Решение по делу № 2-278/2024 от 04.04.2024

Дело

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

30 мая 2024 года <адрес> края

Бикинский городской суд <адрес>

в составе председательствующего судьи Лавенецкой Н.Ю.

при секретаре ФИО4

с участием представителя истца Ильенко ФИО12. – адвоката ФИО6, действующей на основании ордера от <дата>, представителя ответчика администрации Бикинского муниципального района <адрес> ФИО5, действующей на основании доверенности от <дата>,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ильенко ФИО10 к Администрации Бикинского муниципального района <адрес> о признании распоряжения Администрации Бикинского муниципального района <адрес> от <дата> -р «О снятии с учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, в соответствии с Федеральным законом от <дата> №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Край него Севера и приравненных к ним местностей» Ильенко ФИО11 незаконным, возложении обязанности по восстановлению на учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей,

УСТАНОВИЛ:

Ильенко ФИО13. обратилась суд с иском к Администрации Бикинского муниципального района <адрес> о признании распоряжения от <дата> -р незаконным, возложении обязанности по восстановлению на учете граждан имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

В обоснование заявленных требований указала, что согласно распоряжению -р от <дата> и соответствующего уведомления Администрации Бикинского муниципального района <адрес> от <дата>, она была снята с учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. В распоряжении ответчика указано, что в соответствии с п.п. «и» п. 21 Постановления Правительства РФ от <дата> «Об утверждении Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» она утратила основания, дающие право на получение социальной выплаты для приобретения жилья.

С вышеуказанным распоряжением Администрации Бикинского муниципального района <адрес> не согласна, считает, что у нее есть право на вышеуказанную социальную выплату. Более того, вышеуказанное уведомление является формальным, в нем не указано в связи с чем, конкретно истицу сняли с учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Считает, что все имеющиеся основания в связи с которыми она была поставлена на вышеуказанный учет, не изменились и не отпали. Федеральным законом от <дата> №..125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» предусмотрены дополнительные гарантии социальной защиты для лиц, проработавших определенное время в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. В соответствии с преамбулой Федерального закона от <дата> №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» данный закон устанавливает право на предоставление за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений и условия их предоставления гражданам Российской Федерации, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее <дата>, в соответствии с нормами этого Федерального закона. Статья 1 указанного Закона устанавливает, что право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее <дата>, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели. Просит признать незаконным распоряжение -р от <дата> администрации Бикинского муниципального района <адрес> от <дата>, которым она была снята с учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, обязать администрацию Бикинского муниципального района <адрес> поставить ее на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

В судебное заседание истец Ильенко ФИО14. не явилась. О времени и месте рассмотрения дела была извещена своевременно и надлежащим образом.

Суд в соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося истца.

В судебном заседании представитель истца Ильенко ФИО15. – адвокат ФИО6, действующая на основании ордера исковые требования поддержала в полном объеме. Дополнительно пояснила, что Ильенко ФИО16. проживала в районах Крайнего Севера, а именно в Охотске, выехала оттуда не раньше 1992 года, продолжительность стажа у нее была более 15 лет. Иного имущества не имеет, в связи с чем, была поставлена на учет, по непонятным причинам ее сняли. Поскольку в распоряжении администрации не указано оснований для снятия ее с учета, считают, что данное решение является незаконным и необоснованным, поскольку на момент издания распоряжения от <дата> в наличии у Ильенко ФИО17. в собственности недвижимого имущества не было, у нее имеется необходимый стаж и необходимое количество лет проживания в районах Крайнего Севера. Полагала, что основание ухудшения жилищных условий не должно применяться в предоставлении субсидий.

В судебном заседании представитель ответчика администрации Бикинского муниципального района <адрес> ФИО7, действующая на основании доверенности, исковые требования не признала. Пояснила, что Ильенко ФИО18. состояла на учете как нуждающаяся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели в связи с тем, что проживала и работала на территории Севера. Но при проведении инвентаризации, которую рекомендовал провести <адрес>, выяснилось, что у истца в собственности за этот период находилась в собственности комната в общежитии и жилой дом, который она продала в 2022 году, в связи с этим она была снята с учета, поскольку согласно ст. 1 ФЗ 125 «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» помимо стажа необходимым условием является необеспечение жилым помещением для постоянного проживания. Ильенко ФИО19. была обеспечена жилыми помещениями, впоследствии их продала, тем самым утратила право.

Выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 3 ст.40 Конституции РФ определенным в законе категориям граждан, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными нормами.

В соответствии со ст. 10 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности, в том числе, они возникают из актов государственных органов и актов органов местного самоуправления, которые предусмотрены жилищным законодательством в качестве основания возникновения жилищных прав и обязанностей, вследствие действий (бездействия) участников жилищных отношений или наступления событий, с которыми федеральный закон или иной нормативный правовой акт связывает возникновение жилищных прав и обязанностей.

Согласно ст. 11 Жилищного кодекса Российской Федерации защита нарушенных жилищных прав осуществляется судом, в том числе, путем, признания жилищного права, восстановления положения, существовавшего до нарушения жилищного права, и пресечения действий, нарушающих это право или создающих угрозу его нарушения.

Статьей 56 ЖК РФ предусмотрены основания для снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Согласно положениям ст. 40 Конституции РФ, каждый гражданин имеет право на жилище. Жилье предоставляется бесплатно или за достойную плату из государственных и муниципальных жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

В силу ст. 1 Федерального Закона от <дата> № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее <дата>, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не обеспеченные жилыми помещениями для постоянного проживания на территории Российской Федерации, расположенными за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона № 125-ФЗ в <адрес>, полномочия по постановке на учет и учету граждан, имеющих право на получение социальных выплат переданы органам местного самоуправления городских округов и муниципальных районов края (<адрес> от <дата> «О наделении органов местного самоуправления <адрес> государственными полномочиями <адрес> по регистрации и учету граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей»).

Согласно п. п. 24, 25 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от <дата> , органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации ежегодно утверждают единые списки граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, которые являются основанием для предоставления социальных выплат для приобретения жилья.

В п. 21 данного Положения указан перечень оснований, по которым граждане снимаются с учета, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья.

Согласно п. «и» п. 21 данного Положения, граждане снимаются с учета имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в случае утраты ими оснований, дающих утраты ими оснований, дающих им право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в соответствии со статьей 1 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".

Как следует из п. 22 Положения в случае, если у граждан после снятия с учета вновь возникло право на получение социальных выплат для приобретения жилья, их повторная постановка на учет производится на общих основаниях.

Из материалов дела следует, что постановлением главы городского поселения «<адрес>» Бикинского муниципального района <адрес> от <дата> установлена норма предоставления площади жилого помещения гражданам, состоящим на учете и нуждающимся в получении жилых помещений по договорам социального найма в муниципальном жилищном фонде городского поселения – одиноко проживающему гражданину 18,0 кв.м. общей площади.

<дата> в адрес главы Бикинского муниципального района <адрес> Министерством строительства <адрес> направлено письмо о проведении инвентаризации списков граждан, состоящих на учете в муниципальном образовании. Предложено запросить сведения из ЕГРН о наличии/отсутствии у граждан, состоящих на учете прав собственности на жилые помещения на всей территории Российской Федерации (за период с даты постановки на учет по текущую дату). Также необходимо запросить сведения в КГУП «<адрес>инвентаризация» о правах собственности, зарегистрированных на территории <адрес> до <дата>. В случае выявления фактов наличия в собственности у граждан жилых помещений за пределами северных районов (также в случае их отчуждения) указанные граждане подлежат снятию с учета.

Судом установлено, что между Ильенко ФИО20. и администрацией сельского поселения «<адрес>» Охотского муниципального района <адрес> являющиеся сторонами по договору о передаче гражданином, получившим безвозмездную жилищную субсидию, муниципальной квартиры сельского поселения «<адрес>» 26.11.2009г. составлен передаточный акт, согласно которому Ильенко ФИО21. передала администрации сельского поселения «<адрес>» Охотского муниципального района <адрес> квартиру, расположенную по адресу: <адрес>.

Согласно договору найма жилого помещения от <дата>. ФИО8 предоставила Ильенко ФИО22. за плату во временное владение и проживания жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>.

Как следует из справки КГУП «<адрес>инвентаризация» от <дата>, по данным <адрес> филиала КГУП «<адрес>инвентаризация», за Ильенко ФИО23. право собственности на объекты недвижимого имущества жилого назначения (в том числе приватизационную квартиру) на территории <адрес> и <адрес> не зарегистрировано.

Согласно сведений из Управления Росрегистрации по <адрес> и ЕАО от <дата>., за Ильенко ФИО24. право собственности на недвижимое имущество не зарегистрировано.

<дата> Ильенко ФИО25. обратилась с заявлением в адрес главы администрации Бикинского муниципального района <адрес> с просьбой поставить ее на очередь на получение жилищного сертификата для приобретения жилья как гражданам, выехавшим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностям согласно программы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством».

Распоряжением администрации Бикинского муниципального района <адрес> от <дата> р Ильенко ФИО26. поставлена на учет, как нуждающаяся в улучшении жилищных условий.

Распоряжением администрации Бикинского муниципального района <адрес> от <дата> р Ильенко ФИО27. признана участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы –категория пенсионеры.

Заявлениями от <дата> Ильенко ФИО28. подтвердила свое желание на получение жилищного сертификата в 2011 году, от <дата> Ильенко ФИО29. подтвердила свое желание на получение жилищного сертификата в 2014 году, от <дата> Ильенко ФИО30. подтвердила свое желание на получение жилищного сертификата в 2015 году, от <дата> Ильенко ФИО31. подтвердила свое желание на получение жилищного сертификата в 2023 году, от <дата> Ильенко ФИО32. подтвердила свое желание на получение жилищного сертификата в 2025 году.

Согласно справке Центра ПФР по установлению пенсий в <адрес> от <дата> продолжительность периодов работы у ФИО9 в районах Крайнего Севера, учтенных при установлении страховой пенсии, составляет 25 лет 8 мес. 1 дн.

Из удостоверения от <данные изъяты>. следует, что Ильенко ФИО33. является пенсионером по старости.

Распоряжением администрации Бикинского муниципального района <адрес> от <дата> -р, Ильенко ФИО34. снята с учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в соответствии с п.п. «и» п. 21 Постановления Правительства РФ от <дата> «Об утверждении Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» - утрата оснований, дающих право на получение социальной выплаты для приобретения жилья.

<данные изъяты>. в адрес Ильенко ФИО35., администрацией Бикинского муниципального района <адрес> направлено извещение о снятии с учета лица, имеющего право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

Правовая сущность намеренного ухудшения жилищных условий достаточно точно определена Конституционным судом РФ (Определение Конституционного суда РФ от <дата> -О-О), который указал, что намеренное ухудшение жилищных условий будет иметь место, если гражданами совершались умышленные действия в целях создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.

В соответствии со ст. 53 Жилищного кодекса РФ, граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. Однако по смыслу приведенной нормы, ограничения в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия в целях создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем. При этом применение данной нормы права должно осуществляться во взаимосвязи с п. 3 ст. 10 Гражданского кодекса РФ, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагается.

Статьей 56 Жилищного кодекса РФ предусмотрены основания для снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

В соответствии с ч. 2 ст. 56 Жилищного кодекса РФ решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 настоящей статьи. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях выдаются или направляются гражданам, в отношении которых приняты такие решения, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия таких решений и могут быть обжалованы указанными гражданами в судебном порядке.

В соответствии с требованиями ст. 91.3 Жилищного кодекса РФ жилые помещения могут быть предоставлены по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, и гражданам, признанным по основаниям, установленным другим федеральным законом, указом Президента Российской Федерации, законом субъекта Российской Федерации или актом представительного органа местного самоуправления, нуждающимися в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования.

Как следует из выписок из ЕГРН о правах отдельного лица на имевшие (имеющиеся) у него объекты недвижимости, за период с <дата> по <дата> за Ильенко ФИО36. были зарегистрированы следующие объекты недвижимости: квартира, расположенная по адресу: <адрес>, <адрес> кв.м., дата государственной регистрации права <дата>, дата государственной регистрации прекращения права <дата>; жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, общей площадью 33,5 кв.м., дата государственной регистрации права <дата>. дата государственной регистрации прекращения права <дата>.

Согласно справке БМУП «ТЭК» от <дата>, поквартирной карточке, Ильенко ФИО37. с <дата> зарегистрирована по месту жительства по адресу: <адрес>, пер. Энергетический, <адрес>.

По смыслу ч. 1 ст. 49 ЖК РФ, для возникновения жилищного правоотношения социального найма жилого помещения в частности муниципального жилищного фонда необходимо наличие таких юридических фактов, как малоимущность и нуждаемость в жилом помещении.

В соответствии со ст. 49 ЖК РФ жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (ч. 2).

Учитывая вышеизложенные обстоятельства и приведенные нормы права, суд приходит к выводу о том, что правовых оснований для удовлетворения исковых требований Ильенко ФИО38. о признании распоряжения Администрации Бикинского муниципального района <адрес> от <дата> -р «О снятии с учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, в соответствии с Федеральным законом от <дата> №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» ФИО1 незаконным, возложении обязанности по восстановлению на учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не имеется.

Поскольку, как установлено судом, в 2010 году Ильенко ФИО39. поставлена на учет нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, с составом семьи один человек. <дата> Ильенко ФИО40. признана участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы –категория пенсионеры. <дата> приобрела жилое помещение по адресу: <адрес>, общей площадью 33,5 кв.м., <дата> произвела отчуждение данного дома, <дата> приобрела квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, пер. Энергетический, <адрес>, общей площадью 27,7 кв.м., <данные изъяты>. произвела отчуждение данной квартиры.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что Ильенко ФИО41. имела в собственности жилые помещения и не нуждалась в улучшении жилищных условий.

Кроме того, суд учитывает, что Ильенко ФИО42. малоимущей не является, в связи с чем, оснований для нахождения ее на учете граждан, нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма не имеется.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что распоряжение Администрации Бикинского муниципального района <адрес> о признании распоряжения Администрации Бикинского муниципального района <адрес> от <дата> -р является законным.

На основании изложенного, заявленные требования Ильенко ФИО43. являются необоснованными и удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Ильенко ФИО44 к Администрации Бикинского муниципального района <адрес> о признании распоряжения Администрации Бикинского муниципального района <адрес> от <дата> -р «О снятии с учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, в соответствии с Федеральным законом от <дата> №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Край него Севера и приравненных к ним местностей» Ильенко ФИО45 незаконным, возложении обязанности по восстановлению на учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес>вой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме, через Бикинский городской суд <адрес>.

Судья Н.Ю. Лавенецкая

Решение суда в окончательной форме изготовлено <дата>.

Дело

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

30 мая 2024 года <адрес> края

Бикинский городской суд <адрес>

в составе председательствующего судьи Лавенецкой Н.Ю.

при секретаре ФИО4

с участием представителя истца Ильенко ФИО12. – адвоката ФИО6, действующей на основании ордера от <дата>, представителя ответчика администрации Бикинского муниципального района <адрес> ФИО5, действующей на основании доверенности от <дата>,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ильенко ФИО10 к Администрации Бикинского муниципального района <адрес> о признании распоряжения Администрации Бикинского муниципального района <адрес> от <дата> -р «О снятии с учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, в соответствии с Федеральным законом от <дата> №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Край него Севера и приравненных к ним местностей» Ильенко ФИО11 незаконным, возложении обязанности по восстановлению на учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей,

УСТАНОВИЛ:

Ильенко ФИО13. обратилась суд с иском к Администрации Бикинского муниципального района <адрес> о признании распоряжения от <дата> -р незаконным, возложении обязанности по восстановлению на учете граждан имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

В обоснование заявленных требований указала, что согласно распоряжению -р от <дата> и соответствующего уведомления Администрации Бикинского муниципального района <адрес> от <дата>, она была снята с учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. В распоряжении ответчика указано, что в соответствии с п.п. «и» п. 21 Постановления Правительства РФ от <дата> «Об утверждении Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» она утратила основания, дающие право на получение социальной выплаты для приобретения жилья.

С вышеуказанным распоряжением Администрации Бикинского муниципального района <адрес> не согласна, считает, что у нее есть право на вышеуказанную социальную выплату. Более того, вышеуказанное уведомление является формальным, в нем не указано в связи с чем, конкретно истицу сняли с учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Считает, что все имеющиеся основания в связи с которыми она была поставлена на вышеуказанный учет, не изменились и не отпали. Федеральным законом от <дата> №..125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» предусмотрены дополнительные гарантии социальной защиты для лиц, проработавших определенное время в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. В соответствии с преамбулой Федерального закона от <дата> №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» данный закон устанавливает право на предоставление за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений и условия их предоставления гражданам Российской Федерации, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее <дата>, в соответствии с нормами этого Федерального закона. Статья 1 указанного Закона устанавливает, что право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее <дата>, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели. Просит признать незаконным распоряжение -р от <дата> администрации Бикинского муниципального района <адрес> от <дата>, которым она была снята с учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, обязать администрацию Бикинского муниципального района <адрес> поставить ее на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

В судебное заседание истец Ильенко ФИО14. не явилась. О времени и месте рассмотрения дела была извещена своевременно и надлежащим образом.

Суд в соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося истца.

В судебном заседании представитель истца Ильенко ФИО15. – адвокат ФИО6, действующая на основании ордера исковые требования поддержала в полном объеме. Дополнительно пояснила, что Ильенко ФИО16. проживала в районах Крайнего Севера, а именно в Охотске, выехала оттуда не раньше 1992 года, продолжительность стажа у нее была более 15 лет. Иного имущества не имеет, в связи с чем, была поставлена на учет, по непонятным причинам ее сняли. Поскольку в распоряжении администрации не указано оснований для снятия ее с учета, считают, что данное решение является незаконным и необоснованным, поскольку на момент издания распоряжения от <дата> в наличии у Ильенко ФИО17. в собственности недвижимого имущества не было, у нее имеется необходимый стаж и необходимое количество лет проживания в районах Крайнего Севера. Полагала, что основание ухудшения жилищных условий не должно применяться в предоставлении субсидий.

В судебном заседании представитель ответчика администрации Бикинского муниципального района <адрес> ФИО7, действующая на основании доверенности, исковые требования не признала. Пояснила, что Ильенко ФИО18. состояла на учете как нуждающаяся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели в связи с тем, что проживала и работала на территории Севера. Но при проведении инвентаризации, которую рекомендовал провести <адрес>, выяснилось, что у истца в собственности за этот период находилась в собственности комната в общежитии и жилой дом, который она продала в 2022 году, в связи с этим она была снята с учета, поскольку согласно ст. 1 ФЗ 125 «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» помимо стажа необходимым условием является необеспечение жилым помещением для постоянного проживания. Ильенко ФИО19. была обеспечена жилыми помещениями, впоследствии их продала, тем самым утратила право.

Выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 3 ст.40 Конституции РФ определенным в законе категориям граждан, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными нормами.

В соответствии со ст. 10 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности, в том числе, они возникают из актов государственных органов и актов органов местного самоуправления, которые предусмотрены жилищным законодательством в качестве основания возникновения жилищных прав и обязанностей, вследствие действий (бездействия) участников жилищных отношений или наступления событий, с которыми федеральный закон или иной нормативный правовой акт связывает возникновение жилищных прав и обязанностей.

Согласно ст. 11 Жилищного кодекса Российской Федерации защита нарушенных жилищных прав осуществляется судом, в том числе, путем, признания жилищного права, восстановления положения, существовавшего до нарушения жилищного права, и пресечения действий, нарушающих это право или создающих угрозу его нарушения.

Статьей 56 ЖК РФ предусмотрены основания для снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Согласно положениям ст. 40 Конституции РФ, каждый гражданин имеет право на жилище. Жилье предоставляется бесплатно или за достойную плату из государственных и муниципальных жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

В силу ст. 1 Федерального Закона от <дата> № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее <дата>, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не обеспеченные жилыми помещениями для постоянного проживания на территории Российской Федерации, расположенными за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона № 125-ФЗ в <адрес>, полномочия по постановке на учет и учету граждан, имеющих право на получение социальных выплат переданы органам местного самоуправления городских округов и муниципальных районов края (<адрес> от <дата> «О наделении органов местного самоуправления <адрес> государственными полномочиями <адрес> по регистрации и учету граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей»).

Согласно п. п. 24, 25 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от <дата> , органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации ежегодно утверждают единые списки граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, которые являются основанием для предоставления социальных выплат для приобретения жилья.

В п. 21 данного Положения указан перечень оснований, по которым граждане снимаются с учета, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья.

Согласно п. «и» п. 21 данного Положения, граждане снимаются с учета имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в случае утраты ими оснований, дающих утраты ими оснований, дающих им право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в соответствии со статьей 1 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".

Как следует из п. 22 Положения в случае, если у граждан после снятия с учета вновь возникло право на получение социальных выплат для приобретения жилья, их повторная постановка на учет производится на общих основаниях.

Из материалов дела следует, что постановлением главы городского поселения «<адрес>» Бикинского муниципального района <адрес> от <дата> установлена норма предоставления площади жилого помещения гражданам, состоящим на учете и нуждающимся в получении жилых помещений по договорам социального найма в муниципальном жилищном фонде городского поселения – одиноко проживающему гражданину 18,0 кв.м. общей площади.

<дата> в адрес главы Бикинского муниципального района <адрес> Министерством строительства <адрес> направлено письмо о проведении инвентаризации списков граждан, состоящих на учете в муниципальном образовании. Предложено запросить сведения из ЕГРН о наличии/отсутствии у граждан, состоящих на учете прав собственности на жилые помещения на всей территории Российской Федерации (за период с даты постановки на учет по текущую дату). Также необходимо запросить сведения в КГУП «<адрес>инвентаризация» о правах собственности, зарегистрированных на территории <адрес> до <дата>. В случае выявления фактов наличия в собственности у граждан жилых помещений за пределами северных районов (также в случае их отчуждения) указанные граждане подлежат снятию с учета.

Судом установлено, что между Ильенко ФИО20. и администрацией сельского поселения «<адрес>» Охотского муниципального района <адрес> являющиеся сторонами по договору о передаче гражданином, получившим безвозмездную жилищную субсидию, муниципальной квартиры сельского поселения «<адрес>» 26.11.2009г. составлен передаточный акт, согласно которому Ильенко ФИО21. передала администрации сельского поселения «<адрес>» Охотского муниципального района <адрес> квартиру, расположенную по адресу: <адрес>.

Согласно договору найма жилого помещения от <дата>. ФИО8 предоставила Ильенко ФИО22. за плату во временное владение и проживания жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>.

Как следует из справки КГУП «<адрес>инвентаризация» от <дата>, по данным <адрес> филиала КГУП «<адрес>инвентаризация», за Ильенко ФИО23. право собственности на объекты недвижимого имущества жилого назначения (в том числе приватизационную квартиру) на территории <адрес> и <адрес> не зарегистрировано.

Согласно сведений из Управления Росрегистрации по <адрес> и ЕАО от <дата>., за Ильенко ФИО24. право собственности на недвижимое имущество не зарегистрировано.

<дата> Ильенко ФИО25. обратилась с заявлением в адрес главы администрации Бикинского муниципального района <адрес> с просьбой поставить ее на очередь на получение жилищного сертификата для приобретения жилья как гражданам, выехавшим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностям согласно программы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством».

Распоряжением администрации Бикинского муниципального района <адрес> от <дата> р Ильенко ФИО26. поставлена на учет, как нуждающаяся в улучшении жилищных условий.

Распоряжением администрации Бикинского муниципального района <адрес> от <дата> р Ильенко ФИО27. признана участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы –категория пенсионеры.

Заявлениями от <дата> Ильенко ФИО28. подтвердила свое желание на получение жилищного сертификата в 2011 году, от <дата> Ильенко ФИО29. подтвердила свое желание на получение жилищного сертификата в 2014 году, от <дата> Ильенко ФИО30. подтвердила свое желание на получение жилищного сертификата в 2015 году, от <дата> Ильенко ФИО31. подтвердила свое желание на получение жилищного сертификата в 2023 году, от <дата> Ильенко ФИО32. подтвердила свое желание на получение жилищного сертификата в 2025 году.

Согласно справке Центра ПФР по установлению пенсий в <адрес> от <дата> продолжительность периодов работы у ФИО9 в районах Крайнего Севера, учтенных при установлении страховой пенсии, составляет 25 лет 8 мес. 1 дн.

Из удостоверения от <данные изъяты>. следует, что Ильенко ФИО33. является пенсионером по старости.

Распоряжением администрации Бикинского муниципального района <адрес> от <дата> -р, Ильенко ФИО34. снята с учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в соответствии с п.п. «и» п. 21 Постановления Правительства РФ от <дата> «Об утверждении Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» - утрата оснований, дающих право на получение социальной выплаты для приобретения жилья.

<данные изъяты>. в адрес Ильенко ФИО35., администрацией Бикинского муниципального района <адрес> направлено извещение о снятии с учета лица, имеющего право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

Правовая сущность намеренного ухудшения жилищных условий достаточно точно определена Конституционным судом РФ (Определение Конституционного суда РФ от <дата> -О-О), который указал, что намеренное ухудшение жилищных условий будет иметь место, если гражданами совершались умышленные действия в целях создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.

В соответствии со ст. 53 Жилищного кодекса РФ, граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. Однако по смыслу приведенной нормы, ограничения в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия в целях создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем. При этом применение данной нормы права должно осуществляться во взаимосвязи с п. 3 ст. 10 Гражданского кодекса РФ, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагается.

Статьей 56 Жилищного кодекса РФ предусмотрены основания для снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

В соответствии с ч. 2 ст. 56 Жилищного кодекса РФ решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 настоящей статьи. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях выдаются или направляются гражданам, в отношении которых приняты такие решения, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия таких решений и могут быть обжалованы указанными гражданами в судебном порядке.

В соответствии с требованиями ст. 91.3 Жилищного кодекса РФ жилые помещения могут быть предоставлены по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, и гражданам, признанным по основаниям, установленным другим федеральным законом, указом Президента Российской Федерации, законом субъекта Российской Федерации или актом представительного органа местного самоуправления, нуждающимися в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования.

Как следует из выписок из ЕГРН о правах отдельного лица на имевшие (имеющиеся) у него объекты недвижимости, за период с <дата> по <дата> за Ильенко ФИО36. были зарегистрированы следующие объекты недвижимости: квартира, расположенная по адресу: <адрес>, <адрес> кв.м., дата государственной регистрации права <дата>, дата государственной регистрации прекращения права <дата>; жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, общей площадью 33,5 кв.м., дата государственной регистрации права <дата>. дата государственной регистрации прекращения права <дата>.

Согласно справке БМУП «ТЭК» от <дата>, поквартирной карточке, Ильенко ФИО37. с <дата> зарегистрирована по месту жительства по адресу: <адрес>, пер. Энергетический, <адрес>.

По смыслу ч. 1 ст. 49 ЖК РФ, для возникновения жилищного правоотношения социального найма жилого помещения в частности муниципального жилищного фонда необходимо наличие таких юридических фактов, как малоимущность и нуждаемость в жилом помещении.

В соответствии со ст. 49 ЖК РФ жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (ч. 2).

Учитывая вышеизложенные обстоятельства и приведенные нормы права, суд приходит к выводу о том, что правовых оснований для удовлетворения исковых требований Ильенко ФИО38. о признании распоряжения Администрации Бикинского муниципального района <адрес> от <дата> -р «О снятии с учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, в соответствии с Федеральным законом от <дата> №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» ФИО1 незаконным, возложении обязанности по восстановлению на учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не имеется.

Поскольку, как установлено судом, в 2010 году Ильенко ФИО39. поставлена на учет нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, с составом семьи один человек. <дата> Ильенко ФИО40. признана участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы –категория пенсионеры. <дата> приобрела жилое помещение по адресу: <адрес>, общей площадью 33,5 кв.м., <дата> произвела отчуждение данного дома, <дата> приобрела квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, пер. Энергетический, <адрес>, общей площадью 27,7 кв.м., <данные изъяты>. произвела отчуждение данной квартиры.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что Ильенко ФИО41. имела в собственности жилые помещения и не нуждалась в улучшении жилищных условий.

Кроме того, суд учитывает, что Ильенко ФИО42. малоимущей не является, в связи с чем, оснований для нахождения ее на учете граждан, нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма не имеется.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что распоряжение Администрации Бикинского муниципального района <адрес> о признании распоряжения Администрации Бикинского муниципального района <адрес> от <дата> -р является законным.

На основании изложенного, заявленные требования Ильенко ФИО43. являются необоснованными и удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Ильенко ФИО44 к Администрации Бикинского муниципального района <адрес> о признании распоряжения Администрации Бикинского муниципального района <адрес> от <дата> -р «О снятии с учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, в соответствии с Федеральным законом от <дата> №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Край него Севера и приравненных к ним местностей» Ильенко ФИО45 незаконным, возложении обязанности по восстановлению на учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес>вой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме, через Бикинский городской суд <адрес>.

Судья Н.Ю. Лавенецкая

Решение суда в окончательной форме изготовлено <дата>.

2-278/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Ильенко Нина Григорьевна
Ответчики
администрация Бикинского муниципального района
Суд
Бикинский городской суд Хабаровского края
Дело на сайте суда
bikinsky.hbr.sudrf.ru
04.04.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
04.04.2024Передача материалов судье
04.04.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
04.04.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.04.2024Подготовка дела (собеседование)
22.04.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
30.05.2024Судебное заседание
05.06.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.06.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.05.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее