Дело № 2-12850/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 сентября 2016 года г. Стерлитамак
Стерлитамакский городской суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Кулясовой М.В.,
при секретаре Ярмолович Ю.А.,
с участием заместителя прокурора Стерлитамакского района Немчиновой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес> к Администрации муниципального района <адрес> Республики Башкортостан, Абрамовой Т.И. о признании недействительным протокола рассмотрения заявок и признание лиц, подавших заявки участниками аукциона, признании недействительным итогового протокола комиссии по организации и проведению торгов по продаже земельных участков или права на заключение договоров аренды участков, признании недействительным Постановление Администрации муниципального района <адрес> РБ от ДД.ММ.ГГГГ №, признании недействительным (ничтожным) договора купли-продажи земельного участка, взыскании рыночной стоимости (неосновательного обогащения) земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
<адрес> обратился в суд с исковым заявлением с учетом уточнения к Администрации муниципального района <адрес> Республики Башкортостан, Абрамовой Т.И., в котором просит признать недействительным Протокол № от ДД.ММ.ГГГГ рассмотрения заявок и признание лиц, подавших заявки участниками аукциона, признать недействительным Итоговый протокол комиссии по организации и проведению торгов по продаже земельных участков или права на заключение договоров аренды таких участков, расположенных в административных границах муниципального района <адрес> Республики Башкортостан № от ДД.ММ.ГГГГ, признать недействительным Постановление Администрации муниципального района <адрес> РБ от ДД.ММ.ГГГГ № «О предоставлении земельных участков в собственность за плату по договору купли-продажи для индивидуального жилищного строительства единственным заявителям без проведения торгов (конкурсов, аукционов) и участникам аукциона, признанным победителями по результатам аукциона, состоявшегося двадцать второго августа две тысячи тринадцатого года», признать недействительным (ничтожным) заключенный между КУС Минземимущества РБ по <адрес>, действующим по доверенности от имени Администрации МР <адрес> РБ с одной стороны и Абрамовой Т.И. договор купли-продажи № № от ДД.ММ.ГГГГ на земельный участок с кадастровым номером № общей площадью 1008 кв. м., местоположение: <адрес>, взыскать согласно ст. 62 Бюджетного кодекса РФ с Абрамовой Т.И. в пользу бюджета муниципального района <адрес> РБ рыночную стоимость (размер неосновательного обогащения) незаконно полученного ею земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> за исключением уплаченной суммы по договору купли-продажи спорного имущества, итого 910 400 рублей.
В обосновании заявленных требований указывает, что ДД.ММ.ГГГГ Администрацией МР <адрес> издано распоряжение №-р о проведении аукциона по продаже права собственности в том числе на вышеуказанные земельные участки (всего 16 лотов).
Согласно пункту 5 данного распоряжения информационное сообщение о проведении аукциона подлежит опубликованию на сайте torgi.gov.ru а также на официальном сайте МР <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ состоялось рассмотрение заявок и признание лиц, подавших заявки участниками аукциона.
В качестве источника информации о проведении аукциона в протоколе рассмотрения заявок от ДД.ММ.ГГГГ № указаны также сайт torgi.gov.ru и официальный сайт МР <адрес>.
Согласно пункту 2 резолютивной части настоящего протокола рассмотрения заявок комиссия решила: по лотам №№,02 (<адрес>),03 (<адрес>),04 (<адрес>),05 (<адрес>),07,08,09 (<адрес>),16 в силу п.п 1 п. 26 ст. 38.1 Земельного кодекса РФ аукцион в открытой форме признать не состоявшимся, предложить КУС подготовить проект решения о предоставлении единственным заявителям в собственность вышеуказанных земельных участков.
Однако, данное решение комиссии противоречит пунктам 19,20 статьи 38.1 ЗК РФ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) которыми установлено, что организатор аукциона ведет протокол приема заявок на участие в аукционе, который должен содержать сведения о заявителях, о датах подачи заявок, о внесенных задатках, а также сведения о заявителях, не допущенных к участию в аукционе с указанием причин отказа.
Заявители, признанные участниками аукциона, и заявители, не допущенные к участию в аукционе, уведомляются о принятом решении не позднее следующего дня после даты оформления данного решения протоколом приема заявок на участие в аукционе.
ДД.ММ.ГГГГ состоялся аукцион по результатам которого, составлен итоговый протокол №.
ДД.ММ.ГГГГ Администрацией МР <адрес> издано постановление № «О предоставлении земельных участков в собственность за плату по договору купли-продажи для индивидуального жилищного строительства единственным заявителям без проведения торгов (конкурсов, аукционов) и участникам аукциона, признанным победителями по результатам аукциона, состоявшегося двадцать второго августа две тысячи тринадцатого года».
На основании вышеуказанного постановления Администрации МР <адрес> Председателем КУС Минземимущества РБ по <адрес>, действующим по доверенности от имени Администрации МР <адрес> РБ с одной стороны и Абрамовой Т.И. с другой стороны заключен договор купли продажи земельного участка, из земель государственная собственность на которые не разграничена № № от ДД.ММ.ГГГГ на земельный участок с кадастровым номером №, общей площадью 1008 кв. м., местоположение: <адрес>, с разрешенным использованием: индивидуальное жилищного строительство.
В силу части 2 ст. 30.1 Земельного кодекса РФ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случаев, установленных подпунктами 5 и 5.1 пункта 1 статьи 24, пунктом 2.1 статьи 30 и пунктом 27 статьи 38.1 настоящего Кодекса.
Согласно части 9 статьи 38.1 Земельного кодекса РФ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) извещение о проведении аукциона размещается на официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации, не менее чем за тридцать дней до дня проведения аукциона. До определения Правительством Российской Федерации официального сайта Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов извещение о проведении аукциона размещается на официальном сайте организатора аукциона в сети "Интернет" и опубликовывается организатором аукциона в периодическом печатном издании, определяемом соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования. Информация о проведении аукциона должна быть доступна для ознакомления всем заинтересованным лицам без взимания платы.
Между тем, проверкой прокуратуры района установлено, что информационное сообщение о проведении аукциона ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с требованиями статьи 38.1 ЗК РФ на сайте torgi.gov.ru, на официальном сайте МР <адрес>, в газете «Сельские Нивы» не размещалось, что подтверждается справкой о проверке, составленной при участии ведущего специалиста КУС Минзеимущества РБ по <адрес> Зубаировой Е.Р.
Опрошенный по данному поводу Председатель КУС Минземимущества РБ по <адрес> Идиятуллин А.Ш. также не указал на основании какого информационного извещения должностными лицами КУС осуществлен сбор заявок на участие в аукционе и проведен сам аукцион.
Из письменной информации, представленной главным редактором газеты «Сельские Нивы», являющейся официальным печатным изданием муниципального района <адрес> следует, что данное информационное сообщение не опубликовывалось в газете «Сельские Нивы».
Таким образом, аукцион от ДД.ММ.ГГГГ по продаже земельных участков проведен с нарушениями требований ст. 38.1 Земельного кодекса РФ.
Проведенной проверкой установлено, что в соответствии с вышеуказанными требованиями Администрация МР <адрес> РБ заключила Договор № от ДД.ММ.ГГГГ о проведении рыночной оценки земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 1008 кв. м., местоположение: <адрес> разрешенным использованием: индивидуальное жилищного строительство с ИП Хисматуллиной Н.С.
Согласно изготовленному ИП Хисматуллиной Н.С. Отчету № ОИК/40-2013 от ДД.ММ.ГГГГ рыночная стоимость вышеуказанного земельного участка составила 119 900 рублей.
Вместе с тем, в ходе настоящей проверки на основании письма прокурора <адрес> независимым оценщиком Игнатьевым В.Е. произведена оценка рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 1008 кв. м., местоположение: <адрес>, согласно которой, по состоянию на август 2013 года рыночная стоимость данного земельного участка составила 1 030 300 рублей.
Из чего следует, что при отчуждении данного земельного участка в собственность в августе 2013 года его рыночная стоимость была существенно занижена.
Таким образом, бюджет муниципального района <адрес> недополучил 910 400 рублей.
Как было установлено при проведении проверки, в настоящее время согласно выписки из ЕГРП спорный земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, реализован Янгирову Р.И., следовательно, возврат земельного участка в первоначальное положение невозможен.
Принимая во внимание, что при указанных обстоятельствах возврат земельного участка в первоначальное положение невозможен, а Абрамовой Т.И. спорное имущество было приобретено незаконно и по заниженной стоимости следует взыскать с нее рыночную стоимость указанного земельного участка за исключением уплаченной суммы по договору купли-продажи спорного имущества
Учитывая, что отсутствие информационного сообщения о проведении аукциона ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с требованиями статьи 38.1 ЗК РФ на сайте torgi.gov.ru, на официальном сайте МР <адрес>, в газете «Сельские Нивы» ограничило круг потенциальных участников торгов, данное нарушение порядка проведения торгов нарушило права неопределнного круга лиц. Кроме того, отчуждение в собственность земельного участка по заниженной рыночной стоимости также нарушены интересы непредельного круга лиц прокурору в порядке ст. 45 ГПК РФ предоставлено право на обращение в суд по данному делу.
Заместитель прокурор <адрес> РБ Немчинова О.В. в судебном заседании уточненные исковые требования поддерживает, просит удовлетворить в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика Администрации муниципального района <адрес> РБ, ответчик Абрамовой Т.И. в судебное заседание не явились, о дате и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, доказательств уважительности причин неявки не представили, в связи с чем суд на основании ч.4 ст. 167 ГПК РФ определил рассмотреть дело в отсутствие ответчиков.
Представитель третьего лица Комитета по управлению собственностью Минземимущества РБ по <адрес> в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
В соответствии со ст. 35 ГПК РФ лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами.
В соответствии с ч. 1 ст. 113 ГПК РФ лица, участвующие в деле, извещаются или вызываются в суд заказным письмом с уведомлением о вручении, судебной повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату.
В соответствии с ч. ч. 1, 3 ст. 167 ГПК РФ лица, участвующие в деле обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин. Суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.
Неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, поэтому не является преградой для рассмотрения судом дела по существу.
По смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Поэтому неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что в условиях предоставления законом равного объема процессуальных прав неявку неявившихся лиц в судебное заседание нельзя расценивать как нарушение принципа состязательности и равноправия сторон.
Суд, выслушав прокурора <адрес>, определив возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся лиц, извещенных надлежащим образом, изучив материалы гражданского дела, пришел к следующему.
В соответствии со ст. 123 Конституции Российской Федерации, ст. 56 ГПК РФ гражданское судопроизводство осуществляется на основе равенства и состязательности сторон. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В силу ст. 150, ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд рассматривает дело по имеющимся в деле доказательствам и принимает решение по заявленным сторонами требованиям.
В силу ст. 9 Конституции РФ, земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.
Согласно п. 3.2 Постановления Конституционного Суда РФ от 07 июня 2000 года N 10-П, из содержания ст. 9 Конституции во взаимосвязи с ее ст. 71 и 72 вытекает обязанность Российской Федерации и субъектов Федерации по охране и обеспечению использования земли и других природных ресурсов как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующих территориях.
На основании ст. 11.1 ЗК РФ, земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
В силу положений ст. 12 ГК РФ, защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки.
В соответствии со ст. 166 ГК РФ, сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Как следует из ст. 167 ГК РФ, недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.
Ст. 168 ГК РФ установлено, что сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
На основании ст. 549 ГК РФ, по договору купли-продажи недвижимого имущества (договору продажи недвижимости) продавец обязуется передать в собственность покупателя земельный участок, здание, сооружение, квартиру или другое недвижимое имущество (статья 130).
Одним из принципов земельного законодательства РФ является учет значения земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации, и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю (ст. 1 ЗК РФ).
Из смысла норм, регулирующих земельные отношения следует, что земля всегда была и остается самым ценным имуществом. Поэтому все земельные ресурсы страны подлежат государственному кадастровому учету по единой системе специально уполномоченными органами; почти все сделки с земельными участками подлежат государственной регистрации; на федеральном уровне регламентирован государственный надзор, муниципальный, общественный и производственный контроль и т.д.
При таких обстоятельствах, передача земельного участка из государственной или муниципальной собственности в собственность физических лиц возможна только в случаях и на основаниях предусмотренных действующим законодательством.
При этом, соблюдение общеправового принципа законности применительно к данным правоотношениям, в силу особой значимости земли как пространственного базиса соответствующих территорий, имеет первоочередное значение.
Так, ограничение прав является важнейшим средством реализации общественного интереса. Особую значимость данный правовой институт приобретает в земельных отношениях. В силу своей публичной ценности земельные участки рассматриваются как имущество особого рода, режим которого предполагает юридическую возможность в исключительных случаях, указанных в федеральных законах, устанавливать ограничения субъективных прав на землю.
В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно статье 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 настоящего Кодекса.
Защита гражданских прав может осуществляться путем признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления (ст. 12 ГК РФ).
В соответствии с п. 1 ст. 449 ГК РФ торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица, а в соответствии с пунктом 2 указанной статьи признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с победителем торгов.
Согласно положениям ст. 448 ГК РФ, аукционы и конкурсы могут быть открытыми и закрытыми. В открытом аукционе и открытом конкурсе может участвовать любое лицо. В закрытом аукционе и закрытом конкурсе участвуют только лица, специально приглашенные для этой цели.
Если иное не предусмотрено законом, извещение о проведении торгов должно быть опубликовано организатором не позднее чем за тридцать дней до их проведения. Извещение должно содержать сведения о времени, месте и форме торгов, об их предмете, о существующих обременениях продаваемого имущества и о порядке проведения торгов, в том числе об оформлении участия в торгах, определении лица, выигравшего торги, а также сведения о начальной цене.
Аукцион проводится только в отношении земельного участка, прошедшего государственный кадастровый учет, в случае, если определены разрешенное использование такого земельного участка, а также технические условия подключения (технологического присоединения) объекта к сетям инженерно-технического обеспечения и плата за подключение (технологическое присоединение).
Извещение о проведении аукциона размещается на официальном сайте Российской Федерации в сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации, не позднее чем за тридцать дней до дня проведения аукциона. До определения Правительством Российской Федерации официального сайта Российской Федерации в сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов извещение, о проведении аукциона размещается на официальном сайте организатора аукциона в сети «Интернет» и опубликовывается организатором аукциона в периодическом печатном издании, определяемом соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования. Информация о проведении аукциона должна быть доступна для ознакомления всем заинтересованным лицам без взимания платы.
В силу п. 3 и п. 5 ст. 448 ГК РФ, если иное не предусмотрено в законе или в извещении о проведении торгов, организатор открытых торгов, сделавший извещение, вправе отказаться от проведения аукциона в любое время, но не позднее чем за три дня до наступления даты его проведения, а конкурса - не позднее чем за тридцать дней до проведения конкурса.
Лицо, выигравшее торги, и организатор торгов подписывают в день проведения аукциона или конкурса протокол о результатах торгов, который имеет силу договора. Лицо, выигравшее торги, при уклонении от подписания протокола утрачивает внесенный им задаток. Организатор торгов, уклонившийся от подписания протокола, обязан возвратить задаток в двойном размере, а также возместить лицу, выигравшему торги, убытки, причиненные участием в торгах, в части, превышающей сумму задатка.
Если предметом торгов было только право на заключение договора, такой договор должен быть подписан сторонами не позднее двадцати дней или иного указанного в извещении срока после завершения торгов и оформления протокола. В случае уклонения одной из них от заключения договора другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор, а также о возмещении убытков, причиненных уклонением от его заключения.
Статья 38 ЗК РФ (пункты 1 - 3, 5 в редакции, действовавшей на момент возникновения правоотношений между сторонами) предусматривала, что предметом торгов (конкурсов, аукционов) может быть сформированный в соответствии с подпунктом 1 пункта 4 статьи 30 настоящего Кодекса земельный участок с установленными границами или право на заключение договора аренды такого земельного участка.
В качестве продавца земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка выступает исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.
В качестве организатора торгов (конкурсов, аукционов) выступает собственник или действующая на основании договора с ним специализированная организация. Собственник земельного участка определяет форму проведения торгов (конкурсов, аукционов), начальную цену предмета торгов (конкурсов, аукционов) и сумму задатка.
Порядок организации и проведения аукционов по продаже земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договоров аренды земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для жилищного строительства определяется статьей 38.1 настоящего Кодекса.
Согласно положениям статьи 38.1 ЗК РФ (пункты 3 - 9, 11, 23, 24, 29, 30) аукцион по продаже земельного участка для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договора аренды такого земельного участка является открытым по составу участников и по форме подачи заявок (далее для целей настоящей статьи - аукцион).
В качестве продавца земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка выступает исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.
Продавец земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка принимает решение о проведении аукциона.
В качестве организатора аукциона выступает продавец земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка либо действующая на основании договора с ним специализированная организация.
Продавец земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка определяет начальную цену предмета аукциона, сумму задатка и существенные условия договора, в том числе срок аренды. Начальная цена предмета аукциона (начальная цена земельного участка или начальный размер арендной платы) определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Организатор аукциона устанавливает время, место и порядок проведения аукциона, форму и сроки подачи заявок на участие в аукционе, порядок внесения и возврата задатка, величину повышения начальной цены предмета аукциона ("шаг аукциона"). "Шаг аукциона" устанавливается в пределах от одного процента до пяти процентов начальной цены предмета аукциона.
Извещение о проведении аукциона размещается на официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации, не менее чем за тридцать дней до дня проведения аукциона. До определения Правительством Российской Федерации официального сайта Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов извещение о проведении аукциона размещается на официальном сайте организатора аукциона в сети "Интернет" и опубликовывается организатором аукциона в периодическом печатном издании, определяемом соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования. Информация о проведении аукциона должна быть доступна для ознакомления всем заинтересованным лицам без взимания платы.
Организатор аукциона вправе отказаться от проведения аукциона не позднее чем за пятнадцать дней до дня проведения аукциона. Извещение об отказе в проведении аукциона опубликовывается организатором аукциона в течение трех дней в периодических печатных изданиях, в которых было опубликовано извещение о проведении аукциона. Сообщение об отказе в проведении аукциона размещается на официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет", указанном в пункте 9 настоящей статьи, не позднее дня, следующего за днем принятия решения об отказе в проведении аукциона. Организатор аукциона в течение трех дней обязан известить участников аукциона о своем отказе в проведении аукциона и возвратить участникам аукциона внесенные задатки.
Организатор аукциона ведет протокол аукциона, в котором фиксируется последнее предложение о цене приобретаемого в собственность земельного участка или о размере арендной платы.
Результаты аукционов оформляются протоколом, который подписывается организатором аукциона и победителем аукциона в день проведения аукциона. Протокол о результатах аукциона составляется в двух экземплярах, один из которых передается победителю аукциона, а второй остается у организатора аукциона.
Информация о результатах аукциона опубликовывается организатором аукциона в течение трех дней со дня подписания протокола о результатах аукциона в периодических печатных изданиях, в которых сообщалось о проведении аукциона, и размещается на официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет", указанном в пункте 9 настоящей статьи.
Не допускается заключение договора по результатам аукциона или в случае, если аукцион признан не состоявшимся по причине, указанной в подпункте 1 пункта 26 настоящей статьи, ранее чем через десять дней со дня размещения информации о результатах аукциона на официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет".
По смыслу приведенных норм результаты аукциона могут быть признаны недействительными только в том случае, если при проведении аукциона были допущены нарушения норм закона и данные нарушения имеют существенный характер. С иском о признании недействительными результатов аукциона может выступить заинтересованное лицо, т.е. лицо, права которого нарушены. Организатор торгов вправе отказаться от проведения аукциона не позднее чем за пятнадцать дней до дня проведения аукциона, известив об этом участников аукциона и иных лиц через средства массовой информации.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Председателем КУС Минземимущества РБ по <адрес>, действующим по доверенности от имени Администрации МР <адрес> РБ с одной стороны и Абрамовой Т.И. с другой стороны заключен договор № № купли продажи земельного участка, из земель государственная собственность на которые не разграничена на земельный участок с кадастровым номером № площадью 1008 кв. м., местоположение: <адрес>, ул. кв-л «а», уч. 57 с разрешенным использованием: индивидуальное жилищного строительство (л.д. 47-48).
Согласно выписки из Единого государственного реестра и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ № собственником земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 1008 кв. м., местоположение: <адрес> является Янгиров Р.И. (л.д. 59)
Проверкой прокуратуры района установлено, что информационное сообщение о проведении аукциона ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с требованиями статьи 38.1 ЗК РФ на сайте torgi.gov.ru, на официальном сайте МР <адрес>, в газете «Сельские Нивы» не размещалось, что подтверждается справкой о проверке, составленной при участии ведущего специалиста КУС Минзеимущества РБ по <адрес> Зубаировой Е.Р.
Таким образом, аукцион от ДД.ММ.ГГГГ по продаже земельных участков проведен с нарушениями требований ст. 38.1 Земельного кодекса РФ.
Анализ статей 30,38,38.1 ЗК РФ свидетельствует о том, что каждый сформированный земельный участок является самостоятельным предметом аукциона и по каждому сформированному земельному участку проводится самостоятельный аукцион.
Так, в силу статьи 38 Земельного кодекса Российской Федерации предметом торгов (конкурсов, аукционов) может быть сформированный в соответствии с подпунктом 1 пункта 4 статьи 30 Земельного кодекса земельный участок с установленными границами или право на заключение договора аренды такого земельного участка.
При этом, работы по формированию земельного участка в соответствии с названным подпунктом пункта 4 ст. 30 ЗК РФ включают в себя: - выполнение кадастровых работ и осуществление государственного кадастрового учета земельного участка в соответствии с требованиями, установленными ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" от ДД.ММ.ГГГГ (в ред. ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 66-ФЗ); - определение разрешенного использования земельного участка; - определение технических условия подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение объектов к сетям инженерно-технического обеспечения (в случае если участок предоставляется для строительства); - принятие решение о проведении торгов (конкурса, аукциона); - публикация сообщения о проведении торгов.
Распоряжением главы Администрации МР <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-р о проведении аукциона по продаже права собственности в том числе на вышеуказанные земельные участки (всего 16 лотов). В пункте 5 распоряжения указано, что информационное сообщение о проведении аукциона подлежит опубликованию на сайте torgi.gov.ru а также на официальном сайте МР <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ состоялось рассмотрение заявок и признание лиц, подавших заявки участниками аукциона. В качестве источника информации о проведении аукциона в протоколе рассмотрения заявок от ДД.ММ.ГГГГ № указаны также сайт torgi.gov.ru и официальный сайт МР <адрес>.
Согласно пункту 2 резолютивной части настоящего протокола рассмотрения заявок комиссия решила: по лотам №№,02 (<адрес>),03 (<адрес>),04 (<адрес>),05 (<адрес>),07,08,09 (<адрес>),16 в силу п.п 1 п. 26 ст. 38.1 Земельного кодекса РФ аукцион в открытой форме признать не состоявшимся, предложить КУС подготовить проект решения о предоставлении единственным заявителям в собственность вышеуказанных земельных участков.
Заявители, признанные участниками аукциона, и заявители, не допущенные к участию в аукционе, уведомляются о принятом решении не позднее следующего дня после даты оформления данного решения протоколом приема заявок на участие в аукционе. ДД.ММ.ГГГГ состоялся аукцион по результатам которого, составлен итоговый протокол №. Согласно которого Победителями аукциона, признаны: Участник под № Абрамовой Т.И. по лоту № (<адрес>, кв-л А, уч. 57, кадастровый №)
ДД.ММ.ГГГГ Администрацией МР <адрес> издано постановление № «О предоставлении земельных участков в собственность за плату по договору купли-продажи для индивидуального жилищного строительства единственным заявителям без проведения торгов (конкурсов, аукционов) и участникам аукциона, признанным победителями по результатам аукциона, состоявшегося двадцать второго августа две тысячи тринадцатого года».
В соответствии со ст. 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
Таким образом, землепользование в Российской Федерации, по общему правилу, является платным.
Анализ нормативных положений ст. 34, 36, 66 ЗК РФ, ст. 2 Закона РФ "О введении в действие Земельного кодекса РФ" позволяет сделать вывод о том, что правила определения продажной цены земельных участков, выкупаемых в соответствии со ст. 36 ЗК РФ или ст. 34 ЗК РФ, различны.
По настоящему делу земельные участки предоставлялись для целей, не связанных со строительством, то есть в порядке ст. 34 ЗК РФ. Целевое назначение земельных участков не изменялось, что подтверждается выписками из Государственного кадастра недвижимости
Законодатель относит к числу недвижимых вещей наряду со зданиями, сооружениями также объекты незавершенного строительства (ст. 130 ГК РФ).
Однако в ст. 36 ЗК РФ речь идет о приобретении прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, правообладателями зданий, строений, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Согласно ст. 66 ЗК РФ рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности (ч. 1).
Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу) (ч. 2).
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (ч. 3).
В соответствии со ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в случае, если в нормативном правовом акте, содержащем требование обязательного проведения оценки какого-либо объекта оценки, либо в договоре об оценке объекта оценки (далее - договор) не определен конкретный вид стоимости объекта оценки, установлению подлежит рыночная стоимость данного объекта.
Указанное правило подлежит применению и в случае использования в нормативном правовом акте не предусмотренных настоящим Федеральным законом или стандартами оценки терминов, определяющих вид стоимости объекта оценки, в том числе терминов "действительная стоимость", "разумная стоимость", "эквивалентная стоимость", "реальная стоимость" и других.
В силу абзаца 4 ст. 8 этого же Закона проведение оценки объектов оценки является обязательным в случае вовлечения в сделку объектов оценки, принадлежащих полностью или частично Российской Федерации, субъектам Российской Федерации либо муниципальным образованиям, в том числе при продаже или ином отчуждении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям.
В Федеральном стандарте оценки "Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости (ФСО N 4)", утвержденном приказом Минэкономразвития РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 508 даются разъяснения, в соответствии с которыми под кадастровой стоимостью понимается установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки. рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.
Таким образом, спорные земельные участки могли быть проданы администрацией муниципального района <адрес> Республики Башкортостан по рыночной цене, но не ниже кадастровой стоимости участков.
Для определения рыночной стоимости спорного земельного участка определением Стерлитамакского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ назначена экспертиза (л.д. 84-85).
Согласно Отчета об оценке рыночной стоимости земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, составленного оценщиком Сайфутдиновой И. С., рыночная стоимость объекта - № общей площадью 1008 кв. м., местоположение: <адрес>, составляет 564 000,00 рублей.
Указанный Отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, составленного оценщиком Сайфутдиновой И. С. «Саморегулируемой организации «Национальной коллегии специалистов оценщиков» является обоснованным, полным. При таких обстоятельствах суд полагает необходимым принять указанный Отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ в качестве доказательства, соответствующего принципам относимости и допустимости доказательств.
Что же касается цены земельного участка, приобретенного Абрамовой Т.И. за 119 900 руб., то не имеется доказательств, подтверждающих, что данная цена соответствует рыночной стоимости земельных участков, определенной в установленном порядке, при том, что кадастровая стоимость должна соответствовать рыночной, но она осталась неизменной. Доказательств обоснованности указанной цены в материалах дела не содержится, тогда как в соответствии с ч. 2 ст. 195 ГПК РФ суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
Таким образом, суд полагает, что исковые требования прокурора <адрес> в части взыскания с Абрамовой Т.И. в пользу бюджета муниципального района <адрес> РБ рыночную стоимость (размер неосновательного обогащения) незаконно полученного им земельного участка, с кадастровым номером №, общей площадью 1008 кв. м., местоположение: <адрес>, ул. кв-л «а», уч. 56 подлежат удовлетворению частично, взысканию подлежит сумма в размере 444 100 рублей (расчет 564 000 руб. – 119 900 руб.), в остальной части требования удовлетворить в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ <░░░░░> ░░ ░░ ░░.░░.░░░░ №, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░) ░░░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ № ░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ № ░░ ░░.░░.░░░░
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ <░░░░░> ░░ ░░ ░░.░░.░░░░ № «░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ (░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░) ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░».
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░ <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ <░░░░░> ░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░ № № ░░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №, ░░░░░ ░░░░░░░░ 1008 ░░. ░., ░░░░░░░░░░░░░░: <░░░░░>, ░░-░ «░», ░░.№.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ <░░░░░> ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ (░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░-░ «░», ░░.№ ░ ░░░░░░░ 444 100 ░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░: ░░░░░░░░ ░.░.