№ 12-351/2020
Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации21 августа 2020 года
Судья Центрального районного суда г. Новосибирска Малахов С.Л., при секретаре Кириченко Е.А. рассмотрев в открытом судебном заседании протест и.о. заместителя Новосибирского транспортного прокурора Мехедова Р.А. на постановление № 02-09-60/2020 от 15.05.2020 заместителя начальника отдела контроля в сфере закупок Контрольного управления Новосибирской области Богера Д.Ф. о прекращении производства по делу об административном правонарушении,
у с т а н о в и л:
Постановлением заместителя Новосибирского транспортного прокурора Истомина С.С. от 20.03.2020 возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренного частью 2 статьи 7.29 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении главного врача ГБУЗ НСО «ССМП» Большаковой И.А. в связи с заключением контрактов с единственным поставщиком в нарушение требований Закона о контрактной системы.
15.05.2020 постановлением № 02-09-60/2020 заместителя начальника отдела контроля в сфере закупок Контрольного управления Новосибирской области Богера Д.Ф.прекращено об административном правонарушении, предусмотренного частью 2 статьи 7.29 Кодекса РФ об административных правонарушениях производство по делу в отношении главного врача ГБУЗ НСО «ССМП» Большаковой И.А. в связи с отсутствием события административного правонарушения.
Не согласившись с постановлением, и.о. заместителя Новосибирского транспортного прокурора Мехедов Р.А. обратился с протестом в суд, просит отменить постановление, дело направить на новое рассмотрение, поскольку при рассмотрении дела должностным лицом вынесшим постановление не учтено, что наличие у ГБУЗ НСО «ССМП» заблаговременно доведенных субсидий для реализации проекта «Развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи» и заключения соответствующих контрактов с исполнителями, свидетельствует, что заказчиком допущено злоупотребление правом заключения контрактов с единственным поставщиком и нарушении требований частей 1 и 5 статьи 24 Закона о контрактной системе, поскольку данные действия (искусственное дробление контрактов и не проведение конкурсных торгов) ограничили конкуренцию и число участников закупки.
В судебном заседании представитель прокуратуры Мошкин В.Е. доводы, изложенные в протесте, поддержал.
Должностное лицо, вынесшее постановление Богер Д.Ф., представитель Амонова К.А. возражали против удовлетворения протеста, представили письменные пояснения.
Защитник должностного лица ГБУЗ НСО «ССМП» Большаковой И.А. - Кудряшов Ю.В., возражал против удовлетворения протеста.
Исследовав материалы дела, судья приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нятие решения о способе определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе решения о закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), в случае, если определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок должно осуществляться путем проведения конкурса или аукциона, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Основанием для прекращения производства по делу об административном правонарушении в отношении должностного лица ГБУЗ НСО «ССМП» Большаковой И.А. по части 2 статьи 7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием события административного правонарушения послужили изложенные в постановлении выводы о том, что контракты были заключены с соблюдением порядка, предусмотренного пунктом 9 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ.
Согласно статье 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
Установление виновности предполагает доказывание вины лица в совершении противоправного действия (бездействия), то есть объективной стороны деяния.
В части 1 статьи 24 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", закреплено два способа определения исполнителей (поставщиков): конкурентный и осуществление закупки у единственного исполнителя.
Закупка у единственного поставщика, не относящаяся к конкурентным способам закупки, может осуществляться только в случаях, установленных настоящим Законом.
Перечень случаев, осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) указан в части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ.
Наряду с остальными случаями включения контрактов без торгов, предусмотрен пункт 5 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ, позволяющий заказчикам, заключать контракты с единственным поставщиком, с учетом особенностей этой статьи.
В силу пункта 9 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в частности, в случае возникновения необходимости в оказании медицинской помощи в экстренной форме либо в оказании медицинской помощи в неотложной форме (при условии, что такие товары, работы, услуги не включены в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень товаров, работ, услуг, необходимых для оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера) и применение иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), требующих затрат времени, нецелесообразно. Заказчик вправе заключить в соответствии с настоящим пунктом контракт на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги соответственно в количестве, объеме, которые необходимы для оказания медицинской помощи в экстренной форме или неотложной форме.
Таким образом, на основании пункта 9 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ заказчик вправе заключать договоры на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги соответственно в количестве, объеме, которые необходимы для оказания медицинской помощи в экстренной форме или неотложной форме.
Следовательно, при закупке у единственного поставщика по пункту 9 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ установлены исключительные ограничения - оказание медицинской помощи в экстренной форме или неотложной форме и нецелесообразность применения иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), требующих затрат времени.
Каких либо иных ограничений, в том числе по количеству контрактов и одноименности закупаемых товаров, работ или услуг, Закон N 44-ФЗ не предусматривает.
Из материалов дела следует, что, в рамках соглашения от 13.02.2019 № 67 о предоставлении из областного бюджета Новосибирской области субсидии на реализацию мероприятия «Обеспечение закупки авиационных работ органами государственной власти субъектов Российской Федерации в целях оказания медицинской помощи» государственной программы «Развитие здравоохранения Новосибирской области» Министерством здравоохранения Новосибирской области ГБУЗ НСО «ССМП» была предоставлена субсидия в сумме 140 000000 рублей.
При этом, данная субсидия согласно графику была ГБУЗ НСО «ССМП» доведена 14.02.2020.
19.02.2020 ГБУЗ НСО «ССМП» заключил контракт № 039/20 с АО «НССА» на выполнение авиационных работ в случае возникновения необходимости в оказании медицинской помощи в экстренной форме либо оказании медицинской помощи в неотложной форме.
Контракт заключен на основании пункта 9 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ, т.е. для оказания медицинской помощи в неотложной форме и нецелесообразность применения иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), требующих затрат времени.
В подтверждении обоснованности заключения контракта в материалах дела представлены заявки из медицинских учреждений Новосибирской области о необходимости осуществления медицинской санитарно-авиационной эвакуации пациентов.
При этом, усматривается и целесообразность выбора единственного поставщика, поскольку с момента предоставления субсидий (14.02.2020) и заключения первого контракта (19.02.2019) у ГБУЗ НСО «ССМП» имелось несколько дней, тогда как для соблюдения процедуры проведения закупки конкурентным способом требуется более длительное время (до 4 месяцев).
При этом, начиная с 03.01.2020 ГБУЗ НСО «ССМП» уже получал заявки от медицинских учреждений о необходимости осуществления медицинской санитарно-авиационной эвакуации пациентов
Таким образом, указанные контракты были заключены с соблюдением порядка, предусмотренного пунктом 9 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ.
Вопреки доводам прокурора Закон N 44-ФЗ не содержит таких понятий как «искусственное дробление контрактов» и «злоупотреблением правом».
Ссылки прокурора на ограничение конкуренции, поскольку имеется возможность оказания медицинской помощи автомобильным транспортом основаны на суждениях и ничем не подтверждены, в связи с чем судьей во внимание не принимаются.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену постановления должностного лица по делу не имеется.
При таких обстоятельствах, правовых оснований для отмены вынесенного правильного по существу постановления у судьи не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд
р е ш и л:
Постановление № 02-09-60/2020 от 15.05.2020 заместителя начальника отдела контроля в сфере закупок Контрольного управления Новосибирской области Богера Д.Ф. о прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении главного врача ГБУЗ НСО «ССМП» Большаковой И.А. – оставить без изменения, протест и.о. заместителя Новосибирского транспортного прокурора Мехедова Р.А. - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение 10 дней со дня его вынесения.
Судья С.Л. Малахов