ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Апелляционное ОПРЕДЕЛЕНИЕ
№ 33- 10129/2021 (№2-900/2020)
г. Уфа 17 июня 2021 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе
председательствующего судьи Демяненко О.В.
судей Галяутдиновой Л.Р. и Сагетдиновой А.М.
при секретаре Даминовой Р.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании общества с ограниченной ответственностью «Мегастроймонтаж» на решение Кармаскалинского межрайонного суда Республики Башкортостан от дата
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Сагетдиновой А.М., объяснения прокурора Сафина А.Р., возражавшего по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
прокурор Кармаскалинского района Республики Башкортостан обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального района Кармаскалинский район Республики Башкортостан о признании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию незаконным и возложении обязанности отменить выданное разрешение. В обосновании иска указал на то, что прокуратурой района проведена проверка исполнения градостроительного законодательства администрацией муниципального района Кармаскалинский район Республики Башкортостан при строительстве здания образовательного учреждения - школы в с. Прибельский Кармаскалинского района Республики Башкортостан. Установлено, что администрацией муниципального района Кармаскалинский район Республики Башкортостан дата выдано Государственному казенному учреждению Управление капитального строительства Республики Башкортостан разрешение на строительство объекта «Строительство школы на 340 мест в с. Прибельский Кармаскалинский район». дата администрацией муниципального района Кармаскалинский район Республики Башкортостан выдано Государственному казенному учреждению Управление капитального строительства Республики Башкортостан разрешение на ввод объекта в эксплуатацию в отсутствие заключения органа государственного строительного надзора о соответствии построенного объекта капитального строительства требованиям проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов.
В связи с указанными нарушениями дата в адрес администрации муниципального района Кармаскалинский район Республики Башкортостан внесено представление об устранении нарушений градостроительного законодательства, которое рассмотрено. Между тем, по настоящее время выявленные нарушения ответчиком не устранены, разрешение на ввод объекта (Строительство школы на 340 мест в с. Прибельский Кармаскалинский район) в эксплуатацию от дата продолжает действовать, не отозвано, не отменено.
Решением Кармаскалинского межрайонного суда Республики Башкортостан от дата постновлено:
исковые требования и. о. прокурора Кармаскалинского района Республики Башкортостан Петрова А.Н., действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации муниципального района Кармаскалинский район Республики Башкортостан о признании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию незаконным и возложении обязанности отменить выданное разрешение – удовлетворить. Признать разрешение на ввод объекта «Строительство школы на 340 мест в адрес» по адресу: адрес, в эксплуатацию №..., выданное дата администрацией муниципального района Кармаскалинский район Республики Башкортостан - незаконным. Обязать администрацию муниципального района Кармаскалинский район Республики Башкортостан отменить разрешение на ввод объекта «Строительство школы на 340 мест в с. Прибельский Кармаскалинский район» по адресу: адрес, в эксплуатацию №...-RU№..., выданное дата администрацией муниципального района Кармаскалинский район Республики Башкортостан
В апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью «Мегастроймонтаж» ставится вопрос об отмене решения суда по мотиву незаконности и необоснованности его принятия. Податель жалобы указывает на то, что дата было выдано разрешение на ввод объекта в эксплуатацию №...-RU№..., на строительство школы на 340 мест в с. Прибельский Кармаскалинский район по адресу: адрес. дата подписан акт №... приемки законченного строительного объекта. Полагают, что отсутствие заключения органа государственного строительного надзора, фактически не осуществлявшего надзор в отношении спорного объекта, не препятствовало выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. Более того, считают, что орган местного самоуправления, уполномоченный на выдачу разрешения, в случае отсутствия заключения органа государственного строительного надзора обязан запросить данное заключение у соответствующего органа.
Лица, участвующие в деле и не явившиеся на апелляционное рассмотрение дела, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Согласно статье 42 Конституции Российской Федерации каждый человек имеет право на благоприятную окружающую среду.
В силу статьи 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительная деятельность должна осуществляться с соблюдением требований технических регламентов, безопасности территорий, инженерно-технических требований, обеспечением предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Согласно подпункту 5 пункта 3 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации выдача разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях городских округов, относится к полномочиям органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности.
Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации (статья 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Для ввода объекта в эксплуатацию застройщик обращается в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченную организацию, осуществляющую государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, выдавшие разрешение на строительство, с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
При этом застройщиком является физическое или юридическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции, капитального ремонта (пункт 16 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Из анализа указанных норм права следует, что получение разрешения на ввод объекта в эксплуатацию является обязательным.
В соответствии с частью 1 статьи 55 Градостроительного Кодекса Российской Федерации разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенному использованию земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации для ввода объекта в эксплуатацию застройщик обращается в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, выдавшие разрешение на строительство, с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. Вместе с указанным заявлением застройщиком предоставляются документы, перечисленные в части 3 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 9 части 3 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию необходимо заключение органа государственного строительного надзора (в случае, если предусмотрено осуществление государственного строительного надзора) о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технического регламента и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов.
Невыполнение этого требования и эксплуатация объекта без разрешения на ввод его в эксплуатацию образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 5 статьи 9.5 КоАП РФ.
Согласно части 1 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации государственный строительный надзор осуществляется при: строительстве объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса либо является типовой проектной документацией или ее модификацией; реконструкции объектов капитального строительства, если проектная документация на осуществление реконструкции объектов капитального строительства подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования прокурора Кармаскалинского района Республики Башкортостан, суд первой инстанции принял во внимание доказательства, с достоверностью свидетельствующие о том, что действие указанного разрешения в отсутствие заключения органа государственного строительного надзора о соответствии объекта требованиям проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта приборами учета используемых энергетических ресурсов создает угрозу лицам, осуществляющим трудовую деятельность, учащимся и иным лицам, находящимся в здании.
Как установлено судом, дата в администрацию муниципального района Кармаскалинский район Республики Башкортостпан поступило заявление Государственного казенного учреждения Управление капитального строительства Республики Башкортостан о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, при этом к заявлению о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию не приложено заключение органа государственного строительного надзора (Государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору) о соответствии построенного объекта капитального строительства требованиям проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, что согласно пункту 1 части 6 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс) является безусловным основанием для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Поскольку в нарушении требований федерального законодательства администрацией муниципального района Кармаскалинский район Республики Башкортостан дата выдано разрешение на ввод объекта в эксплуатацию в отсутствие указанного выше заключения, вывод суда о признании разрешения на ввод объекта «Строительство школы на 340 мест в с. Прибельский Кармаскалинский район» по адресу: РБ, адрес, в эксплуатацию №...-RU№... незаконным, обязании администрации муниципального района Кармаскалинский район Республики Башкортостан отменить вышеназванное разрешение является правильным, основанным на фактических обстоятельствах дела и требованиях действующего законодательства.
Ссылки в жалобе на то, что орган местного самоуправления обязан запросить заключение у соответствующего органа самостоятельно, в случае не предоставления застройщиком, о том что школа официально открыта, являются не состоятельными, поскольку принятое решение не противоречит действующему законодательству, направленному на охрану прав учащихся в том числе и на условия для получения образования.
С учетом изложенного судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда по данному делу является законным и обоснованным и оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Кармаскалинского межрайонного суда Республики Башкортостан от дата оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Мегастроймонтаж» без удовлетворения.
Председательствующий О.В. Демяненко
судьи: Л.Р. Галяутдинова
А.М. Сагетдинова
Справка: судья Хасанов Р.У.