Решение по делу № 2а-2038/2021 от 12.05.2021

                                                                   

                                               РЕШЕНИЕ

                       ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

07 сентября 2021года

      Воскресенский городской суд Московской области в составе:

Председательствующего судьи Шикановой З.В.,

При секретаре                              Балакиревой С.А.,

     рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному иску Щепкиной ФИО13, Клочко ФИО14 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации права и постановке на кадастровый учет недвижимого имущества и об обязании осуществить государственную регистрацию права и постановку на кадастровый учет объекта недвижимости,

                                              УСТАНОВИЛ:

       Щепкина Л.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Управлению Росреестра по Московской области(далее по тексту УФСГРКиК по Московской области) о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации права и постановке на кадастровый учет недвижимого имущества и об обязании осуществить государственную регистрацию права и постановку на кадастровый учет объекта недвижимости.

      В судебном заседании от 06.07.2021года в качестве соистца по данному делу привлечен Клочко А.В.(л.д.70-72).

     Заявленные требования истцами мотивированы тем, что 12.11.2020года Щепкина Л.В. подала заявление в УФСГРКиК по Московской области о государственной регистрации права собственности и постановке на кадастровый учет объекта недвижимости наружной сети канализации, расположенной по адресу: <адрес>.

     30.11.2020года осуществление государственной регистрации прав было приостановлено.

     16.12.2020года административным истцом в адрес административного ответчика    было подано повторное заявление о государственной регистрации права собственности на указанный выше объект. К данному заявлению были приложены: технический план сооружения, выписки из ЕГРН, свидетельство о государственной регистрации права, проектная документация сооружения, договор на монтаж канализации с актом выполненных работ, технические условия, договор на водоснабжение, текстовая часть технического плана и квитанция об уплате государственной пошлины.

     01.03.2021года административным ответчиком УФСГРКиК по Московской области принято решение об отказе в государственной регистрации права собственности на указанный выше объект, о чем административному истцу было направлено уведомление.

     Административные истцы считают решение административного ответчика об отказе незаконным, поскольку оно противоречит ст. 131 ГК РФ и ст.ст. 14,27, ч. 10 ст. 40 ФЗ от 13.07.2015года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» и нарушает права и законные интересы административного истца. Считают, что административный ответчик вышел за пределы своего административного Регламента, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 07.06.2017года № 278 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственному кадастровому учету и(или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество», что является основанием для признания оспариваемого решения об отказе незаконным.

     Согласно представленным административным ответчиком данным, а именно, актом выполненных работ, объект был завершен строительством 10.11.2013года. На момент начала строительства объекта недвижимости на 30.10.2013года выдача разрешения на его строительство не требовалось и регистрация объекта недвижимости возможна на основании данных технического плана.

    Истцы считают доводы, изложенные административным ответчиком в решении об отказе надуманными, т.к. основаны на произвольном толковании закона, направлены на ущемление прав граждан при государственной регистрации прав на недвижимое имущество.

     Административные истцы Щепкина Л.В. и Клочко А.В. просят суд признать незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области от 01 марта 2021года № об отказе в государственной регистрации права собственности и постановке на кадастровый учет объекта недвижимости наружной сети канализации, расположенной по адресу: <адрес> и обязать административного ответчика осуществить государственную регистрацию права собственности и постановку на кадастровый учет данного объекта на основании заявления от 12 ноября 2020года и 16 декабря 2020года и представленных документов.(л.д. 4-7).

        Административный истец Щепкина Л.В. в судебное заседание не явилась. О времени, дате и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом. Суд, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, определил рассмотреть дело в отсутствие истца Щепкиной Л.В.

       Административный истец Клочко А.В. в судебном заседании заявленные административные исковые требования поддержал в полном объеме по доводам, изложенным в административном исковом заявлении, и просит их удовлетворить.

       Представитель административного ответчика УФСГРКиК по Московской области Фильмаков А.А., действующий на основании доверенности(л.д. 53), заявленные требования не признал в полном объеме и просил в их удовлетворении отказать по доводам, изложенным в письменных возражениях.(л.д.54-59).

      Представитель заинтересованного лица Администрации г.о. Воскресенск Московской области Ганиев А.В., действующий на основании доверенности(л.д.77), заявленные административные исковые требования истцов не поддержал по доводам, изложенным в письменных возражениях(л.д. 75-76).

       Исследовав материалы дела, заслушав административного истца Клочко А.В., представителя административного ответчика Фильмакова А.А., представителя заинтересованного лица Ганиева А.А., суд считает заявленные административные исковые требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям:

      В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий(бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями(включая решения, действия(бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие либо обязанности.

    Из материалов дела следует, что 12.11.2020года Щепкина Л.В. подала заявление в УФСГРКиК по Московской области о государственной регистрации права собственности и постановке на кадастровый учет объекта недвижимости наружной сети канализации, расположенной по адресу: <адрес>, что подтверждено в суде показаниями административного ответчика Клочко А.В. и копией расписки(л.д. 25).

     30.11.2020года осуществление государственной регистрации прав было приостановлено по тем основаниям, что в результате проведения правовой экспертизы представленных административным истцом Щепкиной Л.В. документов, и применяя законодательство, действующее на момент создания заявленного объекта, установлено в соответствии с ч. 1 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ, что строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляется на основании разрешения на строительство.

     Административным истцом Щепкиной Л.В. не были представлены в регистрирующий орган документы, подтверждающие предоставление земельного участка с кадастровым номером государственная собственность на который не разграничена и в пределах которого также возведен линейный объект, прав пользования для строительства заявленного объекта. В связи с чем, было направлено административному истцу уведомление о приостановлении в осуществлении государственной регистрации прав на вышеуказанный объект недвижимости.

     16.12.2020года административным истцом в адрес административного ответчика было подано повторное заявление о государственной регистрации права собственности на указанный выше объект. К данному заявлению были приложены: технический план сооружения, выписки из ЕГРН, свидетельство о государственной регистрации права, проектная документация сооружения, договор на монтаж канализации с актом выполненных работ, технические условия, договор на водоснабжение, текстовая часть технического плана и квитанция об уплате государственной пошлины.

     01.03.2021года административным ответчиком УФСГРКиК по Московской области принято решение об отказе в государственной регистрации права собственности на указанный выше объект, о чем административному истцу было направлено уведомление(л.д. 26). Основанием для отказа в осуществлении государственной регистрации права на объект, расположенный по адресу: <адрес>, отсутствие документов, подтверждающих предоставление земельного участка кадастровым номером государственная собственность на который не разграничена и в пределах которого также возведен линейный объект, прав пользования для строительства заявленного объекта, что подтверждается копией уведомления(л.д. 26-27).

     В соответствии с ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация прав на недвижимое имущество-юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.

     Государственный кадастровый учет недвижимого имущества это внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без размерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим ФЗ сведений об объектах недвижимости(ч.7 ст. 1 Закона о регистрации).

     Закон о регистрации определяет полномочия регистрирующего органа по порядку осуществления государственной регистрации, возлагает ответственность за ведение ЕГРН.

     В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 29 ФЗ № 218 государственный кадастровый учет и(или) государственная регистрация прав включает в себя, в том числе, проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и(или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и(или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и(или) государственной регистрации прав.

        Правовая экспертиза документов и проверка законности сделки призваны обеспечить защиту конституционных прав собственников и обладателей иных прав на объекты недвижимости, а также создает дополнительные гарантии безопасности для участников рынка недвижимости в РФ.

      В рамках стадии установления оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав проверяется отсутствие противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества, устанавливается действительность поданных заявителем документов и наличие прав у подготовившего документ лица или органа власти, а также отсутствие других оснований для приостановления или отказа в государственной регистрации.(ст.ст. 9,13,17 Федерального закона от 13.07.2015года № 218-ФЗ).

    Согласно представленных административным истцом документов в регистрирующий орган, а также пояснений административного истца Клочко А.В., данных в суде. Следует, что объект недвижимого имущества создан в 2013году.

      Согласно действующей редакции Градостроительного кодекса РФ от 29.12.2004года № 190-ФЗ на год создания объекта недвижимого имущества – 2013год необходимо в соответствии с ч. 1 с. 51 ГкРФ разрешение на строительство, т.е. документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории(в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом РФ.

    Перечень случаев, в которых не требуется оформления разрешения на строительство определены в ч. 17 ст. 51 ГкРФ.

     В данном случае не отражено создание сооружения – наружная сеть канализации или иных видов объектов недвижимого имущества, близких к наименованию и использованию к указанному.

      Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации(ч.1 ст. 55 ГкРФ)

       Доводы административных истцов, изложенные в административном иске, со ссылкой на п. 1 ст. 4 Федерального закона от 29.12.2004года № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» не обоснована, т.к. указанной нормой устанавливается перечень документов, которые необходимы до 01.07.2014года для получения разрешения на строительство.

     В связи с чем, суд считает, что административным ответчиком УФСГРКиК по Московской области законно отказано в государственной регистрации права собственности на вышеуказанный объект недвижимости, т.к. действующим законодательством на год создания вышеуказанного объекта недвижимого имущества(2013год) предусмотрена необходимость оформления разрешения на строительство и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

      В соответствии с ч.ч. 1,2 ст. 263 ГК РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка, если иное не предусмотрено законом или договором, собственник земельного участка приобретает право собственности на здание, сооружение и иное недвижимое имущество, возведенное или созданное им для себя на принадлежащем ему участке.

       Статьей 264 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что земельные участки могут предоставляться их собственниками другим лицам на условиях и в порядке, которые предусмотрены гражданским и земельным законодательством. Лицо, не являющееся собственником земельного участка, осуществляет принадлежащие ему права владения и пользования участком на условиях и в пределах, установленных законом или договором с собственником.

      Законом Московской области от 10.10.2014 № 124/2014-ОЗ «Об установлении случаев, при которых не требуется получение разрешения на строительство на территории Московской области», Постановлением Правительства МО от 08.04.2015года № 229/13 «Об утверждении Порядка и условий размещения на территории Московской области объектов, которые могут быть размещены на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов», Постановлением Правительства РФ от 12.11.2020года № 1816»Об утверждении перечня случаев, при которых для строительства, реконструкции объекта капитального строительства не требуется получение разрешения на строительство, внесении изменений в перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства РФ», Постановлением Правительства РФ от 03.12.2014 № 1300 «Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов» установлены случаи при которых не требуется получение разрешения на строительство на территории Московской области, но при этом требуется оформление разрешения на размещение объектов, выдаваемого органом государственной власти или органом местного самоуправления, уполномоченным в соответствии с земельным законодательством РФ на распоряжение земельными участками, находящимися в государственной, муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена.

       Из материалов дела следует, что 17.01.2013года были согласованы технические условия присоединения объекта к сетям водоснабжения и водоотведения с ЗАО «Аквасток». При этом заказчиком данных работ являлась Щепкина Л.В. что подтверждается копией технических условий.(л.д. 22). Согласно технический условий объектом является жилой дом, расположенный по адресу: МО, <адрес> ул. <адрес> уч. 11. Виды работ значатся: канализационный трубопровод Ду 200мм(керамика) <адрес> т.К-1.Условиями и порядком присоединения объекта к сетям водоснабжения и водоотведения предусмотрено, что работы проводятся по проекту, выполненному проектной организацией. Проектная документация подлежит согласованию в установленном порядке. Присоединение к действующим сетям водоснабжения должно быть согласовано с собственником.

      22.07.2013года проектной организацией ООО «Строй Проект» был подготовлен проект на проведение работ по наружной сети канализации, что подтверждается копией проекта(л.д. 12-19).

     Из данного проекта следует, что застройщиком наружной сети канализации, в том числе по ул. <адрес>, является ФИО9

      20 октября 2013года ФИО2 заключил договор с ИП ФИО10 на оказание услуг. (л.д. 20) Согласно п. 1 данного договора предусмотрено, что исполнитель(ИП ФИО10) обязуется по заданию заказчика(Клочко А.В.) оказать услуги по устройству канализации от колодца до вновь возводимого колодца по адресу: <адрес>, а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

     30.10.2013года Администрацией городского поселения Хорлово Воскресенского района МО было выдано разрешение на право производства земляных работ по адресу: МО <адрес> у <адрес> от К-15 до К-16, что подтверждается копией разрешения(л.д. 24).

     10.11.2013года между ИП ФИО10 и Клочко А.В. был подписан акт на выполнение работ, из которого следует, что истец принял у подрядчика выполненные работы по устройству канализации от колодца до внвь возводимого колодца по адресу: МО. <адрес> ул. <адрес>, уч. .(л.д. 21).

     10 ноября 2020года истцу Щепкиной Л.В. кадастровым инженером ФИО11 был подготовлен технический план сооружения, из которого следует, что образуемое сооружение представляет собой подземную канализационную линию протяженностью 69 п.м. Назначение сооружения в соответствии с п. 44 Приказа-10.3 сооружения канализации. Канализационная сеть была построена в 2013году в соответствии с проектной документацией и техническими условиями.

       Образуемое сооружение расположено на землях неразграниченной государственной собственности и частично проходит по земельному участку с К, на котором расположен жилой дом с К, к которому и осуществляется подключение.(л.д.10-11).

      Из данных документов следует, что на разных этапах возведения данного сооружения(наружной сети канализации) заказчиком проводимых работ выступали разные люди. Кроме того, истцами в суд не представлено доказательств, что истцами было получено согласование на размещение данного объекта на землях неразграниченной государственной собственности в соответствии с требованиями действующего законодательства.

      При таких обстоятельствах суд считает, что ответчиком обоснованно отказано истцам в оказании государственной услуги по регистрации права собственности на вновь возведенный объект наружной сети канализации, т.к. истцами при обращении с заявлением о регистрации права не представлены документы, подтверждающие предоставление земельного участка с К, государственная собственность на который не разграничена и в пределах которого также возведен линейный объект, прав пользования для строительства заявленного объекта.

    Следовательно, в удовлетворении заявленных истцами требований следует отказать.

                       Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

                                            РЕШИЛ:

        Отказать Щепкиной ФИО15 и Клочко ФИО16 в удовлетворении административных исковых требований о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области от 01 марта 2021года № отказе в государственной регистрации права собственности и постановке на кадастровый учет объекта недвижимости наружной сети канализации, расположенной по адресу: <адрес> и об обязании осуществить государственную регистрацию права собственности и постановку на кадастровый учет данного объекта на основании заявления от 12 ноября 2020года и 16 декабря 2020года и представленных документов.

       Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Воскресенский городской суд в течение месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме.

      Решение в мотивированной форме изготовлено 29 сентября 2021года.

        Судья                   подпись                                         З.В. Шиканова

Решение не вступило в законную силу.

Копия верна: судья                                    секретарь

2а-2038/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Щепкина Лариса Валерьевна
Клочко Антон Валерьевич
Ответчики
Управление Росреестра Московской области
Другие
Администрация г.о. Воскресенск
Суд
Воскресенский городской суд Московской области
Судья
Соболева Галина Владимировна
Дело на сайте суда
voskresensk.mo.sudrf.ru
12.05.2021Регистрация административного искового заявления
12.05.2021Передача материалов судье
14.05.2021Решение вопроса о принятии к производству
14.05.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.06.2021Подготовка дела (собеседование)
02.06.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.07.2021Судебное заседание
25.08.2021Судебное заседание
07.09.2021Судебное заседание
29.09.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.10.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.09.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее