04RS0018-01-2021-010872-71
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 января 2022года г.Улан-Удэ
Октябрьский районный суд г.Улан-Удэ в составе судьи Болдохоновой С.С. при секретаре Литвиновой Ю.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Шадурского Г. М. к ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса) Министерства обороны РФ» в лице территориального отдела «Улан-Удэнский» филиала «Восточный» о признании решения незаконным, обязании включить в список лиц нуждающихся в жилом помещении,
УСТАНОВИЛ:
Обращаясь с иском к ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса) Министерства обороны РФ» в лице территориального отдела «Улан-Удэнский» филиала «Восточный» Шадурский Г.М. просит признать незаконным решение Федеральное государственное автономное учреждение «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса) Территориальный отдел «Улан-Удэнский» филиала «восточный» № от ДД.ММ.ГГГГ и Обязать Федеральное государственное автономное учреждение «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса) Территориальный отдел «Улан-Удэнский» филиала «восточный» включить Шадурского Г. М. в список лиц, нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма с ДД.ММ.ГГГГ. Свои требования мотивировал тем, что он является пенсионером Минобороны России, проходил службу в Вооруженных Силах, уволен 11.01.1992г. как прапорщик запаса с военной службы по выел те срока действительной военной службы, на день увольнения общая продолжительность военной службы составила календарно - 20 лет, в льготном исчислении - 22 года. В период военной службы не был обеспечен жильем и поставлен в Администрации <адрес> на учет нуждающихся в жилых помещениях с составом семьи пять человек. Семья Шадурского проживала сначала в двух, а затем с 1995г. в трехкомнатной квартире. Решением ответчика № от 05.08.2021г. истцу отказано в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания. Полагает данный отказ незаконным, поскольку решение Советского районного суда <адрес> от 24.01.2020г. на котором основывается указанное решение отменено, при новом рассмотрении судом апелляционной инстанции сделан вывод о том, что в порядке ст. 15 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» могут обеспечиваться лица, уволенные с военной службы в Вооруженных силах Союза ССР, то есть до 01.01.2005г. при этом для таких лиц не предусмотрено обязательное условие находиться на момент увольнения с военной службы на учете нуждающихся в жилом помещении. Кроме того полагает, что отказ от приватизации не является улучшением жилищных условий, поскольку приватизированная квартира составляла 37,1 кв.м., что ниже нормы жилой площади на одного человека предусмотренной статьей 38 ЖК РСФСР. Следовательно, как при постановке на жилищный учет ДД.ММ.ГГГГ после увольнения с военной службы, так и при получении супругой трехкомнатной квартиры ДД.ММ.ГГГГ), Шадурский Г.М. являлся нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. Также просил учесть, что квартиру приватизировала Шадурская Н.Д., которая к тому времени не являлась супругой истца. Соответственно принятый на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий до ДД.ММ.ГГГГ, Шадурский Г.М. не был обеспечен жилой площадью по нормам предоставления. С принятием Жилищного кодекса РФ (с ДД.ММ.ГГГГ) и на сегодняшний день норма предоставления жилым помещения составляет 18 кв. м. Полагает, что вывод ответчика о реализации истцом права на обеспечение жилым помещением и утраты права на признании нуждающимся в предоставлении жилого помещения является ошибочным.
Истец в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. Ранее полностью поддержал заявленные требования.
Представитель истца Путинцев Р.А., действующий по доверенности, поддержал заявленные требования, изложив их так как они указаны в исковом заявлении, письменных пояснениях по иску.
Представитель ответчика по доверенности Степаненко О.А. возражала по требованиям, представила письменный отзыв по иску в котором указала, что действия нарушающие право административного истца со стороны территориального отдела «Улан- Удэнский» филиала «Восточный» ФГАУ «Центральное управление жилищносоциальной инфраструктуры (комплекса)» отсутствуют, т.к. в 2004 году супругой истца жилое помещение по адресу: <адрес>81 было приватизировано, при этом истцом было дано согласие на приватизацию что подтверждается заявлением от ДД.ММ.ГГГГ.
Заслушав явившихся лиц, рассмотрев материалы дела и представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных специальными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Частью 8 ст.226 КАС РФ установлено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Исходя из положений ч.11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Как установлено приказом командующего войсками Ленинградского военного округа от ДД.ММ.ГГГГ № прапорщик Шадурский Г.М., был уволен с действительной военной службы в запас на основании п. «а» ст.46 Положения о прохождении воинской службы прапорщиками и мичманами Вооруженных Сил С. (утв. Постановлением Совета М. С. от ДД.ММ.ГГГГ №). Исключен из списков личного состава в/ч 61622 с ДД.ММ.ГГГГ.
Также из представленных документов следует, что ДД.ММ.ГГГГ истец был поставлен Администрацией <адрес> на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по списку офицеров запаса с учетом расширения занимаемой жилой площади расположенной по адресу: <адрес> с составом семьи 5-человек. ДД.ММ.ГГГГ распоряжением Администрации <адрес> истец был снят с учета нуждающихся в жилых помещениях.
Апелляционным определением Верховного суда Республики Бурятия от ДД.ММ.ГГГГг. признано незаконным решение ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ № от ДД.ММ.ГГГГг., ответчик (ФГАУ «Росжилкомплекс») обязан повторно рассмотреть заявление Шадурского Г.М. от ДД.ММ.ГГГГг.
Рассмотрев повторно заявление Шадурского Г.М., решением от ДД.ММ.ГГГГг. ФГАУ «Росжилкомплекс» отказал Шадурскому Г.М. в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания.
Отказывая в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, ответчик указал, что документы о признании нуждающимся в жилом помещении поступили после увольнения и исключения Шадурского Г.М. из списков личного состава войсковой части и утраты статуса «военнослужащий».
Вместе с тем указанные обстоятельства уже были предметом рассмотрения судом, обстоятельства установленные Апелляционным определением Верховного суда Республики Бурятия от ДД.ММ.ГГГГг. не подлежат доказыванию вновь в соответствии с положениями ч.2 ст. 61 ГПК РФ.
Также при вынесении решения об отказе в принятии на учет ответчик сослался на то, что Шадурский Г.М. был снят с учета в качестве нуждающегося поскольку супруге Шадурского Г.М. по обменному ордеру предоставлена квартира, общей площадью 62,11 кв.м. расположенная по адресу: <адрес>, на состав семьи 5 человек. В 2004г. Шадурская Н.Д. приватизировала квартиру на свое имя, при этом Шадурский Г.М. дал согласие на приватизацию и просил не включать его в число собственников, площадь квартиры более учетной нормы на одного человека, оснований для признания Шадурского Г.М. нуждающимся в получении жилого помещения по договору социального найма не имеется.
Как установлено Шадурской Н.Д. по ордеру № от 25.04.1995г. с составом семьи 5 человек, в том числе Шадурский Г.М. предоставлена квартира расположенная по адресу: <адрес>, состоящая из 3-х комнат, площадью 37,3 кв.м. Основным квартиросъемщиком указанного жилого помещения согласно заявлению Шадурского Г.М. представленного в Администрацию при постановке на учет являлась супруга истца Шадурская Н.Д.
Как следует из представленных документов брак между Шадурским Г.М. и Шадурской Н.Д. прекращен на основании совместного заявления супругов от 24.07.2003г. (свидетельство о расторжении брака I-АЖ № от 3.08.2003г.).
Кроме того установлено, что согласно договору приватизации заключенному между Комитетом по управлению имуществом <адрес> и Шадурской Н.Д. № от 13.05.2004г. квартира расположенная по адресу: <адрес> общей площадью 62,11 кв.м. передана в личную собственность Шадурской Н.Д., право пользования сохранено за Васильевым А.Н., Васильевым Д.Н. Истцом направлено заявление о согласии на приватизацию квартиры Шадурской Н.Д., в котором он просит в число собственников указанной жилой квартиры его не включать.
Учитывая, что к моменту заключения договора приватизации членом семьи нанимателя Шадурский Г.М. не являлся, суд полагает что в данном случае намеренного ухудшения жилищных условий в смысле ст. 53 ЖК РФ им не произведено.
При этом определенным в законе категориям граждан, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации).
Специальным законом, который в соответствии с Конституцией Российской Федерации определяет права, свободы, обязанности и ответственность военнослужащих, а также основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей, является Закон N 76-ФЗ (преамбула).
Согласно пункту 2 статьи 2 Закона N 76-ФЗ правовая защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является функцией государства и предусматривает закрепление в законах и иных нормативных правовых актах прав, социальных гарантий и компенсаций указанных лиц и иных мер их социальной защиты, а также правовой механизм их реализации.
Реализация мер правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей возлагается на органы государственной власти, федеральные государственные органы, органы местного самоуправления, федеральные суды общей юрисдикции, правоохранительные органы в пределах их полномочий, а также является обязанностью командиров (начальников) (далее - командиры) (пункт 4 этой же статьи).
Никто не вправе ограничивать военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в правах и свободах, гарантированных Конституцией Российской Федерации и поименованным федеральным законом. Должностные лица органов государственной власти, федеральных государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, а также командиры, виновные в неисполнении обязанностей по реализации прав военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, несут ответственность в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 5 названной статьи).
Так, право военнослужащих на жилище закреплено в статье 15 Закона N 76-ФЗ, согласно которой государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных названным федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета (абзац первый пункта 1).
Согласно пункту 2.1 статьи 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Закона "О статусе военнослужащих") обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более независимо от даты увольнения с военной службы и которые до ДД.ММ.ГГГГ были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в том числе изменивших место жительства и принятых в связи с этим органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по новому месту жительства после ДД.ММ.ГГГГ, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления: жилого помещения в собственность бесплатно; жилого помещения по договору социального найма; единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Согласно статье 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 342-ФЗ, порядок и условия обеспечения жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, и совместно проживающих с ними членов их семей, предусмотренные пунктом 2.1 статьи 15 и статьей 15.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (в редакции настоящего Федерального закона), распространяются на следующие категории граждан, которые до ДД.ММ.ГГГГ были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей, являющихся таковыми в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации: 1) граждане, уволенные со службы из органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащихся за счет средств федерального бюджета, по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более; 2) граждане, уволенные с военной службы, имеющие право на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с законодательством С. и подлежащие обеспечению жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета.
Из указанных норм следует, что в порядке ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" могут обеспечиваться лица, уволенные с военной службы в Вооруженных Силах Союза ССР, т.е. до 1.01.2005г., при этом для таких лиц не предусмотрено обязательное условие находиться на момент увольнения с военной службы на учете нуждающихся в жилом помещении.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации (определения от ДД.ММ.ГГГГ N 2271-О, от ДД.ММ.ГГГГ N 2527-О, от ДД.ММ.ГГГГ N 1046-О), жилищная гарантия для военнослужащих установлена в порядке реализации положений статьи 40 Конституции Российской Федерации.
При таких обстоятельствах решение ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса) Министерства обороны РФ» в лице территориального отдела «Улан-Удэнский» филиала «Восточный» № от ДД.ММ.ГГГГг. нельзя признать законным.
В соответствии с п.1 ч.2 ст. 227 КАС РФ суд принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Поскольку административным ответчиком неоднократно рассматривалось заявление Шадурского Г.М., при этом неоднократно ему было отказано в постановке на учет, суд полагает необходимым разрешить вопрос по существу и обязать ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса) Министерства обороны РФ» в лице территориального отдела «Улан-Удэнский» филиала «Восточный» включить Шадурского Г. М. в список лиц, нуждающихся в жилом помещении предоставляемом по договору социального найма.
Определяя дату с которой необходимо осуществить указанные действия, суд учитывает, что фактически в качестве нуждающегося в жилом помещении с 11.05.1994г. Шадурский Г.М. был поставлен на учет органами местного самоуправления, однако с ДД.ММ.ГГГГг. должен был быть обеспечен жилым помещением за счет средств федерального бюджета, таким образом датой постановки на учет в качестве в жилом помещении суд считает необходимым определить дату 01.01.2005г.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░» ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░-░░░░░░░░» ░░░░░░░ «░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░» ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░-░░░░░░░░» ░░░░░░░ «░░░░░░░░░» № ░░ ░░.░░.░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░» ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░-░░░░░░░░» ░░░░░░░ «░░░░░░░░░» ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ 01.01.2005░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░.░. ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░-░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░: ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░-░░░ ░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ № 2░-289/2022 (2░-6694/2021).