Дело № 12-283/18
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
г.Сочи 24 июля 2018 г.
Судья Центрального районного суда г. Сочи Краснодарского края Мартыненко С.А. при секретаре судебного заседания Боладян Л.М., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Центрального районного суда г. Сочи дело по жалобе Администрации г. Сочи на постановление по делу об административном правонарушении по ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя главного государственного инспектора Черноморско- Азовского морского управления <данные изъяты> БАВ от ДД.ММ.ГГГГ №/ЧС/2018 администрация г. Сочи привлечена к административной ответственности по ч. 4 ст.8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 30 000 (тридцать тысяч) рублей.
Данным постановлением установлено, что администрация города Сочи, являясь ответственным лицом за организацию электротеплогазоводо - снабжения, водоотведения в городе Сочи, не выполнила возложенные на нее обязанности: не приняла своевременно всех мер по обеспечению организации надлежащего водоотведения, что послужило причиной несанкционированного сброса предположительно горюче-смазочных материалов в водный объект - Черное море.
Представитель Администрации г. Сочи по доверенности БАВ не согласившись с указанным постановлением главного государственного инспектора БАВ., подала жалобу в Центральный районный суд г. Сочи, в которой считает вышеуказанное постановление не законным и подлежащим отмене, последующим основаниям.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» под водоотведением понимается прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения.
Положениями данного Федерального закона на индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (правами которого обладает местная администрация муниципального образования) при осуществлении деятельности, связанной с водоотведением возлагаются определенные обязанности. Одной из таких обязанностей является предотвращение негативного воздействия на окружающую среду при осуществлении водоотведения.
Согласно ч. 4 ст. 8.13 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Объективная сторона правонарушения представляет собой нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение.
Администрация г. Сочи, с одной стороны, как юридическое лицо выступает субъектом деятельности по организации водоотведения, а с другой стороны - органом управления, осуществляющим организацию деятельности в области водоотведения на территории муниципального образования.
Также, администрацией города Сочи во исполнение Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации» были разработаны Правила благоустройства и санитарного состояния территории города Сочи, утвержденные решением БАВ от ДД.ММ.ГГГГ № (приняты на основании Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», а также СанПиН 43-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территории населенных мест»).
В тоже время администрация как распорядительный орган самоуправления муниципального образования не является хозяйствующим субъектом и не осуществляет хозяйственную деятельность, в результате которой могут быть образованы отходы, в том числе горюче-смазочные материалы, сброс которых осуществлен в акваторию Черного моря. Горюче-смазочные вещества, обнаруженные в сетях ливневой канализации, расположенной на пересечении <адрес> и <адрес> г. БАВ, были образованы не в результате деятельности администрации города Сочи.
Между тем, виновное в сбросе загрязняющих веществ в ливневую канализацию лицо главным государственным инспектором Черноморско- Азовского морского БАВ БАВ не установлено.
В соответствии с частью 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Частью 1 статьи 2.1 Кодекса установлено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно статье 1.5 Кодекса лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
При таких обстоятельствах в действиях Администрации города Сочи отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ, ввиду отсутствия вины Администрации города Сочи.
Согласно положениям статьи 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Копия обжалуемого постановления направлена администрации города Сочи посредством почтового отправления (копия конверта прилагается), с почтовым идентификатором 35400869426298.
При этом, согласно отчету об отслеживании отправления с данным почтовым идентификатором данное постановление получено администрацией города Сочи 09.06.2018г. Исходя из изложенного датой окончания срока на обжалование постановления является ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем установленный законом срок на обжалование не пропущен.
Административным органом не доказано наличие в действиях исполнительно распорядительного органа управления состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена частью 4 статьи 8.13 КоАП РФ.
В судебном заседании представитель Администрации г. БАВ по доверенности – БАВ жалобу поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в ней.
Заместитель главного государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Черноморо – Азовского морского Управления <данные изъяты> БАВ. в судебном заседании возражает против удовлетворения данной жалобы как необоснованной, просит в удовлетворении жалобы отказать.
Изучив материалы дела, суд приходит к выводу, что постановление №/ЧС/2018 от ДД.ММ.ГГГГ заместителя главного государственного инспектора Черноморско- Азовского морского управления <данные изъяты> БАВ подлежит оставлению без изменения, а жалоба заявителя - без удовлетворения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на основании Положения о Черноморо-Азовском морском БАВ, утверждённого Приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользование 28,11.2016 №, Приказа Федеральной службы по надзору в сфере природопользование «Об организации постоянного оперативного дежурства БАВ» от ДД.ММ.ГГГГ №, сотрудниками БАВ совместно с аккредитованной лабораторией ФГБУ «ЦЛАТИ» по ЮФО и представителем филиала ФГБУ АМП Черного моря» в морском порту БАВ БАВ 21,04.2018 произведен осмотр территории, прилегающей к Сочинскому морскому порту, а также акватории Черного моря. В ходе обследования установлено, что в районе мелководных причалов №,12,13 морского порта БАВ, напротив кафе «ААА (координаты: широта №; долгота №) осуществляется сброс сточных вод в водный объект - Черное море. На момент осмотра наблюдалось загрязнение, предположительно горюче-смазочным материалом в виде; загрязненных очагов по периметру причалов №№,13 общей протяженностью ориентировочно № метров. Загрязнение акватории водного объекта - Черное море ликвидировано силами АО «СМТП», осуществлен сбор загрязняющего вещества с поверхности водного объекта - Черное море.В ходе контрольно-надзорного мероприятия проведенного без взаимодействия с юридическим лицом осмотрена ливневая канализация, расположенная на пересечении <адрес> и <адрес> г. БАВ, посредством открытия люков. При обследовании установлено наличие загрязнения предположительно ГСМ. В соответствии с вышеизложенным ДД.ММ.ГГГГ по факту правонарушения вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования №/ЧС/2018. Для получения материалов (сведений), необходимых для разрешения дела администрации города Сочи направлено определение об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела об административном правонарушении №/ЧС/2018.
В ходе обследования проведена фото фиксация на фотоаппарат CANONEOS 1300D, инв. №.
ДД.ММ.ГГГГ АО «Морпорт БАВ» были приняты исчерпывающие меры по ликвидации выявленного загрязнения, что подтверждается выпиской из судового журнала т/х «НМС-38» и вахтенного журнала диспетчерской службы. Диспетчерской службой АО «Морпорт БАВ» был направлен т/х «ААА» в район выявленного загрязнения для проведения. мероприятия по ликвидации данного загрязнения (исх. № от 03.052018 г.).
В целях осуществления контроля и мероприятий в части водоотведения естественных и искусственных поверхностных вод с территории муниципального Образования город-курорт БАВ, в соответствии с решением БАВ от ДД.ММ.ГГГГ №, постановлением Главы города Сочи от ДД.ММ.ГГГГ № создано МУЛ г. БАВ «<данные изъяты> которое на основании постановления администрации города Сочи от ДД.ММ.ГГГГ № находится в ведений департамента БАВ хозяйства администрации города Сочи.
В соответствии с пунктом 18.2 Положения о порядке управления муниципальным имуществом города Сочи, утвержденным решением Городского Собрания Сочи от ДД.ММ.ГГГГ №, обязанности по проведению инвентаризации бесхозяйственных объектов водоотведения (ливневой канализации), расположенных на территории города Сочи, и предоставлению в департамент имущественных отношений администрации города Сочи инвентаризационных описей основных средств ИНВ-1 и сличительных ведомостей результатов инвентаризации основных средств, нематериальных активов ИНВ-18, с указанием индивидуализирующих характеристик выявленных объектов недвижимости, а также информации, содержащей описание технического состояния выявленных объектов, адреса местонахождения, и документов, подтверждающих, что объекты недвижимого имущества не имеют собственника, или их собственник неизвестен, или от права собственности на них собственник отказался, возложены на департамент городского хозяйства администрации города Сочи, администрации внутригородских районов города Сочи и МУП г. Сочи «<данные изъяты>».
Согласно информации, поступившей в Управление из администрации города Сочи, в настоящее время ААА проведены мероприятия по инвентаризации сети, ливневой канализации, расположенной на пересечении <адрес> и <адрес> сведения об отсутствии прав собственности на выявленные объекты от краевых и федеральных регистрационных органов (исх. 1.1-13/948 от ДД.ММ.ГГГГ).
Администрация г. Сочи, согласно, Устава города Сочи является исполнительно-распорядительным органом городского самоуправления и организует свою деятельность на основании Устава, Федерального закона № 131-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об общих принципах организации "местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ), нормами действующего законодательства Российской Федерации.
В соответствии с частью 9 статьи 35 Федерального закона № 131-ФЗ представительный орган городского поселения, муниципального района, городского округа обладает правами юридического лица. Представительный орган сельского поселения, внутригородского муниципального образования города федерального значения может обладать правами юридического лица в соответствии с Уставом муниципального образования. Администрация является юридическим лицом на основании свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц от ДД.ММ.ГГГГ серии 23 №.
В соответствии с постановлением ВС РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федераций, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» объекты государственной собственности, указанные в Приложении 3 (объекты инженерной инфраструктуры городов), независимо на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов. В силу указанного постановления, сети ливневой канализации ранее должны были быть переданы в муниципальную собственность.
В силу требований статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе, организация в границах городского округа водоснабжения населения, водоотведения. Под водоотведением в статье 1 Федерального закона от GДД.ММ.ГГГГ № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Закон № 416-ФЗ) понимается прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения.
В силу пунктов 4, 11 части 1 статьи 16 Федерального закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе, организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа. А в случае обнаружения факта такого загрязнения, принять меры по ликвидации (прекращению) данных сбросов в местах общего пользования. Несмотря на то, что водный объект - Черное море находится в федеральной собственности, обеспечение повседневного контроля за экологической обстановкой, расположенных на территории муниципального образования г. Сочи, обязанность по охране окружающей среды и обеспечению надлежащего санитарного состояния указанного водного объекта и прилегающей к нему территории, в данном случае возлагается на орган местного самоуправления. Администрация отнесена к субъекту природоохранной деятельности, на который возложена обязанность по соблюдению законодательства по охране окружающей среды, в том числе путем принятия мер по обеспечению благоприятной окружающей среды. При этом, предприятия и организации на прилегающей территории морского торгового порта ответственны за внутриплощадочные сети канализации на своей территории, которые подключены к внеплощадочным сетям городской канализации, ответственность за состояние которых несет Администрация города Сочи со своими структурными подразделениями в соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ и Уставом Администрации города.
Исходя из анализа вышеуказанных нормативно-правовых актов, содержание, эксплуатация, сетей водоотведения (в том числе бесхозяйных инженерных коммуникаций), осуществление муниципального контроля в указанной сфере, относится к полномочиям органов местного самоуправления.
Административное правонарушение, выраженное в нарушении требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, а именно сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод с превышением ПДК водного объекта рыбохозяйственного значения - водного объекта Черное море, допущено по вине администрации г. Сочи – исполнительно – распорядительного органа муниципального образования города –курорта Сочи, в результате бездействия которого нарушены требования ч. 6 ст. 56 Водного кодекса РФ, что квалифицируется ч. 4 ст. 8.12 КоАП РФ.
Юридическое, лицо - администрация города Сочи о дате, месте и времени составления протокола об административном правонарушении уведомлено надлежащим образом - уведомлением от 23.05.2018г. № (отметка о прочтении от 23.05.2018г.). Представитель юридического на составление протокола об административном правонарушении не явился.
В соответствии с ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Учитывая изложенные нормы и исходя из установленных по делу обстоятельств, административный орган обоснованно пришел к выводу о том, что Администрацией г. Сочи были нарушены требования по охране водных объектов, что и повлекло привлечение юридического лица – Администрации г. Сочи – исполнительно – распорядительный орган муниципального образования г. Сочи к административной ответственности по ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ.
Доводы заявителя о том, что он не был должным образом извещен о рассмотрении дела об административном правонарушении, являются не состоятельными, поскольку опровергаются представленными материалами дела, в которых есть уведомления о направлении извещений в адрес заявителя.
Суд считает, что администрация, с одной стороны, как юридическое лицо выступает субъектом деятельности по организации водоотведения, а с другой стороны - органом управления, осуществляющим организацию деятельности в области водоотведения на территории муниципального образования.
Суд приходит к выводу, что административным органом были полно и всесторонне оценены доказательства, имеющиеся в материалах дела. Всем им дана надлежащая правовая оценка в их совокупности. Оснований для переоценки представленных по делу доказательств не усматривается.
Административный орган обоснованно пришли к выводу о виновности Администрации г. Сочи в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ.
Наказание юридическому лицу – администрации г. Сочи назначено в пределах санкции ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ и в соответствии с требованиями ст. 4.1 Кодекса с учетом характера совершенного правонарушения, его имущественного и финансового положения и с учетом отсутствия обстоятельств смягчающих и отягчающих административную ответственность.
Иные доводы, на которые ссылается представитель администрации г. Сочи по доверенности БАВ в своей жалобе, правового значения по делу не имеют.
Нарушений материальных и процессуальных норм административного законодательства не допущено, оснований для отмены состоявшихся судебных решений не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 30.7, 30.8 Кодекса РФ «Об административных правонарушениях», суд
РЕШИЛ:
Постановление заместителя главного государственного инспектора Черноморско- Азовского морского управления <данные изъяты> БАВ от 05.06.2018 года №№ о привлечении администрации г. Сочи к административной ответственности по ч. 4 ст.8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 30 000 (тридцать тысяч) рублей- оставить без изменения, а жалобу представителя администрации г. Сочи по доверенности БАВ - без удовлетворения.
Решение в течение 10 дней может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Центральный районный суд г. Сочи.
Судья