№
Дело № 2а-5164/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Якутск 12 мая 2021 года
Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) в составе судьи Кочкиной А.А., при секретаре Бишаевой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием технических средств аудиозаписи административное дело по административному исковому заявлению Слепцова Н.Н. к Управлению государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия) об оспаривании бездействия, возложении обязанности приостановить строительные действия,
у с т а н о в и л :
Слепцов Н.Н. обратился в суд с вышеуказанным административным иском, просит признать незаконным бездействие административного ответчика относительно непринятия мер по факту выполнения работ по строительно – монтажной работе по устройству свайных фундаментов объекта капитального строительства «Многоквартирный жилой дом № 2 по ул. Ильменская в квартале 75 г. Якутска» с нарушением строительных норм и возложить на административного ответчика обязанность приостановить строительные работы указанного объекта до устранения нарушений строительных норм и привидения их в соответствие с требованиями п. 12.6 «Сваи в многолетнемерзлых грунтах» Свод правил СП 45.13330.2017 «Земляные сооружения, основания и фундаменты» Актуализированная редакция СНиП 3.02.01-87. В обоснование своих доводов указал, что является собственником земельного участка и жилого дома, расположенных по адресу: ____, рядом с его домом началось строительство многоквартирного жилого дома, застройщиком является ООО «СахаСтройСервис». Истец считает, что данный объект строится с существенным нарушением строительных норм и представляет угрозу жизни и здоровью его семьи, а также его имуществу, так как объект строится через улицу от его дома на расстоянии не более 20 метров и с существенным нарушением строительных норм. Истец ____ года обратился в адрес административного ответчика с заявлением о принятии мер, однако ответчик не выявил никаких нарушений, в связи с чем, истец считает, что бездействием ответчика в части не предупреждения застройщика, а также не выявление, пресечение нарушений, допущенных застройщиком при строительстве дома, нарушило его права.
В судебное заседание Слепцов Н.Н., извещенный надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела, что подтверждается телефонограммой от ____ года, не явился.
В судебном заседании представитель Управления государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия) по доверенности Левин П.Н. административные исковые требования не признал, просил в его удовлетворении отказать, ссылаясь на законность и обоснованность действий ответчика. Согласно письменному отзыву на административное исковое заявление, на основании утвержденной программы проверок Управлением с ____ года по ____ года проведена внеплановая выездная проверка на объекте строительств о чем составлен акт проверки № № от ____ года. Кроме того, были составлены замечания по состоянию температурного режима грунтов, основания и состояния фундаментальных конструкций объекта от ____ года № №. Заявление Слепцова Н.Н. о проведении строительства на объекте с нарушениями установленных требований поступило 26 января 2021 года, то есть в момент проведения Управления внеплановой выездной проверки, при этом по результатам проведенной проверки доводы истца не нашли своего подтверждения.
В судебном заседании представители ООО «СахаСтройСервис» по доверенности Федоров А.А. и Ефимова Н.Х. административные исковые требования не признали, просили в их удовлетворении отказать, указав, что под бездействием следует понимать воздержание от действий, когда закон приписывает их совершение, однако со стороны ответчика действия, предписанные ему законом, исполнены надлежащим образом, поскольку по итогам проведенной проверки составлен акт № № от ____ года и выдано предписание, которое исполнено ____ года. Кроме того, в отношении застройщика проведена внеплановая выездная проверка, по итогам которой составлен акт проверки. В материалы дела не представлены доказательства, свидетельствующие о наличии оснований для приостановления строительства объекта, при этом вопрос о приостановлении строительства подлежит разрешению в судебном порядке, предусмотренном КоАП РФ, следовательно, административный ответчик не обладает полномочиями по приостановлению деятельности. Иные доводы истца не соответствуют действительности, что подтверждается материалами проверок.
Суд, выслушав мнения лиц, участвующих по делу, изучив материалы дела, приходит к следующему.
Статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) предусмотрено право граждан и организаций на обращение в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Государственный строительный надзор осуществляется в отношении объектов капитального строительства, указанных в частях 1 и 1.1 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ).
Частями 3 и 4 статьи 54 ГрК РФ установлено, что государственный строительный надзор осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Порядок осуществления государственного строительного надзора установлен постановлением Правительства РФ от 01.02.2006 № 54 «О государственном строительном надзоре в Российской Федерации» (далее - Положение об осуществлении госстройнадзора).
В соответствии с пунктами 7 и 8 Положения об осуществлении госстройнадзора органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные на осуществление регионального государственного строительного надзора, осуществляют такой надзор за строительством, реконструкцией иных, кроме указанных в пункте 6 настоящего Положения, объектов капитального строительства, если при их строительстве, реконструкции предусмотрено осуществление государственного строительного надзора.
Пунктом 8 Положения об осуществлении госстройнадзора определено, что государственный строительный надзор в отношении объектов, указанных в подпунктах «а» и «б» пункта 2 настоящего Положения, осуществляется органом государственного строительного надзора с даты получения им в соответствии с частью 5 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации извещения о начале работ до даты выдачи заключения о соответствии.
Таким образом, ответчик является исполнительным органом государственной власти Республики Саха (Якутия), уполномоченным на осуществление регионального государственного строительного надзора.
Под бездействием понимается неисполнение органом государственной власти обязанности, возложенной на него нормативными правовыми и иными актами, определяющими его полномочия. При этом бездействие наступает только в случае, если срок исполнения обязанности наступил.
Бездействие при исполнении государственным органом своих должностных обязанностей предполагает полное отсутствие или не совершение каких-либо действий, прямо предусмотренных законом.
Основанием для принятия решения суда о признании незаконным решения, действия (бездействия) является одновременное несоответствие этого бездействия закону, а также нарушение прав и законных интересов заявителя, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
Истец, обращаясь в суд с указанным иском в рамках главы 22 Кодекса административного судопроизводства РФ, суду должен был представить доказательства факта нарушения права и наличия бездействия со стороны ответчика.
Судом установлено, что застройщиком многоквартирного жилого дома № 2 по ул. Ильменская в квартале 72 г. Якутска является ООО «СахаСтройСервис» на основании разрешения на строительство от ____ года.
Согласно акту проверки от ____ года, проведенной Управлением государственного строительного и жилищного надзора РС (Я), в отношении застройщика ООО «СахаСтройСервис», осуществляющего строительство указанного МКД, предметом проверки явилось соответствие выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям строительного законодательства, по результатам которой были выявлены следующие нарушения: месторасположение установленных деревянных туалетов выполнено в нарушение проектной документации, не установлено ограждение со стороны жилого дома по адресу: ____, с выполнением навеса, не выполнено защитное заземление установленного ограждения из профлиста (металла), доступное для прикосновения человека, отсутствие козырька вдоль всего ограждения строительной площадки в местах прохода людей с юго-западной стороны, строительная площадка, участки работ и рабочие места, проезды и подходы к ним не освещены, не установлены первичные средства пожаротушения, при окончании подготовительных работ на строителей площадке не принято по установленному акту о выполнении мероприятий по безопасности труда, в проекте отсутствуют требования по установке гидрогеологической скважины, тем самым не соблюдаются требования по гидротехническому мониторингу, иных нарушений, в том числе, указанных в заявлении истца, не установлено.
Основанием для проверки явился приказ Управления о проведении проверки № № от ____ года.
По итогам проверки выдано предписание № № от ____ года, согласно которому срок устранения указанных нарушений установлен до ____ года.
Извещением № № застройщик ООО «СахаСтройСервис» сообщило Управлению государственного строительного и жилищного надзора РС (Я) об устранении выявленных нарушений по акту проверки от ____ года.
Заместителем руководителя отдела надзора за строительством объектов жилья и долевого строительства Управления Будаевой А.М., в отношении ООО «СахаСтройСервис» и Петрова А.А., занимающего должность прораба ООО «СахаСтройСервис», составлены протоколы об административном правонарушении по фактам выявленных нарушений по результатам проведенной проверки от ____ года.
Таким образом, факт бездействия ответчика отсутствует, действия по осуществлению строительного надзора, принятию мер по устранению нарушений допущенных застройщиком нарушений ответчиком осуществляются как в плановом порядке, так и во внеплановом порядке в соответствии с положениями ст. 54 ГрК РФ, что подтверждается представленными документами.
Доводы ответчика о том, что организация фундамента объекта строительства застройщиком проводится в соответствии с проектом и требованиями СНиП подтверждаются представленными заинтересованным лицом (застройщиком) документами: положительным заключением строительной экспертизы; разрешением на строительство от ____ года; разрешением на отклонение от предельных параметров строительства от ____ года; проектом производства работ; актом разбивки осей объекта капитального строительства; актом освидетельствования геодезической разбивочной основы ОКС; актом вынесения на местность отступа от красных линий ОКС; заключениями по результатов замеров грунтов основания; исполнительной съемкой отклонения свай в плане и высоте; реестром документов о качестве использованного цементно-песчаного раствора; заключением ООО «Страйк», осуществляющего авторский надзор о возможности проведения дальнейших работ на объекте по монтажу железобетонного каркаса по результатам замера температур грунтов; актом приемки ответственных конструкций – свайного фундамента; допусками исполнителя работ по организации свайного фундамента к соответствующим видам работ.
Исследовав представленные доказательства, суд приходит к выводу об отсутствии бездействия со стороны административного ответчика, судом не установлен факт неосуществления должного контроля со стороны ответчика за ходом проведения строительства МКД, при этом нарушений прав и интересов административного истца административным ответчиком также не допущено.
Основания для удовлетворения требований административного истца в части приостановления строительных работ указанного объекта в порядке восстановления прав истца, связанных с обращением к административному ответчику, также отсутствуют, поскольку приостановление строительства, реконструкции объекта капитального строительства к полномочиям административного ответчика строительства не относится.
Учитывая, что совокупность условий, предусмотренных ст. 227 КАС РФ для признания бездействия незаконным, при рассмотрении административного дела не установлена, исковые требования Слепцова Н.Н. удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.178-180, 227 КАС РФ, суд
р е ш и л :
В удовлетворении административного иска Слепцова Н.Н. к Управлению государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия) об оспаривании бездействия, возложении обязанности приостановить строительные действия отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Саха (Якутия) в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Судья А.А. Кочкина