Решение по делу № 2а-29/2017 (2а-887/2016;) от 21.12.2016

Дело № 2 «а»-29/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

11 января 2017 года г.Клинцы

Клинцовский районный суд Брянской области в составе

председательствующего судьи Гущиной И.Н.,

при секретаре Ковалевой И.В.,

с участием представителя административного истца –помощника прокурора Клинцовского района Брянской области Суярковой Е.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Клинцовского района Брянской области в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц к Медведовской сельской администрации Клинцовского района Брянской области о признании незаконным бездействия и понуждении к совершению действий, направленных на регистрацию права собственности на земельные участки с сооруженными на них кладбищами, расположенных по адресу: <адрес>,

установил:

Прокурор Клинцовского района Брянской области обратился с вышеуказанным административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц. В обоснование указано, что в ходе проверки, проведенной прокуратурой Клинцовского района Брянской области на предмет соблюдения законодательства Российской Федерации, направленного на организацию ритуальных услуг и содержанию мест захоронения было установлено, что на территории Медведовского сельского поселения Клинцовского района Брянской области по адресу: <адрес>, расположены два земельных участка под общественным местом погребения (кладбищем). По сведениям филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Брянской области записи о регистрации прав на указанные земельные участки в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют. Право собственности на них не зарегистрировано. К муниципальной собственности Медведовского сельского поселения Клинцовского района данные земельные участки не относятся, в реестр муниципальной собственности названного сельского поселения не включены, иного собственника не имеют. Ранее по результатам проверочных мероприятий в адрес главы Медведовской сельской администрации Клинцовского района Брянской области вносилось представление об устранении выявленных нарушений, однако, до настоящего времени выявленные нарушения не устранены. Бездействием Медведовской сельской администрации Клинцовского района Брянской области нарушаются интересы неопределенного круга лиц, что приводит к возможности самовольного расширения границ кладбища, нарушению требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и как следствие создает угрозу жизни и здоровью жителям поселка. Административный истец просил суд, признать незаконным бездействие административного ответчика, выразившееся в непринятии мер к государственной регистрации права собственности на земельные участки и обязать администрацию Медведовского сельского поселения Клинцовского района Брянской области провести государственную регистрацию права собственности в отношении земельных участков с сооруженными на них кладбищами в <адрес>.

В судебном заседании представитель административного истца –помощник прокурора Клинцовского района Брянской области Суяркова Е.Г., поддержала заявленные административные исковые требования.

Представитель административного ответчика глава Медведовского сельского поселения Клинцовского района Брянской области Кужелева М.Н., заявленные административные требования признала, пояснила, что работа по оформлению земельных участков, занятых под кладбищами, на территории Медведовского сельского поселения, уже начата, они провели межевание и получили кадастровые паспорта на указанные земельные участки, после чего планируют обратиться регистрирующий орган для постановки их на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимости. После чего, с момента постановки на учет данных объектов в качестве бесхозяйных, должен пройти один год. Для того, чтобы зарегистрировать право муниципальной собственности на указанные земельные участки необходим длительный период времени, просит установить срок исполнения обязанности для государственной регистрации права муниципальной собственности на земельные участки под кладбищами, расположенные в <адрес>, до 01.07.2018 года. Полагает, что данный срок позволит сельской администрации своевременно исполнить возложенную на неё судом обязанность.

Выслушав представителя административного истца, представителя административного ответчика, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.

Как усматривается из материалов дела, следует, что в ходе проведенной прокуратурой Клинцовского района Брянской области проверки, на территории Клинцовского района было установлено наличие земельных участков с сооруженными на них кладбищами, расположенных по адресу: <адрес>, права собственности на которые не зарегистрированы.

Указанные объекты в реестрах муниципальной собственности не значатся, с заявлением для постановки указанных объектов на учет либо для признания права собственности, Медведовская сельская администрация не обращалась.

Согласно ч.3 ст.14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», абз. 3 ст. 1 Закона Брянской области от 5 декабря 2014 года № 80-з «О вопросах местного значения сельских поселения в Брянской области», вступившим в силу с 1 января 2015 года, к числу вопросов местного значения сельских поселения в Брянской области отнесены вопросы организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения.

В соответствии с п. 1 ст. 4 Федерального закона «О погребении и похоронном деле», местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших.

Согласно ст.18, п.2 ст.25 Федерального закона «О погребении и похоронном деле» от 12 января 1996 года № 8-ФЗ, земли общественных кладбищ могут быть только муниципальными, а сами кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления. Из содержания указанных норм права в их системной взаимосвязи следует, что земельные участки, занимаемые общественными кладбищами, в силу прямого указания закона являются муниципальной собственностью, и право собственности на данные земельные участки является разграниченным в силу закона.

Согласно ч. 1 и ч. 2 ст.25 Земельного кодекса РФ, права на земельные участки, предусмотренные главами 3 (собственность на землю) и 4 (ограничение пользования чужими земельными участками (сервитут), аренда земельных участков, безвозмездное пользование земельными участками) настоящего кодекса, возникает по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Государственная регистрация сделок с земельными участками обязательна в случаях, указанных в федеральных законах.

В соответствии со статьей 131 ГК РФ, право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.

В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним, юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.

Из указанных норм следует, что органы местного самоуправления сельского поселения обязаны оформить земельные участки, занятые кладбищами в муниципальном образовании - Медведовском сельском поселении Клинцовского района в муниципальную собственность.

Из представления прокурора Клинцовского района Брянской области №41-2015 от 25 мая 2015 года «Об устранении нарушений законодательства РФ, направленного на организацию ритуальных услуг и содержания мест захоронения» следует, что невыполнение Медведовской сельской администрацией Клинцовского района Брянской области возложенной законом обязанности по организации территории поселения ритуальных услуг и надлежащему содержанию мест захоронения приводит к возможности самовольного расширения границ кладбища и захламлению прилегающих к кладбищу земельных участков, что влечет нарушение требований СанПин 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 июня 2011 года № 84, и в конечном итоге нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц на обеспечение санитарно-эпидемиологической безопасности и благоприятной окружающей среды.

Главой Медведовского сельского поселения Клинцовского района Брянской области предоставлена информация, что в целях устранения нарушений законодательства в части неисполнения, возложенных на орган местного самоуправления полномочии по решению вопросов местного значения, к которым относится организация ритуальных услуг и содержания мест захоронения, Медведовской сельской администраций Клинцовского района Брянской области был утвержден план мероприятий по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения на территории Медведовского сельского поселения.

Согласно постановлению Медведовской сельской администрации Клинцовского района Брянской области № 93 от 4 июня 2015 года, утвержден план мероприятий по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения на территории Медведовского сельского поселения Клинцовского района Брянской области, с установлением сроков исполнения мероприятий (по межеванию земельных участков мест захоронения в <адрес> – 3-4 квартал 2015 года, постановка на кадастровый учет вышеуказанных участков – 1 квартал 2016 года, регистрация права собственности земельных участков – 2 квартал 2016 года, изготовление проектов устройств кладбищ технической документации – 2-3 квартал 2016 года, регистрация права собственности на кладбища – 4 квартал 2016 года)

В настоящее время проведено межевание земельных участков и осуществлена постановка их на кадастровый учет, о чем свидетельствуют: схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории <адрес> и постановления Администрации Клинцовского района от 26.04.2016 года № 345, 340, а также кадастровые паспорта земельных участков под кладбищами (кадастровые от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ).

Согласно уведомлению из филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области» от ДД.ММ.ГГГГ , следует, что права на земельные участки, расположенные в <адрес> под общественными местами погребения, не зарегистрированы.

Бездействием Медведовской сельской администрации Клинцовского района, выразившемся в непринятии мер к оформлению государственной регистрации права собственности на земельные участки с сооруженными на них кладбищами, расположенные по адресу: <адрес>, нарушаются права и интересы неопределенного круга лиц на обеспечение сохранности и безопасности в санитарно-эпидемиологическом отношении вышеуказанного объекта недвижимости, который не имеет собственника.

Поскольку права на объект недвижимости – земельные участки с сооруженными на них кладбищами, расположенные в административных границах муниципального образования Медведовкого сельского поселения Клинцовского района Брянской области не зарегистрированы, контроль за вышеуказанными объектами не производится, а орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке недвижимого имущества на учет в качестве бесхозяйного и последующей регистрацией права собственности на него, суд приходит к выводу об обоснованности требований прокурора Клинцовского района о признании незаконным бездействия Медведовской сельской администрации Клинцовского района Брянской области, и необходимости возложения на ответчика обязанности провести государственную регистрацию права собственности на данные земельные участки.

Срок для устранения нарушения устанавливается с учетом разумности и достаточности для решения организационных и финансовых вопросов. Принимая во внимание мнение представителя административного истца, который не возражал установить срок для исполнения данного решения до ДД.ММ.ГГГГ, учитывая признание иска представителем административного ответчика, суд полагает возможным обязать Администрацию Медведовского сельского поселения провести государственную регистрацию права на земельные участки(кадастровые , ) с сооруженными на них кладбищами, расположенные по адресу: <адрес>, в срок не позднее 1 июля 2018 года.

В силу ст.103 КАС РФ, судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела. В соответствии с ч.1 ст.111 КАС РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

Согласно Уставу муниципального образования административный ответчик Медведовская сельская администрация Клинцовского района является органом местного самоуправления.

В соответствии с п.19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции в качестве ответчиков либо истцов, освобождаются от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд,

решил:

Административное исковое заявление прокурора Клинцовского района Брянской области удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Медведовской сельской администрации Клинцовского района Брянской области, выразившееся в непринятии мер к государственной регистрации права собственности на земельные участки с сооруженными на них кладбищами, расположенные в <адрес>.

Обязать Медведовскую сельскую администрацию Клинцовского района Брянской области в срок не позднее 1 июля 2018 года провести государственную регистрацию права собственности на земельные участки с сооруженными на них кладбищами(кадастровые , ), расположенные по адресу: <адрес>.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Брянский областной суд в течение одного месяца со дня его принятия судом в окончательной форме, путём подачи апелляционной жалобы через Клинцовский районный суд Брянской области.

В окончательной форме решение принято 11 января 2017 года.

Председательствующий судья           Гущина И.Н.

2а-29/2017 (2а-887/2016;)

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Клинцовского района
Ответчики
Медведовская сельская администрация
Суд
Клинцовский районный суд Брянской области
Дело на сайте суда
klincovsky.brj.sudrf.ru
21.12.2016[Адм.] Регистрация административного искового заявления
21.12.2016[Адм.] Передача материалов судье
23.12.2016[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
23.12.2016[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.01.2017[Адм.] Подготовка дела (собеседование)
11.01.2017[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.01.2017[Адм.] Судебное заседание
11.01.2017[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.01.2017
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее