд <адрес>.
Срок составления мотивированного решения – ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Н.Н. Еремина