Решение по делу № 33а-11758/2022 от 18.08.2022

Судья: Баринова Н.С. УИД 52RS0025-01-2022-000329-75

(дело № 2а-277/2022) Дело № 33а-11758/2022

НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Нижний Новгород             22 августа 2022 года

Судебная коллегия по административным делам Нижегородского областного суда в составе:

председательствующего судьи Самарцевой В.В.

судей: Гущевой Н.В. и Есыревой Е.В.

при секретаре судебного заседания – Мословой В.А.

с участием прокурора отдела прокуратуры Нижегородской области Демидовой Н.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Самарцевой В.В., в порядке апелляционного производства административное дело по апелляционной жалобе Смородина ФИО16

на решение Вачского районного суда Нижегородской области суда от 09 августа 2022 года

по административному исковому заявлению Смородина ФИО17 к Территориальной избирательной комиссии Вачского муниципального округа Нижегородской области о признании незаконным и отмене постановления Территориальной избирательной комиссии Вачского округа Нижегородской области от 04.08.2022 № 40/176, восстановлении нарушенных избирательных прав и регистрации Смородина ФИО18 в качестве кандидата в депутаты Совета депутатов Вачского муниципального округа Нижегородской области первого созыва по одномандатному округу № 2,

установила:

административный истец – Смородин ФИО19. обратился в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением в обоснование указал, что 04 августа 2022 года Решением Территориальной избирательной комиссии Вачского округа Нижегородской области N 40/175 ему было отказано в регистрации в качестве кандидата в депутаты по одномандатному избирательному округу № 2 первого созыва депутатов Совета депутатов Вачского муниципального округа Нижегородской области. Окружной избирательной комиссией одномандатного округа N 2 проведена проверка подписных листов. По итогам проверки, согласно протоколу проверки, из 11 представленных подписей недействительными признаны 6 подписей избирателей в подписных листах. Комиссия руководствовалась тем, что не указан в адресе избирателя в подписных листах адрес «с.Арефино», остальные сведения соответствую законодательству.

Административный истец Смородин ФИО20. просил суд:

- признать незаконным и отменить постановление Территориальной избирательной комиссии Вачского округа Нижегородской области от 04.08.2022 № 40/176, восстановить нарушенные избирательные права и зарегистрировать его в качестве кандидата в депутаты Совета депутатов Вачского муниципального округа Нижегородской области первого созыва по одномандатному округу № 2.

Решением Вачского районного суда Нижегородской области суда от 09 августа 2022 года Смородину ФИО21. отказано в удовлетворении административного искового заявления в полном объеме.

В апелляционной жалобе Смородин ФИО22. ставит вопрос об отмене решения Вачского районного суда Нижегородской области суда от 09 августа 2022 года, как незаконного и необоснованного, указывая на то, что судом неверно определены обстоятельства по делу, неправильно оценены доказательства по делу, неверно применены нормы материального права.

В судебную коллегию поступил отзыв на апелляционную жалобу Смородина ФИО23. и Территориальной избирательной комиссии Вачского муниципального округа Нижегородской области, который приобщен к материалам настоящего дела. ТИК Вачского муниципального округа Нижегородской области, просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, указав, что оно является правильным и законным.

В возражениях на апелляционную жалобу прокуратура Вачского района Нижегородской области просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, ссылаясь на несостоятельность доводов жалобы.

Прокурор, участвующий в рассмотрении настоящего дела в суде апелляционной инстанции, просил оставить решение Вачского районного суда Нижегородской области суда от 09 августа 2022 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Смородина ФИО24. – без удовлетворения.

Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания были извещены надлежащим образом, своих представителей, с полномочиями, оформленными в порядке, предусмотренном ст.ст.55-57 КАС РФ, в суд не направили, ходатайств об отложении рассмотрения дела в судебную коллегию не направили.

С учетом сокращенных сроков рассмотрения дел о нарушении избирательных прав, предусмотренных главой 24 КАС РФ, судебная коллегия, считает извещение сторон надлежащим.

В соответствии с ч.5 ст. 305 КАС РФ апелляционные жалоба, представление на решение суда по административному делу о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, поступившие на рассмотрение в суд апелляционной инстанции в период избирательной кампании, кампании референдума до дня голосования, рассматриваются судом апелляционной инстанции в течение пяти дней со дня их поступления в суд апелляционной инстанции.

Учитывая требования ст. 150 КАС РФ, положения ст.14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания, не сообщивших о причинах своей неявки, и не представивших доказательства уважительности этих причин.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы Смородина ФИО25., доводы отзыва на апелляционную жалобу ТИК Вачского муниципального округа, оценив имеющиеся в деле доказательства, возражения прокуратуры Вачского района Нижегородской области, заслушав прокурора, судебная коллегия приходит к следующему.

С доводами апелляционной жалобы Смородина ФИО26 судебная коллегия согласиться не может по следующим мотивам и основаниям.

В развитие статьи 46 (ч.1) Конституции Российской Федерации федеральный законодатель предусмотрел, что всякое заинтересованное лицо вправе обратиться в суд за защитой нарушенного или оспариваемого права или охраняемого законом интереса в порядке, установленном законом. Тем самым предполагается, что заинтересованные лица вправе обратиться в суд за защитой нарушенного или оспариваемого права либо охраняемого законом интереса в установленном порядке.

В соответствии с ч.2 ст.239 КАС РФ кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.

Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований определены Федеральным законом от 12 февраля 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 12 февраля 2002 года N 67-ФЗ).

В соответствии с положениями пунктов 1 и 2 статьи 1 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ данным Федеральным законом, имеющим прямое действие и применяемым на всей территории Российской Федерации, определяются основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.

В соответствии с п. 8 ст. 20 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N67-ФЗ) компетенция, полномочия и порядок деятельности избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, избирательных комиссий муниципальных образований, окружных избирательных комиссий, территориальных и участковых комиссий при подготовке и проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, а также референдумов субъектов Российской Федерации, местных референдумов устанавливаются настоящим Федеральным законом, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.

В соответствии с п. 11 ст. 20 Федерального закона от 12.06.2002 N67-ФЗ решение комиссии, противоречащее закону либо принятое с превышением установленной компетенции, подлежит отмене вышестоящей комиссией или судом. При этом вышестоящая комиссия вправе принять решение по существу вопроса или направить нижестоящей комиссии, решение которой было отменено, соответствующие материалы на повторное рассмотрение. В случае, если нижестоящая комиссия повторно не рассмотрит вопрос, решение по существу данного вопроса вправе принять вышестоящая комиссия.

В соответствии с п. 1 ст. 34 Федерального закона от 12.06.2002 N67-ФЗ самовыдвижение кандидатов производится путем уведомления об этом избирательных комиссий, в которых будет осуществляться регистрация кандидатов, с последующим сбором подписей в поддержку самовыдвижения кандидатов, за исключением случая, предусмотренного пунктом 17 статьи 38 настоящего Федерального закона.

В соответствии с п. 1 ст. 34 Федерального закона от 12.06.2002 N67-ФЗ в поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов, инициативы проведения референдума могут собираться подписи избирателей, участников референдума в порядке, который определяется законом. Количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов, выдвинутых по единому избирательному округу, списков кандидатов, составляет 0,5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа в соответствии с пунктом 10 статьи 16 настоящего Федерального закона, а для регистрации кандидатов, выдвинутых по одномандатным избирательным округам, - 0,5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, указанного в схеме одномандатных избирательных округов, но не может составлять менее 10 подписей, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом, и случаев, предусмотренных пунктами 1.1 и 1.2 настоящей статьи. Количество подписей, которое необходимо собрать в поддержку инициативы проведения референдума субъекта Российской Федерации, устанавливается законом и не может превышать 2 процента от числа участников референдума, зарегистрированных на территории проведения референдума в соответствии с пунктом 10 статьи 16 настоящего Федерального закона; количество подписей, которое необходимо собрать в поддержку инициативы проведения местного референдума, устанавливается законом и не может превышать 5 процентов от числа участников референдума, зарегистрированных на территории проведения референдума в соответствии с пунктом 10 статьи 16 настоящего Федерального закона, но не может быть менее 25 подписей.

    В соответствии с ч.8 ст.37 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ форма подписного листа с подписями избирателей в поддержку выдвижения членов выборного органа местного самоуправления, порядок его заполнения и заверения, порядок проверки подписей избирателей и основания признания подписей избирателей недостоверными и (или) недействительными устанавливаются законом субъекта Российской Федерации.

    В соответствии с пунктом 1 статьи 38 Федерального закона регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов, глав муниципальных округов и глав городских округов также документов, указанных в пункте 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов (если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 17 настоящей статьи), или (и) при наличии необходимого количества подписей депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований в соответствии с пунктом 17 статьи 37 настоящего Федерального закона либо при наличии решения политической партии (ее регионального отделения или иного структурного подразделения), на которую распространяется действие пунктов 2 - 7 статьи 35.1 настоящего Федерального закона или пункта 16 настоящей статьи. Наличие необходимого количества подписей участников референдума, собранных в поддержку инициативы проведения референдума, выдвинутой инициативной группой по проведению референдума, является основанием для назначения референдума в порядке, предусмотренном законом.

Согласно части 1 статьи 28.1 Закона Нижегородской области от 06.09.2007 № 108-З «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Нижегородской области» необходимым условием регистрации кандидата, списка кандидатов на выборах депутатов представительных органов муниципальных образований является поддержка выдвижения кандидата, списка кандидатов избирателями, наличие которой определяется по результатам выборов, указанным в настоящей статье, либо подтверждается необходимым числом подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов.

В соответствии с пунктом 4 статьи 37 Федерального закона избиратель ставит в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывает свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно число и месяц рождения), адрес места жительства, серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. Адрес места жительства может не содержать каких-либо из указанных в пункте 4 статьи 3 настоящего Закона реквизитов (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры) в случае, если это не препятствует его однозначному восприятию с учетом фактических особенностей места жительства избирателя. Данные об избирателе, ставящем в подписном листе свои фамилию, имя, отчество, подпись и дату ее внесения, могут вноситься в подписной лист по просьбе избирателя лицом, осуществляющим сбор подписей в поддержку кандидата, списка кандидатов. Указанные данные вносятся только рукописным способом, при этом использование карандаша не допускается. Фамилию, имя, отчество, подпись и дату ее внесения избиратель ставит собственноручно.

В соответствии с пунктом 3.2.3.6. Методических рекомендаций по приему и проверке подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения списков кандидатов, выдвижения (самовыдвижения) кандидатов на выборах, проводимых в субъектах Российской Федерации, утвержденных постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 9 июня 2021 г. № 9/75-8 (далее Методические рекомендации) подпись избирателя без указания каких-либо сведений, требуемых законом, и (или) без указания даты собственноручного внесения избирателем своей подписи в подписной лист (подпункт "г" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона) является недействительной.

В соответствии с частью 13 статьи 33 Закона Нижегородской области от 6 сентября 2007 года №108-З «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Нижегородской области» регистрация кандидата не производится в случае, если количества достоверных подписей избирателей (количества представленных подписей избирателей за вычетом количества подписей, признанных недостоверными и (или) недействительными) недостаточно для регистрации.

Согласно подпункту «д» пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ основанием для отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата. Аналогичное основание предусмотрено пунктом 7 части 8 статьи 34 Закона Нижегородской области.

В установленную законом форму подписного листа подлежит внесению адрес места жительства избирателя.

В соответствии с подпунктом 5 абзаца 1 статьи 2 Федерального закона N 67-ФЗ для целей настоящего Федерального закона применяемые термины и понятия означают: адрес места жительства - адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Согласно пункту 11 статьи 37 Федерального закона N 67-ФЗ избиратель, участник референдума ставит в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывает свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно число и месяц рождения), адрес места жительства, серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. Адрес места жительства может не содержать каких-либо из указанных в подпункте 5 статьи 2 настоящего Федерального закона реквизитов (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры) в случае, если это не препятствует его однозначному восприятию с учетом фактических особенностей места жительства избирателя.

Правила оформления подписных листов (в том числе об обязательном внесении в подписные листы данных об избирателях, участниках референдума) предусмотрены статьей 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ.

Под адресом места жительства избирателя, участника референдума в соответствии с подпунктом 5 статьи 2 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ понимается адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Адрес места жительства, который должен быть указан в подписном листе независимо от уровня выборов, референдума, может не содержать всех указанных выше реквизитов с учетом фактических особенностей места жительства избирателя, участника референдума. Так, соответствующие сведения не указываются при отсутствии наименований улиц в населенных пунктах и (или) нумерации домов, квартир, а также наименования населенного пункта, например, в случае проживания гражданина в межселенной территории.

Аналогичные нормы содержатся и в Законе Нижегородской области от 06.09.2007 N 108-З (ред. от 07.06.2022) "О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Нижегородской области".

В соответствии с ч.2 ст. 25 Закона Нижегородской области гражданин Российской Федерации может выдвинуть свою кандидатуру только в одном одномандатном избирательном округе.

Согласно ст.29 Закона Нижегородской области подписи избирателей в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов могут собираться со дня, следующего за днем уведомления комиссии о выдвижении кандидата списка кандидатов (ч.2).

Количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидата в одномандатном избирательном округе, списка кандидатов, составляет 0,5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа в соответствии с пунктом 10 статьи 16 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", но не может составлять менее 10 подписей. Если количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов в одномандатном избирательном округе, составит не целое число, то дробная часть этого числа округляется до единицы в большую сторону. Окружная избирательная комиссия обязана проинформировать кандидата об общем числе избирателей в округе при получении уведомления о выдвижении кандидата, указав это число в письменном подтверждении получения документов о выдвижении кандидата. Максимальное число представляемых подписей определяется с учетом требования части 8 статьи 31 настоящего Закон (ч.3).

Подписные листы должны изготавливаться за счет средств избирательного фонда соответствующего кандидата, избирательного объединения, за исключением случая, предусмотренного абзацем вторым части 1 статьи 53 настоящего Закона (ч.4)

    Подписные листы для сбора подписей избирателей в поддержку

выдвижения (самовыдвижения) кандидатов, списков кандидатов изготавливаются и оформляются по формам согласно приложениям 1 и 1 к настоящему Закону (ч.5).

    На основании форм подписных листов, установленных настоящим

Законом, избирательная комиссия, организующая подготовку и проведение выборов, утверждает образец заполнения подписного листа в части, касающейся указания наименования представительного органа муниципального образования, наименования Нижегородской области, муниципального образования, наименования и (или) номера избирательного округа (ч.5.1).

В соответствии со ст. 31 Закона Нижегородской области сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов может осуществляться по месту жительства, а также в других местах, где проведение предвыборной агитации и сбор подписей не запрещены настоящим Законом в соответствии с федеральным законом (ч.3).

Избиратель ставит в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывает свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно число и месяц рождения), адрес места жительства, серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. Адрес места жительства может не содержать каких-либо из указанных в пункте 4 статьи 3 настоящего Закона реквизитов (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры) в случае, если это не препятствует его однозначному восприятию с учетом фактических особенностей места жительства избирателя. Данные об избирателе, ставящем в подписном листе свои фамилию, имя, отчество, подпись и дату ее внесения, могут вноситься в подписной лист по просьбе избирателя лицом, осуществляющим сбор подписей в поддержку кандидата, списка кандидатов. Указанные данные вносятся только рукописным способом, при этом использование карандаша не допускается. Фамилию, имя, отчество, подпись и дату ее внесения избиратель ставит собственноручно. Если избиратель является инвалидом и в связи с этим не имеет возможности самостоятельно поставить в подписном листе свои фамилию, имя, отчество, подпись и дату ее внесения, он вправе воспользоваться для этого помощью другого избирателя, не являющегося членом комиссии, кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, уполномоченным представителем по финансовым вопросам, доверенным лицом кандидата, избирательного объединения. При этом фамилия, имя, отчество, серия и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, лица, оказывающего помощь избирателю, должны быть указаны в графе, где проставляется подпись. Избиратель вправе ставить подпись в поддержку выдвижения различных кандидатов, списков кандидатов, но только один раз в поддержку одного и того же кандидата, списка кандидатов (ч.4).

Каждый подписной лист с подписями избирателей в поддержку выдвижения списка кандидатов должен быть заверен уполномоченным представителем избирательного объединения. Каждый подписной лист с подписями избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидата должен быть заверен кандидатом. При заверении подписного листа уполномоченный представитель избирательного объединения, кандидат напротив своих фамилии, имени и отчества собственноручно ставят свою подпись и дату ее внесения (ч..6)

    Согласно положениям т. 33 Закона Нижегородской области проверке подлежат все подписи, представленные в соответствии с требованием части 8 статьи 31 настоящего Закона (ч.5).

Как следует из положений ч.10 ст. 33 закона Нижегородской области по результатам проверки подписей избирателей и соответствующих им сведений об избирателях, содержащихся в подписных листах, подпись избирателя может быть признана достоверной, то есть достоверной и действительной, либо недостоверной и (или) недействительной. Достоверными признаются подписи из числа подписей избирателей, представленных и подлежащих проверке в соответствии с частью 5 настоящей статьи, за вычетом подписей, признанных недостоверными и (или) недействительными (ч.6).

Недействительными признаются:

3)подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности. В этом случае подпись признается недействительной только при наличии официальной справки органа, осуществляющего регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, либо на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с частью 4 настоящей статьи;

4)подписи избирателей без указания каких-либо из сведений, требуемых в соответствии с настоящим Законом, и (или) без указания даты собственноручного внесения избирателем своей подписи в подписной лист;

9) все подписи избирателей в подписном листе, форма которого не

соответствует требованиям приложений 1 и 1, и (или) в который не внесены сведения, предусмотренные частью 6 статьи 29 настоящего Закона, и (или) который изготовлен с несоблюдением требований, предусмотренных частью 4 статьи 29 настоящего Закона. Неточное указание в подписном листе наименования представительного органа муниципального образования, наименования муниципального образования, наименования и (или) номера избирательного округа, если оно соответствует образцу, утвержденному в соответствии с частью 5 статьи 29 настоящего Закона, не может служить основанием для признания подписей избирателей недействительными;

При рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции правильно применены приведенные выше нормы права.

Поэтому с доводом апелляционной жалобы относительно нарушения норм права, регулирующих отношения в области нарушения избирательных прав граждан, судебная коллегия согласиться не может.

Как усматривается из материалов дела, постановлением территориальной избирательной комиссии Вачского муниципального округа Нижегородской области от 14 июня 2022 года № 28/91 «О назначении выборов депутатов Совета депутатов Вачского муниципального округа Нижегородской области первого созыва» на 11 сентября 2022 года назначены выборы депутатов Совета депутатов Вачского муниципального округа Нижегородской области первого созыва.

Постановлением территориальной избирательной комиссии Вачского муниципального округа Нижегородской области от 14 июня 2022 года № 28/90 утверждена схема одномандатных избирательных округов Вачского муниципального округа Нижегородской области (приложение1).

24 июня 2022 года Постановлением территориальной избирательной комиссии Вачского муниципального округа Нижегородской области № 29/97 утвержден образец заполнения подписного листа для сбора подписей в поддержку кандидатов в депутаты Совета депутатов Вачского муниципального округа Нижегородской области первого созыва, в соответствии с приложением 1 к данному постановлению.

Постановлением Территориальной избирательной комиссии Вачского муниципального округа Нижегородской области от 04.07.2022 № 30/100 определено количество подписей избирателей, необходимое для регистрации кандидатов в депутата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу и количество подписей избирателей, представляемых в соответствующую окружную избирательную комиссию для регистрации кандидата, составившее 10 подписей избирателей, необходимых для регистрации кандидата и 14 – максимальное количество подписей избирателей, представляемых в окружную избирательную комиссию для регистрации кандидата.

27 июля 2022 года в Территориальную избирательную комиссию Вачского муниципального округа Нижегородской области Смородиным ФИО27 были представлены документы для регистрации в качестве кандидата в депутаты Совета депутатов Вачского муниципального округа Нижегородской области первого созыва по одномандатному избирательному округу № 2, в том числе 3 подписных листа, содержащих 11 подписей избирателей, собранных в его поддержку для выдвижения.

03.08.2022 Территориальной избирательной комиссией Вачского муниципального округа Нижегородской области проведена проверка подписных листов, представленных кандидатом в депутаты Совета депутатов Вачского муниципального округа Нижегородской области Смородиным ФИО28., по итогам проведения которой, как следует из ведомости проверки подписных листов и итогового протокола проверки подписных листов, из 11 представленных кандидатом подписей 6 подписей избирателей в подписных листах признаны недействительными на основании п. 4 ч. 10 ст. 33 Закона Нижегородской области от 06.09.2007 N 108-3 «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Нижегородской области».

Количество оставшихся достоверных подписей - пять подписей, явилось недостаточным для регистрации Смородина ФИО29. в качестве кандидата в депутаты, поскольку, как указано ранее, согласно Постановлению Территориальной избирательной комиссии Вачского муниципального округа Нижегородской области от 04 июля 2022 года №30/100 «О количестве подписей в поддержку кандидата, необходимых для регистрации кандидата и представляемых в избирательные комиссии для регистрации кандидата на выборах депутатов Совета депутатов Вачского муниципального округа Нижегородской области первого созыва» число подписей, необходимых для регистрации кандидата по одномандатному избирательному округу №2 составляет 10 подписей, максимальное количество подписей представляемых в окружную избирательную комиссию для регистрации кандидата 14.

Постановлением Территориальной избирательной комиссии Вачского округа Нижегородской области № 40/176 от 04.08.2022 Смородину ФИО30. было отказано в регистрации кандидатом в депутаты Совета депутатов Вачского муниципального округа Нижегородской области первого созыва по одномандатному избирательному округу № 2.

Судом первой инстанции также было установлено, что Смородиным ФИО31. представлено в территориальную избирательную комиссию Вачского муниципального округа Нижегородской области 3 подписных листа, каждый из которых заполнен на лицевой стороне, всего 11 подписей избирателей (при необходимом минимуме - 10 подписей). При этом в подписных листах, в графе «Адрес места жительства» у 6-ти избирателей: <данные изъяты>, не указаны такие элементы адреса, как населенный пункт, в котором проживают данные избиратели, у избирателя ФИО4 не указан также номер дома и квартиры (при наличии), и кроме того, в информации об адресе места жительства указанных избирателей не содержится данных о наименовании субъекта Российской Федерации, районе, что препятствует однозначному восприятию и определению места жительства каждого из указанных избирателей.

    Из представленной по запросу суда первой инстанции Врио начальника миграционного пункта отделения полиции (дислокация р.[адрес]) МО МВД России «Навашинский» ФИО14 адресно - справочной информации следует, что <данные изъяты>

Оценив доказательства, собранные по делу, суд первой инстанции дал им оценку в соответствии с положениями ст.84 КАС РФ, и пришел к обоснованному выводу о недействительности сведений об адресах места жительства 6-ти избирателей ФИО32 в представленных Смородиным ФИО33. для его регистрации подписных листах, поскольку в них отсутствуют предусмотренные пунктом 11 ст. 37 Федерального закона № 67-ФЗ сведения об избирателях в части указания полных сведений об адресе места жительства избирателей.

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что адрес места жительства избирателей указывается в соответствии с законодательством об административно-территориальном устройстве, а не по волеизъявлению избирателей или лица ответственного за сбор подписей, поскольку без указания этих данных невозможно установить действительное место проживания указанных в подписных листах лицах.

Указание в адресе избирателя только улицы, номера дома и номера квартиры является недостаточным для установления достоверного адреса избирателя в правовом смысле п.5 ст.2 Федерального закона N 67-ФЗ.

Отсутствие и не указание в подписных листах избирателей, сведений, предусмотренных пунктом 11 статьи 37 Федерального закона N 67-ФЗ, влечет недействительность таких подписей избирателей на основании подпункта "г", пункта 6.4. статьи 38 указанного Федерального закона, а также пп. 4 ч. 10 ст. 33 Закона Нижегородской области от 06.09.2007

№108-З.

Из разъяснений, изложенных в п.30 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31 марта 2011 года N 5 (ред. от 09 февраля 2012 года) "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" следует, что при рассмотрении заявлений об оспаривании решений избирательной комиссии, комиссии референдума об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов, об отказе в проведении референдума по основаниям, предусмотренным подпунктом "д" пункта 24, подпунктом "г" пункта 25 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ (недостаточное для регистрации количество достоверных подписей либо превышение установленного предела недостоверных и (или) недействительных подписей), суду необходимо учитывать, что Федеральный закон от 31 мая 2001 года N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" не распространяется на отношения, связанные с проверкой подписей избирателей, участников референдума. Порядок проверки таких подписей установлен пунктами 3 - 7 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ.

Согласно части 1 статьи 28.1 Закона Нижегородской области от 06.09.2007 № 108-З, необходимым условием регистрации кандидата, списка кандидатов на выборах депутатов представительных органов муниципальных образований является поддержка выдвижения кандидата, списка кандидатов избирателями, наличие которой определяется по результатам выборов, указанным в настоящей статье, либо подтверждается необходимым числом подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов.

Таким образом, проверив материалы дела, исследовав представленные доказательства, оценив их в совокупности в соответствии со ст. 84 КАС РФ, суд первой инстанции правильно установил обстоятельства, имеющие юридическое значение для дела, пришел к правильным мотивированным выводам, основанным на положениях избирательного законодательства.

Такой вывод суда первой инстанции согласуется с правовой позицией Верховного Суда Российской федерации, изложенной в Обзоре судебной практики по вопросам, возникающим при рассмотрении дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.03.2016).

Согласно правовой позиции вышестоящего суда сведения о месте жительства избирателей и лица, производившего сбор подписей, должны указываться в соответствии с требованиями федерального закона.

В нарушение законодательства о выборах в подписных листах административного истца отсутствует наименование района, сведения о наименовании населенного пункта.

Довод административного истца о том, что сведения о месте жительства избирателей правомерно признан судом первой инстанции несостоятельным, поскольку пункт 5 статьи 2 названного федерального закона включает в понятие адреса места жительства наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры, где гражданин Российской Федерации зарегистрирован в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, является основанием для отказа в регистрации кандидата в соответствии с подпунктом «д» п.24 ст. 38 Федерального закона №67-ФЗ.

Доводы апелляционной жалобы не могут служить основаниями для отмены правильного решения суда первой инстанции, поскольку они повторяют доводы административного иска.

Оснований не согласиться с оценкой доказательств, сделанной судом первой инстанции, у судебной коллегии не имеется.

Выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют материалам дела и основаны на правильном применении закона, регулирующего спорные правоотношения.

Постановление территориальной избирательной комиссии Вачского округа Нижегородской области № 40/176 от 04.08.2022 принято в соответствии с требованиями законодательства.

Решение районного суда основано на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, правовая оценка которым дана судом надлежащим образом. Нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения применены судом правильно. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение решения, судом допущено не было.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по свое сути повторяют доводы административного искового заявления и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные выводы, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном понимании норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.

Поскольку судом первой инстанции правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, и применены нормы материального и процессуального права, подлежащие применению к спорному правоотношению, то решение суда является законным и обоснованным.

Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает

Руководствуясь ст.ст.309, 310, 311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Нижегородского областного суда

определила:

решение Вачского районного суда Нижегородской области суда от 09 августа 2022 года по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Смородина ФИО34. – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Лица, участвующие в деле вправе обжаловать состоявшиеся по делу судебные акты в порядке кассационного производству в Первый кассационный суд общей юрисдикции (г. Саратов) путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня принятия настоящего определения.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 22 августа 2022 года.

Председательствующий:     

Судьи:

33а-11758/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
прокурор Вачского района НО
Смородин Алексей Михайлович
Ответчики
Территориальная избирательная комиссия Вачского округа НО
Другие
Избирательная комиссия Нижегородской области
Суд
Нижегородский областной суд
Судья
Самарцева Валентина Витальевна
Дело на сайте суда
oblsud.nnov.sudrf.ru
18.08.2022Передача дела судье
22.08.2022Судебное заседание
22.08.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее