Дело № 3а-332/2018 66OS0000-01-2018-000231-44 |
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Екатеринбург |
16 августа 2018 года |
Свердловский областной суд в составе:
председательствующего судьи Гылкэ Д.И.,
при секретаре Заболотских А.А.,
с участием представителя административного истца Соколова А.Ю. – Рябинина А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Соколова Андрея Юрьевича об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка,
установил:
Соколов А.Ю. обратился в Свердловский областной суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, в обоснование которого указал, что ему на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером ..., площадью 4892 +/- 612 кв. м, расположенный по адресу: .... Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости кадастровая стоимость земельного участка определена по состоянию на 15 ноября 2012 года в размере 46177 446 рублей 96 копеек. Вместе с тем, согласно отчету об оценке от 22 сентября 2017 года № 306-17/3, выполненному обществом с ограниченной ответственностью «Региональный цент оценки и экспертизы», рыночная стоимость земельного участка по состоянию на дату, на которую определена его кадастровая стоимость, составляет 5100 106 рублей.
Административный истец просил установить кадастровую стоимость земельного участка в указанном размере, равном его рыночной стоимости, поскольку внесенная в Единый государственный реестр недвижимости кадастровая стоимость земельного участка не соответствует его рыночной стоимости, нарушает его права как плательщика земельного налога, поскольку расчет налога производится исходя из кадастровой стоимости указанного объекта, утвержденной в установленном законом порядке.
В судебном заседании представитель административного истца Рябинин А.В. требования административного искового заявления поддержал, просил установить кадастровую стоимость земельного участка в размере его рыночной стоимости в соответствии с представленным в материалы дела отчетом об оценке рыночной стоимости земельного участка от 22 сентября 2017 года № 306-17/3, выполненным обществом с ограниченной ответственностью «Региональный цент оценки и экспертизы».
Представители административных ответчиков Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области, заинтересованного лица филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Свердловской области в судебное заседание не явились, об уважительности причин неявки суду не сообщили.
Поскольку в материалах дела имеются доказательства заблаговременного извещения лиц, участвующих в деле о времени и месте рассмотрения дела, руководствуясь частью 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд определил рассмотреть административное дело при данной явке.
Заслушав объяснения представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу положений статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата (пункт 1). Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка (пункт 5).
Статьей 66 вышеназванного Кодекса определено, что кадастровая стоимость земельных участков устанавливается в результате государственной кадастровой оценки земель, проводимой в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности (пункт 2).
Порядок проведения государственной кадастровой оценки, в том числе и земель, урегулирован главой III.1 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ).
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером ..., общей площадью 4892 +/- 612 кв. м, расположенного по адресу: ..., утверждена приказом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 15 января 2013 года № 32 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных на территории муниципального образования «город Екатеринбург», в размере 46177 446 рублей 96 копеек по состоянию на 15 ноября 2012 года (л.д. 26).
Статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ установлено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.
Являясь собственником вышеуказанного земельного участка, что подтверждается копией выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости № ... от 02 июня 2017 года (л.д. 22), административный истец в силу статей 388-390 Налогового кодекса Российской Федерации является плательщиком земельного налога, размер которого определяется в процентном отношении от кадастровой стоимости земельного участка.
Таким образом, вышеуказанные результаты определения кадастровой стоимости земельного участка затрагивают права административного истца, поскольку влияют на размер уплачиваемого им земельного налога. Следовательно, в силу вышеприведенного законодательства, административный истец вправе оспорить в суде вышеуказанную кадастровую стоимость земельного участка.
Согласно пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации и пункту 2 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости земельного участка и установления кадастровой стоимости этого земельного участка в размере, равном его рыночной стоимости, является установление судом в отношении земельного участка его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В подтверждение рыночной стоимости земельного участка в размере 5100 106 рублей административным истцом представлен отчет об оценке от 22 сентября 2017 года № 306-17/3, выполненный обществом с ограниченной ответственностью «Региональный центр оценки и экспертизы (л.д. 30-148).
В ходе рассмотрения дела и изучения представленного отчета, допроса оценщика А.И. суд пришел к выводу об обоснованности выводов оценщика, поскольку они соответствуют требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ, федеральным стандартам оценки и другим актам уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, стандартам и правилам оценочной деятельности, соответствуют заданию на оценку. Отчет об оценке составлен с соблюдением необходимых общих обязательных требований, предъявляемых к отчету и его содержанию, приведенные в нем выводы оценщика не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение, а выводы оценщика о рыночной стоимости объекта оценки полностью подтверждаются собранной информацией и приведенными расчетами. При выполнении расчетов в рамках метода сравнения продаж оценщик обосновывает применение необходимых корректировок, учитывающих отличия объектов-аналогов от объекта оценки.
Из показаний свидетеля А.И. следует, что наличие существенного расхождения между кадастровой стоимостью объекта недвижимости и его рыночной стоимостью, установленной в отчете об оценке от 22 сентября 2017 года № 306-17/3, обусловлено тем, что при определении кадастровой стоимости применяется метод массовой оценки без учета уникальных характеристик конкретных земельных участков с использованием метода сравнения продаж. В рамках выбранного сравнительного подхода им проведен анализ рыночных цен продаж аналогичных объекту оценки земельных участков.
Проверяя правильность расчета итоговой величины рыночной стоимости земельного участка, суд не нашел математических ошибок, а допрошенный в ходе судебного разбирательства в качестве свидетеля оценщик А.И. дал дополнительные пояснения по существу и подтвердил свои выводы.
Таким образом, суд приходит к выводу, что представленный в материалах дела отчет соответствует требованиям статей 60, 61 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и действующему законодательству Российской Федерации об оценочной деятельности, отвечает требованиям относимости и допустимости.
Поскольку доказательств, опровергающих выводы отчета, административными ответчиками и заинтересованным лицом не представлено, материалы дела их не содержат, то у суда отсутствуют основания сомневаться в правильности выводов оценщика.
Учитывая изложенное, а также и то, что в материалах дела отсутствуют иные сведения, опровергающие указанные выводы относительно определения рыночной стоимости земельного участка, суд приходит к выводу о том, что рыночная стоимость вышеуказанного земельного участка по состоянию на 15 ноября 2012 года составляет 5100 106 рублей.
Указанная рыночная стоимость земельного участка в силу пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 2 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и подлежит определению в качестве его кадастровой стоимости по результатам рассмотрения настоящего спора.
В случае изменения кадастровой стоимости по решению суда в порядке, установленном статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации с 01 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Дата внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания, – 09 апреля 2013 года.
Датой подачи заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ... является дата обращения административного истца с заявлением в Свердловский областной суд – 06 июня 2018 года.
С учетом изложенного, установленная настоящим решением кадастровая стоимость вышеуказанного земельного участка, равная его рыночной стоимости, применяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 01 января 2018 года.
Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Соколова Андрея Юрьевича об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером ..., общей площадью 4892 кв. м, расположенного по адресу: ..., равной его рыночной стоимости по состоянию на 15 ноября 2012 года в размере 5100 106 (Пять миллионов сто тысяч сто шесть) рублей.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка считать 06 июня 2018 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Свердловского областного суда в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 21 августа 2018 года.
Судья |
Д.И. Гылкэ |