Дело № 2а-496/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
10 апреля 2018 года г. Волхов
Волховский городской суд Ленинградской области в составе:
председательствующего судьи Кузнецовой Л. А.,
при секретаре Сергеевой Л. Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению административного истца Межрайонной ИФНС России №22 по Санкт-Петербургу к административному ответчику Мамедову М.У.о. о взыскании задолженности по налогам и пени,
у с т а н о в и л:
административный истец Межрайонная ИФНС России №22 по Санкт-Петербургу обратилась в Волховский городской суд Ленинградской области с административным исковым заявлением к административному ответчику Мамедову М. У. о. о взыскании задолженности по налогам и пени в размере 5 381 руб. 00 коп., в том числе транспортный налог за 2013 и 2014 год в сумме 3 456 руб. 00 коп. и пени по транспортному налогу в сумме 1 925 руб. 00 коп. Одновременно в административном исковом заявлении административный истец просит о восстановлении пропущенного процессуального срока для обращения в суд с административным исковым заявлением о взыскании обязательных платежей в отношении Мамедова М. У. о. В обоснование требований указано, что срок пропущен по причине прохождения процедуры взыскания в порядке приказного производства. Руководствуясь ст. 48 НК РФ, 122, 123 ГПК РФ, Межрайонная ИФНС России №22 по Санкт-Петербургу направила заявление № ****** о вынесении судебного приказа о взыскании транспортного налога. Определением суда от 10.05.2017 отказано в принятии заявления о вынесении судебного приказа. В инспекцию определения суда поступило 31.05.2017.
Истец в обоснование требований указал, что согласно сведениям, полученным Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 22 по Санкт-Петербургу (далее МИФНС №22 по СПб) в порядке пункта 4 статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) от органов ГИБДД по Санкт-Петербургу, ответчик в 2013 и 2014 году владел транспортным средством ВАЗ 2107, государственный регистрационный знак № ******. Указанное транспортное средство, принадлежащее налогоплательщику на праве собственности, согласно п. 1 ст. 358 НК РФ, является объектом налогооблажения.
В соответствии со статьей 357 НК РФ плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения.
Сумма транспортного налога, подлежащая уплате налогоплательщиком, являющимся физическим лицом, согласно статье 362 НК РФ исчисляется налоговыми органами на основании сведений, представляемых в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств.
Согласно ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги. Статьей 14 НК РФ определено, что транспортный налог относится к региональным налогам и сборам. Согласно ст. 356 НК РФ транспортный налог обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта РФ.
Порядок и сроки уплаты транспортного налога на транспортные средства установлен Законом Санкт-Петербурга «О транспортном налоге» № ****** от 04.11.2002г.
На основании сведений ГИБДД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, представленных в налоговый орган, в соответствии с п. 4 ст. 85 НК РФ налогоплательщику был начислен транспортный налог за 2013 год в сумме 1 728 руб. 00 коп.
В соответствии со ст. 52 НК РФ налогоплательщику были направлены налоговые уведомления об уплате налога. Ввиду неуплаты налога в установленный законом срок в соответствии со ст. ст. 69,70 НК РФ должнику были направлены заказным письмом требования об уплате налога и пени: № ****** от 27.10.2015 направлено 30.10.2015; № ****** от 19.11.2014, направлено 27.11.2014.
Пени по транспортному налогу начислены за просрочку исполнения обязанности по уплате суммы налога в порядке ст. 75 НК РФ. Согласно требованию № ****** пени в размере 999 руб. 16 коп. начислены на задолженность по налогу за период с 17.11.2014 по 16.10.2015. С 17.11.2014 по 01.10.2015 пени в размере 947 руб. 48 коп. начислены на задолженность по налогу за 2004, 2008, 2009, 2010, 2011, 2012, 2013 годы в размере 10 800 руб. 00 коп. 01.10.2015 срок уплаты налога за 2014 год в размере 1728 руб., налог не уплачен. На сумму задолженности 12 428 руб. за 2004, 2008, 2009, 2010, 2011, 2012, 2013, 2014 за период с 02.10.2015 по 16.10.2015 начислены пени в размере 51 руб. 68 коп.
Согласно требованию № ****** пени в размере 925 руб. 84 коп. начислены на задолженность по налогу за период с 13.11.2013 по 16.11.2014г.
С 13.11.2013 по 05.11.2014 пени в размере 893 руб. 17 коп. начислены на задолженность по налогу за 2004, 2008, 2009, 2010, 2011, 2012 годы в размере 9 072 руб. 00 коп. 05.11.2014 срок уплаты налога за 2013 в размере 1 704 руб., налог не уплачен. На сумму задолженности 10 800 руб. за 2004, 2008, 2009, 2010, 2011, 2012, 2013 за период с 06.11.2014 по 16.11.2014 начислены пени в размере 32 руб. 67 коп.
В установленные сроки и до настоящего времени требования не исполнены.
Представитель административного истца и административный ответчик в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены. Административный истец ходатайствовал о рассмотрении заявления в его отсутствии.
Суд полагал возможным рассмотреть дело в отсутствии и не явившихся участников процесса, извещенных о времени и месте судебного заседания.
Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Положениями ч. 1 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) предусмотрено право налоговой инспекции (как контрольного органа) обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно ч. 2 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
Частью 5 статьи 180 КАС РФ установлено, что в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.
В случае неисполнения физическим лицом обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пени, штрафа (п. 1 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации общий срок на обращение в суд составляет шесть месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
Согласно абзацу 3 пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Указанный срок может быть восстановлен только в исключительных случаях, когда суд признает уважительными причины его пропуска по обстоятельствам, объективно исключающим возможность подачи заявления в установленный срок.
Согласно правовой позиции, изложенной в Определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 18 ноября 2004 года N 367-О и от 18 июля 2006 года N 308-О, право судьи рассмотреть заявление о восстановлении пропущенного процессуального срока вытекает из принципа самостоятельности судебной власти и является одним из проявлений дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия.
Признание тех или иных причин пропуска срока уважительными относится к компетенции суда, рассматривающего вопрос о восстановлении указанного срока, возможность восстановления процессуального срока закон ставит в зависимость от усмотрения суда.
Выводы суда относительно указанных обстоятельств формируются в каждом конкретном случае исходя из представленных документов по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном, непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
согласно сведениям, полученным Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 22 по Санкт-Петербургу (далее МИФНС №22 по СПб) в порядке пункта 4 статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) от органов ГИБДД по Санкт-Петербургу, ответчик в 2013 и 2014 году владел транспортным средством ВАЗ 2107, государственный регистрационный знак № ******. Указанное транспортное средство, принадлежащее налогоплательщику на праве собственности, согласно п. 1 ст. 358 НК РФ, является объектом налогообложения.
В соответствии со статьей 357 НК РФ плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения.
Сумма транспортного налога, подлежащая уплате налогоплательщиком, являющимся физическим лицом, согласно статье 362 НК РФ исчисляется налоговыми органами на основании сведений, представляемых в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств.
Согласно ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги. Статьей 14 НК РФ определено, что транспортный налог относится к региональным налогам и сборам. Согласно ст. 356 НК РФ транспортный налог обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта РФ.
Порядок и сроки уплаты транспортного налога на транспортные средства установлен Законом Санкт-Петербурга «О транспортном налоге» № ****** от 04.11.2002г.
На основании сведений ГИБДД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, представленных в налоговый орган, в соответствии с п. 4 ст. 85 НК РФ налогоплательщику был начислен транспортный налог за 2013 год в сумме 1 728 руб. 00 коп.
В соответствии со ст. 52 НК РФ налогоплательщику были направлены налоговые уведомления об уплате налога. Ввиду неуплаты налога в установленный законом срок в соответствии со ст. ст. 69,70 НК РФ должнику были направлены заказным письмом требования об уплате налога и пени: № ****** от 27.10.2015 направлено 30.10.2015, срок уплаты до 25.01.2016; № ****** от 19.11.2014, направлено 27.11.2014, срок уплаты до 26.12.2014.
Пени по транспортному налогу начислены за просрочку исполнения обязанности по уплате суммы налога в порядке ст. 75 НК РФ. Согласно требованию № ****** пени в размере 999 руб. 16 коп. начислены на задолженность по налогу за период с 17.11.2014 по 16.10.2015. С 17.11.2014 по 01.10.2015 пени в размере 947 руб. 48 коп. начислены на задолженность по налогу за 2004, 2008, 2009, 2010, 2011, 2012, 2013 годы в размере 10 800 руб. 00 коп. 01.10.2015 срок уплаты налога за 2014 год в размере 1728 руб., налог не уплачен. На сумму задолженности 12 428 руб. за 2004, 2008, 2009, 2010, 2011, 2012, 2013, 2014 за период с 02.10.2015 по 16.10.2015 начислены пени в размере 51 руб. 68 коп.
Согласно требованию № ****** пени в размере 925 руб. 84 коп. начислены на задолженность по налогу за период с 13.11.2013 по 16.11.2014г.
С 13.11.2013 по 05.11.2014 пени в размере 893 руб. 17 коп. начислены на задолженность по налогу за 2004, 2008, 2009, 2010, 2011, 2012 годы в размере 9 072 руб. 00 коп. 05.11.2014 срок уплаты налога за 2013 в размере 1 704 руб., налог не уплачен. На сумму задолженности 10 800 руб. за 2004, 2008, 2009, 2010, 2011, 2012, 2013 за период с 06.11.2014 по 16.11.2014 начислены пени в размере 32 руб. 67 коп.
В установленные сроки и до настоящего времени требования не исполнены.
Первоначально Инспекция в соответствии с положениями статей 31, 48 НК РФ, статьи 17.1, главы 11.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) обратилась к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа по взысканию с Мамедова М. У. о. недоимки в общей сумме 5 381 руб. 00 коп.. Определением от 10 мая 2017 года мировым судьей было отказано в принятии заявления в связи с пропуском сроков для взыскания в судебном порядке, что свидетельствует о наличии спора о праве. В данном определении взыскателю (Инспекции) также разъяснено, что заявленное требование о взыскании задолженности с должника может быть предъявлено в порядке административного искового производства.
Статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей (абз. 2 п. 2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации).
В обязанность суда входит проверка соблюдения налоговым органом срока обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом (ч. 6 ст. 289 КАС Российской Федерации).
Согласно налоговому требованию № ****** от 19.11.2014 сумма взыскиваемого транспортного налога за 2013 год составила 1728 руб. 00 коп., пени, начисленные за недоимку за неуплату налога в размере 925 руб. 84 коп. Из налогового требования № ****** от 27.10.2015 усматривается, что сумма взыскиваемого транспортного налога за 2014 год составила 1 728 руб. 00 коп., пени, начисленные за недоимку за неуплату налога в размере 999 руб. 16 коп., таким образом, общая сумма задолженности за два налоговых периода, с учетом начисленных пеней, составила – 5 381 руб. 00 коп., то есть превышает 3000 рублей. В связи с чем при исчислении срока обращения в суд подлежат применению правила, установленные п. 2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно последнему требованию № ****** от 2710.2015 о взыскании налога на имущество физических лиц за 2014 год срок уплаты задолженности по налогу и пени установлен до 25.01.2016.
Следовательно, налоговый орган должен был обратиться в суд с заявлением о взыскании суммы налога и пени в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения указанного требования, то есть в срок до 25.07.2016.
Однако с заявлением о вынесении судебного приказа административный истец обратился только 24.04.2017, направив посредствам федеральной почтовой связи, заявление поступило мировому судье 03.05.2017, при этом в принятии заявления о вынесении судебного приказа определением мирового судьи судебного участка №7 Волховского района Ленинградской области от 10.05.2017, отказано (л.д. 8-11).
В суд с административным исковым заявлением Межрайонная ИФНС России №22 по Санкт-Петербургу обратилась 08 февраля 2018 года, то есть со значительным пропуском срока обращения в суд (л.д. 31).
Инспекцией в суд представлено ходатайство о восстановлении срока подачи административного искового заявления.
В качестве причин пропуска срока налоговый орган указал, что срок пропущен по причине прохождения процедуры взыскания в порядке приказного производства. Руководствуясь ст. 48 НК РФ, 122, 123 ГПК РФ, Межрайонная ИФНС России №22 по Санкт-Петербургу направила заявление № ****** о вынесении судебного приказа о взыскании транспортного налога. Определением суда от 10.05.2017 отказано в принятии заявления о вынесении судебного приказа. В инспекцию определения суда поступило 31.05.2017.
Суд на основании установленных по делу фактических обстоятельств приходит к выводу об отсутствии уважительных причин, позволяющих восстановить срок подачи административного искового заявления в суд. Доводы налогового органа об уважительности причин пропуска срока не могут быть приняты судом во внимание. К уважительным причинам пропуска срока относятся обстоятельства объективного характера, не зависящие от налогового органа, находящиеся вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась в целях соблюдения установленного порядка взыскания задолженности по налогам и сборам.
При этом суд учитывает, что инспекция является профессиональным участником налоговых правоотношений, в связи с чем ей должны быть известны правила обращения в суд с административным исковым заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций.
Суд приходит к выводу о том, что ходатайство о восстановлении срока подачи заявления о взыскании недоимки не подлежит удовлетворению, поскольку доказательств наличия объективных обстоятельств, препятствующих своевременному обращению в суд с настоящим заявлением, налоговым органом представлено не было, и как следствие, срок подачи административного искового заявления, предусмотренный ч. 1 ст. 286 КАС Российской Федерации, пропущен без уважительных на то причин.
Суд, оценивая доказательств в соответствии с требованиями ст. 84 КАС РФ приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных Межрайонной ИФНС России №22 по Санкт-Петербургу требований.
Руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд
р е ш и л:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ №22 ░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░.░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ 5 381 ░░░. 00 ░░░., ░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ 2013 ░ 2014 ░░░ ░ ░░░░░ 3 456 ░░░. 00 ░░░. ░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░ 1 925 ░░░. 00 ░░░., ░░░░░░░░.
░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░: ░░░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ 16 ░░░░░░ 2018 ░░░░.
░░░░░: ░░░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░░░.