Дело [ № ]
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
[ 00.00.0000 ] в г. Нижний Новгород Нижегородский районный суд г. Нижний Новгород в составе председательствующего судьи Буруновой С.В., рассмотрев в порядке упрощенного судопроизводства административное дело по административному исковому заявлению ИФНС России к Котельникову Олегу Станиславовичу о взыскании обязательных платежей и санкций,
У С Т А Н О В И Л:
Первоначально в Нижегородский районный суд г.Нижнего Новгорода поступило административное исковое заявление ИФНС России обратилась к Котельникову О.С. о взыскании задолженности по пеням в общем размере 7438 руб. 05 коп. из которой: 68 руб. 51 коп. – пени, исчисленные за несвоевременную уплату налога на имущество физических лиц, 7369 руб. 44 коп. – пени, исчисленные за несвоевременную уплату транспортного налога.
Данное административное исковое заявление на основании определения судьи от [ 00.00.0000 ] было оставлено без движения.
Устранив недостатки поданного административного искового заявления, ИФНС России просит взыскать к Котельникова О.С. задолженность по пеням в общем размере 6636 руб. 40 коп., исчисленных за несвоевременную уплату транспортного налога за [ 00.00.0000 ] г.г., по пеням в размере 68 руб. 51 коп. за период с [ 00.00.0000 ] – [ 00.00.0000 ] , за несвоевременную уплату налога на имущество физических лиц за [ 00.00.0000 ] г., а всего 6705 руб. 01 коп..
Принимая во внимание, что в судебное заседание не явились все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте его рассмотрения, явка которых не является обязательной и не признана судом обязательной, суд рассматривает административное дело в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ).
Изучив материалы административного дела, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст.57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В развитие указанных положений ст.44 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту НК РФ) предусмотрено, что обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных НК РФ или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
Согласно ст.45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.
Как установлено п.2 ст.52 НК РФ, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента.
В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
В частности, налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
В случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов.
За исполнение обязанности по уплате налогов с нарушением установленных законом сроков предусмотрена ответственность в виде начисления пени.
В силу ст.75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Порядок начисления и расчета транспортного налога регулируется следующими положениями закона.
В соответствии с абзацами 1 и 2 ст.356 НК РФ, транспортный налог устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с НК РФ и законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют ставку налога в пределах, установленных главой 28 Налогового кодекса Российской Федерации, порядок и сроки его уплаты.
Абзацем 1 ст.357 НК РФ установлено, что налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно п.1 ст.362 НК РФ, сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
Согласно ст.362 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки.
Транспортный налог подлежит уплате физическими лицами в сроки, установленные ст. 363 НК РФ.
На территории Нижегородской области ставка транспортного налога, порядок определена Законом Нижегородской области от 28 ноября 2002 года №71-З «О транспортном налоге».
Порядок начисления и расчета налога на имущество физических лиц регулируется следующими положениями закона.
В соответствии с ч. 1 ст. 399 НК РФ, налог на имущество физических лиц устанавливается Налоговым кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Согласно ст. 400 НК РФ, плательщиками налогов на имущество физических лиц признаются физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения.
Если имущество, признаваемое объектом налогообложения, находится в общей долевой собственности нескольких физических лиц, налогоплательщиком в отношении этого имущества признается каждое из этих физических лиц соразмерно его доле в этом имуществе.
Статьей 401 НК РФ установлено, что объектами налогообложения признаются следующие виды имущества: жилые дома, жилые помещения, дачи, гаражи, машино-место, единый недвижимый комплекс, объект незавершенного строительства и иные здания, строения, помещения и сооружения.
В соответствии с ч. 1 ст. 402 НК РФ, налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных п. 2 ст. 402 НК РФ.
Согласно ч. 1 ст. 408 НК РФ, сумма налога на имущество физических лиц исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Налог на имущество физических лиц подлежит уплате в сроки, установленные ст. 409 НК РФ.
Судом установлено, что административный ответчик Котельников О.В. является плательщиком транспортного налога и налога на имущество физических лиц и в со ст. 23 НК РФ обязан своевременно уплачивать законно установленные налоги.Налоговым органом установлена следующая задолженность Котельникова О.В. перед федеральным бюджетом: пени в размере 68 руб. 51 коп. за период с [ 00.00.0000 ] – [ 00.00.0000 ] , за несвоевременную уплату налога на имущество физических лиц за [ 00.00.0000 ] г. (размер налога - 1341 руб. 00 коп.), пени в размере 3604 руб. 06 коп. за период с [ 00.00.0000 ] по [ 00.00.0000 ] , за несвоевременную уплату транспортного налога за [ 00.00.0000 ] г. (размер налога – 58690 руб. 00 коп.), пени в размере 1484 руб. 76 коп. за период с [ 00.00.0000 ] по [ 00.00.0000 ] , за несвоевременную уплату транспортного налога за 2015 г. (размер налога - 29980 руб.), пени в размере 149 руб. 33 коп. за период с [ 00.00.0000 ] по [ 00.00.0000 ] , за не своевременную уплату транспортного налога за [ 00.00.0000 ] г. (размер налога – 14370 руб.), а всего 6705 руб. 01 коп..
Из материалов административного дела следует, что в адрес Котельникова О.В. административным истцом направлялись: налоговое уведомление от [ 00.00.0000 ] [ № ] о необходимости исполнить обязанность по уплате в частности: транспортного налога за [ 00.00.0000 ] г., налога на имущество за 2015 г. в срок не позднее [ 00.00.0000 ] ; налоговое уведомление от [ 00.00.0000 ] [ № ] о необходимости исполнить обязанность об уплате в частности: транспортного налога за [ 00.00.0000 ] г. (с учетом произведенного перерасчета), налога на имущество физических лиц за [ 00.00.0000 ] г.г. (с учетом произведенного перерасчета) в срок не позднее [ 00.00.0000 ] .
Из материалов дела следует, что Котельниковым О.В. обязанность по уплате указанных налогов в установленные законодательством сроки не выполнена (соответствующих доказательств суду не представлено), в связи с чем, налоговым органом налогоплательщику исчислены вышеуказанные пени и направлено требование от [ 00.00.0000 ] [ № ] сроком исполнения до [ 00.00.0000 ] .
На основании требований ч. 4 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
Обращаясь в суд о взыскании сумм пени в размере 68 руб. 51 коп. за период с [ 00.00.0000 ] – [ 00.00.0000 ] , за несвоевременную уплату налога на имущество физических лиц за 2014 г., в размере 3604 руб. 06 коп. за период с [ 00.00.0000 ] по [ 00.00.0000 ] , за несвоевременную уплату транспортного налога за [ 00.00.0000 ] г., пени в размере 1484 руб. 76 коп. за период с [ 00.00.0000 ] по [ 00.00.0000 ] , за несвоевременную уплату транспортного налога за [ 00.00.0000 ] г., пени в размере 149 руб. 33 коп. за период с [ 00.00.0000 ] по [ 00.00.0000 ] , за не своевременную уплату транспортного налога за [ 00.00.0000 ] г., административный истец не предоставил суду сведений о взыскании с Котельникова О.В. налога на имущество физических лиц за [ 00.00.0000 ] г. в размере 1341 руб. 00 коп., транспортного налога за [ 00.00.0000 ] г. в размере 58690 руб. 00 коп., транспортного налога за [ 00.00.0000 ] г. в размере 29980 руб. 00 коп., транспортного налога за [ 00.00.0000 ] г. в размере 14370 руб.., за неуплату (несвоевременную уплату) которого исчислены пени, предъявленные к взысканию в рассматриваемом исковом заявлении; данные сведения по определению суда от [ 00.00.0000 ] об истребовании доказательств от налогового органа не поступали.
В соответствии с п. 1 ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, составляет менее 500 рублей, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.
Таким образом, принудительное взыскание налогов и пеней, по поводу которых возник спор, с физического лица возможно лишь в судебном порядке и в течение ограниченных сроков, установленных законодательством.
С учетом изложенного, необходимость уплаты пеней с причитающихся с налогоплательщика сумм транспортного налога, уплаченных с нарушением установленных сроков, не предполагают возможность начисления пени на суммы тех налогов, право на взыскание которых налоговым органом утрачено. Это обусловлено тем, что пени по своей природе носят акцессорный (дополнительный к уплате налога, на который они начислены) характер и не могут быть взысканы в отсутствие обязанности по уплате суммы налога, равно как и при истечении сроков на ее принудительное взыскание.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 08 февраля 2007 года N 381-О-П, обязанность по уплате пеней производна от основного налогового обязательства и является не самостоятельной, а обеспечивающей (акцессорной) обязанностью, способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога.
Неуплата налога в срок должна быть компенсирована погашением задолженности по обязательству, полным возмещением ущерба, понесенного истцом в результате несвоевременного внесения налога. Поэтому истец вправе предъявлять к взысканию пени как совместно с недоимкой, так и по отдельным периодам просрочки уплаты до прекращения (погашения) основного обязательства по уплате налога.
Таким образом, пени могут взыскиваться только в том случае, если налоговым органом были своевременно приняты меры к принудительному взысканию суммы соответствующих налогов. В этом случае начисление пеней осуществляется по день фактического погашения недоимки.
Поскольку при обращении в суд с требованиями о взыскании недоимки по уплате обязательных платежей необходимо соблюдать сроки на обращение, возможность взыскания пеней, начисленных на задолженность, срок взыскания которой истек, может возникнуть лишь в случае своевременного принятия административным истцом мер к взысканию задолженности и к предъявлению на исполнение соответствующего акта.
Принимая во внимание, что доказательств принятия налоговым органом мер к взысканию задолженности по налогу на имущество физических лиц за [ 00.00.0000 ] г., задолженности по транспортному налогу за [ 00.00.0000 ] г.г., на которые начислены пени, суду не представлено, требования о взыскании соответствующих пеней: в размере 68 руб. 51 коп. за период с [ 00.00.0000 ] – [ 00.00.0000 ] , за несвоевременную уплату налога на имущество физических лиц за [ 00.00.0000 ] г., в размере 3604 руб. 06 коп. за период с [ 00.00.0000 ] по [ 00.00.0000 ] , за несвоевременную уплату транспортного налога за [ 00.00.0000 ] г., пени в размере 1484 руб. 76 коп. за период с [ 00.00.0000 ] по [ 00.00.0000 ] , за несвоевременную уплату транспортного налога за [ 00.00.0000 ] г., пени в размере 149 руб. 33 коп. за период с [ 00.00.0000 ] по [ 00.00.0000 ] , за не своевременную уплату транспортного налога за [ 00.00.0000 ] г., удовлетворению не подлежат.
При этом суд считает возможным указать, что согласно п.п. 4 п. 1 ст. 59 НК РФ безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в том числе, в случае принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе, вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам, и в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░ 6705 ░░░. 01 ░░░., ░ ░░░░░░: ░░░░ ░ ░░░░░░░ 68 ░░░. 51 ░░░. ░░ ░░░░░░ ░ [ 00.00.0000 ] – [ 00.00.0000 ] , ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ [ 00.00.0000 ] ░., ░░░░ ░ ░░░░░░░ 3604 ░░░. 06 ░░░. ░░ ░░░░░░ ░ [ 00.00.0000 ] ░░ [ 00.00.0000 ] , ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ [ 00.00.0000 ] ░, ░░░░ ░ ░░░░░░░ 1484 ░░░. 76 ░░░. ░░ ░░░░░░ ░ [ 00.00.0000 ] ░░ [ 00.00.0000 ] , ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ [ ░░░░░ ] ░., ░░░░ ░ ░░░░░░░ 149 ░░░. 33 ░░░. ░░ ░░░░░░ ░ [ 00.00.0000 ] ░░ [ 00.00.0000 ] , ░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ [ 00.00.0000 ] ░. – ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░ ░░░░ ░░. 294.1 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░ ░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░░░, ░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░, ░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░. 4 ░. 1 ░░. 310 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░