2-2001/2024
61RS0022-01-2024-000858-06
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 марта 2024 года г. Таганрог
Таганрогский городской суд Ростовской области в составе:
председательствующего судьи Рубановой К.О.,
при секретаре Беспаловой А.А.,
с участием ст. помощника прокурора г. Таганрога Ищенко И.П.,
представителя ответчика Администрации г. Таганрога - Шипинов С.С., действующего на основании доверенности от <дата>
представителя ответчика МОБУ СОШ № г. Таганрога – зам.директора по АХР Дискина Т.Г., действующей на основании доверенности от <дата>
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по исковому заявлению прокурора г. Таганрога в интересах неопределенного круга лиц к МОБУ СОШ №№ г. Таганрога, администрации г. Таганрога, об устранении нарушений законодательства в сфере антитеррористической защищенности дошкольного образовательного учреждения,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г. Таганрога обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к МОБУ СОШ № г. Таганрога, Администрации г. Таганрога об устранении нарушений законодательства, направленного на безопасность детей, в котором просил возложить на Администрацию г. Таганрога обязанность выделить денежные средства для устраненияМОБУ СОШ №выявленных нарушений требований законодательства в сфере антитеррористической защищенности дошкольного образовательного учреждения, а именно: для оснащения въездов на объект (территорию) средствами снижения скорости и (или) противотаранными устройствами на территории здания МОБУ СОШ №, расположенного по адресу: <адрес>.
В обоснование иска указано, что прокуратурой г. Таганрога проведена проверка соблюдения требований законодательства в сфере антитеррористической защищенности в деятельности МОБУ СОШ №, в ходе которой выявлены нарушения, требующие принятия мер прокурорского реагирования. Вопреки пп. «б» п.27 требований, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации №1006 от 02.08.2019г.в МОБУ СОШ № отсутствуют средства снижения скорости и (или) противотаранные устройства. Таким образом, в нарушение требований МОБУ СОШ № не исполнены требования законодательства в сфере антитеррористической защищенности, что создает реальную угрозу причинения вреда жизни и здоровья несовершеннолетних, проходящих обучение в них и работников учреждения. В соответствии с Уставом МОБУ СОШ № является некоммерческой организацией и имеет организационно-правовую форму - муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение, учредителем является муниципальное образование «<адрес>», функции и полномочия учредителя осуществляет управление образования г. Таганрога, полномочия собственника осуществляет КУИ г. Таганрога. Таким образом, обязанность по обеспечению содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройству прилегающих к ним территорий возложена законодателем, в том числе на органы местного самоуправления. Устранение выявленных нарушений требует совместных согласованных действий ответчиков по устранению и определению источников финансирования, доведения лимитов до учреждения и заключения соответствующих контрактов или договора на выполнение работ. МОБУ СОШ №самостоятельных источников дохода не имеет и с учетом выделяемых денежных средств на осуществление деятельности самостоятельно не сможет устранить нарушения без соответствующего финансирования. Выявленные нарушения свидетельствуют о низком уровне антитеррористической защищенности проверенных объектов МОБУ СОШ №, что создает реальную угрозу для безопасности жизни и здоровья несовершеннолетних граждан, проходящих обучение в них.
В судебном заседании ст. помощник прокурора г. Таганрога Ищенко И.П. исковые требования поддержал, просил суд удовлетворить по изложенным в иске основаниям.
Представитель Администрации г. Таганрога Шипинов С.С. в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований, пояснил, что к полномочиям Администрации не относится выделение денежных средств из местного бюджета в пользу общеобразовательных учреждений, главным распорядителем денежных средств является Управление образования г. Таганрога. Пояснил, что суды не вправе вмешиваться в бюджетный процесс органов местного самоуправления и юридических лиц, обязывая своими решениями предусматривать внеплановое повышение расходов местного бюджета, которое приведет к нарушению требований Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Представитель ответчика МОБУ СОШ № г. Таганрога Дискина Т.Г.в судебном заседании против удовлетворения исковых требований не возражала, пояснила, что попытки устранить нарушения имеются, но в связи с отсутствием финансирования это выполнить невозможно.
Изучив материалы дела, выслушав лиц участвующих в деле, исследовав полно и всесторонне представленные доказательства, суд пришел к выводу об удовлетворении исковых требований, при этом суд исходит из следующего.
В силу ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере защиты семьи, материнства, отцовства и детства.
В соответствии с ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся, в том числе, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся и работников образовательной организации. Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке, в частности, за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (ч. 7 ст. 28 Федерального закона № 273-Ф3). Охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность (п. 8 ч. 1 ст. 41 Федерального закона № 273-ФЗ).
В соответствии с п. 6 ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-Ф3 «О противодействии терроризму» под антитеррористической защищенностью объекта (территории) понимается состояние здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта.
Согласно п. 4 ч. 2 ст. 5 Федерального закона № 35-Ф3 обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) устанавливает Правительство Российской Федерации.
Судом установлено, что прокуратурой г. Таганрога проведена проверка соблюдения требований законодательства в сфере антитеррористической защищенности в деятельности образовательных учреждений города, в ходе которой в деятельности МОБУ СОШ № выявлены нарушения.
Вопреки требованиям к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов, относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019г. №1006, а именно в нарушение пп. «б» п. 27 данных Требований на территории здания в МОБУ СОШ №, расположенного по адресу: <адрес>, отсутствуют средства снижения скорости и (или) противотаранные устройства.
Несоблюдение в МОБУ СОШ № Требований приведенного законодательства свидетельствуют о низком уровне антитеррористической защищенности указанного объекта образования, что создает реальную угрозу возникновения причинения вреда жизни и здоровью как несовершеннолетним, проходящим обучение в МОБУ СОШ №, так и сотрудникам данного учреждения.
В силу положений частей 1, 2 статьи 7 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей. Дети независимо от их семейного и социального благополучия подлежат особой охране, включая заботу об их здоровье и надлежащую правовую защиту в сфере охраны здоровья, и имеют приоритетные права при оказании медицинской помощи.
В соответствии с частью 7 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", а также частью 2 статьи 18 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", образовательное учреждение несет ответственность за здоровье обучающихся и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса.
Согласно статье 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", охрана здоровья обучающихся включает в себя, помимо прочего, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Как следует из материалов дела и установлено судом МОБУ СОШ № г. Таганрога осуществляет образовательную деятельность на основании Устава, утвержденного приказом начальника Управления образования г. Таганрога от <дата>.
Согласно пунктам 1.1, 1.2 Устава, МОБУ СОШ № является некоммерческой организацией, учредителем Школы является муниципальное образование «Город Таганрог», функции и полномочия учредителя школы от имени муниципального образования «Город Таганрог» осуществляет Управление образования г. Таганрога.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЭ «Об образовании в Российской Федерации» обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий относится к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов.
Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления Российской Федерации" предусмотрены полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения. В целях решения вопросов местного значения, органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями в части финансирования муниципальных учреждений, формирования и размещения муниципального заказа.
Так, осуществление органом местного самоуправления финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными муниципальными учреждениями предусмотрено пунктом 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
В соответствии с частью 6 статьи 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется с учетом расходов на содержание учредителем и приобретенных бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходы на оплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки.
Администрация г. Таганрога является главным распорядителем бюджетных средств, направляемых на финансирование образовательных учреждений.
Положения статьи 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» указывают на то, что бюджетное учреждение финансируется за счет бюджета соответствующего уровня. В силу п. 1.9 Устава МОБУ СОШ № финансовое обеспечение муниципального задания Школы осуществляется в виде субсидий, выделяемых из бюджета г. Таганрога.
Судом установлено и сторонами не оспаривается, что в МОБУ СОШ № имеются нарушения, связанные с отсутствием на территории здания Школы средств по снижению скорости и (или) противотаранными устройствами.
Нарушение в МОБУ СОШ № требований законодательства в сфере антитеррористической защищенностинегативно влияют на обеспечение безопасности воспитанников и персонала учреждения, создает угрозу возникновения причинения вреда жизни и здоровью как несовершеннолетним, так и сотрудникам учреждения.
Устранение выявленных нарушений, требует совместных согласованных действий ответчиков по устранению и определению источников финансирования, доведения лимитов до учреждения и заключения соответствующих контрактов или договора на выполнение работ. МОБУ СОШ № самостоятельных источников дохода не имеет и с учетом выделяемых денежных средств на осуществление деятельности самостоятельно не сможет устранить нарушения без соответствующего финансирования.
Статьей 12 ГК РФ предусмотрен такой способ защиты гражданских прав, как пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; понуждение выполнить предусмотренные законом обязанности также является способом защиты права.
Доводы представителя Администрации города Таганрога о том, что к полномочиям Администрации не относится выделение денежных средств, несостоятельны, поскольку согласно пунктам 1.2 и 1.3 Устава учреждения, учредителем и собственником имущества МОБУ СОШ № является муниципальное образование «Город Таганрог», при этом порядок финансирования необходимых организационно-хозяйственных мероприятий не снимает с собственника имущества возложенных на него законом обязанностей.
Не может суд признать обоснованным доводы представителя Администрации города Таганрога о вмешательстве суда в бюджетные правоотношения сторон, поскольку соответствующая обязанность возложена на собственника и учредителя образовательного учреждения, и данная обязанность вопросов формирования бюджета муниципального образования не касается.
То обстоятельство, что к полномочиям Администрации не относится выделение денежных средств, не освобождает Администрацию города Таганрога, как собственника и учредителя школы, от исполнения обязанностей по осуществлению финансового обеспечения МОБУ СОШ № для устранения выявленных в ходе прокурорской проверки нарушений.
Таким образом, требования прокурора к МОБУ СОШ № об устранении выявленных нарушений законодательства в сфере антитеррористической защищенности и понуждении органа местного самоуправления в судебном порядке исполнить возложенные на него законом обязанности, подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора г. Таганрога в интересах неопределенного круга лиц к МОБУ СОШ № г. Таганрога, администрации г. Таганрога, об устранении нарушений законодательства в сфере антитеррористической защищенности дошкольного образовательного учреждения - удовлетворить.
Возложить на администрацию г. Таганрога Ростовской области обязанность выделить денежные средства для устранения МОБУ СОШ № г. Таганрога выявленных нарушений требований законодательства в сфере антитеррористической защищенности дошкольного образовательного учреждения, а именно: для оснащения въездов на объект (территорию) средствами снижения скорости и (или) противотаранными устройствами на территории здания МОБУ СОШ №, расположенного по адресу: <адрес>.
Возложить на МОБУ СОШ № обязанность после выделения администрацией г. Таганрога денежных средств устранить нарушения требований федерального законодательства путем оснащения въездов на объект (территорию) средствами снижения скорости и (или) противотаранными устройствами на территории здания МОБУ СОШ №, расположенного по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Таганрогский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий К.О.Рубанова
Решение в окончательной форме изготовлено 01 апреля 2024 года.