Решение по делу № 33-34381/2022 от 18.10.2022

Судья: Климова Ю.А.                Дело № 33-34381/2022

50RS0021-01-2019-007982-28

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Красногорск Московская область            26 октября 2022 года

Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:

председательствующего Рыбачук Е.Ю.,

судей Бакулина А.А., Игнатьева Д.Б.,

при помощнике судьи Харламове К.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Татарникова Д. С., Татарниковой Н. А., Трохина В. Н., Фатеевой Н. Ф., Фатеева А. М., Манаенковой И. И., Маркеловой Н. Ю., Маркелова А. Ю., Демьяненко А. В., Демьяненко О. Н., Синева Е. Н., Карташова Р. А., Постнова А. Е., Спыну Н. С., Чебанова А. Г., Шутикова Д. В., Рожина Е. В., Букина С. В., Буданова А. Н., Будановой Е. Р., Журавлева А. И., Шмидт М. Г., Цукановой Е. Д. к Министерству жилищной политики Московской области о признании незаконным действий ответчика по нарушению порядка выдачи разрешения на размещение объекта капитального строительства, признании незаконным разрешения на строительство, признании незаконными действий по нарушению порядка выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию объекта, признании незаконным ввода в эксплуатацию объекта,

по апелляционной жалобе Татарниковой Н. А., Татарникова Д. С., Трохина В. Н., Фатеевой Н. Ф., Фатеева А. М., Манаенковой И. И., Маркеловой Н. Ю., Демьяненко А. В., Демьяненко О. Н., Синева Е. Н., Карташова Р. А., Постнова А. Е., Спыну Н. С., Чебанова А. Г., Шутикова Д. В., Букина С. В., Буданова А. Н., Будановой Е. Р., Журавлева А. И., Шмидт М. Г., Цукановой Е. Д. на решение Красногорского городского суда Московской области от 13 декабря 2021 года,

заслушав доклад судьи Рыбачук Е.Ю.,

УСТАНОВИЛА:

истцы, уточнив исковые требования, обратились в суд с иском к Министерству жилищной политики Московской области, указав в обоснование исковых требований, что в мкр. Авиаторов по адресу между многоквартирными жилыми домами по <данные изъяты> началось строительство отдельно стоящего общественно-торгового объекта (магазина).

Магазин возводится на земельном участке <данные изъяты> площадью 1 769 кв. м. на основании разрешения на строительство № RU 50-15-13923-2019 от 24.07.2019 г. с изменениями от 5.09.2019 г. и 9.09.2019 г.

Истцы считают, что разрешение № RU<данные изъяты> от 24.07.2019 г. с изменениями от 5.09.2019 г. и 9.09.2019 г. выдано с нарушением порядка оказания государственной услуги и на основании проектной документации не соответствующей действующему законодательству России.

Исходя из анализа указанного разрешения на строительство, проектной документации и градостроительного плана земельного участка (далее - ГПЗУ), следует, что документы подготовлены с нарушениями норм действующего законодательства: нарушения в разработке ГПЗУ № RU50340000-MSK000319, градостроительный план земельного участка № RU50340000-MSK000319 подготовлен Главным управлением архитектуры и градостроительства Московской области на основании заявления ООО «Мастер Девелопмент» от 23.01.2018 г. № Р00625- 18ВХ/ГПЗУ. Чертеж градостроительного плана земельного участка разработан в феврале 2018 года ГБУ МО "Мособлгеотрест".

Как утверждают истцы, ГПЗУ №RU50340000-MSK000319 должна содержаться информация о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства. Однако, в ГПЗУ №RU50340000- MSK000319 указано, что «Объекты капитального строительства отсутствуют». Между тем, в соответствии с существующим состоянием территории, на земельном участке расположены внутридворовые проезды, обслуживающие многоквартирные жилые дома по адресам: <данные изъяты>, а также тротуар и проезжая часть <данные изъяты>, парковочные машино-места, сети инженерно-технического обеспечения. В ГПЗУ №RU50340000-MSK000319 должна содержаться информация о границах зоны планируемого размещения объекта капитального строительства в соответствии с утвержденным проектом планировки территории (при наличии). Однако, в ГПЗУ №RU50340000- MSK000319 указано, что «Проект планировки территории не утвержден». Между тем земельный участок, на который выдан ГПЗУ №RU50340000- MSK000319, расположен на территории, для которой разработан и утверждён проект планировки - Постановление администрации городского округа Балашиха от 6.05.2009 № 146/13-ПА «Об утверждении документации по проекту планировки и межевания территории жилого микрорайона на территории войсковой части 13815 по адресу: <данные изъяты>. В ГПЗУ №RU50340000-MSK000319 должны содержаться реквизиты проекта планировки территории и (или) проекта межевания территории в случае, если земельный участок расположен в границах территории, в отношении которой утверждены проект планировки территории и (или) проект межевания территории, однако. В ГПЗУ №RU50340000-MSK000319 указано, что «Документация по планировке территории не утверждена», между тем земельный участок, на который выдан ГПЗУ №RU50340000-MSK000319, расположен на территории, для которой разработан и утверждён проект планировки - Постановление администрации городского округа Балашиха от 06.05.2009 № 146/13-ПА «Об утверждении документации по проекту планировки и межевания территории жилого микрорайона на территории войсковой части 13815 по адресу: <данные изъяты>». В ГПЗУ №RU50340000-MSK000319 должна содержаться информация о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства и объектах культурного наследия. Однако, в ГПЗУ №RU50340000-MSK000319 указано, что «Объектов капитального строительства не имеется». Между тем, в соответствии с существующим состоянием территории, на земельном участке расположены пожарные проезды, обслуживающие многоквартирные жилые дома по адресам: <данные изъяты> а также тротуар и проезжая часть <данные изъяты>, парковочные машино-места, сети инженерно-технического обеспечения. В ГПЗУ №RU50340000-MSK000319 должна содержаться информация об ограничениях использования земельного участка, в том числе, если земельный участок полностью или частично расположен в границах зон с особыми условиями использования территорий, не учтена охранная зона от ТП-9 (ТП-9 расположена на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты>. В соответствии с Ситуационным планом ГПЗУ №RU50340000-MSK000319), проектный номинальный класс напряжения, кВ: 1 -20, расстояние, м: 10 (5 - для линий с самонесущими или изолированными проводами, размещенных в границах населенных пунктов). В ГПЗУ №RU50340000-MSK000319 должна содержаться информация о красных линиях, земельный участок, на который выдан ГПЗУ №RU50340000-MSK000319, расположен на территории, для которой разработан и утверждён проект планировки - Постановление администрации городского округа Балашиха от 06.05.2009 № 146/13-ПА «Об утверждении документации по проекту планировки и межевания территории жилого микрорайона на территории войсковой части 13815 по адресу: <данные изъяты>», не отражены существующие объекты капитального строительства, сети инженерно- технического обеспечения, ограничения использования земельного участка, в том числе, если земельный участок полностью или частично расположен в границах зон с особыми условиями использования территорий, границы зоны планируемого размещения объекта капитального строительства в соответствии с утвержденным проектом планировки территории, красные линии, чертеж градостроительного плана земельного участка разработан при отсутствии топографической съемки, что и определило ошибочные исходные данные при заполнении информации о земельном участке.

Истцы указывают на нарушение проектной документации: проектная документация торгового объекта (магазин) по адресу: <данные изъяты> на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты> разработана ООО «РИТЕЙЛ БИЛДИНГ» с нарушением законодательства РФ. Так, ГПЗУ №RU50340000- MSK000319 выдан на земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>. Однако проектная документация данного торгового объекта разработана на территории четырёх земельных участков: <данные изъяты>. Это является нарушением ГПЗУ №RU50340000-MSK000319, который был разработан и выдан на земельный участок <данные изъяты>. Все проектные решения, в т.ч. размещение объектов капитального строительства, предусмотренные проектной документацией, а именно: магазин, парковки в кол-ве 24 м/м, площадка с мусорными контейнерами в кол-ве 6 шт., площадка для загрузки продуктов должны быть размещены в соответствии с ГПЗУ №RU50340000-MSK000319 строго в границах земельного участка <данные изъяты>, площадью 1769    м2. Однако, согласно проектной документации, они вынесены за пределы обозначенного участка: площадка с мусорными контейнерами в кол-ве 6 шт. планируется во дворе МКЖД по адресу: <данные изъяты> на земельном участке <данные изъяты>; площадка для загрузки продуктов расположена на земельном участке <данные изъяты> МКЖД по адресу: <данные изъяты>; гостевые парковки в кол-ве 18 м/м планируются на территории общего пользования на земельном участке <данные изъяты>, планируется без согласия собственников МКЖД по адресу: <данные изъяты> ликвидировать зелёные насаждения на земельном участке <данные изъяты> (<данные изъяты>), с целью сдвинуть внутридворовый проезд в сторону МКЖД по адресу: <данные изъяты>, при этом грубо нарушая права собственников этого жилого дома и нормы пожарной безопасности, планируется без согласия собственников МКЖД по адресу: б<данные изъяты> ликвидировать зелёные насаждения на земельном участке <данные изъяты> (<данные изъяты>), с целью сдвинуть внутридворовый проезд в сторону площадки для отдыха по адресу: <данные изъяты>, при этом грубо нарушая права собственников этого жилого дома, планируется изменить существующий профиль <данные изъяты>; нарушаются требования пожарной безопасности СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты, ограничение распространения пожара на объектах защиты, требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям», сокращается расстояние от внутреннего края проезда до стены здания МКЖД по <данные изъяты> (17 этажей, здание высотой более 28 метров) с 8 метров до 2,3 метров, что грубо нарушает требование п. 8.8 СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям», согласно которому расстояние от внутреннего края проезда до стены здания или сооружения для зданий высотой более 28 метров должно быть - 8-10 метров. Не соблюдены требования п. 8.8 СП 4.13130.2013 по отношению к проекту строительства непосредственно здания магазина. Согласно утвержденному проекту, возведение стен этого здания планируется на расстоянии 2-х метров от внутреннего края проезда, тогда как для зданий высотой до 28 метров включительно это расстояние должно составлять не менее 5-8 метров. В соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями, к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов СП 2.3.6.1066-01 п.2. «Требования к размещению организаций торговли», п.п. 1, предоставление земельных участков на строительство организаций торговли допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения об их соответствии настоящим санитарным правилам (абзац дополнительно включен с 1 июля 2007 года Изменением N 1 от 3 мая 2007 года). Однако санитарно-эпидемиологическое заключение на строительство данного объекта не предоставлено или отсутствует. Таким образом, проектная документация разработана с нарушением санитарно-эпидемиологических норм, также«Деятельность организаций торговли не должна ухудшать условия проживания, отдыха, лечения, труда людей в жилых зданиях и зданиях иного назначения. При размещении организаций торговли в зоне промышленных предприятий и иных объектов они не должны оказывать вредного влияния на организацию торговли».

Однако строительство торгового объекта приведет к ухудшению условий проживания жителей домов за счет увеличения транспортного потока (посетители магазина); пересечения транспортных (подвоз, разгрузка товаров, вывоз ТКО) и пешеходных потоков, приводящих к созданию опасных для жизни и здоровья ситуаций (рядом находится детская площадка); увеличится шумовая нагрузка; ухудшится санитарно-эпидемиологическая обстановка из-за появления во дворе жилого дома вблизи детской площадки шести мусорных контейнеров. Нарушены нормы СП 2.3.6.1066-01    п.2. «Требования к размещению организаций торговли», согласно которым «Загрузку продуктов следует предусматривать с торцов жилых зданий, не имеющих окон, из подземных туннелей при наличии специальных загрузочных помещений». Однако в нарушении этого пункта площадка для загрузки продуктов запланирована во дворе жилых домов, со стороны окон жилых квартир и входных групп.

Истцы обратились в суд и просят признать незаконными действия ответчика по нарушению порядка выдачи разрешения на размещение объекта капитального строительства и согласования в нем размещения элементов благоустройства имеющимся в составе проектной документации в силу того, что земельные участки <данные изъяты> являются разграниченной Федеральной собственностью, а в разрешении указано на неразграниченную Федеральную собственность, что незаконно; признать незаконными действия ответчика по нарушению порядка выдачи разрешения на строительство № RU50-15-13923-2019 от 24.07.2019 г. (с изменениями от 5.09.2019 г. и 9.09.2019 г.) на основании документов, противоречащих требованиям действующего законодательства и отсутствия правовой экспертизы документов, представленных ответчику с целью получения; признать разрешение на строительство№ RU50-15-13923-2019 от 24.07.2019 г. (с изменениями от 5.09.2019 г. и 9.09.2019 г.) не соответствующим порядку его выдачи без правовой экспертизы документов, включая проектную документацию, в т.ч. с учётом позиции администрации г.о. Балашиха (исх.№ 1-вх-36157/21 от 15.10.2021 г.); признать незаконными действия ответчика по нарушению порядка выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства по адресу <данные изъяты>; признать незаконным ввод в эксплуатацию магазина по адресу: <данные изъяты> по причине нарушения порядка такого ввода и несоответствия объекта капитального строительства требованиям проектной документации и технических регламентов.

В суде первой инстанции истцы Татарников Д.С., Манаенкова И.И. и представитель истца Цукановой Е.Д.Цуканов Ю.И. исковые требования поддержали в полном объёме и просили их удовлетворить.

Остальные истцы в суд первой инстанции не явились.

Представитель ответчика Шумов И.Р. в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований, поддержал доводы письменных возражений.

Представитель третьих лиц ИП Павелко В.А., ИП Толмазова А.Д. - Айрапетов В.И. в судебном заседании полагал исковые требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

Третьи лица: ООО «ПИК-Комфорт», Администрация городского округа Балашиха, Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области, ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественный отношений» Министерства Обороны России своих представителей в суд не направили.

Решением суда от 13 декабря 2021 г. в удовлетворении иска отказано.

Не согласившись с ним, истцами Татарниковой Н.А., Татарниковым Д.С., Трохиным В.Н., Фатеевой Н.Ф., Фатеевым А.М., Манаенковой И.И., Маркеловой Н.Ю., Демьяненко А.В., Демьяненко О.Н., Синевым Е.Н., Карташовым Р.А., Постновым А.Е., Спыну Н.С., Чебановым А.Г., Шутиковым Д.В., Букиным С.В., Будановым А.Н., Будановой Е.Р., Журавлевым А.И., Шмидт М.Г., Цукановой Е.Д. подана апелляционная жалоба об его отмене, как незаконного.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, к отмене или изменению обжалуемого решения. В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Суд первой инстанции при рассмотрении дела правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и постановил обоснованное и законное решение, при этом не допустил нарушений норм процессуального права.

Судом установлено, что истцы являются собственниками жилых помещений, расположенных по адресу: <данные изъяты>

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно:

4) земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

Согласно п. 3 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, при определении состава общего имущества используются содержащиеся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведения о правах на объекты недвижимости, являющиеся общим имуществом, а также сведения, содержащиеся в государственном земельном кадастре.

В статье 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который образован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме (часть 2); в случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не образован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, любой собственник помещения в многоквартирном доме вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением об образовании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом (часть 3).

В соответствии с пунктом 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в том числе в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации (подпункт 3 пункта 1 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 1 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.

В соответствии с пунктом 2 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 названной статьи.

В соответствии с правовой позицией, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 28 мая 2010 года N 12-П, в отличие от порядка приобретения гражданами и юридическими лицами прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, который установлен Земельным кодексом Российской Федерации, - для бесплатного перехода земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, в общую долевую собственность собственников помещений в таком доме необходимо и достаточно осуществления органами государственной власти или органами местного самоуправления формирования данного земельного участка в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности и проведения его государственного кадастрового учета, при том что ни специального решения органов публичной власти о предоставлении земельного участка, ни государственной регистрации права общей долевой собственности на данный земельный участок в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним не требуется.

Осуществляя свои дискреционные полномочия в области правовой регламентации отношений, объектом которых являются земельные участки, на которых расположены многоквартирные дома, федеральный законодатель в целях обеспечения прав собственников жилых и нежилых помещений в таких домах - исходя из правовой природы общего имущества многоквартирных домов как имущества, не имеющего самостоятельной потребительской ценности и предназначенного в первую очередь для обеспечения возможности пользования указанными помещениями, - установил в ЖК РФ общее правило о принадлежности земельного участка собственникам помещений в расположенном на нем многоквартирном доме (части 1 и 2 статьи 36), а в Законе N 189-ФЗ - специальные порядок и условия перехода такого земельного участка в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме, который на нем расположен (статья 16).

Право общей долевой собственности собственников помещений в многоквартирном доме на земельный участок, на котором расположен данный дом, возникает в силу положений ЖК РФ и Закона N 189-ФЗ, следовательно, собственники помещений в многоквартирном доме вправе требовать формирования границ земельного участка в целях надлежащей эксплуатации такого дома.

Согласно части 1 статьи 36 Жилищного кодекса российской Федерации границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности, то есть с проектом межевания территории данного земельного участка (часть 10 статьи 38 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости").

Собственники помещений МКД вправе владеть и пользоваться земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме.

В соответствии с п. 9 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) градостроительный регламент - устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, а также применительно к территориям, в границах которых предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности соответствующей территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности указанных объектов для населения;

На основании п. 38 ст. 1 ГрК РФ элементы благоустройства - декоративные, технические, планировочные, конструктивные устройства, элементы озеленения, различные виды оборудования и оформления, в том числе фасадов зданий, строений, сооружений, малые архитектурные формы, некапитальные нестационарные строения и сооружения, информационные щиты и указатели, применяемые как составные части благоустройства территории.

Согласно п. 10 ст. 1 ГрК РФ объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие) (в ред. Федерального закона от 03.08.2018 № 342-ФЗ).

На основании п. 13 ст. 1 ГрК РФ строительство - создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства).

Согласно ч. 2 ст. 36 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее - Регламент о безопасности зданий и сооружений):

-    здание - результат строительства, представляющий собой объемную строительную систему, имеющую надземную и (или) подземную части, включающую в себя помещения, сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно- технического обеспечения и предназначенную для проживания и (или) деятельности людей, размещения производства, хранения продукции или содержания животных (п. 6);

-    сеть инженерно-технического обеспечения - совокупность трубопроводов, коммуникаций и других сооружений, предназначенных для инженерно-технического обеспечения зданий и сооружений (п. 20);

-    система инженерно-технического обеспечения - одна из систем здания или сооружения, предназначенная для выполнения функций водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха, газоснабжения, электроснабжения, связи, информатизации, диспетчеризации, мусороудаления, вертикального транспорта (лифты, эскалаторы) или функций обеспечения безопасности (п. 21).

На основании п. 4 ст. 1 ГрК РФ зоны с особыми условиями использования территорий - охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, защитные зоны объектов культурного наследия, водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, приаэродромная территория, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1, ч. 2 ст. 57.3 ГрКРФ градостроительный план земельного участка выдается в целях обеспечения субъектов градостроительной деятельности информацией, необходимой для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства в границах v земельного участка; источниками информации для подготовки градостроительного плана земельного участка являются документы территориального планирования и градостроительного зонирования, нормативы градостроительного проектирования, документация по планировке территории, сведения, содержащиеся в Едином государственном    реестре недвижимости,     федеральной     государственной информационной системе    территориального    планирования, государственной

информационной системе обеспечения градостроительной деятельности, а также технические условия подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.

На основании п. 9 и п. 10 ч. 3 ст. 57.3 ГрК РФ в градостроительном плане земельного участка содержится информация об ограничениях использования земельного участка, в том числе если земельный участок полностью или частично расположен в границах зон с особыми условиями использования территорий; о границах зон с особыми условиями использования территорий, если земельный участок полностью или частично расположен в границах таких зон.

На основании ч. 1 ст. 48 ГрК РФ архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации (в том числе путем внесения в нее изменений в соответствии с ГрКРФ) применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику или иному правообладателю (которому при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности органы государственной власти (государственные органы), Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом», Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос», органы управления государственными внебюджетными фондами или органы местного самоуправления передали в случаях, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, на основании соглашений свои полномочия государственного (муниципального) заказчика) земельного участка, а также раздела проектной документации «Смета на капитальный ремонт объекта капитального строительства» при проведении капитального ремонта объекта капитального строительства в случаях, предусмотренных ч. 12.2 настоящей статьи.

Согласно п. 1 ч. 6 ст. 48 ГрК РФ в случае, если подготовка проектной документации осуществляется индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом на основании договора подряда на подготовку проектной документации, заключенного с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, застройщик, технический заказчик, лицо, ответственное за эксплуатацию здания, сооружения, региональный оператор обязаны предоставить таким индивидуальному предпринимателю или юридическому лиц градостроительный план земельного участка или в случае подготовки проектной документации линейного объекта проект ""ч планировки территории и проект межевания территории (за исключением случаев, при " которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории, а также случая, предусмотренного частью 11.1 настоящей статьи).

Согласно ч. 1 ст. 49 ГрК РФ проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, подлежат экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 3, 3.1 и 3.8 настоящей статьи.

На основании ч. 1 ст. 51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного ч. 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации; разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных ГрК РФ.

В соответствии с п. 8 ч. 3 ст. 55 ГрК РФ для ввода объекта в эксплуатацию необходима схема, отображающая расположение построенного, реконструированного объекта капитального строительства, расположение сетей инженерно-технического обеспечения в границах земельного участка и планировочную организацию земельного участка и подписанная    лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора строительного подряда), за исключением случаев строительства, реконструкции линейного объекта.

Судом установлено, что на объект «Магазин» на земельном участке с кадастровым номером: <данные изъяты> выдано разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 27.07.2020 № RU50-15-16237-2020.

Согласно схеме, отображающей расположение построенного, реконструированного объекта (позиция 5) мусорные контейнеры располагаются на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты>.

В силу ч. 5 ст. 1    Федерального закона от 13.07.2015    №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон о регистрации) государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

На основании п. 1 и п. 2 ч. 1 ст. 10 Закон о регистрации в реестр границ вносятся следующие сведения о зонах с особыми условиями использования территорий:

-    индивидуальные обозначения таких зон и территорий (вид, тип, номер, индекс и другие обозначения);

-    описание местоположения границ таких зон (границ территорий (подзон) в случае, если в границах зоны с особыми условиями использования территории выделяются две или более территории (подзоны), в отношении которых устанавливаются различные ограничения использования земельных участков) и территорий.

Однако правообладателями земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> истцы не являются.

В градостроительном плане земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> от 14.02.2018 № RU50340000-MSK000319, подготовленного Главным управлением архитектуры и градостроительства Московской области, сведения о зонах с особыми условиями использования территорий отсутствуют.

Допрошенный в качестве специалиста Мудров И.С. пояснил, что им проведен осмотр фактически построенного здания магазина, установлено, что оно соответствует проектной документации, в связи с чем не имелось оснований давать какие-либо другое заключение для решения вопроса о вводе объекта в эксплуатацию, кроме положительного.

В соответствии с ч. 1 ст. 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

На основании ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Разрешая заявленные требования в порядке гражданского судопроизводства, суд исходил из того, что истцами не представлено доказательства нарушения ответчиком действиями выдаче разрешения на размещение объекта капитального строительства, разрешения на строительство № RU50-15-13923-2019 от 24.07.2019 г. с изменениями и дополнениями от 5.09.2019 года и 9.09.2019 года, разрешения на ввод в эксплуатацию объекта по адресу: <данные изъяты>, их прав и законных интересов, в связи с чем не нашел оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, основанными на правильно установленных обстоятельствах, подтвержденных представленными доказательствами, которым судом дана надлежащая правовая оценка в их совокупности в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ.

Отклоняя доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия также учитывает, что земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> реализован в качестве высвобожденного недвижимого военного имущества Вооруженных Сил Российской Федерации в соответствии с приказом Министра обороны РФ и передан изначально в собственность ООО «Перспектива» на основании договора купли-продажи высвобождаемого военного имущества (ответ ФСБ России, том 6, л.д. 180). Доказательства незаконности отчуждения указанного участка из владения Минобороны России не представлены.

Доводы о нарушении благоустройства также несостоятельны, поскольку из ответа администрации городского округа Балашиха от 3.12.2020 г. (том 5, л.д. 19) следует, что работы по восстановлению нарушенного благоустройства территории, расположенной по <данные изъяты> после проведения земляных работ проведены в полном объеме. Также из материалов дела следует, что строительства здания магазина осуществлялось в пределах границ земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, что также подтверждается схемой планировочной организации земельного участка (том 1, л.д. 130). Также из ответа начальника управления городских округов Балашиха, Реутов Мособлархитектуры ( том 1, л.д. 226) следует, что постановлением администрации городского округа Балашиха от 6.05.2009 № 146/13-ПА утвержден проект планировки и межевания территории жилого микрорайона на территории войсковой части 13815 по адресу: <данные изъяты> в соответствии с которым на земельных участках с кадастровыми номерами <данные изъяты> предусмотрено размещение объектов культурно-бытового назначения. Данные участки расположены в многофункциональной общественно-деловой зоне. Размещение магазина не противоречит действующему градостроительному регламенту для данной зоны и относится к основному виду разрешенного использования земельных участков. Размещение объектов по указанному адресу не приведет к сокращению придомовых территорий существующих жилых домов и уменьшению нормированных элементов благоустройства, в том числе детских и спортивных площадок, парковочных мест.

Судом первой инстанции правильно определены правоотношения, возникшие между сторонами по настоящему делу, а также закон, подлежащий применению, правильно определены и в полном объеме установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно распределено между сторонами бремя доказывания указанных обстоятельств. Доводам сторон и представленным ими доказательствам дана надлежащая правовая оценка в их совокупности, а также в совокупности с установленными фактическими обстоятельствами.

Выводы суда основаны на материалах дела.

Руководствуясь ст. 193,199, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Красногорского городского суда Московской области от 13 декабря 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Татарниковой Н. А., Татарникова Д. С., Трохина В. Н., Фатеевой Н. Ф., Фатеева А. М., Манаенковой И. И., Маркеловой Н. Ю., Демьяненко А. В., Демьяненко О. Н., Синева Е. Н., Карташова Р. А., Постнова А. Е., Спыну Н. С., Чебанова А. Г., Шутикова Д. В., Букина С. В., Буданова А. Н., Будановой Е. Р., Журавлева А. И., Шмидт М. Г., Цукановой Е. Д. без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

33-34381/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Демьяненко Ольга Николаевна
Трохин Владимир Николаевич
Букин Сергей Владимирович
Буданова Евгения Раисовна
Шутиков Даниил Валерьевич
Татарникова Наталья Александровна
Чебанов Александр Георгиевич
Карташов Руслан Александрович
Буданов Александр Николаевич
Татарников Дмитрий Сергеевич
Цуканова Евдокия Дмитриевна
Синёв Евгений Николаевич
Фатеев Анатолий Михайлович
Постнов Александр Евгеньевич
Маркелова Надежда Юрьевна
Манаенкова Инна Игоревна
Журавлев Андрей Иванович
Демьяненко Алексей Викторович
Шмидт Марина Геннадьевна
Спыну Нина Сергеевна
Фатеева Нина Филипповна
Ответчики
Министерство жилищной политики Московской области
Другие
ООО "Пик Комфорт"
Администрация г.о. Балашиха
ИП Павелко В.А.
ФГКУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России
ИП Толмазов Антон Дмитриевич
Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области
Суд
Московский областной суд
Судья
Рыбачук Е.Ю.
Дело на сайте суда
oblsud.mo.sudrf.ru
26.10.2022Судебное заседание
01.11.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.11.2022Передано в экспедицию
26.10.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее