АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
16300 0, г. Архангельск, ул. Логинова, 17
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Архангельск
Дело №
А05-8993/2011
Резолютивная часть решения объявлена 11 октября 2011 года
Полный текст решения изготовлен (решение принято) 12 октября 2011 года
Арбитражный суд Архангельской области
в составе судьи Чуровой А.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Романовой Е.С.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Северного управления государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (ОГРН 1072901004230)
к индивидуальному предпринимателю Мартынову Андрею Юрьевичу (ОГРН 304290111700089)
о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
при участии в судебном заседании представителей:
от заявителя – Филимонов С.А. по доверенности от 04.07.2011;
установил:
Северное управление государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - Управление, административный орган) обратилось в арбитражный суд Архангельской области с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя Мартынова Андрея Юрьевича (далее – ИП Мартынов А.Ю., предприниматель) к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) за осуществление предпринимательской деятельности по перевозке внутренним водным транспортом пассажиров и грузов с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Представитель административного органа на заявленных требованиях настаивает.
Ответчик, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства (подпункт 2 части 4 статьи 123 АПК РФ), своего представителя в судебное заседание не направил, в связи с чем суд рассмотрел дело в его отсутствие в порядке части 3 статьи 206 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Как следует из материалов дела, в отношении ИП Мартынова А.Ю. проведена проверка деятельности соблюдения требований по обеспечению безопасности судоходства на внутреннем водном транспорте, предотвращения загрязнения окружающей среды, соблюдения лицензионных требований и условий, в ходе которой были выявлены нарушения, отраженные в акте проверки от 22.08.2011.
По результатам проведенного административного расследования 30 августа 2011 государственным инспектором линейного отдела СУ ГМРН в отношении ИП Мартынова А.Ю. составлен протокол №Фи-000013 об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
В соответствии с частью 3 статьи 23.1 КоАП РФ Управление обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении ИП Мартынова А.Ю. к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Суд находит заявленное требование подлежащим удовлетворению с учетом следующих фактических обстоятельств по делу, установленных в судебном заседании.
Мартынов Андрей Юрьевич зарегистрирован в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 304290111700089. Ему выдана лицензия серии ВВТ-2 № 014735 на осуществление перевозки внутренним водным транспортом пассажиров, сроком действия до 27 августа 2013 года, а также лицензия серии ВВТ-1 № 014734 на осуществление перевозки внутренним водным транспортом грузов, сроком действия до 27 августа 2013 года.
Архангельской транспортной прокуратурой с участием специалистов Архангельского линейного отдела Северного управления Госморречнадзора 19 июля 2011 года проведена проверка исполнения законодательства о безопасности плавания Российской Федерации у индивидуального предпринимателя Мартынова А.Ю., в ходе которой установлены нарушения в области безопасности плавания.
29.07.2011 заместителем транспортного прокурора вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении предусмотренном ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ, а 01.08.2011 государственным инспектором Архангельского линейного отдела Северного управления Госморречнадзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Филимоновым С.А. вынесено определение № Фи-10 о проведении административного расследования.
Кроме того, в соответствии с планом проверок Северного управления на 2011 год и приказом начальника управления-главного государственного инспектора госморречнадзора от 09.08.2011 № 239/П, Архангельским линейным отделом в период с 16.08.2011 по 22.08.2011 была проведена плановая выездная проверка индивидуального предпринимателя Мартынова Андрея Юрьевича на предмет выполнения требований по обеспечению безопасности судоходства на ВВП, предотвращения загрязнения окружающей среды; соблюдения лицензиатом лицензионных требований и условий.
В ходе проверки установлено, что на судах, принадлежащих предпринимателю, отсутствуют документы Российского речного регистра на право их эксплуатации; самоходный паром «СП 15» эксплуатируется в отсутствие сертифицированных спасательных средств; отсутствует должностное лицо, ответственное за безопасную эксплуатацию судов, аттестованное на право занятия этой должности; отсутствует журнал проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, проводимых органами государственного контроля (надзора).
По результатам проверки административным органом составлен акт от 22.08.2011 № 23/11, с которым ИП Мартынов А.Ю. ознакомлен под роспись, копию получил 22.08.2011.
В целях устранения выявленных нарушений предпринимателю 22.08.2011 выдано предписание №Фи-23/11 со сроком выполнения требований до 25.09.2011.
Извещением от 22.08.2011 ИП Мартынов А.Ю. уведомлен о необходимости явки в Управление 30.08.2011 в 11 час. 00 мин. для составления протокола по делу об административном правонарушении по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ, ему разъяснены права и обязанности лица, привлекаемого к административной ответственности. Извещение получено предпринимателем лично 22.08.2011.
30 августа 2011 года в отсутствие предпринимателя должностным лицом Управления составлен протокол № Фи-000013 о совершении предпринимателем административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, - грубое нарушение лицензионных требований и условий при осуществлении предпринимательской деятельности по перевозке внутренним водным транспортом пассажиров. Копия протокола направлена предпринимателю почтой.
По мнению суда в действиях предпринимателя имеется состав административного правонарушения по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ установлено, что осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечёт наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от четырёх тысяч до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. При этом в примечании к названной части указано, что понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
В соответствии с частью 2 статьи 4 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации (далее - КВВТ РФ) федеральный орган исполнительной власти в области транспорта в соответствии с международными договорами Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации утверждает в установленном порядке в пределах своей компетенции правила и другие нормативные правовые акты, регулирующие связанные с судоходством, перевозкой и переработкой грузов, содержанием и использованием внутренних водных путей отношения и обязательные для исполнения организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности и физическими лицами.
Согласно пункту 4 Положения о лицензировании перевозок внутренним водным транспортом пассажиров, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 49, лицензионными требованиями и условиями, предъявляемыми при осуществлении перевозок пассажиров, являются, в том числе: а) соблюдение лицензиатом требований по обеспечению безопасности судоходства, правил плавания судов по внутренним водным путям, правил перевозок пассажиров и их багажа и правил предотвращения загрязнения с судов сточными и нефтесодержащими водами внутренних водных путей, утверждаемых в соответствии с Кодексом внутреннего водного транспорта Российской Федерации; е) наличие у лицензиата (соискателя лицензии) должностного лица, ответственного за осуществление перевозок пассажиров, имеющего высшее профессиональное образование и стаж работы в области перевозок пассажиров судами внутреннего водного транспорта не менее 3 лет за последние 10 лет работы; ж) наличие у лицензиата (соискателя лицензии) должностного лица, ответственного за безопасную эксплуатацию судов, аттестованного на право занятия этой должности; з) наличие на каждом судне, используемом лицензиатом для перевозок пассажиров, документов, предусмотренных статьей 14 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации.
Пунктом 5 Положения определено, что грубыми нарушениями лицензионных требований и условий является неоднократное (2 раза и более) нарушение лицензионных требований и условий, установленных подпунктами "а", "в", "з", "и" пункта 4 настоящего Положения.
В соответствии с требованиями статьи 14 КВВТ РФ на судне, зарегистрированном в Государственном судовом реестре Российской Федерации и осуществляющем судоходство по внутренним водным путям, должен находиться, в том числе, подлинник свидетельства о годности судна к плаванию с указанием его класса или с классификационным свидетельством.
Согласно части 1 статьи 35 КВВТ РФ самоходные суда внутреннего плавания с главными двигателями мощностью не менее чем 55 киловатт, несамоходные суда вместимостью не менее чем 80 тонн, все пассажирские и наливные суда подлежат техническому надзору и классификации органами технического надзора и классификации судов Российской Федерации.
В нарушение указанных требований на борту парома «СП 15», который осуществлял перевозку пассажиров и автотранспорта по маршруту с. Лешуконское - руч. Мельничный, отсутствовали классификационные свидетельства Российского речного Регистра, в том числе – свидетельство о годности судна к плаванию.
Более того, как зафиксировано в акте проверки от 21.08.2011, на всех судах, принадлежащих предпринимателю (т/х «Архлеспром-143», т/х «Ерш», т/х «Красногорск»), отсутствовали документы Российского речного Регистра на право их эксплуатации.
Данный факт подтверждается письмом старшего эксперта Архангельского участка Северного филиала ФГУ «Российский Речной Регистр» от 13.07.2011 исх. №СФА-06-04, представленный в материалы дела.
В соответствии с подпунктом «а» пункта 4.4.1.5 Правил технической эксплуатации речного транспорта утвержденных Приказом Министерства речного флота РСФСР 03.01.73 №2, запрещается эксплуатация судов если количество спасательных средств (приборов и принадлежностей) меньше, чем предусмотрено правилами Речного Регистра.
Согласно пункту 8.3.1. Правил классификации и постройки судов внутреннего плавания, утвержденных распоряжением Минтранса России от 11.11.2002 № НС-137-р, судно должно быть снабжено спасательными жилетами исходя из обеспечения 100% людей, находящихся на борту.
В нарушение указанных требований 19.07.2011 в период с 18 час 00 мин до 18 час 20 мин и 21.08.2011 года в период с 11 час 00 мин до 12 час 00 мин паром «СП 15» осуществлял перевозку пассажиров и автотранспорта по маршруту с. Лешуконское-руч. Мельничный без спасательных жилетов для пассажиров парома.
В соответствии с пунктом 41 Правил пожарной безопасности на судах внутреннего водного транспорта Российской Федерации, утвержденных Приказом Минтранса РФ от 24.12.2002 № 158, каждое судно оснащается соответствующими конструктивными элементами противопожарной защиты, системами пожаротушения и пожарной сигнализацией, а также противопожарным оборудованием и снабжением.
В нарушение указанных требований закона на борту парома «СП 15» при перевозке пассажиров и автотранспорта отсутствовало противопожарное оборудование.
Выявленные нарушения свидетельствуют о нарушении лицензиатом требований по обеспечению безопасности судоходства, правил плавания судов по внутренним водным путям, правил перевозок пассажиров и их багажа (подпункт «а» пункта 4 Положения о лицензировании).
Кроме того, в ходе проверки установлено, что в нарушение подпункта «ж» пункта 4 Положения о лицензировании перевозок внутренним водным транспортом грузов и пассажиров, утвержденного Постановлением правительства РФ 13 августа 2006 № 490, ИП Мартынов А.Ю. осуществляет деятельность по перевозке пассажиров и грузов в отсутствие должностного лица, ответственного за безопасную эксплуатацию судов, поскольку у него как лица ответственного за безопасную эксплуатацию судов 21.02.2011 закончилось действие аттестационного удостоверения №6.
Таким образом, материалами дела подтверждается, что ИП Мартынов А.Ю. осуществлял 19 июля и 21 августа 2011 года предпринимательскую деятельность по перевозке внутренним водным транспортом (паромом «СП 15») пассажиров и автотранспорта с нарушением обязательных требований и условий, предусмотренных лицензиями.
Решением арбитражного суда по делу № А05-7588/2011 от 16 августа 2011 года ИП Мартынов А.Ю. привлечён к ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ за нарушение пунктов «а», «б», и «з» пункта 4 Положения о лицензировании перевозок внутренним водным транспортом грузов и пассажиров, утвержденного Постановлением правительства РФ 13 августа 2006 № 490.
Следовательно, согласно пункту 5 Положения о лицензировании перевозок внутренним водным транспортом пассажиров, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 49, неоднократное нарушение лицензионных требований и условий, установленных подпунктом «а» пункта 4 Положения о лицензировании, свидетельствует о грубом нарушении лицензионных требований и условий, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Представитель административного органа, принявший участие в судебном заседании, настаивает на применении в отношении ИП Мартынова А.В. наказания в виде приостановлении деятельности на срок 90 суток, ссылаясь на то, что предприниматель, несмотря на неоднократные предписания, не принял мер к устранению допущенных нарушений, обеспечению безопасности пассажиров и грузов.
Как следует документов, представленных Управлением в материалы дела, нарушения при эксплуатации судов, в том числе, отсутствие на пароме «СП 15» свидетельства о годности судна к плаванию, квалификационных свидетельств плавсостава, выявлены в ходе проверки 05.06.2011, о чем ИП Мартынову А.В. выдано предписание. Движение судна с 05.06.2011 запрещено. Актом контрольного осмотра от 19.07.2011 установлено, что на судне отсутствуют свидетельства Российского речного Регистра и спасательные средства. Постановлением об административном правонарушении от 25.07.2011 №19 индивидуальный предприниматель Мартынов А.Ю. привлечен к административной ответственности по пункту 1 статьи 11.13 КоАП РФ. В ходе контрольного осмотра 21.08.2011 установлено, что выявленные нарушения не устранены, однако 21 августа 2011 года Мартынов А.В. осуществлял предпринимательскую деятельность по перевозке внутренним водным транспортом (паромом «СП 15») пассажиров без спасательных жилетов. Свидетельства Российского речного Регистра на судне отсутствовали. Актом от 17.09.2011 исполнения предписания зафиксировано, что требования предписаний от 05.06.2011, от 19.07.2011, от 21.08.2011 ИП Мартыновым А.В. не исполнены, паром «СП 15» осуществляет движение и перевозку автотранспорта и пассажиров.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, заслушав позицию представителя административного органа, суд полагает необходимым приостановить деятельность ИП Мартынова А.В. по перевозке пассажиров и грузов внутренним водным транспортом сроком на 60 суток, поскольку ее осуществление создает существенную угрозу безопасности граждан.
В соответствии с положениями статьи 3.12 КоАП РФ административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, и применяется в случае угрозы жизни или здоровью людей, в том числе, в области транспортной безопасности.
По мнению суда, принимая во внимание длительное неисполнение требований административного органа, неоднократное привлечение ИП Мартынова А.В. к административной ответственности, менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.
Решение суда о назначении административного наказания в виде административного приостановления деятельности исполняется немедленно после вынесения такого решения в порядке статьи 32.12. КоАП РФ.
Арбитражный суд, руководствуясь статьями 202-206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
РЕШИЛ:
Привлечь индивидуального предпринимателя Мартынова Андрея Юрьевича, 05.12.1966 года рождения, уроженца Лешуконского района Архангельской области, зарегистрированного в статусе индивидуального предпринимателя в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей за основным государственным регистрационным номером 304290111700089, проживающего по адресу: 163045, г.Архангельск, пр.Советских Космонавтов, дом 177, кв.137/138, к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде административного приостановления деятельности по перевозке внутренним водным транспортом пассажиров и грузов на срок 60 суток.
Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий десяти дней со дня его принятия.
Судья А.А.Чурова