Решение по делу № 2-1468/2023 от 12.10.2023

Решение

Именем Российской Федерации

г. Черемхово                                23 ноября 2023 года

Черемховский районный суд Иркутской области в составе судьи Пластинина Е.Ю., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Дархановым А.С., с участием помощника Ангарского межрайонного природоохранного прокурора ФИО2, представителя ответчика ФИО3, действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ангарского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации, Зерновского муниципального образования и неопределенного круга лиц к <данные изъяты>. о возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку отходов,

Установил:

Ангарский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с настоящим иском в порядке ст.45 ГПК РФ. В обоснование заявленных требований истец указал, что Управлением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по <адрес> и <адрес> ДД.ММ.ГГГГ проведено выездное обследование земельного участка с кадастровым номером , по результатам которого выявлена свалка отходов на площади 9837 кв.м в границах координат: 53.081979°СШ, 103.154919°ВД; 53.080968°СШ, 103.155077°ВД; 53.081385°СШ, 103.155811°ВД; 53.080470°СШ, 103.156813°ВД; 53.079852°СШ, 103.157023°ВД; 53.079017°СШ, 103.157464°ВД; 53.076402°СШ, 103.158707°ВД; 53.073824°СШ, 103.159778°ВД; 53.072348°СШ, 103.159352°ВД; 53.072270°СШ, 103.159050°ВД; 53.081317°СШ, 103.152893°ВД.

Свалка отходов по компонентному составу состоит из шифера, стеклянных банок и бутылок, бетонных плит, проволоки, обломков фундамента и кирпича и других видов отходов. Государственная собственность на земельный участок не разграничена, а его арендатором является ФИО5. на основании договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с администрацией Черемховского МО на срок до ДД.ММ.ГГГГ. Наличие несанкционированных свалок влечет за собой причинение вреда всем компонентам окружающей среды и нарушает основные принципы государственной политики в сфере обращения с отходами производства и потребления, направленные на их ликвидацию.

Обращаясь с иском, просит обязать ФИО6. в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку отходов на земельном участке с кадастровым номером , на площади 9837 кв.м в границах координат: 53.081979°СШ, 103.154919°ВД; 53.080968°СШ, 103.155077°ВД; 53.081385°СШ, 103.155811°ВД; 53.080470°СШ, 103.156813°ВД; 53.079852°СШ, 103.157023°ВД; 53.079017°СШ, 103.157464°ВД; 53.076402°СШ, 103.158707°ВД; 53.073824°СШ, 103.159778°ВД; 53.072348°СШ, 103.159352°ВД; 53.072270°СШ, 103.159050°ВД; 53.081317°СШ, 103.152893°ВД.

В судебном заседании представитель Ангарской межрайонной природоохранной прокуратуры ФИО2, действующий на основании прав по должности, иск поддержал по доводам, в нем изложенным.

Представитель ответчика ФИО3, действующая на основании доверенности, в судебном заседании с исковыми требованиями фактически согласились, указав, что в настоящее время решается вопрос об исключении из границ арендуемого участка местности со свалкой.

Ответчик ФИО7., третьи лица при надлежащем извещении в судебное заседание представителей не направили.

Исходя из сведений о надлежащем извещении лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания, размещении информации о рассмотрении дела в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» на интернет-сайте Черемховского районного суда <адрес>, суд не усмотрел препятствий в рассмотрении дела по имеющейся явке.

Суд, заслушав участников процесса, изучив материалы дела, исследовав представленные доказательства и оценив их в совокупности, посчитав возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц, приходит к следующим выводам.

Судом установлено, что земельный участок общей площадью 164660 кв.м., с кадастровым номером по адресу: <адрес>, 3500 м северо-западнее д. Петровка, вдоль ВСЖД, состоит на кадастровом учете, данные о правообладателе земельного участка отсутствуют. Участок находится в аренде у Ли А.Г. на основании договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ, что следует из выписки из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ, приобщенной к материалам дела.

Вид разрешенного использования земельного участка - для сельскохозяйственного производства.

Конституции РФ установлено, что каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст.5-8).

В силу статьи 210 ГК РФ обязанность по содержанию имущества возлагается на его собственника.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 13 ЗК РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель.

В соответствии со статьей 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в частности осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать порядок пользования лесами, водными и другими природными объектами и не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.

Таким образом, обязанность по охране земель возлагается на собственника земельного участка.

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ Управлением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по <адрес> и <адрес> проведено выездное обследование земельного участка с кадастровым номером , по результатам которого выявлена свалка отходов на площади 9837 кв.м в границах координат: 53.081979°СШ, 103.154919°ВД; 53.080968°СШ, 103.155077°ВД; 53.081385°СШ, 103.155811°ВД; 53.080470°СШ, 103.156813°ВД; 53.079852°СШ, 103.157023°ВД; 53.079017°СШ, 103.157464°ВД; 53.076402°СШ, 103.158707°ВД; 53.073824°СШ, 103.159778°ВД; 53.072348°СШ, 103.159352°ВД; 53.072270°СШ, 103.159050°ВД; 53.081317°СШ, 103.152893°ВД.

Установлено, что свалка отходов по компонентному составу состоит из шифера, стеклянных банок и бутылок, бетонных плит, проволоки, обломков фундамента и кирпича и других видов отходов.

Согласно заключению по результатам проведения выездного обследования, проведенному Управлением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по <адрес> и <адрес>, свалка отходов на земельном участке с кадастровым номером не устранена.

Согласно п. 2 ст. 13 Федерального закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с данным Федеральным законом.

Статьей 13.4 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» установлено, что накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. Накопление твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации, и порядком накопления (в том числе раздельного накопления) твердых коммунальных отходов, утвержденным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, Согласно пунктам 2, 9, 10 Правил обращениями с твердыми коммунальными отходами, утв. постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ , потребители осуществляют складирование твердых коммунальных отходов в местах сбора и накопления твердых коммунальных отходов, определенных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии со схемой обращения с отходами. Складирование твердых коммунальных отходов осуществляется потребителями в местах сбора и накопления твердых коммунальных отходов следующими способами: в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы); в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках; в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором.

Под контейнером понимается мусоросборник, предназначенный для складирования твердых коммунальных отходов, за исключением крупногабаритных отходов. Контейнерной площадкой является место накопления твердых коммунальных отходов, обустроенное в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначенное для размещения контейнеров и бункеров.

Потребителям запрещается складировать твердые коммунальные отходы вне контейнеров или в контейнеры, не предназначенные для таких видов отходов, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации (п. 15 Правил обращения с отходами).

В нарушение вышеуказанных норм меры по ликвидации отходов на земельном участке с кадастровым номером арендатором земельного участка не приняты. Участок захламлен отходами, которые размещены непосредственно на земле за границами специально оборудованных мест их размещения.

Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ , вопрос о возложении обязанности по устранению захламления на расположенных на территории муниципальных образований земельных участках в случае, если виновное в причинении вреда лицо не установлено, должен решаться на основе определения правообладателя соответствующего земельного участка вне зависимости от вида отходов, которые несанкционированно размещены на земельном участке.

Нарушение земельного законодательства, законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления приводит к нарушению предусмотренного ст.42 Конституции РФ, ст. 11 ФЗ «Об охране окружающей среды» права граждан на благоприятную окружающую среду, поскольку ухудшают состояние почвы, в результате чего оказывается негативное воздействие на окружающую среду, что может повлиять на здоровье жителей населенного пункта и близлежащих районов <адрес>.

При установленных обстоятельствах суд приходит к выводу, что требования Ангарского межрайонного природоохранного прокурора являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные в решении суда действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Устанавливаемый судом срок должен отвечать принципу разумности и, кроме того, обеспечивать соблюдение баланса интересов сторон.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд РФ, защита нарушенных прав не может быть признана действенной, если судебный акт не исполняется, поскольку исполнение судебного решения, по смыслу части 1 статьи 46 Конституции РФ, следует рассматривать как элемент судебной защиты.

Рассматривая вопрос о сроке для исполнения решения суда, о котором заявлено прокурором, суд находит его разумным.

В силу ст.103 ГПК РФ с ответчика в доход соответствующего бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 300,00 рублей.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Решил:

Исковые требования Ангарского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации, Зерновского муниципального образования и неопределенного круга лиц к ФИО8 о возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку отходов - удовлетворить.

Обязать ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца д. <адрес>, паспорт гражданина РФ , в течение 3 (трёх) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку отходов на земельном участке с кадастровым номером 38:20:080602:366 в границах координат 53.081979°СШ, 103.154919°ВД; 53.080968°СШ, 103.155077°ВД; 53.081385°СШ, 103.155811°ВД; 53.080470°СШ, 103.156813°ВД; 53.079852°СШ, 103.157023°ВД; 53.079017°СШ, 103.157464°ВД; 53.076402°СШ, 103.158707°ВД; 53.073824°СШ, 103.159778°ВД; 53.072348°СШ, 103.159352°ВД; 53.072270°СШ, 103.159050°ВД; 53.081317°СШ, 103.152893°ВД.

Взыскать с ФИО10, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца д. <адрес>, паспорт гражданина РФ , в доход соответствующего бюджета государственную пошлину в размере 300,00 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Черемховский районный суд <адрес> в течение месяца со дня его вынесения.

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья                                     Е.Ю. Пластинин

Копия верна: судья                            Е.Ю. Пластинин

Подлинник решения подшит в деле Черемховского районного суда <адрес> по иску Ангарского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации, Зерновского муниципального образования и неопределенного круга лиц к Ли Антону Гоцяновичу о возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку отходов.

2-1468/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Ангарская межрайонная природоохранный прокурор в интересах Российской Федерации, Зерновского муниципального образования и неопределенного круга лиц
Ответчики
Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Ли Антон Гоцянович
Другие
Управление Россельхознадзора по Иркутской области и Республике Бурятия
ООО "РТ-НЭО Иркутск"
Администрация Зерновского МО
Администрация Черемховского района
Суд
Черемховский районный суд Иркутской области
Судья
Новикова Ольга Андреевна
Дело на сайте суда
cheremhovski.irk.sudrf.ru
12.10.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
12.10.2023Передача материалов судье
17.10.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.10.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.10.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.11.2023Судебное заседание
23.11.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.11.2023Судебное заседание
23.11.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее