24RS0040-01-2018-002291-44 Дело № 2-2144/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 ноября 2018 года город Норильск
Норильский городской суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Курунина С.В., при секретаре судебного заседания Негуторовой Э.В., с участием прокурора Кузнецовой Н.А., представителей ответчика Матвеева А.В., Румянцева В.А., представителя третьего лица ПАО «ГМК» Норильский никель» Кушнарева Д.П., представителя третьего лица Администрации города Норильска Бочениной Н.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г.Норильска в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Акционерному обществу «Норильско-Таймырская энергетическая компания» об устранении нарушений водного законодательства,
установил:
прокурор г.Норильска в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Акционерному обществу «Норильско-Таймырская энергетическая компания» (далее также – АО «НТЭК») об устранении нарушений водного законодательства, мотивируя требования тем, что в ходе проведенной прокуратурой г.Норильска в период с 01 по 30 июня 2018 года проверки соблюдения АО «НТЭК» водного законодательства при заборе и сбросе вод на эксплуатируемых АО «НТЭК» ТЭЦ установлено, что поверхностный водный объект, расположенный в границах МО г.Норильск определен в системе координат 1942 года как «озеро Долгое» (обзорная карта-схема по состоянию 1987 г.).
На ТЭЦ-1 АО «НТЭК» для восполнения потерь воды в тепловых сетях в горячей водоочистке установлено оборудование для подготовки подпиточной воды этих сетей. Для охлаждения конденсаторов турбоагрегатов, охлаждения масла, подаваемого на подшипники, используется вода, подаваемая по циркуляционным водоводам из озера Долгое от насосных станций № 2, 2А. Система циркуляционного водоснабжения замкнутая (после прохождения вода возвращается в оз. Долгое). Сброс подогретой воды в озеро Долгое производится через брызгальные устройства (в летний период) и через сбросные трубопроводы. Географические координаты места водопользования: №
Факт использования АО «НТЭК» водного объекта - озера Долгое для осуществления производственной деятельности по водоснабжению установлен 19.06.2018 в ходе натурного осмотра, проведенного в рамках проверки.
В соответствии с Федеральным законом от 03.06.2006 № 73-ФЗ «О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации» к отношениям, возникшим после 01.01.2007, применяются положения Водного кодекса Российской Федерации. Поэтому предоставление водных объектов в пользование, в отношении которых ко дню введения в действие Водного кодекса Российской Федерации не были приняты решения Правительством Российской Федерации или решение органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, не были выданы лицензии на водопользование и не были заключены договоры пользования водными объектами, осуществляется в порядке, предусмотренном Водным кодексом Российской Федерации.
В силу пункта 4 статьи 1 Водного кодекса Российской Федерации водным объектом признается природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима. В соответствии с пунктом 8 статьи 1 Водного кодекса РФ водопользователем является физическое лицо или юридическое лицо, которым предоставлено право пользования водным объектом. Согласно части 1 и пункту 3 части 2 статьи 5 Водного кодекса Российской Федерации водные объекты подразделяются в зависимости от особенностей их режима, физико- географических, морфометрических и других особенностей. К поверхностным водным объектам относятся, в том числе, водотоки (реки, ручьи, каналы) и водоемы (озера, пруды, обводненные карьеры, водохранилища). Использование водных объектов (водопользование) - использование различными способами водных объектов для удовлетворения потребностей Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, физических лиц, юридических лиц (пункт 14 статьи 1 ВК РФ). Физические лица, юридические лица приобретают право пользования поверхностными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены главой 3 Водного кодекса Российской Федерации (часть 1 статьи 9). Положениями главы 3 Водного кодекса Российской Федерации в качестве оснований предоставления водных объектов в пользование предусмотрено заключение договора водопользования или принятие решения о предоставлении водного объекта в пользование, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 статьи 11 указанного Кодекса (ст.ст. 12 и 21 ВК РФ). Согласно пункту 5 части 2 статьи 39 Водного кодекса Российской Федерации собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны вести в установленном порядке учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества, регулярные наблюдения за водными объектами и их водоохранными зонами, а также бесплатно и в установленные сроки представлять результаты такого учета и таких регулярных наблюдений в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.
В ходе проверки АО «НТЭК» не были представлены документы, регламентирующие порядок пользования водным объектом «озеро Долгое» для забора и сброса в него воды. Не представлены данные учета объема забранных (изъятых) водных ресурсов из водного объекта и сброса в него, а также информация о регулярных наблюдениях за водным объектом и его водоохранными зонами.
В силу ст. 9 Конституции Российской Федерации, земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов проживающих на соответствующей территории.
В соответствии со ст. 214 Гражданского кодекса Российской Федерации государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам.
Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.
В соответствии со статьей 1 Водного кодекса Российской Федерации (пункт 14), содержащей основные понятия, используемые в данном нормативном правовом акте, использование водных объектов (водопользование) - это использование различными способами водных объектов для удовлетворения потребностей Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, юридических лиц.
В силу положений частей 1 и 2 статьи 8 Водного кодекса Российской Федерации все водные объекты, за исключением прудов и обводненных карьеров, расположенных в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, находятся в собственности Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 9 Водного кодекса Российской Федерации физические и юридические лица приобретают право пользования поверхностными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены главой 3 настоящего Кодекса. Данная глава содержит, в частности, статью 11, которая содержит исчерпывающий перечень видов водопользования, осуществляемых на основании договоров (часть 2), решений (часть 3) либо в их отсутствие (часть 4).
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 11 Водного кодекса Российской Федерации водные объекты предоставляются в пользование с целью забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов в соответствии с частью 3 статьи 38 настоящего Кодекса, на основании договора водопользования.
В соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 11 Водного кодекса Российской Федерации водные объекты предоставляются в пользование с целью сброса сточных вод на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование.
Для забора (изъятия) водных ресурсов из оз. Долгое требуется заключение договора водопользования. Для сброса сточных вод в оз. Долгое требуется оформление решения о предоставлении водного объекта в пользование.
Пользование частью акватории водного объекта оз. Долгое с целью забора (изъятия) водных ресурсов и сброса сточных вод АО «НТЭК» происходит с нарушением п. 2 ч. 2 и п. 2 ч. 3 ст. 11 Водного кодекса Российской Федерации, т.е. без разрешительных документов, на основании которых возникает право пользования водным объектом (договора водопользования и решения о предоставлении водного объекта в пользование). Право пользования акваторией водного объекта оз. Долгое за юридическим лицом АО «НТЭК» в Государственном водном реестре не зарегистрировано.
Прокурор просил суд обязать ответчика в течение 9 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу устранить имеющиеся нарушения требований ст.11 Водного кодекса РФ путем оформления разрешительных документов на пользование водным объектом (договора водопользования и решения о предоставлении водного объекта в пользование).
В судебном заседании прокурор заявленные требования поддержал по указанным в заявлении основаниям.
Представители ответчика АО «НТЭК» Матвеев А.В. и Румянцев В.А. в судебном заседании иск не признали, возражали против удовлетворения заявленных требований по тем основаниям, что озеро Долгое не обладает признаками водного объекта в смысле, установленном Водным кодексом РФ, так как утрачен водный режим, в связи с чем отсутствует необходимость в оформлении разрешительных документов.
В представленных суду письменных возражениях представитель ответчика Матвеев А.В. также указал, что озеро Долгое является антропогенным объектом и используется для нужд энергетики. В соответствии с техническим проектом 1939 года «ТЭЦ Норильского комбината» на озере Долгое создан пруд-охладитель для целей эксплуатации оборудования, установленного на ТЭЦ-1, в настоящее время принадлежащей АО «НТЭК». Для реализации проекта был построен ряд сооружений: в районе бывшего истока реки Долгая расположена дамба, сама река (протока) отсутствует (засыпана), вокруг озера Долгое проходят магистрали в виде железной и автомобильных дорог, трубопроводов. В юго-восточной оконечности озера построена еще одна дамба, по которой проходит улица Октябрьская. В целях оформления законных прав пользования прудом-охладителем системы оборотного водоснабжения ТЭЦ-1 в 2006 году в орган лицензирования (Енисейское бассейновое водное управление) были направлены материалы для оформления разрешения пользования водным объектом. Согласно письму Енисейского БВУ от 19.10.2006 № 03-3284 озеро Долгое является элементом системы оборотного водоснабжения ТЭЦ-1 (технический проект 1-ой очереди заказ 5-05-113, год ввода в эксплуатацию 1944) не имеющим гидравлической связи с другими поверхностными водными объектами и оформление разрешительных документов не требуется. Однако, в соответствии с письмом от 26.09.2018 № 03-4423 Енисейское БВУ считает, что озеро Долгое внесено в государственный водный реестр и получение разрешительных документов необходимо. Вместе с тем, по информации, предоставленной ФГБУ «Среднесибирское УГМС» в письме от 22.10.2018 № 4004, поверхностная видимая гидрографическая связь озера Долгое с рекой Щучья и другими водными объектами на данный момент отсутствует, данные о гидрогеологической связи озера Долгое с другими водными объектами в распоряжении ФГБУ «Среднесибирское УГМС» отсутствуют.
Полагал, что озеро Долгое представляет собой специально созданный технологический элемент оборотной системы ТЭЦ-1, не обладающий формой и признаками водного режима (п. 4, п. 5 ст. 1 Водного кодекса РФ, п. 9, 14 ГОСТ 19179-73), а сведения в государственном водном реестре не соответствуют фактическим обстоятельствам дела на данный момент времени. В настоящее время подпитка пруда-охладителя на озере Долгое осуществляется исключительно из реки Норильская, т.е. водный режим в нем обеспечивается искусственным образом в результате пополнения из другого водного объекта. С целью забора водных ресурсов из реки Норильская между АО «НТЭК» и Министерством экологии и рационального природопользования Красноярского края заключен договор водопользования.
Земельный участок, расположенный в контуре площади зеркала пруда-охладителя оз. Долгое, находится в границах арендуемого «Норильскэнерго» - филиала ПАО «ГМК «Норильский никель» земельного участка (кадастровый №) с присвоенной категорией земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения. Вид разрешенного использования арендуемого земельного участка: для размещения трубопроводного транспорта. Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 20.09.2018 №, сведения о водных объектах, расположенных в пределах вышеуказанного земельного участка, отсутствуют.
Также считает, что требования заместителя прокурора г. Норильска в той редакции, в которой они изложены в исковом заявлении, являются неисполнимыми в силу того, что из них явно не следует, какие конкретно действия прокурор просит обязать совершить АО «НТЭК», каким способом, договор водопользования и решение на право пользование водным объектом относятся к двухсторонним сделкам, в связи с чем исполнение требований истца зависит не только от воли АО «НТЭК», но и от исполнительного органа государственной власти.
Представитель третьего лица ПАО «ГМК» Норильский никель» Кушнарев Д.П. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных прокурором требований, поддержав позицию ответчика.
Представитель третьего лица Администрации г.Норильска Боченина Н.Ю. в судебном заседании в решении полагалась на усмотрение суда, пояснив, что озеро Долгое в собственности муниципального образования город Норильск не находится.
Третье лицо Министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края в судебное заседание представителя не направило, ходатайствовало о рассмотрении дела в отсутствие представителя Министерства, в представленном письменном отзыве представитель Министерства на основании доверенности от 09.01.2018 № Л. указала, что иск прокурора г.Норильска в интересах неопределённого круга лиц к АО «НТЭК» об устранении нарушений законодательства Российской Федерации путём оформления разрешительных документов на пользование водным объектом оз. Долгое Министерство поддерживает. Согласно представленной информации по данным государственного водного реестра озеро Долгое находится в федеральной собственности, его использование в целях забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 11 Водного кодекса РФ должно осуществляться на основании договора водопользования, заключаемого в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12.03.2008 № 165 «О подготовке и заключении договора водопользования». Использование озера Долгое для сброса сточных вод в соответствии с пунктом 2 части 3 Водного кодекса РФ должно осуществляться на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование, принимаемого в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 № 844 «О порядке подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование». Перечень документов, представляемых заявителем в министерство для получения разрешительных документов на водопользование, определен указанными постановлениями.
Третье лицо Межрегиональное Управление Росприроднадзора по Красноярскому краю и Республики Тыва, будучи надлежаще извещенным о времени и месте рассмотрения дела, представителя в судебное заседание не направило, представитель Управления на основании доверенности М. просила о рассмотрении дела в отсутствие представителя третьего лица.
Третье лицо Енисейское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов, будучи надлежаще извещенным о времени и месте рассмотрения дела, представителя в судебное заседание не направило, руководитель Управления К. просила о рассмотрении дела в отсутствие представителя Енисейского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов.
Третье лицо Министерство природных ресурсов и экологии РФ, надлежаще извещавшееся о времени и месте рассмотрения дела, представителя в судебное заседание не направило, о причинах неявки не сообщило, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовало. В письме, направленном в адрес Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края, указало, что Минприроды России совместно с находящимися в его ведении Росводресурсами рассмотрело обращение Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края по вопросам, связанным с оформлением права пользования водным объектом (озеро Долгое), используемым в качестве пруда-охладителя Теплоэлектроцентрали-1, и сообщает, что использование поверхностных водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, в силу статьи 11 Водного кодекса Российской Федерации, введенного в действие с 01.01.2007 Федеральным законом от 03.06.2006 № 73-ФЗ «О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации», осуществляется на основании договоров водопользования, решений о предоставлении водных объектов в пользование, либо без предоставления водных объектов в пользование в зависимости от цели водопользования. При этом части 2 и 3 указанной статьи Водного кодекса содержат исчерпывающий перечень оснований приобретения прав пользования водными объектами на основании разрешительных документов. Поскольку согласно представленной Росводресурсами информации, по данным государственного водного реестра, озеро Долгое находится в федеральной собственности, его использование в целях забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта в соответствии с частью 3 статьи 38 Водного кодекса должно осуществляться на основании договора водопользования (пункт 1 части 2 статьи 11 Водного кодекса), а для сброса сточных вод - на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование (пункт 2 части 3 статьи 11 Водного кодекса).
Дело рассмотрено судом в отсутствие неявившихся представителей третьих лиц в соответствии с положениями ч.3 и ч.5 ст.167 ГПК РФ.
Заслушав участников судебного заседания, оценив их доводы, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации гарантировано право каждого на благоприятную окружающую среду.
В силу статьи 3 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе платности природопользования и возмещение вреда окружающей среде.
Согласно статье 39 Федерального закона "Об охране окружающей среды" юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
В соответствии с Федеральным законом от 03.06.2006 № 73-ФЗ «О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации» к отношениям, возникшим после 01.01.2007, применяются положения Водного кодекса Российской Федерации.Под водным объектом понимается природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима. Под водным режимом - изменение во времени уровней, расхода и объема воды в водном объекте (пункты 4 и 5 статьи 1 Водного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 и пункту 3 части 2 статьи 5 Водного кодекса Российской Федерации водные объекты подразделяются в зависимости от особенностей их режима, физико-географических, морфометрических и других особенностей. К поверхностным водным объектам относятся, в том числе, водоемы (озера, пруды, обводненные карьеры, водохранилища).
Поверхностные водные объекты состоят из поверхностных вод и покрытых ими земель в пределах береговой линии. Береговая линия (граница водного объекта) для реки, ручья, канала, озера, обводненного карьера определяется по среднемноголетнему уровню вод в период, когда они не покрыты льдом, а для пруда, водохранилища - по нормальному подпорному уровню воды (части 3 и пункты 2, 3 части 4 статьи 5 Водного кодекса Российской Федерации).
Частью 4.1 статьи 5 Водного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что порядок определения местоположения береговой линии (границы водного объекта), случаи и периодичность ее определения устанавливаются Правительством Российской Федерации. Требования к описанию местоположения береговой линии (границы водного объекта) устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Водного кодекса Российской Федерации водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением случаев, установленных частью 2 настоящей статьи.
Согласно статье 30 Водного кодекса Российской Федерации государственный мониторинг водных объектов представляет собой систему наблюдений, оценки и прогноза изменений состояния водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, собственности физических лиц, юридических лиц, и включает в себя, в том числе внесение сведений, полученных в результате наблюдений, в государственный водный реестр.
Статьей 31 этого же Кодекса предусмотрено ведение государственного водного реестра, представляющего собой систематизированный свод документированных сведений о водных объектах, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, собственности физических лиц, юридических лиц, об их использовании, о речных бассейнах, о бассейновых округах (часть 1).
В государственный водный реестр включаются документированные сведения, в том числе о водных объектах, расположенных в границах речных бассейнов, об особенностях режима водных объектов, их физико-географических, морфометрических и других особенностях (часть 4).
Ведение государственного водного реестра осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 10).
28 апреля 2007 года постановлением Правительства Российской Федерации N 253 утверждено Положение о ведении государственного водного реестра, пунктом 5 которого установлено, что ведение данного реестра осуществляется Федеральным агентством водных ресурсов.
Согласно пункту 6, подпункту "в" пункта 7 и пункту 12 приведенного Положения реестр содержит, в том числе раздел "Водные объекты и водные ресурсы", в который включаются ведения о водных объектах, расположенных в границах речных бассейнов, об особенностях режима водных объектов, их физико-географических, морфометрических и других особенностях. Указанные сведения предоставляются Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды - о поверхностных водных объектах и особенностях их водного режима и вносятся в реестр Федеральным агентством водных ресурсов.
Судом установлено, что согласно сведениям Енисейского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов и выписке из государственного водного реестра (л.д.137, 138) спорный объект – озеро Долгое – исток р.Долгая №, площадь водосбора 3,5 км/кв, площадь зеркала 0,62 км/кв, относится к Енисейскому бассейновому округу, водохозяйственный участок 17.02.00.001 «Пясина и другие реки бассейна Карского моря от восточной границы бассейна Енисейского залива до западной границы бассейна р.Каменная», включен в государственный водный реестр под кодом №, является федеральной собственностью.
Наличие указанного водного объекта подтверждается и сведениями, содержащимися в публичной кадастровой карте Российской Федерации, размещенной на официальном сайте Росреестра, фиксирующей расположение объектов на местности (л.д.227-229).
Пунктом 8 статьи 1 Водного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что водопользователем признается физическое лицо или юридическое лицо, которым предоставлено право пользования водным объектом.
Использование водных объектов (водопользование) - использование различными способами водных объектов для удовлетворения потребностей Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, физических лиц, юридических лиц (п. 14 ст. 1 названного кодекса).
Как установлено при рассмотрении дела, ответчик АО «НТЭК» использует водный объект озеро Долгое в своей производственной деятельности для забора (изъятия) водных ресурсов и для сброса в него сточных вод, то есть осуществляет пользование указанным поверхностным водным объектом, что подтверждается материалами прокурорской проверки (л.д.9-12, 27-30), и не оспаривается ответчиком.
В силу части 1 статьи 9 Водного кодекса Российской Федерации физические лица, юридические лица приобретают право пользования поверхностными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены главой 3 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 11 Водного кодекса Российской Федерации водные объекты или их части, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование для забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов в соответствии с частью 3 статьи 38 Водного кодекса Российской Федерации на основании договора водопользования.
Согласно части 1 статьи 12 Водного кодекса Российской Федерации по договору водопользования одна сторона - исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления обязуется предоставить другой стороне - водопользователю водный объект или его часть в пользование за плату.
Частью 3 статьи 16 Водного кодекса Российской Федерации установлено, что порядок подготовки и заключения договора водопользования, форма примерного договора водопользования, порядок организации и проведения аукциона на право заключения договора водопользования утверждаются Правительством Российской Федерации.
Правила подготовки и заключения договора водопользования утверждены Постановлением Правительства РФ от 12.03.2008 N 165.
Указанные Правила устанавливают порядок подготовки и заключения договоров водопользования, на основании которых в соответствии с частью 1 статьи 11 Водного кодекса РФ водные объекты или их части, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование, в том числе, для забора (изъятия) водных ресурсов из поверхностных водных объектов.
В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 11 Водного кодекса Российской Федерации на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование, водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование, в том числе для сброса сточных вод.
Порядок принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование определен статьями 22 и 23 Водного кодекса Российской Федерации и Правилами подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 N 844 "О порядке подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование".
Из анализа приведенных правовых положений следует, что ответчик АО «НТЭК», являясь пользователем поверхностного водного объекта, осуществляя забор (изъятие) водных ресурсов из озера Долгое, вправе это делать на основании договора водопользования, а сброс сточных вод в указанный водный объект осуществлять на основании решения о предоставления водного объекта в пользование, в связи с чем суд находит заявленные прокурором требования обоснованными.
Доводы ответчика об отсутствии признаков водного объекта озера Долгое, в том числе водного режима, опровергаются приведенными выше доказательствами, а также иными материалами дела.
Так, из писем ФГБУ «Среднесибирское УГМС» (л.д.159-160, 223), на которые ссылается ответчик, следует, что озеро Долгое является водоемом, сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима. То, что признаки водного режима озера Долгое изменены, не подтверждает того, что оно перестало быть водным объектом в смысле, придаваемом этому понятию Водным кодексом Российской Федерации, и не свидетельствует об отсутствии у ответчика обязанности оформить предусмотренные законом документы на право пользования указанным водным объектом.
При этом суд учитывает, что с момента введения в действие Водного кодекса Российской Федерации и включения спорного водного объекта в государственный водный реестр ответчик никаких действий, направленных на исключение объекта из этого реестра или на внесение в него изменений, не предпринимал, хотя имел реальную возможность для этого.
Ссылки ответчика на неисполнимость заявленных прокурором требований суд находит несостоятельными, поскольку порядок действий юридических лиц – водопользователей – по подготовке и заключению договоров водопользования, перечень и формы необходимых документов подробно регламентированы Правилами подготовки и заключения договора водопользования, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 12.03.2008 N 165, а в отношении принятия решения о предоставления водного объекта в пользование - статьями 22 и 23 Водного кодекса Российской Федерации и Правилами подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 N 844 "О порядке подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование", из которых каких-либо объективных препятствий для исполнения АО «НТЭК» заявленных прокурором требований не усматривается.
Доводы ответчика о нахождении земельного участка, на котором находится озеро Долгое, в аренде у ПАО «ГМК «Норильский никель» и об отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости сведений о водных объектах, расположенных в пределах вышеуказанного земельного участка, не свидетельствуют об отсутствии водного объекта, поскольку сведения о нем имеются в государственном водном реестре и содержатся, как указано выше, в публичной кадастровой карте Российской Федерации, размещенной на официальном сайте Росреестра, фиксирующей расположение объектов на местности, поэтому не указывают на отсутствие у ответчика обязанности заключения договора водопользования и оформления документов для принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявленных прокурором требований.
Согласно части 1 статьи 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
В этой связи, принимая во внимание, что истец в силу закона был освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче иска, с учетом положений ст.333.19 НК РФ, с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 6 000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования прокурора г.Норильска в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Акционерному обществу «Норильско-Таймырская энергетическая компания» об устранении нарушений водного законодательства - удовлетворить.
Обязать Акционерное общество «Норильско-Таймырская энергетическая компания» устранить нарушения требований статьи 11 Водного кодекса Российской Федерации путем оформления предусмотренных указанной нормой документов - договора водопользования и решения о предоставлении водного объекта в пользование – в отношении водного объекта «озеро Долгое», включенного в государственный водный реестр под кодом №, в течение девяти месяцев с даты вступления настоящего решения в законную силу.
Взыскать с Акционерного общества «Норильско-Таймырская энергетическая компания» в доход местного бюджета муниципального образования город Норильск государственную пошлину в сумме 6 000 (шесть тысяч) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда через Норильский городской Красноярского края в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий судья С.В. Курунин
Мотивированное решение
в окончательной форме изготовлено 11.12.2018